Характерный актёр. Характерный Типичные роли актера

Более лаконично суть термина определяет «Энциклопедия Британника », согласно которой, характерный актёр - это актёр, играющий яркие роли .

Из истории театра

В кинематографе

Американскими кинокритиками зачастую отмечается, что характерные актёры всегда являются второстепенными персонажами. Профессор Айра Кёнигсберг так определяет характерного актёра в Полном кинематографическом словаре : «Характерный актёр - это артист, который специализируется на второстепенных ролях ярко выраженного и, зачастую, юмористического содержания». Как отмечает известный американский кинокритик Дэвид Томсон , характерный актёр может играть какую угодно роль в фильме, за исключением главной. Диапазон подобных ролей для характерного актёра, согласно Томсону, начинается с ролей основных действующих лиц (при этом не являющихся решающими, ключевыми персонажами) и заканчивается ролями а-ля «появился в кадре и сразу пал замертво» (в американской кинокритике подобных персонажей принято называть «краснорубашечниками »).

Карьера характерного актёра

Театральный и кинокритик Майкл Андерегг отмечает существующую разницу между характерным актёром и кино- или теле звездой , которая заключается в том, что актёр воплощает ту или иную роль, в то время как звезда воплощает себя в той или иной роли .

Есть несколько причин, почему многие актёры выбирают характерные роли. Гораздо проще пройти кастинг на роль второго плана, нежели получить ведущую роль в фильме или сериале. В большинстве фильмов есть только от одного до трёх главных героев, а второплановых характерных обычно больше. Также, важен типаж актёра, по которому он и получает роль: актёры Деннис Хоппер и Стив Бушеми достигли известности играя массу ролей злодеев в кино, а Джейн Линч , Мелисса Маккарти , Лиза Кудроу и Клорис Личмен стали известны по ролям эксцентричных женщин.

Путь к ведущим ролям

Некоторые актёры, которые начинали с характерных ролей, достигли в конечном итоге славы по главным ролям. К ним можно отнести Кэти Бэйтс , которая сыграла свою первую главную роль в 1990 году в фильме «Мизери » и после этого получила ещё пару главных ролей, а также вернулась в статус актрисы эпизода. Вупи Голдберг , Фрэн Дрешер , Анджела Лэнсбери , Хит Леджер , Фелисити Хаффман , Дэвид Кэррадайн , Шон Коннери , Лесли-Энн Даун , Кристофер Ллойд , Уильям Х. Мэйси , Мерил Стрип , Дональд Сазерленд , Джоди Фостер , Дана Дилейни , Мэгги Смит , Тим Рот , Лоуренс Оливье также в разные годы после характерных ролей добивались успеха, играя ведущие роли.

См. также

Примечания

  1. Характерный актёр // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. - М. : Гос. науч. изд-во «Сов. энциклопедия », 1967. - Т. 5. - С. 579.
  2. Литосова М. К. Профессиональная речь актера и режиссёра: терминологические и нетерминологические словосочетания: учебное пособие для студентов театральных вузов. - М. : , 1989. - С. 99. - 208 с.
  3. Романовский И. И. Характерный актёр // Масс медиа: словарь терминов и понятий. - М. : Союз журналистов России , 2004. - С. 400. - 477 с. - ISBN 5-8982-3050-5 .
  4. Дубровская О. Н. Характерный актёр // Театр: Энциклопедия . - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - С. 290. - 320 с. - 5 тыс, экз. -

Характерный

и хара́ктерный , -ая , -ое ; -рен , -рна , -рно .

1. (характе́рный ).

Обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами.

Характерная внешность.

Фигура его [управляющего] имела, напротив того, какую-то приятную соразмерность, стройность даже, и была чрезвычайно характерна. Григорович, Антон-Горемыка.

Токующий косач принимает характерную позу: крылья его опущены, хвост развернут веером, шея раздута, вытянута вперед и слегка наклонена. Календарь охоты.

Белесоватый цвет массивно-кристаллической породы [гранита] и на поверхности суши и в воде настолько характерен, что ошибиться нельзя. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.

2. (характе́рный ).

Присущий, свойственный кому-, чему-л., составляющий чью-л. своеобразную черту, отличительную особенность.

Из окна характерный вид петербургской окраины - крыши, пустыри, дворы, заводские трубы. Короленко, История моего современника.

У художников можно учиться непосредственному восприятию окружающего - свойству, характерному для детей. Паустовский, Поэзия прозы.

3. (характе́рный ) только полн. ф.

Свойственный определенному народу, эпохе (о танцах).

Характерные танцы.

Отмеченный ярко выраженным социальным, бытовым, внешним своеобразием.

Характерные роли. Характерный актер (исполняющий такие роли).

4. (хара́ктерный ). устар. и прост.

Обладающий характером (во 2 знач.), твердой, сильной волей.

Явилась девушка гордая, характерная, добродетельная. Достоевский, Преступление и наказание.

- Умная ты женщина и характерная. А раз так, то с тебя не меньше спрос, чем с Василия. Николаева, Жатва.

Обладающий сердитым, вспыльчивым, упрямым и т. п. характером.

Лев Степанович был человек характерный, сдерживать себя не считал нужным. Герцен, Долг прежде всего.

- Так он у тебя сердитый? - Ой, характерный! Бывало, начнет ругаться - за что? - неизвестно. А. Тарасов, Крупный зверь.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "характерный" в других словарях:

    ХАРАКТЕРНЫЙ, характерная, характерное; характерен, характерна, характерно. 1. (характерный). Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная одежда. 2. (характерный). Ясно выражающий характер… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Имеющий свои отличительные особенности; в просторечии: своенравный, упрямый. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ХАРАКТЕРНЫЙ от слова характер. а) Упрямый. b) Особенный. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    характерный - и характерный. В знач. «властный, упрямый», а также в речи деятелей театра «о роли, артисте, актрисе, воплощающих в творчестве определенный социально психологический тип» характерный. Уж очень она характерна. ҫарактерные роли в пьесах А. Н.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    I хар актерный прил. 1. соотн. с сущ. характер I 3., связанный с ним 2. Выражающий определённый психологический тип. II хар актерный прил. разг. 1. соотн. с сущ. характер I 1., связанный с ним 2. Обладающий тяжёлым характером [ … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Толковый словарь Ожегова

    ХАРАКТЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Упрямый, любящий делать по своему, с тяжёлым, своенравным характером (прост.). Х. мужчина. 2. характерная роль то же, что характерная роль. II. ХАРАКТЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. С резко выраженными особенностямиТолковый словарь Ожегова

    характерный - I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: характерен, характерна, характерно, характерны; характернее 1. Характерным называется то, что является типичным, свойственным кому либо, чему либо. Характерная особенность романа. | Характерный признак… … Толковый словарь Дмитриева

    характерный - I. ХАРАКТЕРНЫЙ I ая, ое. КАРАКТЕРНЫЙ ая, ое. caractère < avoir du caractère. устар. и простореч. Властный, волевой, упорный. БАС 1. Баба хорошая, рассудливая, .. характерная только маленько, командовать любит. Станюкович Ночью. Что ты милка не … Исторический словарь галлицизмов русского языка


Полнокровный сценический образ, созданный талантом актера, в полной мере должен обладать и характером и характерностью.В чем сущность этих понятий? В чем их общность и различие? В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.

«Характер - внутренняя сущность человека, индивидуальный склад его мыслей и чувств . Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. Черты характерав большинстве своем формируются в детстве, и сохраняются у человека, мало изменяясь, в течение всей его жизни. Характер человека проявляется не только в поступках, в работе, но и в человеческих отношениях. В понятие «характер» долгое время входил и «темперамент» человека, но в последнее время эти понятия разведены как наиболее близкие друг другу по своему содержанию, но разных по своему выражению. Чем характер человека отличается от его темперамента?

    Темперамент человека является врожденным, а характер – приобретенным.

    Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер – социальной средой, в которой он живет и развивается.

    Темперамент человека определяет его особенность психики и поведения, в то время как характер – содержание его поступков (этических, моральных и т.п.)

    О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера определения вполне подходят.

    Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», а по отношению к характеру – термином «черты».(13.С.-432).

Характер выражается в характерности (сценической). Характерность - есть способ выявления характера, его внешняя форма. В современном сценическом искусстве эти два понятия - характер и характерность, нерасторжимы и рассматриваются как единое целое. Это не только внешние особенности изображаемого лица, а, прежде всего его внутренний, духовный склад, который проявляется в особом качестве действия, осуществляемого актером на сцене.

1.1. Единство характера и характерности

Особый характер поведения, свойственный данному лицу или группе лиц, мы и называем характерностью, имея ввиду единство этих двух понятий. Когда-то К.С.Станиславский делил характерность на внешнюю и внутреннюю. Постепенно он все больше объединял их. Действительно, трудно понять внешнее поведение человека, не проникнув в его психологию. Всякая характерность(сценическая) является одновременно и внешней и внутренней.

В старом театре характерные роли считались одной из разновидностей многочисленных актерских амплуа. Забота о создании характерности была свойственна только характерным актерам, которым поручались роли возрастные, жанровые, отрицательные или комедийные. Актеры других амплуа, например - любовники, герои, благородные отцы и матери, резонеры и т. п., нередко обходились без всякой характерности, показывая на сцене лишь свои актерские данные или, вернее, привычные штампы. Как говорил К.С. Станиславский: «им не нужны ни характерность, ни перевоплощение, потому что эти лица подгоняют всякую роль под себя...»(16.-С. 214). Борясь против ремесла за утверждение искусства живого человека на сцене К.С. Станиславский ясно выразил свое отношение к вопросу характерности: «Все без исключения артисты - творцы образов - должны перевоплощаться и быть характерными. Нехарактерных ролей не существует » (16.-С.224).

К сожалению, многие студенты во время обучения, даже профессиональные актеры в театре, часто боятся быть смешными, острохарактерными, чтобы не вызывать насмешки со стороны однокурсников, коллег по театру. Глупая привычка относиться к характерному актеру как к второсортному исполнителю, сохраняется до сих пор и вызывает, по крайней мере, удивление. Мое глубокое убеждение - сыграть характерную роль, да еще в эпизоде, гораздо сложнее, чем большую. Актер, играющий главную роль, считает, что у него в роли все написано, и не надо долго мучиться, чтобы сыграть ее. Должен сказать, что актер, который надеется только на роль и на режиссера, обречен на провал.

«Вот летит самолет, - говорил русский режиссер и актер М.Н. Кедров, - летит быстро, красиво! Но чтобы он полетел, сколько одних винтиков, проволочек, рычажков, трубочек и всяких деталей надо. Так и образ получится тогда, когда все винтики, гаечки завинчены, трубочки прилажены и т.д. А если этого нет, то будет бутафория, ковырни - там и нет ничего».(7.-С.143.) Сценический характер возникает из осознания внутренних основ личности, которой надлежит предстать со сцены, а затем рождаются внешние черты роли. Истинно творчески созданный сценический характер образуется в процессе сложного и глубокого взаимодействия личности актера с личностью героя.

Опора на характерность при создании сценического образа необходима всем типам актеров. Но наиболее застенчивым актерам, которые думают, что их человеческая индивидуальность несценична, она особенно необходима. Вот как об этом писал К.С.Станиславский: «Образ, за который скрываешься, можно создать и без грима. Нет, вы покажите мне от собственного имени свои черты, все равно какие, хорошие или дурные, но самые интимные, сокровенные, не скрываясь при этом за чужой образ. Решитесь вы на это? - приставал ко мне Торцов(К.С.Станиславский).

    Стыдно, - признался я, подумав (Названов).

    А если скроетесь за образ, тогда не будет стыдно?

    Тогда могу, - решил я.

    Вот видите! - обрадовался Торцов. - Здесь происходит то же, что и в настоящем маскараде...

Характерность - та же маска, скрывающая самого актера-человека. В таком замаскированном виде он может обнажать себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей».( 17.- С.223)

Но нельзя забывать, что характерность сама по себе, вне замысла спектакля, создания нужного сценического образа, сверхзадачи и сквозного действия роли, только вредна. Такая характерность не перевоплощает, а лишь выдает вас с головой и предоставляет вам повод к «ломанию», «самопоказыванию».

На сцене актер должен не изображать чувства, а жить ими. М.А.Чехов утверждал, что «принятие» на себя характерных особенностей другого лица, дает артисту большую творческую радость. А так как жить можно только своими, а не чужими ощущениями и чувствами, то, значит, без затраты своих человеческих чувств и мыслей невозможно создать правдивый образ. Суть актерского творчества состоит не только в том, что совершаемое актером действие отличается органичностью, но если оно лишено индивидуальных особенностей, присущих изображаемому лицу, то это не искусство, а лишь подступы к нему.

При создании характерности актеры часто используют дополнительные элементы. Грим, парик, наклейки усов, бород, костюм, толщинки, реквизит и т. п., должны лишь подчеркнуть и дополнить образ, воплощаемый актером в действии, и поэтому являются вспомогательными выразительными средствами. Можно создать сценический образ и не прибегая к их помощи. И наоборот, представим себе актера, которому благодаря удачно найденному гриму, костюму, придан характерный внешний облик, но если в роли не найдено действие, то это будет, скорее, достижением художника, а не актера.

Внутренняя характерность образа, т.е. характер , создается из элементов души самого артиста, который отбирает и комбинирует их всякий раз по-иному, извлекая из себя все, что нужно для исполняемой роли, и приглушая то, что ей противоречит. А ощущение внутренней характерности подскажет актеру и характерность внешнюю. В теоретическом рассуждении мы часто для большей наглядности отделяем характер от характерности. Но это разделение, конечно же, условно - тут налицо пример диалектичес кого единства.

Первый путь - от внутреннего к внешнему . Характер и характерность взаимно влияют и дополняют друг друга, т. е. взаимосвязь эта двусторонняя. Когда при разговоре о форме и содержании мы признаем примат содержания, так и здесь мы признаем первенство за характером. Со сценическим характером мы имеем дело тогда, когда актером на сцене создана более или менее явственно определенная личность. Именно личность с целым набором различных личностных характеристик: как персонаж чувствует, как думает, какую биографию имеет, какие действия отличают его от других, какую позицию занимает, за что борется и т.д.

Второй путь – от внешнего к внутреннему . Иногда найти характерность помогает простой внешний трюк. В качестве примера можно привести слова Петра из пьесы «Лес» А.Н. Островского, который объясняет своей невесте Аксюше, что нужно сделать, чтобы их не узнали при побеге: «один глаз зажмурил, вот тебе и кривой». На вопрос учеников, где добыть материал для характерности К.С.Станиславский отвечал: «Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, из реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, романов или от простого случая - все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внутренне самого себя» (17.-С. 205).

Далее К.С.Станиславский пишет: «Оказалось для него самого (Ар­кадия Николаевича) неожиданным, что почему-то одновременно с трюком с губой его тело, ноги, руки, шея, глаза и даже голос сами собой как-то изменили своему обычному состоянию и принимали соответствующую с укороченной губой и длинными зубами физическую характерность... Это делалось интуитивно. А почему? Да потому, что, углубившись в себя и прислушиваясь к тому, что у него происходило внутри, Аркадий Николаевич заметил, что и в его психологии, помимо воли, произошел заметный сдвиг, в котором ему трудно было сразу разобраться. И дальше...внутренняя сторона переродилась от создавшегося внешнего образа, в соответствии с ним». (17.-С. 204)

Есть актеры, которые идут от внешнего рисунка к внутреннему и наоборот, у каждого – свои подходы в работе над образом. Вот почему сейчас, когда мы говорим о необходимости самого пристального внимания к проблеме сценического образа, мы не можем отмахнуться от серьезного анализа того, что может дать нам характерность на пути к перевоплощению. «Характерность при перевоплощении - великая вещь. Ведь если ничего не сделать со своим телом, голосом, манерой говорить, ходить, действовать, если не найти соответствующую образу характерность, то, пожалуй, не передашь жизни человеческого духа... ». (16.-С.201)

Физиолог П. В. Симонов утверждает, что нервные клетки го­ловного мозга и мышцы тела человека тесно связаны друг с другом. Даже ничтожно мелкие импульсы в коре головного мозга человека откликаются в его мышцах. Актер должен знать свое тело, его привычки, ошибки, трудности, как азбуку. Но существует и обратная реакция: мышечная деятельность человека влияет на его психику. Этим, видимо, и объясняется влияние внешнего облика, поведения, манер человека на его внутреннее состояние, характерности - на характер. Но здесь есть одна опасность, о которой хочется предупредить студентов. Выработка внешней характерности через пластику и закрепление ее как основы характерности, а также рациональный отбор или перебор, обедняют поиск характерности. Если я перенял со стороны характерный жест, интонацию, манеру поведения и т. п., то задача заключается не в подражании, не в имитации этого жеста, интонации голоса, а в том, чтобы пропустить их через себя, понять природу заимствованной характерности и сделать ее своей.

Воспользуюсь примером из собственной практики. Работая над ролью бургомистра в спектакле «Одержимая любовью» Ф. Кроммелинка, у меня не получался первый выход на сцену, от которого зависел характер (характерность), этого суетливого персонажа, испуганного обстоятельствами смерти господина Дома, самого богатого человека в этом городке. В поисках характерности пришлось перепробовать разные приспособления - походку, манеру говорить и т.д. Ничего не помогало. Чувство беспомощности навалилось на меня и перешло в страх провала роли. И здесь на помощь пришел режиссер спектакля А.Воробьев. Потеряв терпение, он выскочил из кулисы, приседая и размахивая руками в разные стороны, как курица. Раздался смех актеров, занятых в этом спектакле. Конечно, хорошо, когда актер сам находит и приносит свои наработки и приспособления, помогающие найти внешнюю характерность, но если режиссер предлагает более интересную краску, лучше не сопротивляться, а получить удовольствие от находки и предложения режиссера и сделать своей. Повторив за режиссером, придуманную им походку, у меня мгновенно возник характер этого человека, изменилась пластика тела, способ общения и манера говорить, «пристройка» к партнерам. Стало легко и комфортно в роли. А дольше - дело техники актера.



Просмотров