Конфликт трагедии гамлет. Сюжет и образы основные конфликты и проблемы по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям)

Глубина конфликта в пьесе У. Шекспира «Гамлет»

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении - в эпических и драматических широко и полно, в лирических - в первичных формах.

Это основа сюжетного построения, столкновение противоречий, передающих авторскую мысль. Когда возникает драматическая ситуация, персонаж вынужден действовать: его поступками движет его воля, его интересы. В драме обычно сталкиваются противоположные воли и интересы. Противоположные цели, в борьбе за которые проявляются характеры персонажей. Конфликт образует сюжет, он - содержание сценария и его главная движущая сила, его потенциал движения. На его основе возникают сюжет, характеры, перипетии.

Понятие конфликта само по себе в достаточной степени многообразно. В трагедии же можно говорить о конфликте с разных позиций: в смысле внешней противопоставленности персонажей - Гамлета и его противника Клавдия, Гамлета и Лаэрта.

Можно говорить о внутреннем конфликте в самом Гамлете, о внутренней борьбе его противоречивых устремлений.

Конфликт - есть неотъемлемый момент в каждом фабульном (а часто и бесфабульном, например, лирическом) произведении, и момент совершенно неизбежный; социальная практика всякой социальной группы представляется непрерывным диалектическим движением от одних возникающих на ее пути социальных противоречий к другим, от одного социального конфликта к другому. Разрешая эти противоречия, осознавая их, «общественный человек, воспроизводящий в художественном творчестве свои чувства и мысли», тем самым воспроизводит свои противоречивые отношения к противоречивой объективной действительности и разрешает их.

Всякое художественное произведение представляется, прежде всего, диалектическим единством - единством противоречий. Тем самым оно всегда конфликтно, в основе его всегда существует определенный социальный конфликт и личностный конфликт.

Конфликт совести в трагедии:

Гамлет - просветившийся в гуманизме человек, которому ради выяснения истины приходится совершить шаг назад, к средневековым понятиям о «совести» и «стране, откуда никто не возвращался». Совесть, как и гуманизм, стала современным для нас словом, изменив, расширив свое изначальное содержание. Нам уже очень трудно представить себе, как то же слово воспринималось шекспировской аудиторией, обозначая для нее, прежде всего, страх перед загробным наказанием за свои земные поступки, тот самый страх, от которого новое сознание стремилось освободиться.

«Так всех нас совесть обращает в трусов» - старый русский перевод знаменитой гамлетовской реплики все-таки наиболее верен, с исторической точки зрения. Ведь то же у Шекспира говорит не только Гамлет, но хотя бы и один из наемных убийц в «Ричарде III»: она, «совесть» (так рассуждает этот молодец), «делает человека трусом». И прежде чем совершить злое дело, он ждет, пока у него «совесть» утихомирится, пройдет, словно немочь. 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Рипол классик, 2001. - 784 с.

У Гамлета этот конфликт совести не проходит, и в этом его трагедия. Трагедия в том, что ничего другого, кроме вроде бы раз и навсегда отринутой зависимости от потустороннего, нечеловеческого авторитета, он не находит для опоры и действия, для того, чтобы поставить на место «вывихнутые суставы» эпохи. Одну эпоху ему приходится судить по нормам другой, уже ушедшей эпохи, а это, по Шекспиру, немыслимо.

Гамлет не раз на протяжении пьесы имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, не наносит он удар, когда Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласно древним поверьям, душа убитого отправилась бы прямо в рай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. В том-то и дело! Будь на месте Гамлета Лаэрт, он бы не упустил случая.

«Оба света для меня презренны», - говорит он. Для Гамлета - не презренны, и в этом трагизм его положения. Психологическая раздвоенность гамлетовского сознания носит исторический характер: ее причина - двойственное состояние «современника», в сознании которого вдруг заговорили голоса и стали действовать силы других времен.

Перед задачей восстановления справедливости в «Гамлете» оказывается не один Гамлет, но еще, по меньшей мере, двое молодых, как и он сам, людей: Лаэрт и Фортинбрас. Шекспир, таким образом, рельефно, сравнительно обозначает проблему. Те двое действуют, по контрасту с Гамлетом, руководствуясь непосредственным убеждением, поистине своей волей. В особенности Лаэрту, образцовому молодому человеку своего времени, не требуется никаких санкций, кроме сыновней любви и чувства долга, чтобы отомстить за отца. Не вмешайся король Клавдий, он учинил бы скорую расправу над убийцей. А Гамлет «совестится», ищет нравственно-духовной поддержки там же, откуда получил само известие о вероломном убийстве своего отца.

Перед дуэлью с Лаэртом Гамлет страшит его, говоря:

Хоть я не желчен и не опрометчив,

но нечто есть опасное во мне,

чего мудрей стеречься. Руки прочь! 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х т. - Т. 2 - М., Рипод классик, 2001 - С. 263.

У Гамлета есть своя этика мести. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает кара. Для Гамлета подлинная месть - не физическое убийство. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Этой цели посвящены все действия героя вплоть до сцены «мышеловки». Гамлет стремится к тому, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести и лишь потом нанести удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость.

Сразив мечом спрятавшегося за занавесом Полония, Гамлет говорит:

Что до него,

То я скорблю; но небеса велели,

Им покарав меня и мной его,

Чтобы я стал бичом их и слугою.

Конфликт природы человека и его поведения:

По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий «Гамлет».

Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В течение почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным. Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным.

Гамлет - не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.

Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: «Взор вельможи, меч солдата, язык ученого». 11 Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х т. - Т. 2 - М., Рипод классик, 2001. - С. 197.

Конфликт власти и безволья, имеющий социальный подтекст:

С первого же появления Офелии обозначен главный конфликт ее судьбы: отец и брат требуют от нее отказаться от любви к Гамлету.

«Я буду вам послушна господин мой» - отвечает Офелия Полонию. Так сразу обнаруживается отсутствие у нее воли и самостоятельности. Офелия перестает принимать письма Гамлета и не допускает его к себе. С такой же покорностью она соглашается встретиться с Гамлетом, зная, что их беседу будут подслушивать король и Полоний:

Мне сообщили, будто очень часто

Гамлет стал с тобой делить досуг свой.

Полонию донесли о встречах принца с его дочерью. Он шпионит за нею, как и за сыном, и вот в такой атмосфере возникает любовь Офелии к Гамлету. Этому чувству сразу же пытаются воспрепятствовать.

Любовь Офелии - ее беда. Хотя ее отец приближенный короля, его министр, тем не менее, она не королевской крови и поэтому не ровня своему возлюбленному. Это на все лады твердят ее и брат и отец.

Конфликт жизни и смерти в трагедии:

Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе - бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии от начала до конца. Она начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, потом тонет Офелия, едут на верную смерть Розенкранц и Гильденстен, умирает отравленная королева, погибает Лаэрт, клинок Гамлета наконец достигает Клавдия. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.

Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. Но Шекспир не стремился поразить сознание зрителя историей убийства, уход из жизни каждого из персонажей имеет свое особое значение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы.

Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после первого появления перед зрителями, он выдает затаенную мысль: жизнь стала так отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. О смерти размышляет он в монологе «Быть или не быть?». Здесь героя волнует сама тайна смерти: что она такое - или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь? Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы из опасения попасть в этот неведомый мир.

Гамлет сосредоточивается на мысли о смерти, когда, атакуемый упрямыми фактами, и тягостными сомнениями, не может по-прежнему упрочить мысль, в быстром течении все вокруг движется, и не за что зацепиться, даже не видно спасительно соломинки.

В монологе третьего акта («Быть или не быть») Гамлет четко определяет дилемму, перед которой он стоит:

….покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

Эти слова в который раз подтверждают внутреннюю борьбу Гамлета с самим собой, рефлексию.

Нравственный конфликт героя с обществом в трагедии:

Дело мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни, которые встают перед Гамлетом во всю ширь.

Быть - для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой.

Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал бы быть собой.

Гамлет - человек феодального мира, призванный кодексом чести отомстить за смерть отца. Гамлет, стремящийся к целостности, переживает муки раздвоения; Гамлет, восстающий против мира - муки тюрьмы, чувствует на себе его оковы. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения. Не лучше раз покончить со всеми страданиями. Уйти. Умереть.

Но Гамлет отвергает мысль о самоубийстве. Но ненадолго. После того, как мщение совершилось, герой гибнет, в землю его сводит бремя, которое он не может ни снести, ни сбросить. Что доказывает, что сам Гамлет не в силах жить в данном обществе, не может противостоять ему. Месть забрала все его силы.

Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше и не снились. С его глаз словно спадает пелена. Еще до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, «не успев износить башмаков», в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращенности всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей ее душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану - своему отцу.

Всё это обобщается Гамлетом в картину испорченности мира, который представляется ему «садом, поросшим сорняками». Он говорит:

«Весь мир - тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести свои плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничеству всех окружающих. Таким образом, весь двор и вся Дания оказываются участниками этого убийства, и Гамлету для совершения мести пришлось бы ополчиться против всего мира. С другой стороны, Гамлет понимает, что не он один пострадал от разлитого вокруг него зла.

Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений; но не сама по себе способность к размышлению задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, к которым он приходит в результате размышлений над всем окружающим.

В монологе «Быть или не быть?» он перечисляет бичи, терзающие человечество:

Плети и глумленье века,

гнет сильного, насмешку гордеца,

боль презренной любви, судей неправду,

заносчивость властей и оскорбленья,

чинимые безропотной заслуге.

Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом и чувствующий себя ответчиком за всех. Таков смысл его восклицания (в конце первого акта):

Век расшатался; и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Такая задача непосильна, по мнению Гамлета, для него.

Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не просто кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу:

Распалась связь времен, и в этот ад Заброшен я, чтоб всё пошло на лад!

Таким образом, в трагедии Шекспира «Гамлет» мы находим многообразие вариантов конфликта главного героя, второстепенных персонажей, которые тесно переплетаются между собой и создают единство общего конфликта в пьесе, в центре которого герой и сам конфликт как самостоятельный персонаж произведения, как стена, отделяющая героя от нормальной жизни.

трагедия гамлет конфликт

Наверное, пройдет, еще немало времени, пока герои других произведений мировой литературы смогут как-то оттеснить, ослабить мое внимание к образу шекспировского Гамлета. И сколько бы я не перечитывал трагедию, каждый раз буду сочувствовать ему, захватываться его умом и упрямо искать ответ на вопрос, в чем заключается трагедия его судьбы. Я уверен, что каждый читатель найдет в «Гамлете» что-то свое, близкое его сердцу и уму. И на первом месте всегда будет главное - это этические проблемы: борьба добра и зла, назначение человека на земле, противостояние гуманизма и античеловечности. Читаешь пьесу - и все время кажется, что перед тобой своеобразные весы, на обе чаши которых Шекспир вдоль всего рассказа кладет добродетели на недостатки. Возможно, именно поэтому история о Гамлете - это, по моему мнению, изображение цепи конфликтов. Тех самых конфликтов, которые в совокупности представляют конфликт принца Гамлета с действительностью.

Мне бы хотелось очертить три наиболее весомые составляющие этого конфликта. Главное - это непринятие Гамлетом-гуманистом безобразных недостатков королевского двора. Для принца замок в Эльсиноре представляет собой модель мирового зла. Он это понимает, и постепенно его личный конфликт, связанный с убийством отца, превращается в конфликт исторический. Гамлет в отчаянии, ведь ему противостоит не только Клавдий и даже не зло Эльсинора, а и мировое зло. Поэтому перед юношей стоит вопрос: «Быть или не быть?» Наверное, только решив его, Гамлет снова способен уважать себя как личность:

* Быть, или не быть - вот в чем вопрос.
* Что благороднее? Повиноваться судьбы
* И боль от острых стрел ее терпеть,
* Или, столкнувшись в сердце с морем бедствия,
* Положить край ему? Заснуть, умереть -
* И все. (…)

Именно отсюда, думаю, возникает вторая составляющая конфликта Гамлета с действительностью: протест, стремление к борьбе со злом, разобраться с собственным бессилием. Мощь окружающего зла сильнее честности и порядочности героя. Чтобы преодолеть ее, Гамлет должен сначала уничтожить в себе сугубо человеческие чувства: любовь (разрыв с Офелией), родственные отношения (разрыв с матерью), искренность (игра в сумасшедшего), честность (необходимость врать всем, за исключением Горацио), гуманность (Гамлет убивает Полония, Лаерта, Клавдия, устраивает смертную казнь Розенранца и Гильденстерна, становится причиной гибели Офелии и Гертруды).

Гамлет переступает через свою гуманность, но мы видим, что он пренебрегает ею не по собственному желанию. И мы понимаем: в этом - еще одна составляющая трагического конфликта датского принца. Всю жизнь воспитывая в себе высокие чувства, он вынужден теперь уничтожать их под нажимом безобразной действительности и совершать преступление. Познание человеком себя - вот в чем заключается трагедия Гамлета, а не восприятие этого дела - источник конфликта героя с действительностью.

…Мудрым старшим другом вошел Гамлет в мою жизнь, дав достойный ответ на извечный вопрос о жизненном выборе. Столетиями учил Шекспир своих читателей достоинству, чести и премудростям самопознания, рассказав трагическую историю о датском принце, о сложных философских и моральных проблемах. И я убежден, что новые поколения так же, как прошлое и сегодняшнее, будут по-новому, уже из собственных позиций, перечитывать трагедию, открывая для себя существование зла в жизни и определяя собственное отношение к нему.

Страшное преступление - братоубийство - возникает обстоятельством, которое послужило причиной развития сюжета. Но не события, а реакция Гамлета, его выбор стоят в центре пьесы, и предопределяют философское и идейное содержание. В других обстоятельствах, при других условиях, мыслящим порядочным людям всегда приходилось делать похожий собственный выбор, так как зла много, и каждый рано или поздно сталкивается с его проявлениями в собственной жизни. Смириться со злом - почти то же, что оказывать содействие ему, совесть не разрешит успокоиться, и жизнь превратится в сплошное страдание. Уклониться от борьбы, убежать (ведь в этом случае смерть становится своего рода бегством) - это поможет лишиться страданий, но это тоже не выход, так как зло будет продолжать безнаказанно шириться. Не случайно позднее, уже определившись, Гамлет отбирает у Горацио кубок с ядом: смерть слишком легкий и не достойный настоящего человека способ преодоления трудностей. Но чтобы постичь это, ему пришлось пройти сложный путь.

Начать борьбу для Гамлета - это предать собственные моральные принципы (надо убить собственного дядю), ведь снова моральные страдания. Они усложняются еще и тем, что убийцу, враг Гамлета, - король, олицетворение власти, и каждое действие Гамлета может отразиться еще и на судьбе его страны. Итак не удивительно, что он медлит, прежде чем начать метаться. Тем не менее, само промедление наконец предопределяет гибель героя. Но его не могло не быть. Сомнения и промедления являются естественными для характера Гамлета и для самих обстоятельств. Бездумный выбор тоже не может привести ни к чему хорошему, умный человек не может этого не сознавать.

«Гамлет» Шекспира поставил перед человечеством много философских вопросов. Значительная часть их вечные, и каждое новое поколения читателей, открывая для себя литературное наследство Шекспира, задумывается и будет задумываться вслед за героем «Гамлета» над этими философскими проблемами.

  1. Новое!

    Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы? Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? Шекспир Трагедия Шекспира, и особенно образ Гамлета, всегда вызывали разноречивые отклики. Немецкий поэт В. Гёте объяснял...

  2. В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли...

    Отзыв Лермонтова о Гамлете нужно рассматривать на фоне литературной эпохи. В период наивысшего подъема романтизма Шекспир становится знаменем, величайшим, недосягаемым образцом высокой поэзии. «Наибольшее значение Шекспир имел для французского романтизма...

    Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни...

Рядом с Эльсинором, королевским дворцом Дании, солдаты несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно погибшего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета и он решает увидеть призрака. Встреча с ним Гамлета приводит в ужас и смятение — призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, убил его, и завещает сыну месть. Гамлет поражён и растерян настолько, что решает притвориться сумасшедшим. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью », посылает к нему его друзей — Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы.

В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров. Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действием пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета происходит убийство. После этого Гамлет идёт в покои королевы, перед разговором случайно убивает притаившегося за ковром королевского советника — Полония. Далее он разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа. Король, понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи и возвращается в Данию. Дядя прибегает к уже испытанному приёму — яду. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля. Датский престол переходит к Фортинбрасу, норвежскому правителю. Основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

3 факта потрясли душу:

  • Скоропостижная смерть отца;
  • Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;
  • Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца - дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней”

Гнуснее - так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.


В центре трагедии находится вопрос о ЧЕЛОВЕКЕ, воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.

В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.

Гамлет знает, что его долг — наказать зло, но представление о зле у него уже не соответствует прямолинейным законам родовой мести. Зло для него не сводится к преступлению Клавдия, которого он в конечном счете карает; зло разлито в окружающем мире, и Гамлет осознает, что одному человеку не по силам противостояние со всем миром. Этот внутренний конфликт приводит его к мысли о тщете жизни, о самоубийстве.

Весь арсенал художественных средств трагедии использован для создания ее многочисленных образов, для воплощения основного трагического конфликта — одиночества гуманистической личности среди пустыни общества, в котором нет места справедливости, разуму, достоинству.

Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.


Трагедия Шекспира «Гамлет» была написана почти три сотни лет тому назад, но интерес к ней не угасает и сегодня, на театральных сценах всего мира периодически появляются новые постановки этой пьесы. Исследователи шекспировского творчества утверждают, что нет в истории искусства другого примера такой продолжительной и стойкой популярности. Люди различных национальностей каждого поколения ищут в трагедии «Гамлет» ответы на вопросы, которые их волнуют. Такой постоянный интерес к трагедии можно объяснить философской глубиной и гуманистическим воодушевлением этого произведения. Неоспоримо мастерство великого драматурга, который в художественных образах воплотил общечеловеческие проблемы.

Центральный образ в трагедии Шекспира – образ Гамлета. С самого начала пьесы понятна главная цель Гамлета – месть за жестокое убийство его отца. В соответствии со средневековыми представлениями – это обязанность принца, но Гамлет – гуманист, он человек нового времени и его утонченная натура не приемлет жестокую месть и насилие.

Прежде чем принять решение, он все взвешивает, размышляет над тем, изменится ли что-нибудь в жестоком мире после смерти Клавдия. Гамлет видит вокруг себя лишь подлость и коварство: мать предала память отца и вышла замуж за его убийцу; друзья предали Гамлета и помогают новому королю-преступнику. Разочаровавшись в собственной любви, принц остается совсем одиноким. Трагический оттенок приобретают его размышления о назначении человека (сцена на кладбище). Гамлет считает, что человек – слишком слабое существо, чтобы в одиночку противостоять мировому злу. События трагедии разворачиваются таким образом, будто подтверждают эти мысли главного героя: погибает безвинная Офелия, а зло продолжает оставаться ненаказанным. Гамлет больше не может мириться с такой несправедливостью, но и не имеет достаточно сил для борьбы со злом. Он уверен, что, став убийцей, сам перейдет на темную сторону зла и только усилит его. Автор дает герою несколько возможностей уничтожить Клавдия. Когда король молится в одиночестве, Гамлет случайно оказывается рядом и имеет благоприятную возможность для мести, но решительного шага так и не делает. Клавдий молится и просит прощения за свои грехи, смерть во время молитвы означала в то время полное отпущение грехов и, считалось, что душа человека сразу попадет в рай. Убив Клавдия в такую минуту, Гамлет простил бы ему все причиненное зло, а этого он сделать не мог. Принц переживает сложную душевную борьбу между чувством долга и собственными убеждениями. Он приходит к выводу, что весь мир – тюрьма, где человеческим добродетелям нет места, и каждый обречен на одиночество.

Монологи главного героя раскрывают тяжелые внутренние переживания, которые он испытывает. Постоянно упрекая себя в бездействии, Гамлет пытается понять, способен ли он вообще на решительный поступок. Принц даже задумывается о самоубийстве, но мысль о том, что в потустороннем мире его ожидают те же проблемы, останавливает Гамлета. Он ставит перед собой вопрос: «Быть или не быть?» В итоге, принц понимает, что просто обязан «быть» и действовать. Драматург последовательно показывает развитие характера своего героя. В финале произведения король-убийца наказан, но это происходит не по воле Гамлета, а в результате стечения обстоятельств. Гамлет притворяется безумным и это не случайно: после того, что понял принц, только очень сильный человек может не сойти с ума. Поразительная сила образа Гамлета заключается не в его действиях, а в его ощущениях, которые вместе с ним переживает и читатель. Шекспир в своей трагедии поднимает серьезные философские проблемы: почему человек не может достичь абсолютного счастья и гармонии, в чем заключается смысл жизни человека, можно ли победить зло на земле и другие. Окончательных ответов на эти вопросы дать невозможно. Но Шекспир верит в человека, в его способность создавать добро и тем самым, противостоять злу. Эта вера – и есть путь к ответам на все поставленные вопросы.

Вся жизнь Гамлета прошла перед нами, хотя произведение охватывает лишь несколько месяцев. За этот небольшой срок герой преобразуется из мальчика, который никогда не сталкивался с реальной чернотой жизни, в юношу-философа, готового к решительным действиям. Несколькими штрихами автор изображает портрет Гамлета, каким он был до возникновения в его жизни серьезных проблем. Гамлет – принц Датский, наследник трона, студент наилучшего университета, его жизнь ничто не омрачает. Гамлет хорошо знаком с наукой, литературой, искусством, пишет стихи и знает правила сценической постановки. Как и положено было настоящему человеку того времени, Гамлет отлично владеет мечом. Принц – настоящий гуманист и мыслитель, он обладает острым умом и мог бы стать хорошим правителем.

Как настоящий сын своего отца, Гамлет должен отстоять честь семьи и убить Клавдия, который подло отравил брата-короля. Беда Гамлета в том, что он не решается встать на путь зла, чтобы довести месть до конца. Душевные сомнения терзают его постоянно, и он решает вывести зло «на чистую воду». Для этого Гамлет устраивает представление, надеясь, что убийца раскается. Но король уверен, что никто не догадывается об его грехе. Он раскаивается наедине с самим собой, а Гамлет теряет удобный момент, и убийца плетет интригу уже против него самого. Решительность принца проявляется, когда он убивает Полония, приняв его за короля, а затем хладнокровно отправляет на смерть предателей Гильдестерна и Розенкранца. Только Клавдию принц, почему то так и не решается отомстить.

Гамлет думает не только о личной мести за убийство отца, но и о необходимости бороться со злом, которое носит мировой характер.

Гамлет – человек своей эпохи, имеющей раздвоенный характер. Он понимает, что человек является украшением природы и венцом всего живого на земле, но, с другой стороны, человек – низменное существо, которое недалеко ушло от животных. Принц не верит в существование потустороннего мира. Он способен действовать, и действует, разрываемый сомнениями и угрызениями совести. Гамлет готов к мести, но не решается ее совершить, а его бездействие служит причиной смерти других людей. Возможно, именно благодаря таким людям, как Гамлет, человек продолжает оставаться совершенным созданием, вечно находящимся в поиске истины и ответов на сложные жизненные вопросы.

Обновлено: 2012-04-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Урок № 98

9 класс Дата:16.05.2017

Тема урока: У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Цели урока:

    дать представление о жизни и творчестве У.Шекспира, раскрыть основные теоретические понятия: трагедия, конфликт (внешний и внутренний), вечный образ; разобрать содержание фрагментов трагедии;

    совершенствовать умения и навыки анализа драматического произведения, умение следить за развитием характера героя, выявлять основные проблемы, которые ставит автор в тексте;

    приобщать учащихся к классике мировой литературы; воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Шекспира, наглядный материал, презентации, видеоматериалы к уроку.

Ход урока

Оргмомент

Вступительное слово учителя

Определение темы урока, целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве великого английского писателя В. Шекспира. Начать хотелось бы со слов А.В.Луначарского об этом писателе: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

К сожалению, о жизни В.Шекспира мы знаем меньше, чем хотелось бы, ибо в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не осталось ни дневников, ни писем, ни воспоминаний современников, не говоря уже о сколько-нибудь подробной биографии. Все, что мы знаем о Шекспире, - результат долгих и тщательных изысканий ученых начиная с XVIII веке. Но это не означает, что личность Шекспира полностью скрыта от нас.

ученик представляет доклад о биографии и творчестве Шекспира

Теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдем к самой трагедии “Гамлет”.

Но для начала определимся с литературными понятиями.

Теория (работа с терминами)

Трагедия
Конфликт
Завязка
Кульминация
Развязка
Вечный образ

Трагедия “Гамлет”

Слово учителя

Трагедия “Гамлет” - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя. Эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности.

Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”.

История сюжета трагедии (сообщение учащегося)

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Краткий пересказ истории принца Амлета.

Такова истинная история, которая была взята Шекспиром за основу.

Необходимо отметить, что главное изменение , которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя , который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования.

Главный вопрос урока

В чем смысл трагедии Шекспира “Гамлет”?

Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время?

Работа с текстом

Начнем с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

- Когда перед нами впервые предстает Гамлет?

О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

- Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

- В чем же завязка трагедии?

1. Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери).

2. Встреча Гамлета с призраком.

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.

Итак, 3 факта потрясли душу:

    Скоропостижная смерть отца;

    Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

    Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” (1д., 5 явл.)

Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

- Как вы понимаете слова “Век расшатался”?

Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

-Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка.

Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

- Так каким предстает перед нами Гамлет в начале трагедии?

Истинно благородный. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

- Каков конфликт трагедии? В чем заключается внешний и внутренний конфликт?

Внешний – принц и низменная среда датского двора + Клавдий.

Внутренний – душевная борьба героя.

- Почему Гамлет объявляет себя безумным? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума?

Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения.

- Почему Гамлет не стал действовать сразу же после того, как принял на себя задачу мести?

- Определите кульминацию трагедии.

Монолог “Быть или не быть…” (3д., 1 явл.)

Так в чем вопрос (“что благородней духом?”)

Потрясение лишило его на какое-то время способности действовать.

Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других.

Сцена в сцене” - “мышеловка”.

Каково значение этой сцены?

Действовать надо соответственно с самым высоким понятием о человечности.

Вопрос “Быть или не быть?” смыкается вопросом “Жить или не жить?”

Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.

- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?

    Молитва очищает душу Клавдия (отец умер без отпущения грехов).

    Клавдий стоит на коленях спиной к Гамлету (нарушение принципов дворянской чести).

- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?

Теперь перед нами новый Гамлет, который не знает прежнего разлада; его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым пониманием разлада между жизнью и идеалами. Белинский отмечал, что Гамлет под конец снова обретает душевную гармонию.

Он мучительно встречает свою смерть. Его последние слова: “Дальше – тишина”. Трагедия Гамлета началась со смерти отца. Она возбудила в нем вопрос: что такое смерть. В монологе “быть или не быть…” Гамлет допускал, что смертный сон может быть новой формой существования человека. Теперь у него новый взгляд на смерть: его ждет сон без пробуждения, для него с концом земного существования жизнь человека прекращается.

- Так в чем же трагедия состоит Гамлета?

Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.

Итоги урока. Рефлексия

- Какова основная проблема трагедии, ее основной вопрос?

(представление презентаций учащихся)

В произведении можно говорить о проблеме мести и цареубийства.

В центре трагедии находится вопрос о , воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.

В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.

Домашнее задание

Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?

(возможна дискуссия учащихся)



Просмотров