Материал на тему: сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях фгос до. Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 47 «Радуга г.светлоград Петровского муниципального района Консультация для педагогов Тема: «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология» Подготовил: Воспитатель МБДОУ ДС 47 «Радуга» Дьяченко Н.А. г.светлоград

2 Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому и плохая экология, и несбалан6сированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. Но здоровье - это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название - «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика). Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж). Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия). Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания

3 или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Функции сказок: 1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о постановке целей; о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать. Одна из важных функций сказочной истории это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка. Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева: 1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. 2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они

4 формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок». Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. 3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка». При работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы сказка Л. Пантелеев «Две лягушки». 4. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху. 5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. 6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

5 Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). Основные методы, используемые в сказкотерапии: Рассказывание сказки. Рисование сказки. Сказкотерапевтическая диагностика. Сочинение сказки. Изготовление кукол. Постановка сказки Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если: Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.). Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) : 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

6 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. И вдруг однажды Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Из-за этого Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями. Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной. Мораль сказки Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется. 4. Анализ сказочного сюжета - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился) Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка. Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка? Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? В заключение хочется сказать, что сочинить сказки для детей может каждый. В начале это не легко, но этому можно научиться. Вместо ссор, поучений и наказаний просто сочините вместе с ребенком сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у ребенка, подростка или

7 взрослого. И что самое главное поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. Ведь терапевтические истории предлагают различные варианты действий. Успеха вам! Использованная литература: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии». 4. Заряна и Нина Некрасовы. Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!


Консультация для педагогов октябрь 2016 Воспитатель I кв. категории Дорофеева Ольга Александровна. МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад 12» Троицких Н.В. Воронеж, 2017 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 "Роль художественной литературы в жизни дошкольника, её влияние на развитие речи (словаря) и формирование

Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду. Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 32» ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ Сидоренко Ирина Юрьевна старший воспитатель МБДОУ 32 Здоровье состояние

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физической культуре Копылова Л.В. Здоровье ребенка - превыше всего и наша задача сохранить его. «Здоровье

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Валуйских Анастасия Владимировна педагог-психолог Деминова Елена Юрьевна учитель-логопед Зорина Надежда Александровна воспитатель МБДОУ «Д/С КВ 67» г.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ Подготовил: педагог психолог МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик общеразвивающего вида» Комаркова О.Ю. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

«Здоровье» это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. «Здоровье» - это правильная, нормальная деятельность организма,

Здоровьесберегающие технологии целостная система воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мер которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога ребенка и родителей

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,

БИНАРНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК» Подготовили: воспитатель МДОБУ 20 Уткина М.Н. воспитатель МБДОУ 69 Караськина С.И. Оренбург, 2016 Слайд1 Согласно «Толковому

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ 55 Суджиян Эвелина Эдуардовна Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и

Подготовила Воспитатель Бутлеровская А.К. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма

Консультация для родителей «Здоровье-сберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ключевая проблема сохранения и развития системы дошкольного образования. Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ Павлыга Надежда Артемовна педагог психолог Астапенко Ирина Евгеньевна учитель логопед Поляницина Елена Анатольевна воспитатель МБДОУ «ДСКВ 17» г. Армавир, Краснодарский

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

МБДОУ «Детский сад 1 «Березка» п.г.т. Кукмор» Владимирова Лариса Илларионовна старший воспитатель Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ Цель: конкретизация в представлении

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ДОУ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ПОЗДНЯКОВА С.В. МБДОУ 37 ТЕХНОЛОГИЯ - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (ДЕРКУНСКАЯ В.А)

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

Отчёт МБДОУ детский сад 5 «Радуга» за I полугодие 2015 года по плану работы «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». В последние годы проблема формирования представлений

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении. Актуальная тема для разговора во все времена это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое

Чем ближе рождение ребенка, тем сильнее волнение будущих мам, и волнение это охватывает их задолго до долгожданного события. Ведь беременность это уникальное время, которое нужно прожить не в тревогах,

ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» http://www.art-education.ru/ae-magazine/ 2, 2010 психолого-педагогические

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5КВ» города Богородицка Краткосрочный творческий проект в подготовительной к школе группе Подготовила воспитатель: Грищенко Валентина Сергеевна

«Сказка - лож, но в ней намек - по развитию речи всем урок» Развитие детей дошкольного возраста очень многогранно и индивидуально, важно не упустить ни одной грани. По этому, в нашем детском саду мы проводим

Вид проекта: информационно-творческий Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети седьмого года жизни, воспитатель Жебрякова Л.Ю., музыкальный руководитель Репина И.В. Цель проекта: создание

Физкультурно-оздоровительный проект «Спортивная радуга сказок» для детей среднего дошкольного возраста. МБДОУДС N11 «Радуга» Воспитатель: Елесина О.Н. 2012г. Г. Сасово Содержание: 1. Паспорт проекта. 2.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 5 рабочего посёлка Хор муниципального

Воспитатель Биндарева С.А. МБДОУ 280 «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

«Использование развивающего потенциала народных и авторских сказок в процессе семейного воспитания» Что такое сказкотерапия? Есть люди, которые любят сказки. Есть люди, которые недооценивают их значение,

Классификация сказок Подготовила: Уткина Марина Николаевна, воспитатель МДОБУ 20 Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание СКАЗКА В. Даль «Толковый словарь живого великорусского

Морозова Татьяна Михайловна МАДОУ детский сад 11 «Пересвет» ОБРАЗОВАНИЕ:ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:18 лет email:[email protected] Профессиональное кредо: «Совершенству нет предела»

Инновационные технологии в детском саду Из опыта работы воспитателя филиала МБДОУ детского сада 3 «Золотой ключик» Малиной И.В. Наш педагогический коллектив детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 106 Направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у педагогов, детей, родителей потребности

Педагогический проект: «Роль мультфильмов в развитии и воспитании детей». Рыжкова Ольга Валентиновна МБДОУ д/с 4 «Сказка» г. Никольск Актуальность: Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 1 «Сказка. Адрес: ст.калининская ул. Коваля 6«А» Телефон: 21-7-84 Физинструктор: Анпилова Оксана Анатольевнва Образовательный

Современные здоровьесберегающие технологии Памятка для педагогов Современные здоровьесберегающие технологии Система оздоровительной в ДОУ Виды здоровьесберегаю щих педагогических технологий Время проведения

Взаимодействие родителей в контексте ФГОС по здоровосбережению детей «Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детейсзпр, за их общением показывают, что в группе присутствует

Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад 17 с. Озерское» Горобец Юлия Сергеевна ПРОЕКТ «СЕМЬЯ» Старший дошкольный возраст Выполнила Воспитатель: Горобец Юлия Сергеевна 2017 Вид проекта: групповой, игровой,

Арт-терапия продуктивный способ психологической работы с детьми. В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Проект По формированию основ здорового образа жизни среди детей и родителей средней группы «Радуга» Тема: «Спорт

Ближайшее окружение ребенка, как определяющий фактор психологического здоровья. Презентацию подготовила педагог-психолог МБДОУ «ЦРР д./с 196» Козленкова Н.М. Современное общество становится все более информированным,

Формирование здорового образа жизни в подготовительной к школе группе Выполнила воспитатель МДОБУ детского сада 10 КВ г.богородицка: Г.Н.Чурикова Здоровый образ жизни - разумный, осознанный выбор средств

Обеспечение методической и детской художественной литературой Методическая литература Колво 1. ФГОС Основная образовательная программа "От рождения до школы" 13 2. ФГОС Интеграция в воспитательно-образовательной

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Вольф Оксана Владимировна Здоровье - это состояние полного

Инновационный проект «Волшебный песок» - помощник в работе с особенными детьми» муниципального учреждения дополнительного образования «Фантазия» на присвоение статуса Региональной инновационной площадки

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических

«Апробирование системы музыкально оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ 4 г. Кировска» Королёва А. В., 1 квалификационная категория старший воспитатель МБДОУ 4

Смычагина Ольга Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей» Ямало-Ненецкий

Аннотация рабочей программы по производственной практике по специальности 050144 Дошкольное образование. 1.1 Область применения программы Рабочая программа производственной практики является частью основной

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» Педагогические

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 комбинированного вида г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края Согласовано: Председатель ПМПк МБДОУ детский

Проект родительского клуба «Мы вместе» Срок реализации проекта: долгосрочный. практико-ориентированный. По количеству участников: групповой, коллективный, парный, индивидуальный Характер контактов: родители

Корреционно развивающие зоны Способы использования логопедического кабинета Учебно образовательная зона «Буквоград» Оснащена магнитной доской, наборами дидактических пособий по общему развитию речи, обучению

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников в ДОУ Презентацию подготовила музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад 2 р.п. Семибратово» 1 квалификационной

Перспективный план работы с родителями детей группы Для работы с родителями определили следующую цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и

КАРТА ИННОВАЦИЙ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 32» ФИО АСПЕКТ ИННОВАЦИЯ 1. Василевская Ирина Васильевна Управленческий Тема: «Методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ» Цель:

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Проектная деятельность как средство повышения качества дошкольного образования На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание

Физкультурные праздники и развлечения эффективные формы оздоровительной работы с детьми. Консультация для воспитателей Инструктор по физической культуре: Кальянова Н.А. МДОУ детский сад 7 Февраль 2014

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРОГРАММА «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» М. Панфилова. (для учащихся 1-х классов) 2016

«Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий являетсясказкотерапия , которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Выделяют несколько функций сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Кирилина Екатерина Алексеевна

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Воспитатель

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, В КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В связи с тем, что характер речевых патологий у школьников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы воспитателя в школе V III вида для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Цель сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

Задачи:

    Решать внутриличностные и межличностные проблемы внутреннего мира ребёнка;

    «Лечить» фобические или другие эмоциональные расстройства ребенка;

    Корригировать ситуативные, дезадаптивные реакции;

    Знакомить с новой социальной ситуацией.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:

    речевой статус детей ;

    недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;

    недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

    специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Одна и разновидностей сказкотерапии - персонифицированные сказки.

Персонифицированные сказки – это способ привить ребенку принятые нормы и правила. Тоже можно сказать и о других сказках, ведь ребенок переносит себя на всех главных героев. Но когда он видит на страницах книги себя и своих родных, он воспринимает смысл более глубоко и проникновенно. Он усваевает моментально и хочет соответствовать своему образу в книге: доброму, смелому, отвежному, трудолюбивому, вежливому. В процессе слушания, чтения и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказка «Маша и фея»

(сенсо-моторная алалия)

Цель: выявить отношение дефекту, адаптационные возможности.

Жила-была девочка Маша. Маша была доброй девочкой, но об этом мало кто знал - дружить с ней никто не хотел. А одинока она была, потому что была не такой как все.

Маше иногда казалось, что она совсем не из этого мира, а с какой-нибудь далекой планеты. Ведь иначе почему все люди вокруг, даже самые близкие, будто говорят на чужом языке? Порой даже всё понятно, но чаще - вовсе нет. Даже хорошо известные слова превращаются в странные, нелепые нагромождения бесполезных звуков, понять которые не представляется возможным. Красивое слово «алалия», которое довольно часто произносили люди из окружения Маши, казалось ей названием какой-то сказочной прекрасной страны... Ей так хотелось рассказать это маме, но как это сделать, Маша не знала.

Однажды, в один из обычных дней, Маша гуляла во дворе. Она думала о том, как бы было хорошо сейчас оказаться в том месте, где её бы все поняли и где она понимала бы всех!..

Вдруг Маше на плечо, откуда ни возьмись, вспорхнула большая яркая бабочка. Девочка стояла, не шелохнувшись, боясь спугнуть это чудо, и завороженно смотрела на бабочку.

Бабочка пошевелила крылышками, деловито почистила передние лапки и внезапно у Маши в голове зазвучал тихий голосок: «Здравствуй, Маша!». Маша очень перепугалась, стала оглядываться вокруг, но рядом никого не было. «Я здесь, совсем близко!» - снова зазвучал голосок. - «Не бойся! Я - фея, я появляюсь тогда, когда нужна помощь. Я знаю, что у тебя за беда, и могу тебе помочь». Маша очень обрадовалась. Неужели она наконец-то сможет попасть туда, где ей место?.. Фея, казалось, ловит каждую мысль девочки. Не успела Маша попросить, она тут же ответила: «Я поняла твое желание. Но неужели ты действительно не хочешь измениться сама? Ведь тогда и мир вокруг тебя преобразится!». У Маши промелькнула беглая мысль, что вовсе она не хочет меняться. Зачем это нужно, если лишь по желанию силой волшебства можно изменить всё вокруг?

Фея тихо вздохнула и, ничего не сказав больше, улетела. Маша не успела даже заметить, в какую сторону упорхнула фея, только досадливо пожала плечами и продолжила путь домой. Она не сразу поняла, что что-то не так, но потом удивилась: все люди вокруг молчали. Пели птицы, где-то играла музыка, иногда доносился лай собак, но разговоров людей не было слышно. Даже смеха. Двое мужчин в абсолютной тишине стояли около машины с открытым капотом. Бабушки на лавочке у подъезда сидели рядом друг с дружкой и молча щурились на солнышке. В песочнице лепили куличики угрюмые молчаливые детишки... Вбежав в подъезд, а затем в квартиру, девочка застала в ней таких же тихих и отрешенных родителей. Даже время как будто потекло медленнее, краски померкли.

Маша сразу поняла, в чем дело. Это сделала фея! И сделала из-за нее: ведь Маша так хотела оказаться среди таких же, как она сама... Маша снова выскочила на улицу в надежде, что где-нибудь промелькнут яркие крылышки бабочки. Она быстро шла по дорожке и думала только о том, как уговорить фею вернуть всё назад и не рассердить ее... Прямо навстречу девочке шла молодая женщина. Поравнявшись с Машей, она приостановилась и понимающе улыбнулась. Это была та самая фея - в этом не было сомнений. Маша тоже остановилась и посмотрела в спокойные зеленые глаза женщины, а та произнесла:

- Ну что же, Маша, ты поняла свою ошибку? Ничего и никогда не даётся просто так. Даже волшебство имеет последствия. Я обещала помочь тебе и я помогу. Но ты и сама должна будешь приложить усилия. Мы будем стараться вместе!

Фея исполнила обещание. Маша с ее смогла преодолеть свою беду, нашла много друзей. И больше никогда Маша не мечтала улететь на какую-нибудь далёкую планету, так как поняла, что ее место здесь.

Сказка «В поисках друзей»

Нарушение: сложная (полиморфная) дислалия.

Цель: выявить отношения к дефекту, готов ли принять помощь, способен ли следоватьрекомендациям и прилагать усилия.

Жил – был мальчик Вова. Ему только – только исполнилось семь лет. Но все считали, что ему всего лишь пять. Это был маленький худенький мальчик с темными волосами и большими серыми глазами.

Родители Вовы много работали, и им всей семьей часто приходилось переезжать из одного города в другой. Из-за этого у Вовы было мало друзей. Ведь только-только познакомишься с кем-нибудь, а уже опять нужно уезжать.

Вова часто оставался один дома, и чтобы было нескучно, читал книги. У его родителей была интересная большая библиотека. Вова любил книги, большие и маленькие, с картинками и без, сказки и рассказы об окружающем мире. Книга давала столько много любопытных новых знаний, и так хотелось рассказать о них кому-нибудь!

И вот наступил день, когда Вова пошел в школу. Он очень волновался и ждал этого дня, ведь в школе он обязательно с кем-нибудь подружится и сможет рассказать всем много-много интересного.

Но был у Вовы секрет. Говорил он непонятно, много звуков заменял и не выговаривал: вместо «кошка», он говорил «коска», вместо «коса» - «коша», вместо «зуб» - «жуб», вместо «жаба» - «заба», вместо «корабль» - «колабль» и т.д.

И вот начались уроки. Сначала Вове понравилась школа и учительница, он узнавал много нового и интересного. Но когда Вова хотел рассказать что-нибудь сам, то оказывалось, что его никто не мог понять.

Дети стали смеяться над Вовой, обзывать обидными словами, и никто так и не захотел стать его другом. Тогда Вова перестал разговаривать в классе, но учительница сердилась на Вову, когда он молчал.

И решил Вова не ходить больше в школу. А зачем туда ходить? Ведь он хотел найти там друзей, но мечта его не сбылась.

Однажды мама Вовы пришла домой вместе с незнакомой тетей. Ее звали Татьяна Андреевна. Она была очень доброй и сразу понравилась Вове. Татьяна Андреевна приносила с собой много красивых картинок, учила с Вовой веселые стихи, давала занимательные упражнения. А еще были у нее «волшебные палочки». С их помощью, как по волшебству, язычок Вовы начал принимать правильное положение. Понемногу речь его стала разборчивой и понятной.

Теперь Вова с радостью ходит в школу, теперь его все понимают, и больше никто не обижает. Вова стал учиться на одни пятерки и нашел себе много - много хороших друзей.

Сказка «Волшебный комарик»

(Параротацизм)

Цель: выявить отношения к дефекту, готов ли принять помощь, способен ли следовать рекомендациям и прилагать усилия

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мальчик Вовочка. И красив был мальчишка, и силен, и умен, да вот только никак не мог найти себе верных друзей. Все ребята и девчонки смеялись над Вовой. Ему говорят: «Вовочка, скажи рыба!», а Вовочка в ответ: «Лыба». Ему говорят: «Скажи ракушка!», а он говорит: «Лакушка».

Однажды утром увидел Вовочка, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что кто-то запищал над его ухом, и что кто-то укусил его за щеку. «Ах ты, злой пловолный комалик!» - закричал Вова и стал ловить комара. Поймал его за крылышко, а комар и говорит: «Вовочка, отпусти меня, пожалуйста! Я больше так не буду…Хочешь, я исполню любое твое желание??!». Вова отвечает: «Я очень хочу как все дети плавильно говолить, и тогда у меня появятся длузья» и тутже отпустил маленького пискуна. Комар не обманул мальчишку.

Просыпается Вова утром, потягиваясь, смотрит в окошко и говорит: «Утрррро настало!» и тутже замолчал, не поверив своим ушам. Вовочка очень радостный побежал во двор, где играли дети. Дети услышали, как разговаривает Вова, и перестали над ним смеяться. Так Вовочка обзавелся новыми друзьями.

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекци онной работы при условии учёта возрастных и психологических особеннос тей детей с нарушениями речи школьного возраста.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Благодаря сказкотерапии, значительно, быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы, создается особая среда.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.



Просмотров