Поколение родившееся в конце 80 х. Самое счастливое благополучное поколение россии

Насколько я понимаю, социологи по-разному относят людей к разным поколениям
Например, 1880—1900 -- потерянное поколение
1901—1924 -- величайшее поколение
1925—1945 -- молчаливое поколение
1946—1964 -- беби-бум
1965—1982 -- Поколение X
1983 — начало 1992х -- Поколение Y
начало 1994-х — 2000-е -- Поколение Z

С антинаучной точки зрения можно упростить исследование и попробовать прикинуть, насколько сравнительно более счастливы оказались наши советские-русские разного года рождения.

Ограничил бы этот опрос 50-ми годами (т.е. таких ветеранов как Якунин уже бы не рассматривал) и 2010-ыми годами (т.е. особо не задумывался, насколько хуже-лучше будет тем, кто только что родился (или еще не), когда они более-менее начнут понимать, что вокруг них происходит).

Итак, несколько характеристик для Поколения 50-х.
Вот, что выдаёт Гугл про них

Поколение 50х

Образование, опыт работы, все основные жизненные установки они получили в СССР (в т.ч. негативный опыт). Преимущественно их жизнь становилась комфортнее год от года -- уже не редкостью были стиральные машинки и автомобили. Они начали воспитывать детей и успели передать часть своего советского опыта. Кризисные явления 80-х, 90-х пришлись на момент, когда эти люди были в самом расцвете сил. Кто-то принял и преуспел, кто-то не принял, но "вписался", но в целом -- это люди, которые захватили эпоху как политического так и информационного изменения мира -- большинство из них умеет пользоваться Интернетом, смартфонами, современной техникой, поездила за границей и как-то даже накопила "подушку безопасности" на благополучную старость: квартиру, машину.
Многие из них уже десяток лет (отслужив или отработав 20 лет) получают повышенную профессиональную пенсию, еще вполне активны.
(Управленческий костяк государства состоит из таких людей: Путин, Иванов, Сечин, Козак, Приходько, Трутнев, Пучков, Лавров (1950 -- нижний барьер), Шойгу, Мутко, Роттенберг Б., Ковальчук Ю...)
Чубайс
Большинство здравствующих работающих гуру театра и кинематографа -- тоже оттуда
И музыканты: Гребенщиков, Кинчев, Макаревич


Поколение 60х

Именно эти люди захватили то наилучшее, что мог дать СССР (но и о минусах они получили неплохое представление... при этом у них уже не было ярких воспоминаний о том, каким трудом досталось относительное благополучие "застоя" -- многое воспринималось как данность... поэтому и большая критичность... максимализм как раз и проявлялся как нонкомформиз, критика, неприятие). У многих молодых людей в 20-30 лет в 80-е и 90-е было вполне пластичное отношение к происходящему в период слома, смогли перестроиться (точнее им этого особо и не требовалось). Преимущественно именно им достались возможности 90-х.
В отличие от Поколения 50-х здесь была "легкая победа" -- молодых не пришлось проходить тернистый путь доказательства себя в законсервированной системе СССР.
Кроме Дворковича, Мединского (70е), Никифорова (80е) и упомянутых выше -- весь оставшийся состав Правительства РФ рожден в 60-х)). Поколение 60-х (мне кажется) менее критично воспринимало Перестройку и всё, что за ней последовало. Они занимались собственным развитием, выживанием, бандитизмом. Они полной ложкой гребли открывшиеся возможности и в силу динамичности, молодости, пластичности часто лучше их использовали. Т.е. тут налицо конкуренция в эффективности "освоения" 90х между Поколением 50х и 60х.
И такие фамилии как Ходорковский, Потанин, Прохоров, Абрамович. .. -- говорят, что 60е были успешны
Кстати, многие из 60-х тоже уже на пенсии.


Поколение 70х -- Значительная часть его это Поколение Свидетелей Перестройки (как их называет Политрук) -- и лучше, чем он про это поколение не напишешь

(даже тем, кому в 91-ом было 21, он был еще молод, чтобы всецело осознавать, принимать участие, нести ответственность...+ по минимуму получил негативный опыт взросления в СССР)

непроявленное, само не подозревающее о своём существовании тайное братство. Они имеют общие ценности, отличные от ценностей любых других русских людей, и разделяют уникальный, неизвестный и непонятный предыдущим и последующим поколениям опыт «свидетельства» Перестройке и 90-м, при личной непричастности к грехам и ошибкам тех лет.
родились вблизи слома эпох. Прошли индоктринацию (погружение в моральную систему координат) неповторимым, невероятным и никому с той поры более недоступным советским детством.
всех нас какое-то время честно растили советскими людьми. На нас всё закончилось. Поколение наивных мистиков, скептиков, верящих науке, а не суеверию, последние из книгочеев, Последние из Хранителей и Мечтателей и т.д.
И пенсии, и старость у нас (думаю) будут совершенно другими.


Поколение 80х (очень, очень хорошо знаю это поколение)

мне кажется, что прекрасные люди этого Поколения гораздо в меньшей степени максималисты, чем все предыдущие поколения -- а если уж и есть среди них таковые, то это "бытовые максималисты" (и часто очень материально рассматривающие мир). И даже если они пытаются рассматривать мир не с материальной т.з., он всё равно у них выходит материальный).
При этом они удовольствуются какой-то открывшейся, додуманной, допонятой гранью реальности, на этом успокаиваются и всё происходящее вписывают стежок за стежком в принятую картину мира.
По большей части они получили возможности Нового мира, которые заработало для них поколение отцов: от модных секций, одежд до поездок за рубеж -- т.е. в этом их "пользовании" миром нет ни компромисса, ни сделок с самими собой, ни рефлексии (лишней рефлексии у этого поколения по минимуму). Они часто очень практичны, восприимчивы (но опять же по тем темам, которые "вшиты"), они -- самые лучшие пользователи гаджетов, именно им досталось информационно-коммуникативное "счастье" Новой информационной эры, но им в этом отношении наступает на пятки Поколение 90х.
Это самое сытое Поколение -- Поколение, чей основной опыт пришелся на эру высоких цен на нефть, и они понимают это, так как еще застали, что было что-то до этой эры.
Эти люди будут выходить на пенсию уже в каком-то невообразимо далеком мире (в 40х годах 21 века и позже)


Поколение 90х

по большей части это жертвы глобализации -- как в хорошем так и в отрицательном смысле... они могут быть чудо какие умные и артистичны, но в этом обычно уже какой-то стандарт)). их уже вообще не касается, как происходило изменение государственного организма России -- оно для них так же далеко как Брежнев и Громыко. Есть очень выдающиеся персонажи (в которых родители вложили всю душу и средства), есть какие-то узколобые упыри с фантастическим уровнем незнания элементарных вещей (например, название русской столицы 100 лет назад... ах-да, есть и такие, кто не знает численность населения России)).
Их жизненный опыт (в лучшем случае) исчерпывается эпохой нулевых и поворота 10-х. Это молодежь, весь жизненный путь которых осветил лик (или в зависимости от пристрастий, если таковые успели сформироваться -- оскал)) Путина.
Политика ваша им часто до фени.
Старость их невозможно предвидеть.


Поколение 00х

Это дети и подростки, за которых по настоящему страшно, потому что степень их наивности гораздо больше, чем у людей, выходивших на миллионные митинги в Перестройку. При этом в школе, дома, по ТВ, в Интернетах их "прошивают" какой-то чудовищной смесью патриотизма, похабщины, жизненных установок, что совершенно непонятно, куда может привести изощренная манипуляция этой прошивкой -- к суициду, ярости, самоотверженности.
Но и они уже очень материальны: и в дружбе, и в родственных отношениях.
Они полной ложкой хлебают новую (путинскую) Россию, по большей части они благополучны, ленивы, безинициативны... Они счастливы как элои без морлоков, потому что за морлоков пока отвечают их отцы.
Что с ними будет дальше, совершенно непонятно. Совершенно неочевидно, что это новое Поколение (как и полагается) будет жить более счастливой и содержательной жизнью, чем предшествующие.
Возможно, их взросление тоже придется на перелом...



А теперь простой-непростой вопрос:
какое из живущих Поколение более благополучно (проживает... проживет более благополучную, счастливую содержательную жизнь?

Кому на Руси жить хорошо

Поколение 50-х

13 (16.2 % )

Пересказывать теорию поколений не буду, лишь пару моментов про Игриков обозначу, так как сам к ним принадлежу.

Это поколение перемен, которое с раннего детства видело только нестабильность, и разные положительные, отрицательные изменения, часто резкие. Я говорю в первую очередь о тех кто живет в бывшем СССР - локальные войны, тяжелые 90-е, кризисы.

При нас валюта несколько раз обваливалась, появилась криптовалюта. Некоторые наши ровесники в мире уже миллионеры и миллиардеры.

Как следствие мы быстро адаптируемся к изменениям, умеем жить моментом. Мы поколение заставшее старый доинтернетовский уклад жизни, и новый уже с гаджетами. И можем понять разницу.

Нам нет смысла рассказывать про упорный труд, для того чтобы через 5-10-20 лет добиться повышения, результата - по нашему опыту это слишком много, за это время жизнь слишком изменится, мы мыслим в гораздо более краткосрочной перспективе, и не хотим столько ждать. При этом понимаем что важно не столько количество, сколько качество работы и предприимчивость, умение находить нетривиальные пути.

Нам знакомо что такое специализация, делегирование. У нас нет проблем с доверием, мы не стремимся делать всё сами, и понимаем как ценен специалист, и как важно правильно руководить людьми, не делая за них их работу. Нас раздражают Иксы которые зависли в своих 90-х, и не могут никак начать работать по-другому, двигаться быстрее, не расслабляться, работать не с друзьями, а с профессионалами. Нам при этом несложно понять поколение Z, которое так зациклено на гаджетах и разных других примочках.

В общем как по мне - интересное поколение, многообразное. И главное - на нём будет стоять весь уклад жизни в ближайшее время.

Постсовковое поколение Y во многом несговорчивое, не кооперируется для положительных изменений или прогресса даже в пятилетней перспективе.

Скажи им (нам, чо уж): "Давайте слетаем на Луну. Для этого нужны люди почти из всех профессий".

В ответ получим: "Деньги вперёд".

Они не выяснят никаких деталей проекта, задач, выхлопа. "Деньги вперёд". Точка.

Мало денег - никуда не летим, потому что от злобы растащим ракету не лом.

В совке для кооперации придумали коллективизм, но это .

Сейчас есть теория игр (она уже давно есть, я в курсе, но ведь и сейчас тоже есть), по которой кооперация приносит плюшки. Только это мало кому интересно, потому что едва ли не каждый хочет быть Джобсом/ Маском, но мало кто хочет работать над чем-то крупным.
Опять же, "рыба гниёт с головы" - об этом я тоже в курсе.

Поколение, родившееся с 1970 до 1980. Посмотрите на этих людей. Вроде все разные. Но внимательно приглядитесь.Есть в них что-то общее. Это до сих пор недоуменный взгляд ребенка на окружающую действительность... Взгляд циничный, но до сих пор детский. И я хочу говорить об этом поколении. Нашем поколении. Моем поколении..
Оно изломано, как ветви орешника, уродливо согнуто, как кедровый стланник - нас с детства приучали к одной мировозренческой парадигме, а потом на границе отрочества выбили опору из-под ног и начали ломать на другую, надругавшись над всем прежним.

Поколение за нами уже более рыночное, меркантильное - они уже знают чего хотят и сколько это стоит. Романтика - это в бабушкиных книжках. Там же честь, достоинство и любовь - вещи, к настоящей жизни не имеющие никакого отношения. Реальность - эта "Бригада", джип "ГрандЧерокки" и ботва, которая это не сечет.Это их контрастная жизнь, более молодых и более устремленных, ибо их цель реально достижима.

Поколение перед нами - закоренелые романтики, люди социалистического мышления. "Единица - вздор, единица - ноль" , "Сам погибай, а товарища выручай". Коллективизм, чувство локтя и око Старшего Брата сформировали странную смесь таежного романтизма, высокой интеллегентности, перманентного беспокойства за судьбы мира и внутренней стабильности. Благодаря таким людям была выиграна вторая мировая война, запущен спутник в космос и проложен Бам. Их неуемный и ни на чем не основанный оптимизм, их "собственная гордость" раздражал до последнего проклятых империалистов своей нелогичностью. И если у поколения "после" богом являются деньги, то у поколения "до"- духовность. Извращенная, но все-же духовность.

А посередине мы. Потерянное поколение. Без руля и без ветрил, без цели. Хотим денег, но не хотим бездуховности. Нам скучно в золотой клетке, которую мы видели только по телевизору, но уже нет веры и желания перевернуть этот мир. Ненавидим молодых, более наглых и предприимчивых и с презрением смотрим на "совков", застрявших в эпохе недоразвитого социализма.Чего-то хотим, а кого не знаем. "Павел стоял одной ногой в прошлом, второй - в будущем, а между ног у него была отвратительная действительность" (из школьного сочинения). "Отвратительная действительность" - это мы. Поэтому и бросаемся из крайности в крайность, от наркоманского бреда до божественных откровений, от самоубийств "за просто так" до вершин власти, которая также не приносит нам удовлетворения. Или, забив на все, смотрим на протекающую мимо жизнь философски размышляя о бренности бытия. Поколение нигелистов, все время сомневающихся и в себе, и в окружающей действительности, всегда внутренне неуверенное, скрытое и скрытное, ибо внутри нас маленький ребенок так и не превратился во взрослого. Отсюда и цинизм и похуизм и говенный взгляд на мир. Нам плохо везде. Нас бы пожелеть, но некому, да и сами мы не научились жалости.

И эта постоянная навязчивая мысль, о том, что все, что ты делаешь, ты делаешь не так, не правильно и не в то время. Я не знаю, как это можно описать более толково. Это болезнь. Болезнь взрослых людей с убитым детством.

Я не прошу от вас сочуствия. Я не прошу жалости или понимания.
Я просто хочу, чтобы вы это знали.

Микола Питерский

27/09/2012

В Петербурге на международном кинофестивале документального кино «Послание к человеку» показали фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 28 лет». Когда началась перестройка, режиссер стал снимать семилетних детей. Он спрашивал их о Боге, о Родине и политике, о планах на жизнь и любви.


Ш ли годы. Каждые семь лет Мирошниченко возвращался к своим героям и снимал новую часть фильма. Теперь им 28 лет. Это они сейчас выходят на акции протеста. Это от них будет зависеть будущее России. Впрочем, Сергей Мирошниченко не первый пытается «написать» портрет поколения. Петербургский режиссер Игорь Шадхан еще в 1978 году начал снимать фильм «Контрольная для взрослых». Он следил за судьбой своих героев вплоть до 1994 года. Сергей Мирошниченко и Игорь Шадхан рассказали «МК» в Питере», чем отличаются поколения 70-х и 90-х годов.

Потерянное поколение

В поисках своих героев Сергей Мирошниченко проехал от Литвы до Киргизии, побывал в Грузии, на Урале, в деревнях на Волге и в крупных сибирских городах. В итоге он выбрал 17 ребят. Сейчас жизнь разбросала их по всему свету. Одни из них живут в России, другие в Литве, Грузии, Киргизии, США, Израиле, Франции и Аргентине. Связывает их только одно — все они родились в стране, которой больше нет. В СССР. Они лишь смутно помнят, как с треском разваливалось их гигантское государство. А вот герои Игоря Шадхана всю свою молодость прожили в СССР. Сейчас им около 40 лет.

— Что вы думаете о поколении 70-х годов? Что это за люди?
Игорь Шадхан: — Я скажу на примере тех ребят, которые снимались у меня в картине «Контрольная для взрослых». К слову, я общаюсь со своими героями до сих пор. По большому счету это несчастливое поколение. Многие из них просто потерялись в жизни. Они были советскими детьми, воспитывались в советской системе. А начинать жизнь пришлось уже в других условиях. Перестройка и эти 20 лет их поломали. Не всем удалось достигнуть того, о чем они мечтали. А ведь среди них были удивительные ребята. Например, Илюша Кочоров, который уже, к великому сожалению, умер. Это был красивый, грациозно картавящий парень. Он думал: я, Илюша Кочоров, должен бороться за справедливость, помогать людям, которые нуждаются в моей защите. Но после развала СССР его идеология была в общем-то никому уже не нужна. Главным становились деньги. А Илюша никогда не был делягой. Его душа пела совсем другую песню. И он стал выпивать... Потом от этого и умер. Поколение 70-х годов хотело прежде всего быть хорошими людьми, что-то представлять из себя. Они не носили одежду из Милана, не ездили в туры по всей планете, не передвигались по городу на удивительно дорогих машинах. Для них не это было самым главным в жизни. Вы знаете, ни одна из моих героинь-девочек не вышла замуж за миллионера. Я думаю, этому поколению до сих пор очень тяжело жить, они все еще не приспособились к новому времени. А ведь моим героям уже за сорок лет.

Сергей Мирошниченко:
— Мне кажется, это было поколение поражения. В этих людях отсутствует ген победы. Я преподавал в университете и долгое время не мог увидеть в своих студентах жажду быть первыми. Им нравилось жить в тени. Наверно, им казалось, что в тени ты более сильный. Их вполне устраивала роль изгоев, побежденных. Этому поколению казалось, что лучше всего быть обиженными, гордыми и одинокими.

С широко открытыми глазами

— Сейчас в активную жизнь вступают люди конца 80-х — начала 90-х годов рождения. Чем они отличаются от предшественников?
Сергей Мирошниченко: — Современная молодежь пережила уже два крупнейших потрясения. Сначала во всем мире рухнула идея социальной справедливости. Последствия этого события хорошо заметны именно сейчас. Люди, которые управляют миром, ведут себя как неофеодалы. Они не думают ни о ком, кроме себя. Недавно стало известно, что Билл Гейтс стал богаче еще на 8 миллиардов долларов. И это в то время, когда весь мир переживает кризис! Странно не понимать, что иметь такое богатство — это уже пошло и бессовестно. А вот люди, рожденные в конце 80-х годов, прекрасно это чувствуют. Например, в моем фильме есть Леня. Он сейчас живет в Аргентине. Леня говорит: «Зачем тратить огромные деньги, например, на дорогую технику? Если вы купите телевизор во всю стену, Роналдо на вашем экране лучше играть не будет...» Второе потрясение для нынешней молодежи — это техническая революция. Я думаю, возрождать Россию придется тем молодым людям, которые смогут в это непростое время устоять на ногах. Старшие люди просто не готовы к этому. Они видят для России лишь два пути — сталинский социализм и крайний капитализм. У моего поколения (а я тоже человек 70-х годов) нет стремления к балансу, гармонии. У нас все черно-белое. Мы либо ненавидим, либо отчаянно любим. Возможно, причина такой ограниченности в том, что мы долгое время жили за железным занавесом, мы не видели, как живет окружающий мир. А вот новое поколение куда более открыто. Поэтому только 20-28-летние могут спасти мир от тотального рабства, катастрофы. Сейчас приходят новые студенты, и из Петербурга, кстати, тоже, у которых опять появился этот ген победы. Это очень хороший знак. Это ребята 20-28 лет, они выиграют все «Оскары» и Канны мира. Это те люди, которые готовы биться, сражаться и быть первыми. Может быть, они придумают супертехнику, может быть, наконец, поднимут нашу страну. В моем фильме «Рожденные в СССР» есть героиня Марина. Она сказала: «Государство — это мы, народ». Вы только подумайте, девочка из села произнесла эту фразу! Мы так мыслить не могли. И те люди, которым сейчас по 40, никогда так не думали. Им не приходило в голову, что это мы с вами должны быть государством, что именно нам принадлежит эта страна. А нынешнее поколение 20-летних уже прекрасно понимает, что какие мы, такое и государство. В этом отношении поколение 60-70-х годов просто эгоистично. Оно все-таки успело воспользоваться плодами коммунизма. И привыкло жить, надеясь на кого-то.

Игорь Шадхан: — Поколение 70-х годов — это разочаровавшиеся люди. Этого пока нельзя сказать о нынешней молодежи. Они только нащупывают свою дорогу. Но ясно одно: эти два поколения мало чем похожи друг на друга, потому что жили в разных государствах, в разных мирах. Состоится сейчас в жизни молодой человек или нет, зависит от того, сколько он получает, где работает, кто его папа. А раньше успех зависел, скорее, от способностей. Сейчас человек считается успешным, если имеет несколько квартир, недвижимость за границей, огромный дом в пригороде Москвы или Петербурга. А вот мои героини из «Контрольной для взрослых» мечтали хорошо выйти замуж, иметь детей, любить мужа и не испытывать страшной нужды. О дорогих иномарках они, как правило, не думали. А нынешние молодые люди уже при всем желании не могут плюнуть на материальное благосостояние. Я сейчас преподаю у студентов. Периодически ловлю на себе очень неприятные для меня взгляды. Мол, вы, Игорь Абрамович, конечно, что-то из себя представляете, но нам этого было бы на вашем месте мало...

Восстание рабов

— Но ведь именно молодежь сейчас вышла на митинги протеста. Это ведь не сделало поколение 70-х...
Игорь Шадхан:
— Поколение 70-х выходило на площади, это они сделали 1991 год! В моем фильме «Контрольная для взрослых» есть герой Алеша Караваев. Совершенно замечательный мальчишка был, певун невероятный. Закончил школу с золотой медалью. Так вот, он вместе с тысячами людей выходил на площадь в 1991 году. У меня есть кадры, которые подтверждают это. Кстати, Алеша сейчас — священнослужитель в синагоге. Кто бы мог это предположить 20 лет назад... Думаю, в этом мальчике государство потеряло совершенно удивительного человека. И другой мой герой Олег Сиверс тоже не остался в стороне от тех событий. Поймите, это поколение уже тогда понимало, что Советский Союз не может обеспечить их рост, процветание. Мои герои не были послушными мальчиками социалистической системы. Сейчас молодежь так же недовольна государством. Она вновь выходит на улицы. И правильно делает. Надо протестовать, говорить Владимиру Владимировичу Путину с Болотной площади о своих желаниях. Раз он иначе не слышит...

Сергей Мирошниченко: — Восстание 1991 года было бунтом рабов. Наверно, я слишком жесток к тому поколению. Я сам был тогда вместе со всеми. Но мы больше походили не на рассерженных горожан, а на восставших рабов. А нынешние митинги в Москве, Петербурге — это нечто другое. Туда приходят уже свободные люди, которые верят, что могут изменить нашу страну. Конечно, в этой толпе есть еще рабы. Это они кричат диким голосом банальные лозунги, ничего конкретного при этом не предлагая, не говоря, какое государство они собираются строить. Главное, просто собраться — вот стоят красные рабы, вот синие, желтые. А свободные люди хотят услышать конкретные предложения, как можно исправить ситуацию в нашей стране. За что идти голосовать? За какую систему? Именно эти думающие

25-летние люди и придут вскоре управлять Россией. Вы думаете, почему мой фильм «Рожденные в СССР» смотрят? Вовсе не потому, что я такой хороший режиссер. Просто людям стало интересно, кто такие нынешние 25-летние, от которых уже завтра будет зависеть наш мир. Чем они занимаются? О чем думают? Самое главное — они понимают, что не надо плевать в свое государство. Потому что это все равно что плевать в самих себя, в свое зеркало.

Молодежь без веры?

— В 1991 году не получилось сделать жизнь людей лучше. Почему? И верите ли вы, что это выйдет сейчас?
Игорь Шадхан: — Не получилось потому, что люди верили в идеалы, в честность капитализма, в благородство всех тех, кто сейчас со страшной силой ворует, грабит их. Вот и все. Нынешнему поколению, с одной стороны, будет легче, потому что их запас веры уже практически исчерпан. Они настороженно относятся к любым идеям, предложениям и к людям, которые их высказывают. А с другой стороны, им сложнее, потому что без веры невозможно добиться честности, справедливости. Если не верить, зачем тогда нужна Болотная? Я надеюсь, что у этого молодого поколения все еще получится. Я верю не в их мускулы, а в их разум.

Сергей Мирошниченко: — Причина, думаю, в чрезмерном эгоизме тех людей. Все наше поколение хотело жить только для себя. И это стало катализатором катастрофы. Этого эгоизма нам никогда не простят наши дети, те, которым сейчас 20-25 лет. Нынешняя молодежь, я думаю, будет жить более сложной и честной жизнью. В моем фильме «Рожденные в СССР» есть герой Антон. Его дедушка был редактором газеты «Правда». Сейчас Антон работает в глянцевом журнале, пишет в том числе о сексе. Он зарабатывает не очень хорошим делом, но 10 процентов своей зарплаты отдает в благотворительные фонды. И он, рассказывая нам о своей жизни, не пытается обмануть, приукрасить что-то, найти оправдание для себя. А вот мои ровесники не факт, что нашли бы в себе силы на такую откровенность. У нынешней молодежи есть все шансы для того, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Это большие, очень самостоятельные и интересные люди.

Остановите монстров!

— Что бы вы пожелали этим большим людям?
Игорь Шадхан: — У нас в стране есть невероятно талантливые, интересные люди. Хорошо, если бы для них были созданы все условия. Они должны иметь все, ездить не просто на хорошей машине, а еще и с водителем.

Катерина КУЗНЕЦОВА, фото

Кто они, дети Интернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой? Где живут, что едят, к каким ядам чувствительны?

Тата Олейник

Они вокруг нас! Их становится все больше! Может быть, ты один из них? Следующее поколение наконец нагрянуло, и новая мордашка человечества окончательно стала ясна социологам и антропологам. И они беспокоятся. Говорят, что некому планету в руки передавать: племя молодое ее испортит или потеряет.

Несколько месяцев назад издание Time разродилось статьей о поколении «ЯЯЯ» (англ. - MeMeMe). Как и положено уважающему себя изданию, ничего нового оно не открыло, только свело воедино имеющиеся факты. О том, что планету начинают населять люди, весьма непохожие на своих мам, пап, бабушек и дедушек, говорят давно и много. Но сейчас пришло время, когда можно делать первые выводы. К поколению «ЯЯЯ» (его еще называют millennials - поколением миллениума) относят граждан 1980-2000 года рождения, то есть старшие из них уже достигли возраста Христа, а младшие вступили в бурное время тинейджерства. В России «миллениумы» моложе: потрясения конца 80-х - начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши «миллениумы» начинаются примерно с 1989 года рождения.

Какие они?

Нужно сразу сказать, что к «ЯЯЯ» все-таки относятся в основном жители стран «золотого миллиарда» и население городского Китая (некоторым образом это касается и нас). Да и тут, понятное дело, встречаются люди с самыми разными привычками и предпочтениями - можно говорить лишь о некоем обобщенном портрете поколения.

10 основных особенностей
поколения «ЯЯЯ»

Это первое небунтующее поколение в наблюдаемой истории

К школе, государству и общественным институтам оно относится положительно, устройство мира ему, в принципе, нравится. Студенческие бунты и молодежные протесты, на которых последние двести лет катилась история, сейчас сошли фактически на нет.

Они дружат с родителями

Они любят родителей. Они совершенно не против жить с родителями и вообще не стремятся покидать родное гнездо. Президент MTV Стивен Фридман уже давно отказался от лозунга, с которым MTV когда-то начинало «Телевидение без родителей», - сегодня молодые участники программ предпочитают участвовать в шоу вместе с мамами и папами. «Одно из наших исследований показало, - говорит Стивен, - что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

Они неагрессивны и осторожны

Сталкиваясь с насилием, они теряются и предпочитают в критических ситуациях сначала спрашивать совета в «Твиттере», а потом обращаться к родителям, учителям или в полицию. Эпоха, когда дети, подростки и молодежь предпочитали решать споры не словами, а кулаками, не вмешивая в свои проблемы взрослых, канула в Лету. Ябедничать сейчас не считается зазорным, и молодой человек уверенно ждет, что общество старших разрешит любую неприятную для него ситуацию лучше, чем это сделает он сам.

Они привыкли к одобрению и абсолютно уверены в собственной ценности и важности вне зависимости от того, что они делают и чего добились

Сам факт их существования представляется им чрезвычайно важным для этой планеты и остальных людей. Они искренне уверены, что Вселенная шепчет им в ухо: «Спасибо, что ты есть!»

Они желают жить в зоне абсолютного комфорта и не терпят серьезных не­удобств

Неприятный начальник, напряженный график работы, трудные или скучные задания - все это для них более чем весомые поводы уволиться с самой перспективной работы.

Они активно не любят ответственности

Лишь четверо из каждых десяти молодых американцев хотели бы стать крупными начальниками или руководителями своего бизнеса, а в Европе этот показатель еще ниже. В идеале «ЯЯЯ» предпочитают быть свободными художниками, фрилансерами, в крайнем случае - заниматься чем-нибудь веселым и неутомительным в офисе с хорошим дизайном и дружелюбной атмосферой.

Они помешаны на славе

Никогда еще жизнь известных людей не пользовалась таким вниманием у молодежи: сплетни из мира звезд и обсуждение известных актеров, певцов, шоуменов являются огромной частью их общения.

Они некреативны и неэрудированны, предпочитают пользоваться готовыми схемами и не стремятся изобретать что-то новое

По данным тестов Торренса*, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998-м. Кроме того, представители поколения показывают самый низкий интерес к овладению новой информацией за все наблюдаемые периоды.

Они не любят принимать решений

Самые простые действия - купить рубашку или выбрать десерт - им проще совершать, обсудив предварительно в «Твиттере» с сотней-другой людей.

Они милы, позитивны и беспроб­лемны

Это самое умытое, ухоженное и хорошенькое поколение в человеческой истории.

* - Примечание Phacochoerus"а Фунтика: « Через «Миннесотские тесты оценки творческого мышления», созданные Элисом Полом Торренсом, в США регулярно прогоняют школьников и студентов. Считается, что у этих тестов высокая степень достоверности результатов »

Почему они такие. Часть первая

Природа человека, конечно, неизменна (хотя бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Но вот человечество в целом действительно меняется, что подмечали еще историки древности, хотя тогда социальный прогресс двигался со скоростью осенней сонной мухи. Конечно, факторов, меняющих лицо цивилизации, - огромное количество, но сейчас мы остановимся на одном из них, возможно решающем. Человечество стареет. Оно обрастает уже вполне явной седой бородой, и начиная с XVIII века с каждым годом становится все больше стариков. Средний возраст американца сегодня - 37 лет, россиянина - 39, европейца - 40.

Другиепоколения

Давать смешные названия поколениям начали уже давно. Люди, рожденные на рубеже XIX–XX веков. Попав в юном возрасте на фронты Первой мировой и созрев там, оно вернулось на руины миров своего детства и долго не понимало, что теперь делать. Когда некоторые из них ухитрились не спиться и стали подниматься на ноги, создавать семьи и работать, их накрыла Великая депрессия. Те, кто сумел справиться и с этим, дожили до окопов Второй мировой.
Даты рождения – с 1935 по 1960 год. Самое бунтующее поколение. Хиппи, марихуана, свободная любовь, нет войне во Вьетнаме, Вудсток – в США. Студенческие бунты – во Франции. Шестидесятники-диссиденты в странах соцлагеря. Хорошо разбирались в политике, проявляли высокие интеллектуальные способности, дали мощный пинок науке и культуре.
Люди, рожденные с 1960 по 1980 год. Сейчас на планете хозяйничают именно они. Основные приметы – частые разводы, сокращение рождаемости, недоверие к власти любого рода, высокие интеллектуальные и творческие способности, огромные амбиции.
Поколение Y
Так именовались «миллениумы», когда еще катались в колясочках и было совершенно непонятно, какими они станут.

Вот, например, средний возраст римлянина эпохи Империи был 12 лет, что сильно сказывалось на общем состоянии дел. Сегодня в таких возрастных границах пребывает, скажем, Сомали. И когда сейчас родители бранят ленивого школьника, намекая ему, что в его возрасте некоторые уже командовали армиями и управляли государствами, а он все не приучится носочки складывать в корзинку для грязного белья, школьник, если бы учился лучше, мог бы резонно возразить, что управляли, конечно, и командовали, но управление было соответствующим. В пятнадцать лет преотлично можно объединяться в стаи и идти мочить ненаших гадов, а вот чтобы создать эффективную экономическую политику и развитые дипломатические отношения с соседями - тут требуются кое-какие знания и большой житейский опыт.

Ведь взрослый человек устроен иначе, чем подросток. Ответственность за окружающих и забота о них становятся куда важнее, чем слава, чем битвы, чем кипящий в венах адреналин, хотя бы потому, что гормональный фон у людей за тридцать выглядит, увы, совсем иначе, чем в конкистадорский период тинейджерства. Чем старше мы становимся, тем мы предусмотрительнее, спокойнее и альтруистичнее (конечно, есть и очень энергичные злющие старикашки, и благонравные сострадательные дети, но и те и другие, скорее, исключение из правил). И это нормально. Возраст защитника, возраст опекуна, что поделаешь. Агрессия сменяется эмпатией - обычный биохимический процесс. Это молодняку нужно отвоевывать место под солнцем, упоенно мутузить друг друга за самок и расчищать себе пространство, а патриархам положено опекать детенышей и урезонивать молодежь, сохраняя безопасность группы в целом.

Пока человечество было молодо, оно любило драки, кровь и насилие: пышные казни на площадях с волочением и потрошением, гладиаторские бои, разрушение Карфагенов и прочие невинные детские забавы. Перешагнув тридцатилетний рубеж, оно выяснило, что теперь другие приоритеты. С каждым годом, добавляемым к среднему возрасту человечества, оно становится все более нетерпимым к насилию, все более требовательным к комфорту, все больше заботится о подрастающем поколении.

Так появились на свет Женевская конвенция, Декларация прав человека, многочисленные общества по защите детей, животных, гомосексуалистов, заключенных - кого угодно. По главному принципу зрелого человека - «Главное, чтобы все были живы и здоровы».

И, конечно, все резче менялось отношение человечества к детям. Где-то до VI века до нашей эры мы существовали в режиме, который этнографы именуют «эпохой инфантицида»: лишних детей убивали, принося в жертву, выкидывая в реки и овраги, а часто просто съедали в ритуально-кулинарных целях (конечно, в развитых цивилизациях, где средний возраст населения благодаря медицине и отсутствию перебоев с питанием был выше 7–8 лет, все обстояло не столь плачевно, но даже там детские жертвоприношения, мягко говоря, не были редкостью). Потом отношение к детям несколько улучшилось. То есть истребление матерью или отцом неугодившего им потомства еще долго было неоспоримым, святым родительским правом (а убийство «бесчестных» дочерей в некоторых странах, скажем в Саудовской Аравии, до сих пор считается гражданским долгом любого родителя), но все-таки в целом детей стали более или менее выращивать, воспитывать и образовывать. Дело это было тяжелое и неблагодарное. Когда на каждого взрослого, перешагнувшего 20-летний рубеж, приходится десять детей и подростков, страна превращается в огромный детский сад, в котором трудно поддерживать порядок.

К счастью, в арсенале древних педагогов имелись эффективные воспитательные средства. Нам сейчас даже трудно представить себе то количество трепок и колотушек, которое получал среднестатистический ребенок, имевший несчастье родиться в период с X века до нашей эры по XVIII век эры нашей. Можно ознакомиться с трудами известных «историков детства», например Филиппа Арьеса или Ллойда Демоса, чтобы составить себе представление о том, какой пыточной комнатой была детская вплоть до начала новейшей истории.

Младенцев пеленали так туго, что те впадали в некое подобие анабиоза - сил у них хватало только на то, чтобы тихонько дышать, не беспокоя своим плачем окружающих. Чтобы приучить проситься на горшок, их с двух месяцев регулярно окунали попой в ледяную воду после каждого «нелицензированного» опорожнения, и уже к полугоду дети древности отличались потрясающей в этом смысле опрятностью. Шлепать ребенка начинали с самого нежного возраста, а с года-­двух уже регулярно секли. Из школ доносились такие вопли, что цену аренды домов по соседству приходилось снижать. В самых дорогих и престижных школах били еще усерднее (символом Итона до самого последнего времени была розга). Истязание детей было освящено традицией, Библией и обществом.

А куда было деваться? При наличии десятка детей чуть ли не в каждой семье никакой возможности индивидуально и бережно работать с каждым ребенком не было. Скажем, французскому философу и писателю XVI века Мишелю Монтеню повезло: его родители считали, что детей надо воспитывать только лаской и любовью. Но они были знатны, неимоверно богаты, и Мишель был у них один. При наличии десяти нянек и изобилии свободного времени родители Монтеня могли позволить себе иметь самые современные взгляды на педагогику. Большинство же других родителей, мечтавших о том, чтобы ни один из многочисленных отпрысков не стал вором и убийцей и не кончил жизнь на виселице, вынуждены были вести себя с детьми иначе. Хорошо битый ребенок обычно реже опасно шалил и проявлял несколько большее усердие в учебе, чем его сверстник, чьи родители, слишком занятые добычей хлеба насущного, пренебрегали долгом воспитания.

Но наконец свет любви, добра и отсутствия рукоприкладства начал просачиваться и в детскую. Первые серьезные мысли о том, что дети тоже люди и надо бы с ними помягче, появились в трудах отцов-иезуитов, учителей иезуитских колледжей. Потом эту мысль стали транслировать просветители конца XVIII века. В XIX веке в Европе появляются семьи, отказывающиеся от физического наказания детей. На них смот­рят как на диковинку, их ругают в прессе, их не поощряет правительство, но их становится все больше. Рождаемость падает, средний возраст человечества растет. Теперь на одного взрослого в цивилизованном мире приходится всего 2-3 ребенка, а это уже совсем другое дело. В XX веке наказания все больше выводят из государственных и даже частных школ, оставляя их на усмотрение семьи. Но по-прежнему домашняя порка, в меру строгая и без членовредительства, воспринимается как нечто правильное и естественное. А вот после Второй мировой, когда массовая гибель молодежи во многих странах одним скачком сделала человечество еще старше, нетерпимость к насилию выросла настолько, что появились первые голоса, требовавшие ограничить родителей в праве на избиение детей. Генеральная Ассамблея ООН в 1959 году выпускает Декларацию прав ребенка, которая провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Уже половина всех детей, рожденных в 60-70-е годы прошлого века, не подвергалась физическим наказаниям. И наконец, в 1990 году вступает в действие Конвенция о правах ребенка, в которой вводится полный запрет на любые телесные наказания, а также жестко ограничивается право родителей и опекунов на многие другие способы давления на детей. Конвенцию подписали все страны - члены ООН, кроме США (там существует свой, тоже весьма строгий в этом отношении закон), Южного Судана и Сомали.

При соотношении «один ребенок на одного взрослого», которое имеется сейчас в странах «золотого миллиарда» и в Китае, требования Конвенции становятся вполне выполнимыми.

Почему они такие. Часть вторая

«Миллениумы» были рождены, когда родители впервые за всю историю вообще перестали бить детей, лишать их обеда и даже ставить в угол. Часто «миллениумы» вообще единственные дети в семье, хотя, возможно, у них есть брат или сестра. Их старались не ругать, им объясняли, их уговаривали.

Следуя педагогическим инструкциям, родители не забывали ежедневно повторять своим детям, что любят их больше всех на свете, что они самые замечательные, красивые и умные. После того как ребенка в пух и прах разносили сверстники на спортивном матче или на творческом конкурсе, родители немедленно сообщали проигравшему, что невероятно им гордятся. Он же смог, он же выстоял, он же не расплакался и не описался, когда занял последнее место! Да он же герой! В начальных школах больше не ставят оценок, особенно плохих, а за хорошо выполненные работы раздают золотые медали и серебряные звезды. Потому что ребенка нельзя лишать уверенности в себе, как бы он ни был туп, ленив и несносен; он должен знать, что он самый лучший и что все его любят.

Под страхом уголовной ответственности родители перестраивают дома, делая их безопасными для детей. Все острые углы замотаны мягкими прокладками, лестницы закрыты воротцами, розетки - заглушками. Сначала до 12, а теперь и до 14 лет в большинстве штатов США, например, нельзя оставлять ребенка одного - ни дома, ни на улице. Комендантский час - запрет на появление несовершеннолетних на улице вечером - работает почти во всех странах Конвенции.

Детский труд запрещен, общество жестко ограждает ребенка от контакта со всем, что может представлять для него опасность: с сигаретами, алкоголем, эротикой, нежелательной информацией. Резко ограничиваются контакты ребенка с любыми взрослыми, не являющимися его роди­телями или учителями. Половая неприкосновенность ребенка становится задачей номер один. В Нью-Йорке, скажем, взрослому категорически запрещено входить на детские площадки без ребенка до 12 лет. За пристальный взгляд на ребенка на улице или за попытку с ним заговорить вполне реально оказаться в полицейском участке.

Более того, общество начало жестко бороться с насилием в детской среде. Если в 60-х годах шведский Малыш, друг Карлсона, мог прийти из школы с огромным синяком под глазом, потому что они с Кристером кидались друг в друга камнями, а мама Малыша лишь вздыхала и угощала его плюшками, то сегодня шведские школьники, швыряющие друг в друга камни, стали бы ЧП национального масштаба.

Вот так и появились «миллениумы». Им незачем бунтовать, потому что родители никогда не были с ними суровы. Они боятся агрессии, потому что никогда с нею не сталкивались. Они несамостоятельны, потому что каждый их шаг контролировался, а все действия программировались. Они некреативны, потому что им не приходилось справляться с трудностями и искать пути выхода из опасных ситуаций. Они интеллектуально неразвиты, потому что круг их общения был ограничен в основном сверстниками, а ребенок взрослеет и умнеет лишь в окружении людей, превосходящих его по интеллекту. Они не жаждут много работать и зарабатывать, потому что практически незнакомы с лишениями. Они не рвутся к успеху, потому что с младенчества знают как аксиому, что они и так прекрасны во всех отношениях, им не надо никому ничего доказывать. Им нравится выкладывать в «Инстаграм» снимки надкушенных ими бутербродов, потому что они уверены: все с ними связанное неизбежно вызывает восхищение у миллионов. Они почти не стремятся создавать семьи, потому что не умеют подстраиваться под других людей, ведь те всегда подстраивались под них. Они помешаны на звездах, потому что в их представлении звезда ведет идеальный для человека образ жизни - она просто выходит из дома, и все говорят «ах!», а папарацци в кустах падают в обморок от счастья.

Тем не менее мы можем ожидать определенных изменений и в производстве, и в международной политике, и в социальной сфере, когда рулить всем этим возьмется поколение «ЯЯЯ» (хотя оно, как мы видим, и не рвется этого делать).

Видимо, курс на социал-демократию будет еще более выраженным, так как «миллениумам» нравятся социальные гарантии. Видимо, еще более усилится бюрократическое влияние государства и надгосударственных образований типа Евросоюза, так как «миллениумы» не умеют бунтовать и не против того, чтобы ими распоряжались. Видимо, малый частный бизнес будет еще больше сокращаться, так как ребята не хотят иметь собственного дела, а предпочитают быть безответственными наемниками. Видимо, этот мир станет еще более скучным, стерильным и безопасным.

С другой стороны, проблема «ЯЯЯ» - это пока еще не всепланетное явление. Южная Америка и Индия с их 18-летним средним возрастом населения несколько иначе смотрят на вещи. И, может быть, основным двигателем прогресса и островами экономической и творческой свободы станут именно они.



Просмотров