Государственный академический театр им. Е

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















История театра Вахтангова

История Театра имени Евг. Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа совсем молодых московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным художеством по системе Станиславского. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний артист также режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию избранного педагога по «системе» Станиславского.

Начать решили разом со спектакля - выбрали пьесу Б. Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких, чеховских тонах. Места своего у Студии никак не было, собирались каждый сутки в новоиспеченом помещении: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры. Все казалось романтичным. Спустя три луны, 26 марта 1914 года, «Усадьбу Ланиных» играли в Охотничьем клубе.

Играли, впрочем, неуверенно, робко, некоторых исполнителей просто никак не было слышно. Но неуспеха своей счастливые артисты даже никак не заметили - отправились в ресторан отмечать премьеру, потом совместно с Вахтанговым всю ночь бродили по Москве, но утром, купив свежие газеты, хохотали над разгромными рецензиями.

После такого позора дирекция Художественного театра запретила Вахтангову какую-либо работу на стороне, и Студия решила «уйти в подполье». Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда и стали называть ее - «Мансуровской»).

Связь Вахтангова со Студией была подобна любви - с ревностью, бесконечным выяснением отношений, нетерпимостью, трагическим разрывом и новым соединением. Самым страшным днем для него был тот, когда в 1919 году из Студии ушли двенадцать одаренных студийцев. Вахтангов был убит, ведь это уже был его дом.

С 1917 года, выйдя из «подполья», бывшая Мансуровская стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». Пришла молодежь из других студий, объявили прием на первый курс школы - так появились Б. Щукин и Ц. Мансурова, за ними - Р. Симонов, А. Ремизова, М. Синельникова, Е. Алексеева.

Репетиции продолжались. Восстановили в новом составе показанное еще в 1918 году «Чудо святого Антония» Метерлинка, летом Вахтангов поставил чеховскую «Свадьбу».

13 сентября 1920 года Студия Е. Б. Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем его Третьей студии. 29 января 1921 года показали премьеру второго варианта «Чуда святого Антония».

13 ноября 1921 года, открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: «Арбат, 26» (там, где Театр им. Евг. Вахтангова находится и сегодня). Особняк Берга Студия выхлопотала для себя еще предыдущим летом и за прошедшее время сделала в нем основательный ремонт. В честь открытия давали «Чудо святого Антония». Этот день и стали считать днем рождения вахтанговского театра.

В 1922 году ушел из жизни тридцатидевятилетний Е.Б. Вахтангов. Спектакли Вахтангова положили начало определенному направлению в театральном искусстве, получившему название "вахтанговское". В гармоничном сочетании глубокого реалистического вскрытия драматургического материала и яркой, праздничной, не чурающейся условности театральной формы спектакля - доминирующая тенденция вахтанговского искусства. "Нет праздника - нет спектакля", - говорил Вахтангов. В тяготении Вахтангова к острой форме, к гротеску, к метафорическому решению спектакля выражалась активная позиция художника - гражданина, убежденного, что "новое искусство должно наиболее глубоко выражать свое отношение к изображаемой действительности". Девиз Вахтангова, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи "С художника спросится!", стал определяющим для всей творческой жизни театра, носящего его имя.

После смерти Вахтангова в 1922-39 управление театром осуществлялось художественным активом, куда входили ученики и последователи режиссёра. В 1938 году главным режиссером был назначен Р.Н.Симонов. Воплотив мечту Вахтангова о непрерывности творческого воспитания актера ("школа-студия-театр"), он создал такой актерский ансамбль, которому по силам решение самых сложных творческих задач. Сын Р.Н.Симонова Евгений Симонов возглавлял театр, будучи его главным режиссером, с 1968 по 1987 год. В 1987 году художественным руководителем театра избран его ведущий артист Михаил Ульянов, прославивший вахтанговскую сцену и российский кинематограф замечательными творениями актерского мастерства.

В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

Большой вклад в становление и развитие искусства театра Вахтангова внесли актёры: Р.Н. Симонов, Мансурова, Захава, Щукин, Завадский, А.Д. Попов, А.Д. Дикий, Н.П. Охлопков, М.Ф. Астангов, Н.О. Гриценко, А.Л. Абрикосов, Ю.П. Любимов, Л.В. Целиковская, Ю.К. Борисова, М.А. Вертинская, Ю.В. Волынцев, И.П. Купченко, В.С. Лановой, С.В. Маковецкий, Л.В. Максакова, Ульянов, В.А. Этуш, В.А. Шалевич, Ю.В. Яковлев, Е.В. Князев, Ю.И. Рутберг, В.А. Симонов и др. При театре работает Театральное училище имени Щукина. С 1931 существует музей, основателем которого была жена Вахтангова - Н.М. Вахтангова.

Современное здание театра Вахтангова построено в 1946-47 (архитектор П.В. Абросимов). Ранее здесь был жилой особняк конца XIX - начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. В начале Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно оказалось почти полностью разрушенным.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство).

Театр Вахтангова – это сочетание яркой формы и глубокого содержания, это жанровое разнообразие, от классической трагедии до озорного водевиля; это прекрасная труппа, в составе которой известные в России и за ее пределами актеры.

Театр Вахтангова – это завоеванные сердца миллионов зрителей России, Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Афин, Стокгольма, Праги, Варшавы, Берлина, Будапешта, Мадрида и многих других зарубежных городов.

За плечами вахтанговского театра уже 90 лет. В молодом задоре его артистов и режиссеров (ветеранов и новобранцев), в стремлении разобраться в сложных нравственных проблемах, пробуждая в непростое сегодняшнее время добрые зрительские чувства, в многокрасочной театральности и заключен секрет творческого долголетия театра.

По-польски "крок" - это шаг: шаг вперед

Если бы Крока не было, его надо было придумать. Как какого-то фантастического героя, который что-то наконец такое совершит, в результате чего жизнь всех изменится к лучшему. Но он не фантастический герой, и придумывать его не надо. Кирилл Крок уже существует: он директор Театра имени Евгения Вахтангова, и сегодня у него - день рождения. Красивая цифра - 50.

Да, Кирилл Крок - реальный человек с реальной биографией, и исключительно театральной. Вообще, иногда кажется, что он родился в театре, настолько хорошо его знает. Но родился он, как и все, в роддоме, учился, готовился в юристы, но отказался от карьеры законника и, поругавшись с родителями, не разделявшими любви сына к Мельпомене, пришел в театр. Там он не стал разве что артистом, а по технической части освоил многие профессии: был бутафором, осветителем, монтировщиком сцены… Поэтому Крока на мякине не проведешь: театральное дело знает «от и до».

Кстати, слово «крок» по-польски означает «шаг», и соответственно своей фамилии нынешний юбиляр лихо шагал по театральной лестнице - от монтировщика до директора-распорядителя и замхудрука в театре «Модерн», позже работал заместителем ректора Школы-студии МХТ и директором учебного театра. Так что в Вахтанговский, куда был приглашен в 2010 году, Крок пришел с определенным опытом руководителя.

Только Вахтанговскому - этому мощному кораблю с его именитой командой - все равно, какой у нового назначенца опыт, и прежние заслуги для него не в счет. Для Вахтанговского важнее совпадение по группе крови. И тут, надо сказать, счастливое совпадение: в пару к новому худруку Туминасу (заступил в Вахтанговский чуть раньше) пришел не революционер или продвинутый менеджер, который резко меняет команду и строит свой авторитет за счет уничтожения предшественника, а тот, кто продолжил уважительно делать то, что делали до него много-много разных людей. Например, такой легендарный директор, как Иссидор Тартаковский, работавший с Симоновым и Ульяновым.

Более того, Крок пришел не в самый лучший для театра момент, когда у актеров из-за конфликта с предыдущей администрацией (та платила себе в разы больше, чем тем, кто каждый вечер выходил на сцену) было сильное недоверие к начальству. А тут - и худрук из Литвы, и директор новый. Да кто знает этого Крока?! А тому 42, он без регалий. Но… Все-таки недаром дается фамилия: крок за кроком, то есть шаг за шагом и без лишних слов, новый управленец начинает работать, и все дивятся: вы смотрите, а малыш-то наш - ого-го!

За неполных семь лет в театре на Старом Арбате «малыш» (а это произносят уже с другой интонацией, да уже и без «малыша») делает то, что другим за десятки лет не удавалось: не закрывая театр на ремонт, меняет старую сцену (ее бережно распиливают на деревянные бруски и раздают работникам как артефакты), меняет техническое оборудование…

Это еще что: он завершает долгострой новой сцены, который тянулся (а по сути - стоял) 13 (!!!) лет. Открывает это пространство - с новыми гримерными, цехами (столярка - предмет особой гордости), с фитнес-зоной для всех без исключения работников театра (парься в сауне и артист, и бутафор!)…

В послужном списке строителя Крока также значатся: театральное общежитие на несколько семей; арт-кафе, где проходят творческие вечера артистов разных поколений; мемориальная квартира Евгения Вахтангова, заново отреставрированная и открытая для посетителей; наконец, Симоновская сцена, открытие которой состоялось буквально две недели назад. За год и девять месяцев (!!!) капитально отремонтировано и реконструировано здание 1936 года (3,5 тысячи кв. м), много лет пребывавшее в разрушающемся состоянии.

Теперь у Вахтанговского есть еще две новые сцены с репетиционными залами, у зрителей - старый/новый театр, у «Щуки» - новые учебные классы. И это - Крок со своей командой, которую, замечу, он не приводил, а формировал все эти годы из прежних и новых сотрудников. Я уж не говорю о финансовой стороне вопроса: в Вахтанговском очень высокие зарплаты, и на каждый дотированный Министерством культуры рубль театр сегодня зарабатывает два с половиной. Как?!

А это спросите у Римаса Туминаса, который делает такие спектакли, на которые так просто не попадешь. У Кирилла Крока, который так умело ведет театральное дело, что имеет результат другим на зависть. И вообще этот дуэт театральных руководителей Туминас-Крок, со своей не показной, обходящейся без громких обещаний и заявлений работой (без борьбы непонятно за что), - лучшее доказательство того, что НЕреволюционный путь оказывается полезнее для искусства в России. Надо иметь талант, и просто работать каждый день, и главное - быть порядочным по отношению к другим, заботиться о стариках. Может, в этом - наши национальные скрепы?..

    «Театр начинается с вешалки». Ставшие крылатыми слова К.С. Станиславского таят в себе процесс работы огромной машины, где каждый винтик имеет значение. А руководит этой машиной не кто иной, как директор театра. Когда открывается занавес, мы видим только вершину айсберга, а что находится под ней, рассказал директор государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ Кирилл Крок. С ним поговорила Ирина Латорцева.

    Кирилл Игоревич, в одном из интервью Вы сказали: "К театральным стенам надо относиться с большим волнением и уважением, чем к собственному дому - когда важнее то, что здесь, нежели то, что дома". Расскажите, как Вам за 8 лет удалось сделать для театра невозможные за такой короткий срок преобразования?

    Во-первых, 8 лет - огромный срок! Это всё так просто. Каждый день каждый год ставить себе планы, добиваться их реализации, не отдыхать, по два месяца, как отдыхают наши уважаемые артисты, а находиться здесь, в театре. Делать, ремонтировать, переоборудовать, менять. Это каждодневный маленький труд, который, может быть, не виден. А потом, раз - а у нас тут изменения.

    Действительно ли театр для Вас второй дом (или даже первый)?

    Смотрите, какая штука. У меня дома есть любимая собачка, которая может мне подрать обои, я их подклею. Эту подклейку вижу один я и моя жена. Если что-то ободрано в театре Вахтангова, где бывает каждый день минимум тысяча человек, а если считать все сцены, то тысяча триста, - все это видят. Это стыдно. Я не могу видеть ободранные, поцарапанные или испачканные углы, и требую от наших сотрудников каждодневных обходов театра. Раз в месяц я сам делаю большой обход каждого помещения, каждой кладовки с начальниками службы, с руководителями отделов. Мы всё записываем: тут подкрасить, там подремонтировать. И это исполняется. (Тут Кирилл Игоревич достает целую папку бумаг со списком проделанных работ, где указано всё до мельчайших деталей, и, действительно, всё исполнено ). Моё глубокое убеждение, что все эти вещи, может быть, подспудно, очень влияют на атмосферу в театральном творческом коллективе. Я убеждён, что там, где бардак и грязь, не живёт искусство. Оно очень капризно, трепетно, подвержено разным настроениям. Ведь Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки». Это не просто присказка. То, как сегодня артист выйдет на сцену, как он будет играть, как будет распределять себя, напрямую зависит от обстановки и атмосферы в театре. Никто меня не переубедит, что артисту всё равно, какая у него гримерка, есть ли там душ с чистым полотенцем и мылом, и что всё это в совокупности не влияет на его творчество. Я глубоко убеждён, что для того, чтобы создать что-то прекрасное, нужно напитаться этим прекрасным. Чтобы выдать что-то за час-два на сцене, артист начинает настраивать себя задолго до спектакля. Это так кажется - что такого - прибежал в театр, надел парик и на сцену. Совершенно нет. То, как артист входит в театр, какой здесь порядок, как здесь комфортно - несомненно, влияет на творчество. Уж не говоря о том, что театр Вахтангова - Академический театр почти со столетней историей. Через два года театру исполнится 100 лет. Поэтому мы обязаны подавать пример и содержать театр в идеальном состоянии. Для этого требуются каждодневные усилия. И роль директора в театре заключается не кабинетным креслом. Это работа с людьми, решение их вопросов. Директор - человек, который отвечает за внешнее и внутреннее состояние театра. Без этого не получается творить даже у самых лучших режиссёров. Я себя отношу к категории обслуживающего персонала, потому что должен обеспечить комфортные условия для работы режиссёра. Чтобы все актеры присутствовали на репетиции, а не разбегались по своим проектам (что тоже важно, и нужно воспринимать это как данность), чтобы спектакль проходил так, как это задумал режиссёр при постановке, а не так, как сложилось по обстоятельствам, чтобы декорации были не пыльными, а такими, какими должны быть. Я должен обеспечить артисту вкусную и недорогую еду в буфете, чистую и уютную гримёрку, вовремя поданный отглаженный костюм т.д. и т.п. и, безусловно, полный зал зрителей. Я должен создать максимальный комфорт. Не говорю, что это всегда получается, но никто не может бросить мне в спину, что я этим не занимаюсь или не достигаю определенных результатов. Конечно, хотелось бы больше. Всё нужно воспринимать в разрезе времени. Если вспомнить, как мы жили в театре 5-6 лет назад и как живём сейчас, посмотреть цифры, среднюю зарплату в театре за последние три года, сравнить соотношение по Москве оплаты каждого выхода актера то, мне кажется, - живем достойно.

    Не случайно же Вы обладатель премии "Хрустальная Турандот" за "Безупречную организацию театрального процесса". Действительно, 6 сценических площадок, звёздная труппа, разнообразнейшие постановки? Удаётся ли удовлетворять амбиции артистов и режиссеров, распределить роли и постановки?

    Перестаньте, при чём здесь премия Турандот…Распределением артистов занимается режиссерское управление и мой заместитель. Они вместе ставят репертуар за полгода вперёд, решая сложнейший ребус. Сначала выстраивается гастрольный репертуар. Контракты составляются за год-два до поездки. Потом к этому графику подстраивается репертуар основной большой сцены, затем репертуар всех остальных наших площадок. Во многих спектаклях есть два состава, потому что всех надо распределить.

    Какие появились возможности, благодаря новым площадкам?

    Возможности у театра появились совершенно разные. К примеру, открыта площадка «Арт-кафе». Многие копируют эту идею, и я рад, что наш пример оказался заразительным и полезным. На новой сцене, на минус первом этаже в подвале мы оборудовали прекрасное эстетически-художественное пространство. Спасибо главному художнику Максиму Обрезкову. Зрители могу приобрести билеты в кассе или в интернете любым способом и прийти. Вся прелесть пространства в том, что можно присесть не в ряду, как в театре, а за столиком, заказать чашечку кофе или лёгкие спиртные напитки, нехитрые закуски и наслаждаться творческим вечером или другими представлениями наших актеров. Это и сделано, прежде всего для актёров и зрителей. Появились дополнительная материальная составляющая и, что важнее, творческая самореализация актеров. Тем не менее, наше «Арт-кафе» очень эффективно работает, и мы неплохо закрыли сезон по экономическим показателям, даже с небольшой, как можно теперь выразиться, прибылью на развитие театра. Зрители ходят к нам, любят нас и мы им отвечаем взаимностью.

    Вы упомянули про творчество самых лучших режиссёров. На должность главного режиссера назначен Юрий Бутусов. Расскажите, как два гения - Римас Туминас и Юрий Николаевич Бутусов будут работать в одном творческом пространстве?

    Сразу скажу: абсолютно тихо и спокойно. Потому что Римас Туминас совершенно самодостаточный режиссёр, искренне радующийся любому творческому успеху коллег. Он не боится приглашать сильных людей, поскольку сам человек сильный. Повода для ревности, как у многих коллег, у него нет. Самодостаточная личность всегда с интересом воспринимает чужое творчество. Само привлечение таких режиссёров - творческое развитие для театра.

    Поменяется ли репертуарная политика?

    Репертуарную политику определяет художественный руководитель театра - Римас Туминас. Если он что-то поменяет в своих взглядах, то и репертуар поменяется. Если ему что-то понравится, и он решит, что данное произведение - пьеса, роман, сценарий - соответствует духу сегодняшнего времени, значит, будем ставить. Он абсолютно свободен в своем творческом выборе. Никто не диктует театру, что и как ставить. Это решает человек, который стоит у руля театра. А у руля театра стоит человек, поцелованный Богом. Зовут его Римас Туминас. С Юрием Николаевичем Бутусовым достигнута договоренность, что он приходит на должность главного режиссера театра. Раз в театральный сезон он будет делать новую постановку. Он тоже абсолютно свободен в выборе материала, занятости артистов и т.д. и т.п.

    Чего интересного ожидать зрителям в новом сезоне?

    В театре много чего интересного происходит. Иногда думаешь, что премьера будет рядовой - случается событие. Я думаю, что одним из самых интересных событий - спектакль «Фальшивая нота», который выпустил Римас Туминас. Предположу, что эта работа будет очень любима зрителями. Во всяком случае, мы на это очень надеемся. Следующая премьера в январе на основной сцене. Лука же Фуско, главный режиссёр неаполитанского театра «Стабиле». Ставит он пьесу Эдуардо же Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Он интересный режиссер, у которого много удачных спектаклей в Италии. Лука приехал со своей творческой командой - художником, ассистентом режиссёра. Я думаю, что это будет новая краска в репертуаре театра. Конечно же, мы ждем, что Юрий Николаевич Бутусов приступит к репетициям «Дон Кихота». Это будет не совсем «Дон Кихот», как мы его понимаем, а, скорее, художественное размышление на сюжет «Дон Кихота». Юрий Николаевич всегда неожиданный режиссёр. На Новой сцене А. Максимов представит в ноябре премьеру «Брусов переулок» Самое значимое событие для нас, это то, что в ноябре Римас Туминас начнет читки романа «Война и мир». Если у Петра Фоменко только одна история, начало романа, то Римас хочет воплотить роман не то чтобы целиком (иначе спектакль будет идти три дня без остановки), а весь сюжет объять, соединить и привести к одной канве.

    Вы поклонник спектакля с эффектными декорациями и костюмами или же минимализма с глубокой философской игрой?

    Я поклонник хорошего спектакля и хорошего театра. Для меня театр - это аншлаг в зрительном зале. Я считаю, что театр существует для людей, а не для критиков. И это очень важно. Померять успех театра можно только одним способом. Об этом всегда говорил Олег Павлович Табаков. Я просто процитирую его слова: «Единственный показатель успеха театра - это касса». Покажите, сколько сегодня продано билетов. Мне может спектакль нравится или не нравится, но если билеты проданы, значит, он нужен людям. Он попадает в их сердце, заставляет их вынуть свой трудовой рубль из кармана и прийти в кассу или купить электронный билет. Вот главная мотивация нашей деятельности. Спектакль, который не собирает публику, скорее всего, некий эксперимент фестивального формата. Эксперименты должны быть в театре.

    На Ваш взгляд, эксперименты должны случаться в историческом театре?

    Вы знаете, эксперименты должны быть в любом театре. Просто если мы занимаемся только экспериментами, то в театре наступает беда. Мы должны умело сочетать репертуарную политику так, чтобы в ней присутствовали и эксперимент, и новаторство, и чтобы спектакли собирали публику. В любом театре могут случаться как победы, так и поражения. От этого никуда не деться. Бывает, мы выпускаем спектакль, который по тем или иным причинам не доживает даже один театральный сезон. Такое бывает, и от этого не застрахован даже самый лучший академический театр.

    Привлекаете ли молодых режиссёров?

    Да, Римас выпустил на базе Щукинского театрального института на режиссерском факультете четверых молодых режиссёров. Вместе они поставили на Симоновской сцене спектакль «Стефан Цвейг. Новеллы». Мы привлекаем молодых режиссёров через лаборатории, через большое творческое и организационное сито. Все-таки, любая постановка в театре, неважно на какой сцене, требует больших финансовых вливаний. И мы стараемся делать их очень аккуратно.

    Чего Вам это стоит и какие возникают трудности?

    Все те трудности, которые возникают, мы, так или иначе, решаем. На каждый рубль государственного финансирования мы зарабатываем два рубля. В этом наша успешность, высокая заработная плата в театре и все вытекающее. Работаем очень много. За прошедший за год 747 только в Москве и ещё 74 на гастролях. Мы вкладываем средства на новые постановки, на оплату труда, в развитие театра, в том числе, материально-техническое, в его содержание, понимая, что это задел на будущее. Стараемся все наши траты распределять взвешено.

    Кто на Ваш взгляд создаёт историю театра? Режиссеры, актеры или дирекция?

    Историю создаёт тот, кто выходит на сцену и тот, кто делает спектакль. Зрители покупают билеты в театр не на встречу с директором, а на встречу с творчеством. Ещё раз повторюсь, что моё дело - создать условия для этого творчества, чтобы оно реализовалось в хороший качественный театральный продукт на сцене. Большинству публики всё равно, кто директор, Иванов, Петров или Крок. Может быть, в антракте зрители, проходя по коридорам театра и заходя в буфет, в туалетные комнаты, в гардероб подумают: да, здесь чисто, хорошо пахнет и свежие продукты, значит, хороший директор. Не более того. Они пришли ради главного - ради спектакля. Когда я иду в театр, первое, что меня волнует то, что спрятано за театральным занавесом. Какие же у Вас театральные предпочтения? Вы знаете, разные предпочтения. Стараюсь приходить к коллегам. К сожалению, с моим загруженным графиком работы это не всегда получается. Хотелось бы чаще. Бываю почти на всех московских премьерах. Чем приходится жертвовать ради работы? Личным временем, семьёй, выходными, своими планами, я не могу уехать в отпуск на долгое время. Всё время нахожусь в процессе. День, как это ни странно, мне не принадлежит. Поэтому странно думать, что театральный менеджер - человек в белой рубашке, который не держал ничего тяжелее шариковой ручки. Это физическая и психологическая нагрузка и огромная ответственность в связи со всеми теми законами, которые сегодня у нас работают в стране. Вы, наверное, знаете, к чему приводит безответственность и разгильдяйство. Поэтому я здесь отвечаю за каждую цифру. Ведь это с меня будут спрашивать. Не с помощников, не с тех, кто готовил дела, а с того, кто подписал документ. А подписываю я.

    Важно ли для Вас поддерживать благотворительные проекты?

    Сейчас я принимаю участие в инклюзивном проекте «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». 15 октября откроется одноименный интернет-портал, где будет собрано большое количество полезной информации для незрячих и слабовидящих людей, там же они смогут познакомиться с афишей культурных событий и даже посмотреть кино с тифлокомментариями. Я считаю, что незрячим людям надо обязательно помочь и привлечь внимание широких масс к их проблемам. Можно, конечно, сделать вид, что этих людей нет вокруг. Но они же не виноваты в своих особенностях. Мы должны их социализировать и создавать нормальные условия, попытавшись разукрасить их жизнь яркими красками. Поэтому я и решил принять участие в этом проекте. Мне хотелось бы, чтобы следующий год в России, который объявлен годом театра, был хорошим, успешным. Чтобы театральные проблемы, которые есть в законодательстве, решились, а власть услышала театральное сообщество и сделала всё для решения этих проблем. Они не кроются в области «дайте денег», мы говорим «создайте нам более благоприятные, нормальные экономические условия для того, чтобы мы, всё-таки, занимались тем, для чего создан театр». Это каждый вечер открывать занавес, и слышать зал, в котором раздаются аплодисменты и живые человеческие эмоции. Делать так, чтобы люди не болтались на улице, не сидели дома по квартирам, а приходили в театр, где из толпы они превращаются в культурный народ России.



Просмотров