Выставка де кирико на крымском. Третьяковская галерея приняла на крымском валу выставку де кирико

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставок и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

“Полуденная меланхолия” (1913) - картина с таким романтическим названием открывает выставку, заставляя с первых минут уловить суть метафизической живописи. Зеленоватая пара артишоков на переднем плане, выглядящие как морские ежи или гигантский репей, своей обыденностью спорят с поделенной надвое светотенью таинственной площади, кирпичной кладкой стены и дымящей трубой. О чем эта картина - пытается понять каждый посетитель.

Уяснив смысл метода де Кирико, он уйдет с выставки, раскрыв для себя новаторский метод художника. По пути метафизики де Кирико шел долго. С 1910 по 1978 год. Изначально на формирование его взглядов большое влияние оказал Фридрих Ницше. “Я единственный художник на свете, который по-настоящему понял Ницше”, - заявляет мастер в документальном фильме, который покажут на выставке.

Ему оказалась очень близка идея “вечного возращения” на круги своя событий и явлений жизни в ее непрерывном течении. Именно поэтому метафизическая живопись смотрит внутрь подсознания. Де Кирико писал: “У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда…и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…

Впервые такое прозрение пришло к художнику в 1911 году, когда он стоял на площади Санта-Кроче во Флоренции. Любуясь монументом и базиликой, его вдруг посетило странное чувство поразительной новизны увиденного. После этого эпизода и родилась первая метафизическая картина “Загадка осеннего полдня” (1910). Далее художник ищет собственный язык для выражения этих подспудных метафизических идей. На его ранних полотнах привычное кажется призрачным, предметы вступают в парадоксальные связи и рушат понятия, перспективу, заявляя миру о своей сути. Мы видим множество пустынных площадей, одинокие статуи, безликие манекены, комнаты, заставленные предметами.

Этот важный и наиболее известный период творчества де Кирико на выставке представлен скудно: кроме “Полуденной меланхолии” из французского Центра Жоржа Помпиду - это буквально пара портретов и рисунков. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, это связано с тем, что нью-йоркский Museum of Modern Art, владеющий полотнами того периода, не участвует в подобном музейном обмене.

Богатство и многообразие экспонатов выставки

Однако последующие творческие эксперименты де Кирико можно увидеть достаточно широко. Это и подражание старым мастерам - Рубенсу и Ватто, вылившееся в целую череду автопортретов, и большое количество изображений с манекенами, и полотна с отсылом в античную мифологию.

Холсты, графика, скульптурные работы и театральные костюмы для дягилевских “Русских сезонов” - все это долгожданное богатство объединено названием выставки “Метафизические прозрения” и дает понимание художественного метода живописца, погружая в разные этапы творческого пути, начиная с программной метафизики 1910 годов, до неоклассики 1930-40 годов и поздней неометафизики.

Фото: Татьяна Золочевская

“Хронологически творчество де Кирико представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов” , - говорит куратор выставки Татьяна Горячева.

Названия разделов звучат так: ведение, история и миф, диалог со старыми мастерами, автопортреты и вечное возращение. Эти темы и раскрывают сполна смысл полотен.

Большинство экспонатов прибыли из Италии, их предоставил Фонд Джорджо и Изы де Кирико (второй супруги мастера). Среди прочих - крупнейший арт-дилер Давид Нахмад, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия) и другие.

Эта выставка, которую мы готовили полтора года - первая выставка де Кирико в России. До этого был проект 1929 года, где было показано всего три работы художника. Одно из произведений было куплено и хранилось в ГМИИ им. Пушкина, который сейчас любезно предоставил нам эту работу ”, - рассказала Зельфира Трегулова.

Неудивительно, что такому событию предоставлена потрясающая выставочная площадка. Новая Третьяковка (так называют теперь здание на Крымском Валу) выделила 2 этажа под эту внушительную итальянскую коллекцию. При входе посетители попадают на просторный балкон, справа на светло-серых стенах висят картины, а слева, бросив взгляд вниз, можно увидеть другой зал, расположенный на уровне первого этажа. Отсюда хорошо видны изящные белые полуарки, изнутри выкрашенные в разные цвета, в которых представлена графика.

В конце балкона, если свернуть направо, попадаешь в довольно вместительное вытянутое помещение. Здесь темные, почти черные стены контрастируют со светлой плиткой пола, и на этом фоне особенно эффектно выглядят расположенные по двум сторонам картины и стоящие по центру и в торце театральные костюмы в стеклянных витринах.

Личность художника, русские жены и балет

Любопытно, что Джорджо де Кирико себя ценил очень высоко. В одном из интервью 1978 года он называет себя “лучшим художником XX столетия”. В повседневной жизни он был склонен к театральным эффектам. Его первая жена Раиса Гуревич рассказывала, как на пути из Франции в Монте-Карло де Кирико специально оделся в доспехи воина, чтобы подняться на холм-место сражения галлов и римлян, и в таком виде преклонить колена в память о героях.

Обе жены художника - русские. С первой, упомянутой Раисой, они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого он делал эскизы декораций и театральных костюмов. Раиса была прима-балериной. Потом они поженились и жили в Париже.

Фото: Татьяна Золочевская

В 1931 году они расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у нее тоже были русские корни. Он прожил с ней всю оставшуюся жизнь и очень любил ее. На многих полотнах его муза предстает то в образе богини, то героини. Она организует выставки и после смерти супруга создает Фонд художественного и литературного наследия, завещая ему не только работы, но и прекрасный дом на площади Испании, где они прожили 30 лет. В этом доме теперь и располагается Фонд.

Куратор Фонда Джорджо и Изы де Кирико - Виктория Ноэль Джонсон поясняет, почему на выставке представлены театральные костюмы. Это никак не связано с первой женой-балериной: “Мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету “Бал” из коллекции британского Музея Виктории и Альберта.

Эти костюмы ручной работы, а на их изнанке вышиты имена танцовщиков. Они не стирались с 30-х годов, на них можно увидеть пятна пота, которые символически демонстрируют крепкую связь художника с Россией.

Что дал Джорджо де Кирико миру живописи

Задолго до Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико осознал и привнес важность подсознательного в мир живописи. Но его считают лишь “отцом” сюрреализма, некоейно отмечали некую осязаемую остановку времени и пространства на его полотнах. предтечей. “Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемую остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико ”, - объясняет Виктория Ноэль Джонсон. Он оказал огромнейшее влияние на творчество Магритта и Дали, вплоть до Казимира Малевича. Очень многие современные художники имеют параллели в своем творчестве с де Кирико.

Фото: Татьяна Золочевская

Искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. “Но если Пикассо олицетворяет суровость отца, то де Кирико - нежность матери ,” - пояснила на открытии выставки ее куратор с русской стороны, искусствовед Татьяна Горячева.

Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930 годы де Кирико, увидев его работы в парижском Осеннем салоне. “Они оба являются несущими опорами искусства XX века. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же ”, - рассказывает Виктория Ноэль Джонсон.

На выставке есть картины, раскрывающие это взаимовлияние. “Речь о двух картинах из серии “Римские женщины” - одна из московского Пушкинского музея, другую представил Музей Роверетто - на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры ”, - продолжает куратор Фонда. Моделью для них выступила первая супруга Раиса.

Фото: Татьяна Золочевская

Считается, что повлиял де Кирико и на творчество Энди Уорхолла. В 1950-60 годы Джорджо копирует сам себя, создавая несколько версий одной и той же картины. Виктория Ноэль Джонсон поясняет: “Это относится к таким хрестоматийным сериям, как “Разрушение муз” или “Площади Италии”. Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхолл ”.

В заключение хочется сказать, что эта грандиозная выставка при всем многообразии ценных экспонатов лишь приоткрывает зрителю весь Гений Джорджо де Кирико. Пытливые умы смогут до краев наполниться живительным знанием о метафизической живописи, а неискушенный зритель получит глубокое эстетическое впечатление от общего обзора экспозиции. Закончу словами самого мастера: ”Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное” .

название выставки: «Метафизические прозрения», Джорджо де Кирико
где проходит выставка: Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, залы 80-82, Москва
время проведения выставки: 20 апреля – 23 июля 2017 года

на фото: фрагмент работы Джорджо де Кирико "Орфей", 1970

20 апреля в Третьяковке открылась первая в России выставка родоначальника сюрреализма, итальянского художника метафизической живописи Джорджо де Кирико .

Творческий гений Джорджо де Кирико предвосхитил появление сюрреалистов как таковых на более, чем 10 лет. Сегодня без метафизической живописи невозможно представить себе работ , Рене Магритта, Жоана Миро или Макса Эрнста.

Джорджо де Кирико родился 10 июля 1888 года в городе Волос в Греции в итальянской семье. Изучал живопись в Афинах, позже - во Флоренции, а потом в Мюнхенской Художественной академии. В юности увлекался философией Шопенгауэра и Ницше.

«Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, открывшееся мне при чтении Ницше: итальянские города в ясный осенний день, меланхолию полудня… Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые раньше черты».

Джорджо де Кирико

Как и большинство известных сегодня художников того времени, в 1910-м году переехал в Париж, где подружился с Пабло Пикассо и Гойомом Апполинером. Пребывая в Италии во время Первой мировой войны, вместе с художником Карло Карра основал движение метафизической живописи - специфическое для Италии художественное явление.

Джорджо де Кирико . "Полуденная меланхолия". 1913

Нужно отметить, что как явление, метафизическая живопись довольно быстро себя исчерпала. Последнюю картину в этом стиле Джорджо де Кирико написал в 1918-м году, Карра - в 1921-м. Но волна метафизики в живописи была вовремя подхвачена сюрреалистами, и переродилась в качественно иной, но похожий жанр.

Джорджо де Кирико . "Беспокойные музы". 1918

Выставка Джорджо де Кирико в Третьяковке начинается с раздела «Путь метафизики», где раскрывается суть этого жанра, его сюжеты и приёмы. Важно понимать, что Кирико свою живопись назвал «метафизической» сам, опираясь на философскую трактовку метафизики как исследования первоначальных законов бытия, что находится за пределами эмпирического опыта.

Визуально такой подход выражается в создании на полотне магический параллельных миров, таинственных пейзажей, наполненных меланхолией, тревожностью и неоднозначностью.

Следующий раздел выставки - «История и миф». Здесь представлены полотна, в создании которых Кирико обращался к сюжетам античности и классики. За ним следует раздел «Старые мастера», в котором художник цитирует Рубенса, Тициана, Курбе, Фрагонара и других знаменитых мастеров.

Джорджо де Кирико. "Две маски". 1926

Особое место среди представленных на выставке «Метафизические прозрения» работ занимают созданные де Кирико костюмы для легендарных , над которыми ранее работали участники общества «Мир искусства» (Валентин Серов, Лев Бакст, Александр Бенуа). Так, Джорджо де Кирико занимался созданием костюмов для балета «Бал» (1929) и «Протей»(1938).

Живопись выставки «Метафизические прозрения» дополнена также скульптурой и графикой де Кирико. Так, в Третьяковке можно увидеть терракотовые фигуры в бронзе, а также эскизы будущих живописных произведений.

Завершает выставку цикл «Неометафизика», где представлены поздние работы художника с 1968-го по 1976-й года. В эти годы Джорджо де Кирико , что характерно для его возраста, переосмысливал свои предыдущие работы и воссоздавал в новых интерпретациях. Например, работа «Внутренняя метафизика мастерской» (1969), на которой возрождаются знакомые старые работы мастера.

Джорджо де Кирико. "Внутренняя меланхолия мастерской". 1969

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Впервые в России открывается масштабная выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника XX века, основателя движения «Метафизическая живопись», которого называют предтечей сюрреализма. Выставка развёрнута в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, которая с недавнего времени стала называться «Новой Третьяковкой». Экспозиция проходит в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Репортаж Станислава Дорэ.

Эта выставка одно из самых ожидаемых событий года. О ней говорят не только у нас, но и за рубежом, ведь любая экспозиция работ Джорджо де Кирико подобного масштаба - событие мирового уровня. В Новой Третьяковке собралось огромное количество гостей - здесь сразу два открытия: самой выставки и фестиваля «Черешневый лес», в рамках которого и проходит показ работ де Кирико.

«Я не буду утомлять всех присутствующих долгим рассказом о том кто такой де Кирико вы сами убедитесь в том, сколь важная и значительная фигура этот художник», - подчеркивает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

«Думаю, если бы де Кирико был жив, он очень обрадовался бы этой выставке. И это не пустые слова, ведь с Россией его связывало очень многое», - заметил Паоло Пикоцца, президент фонда Джорджо и Изы де Кирико (Италия).

Это действительно так. Дед де Кирико был дипломатом и часто бывал в нашей стране. Сам художник много общался с русскими поэтами и представителями искусства, работал с Дягилевым - в экспозиции его костюмы, созданные для «Бала», кроме того, обе его жены были русскими. Сам де Кирико родился в Греции, античные образы и мифы занимают важное место в его творчестве.

«Одна из самых великолепных картин, которые есть на нашей выставке - это «Две римлянки», работа из собрания ГМИИ имени Пушкина. Она интересна тем, что впервые была выставлена в 29-м году в музее Нового западного искусства, и как раз оттуда была закуплена», - объясняет Татьяна Горячева, куратор выставки.

Экспозиция, в которой представлено около 100 работ, рассказывает обо всех важных периодах в творчестве художника, которое соткано из античных мифов, психологии, философии Ницше и истории мирового изобразительного искусства.

«Совершенно потрясающий художник, практически не известный в нашей стране, но понимание и знание его творчества очень важно для культурного бэкграунда»,- поделилась Ольга Голодец, первый заместитель председателя правительства РФ.

В 30-х, неожиданно для многих, де Кирико обращается к реалистической живописи, за что сюрреалисты записали его в предатели. А он в ответ парировал, что без понимания классики стать художником невозможно и продолжал копировать, развивать идеи великих мастеров. Дорджо де Кирико любил писать автопортреты, считал, что он сам самая прекрасная и терпеливая модель.

В экспозиции - четыре автопортрета. На одном есть дата создания, а на другом - нет. Кирико однажды решил перестать их ставить, мотивируя это тем, что искусство вне времени. Однако, у специалистов другое мнение: поздние реалистические работы де Кирико продавались не очень хорошо.

Позже даты снова появились на его картинах и именно на тех, что связаны с его метафизическим опытом. За несколько лет до смерти де Кирико решил переписать несколько своих знаковых работ, которые также можно увидеть в экспозиции. Видимо, к концу жизни художник осознал, что визуализировать свои сны и воплощать странные миры и образы из подсознания у него выходило лучше, чем попытка осмыслить реальный мир.

Выставкой "Метафизические прозрения" Джорджо де Кирико (1888-1978), совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико, открылся фестиваль искусств "Черешневый лес".

Картины Джорджо де Кирико в России показывали в 1929 году (на выставке "Современного французского искусства"), а Борис Терновец, директор Музея нового западного искусства, написал одну из первых монографий о художнике, что вышла в 1928 году в Милане… Более того, благодаря Терновцу, одна из картин де Кирико - "Римлянки" (1924) - была куплена музеем, а подаренный художником рисунок "Муза, утешающая поэта" (1925) с посвящением "мсье Терновцу…" - нынче в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Но столь большая выставка Джорджо де Кирико в России впервые.

Среди 109 произведений, представленных на выставке на Крымском валу, - живопись, графика, скульптуры, театральные костюмы (в том числе к последней дягилевской постановке 1929 года - балету "Бал", хореографом которой был Джордж Баланчин) из семи музейных и частных собраний. Кроме Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и ГМИИ им. А.С.Пушкина, работы для выставки в Москве предоставили Национальная галереи нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), а также частные западные коллекционеры.

Архитектура выставки (Сергей Чобан, Агния Стерлигова) дарит зрителю возможность почувствовать себя внутри пространства де Кирико. Не только благодаря костюмам к балетам "Протей", "Пульчинелла" и "Бал", но и потому, что павильоны, где экспонируется графика, напоминают огромные фрагменты из меланхоличного пространства его картин "осеннего полдня", будь обломок античной колонны, угольник, или овал голов манекенов… А итальянский фильм (с русскими титрами) позволяет услышать самого художника.

Перед кураторами Татьяной Горячевой и Джанни Меркурио стояла непростая задача, если учесть, что большая часть ранних работ Джорджо де Кирико, созданных после знаменитого "прозрения" художника у базилики Сан Кроче во Флоренции в 1910 году, когда он вдруг почувствовал, будто все окружающее видит впервые, находится в американских музеях (с которыми сейчас у нас прекращен музейный обмен). Кураторы изящно вышли из положения, сделав одним из центральных мотивов экспозиции тему "Вечного возвращения". Благо для Джорджо де Кирико, который на склоне лет, с конца 1950-х, повторяет сюжеты ранних метафизических картин 1910-х, тема "возвращения Улисса" оказывается одной из важнейших. На выставке есть одноименная работа 1968 года, где юный Улисс-Одиссей плывет в лодке по морю, которое заключено в пространство полупустой комнаты с узнаваемыми атрибутами мира де Кирико.

На стене - картина "Загадка осеннего полдня" (1910), того самого, флорентийского, с фигурой Данте на площади; напротив - окно, в которое виден античный храм в горах. Высокое розовое кресло, венский стул, платяной шкаф и приоткрытая дверь - вот и весь интерьер, в котором встречаются сон и явь, время и вечность.

Эта поздняя работа, признаться, выглядит эмблемой, отсылкой к "метафизическим прозрениям" юных лет. Тем, что можно увидеть тут же, в начале экспозиции. Например, к "Полуденной меланхолии" (1913) из Центра Жоржа Помпиду - с громадными шишками артишоков на первом плане и крохотным черным паровозиком с клубами дыма, ползущим по линии горизонта, что замыкает ренессансную перспективу площади. Или - к "Площади Италии (Меркурий и метафизики)" (1920) - здесь на пустынной площади с беломраморной скульптурой, ничто не напоминает о современности, кроме фигурки женщины в синем платье на балконе. Около этих работ понимаешь, почему Андре Бретон, как пишет поэт Ив Бонфуа, выпрыгнул на ходу из автобуса, увидев в парижской витрине одну из ранних картин Джорджо де Кирико и помчался разыскивать автора.

Меркурий, конечно, один из любимых героев де Кирико. Именно его, а не Улисса, он ощущает своим alter ego. Не в последнюю очередь - благодаря имени: Кирикос по-гречески означает "вестник", "пророк". В рисунках художника образ Меркурия появляется и в иллюстрациях 1972 года к его роману "Гебдомерос" (1929) (то есть "состоящему из семи частей"), где вестник богов то ли провожает души умерших в Аид, то ли отправляет сновидения в мир живых… Он явится и в рисунке нью-йоркском, где Меркурий, явно слившийся с образом покровителя торговли Гермесом, как маг, превращает водопад монет в россыпь завитков античных колонн…

Другой любимый образ - аргонавты. Джорджо и его младший брат Андреа (он станет поэтом и возьмет псевдоним Альберто Савинио) родились в итальянской семье, но в греческом городке Волос в Фессалии, откуда по преданию Ясон отплыл за золотым руном. Неудивительно, что мальчики играли в аргонавтов на берегу моря, как у нас дети раньше - в казаков-разбойников. Неразлучные братья не прочь были сравнить себя с близнецами Каспаром и Поллуксом: не зря на рисунке "Философ и поэт" (1916) на грифельной доске Джорджо нарисует созвездие Близнецов. В Париже друзья-сюрреалисты будут, шутя, их звать Диоскурами, "отроками Зевса". Мир античных мифов был рядом с ними, как синее небо Греции. В общем, понятно, почему, на полотне "Гектор и Андромаха" (1924), где герои "Илиады", словно сошедшие с древнегреческих ваз, прощаются навсегда на фоне горящей Трои, их силуэты выписаны с щемящей живописной теплотой.

Перед нами герои возвышенной трагедии. И хоть де Кирико, говорят, очень не любил, когда его работы сравнивают со сценографией, именно его слова о театре объясняют очень многое в его позиции художника. "Театр рожден нашей потребностью в сверхъестественном мире. (…) С помощью пантомим пытались показать потусторонний мир, слиться с ним, удовлетворить желание увидеть невидимое, дотронуться до него, погрузиться в тайну, оставить сомнения. (…). Зрелище должно освобождать нас от действительности, дарить возможность оказаться если не в ином мире, то, по крайней мере, в иной жизни, - так вот, придерживаясь подобной точки зрения, я отрицаю всякий реализм…", - писал он в статье "Театр-зрелище".

Меркурий один из любимых героев де Кирико. Именно его, а не Улисса, он ощущает своим alter ego

Собственно, это предчувствие тайны, это дерзкая уверенность, что ему, словно вестнику богов Меркурию, открыты тайны невидимого, отдаляют де Кирико и от скучного академизма, и, как ни странно, от сюрреалистов. Обращение к мифу для них выглядело отступлением от нового искусства, для де Кирико - возвращением в "порт приписки". Не случайно он заявляет, что "в новом искусстве есть нечто от астрономической обсерватории, от финансовой инспекции, от кабинета начальника порта. Понятие ненужного уничтожено…". С тщанием морехода он рассчитывал свой маршрут в бессмертие.

Надо сказать, что среди отечественных художников Джорджо де Кирико давно оказался в роли "пророка". Причем отнюдь не только сюрреализма. Цитаты из картин этого страстного ницшеанца ("я единственный, кто понял Ницше", - мог заявить де Кирико, который даже на автопортретах рисовал себя в позе обожаемого философа, также подпирая голову рукой, как тот на фотографии), чьи работы первыми оценили сюрреалисты, основателя новой "метафизической живописи", отечественные художники (от Малевича до Дейнеки) с разной степенью изящности вплетали в свои работы. А отзвуки его манифестов, чеканных и дерзких (будь то "Возвращение к мастерству" или "Новое искусство"), можно нежданно расслышать в ритме и стилистике текстов Тимура Новикова. "Вечное возвращение" Джорджо де Кирико к мифу, его бунт и предчувствие "тайны", наверное, будут востребованы, пока живо искусство.



Просмотров