Финская семья в сауне. Финские женщины и беженцы теперь будут париться в общих саунах

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.

Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.

Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:

2.

А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.

3.

4.

На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

5.

Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:

6.

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

7.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

8.

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

9.

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

10.

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

11.

Третий элемент - верёвки:

12.

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.

13.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

14.

Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:

15.

16.

"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..

17.

В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.

18.

Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:

19.

20.

На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:

21.

Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.

22.

Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.

23.

И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.

24.

Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:

25.

Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:

25а.

Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.

26.

Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"

27.

Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.

Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с ГБУ ЯНАО «Ямалтур» и региональным Туристско-информационным центром завершил работу по созданию сайта о главном национальном празднике народов Севера «День оленевода».

День Оленевода - один из самых ярких и зрелищных праздников на Ямале. Он привлекает внимание огромного количества туристов своей локальностью и этнографической составляющей.

  • «Сайт, объединивший всю информацию о проведении главного праздника коренных жителей Севера "День оленевода", поможет российскому и зарубежному туристу заранее спланировать поездку на Ямал. Его содержание - точные даты, места и программы празднования, контакты организаторов крупнейшего мероприятия в городах и поселках региона - в данный момент переводится на различные языки. Также это поможет запланировать поездку профессиональным журналистам, фотографам и видеографам, блогерам федерального и международного уровней, популяризирующим развитие внутреннего туризма в стране» , - отмечает и.о. директора департамента молодёжной политики и туризма ЯНАО Наиль Хайруллин.

День оленевода - это главный национальный праздник тундрового населения Крайнего Севера, который ежегодно отмечают на Ямале. Этнофестиваль традиционно проводится с февраля по апрель, когда заканчивается полярная ночь и приходит солнце. На праздник съезжаются оленеводы со всех концов бескрайней ямальской тундры.

Национальный праздник является отражением культуры, традиций и обрядов северных народов: ненцев, ханты, селькупов. Во время празднования проводятся зрелищные конкурсы национальных костюмов ручной работы, устраиваются увлекательные спортивные состязания: метание тынзяна на хорей; прыжки через нарты; национальная борьба; гонки на оленьих упряжках.

Ярмарка предложит вам уникальные сувениры с северным колоритом: сделанные местными мастерами: фигурки из кости, керамики, бронзы и бисера, национальные куклы и уникальные бурки из оленьей шкуры.

В основу праздника положены элементы традиционной праздничной обрядовой культуры народов Севера. Органичное слияние традиционных и новых элементов праздника делает его самобытным и привлекательным для жителей и гостей города Салехарда.

Программа праздника включает в себя концертную программу, конкурс национальной одежды, соревнования по национальным видам спорта, катание на оленьих упряжках, экскурсии в чум - традиционное жилище народов Севера. За 2018 год на Ямале побывали туристы более чем из 25 стран мира - Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Франции, США, Великобритании, Канады, Индии, Словении, КНР, Словакии, Испании, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Италии и других.

Как отмечает ИТАР ТАСС, «это история на выходные дни с возможностью попробовать национальную кухню, увидеть северное сияние, самобытную этнографию, арктическую природу» .

Департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа продолжает работу над созданием версий сайта «День оленевода» на английском, китайском и позже немецком языках. В планах – информационная работа по продвижению данного ресурса на федеральном и международном уровнях.

Департамент молодёжной политики и туризма ЯНАО

Новости ЯНАО

    Ямальские рыбаки выходят в море. В округе появилась база для промысла в Байдарацкой губе сегодня С сегодняшнего дня на Ямале установлен пожароопасный сезон сегодня

Рассказ о весенних праздниках для детей старшей группы

Рассказ о весеннем празднике детям старшего дошкольного возраста на тему: "День оленевода на Ямале".

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию рассказ для детей старшего дошкольного возраста по теме «День оленевода». Данный материал будет полезен детям старшей группы, родителям, воспитателям. Рассказ направлен на ознакомление с традициями и социокультурными ценностями нашего коренного народа.
Назначение работы: Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально - региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране - необходимые качества каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.
Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ямала, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о традиционном виде промысла ненцев - оленеводство, о устройстве ненецкого жилища (чум), предметах быта, одежды и обуви.
2. Развивать интерес к ненецким народным праздникам, традиционным соревнованиям и играм народов Севера.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера, чувство гордости, любви к малой Родине.
Демонстрационный материалы:
Карта Ямало-Ненецкого автономного округа, фото с праздника ненцев «День оленевода».
Ход рассказа:
Воспитатель: - Ребята, скажите, в какой стране мы с Вами живем?
Дети: - Наша страна Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. (приветствуется показ карты Российской Федерации). Мы живем в России, В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется наш округ, наша малая Родина, в которой мы с вами живем?
Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямал.
Воспитатель: - Молодцы, (показать карту ЯНАО)

Воспитатель: - Это карта Ямало-Ненецкого автономного округа, или как все коротко называют Ямал. На Ямале проживают коренные народы, такие как ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.


Воспитатель: - Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни.


Воспитатель: - Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей.


Воспитатель: - Борьба. Надо свалить противника держась за его национальный пояс. Разрешаются подножки и броски. Участник, упавший на ковер считается побеждённым.


Воспитатель: - Перетягивание палки. Два участника садятся на маты напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т.е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя. Победителем считается тот, кто перетянул соперника на свою сторону или приподнял его от мата.


Воспитатель: - Прыжки через нарты. Прыжки выполняются одновременным отталкиванием двух ног с места; нарты расставляются по прямой линии, участник, преодолевший 10 нарт, прыжком разворачивается, на поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.


Воспитатель: - Также проводится конкурс «Кочевая семья». Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью.




Воспитатель: - Экскурсия в «Мядонти Мя» (гостевой чум).
По традиции на главной площади города в дни праздника располагается этнографический музей под открытым небом. Что это за музей? Это настоящее стойбище оленеводов из нескольких чумов. Во время праздника каждый желающий может зайти в Гостевой чум, где обязательно напоют горячим чаем и угостят северной едой. Экскурсовод расскажет об особенностях быта и уклада жизни коренных жителей Севера, можно посмотреть внутреннее убранство и предметы быта.



Воспитатель: - После всех соревнований открывается праздничная ярмарка. На ярмарке продают мясо, рыбу, меха, сувениры.


А также каждый может покататься на оленьих упряжках и на снегоходах.



Воспитатель: - Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
Воспитатель: - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассмотреть альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
Воспитатель: - В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите достойным гражданином!

День оленевода - традиционный праздник тундрового населения Таймыра. Проводится в середине календарной весны.

Для оленеводов-кочевников профессиональный праздник - повод не только встретиться с родственниками и друзьями, но и принять участие в соревнованиях и отдохнуть от трудовых будней.

В этот день чествуют людей, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре в чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое со своими семьями и оленьими стадами. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: пищу, жилище, одежду, средство передвижения. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода - это очень веселый, светлый и, по-настоящему, весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

В 2017 году первыми День оленевода встретят в поселке Потапово муниципального образования «город Дудинка». Здесь праздничные мероприятия пройдут 7 апреля.

График проведения праздника «День оленевода» на Таймыре в 2017 году


План проведения праздничных мероприятий «День оленевода-2017»:

Первыми на Таймыре отмечают День оленевода жители поселка Потапово

С сегодняшнего дня на Таймыре начались праздничные мероприятия, посвящённые Дню оленевода. Открыл праздничную эстафету посёлок Потапово городского поселения Дудинка, где с 10.00 часов утра стартовали конкурсные и спортивные мероприятия, и вскоре начнутся гонки на оленьих упряжках.

Поздравить сельчан таймырской глубинки с праздником приехали Глава г. Дудинки Юрий Гурин, главный специалист Управления по делам коренных малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства Администрации муниципального района Даниил Яптунэ, представители городского Совета депутатов и органов местного самоуправления столицы Таймыра.

Утром в сельском Доме культуры открылась выставка детского рисунка «Мой посёлок», участниками которой стали школьники посёлка Потапово. Здесь же работает выставка «Кулинары 2017», на которой представили национальные блюда и кулинарные изделия все желающие жительницы посёлка. На обеих выставках представлены конкурсные работы, оценивать которые будет жюри, в составе которого представители органов местного самоуправления, образования, общественности. Победители будут поощрены ценными подарками.

В 11.00 часов возле Дома культуры стартуют спортивные состязания по тройному национальному прыжку и прыжки через нарты. В акватории реки Енисей все желающие северяне будут соревноваться в метании маута. Здесь же состоятся традиционные гонки на оленьих упряжках. В них заявили о своём участии пять жителей посёлка: Сергей Болин, Спиридон Болин, Геннадий Иванов, Леонид Болин и Игорь Болин.

Победителей ждут подарки от Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района: сертификат на сумму 300 тысяч рублей, ноутбук и навигатор. Также ценные призы будут вручены от ПАО «ГМК «Норильский Никель».

Во время церемонии награждения будут отмечены юбиляры посёлка Ольга Аверченко и Леонид Болин, а также сегодняшний именинник Сергей Бурков. Памятный подарок ждёт старейшего жителя посёлка Николя Ивановича Силкина.

Как отметил начальник территориального отдела в посёлке Потапово Администрации г. Дудинка Владимир Шмаль, праздник День оленевода всегда в посёлке проходит на высоком уровне и оставляет надолго праздничное настроение у всех жителей Потапово. Помимо конкурсной и спортивной программы также организована праздничная торговля, днём состоится народное гуляние, а завершится День оленевода вечером в Доме культуры праздничной дискотекой.

Тухард отметил День оленевода

В поселке Тухард сельского поселения Караул отметили День оленевода, один из самых главных северных праздников. Традиционно на празднование съехались кочевники из тундры, чтобы поучаствовать в соревнованиях, встретиться с родственниками и друзьями.

В праздновании Дня оленевода приняли участие Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Красноярского края, Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, Глава Таймыра Сергей Ткаченко, заместители Руководителя Администрации муниципального района по профильным направлениям Галина Гаврилова, Сергей Шаронов и Николай Маймаго, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае Семен Пальчин и начальник Управления благотворительных программ Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» Светлана Рубашкина.

Гостей, жителей поселка и оленеводов, приехавших на праздник с просторов тухардской тундры, на берегу реки Большая Хета встречали артисты вокально-хореографических ансамблей. В преддверии торжественного старта оленьих гонок Андрей Клишас поздравил всех с праздником, поблагодарил жителей поселка, а также тундровиков, ведущих кочевой образ жизни, за сохранение многовековых традиций. «Мы очень рады, что традиционный образ жизни на Таймыре развивается. И даже при весьма непростых экономических условиях государство находит возможность для того, чтобы поддерживать традиционные промыслы и культуру коренных малочисленных народов Таймыра», - отметил Андрей Александрович.

Глава Таймыра Сергей Ткаченко поприветствовав со сцены участников праздничных торжеств, поблагодарил оленеводов за их нелегкий труд и пожелал всем здоровья и благополучия, а участникам соревнований – удачи. «Администрация муниципального района всегда будет поддерживать представителей коренных малочисленных народов Таймыра и уделять особое внимание любым проблемам. С каждым шагом мы идем к тому, чтобы жизнь коренного населения становилась лучше», - подчеркнул Сергей Ткаченко. Он также проинформировал собравшихся о скором строительстве жилого сектора рядом с посёлком Тухард. Переговоры о софинансировании с ПАО «ГМК «Норильский никель» и АО АИКБ «Енисейский объединенный банк» завершены успешно. 22 апреля в г. Красноярске на экономическом форуме три стороны подпишут соглашение, после чего начнется первый этап строительства – проектирование и подготовка земельного участка. Предполагается, что реализация данного проекта будет проходить в течение трех лет.

В оленьих гонках приняли участие 63 мужские упряжки и 10 женских. Это - самый захватывающий момент праздника. Управлять благородными животными - целое искусство, говорят тундровики. Это северное мастерство они передают по наследству.

По итогам праздничных гонок победителем среди мужчин стал Виктор Лырмин, ему достался сертификат на 300 тысяч рублей. Второе место и вместе с ним ноутбук, телевизор и GPS навигатор завоевал Александр Ямкин. Обладателем приза за третье место – навигатора и бензогенератора стал Афанасий Пальчин.

Среди женщин самые быстрые олени оказались у Светланы Ямкиной. Вторыми к финишу пришли олени Лидии Ямкиной, третье место у Генриетты Тэседо. Им также вручены ценные призы.

Кроме традиционных спортивных мероприятий: метания маута на хорей, национальной борьбы, прыжков через нарты и перетягивании палки, для сельчан и гостей праздника были организованы конкурсы мужской, женской и детской национальной одежды, праздничной упряжки.

Для гостей праздника установили гостевые чумы, где всем желающим предлагали отведать северные угощения – ягоды, блюда из рыбы и мяса оленя. Также здесь была развернута торговая ярмарка и выставка декоративно-прикладных изделий.

День оленевода для кочевого населения не только веселый праздник, но еще и возможность встретиться с родственниками, пройти медобследование, оформить официальные документы, купить продукты и необходимые вещи.

После завершения праздника, люди тундры еще несколько дней проведут в поселке, а затем снова отправятся в путь, на дальние пастбища. Вновь все вместе они соберутся только через год.


Победителями гонок на оленьих упряжках в поселке Носок стали Леонид Вэнго и Яна Яптунэ

Поселок Носок сельского поселения Караул в минувшие выходные принимал эстафету праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода.

В посёлке Носок и Носковской тундре сельского поселения Караул проживают порядка двух тысяч человек, около 1200 из которых – оленеводы, ведущие кочевой образ жизни. Ежегодно праздник День оленевода собирает их вместе, чтобы выявить лучших в творческих, спортивных соревнованиях и традиционных гонках на оленьих упряжках.

Мероприятия, посвящённые Дню оленевода, здесь стартовали в пятницу в Носковской средней школе-интернате, где для жителей Носковской тундры их детьми был подготовлен праздничный концерт. Утром в субботу в сельском Доме культуры прошло собрание оленеводов ОСПК «Яра-Танама». Перед оленеводами выступил заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго, который рассказал о мерах социальной поддержки представителей коренных малочисленных народов Таймыра и проводимой в этом направлении Администрацией муниципального района работе. Николай Николаевич также предложил оленеводам высказать все свои предложения в этом вопросе.

С отчётом о проделанной за год работе выступил председатель кооператива Александр Ядне. Начальник районного Отдела МВД России Сергей Григорьев отчитался о работе таймырской полиции и ответил на вопросы, касающиеся правоохранительной темы. Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник рассказал собравшимся о планах по развитию сельского поселения и отдельно в сфере строительства. Всем оленеводам, работающим в ОСПК «Яра-Танама», в этот день были выплачены субсидии за содержание оленепоголовья.

Также с утра в участковой больнице была организована работа медицинского отряда, приехавшего из Дудинки, медицинские работники проводили внеочередное медицинское обследование кочующего населения и сельчан. Здесь же производилась выдача аптечек согласно муниципальной программе «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района и защиты их исконной среды обитания».

В полдень начались основные праздничные торжества, посвящённые Дню оленевода. В центре посёлка Носок было развёрнуто этностойбище, и установлены три чума, гостеприимные хозяйки которых угощали всех желающих блюдами национальной кухни. Рядом расположились торговые палатки, в том числе предпринимателей из Дудинки. Работала фотовыставка, рассказывающая об истории посёлка. Традиционным отличием посёлка Носок от других мест проведения Дня оленевода вновь стала раздача всем желающим национального ненецкого блюда – шурпы. Её организовали Администрация посёлка Носок совместно с ОСПК «Яра-Танама».

Во время торжественной части с приветственной речью к оленеводам и жителям посёлка Носок обратился заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго. Он поздравил всех с праздником и пожелал успехов в нелёгком труде оленевода, а всем участникам состязаний - победы. К поздравлениям присоединились Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник, Руководитель Администрации сельского поселения Караул Андрей Никифоров и Руководитель территориального подразделения Администрации сельского поселения Караул Снежана Тэседо.

Дмитрий Рудник вручил памятные призы старейшему оленеводу Терку Месивичу Яр, которому исполнилось 85 лет, и старейшей чумработнице 65-летней Надежде Антоновне Тэседо. Также памятные призы получили 75-летние юбиляры Владимир Борисович Тэседо, Елена Липчивна Яптунэ и Явки Харнович Яптунэ. Подарки были вручены семейной паре, отметившей в апреле 30-летний юбилей, Георгию и Людмиле Яр, а также молодой семье Родиону и Ангелине Вэнго.

В рамках праздника состоялись конкурсы национальной одежды: мужской, женской и детской. Ненецкая одежда была представлена лучшими мастерицами посёлка Носок и Носковской тундры. Было организовано дефиле. В итоге первое, второе и третье места в конкурсе мужской ненецкой национальной одежды завоевали Демид Яр, Григорий Сигуней и Руслан Яптунэ соответственно. В конкурсе на лучшую ненецкую женскую одежду победили Мирослава Яптунэ (1 место), Ангелина Вэнго (2 место) и Марта Тэседо (3 место). В конкурсе детской национальной одежды призовые места с первого по третье заняли Александр Вэнго, Веселина Тэседо и Алексей Тэседо соответственно. Среди подарков были: телевизор, швейная машинка, видеоплеер, планшет, рации, игрушки.

Все подарки победителям конкурсных, а также спортивных праздничных мероприятий были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Караул, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «РН-Ванкор».

По инициативе Администрации муниципального района в гонках на оленьих упряжках впервые в этом году были определены не три призовых места, а пять. В итоге победителем среди мужчин стал Леонид Вэнго. Места среди мужчин со второго по пятое распределились соответственно: Сергей Тэседо, Иннокентий Яр, Михаил Яр и Владимир Вэнго.

Среди женщин первой к финишу пришла упряжка Яны Яптунэ. Второй в гонке стала Алёна Ямкина, третьей – Валентина Яр, четвёртой Маргарита Яр, пятой – Инга Яптунэ.

Лидеры гонок в подарок от Администрации муниципального района получили сертификаты на сумму триста тысяч рублей каждый. Среди призов также были лодочный мотор, бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, планшеты.

Также в этот день прошли соревнования по национальной борьбе, в которой победу одержал Демид Яр. В состязаниях по тройному национальному прыжку победил Александр Иванов. В прыжках через нарты несомненный лидер – Андрей Фёдоров, в метании маута на хорей лучшим стал Василий Туданов. В перетягивании палки победителем был назван Евгений Ямкин. Самым быстрым в беге на 100 метров стал Хольма Вэнго. Победители и призёры также были награждены подарками, среди которых навигаторы, оргтехника, бензогенераторы, бензопилы, рации.

В День оленевода Евгения Вэнго подготовила и провела концертную программу, участие в которой приняли артисты и творческие коллективы села Караул и посёлка Носок: «Харп», «Сарютес», «Ручеёк», «Хаерако», Ольга Зонова и другие.

Для оленеводов Администрация посёлка Носок организовала праздничный ужин. Завершился День оленевода праздничной дискотекой.

На Дне оленевода в поселке Попигай встретились тундровики Таймыра и Якутии

В поселке Попигай сельского поселения Хатанга прошел большой праздник, посвященный Дню оленевода, на который прибыли оленеводы Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия). Спонсором праздничных мероприятий, проходивших в рамках экологического форума «ЭКОАРКТИКА -2017», выступило ООО «РН-Шельф-Арктика».

Поздравить виновников торжества в отдаленный поселок приехали Глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сергей Ткаченко, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Семенов, заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Захаринский, депутаты Законодательного Собрания края Николай Фокин и Валерий Вэнго, Глава Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия) Иван Семенов, Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, представители районной и сельской администраций, представители ООО «РН-Шельф-Арктика».

Юрий Захаринский, заместитель председателя Правительства Красноярского края, поздравил оленеводов с праздником и пожелал процветания Таймыру и Якутии.

Присоединившись к поздравлениям, Валерий Вэнго сказал: «Весной у наших оленеводов, как и у всех народов Севера, особый праздник, потому что просыпается наша тундра, рождаются маленькие оленята, и все знают, что жизнь продолжается, и все будет хорошо». Валерий Вэнго и Николай Фокин пожелали оленеводам больших производственных успехов, мирного неба, крепкого здоровья их семьям и оленям, а также вручили Благодарности Председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексею Большакову, Алексею Чуприну, Спиридону Чуприну, Прасковье Жарковой и Василию Чуприну.

«Приветствую всех гостей праздника на таймырской земле. Очень радует, что два братских соседа, две соседние территории могут соревноваться в традиционных видах спорта этносов Севера. Надеюсь, что такие мероприятия станут традиционными. Хочу поблагодарить руководство Анабарского национального улуса республики Саха (Якутия) и наших спонсоров ООО «РН-Шельф-Арктика» за поддержку и помощь в организации такого большого красивого праздника. Всем каюрам желаю успехов и победы в гонках», -отметил Глава муниципального района Сергей Ткаченко. Он также вручил Благодарность Главы муниципального района Николаю Большакову и Благодарственное письмо Администрации муниципального района Виктору Чуприну, а поселку Попигай – большой телевизор.

Затем гости и участники праздника приняли участие в обряде кормления духа огня «Алгыс» и исполнили танец дружбы «Хейро».

Самым зрелищным и долгожданным этапом праздничных торжеств стали гонки на оленьих упряжках. В этом году за главный приз - снегоход боролись оленеводы Таймыра и Якутии. Победителем гонок среди мужчин стал оленевод Анабарского улуса Владимир Туприн, лучшей гонщицей на оленьих упряжках – жительница поселка Новорыбная Александра Чуприна, ключи от снегоходов им вручил заместитель генерального директора ООО «РН-Шельф-Арктика» Владислав Емельянов. Вторыми к финишу пришли представитель Якутии Валериан Попов и жительница таймырского поселка Сындасско Анна Спиридонова, в подарок они получили лодочные моторы. Третьими в гонках на оленьих упряжках, каждый в своем забеге, стали представители одной таймырской семьи – супружеская пара Чуприных из Попигая – Алексей и Светлана. Им был вручен снегоход и спутниковый телефон. Всего участие в гонках приняли 17 женских упряжек и 51 упряжка, управляемая мужчинами каюрами.

Затем на старт вышли каюры, которые соревновались в гонках верхом на олене. Третьими в данном виде забега стали таймырцы Александр Чуприн и Елизавета Федосеева, второе место заняли Ануфрий Спиридонов и Александра Уксусникова, представители таймырских поселков Сындасско и Попигай соответственно. Ануфрий Туприн из Якутии и Марта Чуприна с Таймыра стали победителями гонок верхом на олене.

На берегу реки Попигай развернулось большое этностойбище, где гости и участники праздника могли познакомиться с бытом и традициями национальных долганских и якутских оленеводческих стойбищ. Хозяйки чумов и балков угощали всех блюдами национальной кухни из различных видов рыб, мяса оленя, куропатки, ягодами и печеными изделиями. Здесь же на стойбище работала ярмарка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства. Для гостей была организована концертная программа, свои лучшие номера зрителям представили артисты поселка Попигай, села Хатанга и Республики Саха (Якутия).

Также в ходе праздника определили победителей конкурсов. Лучшей упряжкой признана упряжка Евдокии Катыгинской из Попигая. Ее землячка Евгения Большакова победила в конкурсе «Детская национальная одежда», а в номинации «Красивый сокуй» лучшей стала мастерица из Якутии Прасковья Попова. Необходимо отметить, что практически все участники праздника, от мала до велика, были одеты в национальные костюмы, выделка меха которых, а также разнообразие фасонов и узоров восхищали и поражали воображение.

Спортивная программа праздника включала в себя национальную борьбу, прыжки через нарты, метание маута на хорей и игры для детей. Уверенную победу в метании маута на хорей и пряжках через нарты одержал жителей поселка Попигай Василий Кудряков. Не было равных в национальной борьбе Валентину Опанасюку, каюру из таймырского поселка Попигай.

Завершился День оленевода праздничным салютом.

Помимо праздничных гуляний, концертов и конкурсов в поселке было организовано медицинское обследование кочующего населения и сельчан и выдача медицинских аптечек для оленеводов.







В посёлке Новорыбная победителями гонок на оленьих упряжках стали Олег Уксусников и Белла Киргизова

Жители посёлка Новорыбная сельского поселения Хатанга отметили День оленевода. Праздничные мероприятия проходили в течение четырёх дней. В субботу состоялся основной праздник, который открыла старейшина поселка Елена Трифоновна Уксусникова. Она провела обряд «кормления очага».

Все с нетерпением ждали начала основных состязаний - гонок на оленьих упряжках. В этих ежегодных и традиционных для Дня оленевода соревнованиях приняли участие и мужчины, и женщины посёлка. Победителем среди мужчин стал Олег Уксусников. Среди женщин первой пришла оленья упряжка Беллы Киргизовой. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Запомнятся участникам праздника также гонки на собачьих упряжках, в которых победителем вышел Николай Попов.

Очень красочным был конкурс национальной одежды, который проходил в форме дефиле. Победителем и лучшим мастером по пошиву была названа Мария Попова. Не менее интересным и ярким у организаторов праздника получился конкурс по приготовлению национальных блюд, победителем которого стала Елена Рудинская. В конкурсе на лучший балок (северный домик) лучшим был признан балок Николая Попова.

В рамках Дня оленевода были организованы национальные спортивные состязания, где также были определены победители. Так, в прыжках через нарты с результатом 300 нарт победителем стал школьник Лазарь Уксусников. Лучшим в метании маута был назван Иван Антонов. Также проводились соревнования по тройному прыжку и борьбе.

Как отметил исполняющий обязанности начальника Территориального отдела поселка Новорыбная Администрации сельского поселения Хатанга Алексей Кудряков, праздничные мероприятия, посвященные Дню оленевода, начались в поселке 19 апреля. В рамках Дня оленевода также проводился турнир по настольному теннису. Лучшим среди мужчин стал Константин Фомин, среди женщин – Мария Антонова.

В сельском Доме культуры были организованы выставки в рамках конкурсов на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства и работу в области изобразительного искусства. Победителями были названы Василиса Жаркова и Алексей Попов соответственно. В конкурсе детских рисунков первое место заняла Даяна Кузьмина, лучшую работу в области декоративно-прикладного искусства представила Виолетта Чуприна.






Таймырский посёлок Сындасско принимал эстафету Дня оленевода

В воскресенье, 23 апреля эстафету праздничных мероприятий, посвящённых Дню оленевода, принимал посёлок Сындасско сельского поселения Хатанга.

Поздравить таймырцев с праздником приехали Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, его заместитель Анна Бетту, начальник отдела по развитию традиционных промыслов и обеспечению жизнедеятельности поселков Администрации сельского поселения Хатанга Александра Бетту, депутат сельского поселения Хатанга Татьяна Жапова, исполняющий обязанности директора по работе с коренным населением ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Александр Истомин и ведущий специалист этой компании Сергей Журебесин.

Праздничные мероприятия прошли на территории бухты «Сындасско», здесь развернуло свою работу долганское национальное подворье. Открылся праздник традиционным для северян танцем «Хейро». Почетное право зажечь «Костер дружбы» было предоставлено ветерану оленеводческой отрасли Алексею Степановичу Киргизову.

С приветственным словом к жителям посёлка обратились представители Администрации сельского поселения Хатанга и компании ЛУКОЙЛ, они поздравили северян с профессиональным праздником Днём оленевода и пожелали успехов в труде и процветания посёлку. Лучшие представители отрасли были награждены почётными грамотами и благодарностями Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора края, Главы Таймыра, Администраций муниципального района и сельского поселения Хатанга.

Затем начались традиционные гонки на оленьих упряжках, в которых приняли участие, как мужчины, так и женщины. Победителями в гонках на оленьих упряжках стали Анна Спиридонова и Юрий Киргизов. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Все подарки победителям и призёрам спортивных и конкурсных мероприятий в рамках Дня оленевода были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Хатанга, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь". Среди подарков были: бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, телевизоры и другое.

Также в рамках праздника были организованы гонки верхом на оленях, состязания по национальной борьбе, тройному национальному прыжку, метание маута и топора, бег среди мужчин и женщин.

Отдельно была организована площадка для проведения детских соревнований. Ребята с удовольствием участвовали в метании маута на оленьи рога, тройном национальном прыжке и беге.

В рамках Дня оленевода также состоялись конкурсы: «Семейное династие», «Лучшее изделие декоративно-прикладного искусства», «Лучшая мастерица- 2017 года», и была организована демонстрация национальной одежды. Порадовали гостей праздника долганский хор сельского поселения Хатанга «Дуорэн» и другие творческие коллективы и артисты посёлка Сындасско и сельского поселения Хатанга, которые подготовили концертную программу.





Просмотров