Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Из истории эпистолярного жанра Вот неумёхи! Утюг это.

Сценарий э кскурсии

«Музей в чемодане»

Выполнила: Иванова Маргарита Петровна,

учитель чувашского языка

МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………….. стр. 2

II. Основная часть ……………………………………………………………… стр. 3-8

1. Разработка экскурсии «Музей в чемодане»

III. Заключение …………………………………………………………………… стр. 9

IV. Список литературы ………………………………………………………….. стр. 10

V. Приложение ………………………………………………………………….... стр. 11

    Введение

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.)

Но привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является «музей в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Совет музея нашей школы тоже остановился на разработке проекта «Музей в чемодане»: «Старину не забываем». Такой музей предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсовод приглашает заглянуть в "волшебный чемоданчик" и узнать о богатствах нашего края. Для чего мы это делаем? Перед собой поставили такие цели и задачи.

Цель мероприятия: расширять, обогащать, систематизировать и закреплять знания детей о родном крае, его истории, привить учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи: познакомить с бытом и предметами обихода чувашского народа, расширить и углубить знания детей об истории родного края, чувашского народа;

развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ;

привлечь воспитанников детских садов, учащихся школ к деятельности музея.

Также «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, образовательных учреждениях.

    Основная часть

Экскурсия «Музей в чемодане»

(сценарий театрализованной экскурсии для детей 5-11 лет)

Действующие лица: бабушка - Хранительница, внучка, домовенок Фука (управçă Хукка).

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, колонки, макет из картона «Деревенская печка».

Предметы: чемодан, утюг, рубель и валек, лапти, горшок, чугунок, ухват, сковородник, сверток бумажный с надписью: «Сядьте рядышком на лавку. Вместе с вами я сижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу».

Ход экскурсионного занятия

(Входят бабушка - Хранительница и внучка).

Хранительница: Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас. Сегодня у нас с вами необычная встреча, мы к вам пришли с школьного этнографического музея и с необычными сюрпризами. Угадайте мою загадку:

Пузат дедушка Алендей

Наглотался вещей.

Что это? ( слайд 2 ).

Посмотрите, пожалуйста, что это? Где вы видели такой предмет? Вот такой предмет хранится в нашем музее (показывает на чемодан).

Ребята, а этот чемоданчик волшебный! Там хранятся волшебные предметы.

А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом чемодане? (ответы детей).

Хранительница: Этот чемодан непростой, он волшебный, передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей.

Сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в чемодан попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь,

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны.

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Вы поможете вернуть вещи на свои места? (Ответы детей).

Вот и хорошо, вот и ладненько. Если открыть чемодан - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится г.Чебоксары в 2019 году.

Внучка : Я знаю, что город Чебоксары был основан 1469 году, поэтому городу в 2019 году будет 550 лет. (слайд 4) (муз. заставка чувашской песни «Илемлĕ, илемлĕ»).

Ой, с мотрите чемодан приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём (разворачивает свёрток) (слайд 5).

Хранительница: Ну и чем же чемодан нас задумал удивить? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...

Внучка: Хорошо, бабулечка... (читает записку).

«Чтобы узнать, что я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённо качает головой ) Да-а…

Хранительница: Хм... Ну и чемодан, ну и хитрец!

Внучка: Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте... (слайд 6).

В полотняной стране;

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(прислушивается, слышится кашель, чихание)

Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?

Ой, ребята, тише, тише…

Чьи-то я шаги здесь слышу!

Слышу, музыка звучит,

Кто-то в гости к нам спешит.

(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Фука ( Управçă Хукка)

Хранительница: Ребята, вы узнали кто это такой?

Хукка: Я домовёнок, зовут меня Хукка. А загадка простешенька: утюг это (вытаскивает утюг из чемодана) (слайд 7-8).

Внучка : Да, Хукка, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?

Хукка: Что, что... Уголь собираю.

Внучка : Для чего тебе нужен уголь, Хукка?

Хукка: Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.

Хранительница: Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

Хранительница: Хукка, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.

Хукка: Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить вам платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу. Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть.

(Хукка демонстрирует, как будет класть и гладить…)

Хранительница: Хукка, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?

Хукка: Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.

( Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.)

«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжку, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...» (слайд 9).

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...

Хукка: Послушайте еще одну мою загадку:

«Из липы свито дырявое корыто,

Днем заперто, а ночью открыто.

В лес идет – клетки кладет,

Из леса идет – перекладывает»

Что это?

Внучка: Это же лапти. Лапти - это повседневная обувь крестьян из лыка.

(слайд 10).

Хукка: Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...» А рядом лежит калăп (приложение 5) , форма для лаптей. С ним пользовались, когда плели лапти.

Внучка : Послушайте еще одну загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар, пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно, и собакам не надобен...» (слайд 11).

Внучка: «А из чего делали горшки?» (ответы детей).

Хукка: «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям (слайд 12). Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.

Хранительница: А ты знаешь, внученька у горшка есть брат – близнец, который никогда не бился.

Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится (слайд 13-14).

Внучка: Я не знаю. Может дети помогут (ответы детей).

Хукка: Я могу подсказать, это чугунок.

Хранительница: Да. Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился и выдерживал даже самое высокую температуру. В нем печи варили и щи, и кашу.

Внучка: А как же из печи доставали голыми руками?

Хранительница: Голыми руками в печь не полезешь. Для этого были специальные печные инструменты. Это ухват или рогач. (слайд 14). Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке – сковородником.

Все:

Вот так вещи жили – были

И хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы мы на них смотрели

И гордились стариной

Так, как я и мы с тобой...

Викторина…

Хранительница:

Но вот пришло время расставанья.

До свиданья, до свиданья!

    Заключение.

В ходе проектной работы мы многое узнали интересного о родном крае, познакомились с бытом и предметами обихода чувашского народа. Мини-музей «Старину не забываем» играет важную роль в воспитании учащихся, он учит любить родной край, помнить своих предков. Все мы гордо можем сказать, что нет будущего без прошлого.

Также мы с экскурсоводами провели эту экскурсию перед учащимися начальных классов. Экскурсия им очень понравилась. Я думаю, что цели и задачи выполнены.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html «Загадки о предметах быта».

Приложение

Приложение 1

Презентация «Музей в чемодане»: «Старину не забываем».

Приложение 2

Викторина.

1. В каком году впервые упоминается наш город Чебоксары?

(1469г.)

2. Для чего в быту использовали чемодан?

( Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей. )

3. Почему утюги назвали угольными?

(закладывались угольки для нагрева)

4. Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?

(валек и рубель)

5. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?

(с 6 лет)

6. Чем отличаются горшки от чугунов?

(материалом изготовления)

7. Для чего нужен ухват?

(для передвигания в печи горшков и чугунов)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа

Историко-краеведческий музей

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ»

Актив музея

Научный руководитель :

Сигаева Елена Валентиновна,

руководитель музея

д.Михаленино

-2017-

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

606763 Нижегородская обл.

Варнавинский район

д.Михаленино, ул.Школьная, д.2

Сигаева Елена Валентиновна (руководитель школьного музея), актив музея

Кто осуществляет проект

Старшая группа детского объединения по краеведению «Память»

Финансовая поддержка проекта

не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

Для кого задуман данный проект

Любая возрастная группа

Цель проекта :

привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Основная идея проекта

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Наша школа находится в 5 км. от районного центра. Не у всех жителей близлежащих деревень есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей. Многие экспонаты нашего музея выставляются на празднике нашего поселения – Тихонова година, на празднике поселка Варнавино – Варнавинской године.

Не могут жители быть частыми гостями в нашем музее, так как он расположен в здании Михаленинского детского сада «Теремок». Чтобы попасть в него, нужно пройти через весь садик, что делать нежелательно – запрещено САНПИНом.

Но актив музея, члены детского объединения по краеведению «Память», участвующее в деятельности музея, проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты, находящееся в витринах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Актив музея остановился на создании проекта «Музей в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы, ребят и работников детского сада, местного населения, гостей школы. А также возможен и выездной вариант. Но вначале необходимо дать объявление о проведении выездной экскурсии с целью посещения пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить большое количество человек.

РЕСУРСЫ:

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы дополнительные кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, в Варнавинский районный историко-художественный музей.

Для оформления информационной папки-альбома мы обращаемся к педагогу-организатору. Так же нам нужен чемодан, в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация школы.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Завести «Полевую книга отзывов», которую необходимо брать с собой. По окончанию экскурсии желающие могут написать в ней отзыв.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Разработка планируемых экскурсий:

    Этого забывать нельзя!

    Великая Отечественная война;

    Лапшангскому краю 400 лет!

    Дорога в никуда…

Март 2017г.

Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Март 2017г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Отобраны экспонаты, хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Апрель 2017г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный историко-художественный музей для работы с экскурсоводами.

Апрель 2017 года

Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс для экскурсоводов

Проведение экскурсий

Апрель-октябрь

2017 г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея, общественность

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

По мере реализации проекта

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2017 года

Актив школьного музея

Оценка проекта

Приложение №1

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е. уметь, выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы:

  • целеполагание, организация обучения, т.е. конструирование системы занятий,
  • методика проведения отдельных занятий,
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Главное мое педагогическое кредо – формирование человека. Для меня важна не только физика, но и человек, познающий ее, постигающий вместе с наукой и себя, развивающийся как личность. Одним из способов соединить воедино физику и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей может быть музейных экспозиций и организация экскурсий-лекций по ним. Хочу заметить, что в моем рабочем кабинете, в прочем, как и в любом кабинете физики, для организации выставок недостаточно места. Выход из этой ситуации достаточно прост: организовать сменные тематические выставки, а накопленный материал и экспонаты хранить, условно говоря, в чемоданах.

Все началось с коллекции электрических лампочек накаливания, о которых идет речь на уроках физики в 8 классе. Сначала интересно было рассматривать лампы, имеющие различные формы и размеры колб, а затем мы свое внимание переключили на лампы, имеющие в основе своей работы различные физические явления. Так наша коллекция пополнилась люминесцентными и галогенными лампами, светодиодами, энергосберегающими лампами, газоразрядными трубками. А дальше больше: коллекцию пополнили не только бытовые лампы, но и автомобильные, рекламные силиконовые трубки со светодиодами, радиолампы и т.д. В результате коллекция “выросла” из одной коробки и заняла целую полку, а когда начали появляться всевозможные светильники, в устройстве которых использована и стекловолоконная оптика, и явление конвекции и многие другие физические явления, то под выставку пришлось выделить целый шкаф. Затем возник вопрос: а с чего же начиналась история развития освещения? После этого на нашей выставке начали появляться светцы с лучинами, свечи и подсвечники, масляные и керосиновые лампы. И мы уже начали задумываться над тем, где и как хранить свои экспонаты, тем более, что к этому времени мы с 11- классниками собрали свою коллекцию фотоаппаратов и фототехники, а свободного место в кабинете, как известно, не так много. Так возникла идея оформления временных экспозиций, а другие экспонаты упаковать и хранить (условно) в чемоданах, убрать которые можно в подсобное помещение и использовать материал для выставки непосредственно вовремя изучения соответствующей темы.

Ведя работу в этом направлении, я ставлю перед собой целью совершенствование образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления науки, прогресса, образования, что позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. создать условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  2. интегрировать предметы естественнонаучного цикла;
  3. интегрировать гуманитарные предметы и физику.

Темы выставок рождаются спонтанно, в зависимости от возможности накопления экспонатов по выбранной теме, но одно неизменно: все коллекции иллюстрируют изучаемые материалы курса физики. Таким образом, мы пытаемся подчеркнуть, что теоретическая физика находит свое применение в развитии техники.

Выставки не могут “молчать”, поэтому необходимо к ним накопить сопроводительный материал. С этой работой уже могут справиться учащиеся седьмых – восьмых классов, а уж тем более старшеклассники. Основным источником информации для учащегося, конечно, стал интернет, а вот из всего многообразия выбрать самое главное и интересное должен помочь учитель, то есть научить школьника работать с научным и научно-техническим текстом и развивать его информационную компетентность. При этом, в некоторых случаях удобно разработать информационные листы и сформировать буклет – раскладушку, или написать краткие заметки и оформить экспресс – газету, или, например, устроить выставку сочинений.

Для формирования отдельной экспозиции требуется достаточное количество времени. И если для проведения экскурсии достаточно одного урока, то подбор экспонатов, изучение принципов их работы (а это зачастую входит за рамки школьной программы), составление текстов лекций и непосредственно оформление самой выставки происходят во внеурочное время, то есть после уроков с группой учащихся – экскурсоводов.

Связующим звеном я выбираю отношения тесного сотрудничества с учениками, атмосферу искреннего доверия и душевного тепла, поэтому наши занятия из рутинных превращаются в уроки творчества.

Как показывает само название этого типа уроков (уроки творчества), они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин, таблиц на физические темы и т.д.

Выставочную экспозицию “ФИЗИКА В ДОМЕ” я использую на уроке являющимся, как правило, повторительным и основанном на изученном материале. Учащиеся получают задание написать сочинение на тему “Физика в моем доме”, выбрав при этом одно из физических явлений, и подобрать наглядный материал. После предварительного отбора материала формируется сама выставка, и проводятся по ней экскурсии. Это помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владеть фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить и презентовать свою работу.

Первое знакомство с техникой у ребенка происходит еще в детстве, а первое знакомство с физическими явлениями можно провести на выставке “ФИЗИКА И ИГРУШКА”. Такое занятие можно провести и оформить в виде “Экспресс газеты”

Заранее (практически на первом уроке в 7 классе) нескольким группам учеников даю темы для самостоятельной подготовки мини-проектов. Чтобы выполнить эту работу, нужно подобрать соответствующие экспонаты (или использовать накопленные в чемоданах), рассортировать их согласно выбранному физическому явлению и разобраться в принципе их работы. С такой работой семиклассники уже могут справиться. Ребята читают материалы и, используя ранее найденные сведения, готовят по ним сообщения. Потом начинается устный выпуск нашей стенгазеты: ученики-экскурсоводы по очереди делают сообщение по своей теме, подкрепляя слова демонстрациями, и после каждого рассказа вывешивают соответствующую заметку на стенд “Сегодня на уроке”. Таким образом, информация, собранная отдельными учащимися, некоторое время находится в “Экспресс газете”, и каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно.

Хочу заметить, что особой популярностью эта выставка пользуется у обучающихся на начальной ступени. Для них экскурсии проводят старшеклассники.

Учащихся начальной школы мы приглашали на выставки “История развития освещения”, “Физика в доме”, “Физика в игрушках” и “Оптические иллюзии”. Эти мероприятия мы стараемся проводить для детей, посещающих группу продленного дня. Опять же старшеклассники для этого тратят свое внеурочное время, но они с удовольствием проводят мастер – классы по изготовлению простейших оптических приборов или изготовлению игрушек и на доступном для малышей уровне объясняют физические явления и законы, лежащие в основе работы изготовленных моделей. А для самых любознательных учащиеся старшей школы изготавливают памятки – раскладушки с иллюстрированными инструкциями.

По выставке “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСВЕЩЕНИЯ” интересно проходит урок-путешествие.

В ходе подготовки урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции – узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки, и ознакомить с ним своих одноклассников. Уроки этого типа целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становление научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность: учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Свой урок я провожу для учащихся VIII класса по разделу “Электричество”. Объявляется, что в классе будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправят “в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познаний электричества или его практического применения. Требуется ознакомиться с материалами, подготовить краткую информацию о своем исследовании, подготовить выставочный материал и ознакомить класс с результатами своей работы, проведя их по вехам истории. Внутри каждой группы учащиеся сами распределяют роли: оформитель, коллекционер и лектор. Это способствует повышению интереса к развитию науки и техники и формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Выставочная экспозиция “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ” еще только начинает свое существование. На данном этапе уже собраны экспонаты, имеющие не только техническую ценность, но и историческую (в нашей коллекции есть телефонный аппарат 1937 года выпуска и переносной коммутатор 1943 года выпуска). Интересно увидеть военно-полевой коммутатор и современную СИМ-карту и сравнить их возможности и размеры. Теперь дело осталось за малым: исследовать данную тему, составить план экскурсии и найти для ее проведения место в учебном процессе.

Урок повторения пройденного материала позволяет лучше усвоить приобретенные знания обычно по теме, реже – по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Интегрированный урок (физика + химия + история) “Фотопечать” позволяет обобщить, систематизировать знания по теме "Геометрическая оптика", "Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе.

Для наглядности в кабинете создаются:

  • Фотовыставка работ учащихся
  • Выставка фотоаппаратов
  • Выставка оборудования для фотопечати и обработки фотопленок и фотографий
  • Плакаты по геометрической оптики и иллюстрации к выступлениям учащихся.

На данном уроке и во время подготовки к нему каждый ученик имеет возможность творчески поработать. Кроме освещения истории развития фотографии и фототехники, физических и химических аспектов фотопечати, важную роль на этом занятии играет фронтальная практическая работа “Получение черно-белой фотографии”. В настоящее время фотография стала доступна всем, особенно в век компьютеризации и возможности получения цифровой фотографии. Но ничто не сравниться с таинством получения фотографии самостоятельно, творить и подчинять себе обстоятельства.

Таким образом, использование музейной педагогики, интегрированных уроков и возможностей дополнительного образования создают условия для:

  • формирование творческого мышления учащихся;
  • созданы условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  • формирование глобального мышления учащихся;
  • развитие информационной компетенции учащихся;
  • внедрение деятельностного подхода в обучении.

Введение

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане»

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя»

Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.»

Задачи:

· Сформировать представление об истории населенного пункта.

· Представить подлинные материалы из фондов школьного музея.

· Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества.

Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса).

Станция находится в 26 километрах от Челябинска на линии Челябинск-Златоуст, на территории сельского Полетаевского поселения Сосновского района.

Основана в 1892 г. как станция Самаро-Златоустовской железной дороги.

Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали.

В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».

На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево.

Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за
24 октября 1892 года писала: «С разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Челябинск-Златоуст для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов….» Так участок, на котором находится станция Полетаево-1, был сдан в эксплуатацию.

На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года.

Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день.

В 2012 г. в МОУ Полетаевской СОШ начался капитальный ремонт. Помещение музея находится в состоянии ремонта. «Музей в чемодане» явился вынужденной формой работы с детьми. Ведь уникальность школьных музеев в том, что их работа никогда не заканчивается. Музейную педагогику остановить невозможно.

"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.

Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!

Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.

Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности - «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов - старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России. Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания. Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники - ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки - выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.


Просмотров