Морис Равель: краткая биография композитора. Общая характеристика творчества мориса равеля Морис равель хронологическая таблица

Содержание статьи

РАВЕЛЬ, МОРИС (Ravel, Maurice) (1875–1937), французский композитор. Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе.

В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique , 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte ). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.

В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d"eau ), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927–1928 он выезжал на гастроли в США.

Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L"heure espagnole , 1907) и Дитя и чудеса (L"enfant et les sortilèges , 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé , 1909) – великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром – большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit , 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales , 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé , 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse , 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin , 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madécasses , 1926); оркестровое Болеро (Bolero , 1928); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931).

В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку. Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.

Творчество Равеля.

Имя Равеля часто упоминается вместе с именем Клода Дебюсси (1862–1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего «туманного». Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole , 1907) ощущаются импрессионистические веяния.

Равель обладал ясным чувством формы, хотя, например, его Интродукция и аллегро (1905–1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком ярких мелодических фраз. То же можно сказать о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания.

Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.

Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя , Вальс , оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) – настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но такой мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно Испанскую рапсодию ; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро «оркестровым сочинением без музыки». Равель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Болеро – театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов.

Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное среди его фортепианных сочинений – сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки – грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук – дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его «дивертисментом в духе Моцарта» и брал за образец изящное фортепианное письмо Сен-Санса. Эти произведения сочинялись одновременно. Концерт для левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, – одно из сочинений, опровергающих измышление, будто Равель был мастером только малых форм.

Равель всегда тщательно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома даже на бой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы «разговорной» оперы.

Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso , 1905) и Гробницу Куперена , но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.

Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.

Вы знаете, кто такой Морис Равель? Краткая биография этого талантливого человека будет изложена в статье, а пока скажем о том, что наш герой является французским дирижером, композитором и одним из видных реформаторов музыкального искусства прошлого века.

Детство

Биография Мориса Равеля, краткое содержание которой будет изложено ниже, начинается с его рождения в марте 1875 года в захолустном местечке Сибур. Ведомостей о его детских годах не так уж много. Известно, что в 1882 году он начинает обучение музыке по классу фортепиано у Анри Гиза. После этого он занимается гармонией с Шарлем Рене. Трепетное отношение к музыке мальчику привил его отец, который был инженером-путейцем и находился на службе, пока его сын рос. В 1889 году молодой парень поступает в Парижскую консерваторию и блестяще её оканчивает по классу фортепиано.

Начало карьеры

Поначалу молодому человеку очень помогал и способствовал его наставник Шарль де Берио, который был знаменитым пианистом своего времени. Настоящий вкус к музыке у Мориса просыпается после знакомства с Эриком Сати: Равель начинает пробовать импровизацию, экспериментировать. Такой перемене могло послужить не только мастерство Э. Сати, но и его личность: он был ярок и экстравагантен. Большое влияние на становление нашего героя оказало знакомство с Рикардо Виньесом - композитором и пианистом. После тесного общения с последним у Равеля ярко проявилось стремление к сочинительству. кстати, пианист называл своим учителем и предтечей.

Заканчивая обучение в консерватории, парень попадает к композитору Габриэлю Форе. Благодаря его влиянию, Равель создает несколько циклов произведений на испанском языке. После окончания консерватории Морис активно пишет. За это время он сочиняет львиную долю своего музыкального наследия.

«Скандальное дело Равеля»

Жозеф Морис Равель (краткая биография в статье) не смог избежать судьбы каждого новатора. Поначалу к нему относились довольно холодно и даже не скрывали этого. Профессиональные академические круги и вовсе не признавали творчество Мориса Равеля. Удивительно, но он три раза принимал участие в конкурсе, чтобы получить Римскую премию. В 1901 году (первая проба) его победил Андре Капле; в 1902 году - Эме Кунцу, ученик Шарля Леневе; в 1903 году - Рауль Лапарра (тоже был учеником Шарля Леневе).

Из-за стольких неудачных попыток Равель не принимает участия в конкурсе в следующим году, но вовсе не потому, что струсил. Он берёт паузу для того, чтобы накопить силы для последнего рывка. Это действительно был последний шанс Мориса Равеля, ведь он подходил к возрастному ограничению конкурса - 30 годам. В 1905 году по настоянию Габриэля Форе Равель таки решается на участие. На этот момент он уже стал известным и узнаваемым в широких кругах. Более того, даже академическое сообщество постепенно его признавало.

Что же делает Морис Равель? Краткая биография сообщает нам о том, что после четвертой попытки слава композитора многократно возросла. Так что же произошло? Равель получил фактический отказ. Ему запретили участвовать в конкурсе в весьма уклончивой официальной формулировке. Причиной были возрастные рубежи, которые тогда ещё не наступили. В итоге Морис Равель так и не смог поучаствовать в конкурсе, что очень его расстроило. Реальная причина заключалась вовсе не в возрасте, а в том, что молодой музыкант раздражал членов жюри своей «разрушительной» музыкой, яркостью и насыщенностью своих произведений. Ещё более их возмущало то, что с каждым годом Морис становился всё популярней. Такое решение судей вызвало огромную бурю протестов, а позже выяснилось, что абсолютное большинство конкурсантов были учениками Шарля Леневе, что заставляло задуматься о неподкупности конкурса.

Жизнь после скандала

Чем жил далее Морис Равель? Краткая биография на этом печальном событии не заканчивается: да, оно выбило его из колеи, но не уничтожило его дух. Равель окончательно сжигает мосты с академическим кругом общения. Публика и интеллектуальное общество полностью поддерживают сторону Мориса, он становится центром всеобщего внимания. Таким образом, он негласно становится вторым лидером импрессионистского движения и сравнивает высоту с таким композитором, как Клод Дебюсси (он всегда был для Мориса образцом).

Наступает время войны, Мориса мобилизуют. К сожалению, его никуда не принимают из-за слишком маленького роста. Он упорно добивается участия в войне, используя всевозможные связи. В конце концов его берут добровольцем. После войны его порывы осмеивались конкурентами. Вскоре композитор знакомится с С. Дягилевым и переходит к созданию эмоциональных пьес и сюит («Гробница Куперена»).

Произведения

Наиболее известные его произведения: «Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Дитя и волшебство» и «Игра воды». Кем был наш сегодняшний герой Морис Равель? Краткая биография для детей будет очень полезна, ведь его жизнеописание мотивирует и вдохновляет никогда не опускать руки.

Последние годы Морис много путешествует. Финальным его творением стали «Три песни», написанные для фильма «Дон Кихот». Умирает маэстро в 1937 году в Париже, после неудачной операции на мозге.

Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.

Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.

Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).

Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.

Творчество отличается жанровым многообразием:

Симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;

Оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;

Балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;

Фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;

Инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;

Вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.

Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.

4 курс пианисты



М. Равель Фортепианное творчество.

Щедрый вклад Равеля во французскую фортепианную музыку начала ХХ века можно сравнить с вкладом его старшего современника Дебюсси. Оба композитора обновляли его, опираясь на сходные истоки: романтический пианизм и творчество клавесинистов. Равелю была ближе, скорее, линия, идущая от Листа, чем от Шопена, что отличало пианизм Дебюсси.

Сочинениями для фортепиано композитор начинал свой творческий путь. Фортепиано – это лаборатория его стиля. Некоторые его фортепианные опусы приобретали затем известность в оркестровой версии («Павана», «Альборада», «Хабанера», «Сказки Матушки гусыни»).

К подлинным шедеврам импрессионистского пианизма принадлежит ранняя пьеса Равеля «Игра воды». Другие зрелые работы композитора в сфере фортепиано – Сонатина и «Отражения» (1905 г.) ярко воплощают две характерные для автора стилистические тенденции – классицистскую и импрессионистскую. С одной стороны, непрограммный цикл Сонатины, воскрешающий – в современной стилистике – утончённый лаконизм французской клавесинной музыки XVIII века; с другой – программно-импрессионистские «пьесы настроения», навеянные созерцанием природы или сценками быта Испании.

Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» (1908) представляет тип программности, опирающейся на развёрнутые эпиграфы-цитаты из одноименного поэтического сборника Алоизиуса Бертрана. В «трансцендентально виртуозных» пьесах преобладает атмосфера мрачных видений, трагической экзальтации. В их виртуозности и поэмности нашла продолжение «мефистофельская» романтика Листа.

Первая поэма «Ундина» повествует о неразделённой любви русалки к человеку. На фоне зыбкой вибрирующей фигурации возникает певучая холодноватая мелодия в высоком регистре. Её продолжением служит вторая тема с характерными тритоновыми оборотами. В кульминации мощно звучит преобразованная вторая тема. Зеркальная реприза показывает постепенный спад звучности. Грустная мелодия – вариант первой темы – растворяется в сложной инструментальной фактуре.



Образы трагического оцепенения запечатлены во второй поэме цикла «Виселица». Непрерывное остинато имитирует далёкие удары колокола, на которые наслаивается скорбная мелодия небольшого диапазона в уменьшённом ладу. Необычны звуковые эффекты: острота целотонного лада, строгость старинных контрапунктических приёмов, семизвучные и восьмизвучные аккордовые комплексы.

Драматической вершиной цикла служит труднейшая по фактуре поэма «Скарбо». Из тревожных звучаний вырастают возбуждённые мотивы, передающие причудливый облик Скарбо. Скерцозный характер музыки изобилует острыми диссонансами, изломанной интерваликой. Его гримасы предстают в резко синкопированных скачущих аккордах на пульсирующем фоне. Апогей пьесы воплощён в гигантски разрастающихся звучностях, а внезапное исчезновение Скарбо – в отзвуках тремоло. Структура пьесы имеет черты сонатности. Особого внимания заслуживает виртуозная фактура пьесы с её «гирляндами секунд», параллельными кварто-квинтовыми созвучиями и грозными martellato. Равель признавал, что в виртуозности «Скарбо» был в известной мере отражён опыт «Исламея» Балакирева. В каждой из трёх поэм применён определённый круг виртуозных средств: в «Ундине» - льющаяся фактура legato, в «Виселице» - строгий баланс звуковых пластов, в «Скарбо» - стремительная токкатность.

Триптих «Ночной Гаспар» иногда рассматривают как единый сонатный цикл, в котором «Ундина» играет роль сонатного allegro, «Виселица» - Adagio, а «Скарбо» - скерцо-финала. Все три поэмы объединены также некоторыми тематическими перекличками.

4 курс инструменталисты

Морис Равель Испанская рапсодия

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, саррюзофон, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Морис Равель, наряду со своим старшим современником Клодом Дебюсси, является основоположником музыкального импрессионизма. Композитор расширил понимание этого стиля, а порой и выходил за его рамки, обогащая свое творчество чертами романтизма, неоклассицизма, и некоторыми другими.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

* I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

* II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси Равель сделал их фортепианные переложения., произведения Римского-КорсаковаС русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию.. Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты французского Ренессанса), восхищался творчеством французских клавесинистов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских. В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

В I период творчества(1895-1914) были созданы:

* фортепианные произведения: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

* вокальные циклы: «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

* опера «Испанский час»;

* балет «Дафнис и Хлоя»;

* «Испанская рапсодия».

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена», которую посвятил погибшим друзьям «…дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века» .

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Возрастает роль полифонии, усиливается роль конструктивного начала, усиливается контрастность музыкальной формы, теперь стилистика более ориентирована на эстетику неоклассицизма.

Произведения 2-го периода:

* фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

* вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

* симфонические - хореографическая поэма «Вальс», «Болеро»;

* камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Образная сфера Равеля тесно связана с этапами его жизненного пути, со сменой его мировоззрения, с войной. Война стала гранью в творческой жизни Равеля. Если в произведениях довоенного периода (от «Античного менуэта» до «Дафниса и Хлои») раскрываются образы природы, человеческого характера, психологии впечатлений, яркие фольклорные образы, испанская тема, образы детства, античность. Образ у Равеля хотя и схвачен предельно метко, точно и даже объективно, не редко выступает как прекрасная данность в созерцании и любовании им.

Эстетика Равеля заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Таким образом, несмотря на основополагающее значение эстетики импрессионизма в его творчестве, согласно которой художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира, Равель ставит перед собой цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны, тематизм отличается мелодической рельефностью и опорой на фольклорные истоки.

Неоклассицизм НЕОКЛАССИЦИЗМ - одно из направлений в музыке 20 в., представители которого стремились к возрождению стилистических. черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием «Новый классицизм», которое стало манифестом этого направления. «Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форму». в музыке Равеля является одной из ведущих стилистических тенденций. Уже в ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт». Композитор, как бы предлагает свое видение танца, используя изысканные гармонические новшества. Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо клавесинистов, и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны» к Сонатине. Это произведение опирается на традиции добетховеской сонаты (Моцарта, Скарлатти) и приемы старинных французских мастеров (Куперена и Рамо).

В дальнейшем стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии становится одним из важнейших направлений в творчестве Равеля. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны.

Сюита «Гробница Куперена» может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и всей французской музыке 18-го века. Это произведение отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Романтические черты стиля по-разному проявлялись в различные творческие периоды композитора-импрессиониста. Вначале Равеля увлекает поиск необычных фантастических образов стремление к програмности и звукописи Российский музыковед и музыкальный критик Л.Е Гаккель называет эти романтические черты «листианством». По его словам, это один из важнейших показателей фортепианной манеры Равеля. Гаккель предлагал рассматривать эти черты на двух уровнях: колористического (регистрово - тембральные, педальные решения) и виртуозного концертного пианизма, достаточно необычного для фортепианной музыки 20-го века.. Линия равелевского романтизма впервые явно обозначилась в пьесах для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи», которые не были опубликованы при жизни Равеля, но их интересные тематические идеи были использованы композитором в более поздних произведениях. Этот маленький цикл состоит из двух пьес: «Хабанеры» «Хабанеру» композитор включил в симфоническое произведение «Испанскую рапсодию», не изменив в ней ни одной ноты. Жанровые признаки испанского фольклора в ней приобрели необычное, свежее звучание в соединении с утонченной импрессионистической техникой письма. и «Среди колоколов» Музыкальный материал «Среди колоколов» развивается в пьесе «Долина звонов» из цикла «Отражения». .

Импрессионистские черты наметились в произведении «Игра воды», написанным в 1901 году. Композитор писал о том, что здесь «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Фактура «Игры воды» показывает, что Равель не прошел мимо достижений Листа в его пьесах из «Годов странствий» и, прежде всего, «Фонтанов виллы д"Эсте». Вместе с тем Равель проявляет свою независимость от великого романтика и сохраняет равновесие между эмоциональным и описательным началом. Интересен в этой пьесе и обертоновый принцип письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, что является продолжением идей фортепианного романтизма. Вместе с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии).

Далее черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла «Отражения». В этом цикле ощущаются и романтические тенденции. Прототипом пьес послужили не только программные.живописно - виртуозные листовские пьесы, но и исконно французские программные миниатюры Куперена и Рамо, с их чувством меры и уравновешенности. В «Отражениях» автор использует новые выразительные средства. Это касается гармонического языка, динамики, гибкой ритмики. Находки, сделанные Равелем в «Отражениях», в отстоявшемся и отобранном виде войдут и получат стройное завершение в цикле пьес «Ночной Гаспар». «Ночной Гаспар» написан по стихотворениям в прозе французского писателя Алоизиуса Бертрана. Новелла Бертрана давала повод композитору создать типично импрессионистскую пьесу. Цикл «Ночной Гаспар» оказался блестящим достижением виртуозного пианизма 20-го века.

Любивший работать в контрастных планах, Равель параллельно создает еще один цикл, совершенно не похожий на «Ночной Гаспар», - пять детских пьес для фортепиано в четыре руки «Моя матушка Гусыня», по французским сказкам 17-18-го века. Именно после «Ночного Гаспара» становится особенно наглядным, чем был мир детских образов для Равеля - его дневной свет противостоял ночному; его добро отрицало зло; его незамутненная ясность была твердой и верной моральной опорой.

Также в произведениях композитора проявилось глубокое чутьё к народно - национальному началу. Он широко использовал народные лады в своих музыкальных сочинениях. Уже с консерваторских времен проявляются испанские симпатии Равеля. Тема Испании в творчестве композитора вошла с «Хабанерой» и была продолжена затем в «Испанской рапсодии», «Испанском часе», рапсодии «Цыганка», «Трех песнях Дон - Кихота».

Ярким примером испанской темы является «Альборада» из цикла «Отражения». Здесь встречаются лады народной музыки стиля фламенко, а также и мажоро - минор испанского происхождения.

На протяжении всей жизни не оставляло композитора очарование Востоком. Это подтверждает такие произведения как ранняя незаконченная опера «Шахерезада», одноименный вокальный цикл, замысел оперы на сюжет «Тысяча и одной ночи» - «Моргиана». А также в пьесе «Дурнушка - императрица пагод» из цикла «Моя матушка Гусыня», главным выразительным средством является лад на основе пентатонике, что и создает восточный колорит. Равель проявлял также интерес к афроамериканскому искусству, в частности, к джазу В качестве примера можно привести фортепианные концерты, сонату для скрипки (2ч.- «Блюз»)..

Музыку для фортепиано Равель писал необычайно красочно. В его произведениях встречаются многие, чисто фортепианные эффекты с использованием правой педали - тонкие наслоения различных гармоний, создание «звуковой атмосферы», вибрация и истаивание на педали отдельных звуков, октав и аккордов. Композитор использовал в фортепианных сочинениях оркестровые краски Давая рекомендации пианистам по поводу исполнения своих произведений, Равель часто делал сравнения с тембрами различных оркестровых инструментов. Так раскрывая интерпретацию «Скарбо», он говорил: «Первый такт нужно играть - как «конрфагот», тремоло в следующих тактах - как «малый барабан», а октавы в т.366-369 - как «литавры»». Часто композитор мыслил фортепианные пассажи, исполненными как бы на арфе - одном из своих любимейших инструментов.. Почти все фортепианные пьесы Равеля существуют в оркестровом варианте - («Античный менуэт», «Павана», «Альборада» из цикла «Отражения», «Гробница Куперена», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Вальс» и др.).

Таким образом, фортепианный стиль М. Равеля - явление, заслуживающее особого внимания. Необычный, красочный, завораживающий, бесконечно привлекательный, он остался достоянием музыкальной культуры Франции 20 века, и, шире, общемировой культуры.

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»



Просмотров