Произведения варламова список. А

Варламов Александр - известный композитор, который создал около 200 произведений за свои 47 лет жизни.

Все свои творческие силы он направлял на написание романсов и песен, в которых в полной мере отразилась душа русского человека.

В своих произведениях, основанных на стихотворениях русских классиков, он выражает мятежный дух, который помещен в строчки поэтических стихотворений.

Детство

Родился Александр Егорович в Москве в ноябре15.(27).1801 года. Его отец был мелким чиновником, а своим происхождением он восходил к молдавским дворянам. Уже в юные годы он проявлял интерес к музыкальному искусству. Он мог играть на слух, не зная нотной грамоты, на скрипке и на гитаре.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он поступил в придворную капеллу в Санкт-Петербурге. Благодаря своим талантам и способностям, а также красивому пению ему легко удалось попасть туда. Директор капеллы полюбил маленького Александра. Д. С. Бортнянский даже давал молодому Варламову частные уроки, за что во взрослой жизни будущий композитор был ему очень благодарен.

Биография

По окончании придворной капеллы в 1819 году Александр Егорович становится преподавателем пения в православной церкви в Гааге. Это место можно назвать началом его карьеры. Варламов начинает вести деятельность дирижера, певца и гитариста. Спустя четыре года он возвращается в Санкт-Петербург, где находит работу в театре в качестве учителя пения.

В 1829 году ему удается получить работу преподавателя в придворной капелле. В 1832 году он переезжает в Москву. Благодаря своим заслугам он получает место помощника капельмейстера в императорском театре. Александр быстро входит в светскую жизнь, где сближается со многими известными людьми, повлиявшими на его творчество. Среди них биографы выделяют А.Н. Верстакова, М.С. Щепкина, П.С. Мочалова и Н.Г. Цыганова.

В 1833 году все внимание элиты было направлено на композитора, так как именно тогда он выпускает свой первый сборников романсов. На протяжении следующих двух лет он является издателем «Эоловой арфы». В этом периодическом издании публиковались новые музыкальные произведения не только самого Варламова, но и других популярных композиторов современников.

В 1840 году он первый написал и издал педагогическое пособие по пению. В «Полной школе пения» он излагал свои взгляды и методы преподавания. В 1843 году он выходит в отставку и покидает свою должность «композитора музыки» в императорском театре.

Последние три года своей жизни он проживает в Санкт-Петербурге. Из-за сильных материальных лишений, которые преследовали композитора всю жизнь, его здоровье было сильно подорвано. Александр умирает от туберкулеза в 1848 году.

Личная жизнь

У композитора была большая семья, которую он должен был прокормить. От первой жены к 1840 году у него родились четверо детей: Георгий, Николай, Елена и Павел. После смерти супруги он повторно женится в 1842 году на Марии Александровне Сатиной. От этого брака у него родились три ребенка: Дмитрий, Мария, умершая еще маленькой, и знаменитый впоследствии драматический актёр - Константин. Последний ребенок родился через несколько месяцев после смерти Александра Егоровича.

Творчество

Основными жанрами, которые занимали композитора, были лирическая песня и русские романсы. В его музыкальных произведениях можно увидеть отпечаток декабрьских событий, так как многие романсы проникнуты печалью, скорбью, а также стремлением к лучшему будущему и бегство от тревожного настоящего. Что касается вокальных произведений Варламова, то во многих из них отразилось влияние «городского фольклора». В его романсах четко прослеживается танцевальный ритм.

Знаменитые произведения

  • Красный сарафан;
  • Соловушко;
  • Поэт;
  • Горные вершины;
  • Белеет парус одинокий и др.
  • При жизни композитора было опубликовано 43 его песни.
  • Всего музыкантом было создано более 200 произведений.
  • Большое влияние на творчество Варламова оказал цыганский фольклор.
  • Варламов написал песни и романсы на стихи М.Ю.

15 октября , Санкт-Петербург , Российская Империя) - русский композитор, капельмейстер, певец и музыкальный критик.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Evgeny Boytsov sings romances Varlamov.

    Сергей ЛЕМЕШЕВ - Вдоль по улице метелица метёт

    "Напоминание" муз. А. Варламов, ст. Б. Годар, исполняет Ирина Бухлицкая

    Субтитры

Биография

Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали Д. С. Бортнянского - директора капеллы. Он стал отдельно заниматься с маленьким певцом. Впоследствии Варламов с благодарностью вспоминал своего учителя в своих письмах и записках.

Окончив учение в капелле, Варламов стал учителем пения в русской посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину. В 1827 году познакомился с М. И. Глинкой , бывал на музыкальных вечерах в его доме, с 1829 жил в Петербурге. В 1832 году переехал в Москву, где получил место капельмейстера, а затем "композитора музыки" московских императорских театров. Нередко выступал как певец-исполнитель. В конце 1828 или начале 1829 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причём поднёс императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих», причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. К началу 1833 года относится появление в печати сборника девяти его романсов. В 1840 году издал "Школу пения", которая стала первым в России учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов. В 1848 году скончался от туберкулеза горла.

Творчество

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были "русская песня" и лирический романс. Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмосфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовлетворенность окружающей жизнью и " вольнолюбивые мечты" русских людей. В романсе "Белеет парус одинокий" композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны "жажда бури" лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная мелодия в начале куплета сразу достигает кульминации-звука соль, который является вершиной яркой выразительной кантилены. Взволнованность чувства в романсе подчеркивается аккордовым сопровождением с чеканным ритмом полонеза-болеро. Известные романсы: "Оседлаю коня", "Соловушко", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий", "Поэт".

Варламов А. Е.

Александр Егорович (15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург) - рус. композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. образование получил в петерб. Придв. певч. капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, к-рый принял участие в его занятиях. В 1819 В. был назначен учителем певчих рус. придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле. В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место "композитора музыки" и помощника капельмейстера имп. т-ров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. с моск. артистич. средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. развитию. В 1833 он выпустил первый сб. романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. "Эолова арфа", в к-ром наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы В. зафиксировал в "Полной школе пения" (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение "моск. периода" (1832-44) В. создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. фольклора. В. изучал нар. песню, создал сб. обработок - "Русский певец" (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).
В историю рус. музыки В. вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. истокам, к песенной культуре широкой демократич. среды. В романсах В. нашли отражение образный строй рус. нар. песни, её интонац. и ладовые особенности. Тонкое знание вок. иск-ва помогло ему создать яркие образцы рус. кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. свободу мелодич. развития.
В искренней, задушевной лирике В. нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.
В. создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус. поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи к-рых В. написал свои лучшие "русские песни" в нар. духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирич. протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В.: мелодич. щедрость, пластичность вок. мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. нар. песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. широту и величавую неторопливость движения ("Ах ты время, времячко", "Что ты рано, травушка"). Ко второму типу относятся песни активного ритма: "Вдоль по улице метелица метёт", "Что это за сердце", "Соловьем залётным" и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.
В нек-рых песнях В. сказалось воздействие гор. фольклора с типичными для него танц. ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: "На заре ты её не буди", "Тяжело, не стало силы", "Ты не пой, соловей". Влияние гор. бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" (сл. Цыганова). Наряду с "Колокольчиком" Гурилёва и "Соловьем" Алябьева эта песня сделалась общенар. достоянием.
Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В. остаются романтич. взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. высказывания. В романсах В. следует принципу широкого обобщения поэтич. текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах "Одиночество", "Ангел", "Мне жаль тебя", отчасти близких к элегич. лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. окраска присуща его "пейзажным" романсам ("Горные вершины", "Я люблю смотреть в ясну ноченьку"). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова ("Белеет парус одинокий"), Кольцова ("Я любила его", "Ненаглядный ты мой"). Иногда композитор усиливает черты декламац. экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм. монолог ("Напоминание", "Грусть", "Доктор"). В. обогатил жанр баллады, подчинив его рус. песенному стилю. В балладах "Песня разбойника" и "Оседлаю коня" традиционные романтич. образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. песни.
Работая преим. в области вок. жанров, В. писал также музыку к драм. спектаклям (его театр. музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. тенденции рус. т-ра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии "Гамлет" Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого т-ра балеты В. "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837).
Творчество В., как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о "дилетантских" романсах этих композиторов. Сов. исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое иск-во В. создало свою традицию в рус. музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Сочинения : балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", 1837); ок. 200 романсов и песен (собр. соч. в 12 тт., изд. А. Гутхейля); обработки рус. нар. песен для голоса с фп., в т.ч. сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен); вок. ансамбли; хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828); фп. пьесы; музыка к драм. спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совм. с А. Н. Верстовским, 1832, Большой т-р, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др. Литература : Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, "РМГ", 1898, No 11; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-47, 49; Сатин X., Александр Егорович Варламов, "СМ", 1948, No 8; Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же; Асафьев Б. В., Евгений Онегин..., Избр. труды, т. II, М., 1954; его же, Композиторы первой половины XIX века, Избр. труды, т. IV, М., 1955; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Листова Н., Александр Варламов, М., 1968. О. Е. Левашёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Варламов А. Е." в других словарях:

    Константин Александрович (1848 1915), актер. С 1875 в Александринском театре в Санкт Петербурге. Сын А.Е. Варламова. Популярный комик буфф (дядя Костя), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие. Варламов был наделен и… … Современная энциклопедия

    Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди) … Современная энциклопедия

    - (Александр Егорович) весьма талантливый автормногочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобреличрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801… …

    - (Константин Александрович) комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Сосмертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Варламов фамилия. Известные носители Варламов, Александр Владимирович (1904 1990) композитор, один из основоположников советского джаза. Варламов, Александр Егорович (1801 1848) русский композитор. Варламов, Константин… … Википедия

    Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия

    I Варламов Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819 23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В… … Большая советская энциклопедия

    1. ВАРЛАМОВ Александр Владимирович (1904 90), джазовый композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А. Е. Варламова. Один из первых отечественных композиторов, pa6отавших в области джаза. Эстрадно джазовые композиции… … Русская история

    А. Е. Варламов Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва 15 (27) октября 1848 года, Санкт Петербург) русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Биография Родился в Москве 15 ноября 1801 года.… … Википедия

Книги

  • Варламов. Избранные романсы и песни для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано , А. Е. Варламов , Музыка А. Е. Варламова пользуется неизменной любовью исполнителей и слушателей. Сборник предназначается для концертной и педагогической практики, а также для домашнего музицирования.… Категория: История и теория искусств Серия: Вокальная музыка Издатель: Музыка , Производитель:

Aleksandr Varlamov

Пианист, джазовый композитор, дирижёр, руководитель джаз-оркестра.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1.11.1979).

Родился в семье коллежского, затем статского советника, члена Симбирского окружного суда. До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1912 году в Симбирске были опубликованы его первые музыкальные произведения - пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции - Арам Хачатурян).

Собрал первую в СССР группу из музыкантов-импровизаторов («Семёрка»). В 1937 году создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до 1939 года, в 1940-1941 годах - главный дирижёр Государственного джаз-оркестра СССР. В начале войны возглавлял симфоджаз в Москве.
В 1943-1956 годах жил на Урале и в Казахстане, куда был выслан. До 1948 года руководил лагерным оркестром, позже работал преподавателем в Караганде. После реабилитации вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок. В последние годы жизни жил на улице Лескова дом 10-б в московском районе Бибирево.

Будущий композитор происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Родился он в Москве 15 (27) ноября 1801 г. в небогатой семье скромного, титулярного советника Егора Ивановича Варламова.

Еще ребенком Саша страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

В десятилетнем возрасте мальчик был определен отцом по совету друзей, оценивших рано проявившуюся его музыкальную одаренность, в Петербургскую придворную певческую Капеллу под руководством знаменитого Бортнянского. Сначала Варламов готовился к карьере певца, но вследствие ослабления голоса отказался от этой мысли.

В певческой Капелле Варламов обучался музыке, был певчим хора, а впоследствии - автором ряда духовных композиций.

За годы обучения в ней обнаружил наряду вокальным талантом незаурядные педагогические способности (прежде всего в качестве хормейстера).

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы (в те времена руководство капеллы мало заботилось об общемузыкальном развитии своих питомцев).

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Слушая «Севильского Цирюльника» Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни «На что ж было огород городить», которую итальянский маэстро, по словам Варламова, «хорошо, мастерски свел на польский». Быть может, отсюда он и вынес свои познания в вокальном искусстве, давшие ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем пения.

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

С 1823 г. он жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период Варламов сблизился с

М.И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет его творчества приходится на московский период жизни (1832–1844 гг.). Удачный композиторский дебют в пьесе

А.А. Шаховского Рославлев (1832 г.) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832 г.), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу знаменитого актера

П.С. Мочалова (1837 г.), поставил в Москве свои балеты «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837 г.) и т.д.

В начале 1830-х гг. появляются первые романсы и песни Варламова (всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» (изданы в 1835–1837 гг.)).

Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки).

В 1834–1835 гг. он издавал журнал «Эолова арфа», где публиковал как собственные романсы и фортепианные произведения, так и сочинения других авторов.

В 1840 г. Варламов выпустил «Полную школу пения».

Композитор пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит «Херувимская» на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844 г.). Но Варламов скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

После 1845 г. музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с

А.С. Даргомыжским и А.А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика).

В Петербурге Варламов стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 г. вышел сборник этих песен «Русский певец»).

Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910 гг.).

Умер композитор в Петербурге 15 (27) октября 1848 г. Его памяти посвящен романс Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залетным» (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 г. «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских музыкантов.

Музыкальное наследие:

А.Е. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Большинство его романсов и песен полодены на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета).

Песни и Романсы:

«Красный сарафан»,

«Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»),

«Травушка»,

«Соловушко»,

«Что отуманилась»,

«Ангел»,

«Песнь Офелии»,

«Мне жаль тебя»,

«Нет, доктор, нет»,

«На заре ты ее не буди»,

«Вдоль по улице метелица метет»,

«Горные вершины», и т д.

Варламов - автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837 г.); хоров, вокальных ансамблей и др.

Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840 г.), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Он - один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины XIX в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории.



Просмотров