Пряжевская чудотворная икона божией матери. Пряжевская икона божией матери

Вот уже несколько недель в нашем городе находится Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская. По благочестивой традиции святыня, прибывшая из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, что располагается под Суджей, обходит храмы города Курска. А что известно об этом довольно древнем чудотворном образе? Как оказалось, его история столь же чудесна, как, собственно, и он сам…

Обретение

Сколько лет самому образу, говорить очень сложно, ведь когда Пряжевская икона была найдена живописцем Иваном Белым, она уже была очень древней. Есть предположение, что ей более трехсот лет. Любопытно еще одно - образ был написан на полотне, а не на дереве, как это обычно было принято.

"Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив неприкосновенными лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца", - писал об обретении святыни игумен Нестор в 1862 году.

Дело в том, что история Пряжевской иконы неразрывно связана со Свято-Николаевским монастырем, что находится в селе Горнали Суджанского района Курской области, основанным в 1671 году. Именно там всегда и находилась святыня. А однажды случилось так, что Пряжевская икона буквально спасла обитель.

В 1785 году монастырь закрыли и по неизвестной причине превратили в приход. Но, видимо, Богу и Царице Небесной было неугодно, чтобы иноческие молитвы смолкли в стенах обители.

Суджанскому купцу Косьме Купрееву, страдавшему от тяжелого недуга, постоянно снился сон, где ему открывалось свыше, что для исцеления от болезни нужно отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Косьма решил, что если сон сбудется и он выздоровеет, то изготовит для образа богатую ризу и будет хлопотать об открытии обители.

Косьма Купреев действительно исцелился и не просто открыл монастырь, а стал его насельником вместе с двумя своими сыновьями.

Еще одно чудо, связанное с иконой Божией Матери Пряжевская, совершилось уже после закрытия обители большевиками в 1937 году. Монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади.

Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон.

Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.

Кстати, Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Новая история чудотворного образа началась в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком Суджанском храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, нашли несовпадение лика и ризы, закрывающей его. В это время в храм пришла престарелая прихожанка, которая и рассказала настоятелю о потерянной чудотворной иконе.

Чуть позже возобновились и традиционные крестные ходы с Пряжевской иконой.

Царица Небесная объединяет нас

С 1867 года икону стали переносить крестным ходом в город Мирополье, причем событие свершалось всегда в Праздник Вознесения Господня. Ход был посвящен спасению царя Александра II при покушении на него в Париже. Икона находилась в Мирополье до праздника Святой Троицы. Чуть позже, в память о спасении Августейшего семейства при крушении поезда, стал совершаться второй крестный ход - в город Суджу. От Успения до Рождества Пресвятой Богородицы икону обносили по всем селам и слободам уезда.

Традицию крестного хода с иконой Божией Матери Пряжевская возродили в 2002 году. Верующие идут в город Мирополье Сумской области, минуя государственную границу, восемь километров, затем после совершения молебна и трапезы возвращаются назад в Горналь. Люди идут шестнадцать километров по бездорожью в любую погоду и славят Царицу Небесную! Кстати, подобный ход через границу - единственный в России и Украине.

Помню, когда мы подошли к границе, все присутствующие - и участники крестного хода, и пограничники - напряглись, ожидая, какова будет процедура пропуска. Только владыка Ювеналий продолжал идти, не обращая ни на кого внимания. Все пошли за ним, и нас никто не остановил, так было и все последующие ходы, - рассказал игумен Питирим, наместник Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря.

Согласно статистике пограничных служб, в крестном ходе принимает участие более шести тысяч паломников, и цифра эта с каждым годом растет!

Это невозможно описать словами, - рассказывает о своих впечатлениях от хода его постоянный участник Сергей Скатов, - когда мы подходим к границе, то видим, что все верующие на той стороне стоят на коленях - именно так они встречают Царицу Небесную. И в этот момент понимаешь, как Богородица нас объединяет. Люди могут поставить тысячи преград, кордонов, но это все равно не разделит их, если Богу не угодно.

Мужчина также рассказал о встрече паломников на украинской земле. Зная о том, что люди шли по бездорожью, в жаркую погоду, практически из каждого дома выносят воду, а некоторые даже запрягают лошадей и на повозках подвозят особенно уставших верующих.

Как-то был проливной дождь, - рассказала Людмила, еще одна участница крестного хода, - но все люди имели такой духовный подъем, что эти неудобства никем не воспринимались всерьез, несмотря на то, что дорога под ногами превратилась в грязь и было холодно. Богородица всем обильно излучала свою благодать, покрывала всех нуждающихся и дарила несказанную радость. Мы шли с Матерью Нашего Господа, чтобы чтить Ее чудотворный образ, и Она щедро награждала нас. На душе было светло и радостно, хотелось, чтобы крестный ход подольше не заканчивался.

И Достоевский видел ее!

Любопытно еще и то, что Свято-Николаевский монастырь, благодаря трудолюбию его насельников, в лучшие времена был довольно известным. При нем существовали известковый и кирпичный заводы (обитель находится буквально на меловых горах), сады, бахчи. Более того, в восемнадцатом веке в Николин день в монастыре проходила ярмарка!

Есть еще один интересный факт, связанный с монастырем. В 1878 году его посещал сам Федор Достоевский. Федор Михайлович в это время проживал в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Более того, впечатления от бесед с монахами великий русский писатель увековечил в своем знаменитом романе "Братья Карамазовы".

Безусловно, Федор Достоевский не мог не приложиться к Пряжевской иконе Божией Матери!

По молитвам перед образом…

Доподлинно известно, что притекающие с верой к святыне получают исцеление от болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Помогала Пряжевская икона и в дни, когда села Суджанского района охватила эпидемия холеры. Монахи привозили образ и совершали крестные ходы вокруг деревень, и болезнь отступала.

Известны случаи, когда усердные молитвы перед чудотворным образом помогали людям победить рак.

Заключая, отметим, что Пряжевская икона будет пребывать в Курске до 16 декабря, и узнать, в какой церкви она находится, можно в любом из храмов областного центра.

В посёлок Медвенку, с Любицкое и с.Панино Прибывает ПРЯЖЕВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ!

ГРАФИК:

  • с. Любицкое (Покровский храм): 1 января 12:00 по 2 января 15:00 (храм будет открыт до 20:00)
  • пос. Медвенка (Успенский храм): 2 января 15:30 по 4 января 14:00 (храм будет открыт ежедневно с 7:00 до 18:00)
  • с. Панино (Митрофановский храм): 4 января 15:00 по 5 января 12:00 (храм будет открыт до 20:00)
По традиции, сложившейся в последние годы, каждый год Прибывает чудотворная икона Божией Матери "Пряжевская" из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря (с. Горналь Суджанского района Курской области) в Курск и область.

Пряжевская икона Божией Матери является одной из главных святынь курской земли, имеет богатую историю и является ЧУДОТВОРНОЙ. Ещё недавно с ней совершался единственный в России Крестный ход за пределы Государственной границы... теперь - только по России...

МНЕ ПРЯЖЕВСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ ПОМОГЛА...

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Личных чудес там происходит много: кто ребёночка не мог родить: помолились за молебном Пресвятой Богородице перед её чудотворным образом "Пряжевская" и получили милость великую от Неё, кто исцеления получил...(в историческом очерке издания 1912 года- во вложении о некоторых чудесах можно прочесть...) А можно и самим, если Господу будет угодно, стать свидетелями их. Уже несколько лет подряд в день традиционного Крестного ходя с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери (который проходит ежегодно в первую субботу после Дня Святой Троицы) не обходится без особых знаков Милости Божией и заступничества Пресвятой Богородицы по молитвам святителя Николая (ведь он покровитель монастыря вместе с Пречистой), свидетелями которых стоновятся все богомольцы... Да что говорить- приезжайте и сами всё своими глазами увидите...Как говорится: «лучше один раз увидеть»… Хотя к Горнали это не относиться, ведь те, кто побывал в Горнальском монастыре - стремятся сюда снова и снова - увидеть не один раз…

Обратите внимание на 12 страницу приложенного издания из фондов Суджанского краеведческого музея 1912 г.!!!

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СУДЖАНСКОГО КУПЦА

Чудесное исцеление больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь (в Горнали Суджанского района) и отслужить перед Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали.

ОБРЕТЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святых Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни (сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь). Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Расписание служб перед иконой.

пос. Медвенка (Успенский храм)

В Храме будут совершаться молебны с Акафистом перед чудотворным образом.

2 января:
15:30 - Молебен с Акафистом
17:00 - Молебен с Акафистом
3 января:
8:00 - ВОДОСВЯТНЫЙ Молебен с акафистом
12:00 - Молебен с Акафистом
15:00 - Молебен с акафистом
17:00 - Вечернее Богослужение
4 января
8:00 - Литургия (память св.вмч. Анастасии Узорешительницы)
10:00 - Водосвятный Молебен с Акафистом
13:00 - Молебен с Акафистом.

Одной из самых почитаемых на Курской земле считается Пряжевская икона Божией Матери. До революции ее местопребывание было в Белогорской Николаевской пустыни, а дошедшая до нас история этой чудотворной иконы уходит в далекое прошлое.

Из истории Пряжевской иконы

Кто и когда написал ее, точно неизвестно, хотя с первого взгляда ясно, что это древнее византийское письмо. Икона объявилась в конце 17 либо в начале 18 века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила свое название. Ее явление было зафиксировано в сельских церковных книгах.

С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом. Случилось это так. Когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались в Курскую и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году в связи с определенными обстоятельствами пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.

Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в храме, некогда бывшим монастырским, чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Согласно игумену Нестору, записавшему в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый, который вел благочестивую жизнь, получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю и еще уцелевшей до того времени, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне. Ивану было велено достать икону и провести ее обновление, не затрагивая при этом лики Божией Матери и Младенца, ибо они сохранились в неприкосновенности.

Никому до этого момента не было известно ни о самом существовании такой иконы, ни о том, где она сокрыта, однако Иван Белый, сопровождаемый священником и дьячком, обнаружил икону именно там, где было указано в откровении. Живописец страдал от болезни, но после того как был отслужен молебен в честь явления иконы, он полностью выздоровел.

И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Жил в городе Суджа Курской губернии купец Косьма Купреев, человек благочестивый и богобоязненный, занемогший тяжелой хворью. Он тоже получил откровение во сне — отправиться в Белогорский монастырь, к тому времени уже закрытый, и отслужить перед чудотворной иконой молебен.

Купец так и поступил и совершенно избавился от своих болезней, а после этого, поддерживаемый двумя своими сыновьями, начал добиваться восстановления обители. Наконец 24 августа 1863 года последовало высочайшее повеление на восстановление монастыря, который теперь должен был называться Белогорской Николаевской пустынью. К числу первых его монахов принадлежал Косьма Купреев со своими сыновьями.

Когда обитель была восстановлена, чудотворную Пряжевскую икону Божией матери стали почитать еще больше, а ее известность ширилась и росла. Ее носили на крестных ходах по самым значимым и торжественным поводам. Такие крестные ходы прошли в 1867 году, когда императору Александру II удалось спастись в Париже от неудавшегося покушения, и в 1888 году, после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда. Икону носили и во главе многочисленных крестных ходов в окрестные селения и уездные слободы.

После революции и закрытия монастыря, бандитских нападений и расстрелов оставшиеся в живых монахи перенесли ее в город Суджу. Затем след иконы теряется на долгие десятилетия, и лишь в 1996 года, когда в суджинском Свято-Троицком храме стали проводить инвентаризацию, вдруг обнаружили, что на иконе, числившейся в описи как «Смоленская», существует различие между ликом и ризами. Подняли архивы, и выяснилось, что под ризами, которые закрывали изображение, скрыта Пряжевская икона Божией Матери.

Так чудотворная икона была вновь явлена людям и возвращена в место ее первоначального пребывания – Белогорскую пустынь, которая после восстановления стала именоваться Горнальским Свято-Николаевским Белогорским мужским монастырем.

О чем молятся перед Пряжевской иконой Божией Матери

Верующие молятся данной иконе об исцелении, просят, чтобы она помогла справиться с недугом.

До нас дошло немало свидетельств о чудотворной силе этой иконы, которая помогала в исцелении болезней ног, легких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Вот текст молитвы:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях.

Празднование - 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.).

* * *

И кона была "11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты" (Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914) , что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться "Пряжевской." О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.

Горнальский список

С писок примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель, вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году."

Пряжевская икона без ризы


В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы: "Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.


С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение".


Пряжевская икона с ризой в киоте

Известно, что в Православной Церкви есть множество разных образов Божией Матери. Некоторые из них прославились чудотворениями и имеют благодать помощи в разных житейских ситуациях. В нашей статье мы расскажем об удивительном образе Пряжевской Божией Матери — хранительнице Житомирской и Курской областей, месточтимом образе этих епархий. В старину этот образ так прославился помощью от Богородицы, что за многими драгоценными дарами в благодарность от верующих не видно было самой одежды Богоматери. Часть таких даров изображена на чудотворном списке этой иконы, с которым и в наши дни проводится единственный крестный ход через российско-украинскую границу. Мы расскажем, как молиться перед Пряжевской иконой, в чем она помогает и почему так почитается.

КАК УЗНАТЬ ПРЯЖЕВСКУЮ ИКОНУ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИКОНОГРАФИИ

Икона Пряжевской Божий Матери принадлежит к иконографическому типу Путеводительницы — Одигитрии. Неизвестно, где и когда она была написана, но первые чудеса по молитвам перед этой иконой были совершены в селе Пряжево Житомирской области — поэтому икона и получила такое название. По свидетельствам очевидцев, икона была древнего византийского письма.

Оригинал образа не сохранился: на нем Богородица была изображена в ярко-красных одеждах с золотыми полосами и зеленым нижним хитоном. Правой рукой Она держала за руку Младенца. Лики маленького Христа и Его Матери соприкасались. Правой рукой Господь благословлял молящихся. Над Ликами Богоматери и Младенца были золотые нимбы с рисованными драгоценными камнями. Первый Пряжевский образ был около полуметра в ширину и 90 см в высоту.

Сохранившийся список иконы Горнальский, прославившийся своими чудотворениями и носимый на крестных ходах сегодня, имеет несколько иную композицию, хотя и также называется Пряжевской иконой. Его легко узнать по тому, что он написан на ткани, а не на древе, будучи создан примерно в XVI-XVIII веках, когда иконопись по дереву уже не была столь распространена. На нем видно, что фрагменты иконы писались в разное время двумя иконописцами. Лик и руки более древние, а необычная одежда Богоматери создана в конце XVIII века иконописцем, исцелившимся после молитвы перед иконой, Иваном Белым. По этой одежде узнается Пряжевская икона: Богородица и Младенец словно обвязаны цепями с нарисованными украшениями. Иконописец хотел, реставрируя икону, отразить почитание, которое ей оказывали благодарные за чудеса люди.

На Горнальском списке, кроме того, нарисованы более богато украшенные нимбы и цата — нижняя подвеска к нимбу Богоматери. Младенец держит голову прямо, руки Богородицы и Христа не соединяются: Матерь Божия правой рукой указывает на Младенца, а Он, так же благословляя правой рукой людей, придерживает под левой рукой державу — символ царского достоинства. Над их головами идет надпись: «И Слово плоть быть и вселился в ны» — то есть, «Слово стало плотью (Господь Иисус Христос, Сын и Слово Божие воплотился на земле) и вселился в нас (стал Богочеловеком, принял человеческую природу, отдал за нас Себя в жертву, а в Таинстве Причастия Своим Телом и Кровью соединяется с нами)».

Единственная чудотворная Пряжевская икона, пребывающая в Курской области и называющаяся Горнальским списком образа находится под драгоценной серебряной с позолотой ризой. Она украшена камнями и эмалью, увешана подносными украшениями — благодарностью за помощь от многих людей. Из-под ризы виднеются только потемневшие от времени руки и лики Богомладенца и Его Матери. Однако вы можете найти онлайн фотографию или репродукцию, где икона запечатлена без ризы.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

За время существования христианства было создано множество изображений Богородицы. Все они, имея разные названия по месту обретения или особой помощи, изображают одну и ту же Женщину — как если бы мы рассматривали разные фотографии одной девушки с разных ракурсов, в разных позах.

Первые иконы Богоматери, согласно преданию Церкви, писал святой евангелист Лука — ученик Христа, врач и иконописец. Он создал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе с греческого — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, все они написаны с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последняя трапеза Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

По преданию, увидев иконы, созданные святым Лукой, Богородица благословила их и сказала, что будет помогать всем, кто будет обращаться к Ней перед образом.

Позже на основе икон, созданных первым иконописцем — святым Лукой, появилось множество иных иконографий Богородицы, которые можно назвать подтипами: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. И каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной: по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

К иконографическому типу Одигитрии, помимо Пряжевской, относятся и многие другие чудотворные иконы, например, Вифлеемская, Ченстоховская, Смоленская, Тихвинская. Богословский смысл Пряжевского образа такой же, как у всех икон Одигитрии. Имя Указующей Путь означает, что Богородица жестом правой руки показывает молящимся на Христа — единственный Путь к спасению и Жизни. Богородица являет людям Богомладенца, словно говоря, что только через веру в Господа Иисуса можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения. Младенец же Христос обычно восседает на левой руке Матери и Своей правой рукой благословляет людей.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ЧУДЕС ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ

Впервые икона прославилась в конце XVII века. Неизвестно, где образ был явлен, однако первые сведения о чудесах от него (зафиксированные документально, в церковных книгах) относятся к началу XVIII века, когда он уже пребывал в храме села Пряжева, неподалеку от города Житомир (территория современной Украины). Именно по названию этого села икона и получила свое имя. В то же время появился первый обычай совершать с чудотворной иконой крестные ходы и создавать ее списки. В то время икону переносили в храмы Житомира — их тогда было только два, Крестовоздвиженский храм на Замковой горе или Успенский на Подольской.

В XVIII веке после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Униатство (от латинского слова «унио» -объединение) — объединение нескольких представителей Православной Церкви с католиками. Представляло собой мнимое «единение церквей» с сохранением внешней стороны православных обрядов (привычных людям), но с принятием католических догматов (сути вероучения) и главенства непогрешимого Папы Римского. Оно было создано в 1596 году и навязывалось жителям нынешних Белоруссии и Украины с Запада посредством политической силы, поэтому не пользовалось популярностью. Русская Православная Церковь в ее полноте никогда не принимала унию, однако униатство было выгодно политически, поэтому правители определенных стран и областей насильно отбирали храмы у православных, давая униатам возможность совершать в них свои богослужения.

Судьба Пряжевской иконы отражает результаты униатства: храм, где она пребывала, был захвачен униатами и почти век пустовал, люди не шли сюда. Униаты же, по мнению историков, уничтожили документы, где хранились сведения об обретении и почитании образа. Возможно, эта чудотворная икона была древнее, чем показывают современные документы: униаты хотели сделать ее своей святыней и заставить людей поверить в то, что икона впервые была обретена ими. Вот как опасен и лжив церковный раскол.

Сохранилась история о чуде Пресвятой Богородицы, пожелавшей оставить икону в Пряжеве. Когда храм отдали православным, один из католических ксендзов решил забрать икону из сельского храма, где она была явлена и исторически пребывала, в католический храм Житомира. Но сама Божия Матрене дала этого сделать. На мало расстоянии от храма лошади его повозки встали и их не удавалось заставить двигаться. Когда же ксендз, выбившись из сил, взглянул на увозимую из родных мест икону, то увидел на лике Пресвятой Богородицы капли слез. Осознав свой поступок, он привез святыню обратно в храм.

После возвращения в лоно Православия Пряжевская церковь и село были долгое время бедны. На иконе была простая медная риза — возможно, более богато украшенную забрали униаты. К счастью, в середине XIX века в Житомире побывал Александр II c супругой. Он помог построить кафедральный собор в Житомире, куда стала вновь приноситься для почитания верующих Пряжевская икона. Император с женой, видимо, поклонились и Пряжевской иконе, после чего царица Мария Александровна в 1864 году повелела изготовить и выслать из Петербурга в Пряжево ризу из серебра с драгоценными камнями.

Долгое время, очевидно, из опасения внезапного захвата униатами, Пряжевская икона находилась над алтарем харма, на горнем месте, откуда выносилась для поклонения. 24 мая 1874 года образ был помещен в иконостасе, над Царскими вратами — по образу чудотворной иконы Успения, главной святыни Киево-Печерской лавры. Отсюда она на лентах спускалась для целования верующими ежедневно после утренней Литургии.

По указу Святейшего Синода в 1893 году был восстановлен древний крестный ход из Пряжево в Житомир. Икона находилась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города с июня по август, а остальное время года — на родине.

Увы, в годы советской власти маленький сельский храм в Пряжево, явивший миру столько чудес, был разрушен, а сама икона — уничтожена. Не сохранилось даже сведений о том, как это случилось.

Остались лишь почитаемые списки образа: в Житомирском Преображенском кафедральном соборе, Тригорском Спасо-Преображенском монастыре.
А особая слава образа перешла к чудотворному списку иконы, обретенному в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. Этот список, явленный чудом дважды — в XIX и в ХХ веке, словно получил благодать от утраченного Пряжевского образа.

ИСТОРИЯ ГОРНАЛЬСКОГО СПИСКА, НЫНЕ ИМЕЮЩЕГО НАЗВАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Горнальский список — большая икона, написанная на полотне. По мнению искусствоведов, написанные рукой первого иконописца лики можно датировать XVII веком или ранее. Ученые считают, что, поскольку Горнальская обитель Курского края воздвигалась монахами разоренного в 1672 году, в ходе русско-польской войны, Острогожского Дивногорского монастыря, этот образ был принесен оттуда. Видимо, братия забрала особо чтимую икону из покидаемой родной обители — ее размер традиционен для образов местного ряда иконостаса.

Обитель была упразднена, в соответствии с указом Екатерины II о штатных монастырях, в 1780-х годах. Главный храм монастыря стал обычной приходской церковью, относящейся к ближайшей слободе Горнали. Монахи обители должны были зарабатывать себе на хлеб в миру. Горечь разорения обители, беда скитальческой жизни вскоре утешились чудесами Пресвятой Богородицы: в Спасо-Преображенском храме, бывшем главным собором обители, вскоре обновился список Пряжевской иконы.

Внимание к нему привлекло чудо возгорания свечей и лампад перед ним: на ночь весь огонь в храме гасился, а наутро много дней подряд перед образом горели и лампады, и свечи. Это казалось недосмотром или шалостью детей, но такой возжигание свечей было первым знаком от Богородицы к почитанию чудотворного образа. Позднее, в 1864 году, некий игумен Нестор составил Сказание о чудотворной Пряжевской иконе, где рассказал, что в 1792 году некому боголюбивому художнику и иконописцу по имени Иван Белый в сонном видении или наяву был голос, повелевший достать древнюю икону Богородицы, рисованную на полотне и спрятанную кем-то за иконостасом приходской, бывшей монастырской церкви. По словам иконописца, Сам Господь повелел ему обновить образ, оставив неприкосновенными полностью сохранившиеся лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Действительно, иконописец по благословению священника вместе с клириками храма вошел в церковный алтарь и за иконостасом нашел полотняную икону. О ее существовании никто не знал, была она забыта даже бывшими монахами упраздненной обители. Так чудесно был найден почитаемый по сей день образ, обновленный так, как было указано Ивану Белому свыше. Об этом свидетельствует надпись на иконе, которую можно прочесть по сей день и которая сохранила точный год ее обретения и обновления: «Сия (эта) икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся (обновилась, была отреставрирована и переписана) в 1792 году».

Первым чудом, произошедшим по молитвам перед образом, было исцелением самого обретшего икону иконописца. Он был тяжело болен, но после первого молебна перед найденной и обновленной иконой обрел исцеление. Это засвидетельствовали священник и дьячок церкви. История обретения иконы и исцеления ее иконописца распространилась по окрестностям. Многие куряне приходили, чтобы помолиться Пресвятой Богородицы перед чудесно явившимся образом. Свидетельства о помощи им Богородицы сразу фиксировались в церковных книгах. Также было записано несколько случаев избавления по молитвам к Богородице перед Пряжевским образом от холеры. Эта опасная в то время болезнь эпидемиями охватывала и опустошала города и села, однако после традиционного крестного хода с Пряжевской иконой вокруг населенного пункта, где болели люди, страшное заболевание отступало.

Никольский Белогорский монастырь, братией которого была принесена, спрятана и обретена чудотворная икона, был возрожден также благодаря ее чуду. В середине XIX века после молебна перед образом чудесно исцелился благочестивый купец Косьма Купреев из города Суджа Курской губернии. В сонном видении голос Богородицы повелел Косьме отправиться в Преображенский храм на месте упраздненного Белогорского монастыря и совершить перед Пряжевской иконой молебен. Благодаря за исцеление, Косьма вместе с Федором и Владимиром Купреевыми, его сыновьями, стали ходатайствовать о возрождении монастыря. Очевидно было, что чудотворная икона должна постоянно оберегаться братией, кроме того, паломников к ней было много, и обитель могла помогать им, давать кров и пищу. 24 августа 1863 года по царскому указу обитель в статусе пустыни — то есть маленького монастыря с небольшим числом монахов — была возрождена, а чудесно исцеленный купец Косьма с сыновьями приняли монашеский постриг и первыми поселились в ней, чтобы служить Богу и людям.

Пример иконописца Ивана Белого и семьи Купреевых — это образец того, как мы должны благодарить за исцеления и чудеса Божии. Не обязательно уходить в монастырь, но нужно послужить Богу и Матери Его своими трудами, своими талантами, пусть даже своими связями и материальными возможностями. Это и будет истинной благодарностью и настоящим путем ко спасению.

Почитание и слава чудотворной Пряжевской иконы по Божией благодати еще больше возросли с восстановлением Белогорской обители. Как и с первой Пряжевской иконой, которую носили крестным ходом в Житомир, жители Курской земли организовали крестный ход с иконой по своему краю. Икону переносили в город Мирополье на период от Вознесения до праздника Святой Троицы — Пятидесятницы. Эта традиция была основана в 1867 году, в память спасения Александра II от рук террористов в Париже.

Второй ежегодный крестный ход с Пряжевским образом был организован в память чудесного спасения им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III и его семьи, включая будущего святого царя-страстотерпца Николая II, во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки. Погибло много людей, но именно Царская семья не получила повреждений. В Курской губернии к этому дню приурочили ежегодный крестный ход в город Суджу, родину семьи Купреевых, икона пребывала для поклонения верующих в часовне во имя Александра Невского при местном монастыре. Во время от праздника Успения Богородицы до Рождества Богоматери чудотворную Пряжевскую икону возили по всем городам, слободам и селам Курской земли. На родине иконы, в Белогорской пустыни, в честь чудотворного образа построили еще один придел Спасо-Преображенской церкви, где он был найден. Здесь Пряжевская икона пребывала в киоте иконостаса, на почитаемом месте, чтобы каждый верующий мог помолиться перед ней и поклониться образу.

После революции, в кровавую эпоху богоборчества Белогорская обитель святителя Николая была закрыта властями в 1922 году и приспособлена под хозяйственные нужды. Однако братия пряталась в меловых пещерах на территории монастыря и хранила чудотворную Пряжевскую икону, с трудом добывая пропитание в окрестностях.

В 1937 году монахи вместе с образом уехали в город Суджу. Здесь они поместили образ в кафедральном Успенском соборе, на центральной площади города. В сонном видении той же ночью одному из монахов явилась Сама Богоматерь и велела забрать икону из собора, почему-то названного Ею местом разврата, отнеся к старцу Симеону, который встретит ее. Никто из братии прежде не был знаком с человеком, носящим такое имя. Не знали о таком старце и жители города. Тогда братия пешком пошла по городу, неся с собой Пряжевский образ узнавая о старце Симеоне у встречных. Вдруг у Свято-Троицкой церкви на апсиде — выступе алтарной стены — они увидели икону Сретения. На ней-то и был старец Симеон: святой Симеон Богоприимец, который в день Сретения Господня принял из рук Божией Матери Младенца Христа как Мессию. Монахи Никольской обители здесь, в Сретенском приделе храма, и поместили их великую святыню. Вскоре узнали и почему Богородица велела унести чудотворный образ из Успенского собора: Она хотела сохранить хотя бы одну чудотворную Пряжевскую икону, тот образ, который связывает Россию и Украину на Курской земле. В Успенском же соборе икону бы уничтожили: его вскоре разорили и разместили в нем клуб, где показывали кино и плясали на святом месте — потому и Богородица в видении пророчески назвала его «местом разврата».

Спаслась икона и в 1943 году при пожаре в Троицком храме во время Великой Отечественной войны. Из огня святыню вынес настоятель храма, протоиерей Иоанн Переверзев. Известно, что в городе Суджа Пряжевская икона находилась до 1946 года. После войны гонения на Церковь были воздвигнуты вновь, и именно с 1946 года до 1990-х годов документальных сведений о Пряжевской иконе не было. Она даже считалась утерянной или украденной.

Однако в 1996 году, вместе с возрождением Православия на Руси, вновь явилась и эта святыня. В 1996 году произошло новое обретение этого образа. В том же Свято-Троицком храме Суджи проводилась опись имущества, и на иконе, названной в списке Смоленской, обнаружилось несовпадение размера лика и ризы, закрывающей образ: то есть риза предназначалась как раз для Смоленской иконы, а под ним была иная. В момент обнаружения этих сведений к настоятелю храма подошла некая пожилая женщина и сказала, что в храме, вероятно, до сих пор находится потерянная чудотворная икона. До сих пор неизвестно имя этой женщины, и многие полагают, что так явилась Сама Пресвятая Богородица или была явлена Ее воля.

Клирики храма обратились в архив, и сравнение описаний, размеров и других данных подтвердило, что икона под ризой и есть утерянный Горнальский список чудотворной Пряжевской иконы. Конечно, исчезла ее собственная риза, пожертвованная императрицей Марией Александровной, и дары, приносимые несколько веков в Белогорский монастырь верующими, но сам чудотворный список остался цел.

В том же году, 17 октября возрождена была и традиция крестных ходов с Пряжевским образом, прервавшаяся почти на век. Из Суджи духовенство и миряне с чудотворной иконой идут в Горнальский Белогорский монастырь — до 2001 года здесь была школа-интернат для трудных подростков, а потом началось возрождение и этой древней обители.

Курская епархия возродила и крестный ход в село Мирополье. Ныне его путь продолжается 16 километров и посвящен единению славянских народов, ведь Мирополье и Суджа теперь находятся в разных странах. Это первый и единственный крестный ход с образом через государственную границу России. Поэтому и его традиция была обновлена: икону встречают на половине пути, у границы. После Литургии в Никольском храме города Мирополье духовенство, прихожане и паломники направляются к границе с Россией, чтобы встретить россиян, идущих им навстречу с чудотворной Пряжевской иконой. Сколько слез умиления, радости и чувства братской любви в этой встрече! Многие люди падают перед образом ниц в знак смирения, чтобы его пронесли над ними и Царица Небесная благословила их.

Уже в 2000-е годы Пресвятая Богородица засвидетельствовала Свое благословение чудотворной Пряжевской иконе и ее почитателям. В 2005 году, накануне праздника Рождества Христова, образ сам обновился, «просиял». Сейчас куряне почитают Пряжевскую икону хранительницей Курской земли наряду с чудотворным образом Знамение Курская-Коренная. Оригинал Курской иконы был унесен гонимым духовенством и мирянами в Нью-Йорк, а вот чудотворная Пряжевская икона не покинула Русской земли, продолжая пребывать в Свято-Троицком храме города Суджа, и своими дивными знамениями помогает людям.

День памяти Пряжевской иконы сейчас отмечается 29 июня и в десятую пятницу после Пасхи. Икона почитается местночтимой в Курской и Житомирской областях.

КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ ПРЯЖЕВСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Подносные вотивные украшения, которыми изобилует риза на иконе, вновь богато дополненная эмалью и позолотой, свидетельствуют о чудесах Пресвятой Богородицы по молитвам перед Пряжевской иконой и в новое время. Напомним, что вотивные дары (от латинского названия обета, посвящения богам — votivus) — это любые вещи, приносимые в дар Богу по обету, для исполнения молитвы и в благодарность за помощь. Их традиция идет от древних жертвоприношений. Но Господу Иисусу Христу не нужны жертвы кровавые, как это было в язычестве: Матерь Божия и Ее Сын помогают людям безвозмездно, прося лишь о жизни по заповедям Божиим, любви к другим людям и соединении с Богом в церковных Таинствах.

Вотивные дары превратились в принесение своих вещей по движению души. Несмотря на то, что старинная риза Пряжевской иконы вместе с подаренными людьми вещами была утрачена, икона вновь покрыта принесенными дарами, которые висят на ней и отдельно. Удивительно блистают они в свете свечей за богослужением: возможно, именно провидя духом эту красоту, созданную по доброте человеческих сердец, иконописец Иван Белый и написал прямо на иконе будущие подносные украшения. Иногда у иконы Богородицы можно видеть и детские игрушки, и ювелирные украшения, и военные ордена — люди всех возрастов и сословий благодарят Матерь Божию за помощь.

Известно, что в Православной Церкви есть традиция просить Пресвятую Богородицу перед определенной Ее иконой об избавлении от определенных сложностей и несчастий. Так, Казанской иконе молятся при необходимости найти мужа или о семейном счастье, Леушинской — о помощи всей стране, об избавлении от смерти в военных операциях. О чудесах Пряжевской иконы также сохранилось много свидетельств, поэтому принято молиться ей

    • Об исцелении болезней опорно-двигательного аппарата;
    • О выздоровлении от заболеваний дыхательных путей;
    • Об избавлении об бесплодия;
    • О помощи в здоровой беременности и родах;
    • Об исцелении от болезней по гинекологии;
    • О житейских трудностях;
    • О помощи в начале любого дела — только богоугодного, приносящего пользу вам и другим людям, не преступного.

Напомним, что это традиция: молиться Пресвятой Богородице можно во всех нуждах перед любым образом. Ведь многие люди сохраняют в секрете и случившиеся с ними чудеса и сами свои молитвы. Молитесь перед образом Пряжевской иконы по молитве, составленной для нее несколько веков назад. Можно молиться и своими словами как в храме, так и дома.

Если вы особо полюбили и почитаете Пряжевскую икону, просите Богородицу перед ней обо всем, читайте ежедневные утренние и вечерние молитвы, благословленные Православной Церковью перед ней.

«О, Пресвятая Владычица Богородица, Царица Неба и Земли, стоящая выше Ангелов и Архангелов у Престола Божьего! Тебе, Чистая Дева Мария, выше всех творений Божиим честь оказывается! Ты всему миру добрая Помощница, основание всем молитвам людским, ты нас от всех нужд и бед избавляешь!
Посмотри и сейчас, о Милостивая Госпожа Небесная, на рабов Твоих, Тебе с умиленной душой и сердцем кающимся молящихся, со слезами к Тебе приходящих и поклоняющихся преславному и несущему исцеления Твоему образу, помощь и заступление от Тебя просящих!
О Милостивая ко всем Богородица, Чистая Дева! Посмотри, Госпожа наша, на людей Твоих: мы, грешные люди, не имеем другой помощи, кроме Твоей и от руки Рожденного Тобой Господа Иисуса Христа!
Ты наша Заступница и перед Богом Предстательница! Ты защита обижаемых и страдающих от несправедливости, Ты радость скорбящим, сиротам убежище, хранительница вдов, слава невинных девушек, веселье плачущих, помощь больным, исцеление немощным и спасение всем грешникам! Потому, о Матерь Божия, мы к Тебе приходим, и на Твой славный образ с Богомладенцем, Господом нашим Иисусом Христом, сидящим на Твоей руке, глядя, умиленно молимся, поем и зовем к Тебе: помилуй нас, Матерь Божия, прошения наши исполни, ведь все возможно по Твоему ходатайству! Тебе и слава с Ним подобает всегда, которую да поем мы вечно, в земной жизни и в Царствии Небесном: радуйся, Обрадованная Богом Рождением Сына Его Непорочная Дева до Рождества и после; радуйся, не вступившая в брак и девственная Мать Божественной Жертвы Агнца за всех — Христа, Пастуха стада Церкви Божией! Аминь».

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!



Просмотров