Сравнительный анализ Печорина и Грушницкого. Печорин и Грушницкий

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» образы Печорина и Грушницкого по ходу происходящих событий меняются.

Молодые люди встретились, когда проходили вместе лечение в Пятигорске. Между мужчинами сразу завязывается «дружба», а вместе с ней приходи и некое соперничество. Каждый пытается добиться расположение Московской княжны Мери, используя свои методы. Для этого Грушницкий пытается предстать перед девушкой в лучшем свете. Он проводит с ней вечера, осыпает комплиментами и всячески старается угодить княжне.

В свою очередь делает все наоборот. Его целью становится даже не ее расположение, а именно искренняя любовь Мери. Мужчина дерзок и холоден. Он не ищет с ней свиданий, а их как бы случайные встречи очень эффектны, но очень коротки. Все это дает преимущество перед изрядно надоевшим Грушницким.

Печорин очень самоуверен. Он по достоинству оценивает свои силы, возможности, внешность, в отличие от своего товарища. Грушницкий испытывает комплексы неполноценности из-за своего здоровья и «солдатской шинели». Да, он стесняется того, что он юнкер, а не офицер. Но как только молодой человек меняет звание, то с ним сразу же происходят перемены. Грушницкий становится увереннее, наглее, а его былая робость лишь изредка проявляется только при встречах с княжной.

Меняется и Печорин. Теперь на светских раутах он не обходит Мери стороной, а наоборот всюду ее сопровождает. Мужчина ведет себя очень галантно, иногда показывая лучшие стороны своего характера.

Понимает, что Мери больше не испытывает к нему симпатии. Она, на свою беду влюбляется в его «оппонента», и даже ждет от Печорина предложения о замужестве. И в этот момент мужчина решает отомстить. План его мести низок по своему содержанию, но обида настолько сильна, что подталкивает Грушницкого к действию.

Печорин добившись от девушки желаемого, а именно чувств, решает, что пора остановится. Он «отбил» ее у товарища, и ему уже становится не интересно продолжение. Он не отвечает девушке на взаимность, и та в слезах покидает «рандеву».

Печорин поддается провокацию Грушницкого, и вызывает его на дуэль. Он узнает о существующем заговоре, и тоже готовится к поединку.

Во время дуэли оба мужчины знают, что ружье второго дуэлянта не заряжено. Только Грушницкий сильно нервничает и начинает сожалеть о том, что может произойти. Григорий же наоборот спокоен и держится уверенно. Когда оппонент дает осечку – Печорин не собирается убивать бывшего друга. В какой-то момент, мужчина даже опускает заряженный мушкет. Накануне дуэли, он заставил своего секунданта зарядить оружие, уличив при этом заговорщиков во лжи.

Однако Грушницкий противится милосердию бывшего друга. Он настаивает на том, чтобы тот выстрелил. Молодой человек, испытывает стыд, разочарование от жизни и сильнейшую злость на Печорина и Мери. Для себя он уже все решил – он не хочет жить. Он слаб и сдается, не видя дальнейшего смысла существования.

Разница между мужчина очевидная. Одному – все дается нелегко. Ему мало везет, но он хочет обрести семью, счастье, любовь. У другого, есть все, а если все же чего-то нет, то мужчина это «завоюет» любой ценой. Он ищет приключений, чтобы не «зачерстветь» совсем, а любовь старается избегать, сравнивая ее со страданьем.

Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.

Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.

Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.

Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.

Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.

Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.

Печорин и Грушницкий из романа «Герой нашего времени» - два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели себя по-разному. От этого и впечатление от каждого складывается различное.

У Печорина противоречивый характер. Он сам говорил, что в нём живут два человека. Вернее сказать, что один живёт, а другой его судит. Русское общество того времени сделало его таким. Когда этот юноша говорил правду – ему не верили, открывал свои чувства – над ним смеялись и унижали.

В итоге, он стал скрытным, лживым, злопамятным, завистливым и ненавидящим весь мир человеком. Его душу поглотило отчаяние и глубокое разочарование в жизни. Ничем не жертвуя, ни во что не веря, Печорин стал настоящим эгоистом.

Грушницкий – такой же эгоист. Только таким он был всегда. Молодой человек всегда много говорил и никого кроме себя не слышал. Своими словами, мимикой и жестикуляцией он пытался произвести впечатление остроумного, храброго, чувственного, страстного и страдающего человека. Но играя актёрскую роль, Грушницкий, в отличие от Печорина, абсолютно не разбирался в людях.

Печорин быстро разгадал Грушницкого, видя в нём пародию на самого себя. Они оба очень сильно невзлюбили друг друга, хотя внешне оставались в дружеских отношениях. Печорин чувствовал, что эта взаимная неприязнь в будущем обязательно приведёт к столкновению. Вот тогда один из них точно пострадает. И это действительно случилось.

Обладая слабым характером и мелочным самолюбием, Грушницкий пошёл на поводу у своих приятелей и совершил в отместку низкие поступки. Он опорочил честь отвергнувшей его женщины и выстрелил на дуэли в практически безоружного Печорина. И ни одна искорка великодушия не проснулась у него в душе. А ведь всё ещё могло закончиться хорошо. Но влияние общества в лице его приятелей было сильнее, и Грушницкий, не воспользовавшись шансом примирения, поплатился жизнью.

Печорин с Грушницким во многом несхожи. Печорин умнее, храбрее, талантливее и образованнее всех окружающих его людей. Он понимал и осуждал в себе, во всем своём поколении эгоизм, неискренность, равнодушие и бесцельное существование. Печорин чувствовал в своей душе необъятные силы, которые мог бы направить на высшие цели. Тогда он смог бы принести пользу обществу и по-настоящему стать счастливым человеком.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам. Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле. И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого

Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа - Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин - физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького - юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах

Вырабатывать эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он - посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького - целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он

Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы». «Необъятные силы души» - и мелкие, негодные Печорина поступки; он хочет «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеют душой; жажда полноты жизни-и полная безнадежда, осознание своей обреченности. Печорин одинокий, положение его трагически, он в самом деле «лишний человек».

Лермонтов назвал Печорина «героем в свое время», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразивши образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков всего поколения в него развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном героя романе. Грушницького - кривое зеркало Печорина - видтиняе истинность и значимость переживаний этого «страдает эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая таится в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена у индивидуалистической философии, присущий романтизма. Лермонтов не стремился выносить моральный приговор

Он лишь с огромной силой показал все безодни людской души, лишенной веры, просякнуту скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих или людях поколения 30-х лет прошлого столетия сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»: «… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросили столетий ни мысли плодовитого НЕ гениям начатого работы».



Просмотров