Как успокоиться перед важным выступлением. Что поможет успокоиться перед выступлением

Нервничать перед публичным выступлением совершенно нормально. Даже выдающиеся личности иногда волнуются, но это не значит, что проблему нельзя решить. Если вы хотите избавиться от напряжения, то важно подготовиться заранее, сосредоточиться на попытках расслабить тело и сознание, а также задействовать методы, которые позволяют держать себя в руках во время речи. Такая подготовка позволяет снизить уровень стресса и оставаться уверенным в себе.

Шаги

Часть 1

Как подготовиться к речи

    Выберите интересующую вас тему. По возможности выбирайте тему, которая вам по душе. Если разбираться в предмете, то вам будет проще. Вкладывайте в речь частичку себя и объясните, чем именно вас заинтересовала такая тема, даже если нужно озвучить скучную статистику касательно прошлогоднего неурожая пшеницы. Вам будет проще готовиться и репетировать, если тема важна или интересна для вас.

    • Если вы считаете текст интересным и важным, то слушатели ощутят ваш энтузиазм и наверняка оценят искренность слов. Например, если вам интересна сложная научная теория, ваш энтузиазм поможет сделать речь более захватывающей и прояснить важность теории для слушателей.
  1. Станьте экспертом в данной теме. Докладчику важно хорошо разбираться в теме. В ином случае человек может смутиться, если данные окажутся неточными. Также вас могут сбить с толку вопросы слушателей посте презентации, если вы не знаете ответов.

    • При изучении темы важно провести подготовительную работу, чтобы разобраться в основах, а затем сосредоточиться на конкретном вопросе. Например, если вы хотите сделать доклад о пьесах Шекспира, сначала нужно изучить общие сведения о творчестве драматурга, а затем перейти к одной-двум конкретным пьесам.
    • Также держите в уме вопросы, которые вам могут задать. Подготовьте ответы на потенциальные вопросы, чтобы чувствовать себя во всеоружии и меньше волноваться.
    • Не забудьте подготовить реплику для ситуаций, когда вы не знаете ответа. Можно сказать: "Это отличный вопрос. Я обязательно изучу данный аспект".
  2. Заранее напишите свою речь. Когда люди волнуются, они нередко мешкают и ждут до последнего, чтобы написать речь. Тем не менее справиться с волнением проще, если у вас останется время отредактировать и отрепетировать свою речь.

    • Короткую речь для школьного урока следует написать примерно за неделю. Так у вас будет пару дней, чтобы внести необходимые изменения, а также еще несколько дней для отработки готового варианта.
    • Если вам предстоит произнести долгую речь перед сотнями людей (например, часовая лекция), то начните писать текст выступления за несколько недель до назначенной даты.
    • Если вы пишете речь заранее, то в зависимости от темы нужно следить за новыми сведениями и открытиями, чтобы ваш материал не терял актуальности.
  3. Тренируйтесь произносить речь вслух. Репетиции помогают сгладить вашу речь, чтобы все слова и идеи звучали естественно и непринужденно. Хорошая подготовка позволяет снизить волнение и ощутить уверенность в своих силах.

    • Репетируйте речь в присутствии друга. Он поможет вам привыкнуть к присутствию зрителей.
    • Установите камеру и запишите свою речь. Пересмотрите запись и выделите моменты, которые нужно исправить или улучшить. Недостатки всегда лучше устранять заранее!
  4. Напишите окончательный вариант текста. В день выступления лучше уже не экспериментировать с новым стилем и не вносить изменения в материал. Если произносить не ту речь, которую вы так долго готовили, то волнения не избежать.

    • Это не значит, что нельзя вносить мелкие изменения вроде пары дополнительных примеров или корректировки неблагозвучных предложений. Главное - не менять почти всю речь перед началом выступления.
    • Иногда необходимо обновить статистику или названия, которые могут измениться с тех пор, как вы написали свой текст. В случае значительных изменений лучше рассмотреть их в конце речи (в зависимости от темы доклада).

    Часть 2

    Как расслабить сознание
    1. Оставьте отрицательный опыт в прошлом. Некоторые люди боятся публичных выступлений из-за унизительной ситуации, которая имела место в прошлом (как правило, в детстве). Подобные события способны травмировать психику и стать причиной боязни публичных выступлений на всю оставшуюся жизнь. Даже если страх не является фобией, он часто связан с прошлыми неудачами и смущением.

      • Не забывайте, что все первоклассные ораторы когда-то были неопытными новичками. Все они стали успешными, поскольку решили совершенствоваться и учиться на прошлых ошибках.
      • Если ваш страх связан с прошлыми событиями, то обратитесь к психотерапевту или психологу-консультанту, который специализируется на фобиях. Вопреки распространенному убеждению, от фобий можно избавиться благодаря упорному труду и регулярным терапевтическим сеансам.
    2. Мысленно представляйте желаемый результат. Часто люди, которые боятся выступать перед публикой, мысленно представляют свою речь как полный провал, что негативно сказывается на выступлении. Вместо этого представляйте, что вы с успехом произносите речь. Не забывайте предвосхищать успех, чтобы получить желаемый результат.

      • Мысленно представляйте, как вы спокойно и уверенно произносите речь перед благодарными зрителями. Попытайтесь услышать четкое и размеренное звучание ваших слов. Представьте, что у вас прямая осанка, легкое и свободное дыхание. Так вы запрограммируете себя на успех.
    3. Избавьтесь от плохих мыслей. Каждый раз, когда вы начинаете сомневаться в себе или представлять неутешительный итог, переключайтесь на что-то другое. Решительно скажите себе: "ОСТАНОВИСЬ". Займитесь чем угодно, лишь бы не думать о неудаче: пойте, насвистывайте, читайте стихи, ходите пешком или позвоните другу.

      • Попробуйте заменить пугающие мысли смешными: представьте зрителей в костюмах клоунов или в нижнем белье.
    4. Слушайте расслабляющую или энергичную музыку перед выступлением. Один из самых лучших способов успокоить сознание - слушать любимую музыку. Она поможет справиться с волнением и поднять настроение.

      • Конкретные композиции зависят от ваших музыкальных предпочтений и предстоящей речи. Для мотивационной речи лучше послушать энергичную музыку. Перед выступлением на тему проблем в обществе слушайте спокойные композиции.
    5. Забудьте о том, что все должно быть идеально. Часто люди боятся публичных выступлений из-за страха совершить ошибку и ощутить неловкость перед зрителями. Подобное беспокойство лишь повышает вероятность ошибок. Даже профессиональные дикторы могут оговориться. Вся разница в том, что они не считают ошибки непреодолимыми препятствиями на пути к успеху.

      • Секрет прост: примите тот факт, что периодические ошибки неизбежны. Только так вы научитесь быстро восстанавливаться после оплошностей.
      • Рассматривайте ошибки как возможности стать лучше, чтобы стремление к идеалу не ложилось на ваши плечи неподъемной ношей.

    Часть 3

    Как расслабить тело
    1. Отдыхайте. Подготовьтесь заранее и постарайтесь выспаться перед выступлением. Усталость лишит вас способности бороться со стрессом во время презентации.

      • Если не удается уснуть, выпейте теплого молока и подумайте о чем-нибудь приятном. Также полезно слушать спокойную и расслабляющую музыку или читать развлекательную литературу.
    2. Минимизируйте количество других стрессовых ситуаций перед выступлением. Стремитесь убрать из расписания все тяжелые встречи, которые могут ослабить вашу способность сосредоточиться и говорить уверенно. Иначе говоря, не нужно планировать собеседование, визит к стоматологу или встречу с адвокатом бывшего супруга в день важного выступления.

      Не принимайте психотропные вещества. Некоторые люди ошибочно считают, что алкоголь, кофе, сигареты или успокоительное средство помогут лучше произнести речь. Следует знать, что такие вещества станут костылем для здорового человека. Лучше обходить их стороной и задействовать все свои умственные способности.

      • Одна из проблем - сложность контролировать дозировку. Всегда есть риск хватить лишнего. Так как вещества быстро попадают в кровь, изменить ситуацию уже не получится. Ваше расслабление может превратиться в медлительность, а энтузиазм станет нервным возбуждением.
    3. Если перед выступлением вы ощутили избыток энергии, то займитесь физкультурой. Легкая тренировка даст выход лишней энергии и не лишит вас сил.

      • Например, за несколько часов до презентации можно сходить на йогу или прогуляться пешком, чтобы расслабиться и подготовиться.
    4. Продумайте свой внешний вид. Выберите удобный и официальный костюм. Отполируйте обувь до блеска и уложите волосы. Наденьте привлекательную деловую одежду. Если выглядеть хорошо и чувствовать себя комфортно, то уверенность в своих силах возрастет.

      • Если вы не знаете, как нужно выглядеть, то поговорить с друзьями или родственниками, которые могут похвастаться хорошим вкусом. Спросите, какой цвет или стиль вам больше всего подходят.
      • Если вам предстоит очень важная речь, можно обратиться к имидж-консультанту или стилисту. Хороший консультант поможет вам выглядеть на все сто и при этом не разориться.
    5. Перед выступлением съешьте что-нибудь полезное и легкое. Утром в день выступления следует выбрать полезный завтрак, который зарядит вас силами на весь день. За 1 час до презентации можно съесть что-нибудь легкое или ничего не есть. Полный желудок мешает сосредоточиться и лишит вас энергии, так как организм будет занят перевариванием пищи. Тем не менее чувство голода - тоже плохой союзник.

Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

- Значит был кузнецом?

- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

- Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

Прием № 3. Добавь энергии.

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка! (можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !

We are the champions, my friend!

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!

Подключаем воображение

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

Итоги. Как подковать блоху

1. Знакомство со страхом.

2. Физическая встряска.

3. Энергетическая зарядка.

4. Работа с дыханием.

5. Позитивная фраза.

6. Позитивный жест.

7. Улыбка.

8. Позитивный сценарий.

9. Смена фокуса внимания.

Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Наша нервная система – это сложный механизм, включающий в себя многие составляющие и даже такие процессы, которые нам не всегда понятны, а часто вообще не известны. От некоторых из них, например, страха, волнения, гнева или апатии, мы бы с радостью избавились. К счастью, нам не под силу отключить тщательно спроектированные природой реакции. Именно к счастью, а не к сожалению, потому что нет ничего естественного и при этом ненужного. Каждое, даже самое неуместное, на наш взгляд, свойство имеет свои рациональные причины и практические цели. Даже неудобное, выбивающее из колеи и заставляющее забывать слова волнение не настолько деструктивно, как может показаться на первый взгляд.

В это может быть трудно поверить, но на самом деле действительно так: страх, парализующий вас перед публичным выступлением, это не социопатия и не изъян воспитания. Это всего лишь инстинкт, надежно вшитый в самые древние участки человеческого мозга. Он срабатывает у всех людей, просто некоторые научились скрывать эти эмоции, а со временем – не обращать на них большого внимания. И совершенно не важно, собираетесь вы выступить перед толпой на площади или взять слово на тесном семейном собрании, как часто вам приходится говорить на людях и насколько хорошо вы подготовлены, глоссофобия (именно такой термин в психологии обозначает боязнь публичных выступлений) обязательно так или иначе напомнит о себе.

Бороться с ним можно по-разному, но уже тот факт, что ваши негативные эмоции не уникальны и большинство людей переживают те же ощущения в подобных ситуациях, должен хотя бы немного вас успокоить. Примирение со своим страхом и принятие его как данности – это первый шаг на пути к его преодолению. Будем считать, что он уже сделан только что, а все последующие шаги мы предлагаем вам пройти вместе, с каждым пунктом наших советов избавляясь от гнетущего волнения перед выступлениями.

Как избавиться от страха публичных выступлений
Вам понадобится вся ваша решимость и искреннее желание избавиться от тревоги. Сконцентрируйтесь на этой цели и постарайтесь не забывать о ней даже в те моменты, когда паника напрочь выбьет из головы все связные мысли. В этом и заключается главное коварство эмоций: они мешают мыслить логически. Но вы уже вооружены пониманием происходящего и можете заранее подготовиться к испытанию волнением:

  1. На совесть отрепетируйте предстоящее выступление, будь то доклад, отчетный концерт или стихотворение на детском утреннике. Вы должны быть абсолютно уверены в собственной подготовке. Если перед вами стоит задача избавить от волнения выступающего не детском празднике ребенка, не скупитесь на похвалу и вселите в него уверенность, что он знает номер на отлично. Очень часто трепет перед публикой вызван внутренней неуверенностью и чувством вины в том, что схалтурили, хотя могли бы подготовиться лучше. Не дайте страху не единого шанса воспользоваться этой лазейкой. Репетировать можно перед зеркалом, но лучше попросить кого-то из друзей послушать вас и понаблюдать за собственной реакцией на «живого» зрителя.
  2. Кстати, о зрителях. Почему вы их боитесь? Это точно такие же люди, как и вы. Да, их много, но каждый в отдельности не сделал вам ничего плохого и соме главное – не собирается упрекать вас или искать недостатки в вашем выступлении. Возможно, их тоже что-то волнует, у большинства есть свои страхи и проблемы. Отнеситесь к аудитории с пониманием – и почувствуете, что становится легче найти контакт с этими незнакомыми людьми. Воспринимайте их не как враждебную толпу, а как собрание приятных, умных и доброжелательных личностей.
  3. Вам повезло, если есть возможность заранее побывать там, где будет проходить выступление. Обязательно воспользуйтесь этим шансом: выйдете на сцену, походите вдоль рампы, спуститесь в зал. В общем, как следует освойте эту незнакомую территорию, в том числе и психологически. Считается, что знакомая обстановка придает больше уверенности, чем увиденная впервые.
  4. Дыхательные упражнения способны быстро и эффективно вернуть расположение духа и помочь почувствовать себя увереннее. Вдохните как можно глубже и сделайте медленный полный выдох. Старайтесь, чтобы в дыхании участвовали брюшные мышцы. Такая вентиляция легких снабдит мозг кислородом и упорядочит мысли, даже если приступ паники случился с вами в разгар выступления. Выполнять дыхательную гимнастику полезно всем, кто регулярно солирует перед аудиторией, чтобы в нужный момент легко овладеть своими расшалившимися нервами.
  5. А теперь неожиданный совет: не стремитесь к совершенству. Да-да, вместо того, чтобы изо всех сил стараться выступить как можно лучше, сразу признайтесь самому себе, что имеете право на ошибки. Все имеют такое право, и это здорово расслабляет в стрессовых ситуациях. И на старуху бывает проруха, а уж если вы не профессиональный оратор или только начинающий карьеру артист, то вам позволено в чем-то не дотягивать до мэтров. Более того: именно промахи позволяют как можно раньше заметить и исправить свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем. Другими словами, ваша сегодняшняя неопытность – это ключ к развитию и совершенствованию. А понравиться всем присутствующим поголовно не под силу даже знаменитостям и любимцам публики.
  6. Сыграйте в успех. Мысленно загляните вперед и представьте себя, уже завершившего выступление, причем завершившего на ура. Почувствуйте это удовлетворение собственным достижением так, как будто это уже свершившееся дело. Часто такой нехитрый прием помогает избавиться от нахлынувшего волнения и перед выступлением, и во время него.
Как не разволноваться перед выступлением
Несколько советов о том, как не надо вести себя и что не следует делать ни в коем случае перед выступлением, чтобы не усугубить стрессовое состояние.
  1. Вопреки большому соблазну снять напряжение медикаментозно, откажитесь от успокоительных. Седативные препараты не на всех действуют одинаково, и, даже если вы примете проверенное лекарство, эффект может оказаться неожиданным. Одно дело выпить снотворное на ночь, и совсем другое – накануне ответственного события. Вы же не хотите медленно соображать, быть заторможенным или вообще уснуть посреди предложения? Значит, придется избавляться от волнения собственными силами организма.
  2. Волнение заставляет многих людей вести себя неестественно, например, шутить не вовремя и неуместно. Так вот, когда на носу серьезное выступление – то это как раз не вовремя. В напряженной обстановке мозг работает будто бы судорожно, не успевая за языком. Ваши вымученные шутки, скорее всего, получатся неловкими и плоскими. В результате вы не расслабитесь с помощью юмора, а только еще больше распереживаетесь. Не стоит провоцировать такое состояние.
  3. Наивные школьные советы вроде мысленного раздевания присутствующих, представления их в комичных ситуациях могут разве что отвлечь вас от цели своего визита на сцену. Мало кто способен одновременно развлекаться подобным образом, повторять текст и бороться с волнением. Так что, если в Юлии Цезари вы не метите, лучше выбрать приоритетное направление для мыслей и действий и следовать только ему.
И напоследок простой, прямой, но действенный совет: не бойтесь. Во время выступления с вами не произойдет ничего настолько страшного, что стоило бы таких метаний. Пусть даже вы будете заикаться, спотыкаться и вообще забудете весь сценарий. Но ни одно из этих событий не может сравниться с по-настоящему ужасными вещами и с каждым из них в итоге можно смириться. А раз так – то и волноваться о них не стоит. admin

Публичная речь – частая причина дрожи в коленях и ужаса. Люди уверены, что тревога перед подобным выступлением посещает стеснительных личностей. Но на деле через такие чувства проходит каждый. Даже умудренные опытом ораторы волнуются, когда им предстоит доклад с новой темой и незнакомой аудиторией.

Как странно бы это ни звучало, но подобный страх – это наиболее популярная фобия на планете. Каждый чувствовал тревогу при выступлении с докладом, тостом, речью или даже со стихотворением на творческом вечере. В зависимости от публики, важности события тревога имеет разную степень. В эти моменты учащается сердцебиение, возникает дрожь, хрипота, тело порывается красными пятнами.

Причины страха публичных выступлений

Причиной страха выступления на публике становится неизвестность. Это пугает людей чаще всего, особенно тех, у кого нет опыта. Она становится причиной волнений даже у ораторов, умудренных опытом.

Кроме того, основой страха выступает воспитание. Родители не разрешают малышам громко говорить на людях. Аргументируется это тем, что люди смотрят, это не красиво и т.п. В результате, когда кроха вырастает, взрослая личность начинает стесняться публики.

Главное, понимать, что вы не одиноки, с такой фобией сталкивается 9 из 10 ораторов. Но волнение посещает перед самим выступлением всех людей. Тех, кто боится выступлений до дрожи, называют глоссофобами.

Избавление от страха. Главные способы

Действенным способом является практика. Во избежание тревоги необходимо постоянно ее преодолевать. Регулярные выступления уменьшают подобный страх публики. Пользуйтесь каждым шансом, чтобы получать практику.

Следующий пункт – подготовка. Лучшим методом уменьшения тревоги является хорошая подготовка. Для удачного выступления важно отлично разбираться в теме. Выступление можно репетировать заранее, подумать обо всех нюансах. Чем сильнее будет ваша уверенность в знаниях, тем меньше возникает страх того, что вы попадете в нелепое положение.

Не думайте о том, что нужно всегда быть совершенством. Многие из нас боятся публики по причине страха ошибиться при всех. Это только усиливает вероятность. А ведь ошибки не становятся причиной смертного приговора, ничего страшного не произойдет.

Продумайте внешний вид. Важно выглядеть хорошо на выступлении. Здесь работает такой психологический момент. К примеру, у девушки возникла «стрелка» на колготках, она из-за этого переживает, но хоть 90% людей ее не заметят, она все равно будет переживать. Такие мысли крадут уверенность. Продумайте все нюансы, чтобы не было дискомфорта.

Как избавиться от страха перед выступлением

Итак, разберемся, как можно избавиться от страхов конкретно перед выступлением:

репетируйте и готовьтесь;

Очень важно скрупулезно проанализировать публику. Страх сцены нередко является соединением нескольких. Отрицательное влияние приносит страх неизвестности. Для избавления от этого важно узнать, где, как и перед какими слушателями, вы . По возможности проанализируйте, сколько людей будет, их интересы и взгляды. Избавление от страхов связано с вашими знаниями и информированностью.

Когда узнаете, кто будет вашей аудиторией, начинайте усердно готовиться. Доклад требуется выстраивать, базируясь на среднем интеллекте слушателей. Не стоит делать сложные логические цепочки, употреблять узконаправленные термины и т.п. Не используйте слова, чье значение вы не до конца понимаете. В случае если предстоит короткий доклад, нельзя игнорировать подготовку. Тему важно изучить тщательно.

После написания речи стоит подумать о вопросах слушателей. Обязательно тренируйтесь заранее, представляйте себе состояние, комфортное для вас. Потренируйтесь выступать перед кем-то из друзей или знакомых.

успокойтесь;

Если вы не понимаете, как расслабляться и избавляться от страха, то помогут некоторые упражнения. Медитация отличается приемом, называющимся осознанное дыхание. Его сущность в фокусировке на выдохе и вдохе. Необходимо держать воздух на счет от 1 до 5. Это дает шанс уменьшить напряжение и тревожность. Еще один вариант: напрягите все мышцы тела на пару секунд. Затем полностью расслабьтесь и снова повторите.

отыщите поддержку;

Если среди публики есть знакомые или близкие, то попросите поддержки у них. Любой контакт принесет пользу. Перед началом выступления найдите среди слушателей своего знакомого.

подумайте о невербальной части.

Важно оценить необходимость невербальной части доклада. Любопытно, что 60% данных каждый человек получает из этого источника. Если фразы иногда дают ошибочное представление, то жесты читаются подсознанием правильно.

Как избавиться от страха во время выступления

Даже если получается целиком успокоить себя перед речью на публике, страх снова возникает при выходе на сцену. Есть методы, которые дают возможность избавиться от страха непосредственно в ходе выступления.

Популярный метод снятия напряжения – это аффирмации с текстом, подбадривающим и обнадеживающим вас. Важно выбрать позитивные фразы, типа «Я люблю всех присутствующих, а они меня», «Все в ожидании моего интересного доклада», «Я умею быть хорошим оратором» и т.д.

Другой способ – это принятие страхов. Разрешите себе волноваться, ведь вы живой человек. После принятия данного факта становится заметно легче. Но помните о том, что важно настроиться на хороший итог. Не растрачивайте энергию на негативные воспоминания.

Эксперты говорят, что чересчур волнующимся людям важно публичное признание собственного страха. Так снимается ответственность, если внезапно вы позабудете информацию или сойдете с темы. Но часто пользоваться этим методом нельзя, ведь аудитория в следующий раз негативно отреагирует на заявление. Откровенность подойдет для первого выступления. Пользуйтесь таким способом, только если другие не помогают.

Для ораторов без опыта экспромты не лучшее решение. Немногие из нас обладают умениями выпутываться из сложностей. По этой причине лучше не заключать себя в сложную ситуацию. Если придется давать ответы на вопросы, то правильнее произносить банальности, подходящие для ситуации.

Есть и другие интересные советы, как побороть свои страхи сцены. Представьте, что в аудитории не серьезные деятели, а котята или кролики. Позитивный эффект принесут мысли о хорошем. Но эти советы даются опытными ораторами, и действуют они на тех, у кого нет панического страха.

Для глоссофобов подойдет любой вариант, из перечисленных выше, чтобы снять тревогу и напряжение. Если вы не будете пренебрегать практикой, то очень скоро увидите прогресс.

Опыт является главным ключом к тому, чтобы достичь успеха в искусстве ораторства. Начинайте с малого – произносите тосты в компании друзей. Потом практикуйте громкий голос в публичных местах. Это помогает бороться со страхом отрицательной реакции людей. Вы увидите, что тон станет вальяжнее, покровительственнее.

Получив часть уверенности, начинайте действия и на работе. Задайте вопросы другим ораторам. Так вы снизите страх оказаться в центре чужого внимания и заметите у себя тягу к выступлению.

18 января 2014

Просмотров