Музей военной формы. Уникальный музей военной формы одежды Музей военной формы одежды адрес

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.
Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.
Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.
Что ж, поехали.
Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет
1.

Различная форма
2.

3.

4.

Такие штаны называются чикчиры
5.

6.

7.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды
8.

Головные уборы
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой
17.

Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки
18.

Погон с вензелем Александра III
19.

Эполет
20.

21.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.
22.

Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан)
23.

Есть и иностранные образцы формы различных государств
Германская Демократическая Республика
24.

США
25.

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы
Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя
26.

Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды
27.

Вот еще один вариант уже советской эпохи
28.

Солдатские госпитальные бахилы XIX века
29.

Кожаная сумка - ташка
30.

Раритетный ствол
31.

После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя"
32.

Советские знамена времен Великой Отечественной войны
33.

34.

35.

Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.
Пароконная повозка ПХ-I

разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи.
Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

2. Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

3. Регулярные части, а с ними и единая форма одежды появились при Петре I. Солдаты носили кафтан: в пехоте - зеленый, а в кавалерии - синий, единый для всех камзол красного сукна, шляпы-треуголки и портупею со шпагой. Офицерам полагался также шарф и отличительный знак на груди. Петр I придавал большое значение внешнему виду своих воинов, заботился, чтобы они выглядели достойно и в то же время имели удобное для боя снаряжение.

4. Представленные в музее экспонаты рассказывают о том, как появилась и изменялась военная форма в России, которую с гордостью носили многие поколения защитников Отечества.

5. Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

6. Подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы.

7.

8. На этом мундире видны петельки для орденов и медалей.

9. Обмундирование нашей армии менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами

10. В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

11. В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

12. Мундир для солдата всегда был чем-то большим, нежели просто одежда. Недаром ведь при увольнении с военной службы особо оговаривалось право ношения военной формы бывшими военнослужащими. Этому придавалось значение как одному из видов поощрения и признания заслуг.

13.

14.

15.

16.

17.

18..

19.

20. Интересна история появления погон и эполет. Первоначально эполеты - плотные металлические пластины - служили защитой от сабельного удара, а погоны были удобны тем, что предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа при положении оружия «на плечо». К тому же они как бы скрепляли собой остальные части обмундирования - портупею, перевязь, ранцевые ремни. Знаки различия на них появились позже.

21. Чучело лошади Ворошилова по кличке Маузер.

22.

23. Музей располагает большой экспозицией военной формы и послереволюционного периода.
Каждый кавалерийский полк имел свой цвет фуражек, а таких полков было аж 128.

24.

25. Штандарты для Парада Победы. Первый вариант.

26.

27. Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35. В музее большая коллекция наград разных стран.

36.

37.

38.

39.

40.


Спасибо пресс центру МО military_press за интересную экскурсию.
Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.

Как-то раз обсуждали мы за столом интересные места Москвы и Подмосковья... И кто-то тихо сказал, что есть такой удивительный музей - военной формы одежды. Правда, кажется, он закрыт.

Меня заинтересовала информация - начала копать.... На удивление, в инете очень мало инйормации на эту тему. Я позвонила по телефону, указанному в инете - меня грубо послали... потом еще и еще разговоры.... И я решила, что лучше съездить...

Как же я была поражена, когда в задрипанной (по другому невозможно сказать) военной части, за старым КПП, в Доме культуры советских времен, оказалась жемчужина.

Да-да, это именно жемчужина русской культуры и московских музеев.

В музее военной формы одежды собрана уникальная (не побоюсь этого громкого слова) коллекция военной одежды со времен Петра 1 и до можификаций Юдашкина. Причем, хранительница Музей - совершенно золотого сердца женщина, рассказала такие подробности обо всех реформах и политических течения, а также связанных с ними видоизменениях военной формы, что я - человек совершенно равнодушный к военному искусству - начала читать исторические очерки....

Расскажу коротко о том, что есть в музее - фотик меня подвел (как всегда), поэтому фотки - не супер... Поеду еще раз - обязательно размещу фоторепортаж...

Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, эксперементальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».
В музее 2 этажа - на первом современная военная форма (последних 20-30 лет) и историческая хронология в картинках.... не особо интересно (без углубленного изучения)

А на втором этаже - основная экспозиция - несколько залов с одеждой, большой орденский зал (зал наград),

отдельно большой стенд с эполетами

отдельно стенд с головными уборами иностранных армий, и русской армии - несколько стендов (разных времен)

Очень много исторически костюмов (есть оригиналы, ест воссозданные)

Много костюмов иностранных армий

Большая часть музея посвящена Великой Отечественной войне. По середине стоит Маузер - конь Буденного

На самом деле, всего не расскажешь - экспозиция настолько большая, что туда только ехать нужно....

Хранительница музея жаловалась, что они даже нафталин покупают на свои зарплаты - настолько печальна государственная поддержка музеев.

Боюсь, что этот музей тоже скоро уберут... Мороки много - отдачи никакой. Но музей нужно посетить.... Каждому... История последних 300 лет прослеживается шаг за шагом.

Хотела озадачиться привозом музея в Москву (на временную экспозицию) - меня запугали сложностями и ответственностью за ценные экземпляры... Так что пусть стоит у себя, в Бахчиванджи.
Кстати, на электричке туда ехать гораздо удобнее, чем на авто. И еще - в музее только экскурсионное обслуживание - просто так придти, походить не получится/ Хорошо ехать группой, человек 10.

Но оно того стоит! Чесслово!

Музей военной формы в Бахчиванджи (Московская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Музей военной формы, расположенный в небольшом подмосковном поселке с экзотическим названием Бахчиванджи, - потрясающе интересное место, непременно рекомендованное к посещению всем, кто хочет узнать больше о романтике военного времени. Начало его коллекции было положено еще в дореволюционные годы, при советской власти музей относился к Министерству обороны, а его собрание с безукоризненной военной четкостью пополнялось образцами действующей и экспериментальной формы отечественной и зарубежных армий. Здесь можно оценить оба варианта кителя Сталина - забракованный и утвержденный, познакомиться с военным обмундированием России 14-20 веков, увидеть, в чем воевали японцы, немцы и кубинские партизаны, рассмотреть ордена и медали разных стран и узнать массу любопытных фактов - например, почему фуражиры царской армии - единственные из всех родов войск носили головной убор с козырьком.

Жемчужина коллекции - китель Сталина, разработанный в 1945 г., - забракованный главнокомандующим пышный вариант и утвержденный простой.

Что посмотреть

Коллекция Музея военной формы разместилась в двух просторных залах общей площадью 1700 кв. м. Экспонаты разделены по хронологическому и тематическому принципу. Зал истории русского обмундирования охватывает временной период с 14 века по современность. Здесь можно проследить эволюцию военной формы с правления Дмитрия Донского и Ивана Калиты, а также походов против Тамерлана до первого усовершенствованного обмундирования времен Петра I, который заботился не только об удобстве солдат, но и об их внешнем виде. Вы узнаете, какие рода войск при Петре носили синие и зеленые кафтаны и кому дозволялось повязывать шейный платок. Экспозиция русской формы 19 века познакомит со знаменитыми гусарскими ментиками через плечо и объяснит изначальную практическую функцию погонов и эполет. 20 век представит аж 128 видов фуражек, предназначавшихся для различных полков.

Вы также узнаете, откуда произошло слово «фуражка» и для чего на нее пришивался жесткий козырек.

В зале Великой Отечественной войны экспонируется зимнее и летнее обмундирование всех родов советских войск, в том числе головные уборы, предметы походного быта, боевые знамена и штандарты и полная коллекция погонов. Здесь же вы увидите штандарты и форму разводящих для Парада Победы 1945 г. Жемчужина коллекции - китель Сталина, разработанный в том же 1945, - забракованный главнокомандующим пышный вариант и утвержденный простой, из серого шерстяного сукна с отложным воротником.

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.

Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.

Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.

Что ж, поехали.

Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет.

Различная форма.





Такие штаны называются чикчиры.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды.

Головные уборы.








А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой.


Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки.


Погон с вензелем Александра III.


Эполет.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.


Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан).

Есть и иностранные образцы формы различных государств.

Германская Демократическая Республика.



США

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы.

Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя.


Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды.


Вот еще один вариант уже советской эпохи.


Солдатские госпитальные бахилы XIX века.


Кожаная сумка - ташка.


Раритетный ствол.


После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя".

Советские знамена времен Великой Отечественной войны.




Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.

Пароконная повозка ПХ-I.


Конно-пулеметная тачанка КПТ.



Просмотров