Вальс классный концерт лекция. Сценарий лекции-концерта "танец в музыке"

Кисаханова Е.Л.

Лекция – концерт

на тему:

« ВАЛЬС – ТАНЕЦ СКВОЗЬ ВЕКА»
Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!


  1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).
2.П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».


  1. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.


  1. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.
5. М.Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка
В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.
7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

Рожден веселым был человек.

Менялись моды и ритмы тоже,

Но мы без танца прожить не можем

Проходит время, за веком век...

Всегда в заботах жил человек.

Но в каждый праздник и в час досуга

Веселый танец был лучшим другом.

Проходит время, за веком век.

Пусть между нами растает снег.

И пусть на нашей большой планете

Танцуют люди и солнце светит.
8. Ф.Шопен Вальс – минутка

9. Ф.Шопен Вальс си минор Соч.69, №2

10. М.Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин»

11. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

12. П.Чайковский - Вальс из балета «Лебединое озеро»

13. Ф.Шопен Вальс до-диез минор
На этом наша лекция-концерт подошла к концу. Спасибо за внимание. До свидание.

ВАЛЬС УСТАРЕЛ?

Когда мы слушаем вальс, в нашем воображении возникает какое-то кружение. Порою медленное и плавное, а, если мелодия подвижная, то неудержимое, стремительное. Наверное, потому и назвали вальс вальсом, ведь это слово по-немецки означает «вертящийся, кружащийся». Кружится вальс… Как началось это кружение 200 лет назад, так и не останавливается по сей день. Появилось немало других танцев: танго, фокстрот, твист, рок-н-ролл, но с улыбкой взирает на них вальс, сознавая свое превосходство и величие. Кружит он по всей планете и, видно, не остановится, пока будет жить музыка.

Вот любопытная бытовая картинка: народный праздник в австрийской деревне в области Ландль. Здесь самый любимый танец – лендлер. Когда-то это был танец сватовства, степенный и важный, со временем превратившийся в быстрый и веселый. Кавалер, выбрав понравившуюся ему девушку, выводил ее на круг, вращал партнершу вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. Вот от этого танца и взял свое начало прекрасный вальс.

Однако путь вальса ко всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Против вальса были официальные и неофициальные выступления. Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе. XIX век прошел под символом вальса, его танцевали повсюду, и прежде всего, конечно в Вене, столице вальса. Жители австрийской столицы всегда отличались любовью к музыке, особенно к танцам. Для удовлетворения «танцевальных аппетитов» в Вене открыли много танцевальных залов. Говорят, что четверть населения этой столицы ежевечерне пропадала в танцзалах, особенно их привлекала туда прекрасная музыка Иоганна Штрауса. Когда Штраус появлялся со своей скрипкой в зале лишь на несколько минут, этого было достаточно, чтобы украсить весь танцевальный праздник и наэлектризовать публику. Это был демон венского музыкального народного духа, его вальсы перешагнули границы Австрии, и жители многих городов Европы закружились под его музыку. Тот, кому довелось услышать вальсы «Сказки Венского леса» или «На прекрасном голубом Дунае», понимает, почему весь мир влюблен в мелодии Штрауса. Недаром он носил титул «короля венского вальса». Ни один концерт прославленного маэстро не обходился без «Голубого Дуная», мелодии которого напевали и насвистывали повсюду. Этот вальс стал своего рода народным символом прекрасной Вены.

Особое место в «музее вальсов» занимают вальсы польского композитора Фридерика Шопена. Гениальный музыкант, чуткий и вдохновенный певец родной Польши, несравненный поэт фортепиано. Шопен был не только талантливым музыкантом, он обладал незаурядными актерскими способностями, писал стихи, рисовал карикатуры. А вальсы сочинял на протяжении всей своей такой короткой жизни, прожив всего 39 лет. Обращаясь к этому бытовому танцу, он опоэтизировал его. Вальсы Шопена отличает редкая мелодическая красота. Их немного, всего 17, но насколько они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Шопен тяжело переживал этот разрыв. Однажды он собрал все письма Марии, присоединил к ним засохшую розу, когда-то ею подаренную, перевязал пакет и написал на нем: « Мое горе». А прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали « прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок, как трепетанье внешних крыл,

Как мир, который я открыл в смятенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,

Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещавшее « употребление пляски, вальсеном именуемой». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов. Но запрет в искусстве бессмысленен, и венский вальс жил полной жизнью, зазвучал он и в России, но по-своему. Одним из первых создателей вальса был Александр Сергеевич Грибоедов, натура богато одаренная, проявившая себя на различных поприщах. Основным делом Грибоедова была дипломатическая служба. Подлинным жизненным призванием стала литература. Однако есть еще очень привлекательная грань личности А.С.Грибоедова – превосходный музыкант и композитор. К сожалению, он не записывал своих сочинений на бумаге, случайно сохранились только два вальса, оба пользуются огромной популярностью и звучат они чисто по-русски, с русской грустью.

«В городском саду играет духовой оркестр…» Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городах и парках играли духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой садовой музыки: польки, марши, кадрили и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям парка. Особую прелесть этим концертам придавали старинные русские вальсы «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии» и много других. Определение «старинные вальсы» не совсем верное, ведь большинство из них было написано в начале XX века. Дело, вероятно, заключается в том, что они так просты и словно возрождают некоторые черты русской музыки более раннего времени, отсюда ощущение их старины. Кроме того, эти вальсы, близкие друг другу общим настроением, воспринимаются в наши дни как музыка, навевающая грусть о чем-то давно прошедшем. Биография вальса «Березка» начинается с романса «Разбитое сердце» композитора Антона Рубинштейна. Музыка этого романса не отличалась особым совершенством. Прошло немало лет, и в начале XX века в репертуаре духовых оркестров появился вальс «Березка», мелодия которого была вальсовой переработкой музыки романса. Автором этого вальса был военный дирижер Евгений Михайлович Дрейзин. И «Березка» вошел в число самых исполняемых вальсов и в наше время.

Огромной популярностью во всем мире пользуется старинный русский романс «Очи черные». Стихи этой песни сочинил украинский поэт Гребенка. Предполагается, что он же был и автором первоначальной мелодии песни. Эта песня попала в репертуар цыганских певцов, где ее очень любили и часто пели. Существует, однако и другая версия возникновения песни «Очи черные». Сочинил ее кубинский композитор и гитарист Синдо Гарай, он много раз пел эту песню под гитару, и вскоре она распространилась во многих странах, достигнув и далекой России. Возможно, что от соединения стихов украинского поэта с мелодией кубинского музыканта, возник один из многочисленных вариантов песни «Очи черные». Наибольшую известность приобрел вариант Федора Ивановича Шаляпина, пластинка с записью песни-вальса «Очи черные», напетая великим певцом, разошлась по всему миру, что и было одной из причин невероятной популярности этого вальса.

«Вальсы…Разве это однообразно, скучно, назойливо? Они ведь очень разные. Впрочем я, грешный человек, не скрываю своей любви к вальсу»- это слова замечательного композитора И.О.Дунаевского. Достаточно назвать лишь некоторые песни: «Песня о Родине», «Как много девушек хороших», «Ой, цветет калина», как вы сразу вспомните всеми любимые мелодии. Необычайно многогранным было творчество этого композитора, он сочинял как серьезную симфоническую музыку, так и легкую, развлекатедьную. Но больше всего он любил писать музыку к фильмам. И в каждом фильме с музыкой Дунаевского можно услышать вальсы, очень оригинальные и мелодичные. Надолго запоминается необыкновенно красивая и выразительная мелодия «Лунного вальса», прозвучавшая в кинофильме «Цирк»

Образный мир пушкинской поэзии привлекал и вдохновлял на создание прекрасной музыки многих композиторов. Необыкновенно поэтична музыка, написанная Георгием Васильевичем Свиридовым к телефильму « Метель». Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне знаменитого вальса, в легких полетных интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия.

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных-

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Смятенье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный

И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал..

Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир…

Разработка внеклассного мероприятия.

Форма проведения: Лекция – концерт

1.Познакомить учащихся с жанром «танец», с историческим развитием танца, лучшими образцами танцевальной музыки.

2.Развитие интереса к предмету, развитие музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора.

3.Воспитание интереса к классической музыке, воспитание духовной культуры учащихся.

Использование материалов: Иллюстрации

Портреты композиторов

Муз. материал для слушания

Видеоматериалы.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки, в небольшое путешествие во времени. Помните, как в сказке «Волшебник изумрудного города», Элли со своими друзьями тоже отправилась в путь. У каждого была мечта, которую они хотели осуществить: Элли – поскорее вернуться домой, Соломенный Страшила – приобрести ум, Железный Дровосек – любящее, настоящее сердце, Трусливый Лев – смелость.

И нам тоже пригодятся и умная голова (чтобы быть внимательным) и понимающее, чуткое сердце (чтобы понимать музыку). Слушать музыку не так-то просто. Нужно не просто слушать, а услышать ее. А чтобы услышать и понять музыку, нужно научиться слушать тишину.

1. Игра:

«Слушаем тишину»

Продолжим наш разговор о музыке, а говорить мы будем о танцевальной музыке, о танце, который танцуется уже три столетия. Недаром я вам сказала, что мы отправимся в музыкальное путешествие во времени. Мы проследим историю этого танца XVII века и до наших дней.

Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Ядро каждого танца – это темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Ребята, а кто из вас знает, под какой счет танцуется вальс? (ответ уч-ся)

«Раз-два-три, раз-два-три» - так много лет назад танцевали жители австрийских деревень и маленьких городков. По праздникам собирались они на лужайке в нарядных костюмах и грубых деревянных башмаках. Бойко притоптывая, плясали под нехитрую музыку скрипочки. Парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали в танце. Эта пляска называлась - немецкий народный танец и с вальсом было мало общего (только размер). Вскоре этот танец дошел до главного города Австрии – Вены. А жители Вены любили танцевать и на балах, и у себя дома, и в гостях. Сначала на этот танец они смотрели свысока и пренебрежительно говорили: «Ландаль! (что означает «деревенщина»). Как грубо они танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать! В городе люди ходят важно, плавно, мягко. А если его так и исполнить?»

Затем у немецкого танца появилось другое название: Лендлер. А сам танец стал благородней предыдущего.

Исполнение:

2. Л.Бетховен «Немецкий танец»

3. Ф.Шуман «Немецкий танец»

К концу XVIII века танец получил новое название – вальс. Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся». Музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца. Вскоре вальс распространился во всей Европе. «Королем вальса» называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына. Им было написано более 600 танцев, его вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» - знают и любят люди всего мира.

Слушание:

Помимо танцевальных вальсов, есть вальсы для концертного исполнения. Лучшие из них написаны Ф.Шубертом, Ф.Шопеном, П.Чайковским и другими. Среди 17 вальсов Ф.Шопена очень популярен вальс до минор. Он построен на чередовании эпизодов различного характера: грациозного, подвижного, песенно – лирического.

Слушание:

5. Ф.Шопен «Вальс»

Вальсы есть в творчестве каждого композитора. По характеру они могут быть разные: медленные, мечтательные, стремительные, фантастические. Исполняться могут на разных инструментах и симфоническим оркестром.

Исполнение:

7. Д.Б.Кабалевский «Вальс»

8. А.Гречанинов «Вальс»

9. Э.Григ «Вальс»

10. П.Морис «Вальс голубого перса»

11. А.Гречанинов «Вальс»

Многие композиторы включали вальсы в оперные и балетные спектакли. Широко известны вальсы из балетов П.И.Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин».

Исполнение:

12. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

13. П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Мы очень часто можем услышать вальс по радио и на телевидении. Они звучат в спектаклях, музыкальных сказках, в кинофильмах. Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам. Если музыка красива и запоминающая, она становится визитной карточкой фильма.

Исполнение:

14. А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

15. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

В наше время тоже танцуют вальс. Танцоры разных хореографических коллективов исполняют разные танцы: венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.

Просмотр видео:

16. «Фигурный вальс» в исполнении ансамбля «Звездный экспресс»

17. «Медленный вальс»

18. «Венский вальс» в исполнении танцоров спортивно-бальных танцев.

Вальс обогатил и народную песню, и городской романс. В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюбленности и свадебный вальс. Если прислушаться – невольно удивляешься, как часто звучит вальс вокруг вас, а мы этого не замечаем.

Исполнение:

19. Музыка Я.Дубравина сл. С.Суслова «Вальс»

20. Музыка В.Литвинова сл. Л.Хохловой «Вальс расставанья»

Мы подошли к концу нашего пути, ребята. Я думаю, вы придете еще к нам, в нашу музыкальную гостиную. Ведь музыка так разнообразна и интересна. Я хочу пожелать вам светлых, радостных музыкальных дорог. До свиданья, до новых встреч!

Россия, Мурманская область,п.Лиинахамари

МБОУ ДОД "ДМШ №3"

Преподаватель

Кисаханова Е.Л.

Концерт – лекция

на тему:

«Вальс - это танец влюбленных, вальс - это все - таки вальс…»

Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!

1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).

2. П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

2. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.

3. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.

5. М .Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка

В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.

7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.

Просмотров