Будда годы. Место рождения будды

Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту (таково её санскритское название, на тесно связанном с буддийской литературой языке пали оно произносится как «Капилаваттху»). Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Долгое время оба брака отца Будды оставались бездетными. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. Когда она, как этого требовал обычай того времени и ее общественное положение, хотела удалиться в дом своих родителей, чтобы там дождаться родов, она по дороге неожиданного разрешилась от бремени в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом). Майя родила сына, получившего имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды, которого чаще называют его фамильным именем – Гаутама (Готама). Все другие прозвища Будды – только эпитеты, и число их соответствует благоговению и почитанию, которое питали к нему его ученики. Все эти прозвища, подобно данным Иисусу – Спаситель, Избавитель, Христос и т. д., суть не что иное, как выражение его качеств; так, Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья, Шакья Сингха – Шакья-лев, Бхагават – достойный, Саттха – учитель, Джина – победитель и т. д.; имя Будда есть также только прозвище и обозначает «Познавший».

Рождение Будды царицей Майей

Рождение Сиддхартхи можно с некоторой вероятностью отнести к 560 – 557 гг. до н. э., год же его смерти к 480 – 477 до н. э. Мать будущего Будды умерла уже на седьмой день после его рождения, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью. По обычаю того времени молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя кольев; на десятом году этого супружества у него родился сын Рахула. Другой на месте Сиддхартхи был бы счастлив и доволен: на его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия . Но его, 29-летнего мужа, все это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды о мировом несчастье и об освобождении от этого несчастья воплощаются в предании в объективную, очеловеченную форму: божество предстает перед ним сначала в виде дряхлого старца, затем в виде тяжелобольного, еще позже в виде разлагающегося трупа, и, наконец, в виде почтенного отшельника. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение, – в ребенке он увидел только новые узы, связывавшие его с миром. Повествование о бегстве Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Только еще один раз он хочет видеть самое дорогое, что у него есть на свете, и прижать к сердцу своего новорожденного сына. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.

Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении; после этого он обрезает коротко свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и, одинокий, направляется к столице государства Магадха , Раджагриха, вблизи которой в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия. Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум: ни у Алары Каламы, ни у Уддака Рамапутты он не нашел того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. Он оставляет обоих учителей и направляется к лесам Урувелы (при современном Будда-гае), где, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. В течение шести лет тот, кому вскоре суждено стать Буддой, превосходит всех своих товарищей в самом беспощадном умерщвлении своей плоти; от прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.

Наконец слабость доводит его до обморока; после того, как он приходит в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Но когда он снова начинает принимать пищу, как все прочие люди, он теряет веру и уважение своих пяти товарищей; они не желают оставаться долее в его обществе и направляются к священному городу Бенаресу, чтобы там в более чистой обстановке продолжать предаваться умерщвлению плоти. Оставшемуся одиноким Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Буддийская легенда представляет нам происходящий в нем душевный и умственный разлад как борьбу светлых и темных духов, которая ведется с таким ожесточением, что весь мир содрогается и грозит обрушиться. На берегах Наиранджары на него, наконец, снисходит благодать познания. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страдания и путь к спасению. Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.

Статуя Будды из Сарнатха (пригорода Варанаси - Бенареса). IV век н. э.

Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения». На просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в тот самый лес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению.

С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается присоединением к ней шести знатных граждан из Бенареса; затем примыкают еще 50 учеников. Слух о новом учении разносится далеко; со всех сторон стекаются народы, чтобы услышать его. Будда высылает всех своих 60 учеников апостолами в мир: «Идите, о нищие, несите спасение и благо народам, спасение, пользу и благо богам и людям». Недолго пришлось оставаться Будде одиноким после того, как он выслал апостолов: скоро еще новых 30 богатых юношей, а затем 1000 аскетов-огнепоклонников примыкают к его учению. Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев. Еще важнее было присоединение самых выдающихся учеников Будды Сарипутты и Могалланы.

С присоединением к учению Будды царя Бимбисары впервые проявляется та черта, которая характеризует дальнейшее развитием этой религии: склонность приобретать благорасположение правителей и становиться под их защиту. И вот волна буддизма в отдельных государствах то приливает, то отливает в зависимости от того, процветает ли или падает господствующая в них династия; явление это мы видим, между прочим, и на Цейлоне, где буддийская община необыкновенно процветает под эгидой сильных и счастливых правителей, но зато при обрушившихся на страну политических несчастьях в период войны с дравидами, она неоднократно приходит в упадок и, наконец, совершенно исчезает. Буддизм всегда выказывал до известной степени податливость по отношению к сильным мира: уже первый высокий покровитель его, Бимбисара, сумел добиться того, чтобы в монашеской общине были введены принятые уже раньше у многих брахманских монахов ежемесячные покаяния (строгое соблюдение четырех лунных четвертей) и дни упосадха. В другой раз, когда Будда в одно из своих позднейших странствований возвращается в свой родной город, и собственный сын его, Рахула, примыкает к его общине, он по просьбе старого князя к правилам о принятии в общину присовокупляет еще постановление, по которому никакой сын не может сделаться монахом без согласия своего отца. Едва ли тоже Будда поборол бы свое отвращение к устройству орденов монахинь, если бы его приемная мать Праджапати, желавшая основать такой орден, не была царского рода. С другой стороны, новое учение приобрело, благодаря покровительству сильных, не только благорасположение народа, но и желательную опору: бедность была обязательна лишь для отдельного монаха, – орден с самого начала с благодарностью принимал богатые приношения. Первым таким даром была бамбуковая роща при столице царства Магадха, и еще при жизни самого Будды цари и богатые люди соперничали между собой в таких приношениях; целый ряд обширных садов и парков уже при его жизни был завещан ордену; особенно знаменитым был сад в Джетаване при Саваттхи. На Цейлоне, относительно которого история буддизма более выяснена, в руках ордена находилась большая и самая лучшая часть всех плодородных земель.

Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, самым симпатичным является двоюродный брат его Ананда; он не отличался большим умом, но его нежная заботливость и преданность учителю завоевывают наши сердца. Тесный круг людей, сплотившихся вокруг Будды, не был, однако, свободен от темных пятен, как и круг учеников Христа: в лице Девадатты, преисполненного высокомерия и неукротимого честолюбия, выступает перед нами уже во времена Будды дух сектантства, приводивший впоследствии неоднократно к расколу; многие последователи Будды отпали еще при жизни учителя. И как потом каждая секта старалась очернить другие, так и здесь легенда упрекает честолюбивого ученика даже в покушении на жизнь своего учителя.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране; и последователи его насчитывались уже многими тысячами, когда тяжелая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Озабоченно задает себе вопрос община, кто после смерти его будет ее руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища». Силой воли больной выздоравливает еще раз, но по его собственному предсказанию кончина его должна наступить через три месяца. Легенда рисует нам последние дни Будды с такими реальными подробностями, что здесь, по всей вероятности, мы имеем дело уже с историческими воспоминаниями. Будда отправился со своим любимым учеником Анандой в Паву; в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, Будда за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Тем не менее он продолжает свой путь. Но уже вблизи Кусинары силы изменяют ему. В тени двух деревьев-близнецов, куда его положили, Будда ожидает смерти. Еще раз благодарит он своего верного Ананду за всю его любовь и преданность и спрашивает собравшихся вокруг него монахов, имеет ли кто-либо из них еще какие-нибудь сомнения; когда никто их не выражает, Будда обращается к окружающим с последними своими словами: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану.

«Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды, когда Маллы из Кусинары спросили его о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, наконец, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

Здравствуте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, что за словом «Будда» стоит не безликое божество или плод непорочного зачатия. Это реальный человек, чья жизнь окутана красивыми мистическими, почти сказочными историями.

Что означает слово «будда»

В буддизме слово «Будда» (Просветлённый) служит не для обозначения собственного имени, а имеет достаточно широкое значение. Согласно учению, выделяют пять живых существ: богов, людей, духов, животных, обитателей ада. Таким образом, шестым видом или Буддой, называют нечто отличающееся от перечисленных представителей мира.

Это совершенно иной уровень существования. В переводе с санскрита это слово означает «пробужденный» – тот, кто овладел ясным осознанием своей природы. Гораздо чаще это понятие ассоциируется с Буддой Шакьямуни, ставшим основателем буддийского религиозного и философского направления более 2,5 тысячелетий назад.

Кто он такой? Как выглядел Будда на самом деле?

Внешние признаки

Сиддхартха Гаутама появился на свет более 2,5 тысячелетий назад. Практически сразу после рождения провидцы, приглашенные его отцом во дворец, предсказали мальчику великое будущее. Став в последующем Буддой Шакьямуни, он основал буддийское религиозное направление, последователи которого составляют практически половину населения земного шара.

Черты лица

Сложно достоверно предположить, как выглядела внешность основателя учения о духовном пробуждении. Нет никаких достоверных источников, которые зафиксировали, как при жизни выглядел Просветленный, отсутствуют точные описания его внешности.

Первые письменные упоминания о нем и изображения появились лишь спустя почти 400 лет после смерти. Труды его учеников и последователей много раз переписывались, обрастая авторскими искажениями.

На статуях и графических изображениях внешность Будды имеет четко выраженные черты человека с азиатскими корнями. И в то же время они фактически безлики, вероятно, чтобы подчеркнуть собирательный характер образа создателя .

Собирая по крупицам и анализируя дошедшую до нашего времени сквозь тысячелетия информацию, многие исследователи утверждают, что внешность Просветлённого не имела восточных очертаний, а была ближе к европеоидному типу: с большими, вероятно, серыми или голубыми, глазами и светлым цветом кожи.

Так это или нет, сегодня достоверно сказать не представляется возможным. Вероятно, дошедшие до нынешнего времени изображения основателя буддизма способствуют тому, чтобы каждый верующий видел его по-своему, так, как позволяет его визуализировать внутреннее духовное состояние.


Национальность

Согласно дошедшей до нашего времени легенде, Гаутама родился рядом с южной границей Непала, вблизи города Капилавасту. Существуют разнообразные мнения относительно корней рода, из которого произошел Будда. По одним исследованиям его семья имела индоиранские корни.

Другие утверждают, что не менее чем за 400 лет до появления Гаутамы на свет, его предки основались в Индии, переселившись из Восточной Европы, чем и объясняется возможный европеоидный тип лица Просветленного.

Не так уж и важно, какие корни были у Просветлённого в действительности , более значимым является то, что философское учение, которому он положил начало, не имеет границ и национальности.

32 великих признака

Ранние и поздние сутры Махаяны подробно описывают основные и второстепенные отличительные качества, которыми обладал Просветлённый. Несмотря на некоторые разночтения, прослеживающиеся в различных источниках, все они имеют общие характеристики.

Итак, 32 основных признака Будды Шакьямуни:

  • имел округлой формы руки и нижние конечности;
  • описываются ноги, напоминающие черепашьи;
  • на ногах имелись перепонки, достигающие чуть ли не до середины фаланги;
  • пухлые руки и ноги, напоминающие аналогичные части тела ребенка;
  • выпуклые главные части тела;
  • длинные пальцы на руках;
  • широкие пятки;
  • тело отличалось массивностью и было прямым;
  • колени не выделялись;
  • направление роста волос прямо и вверх;
  • подобные антилопе голени;
  • красивые, длинные руки;
  • не выделяющийся пенис;
  • обладал золотистым цветом кожи;
  • кожные покровы отличались нежностью и были тонкими;
  • вьющиеся волосы завивались только вправо;
  • на лице волосы были едва заметны;
  • фигура напоминала тело льва;
  • округлые запястья;
  • широкие массивные плечи;
  • мог превращать неприятный запах в благовония;
  • сложен, подобно дереву ньягродха;
  • имел выпуклость на темени;
  • язык был длинен и красив;
  • голос напоминал Брахму;
  • имел львиные щеки;
  • отличался ровным зубным рядом;
  • зубы были белоснежными;
  • зубы плотно прилегали друг к другу;
  • обладатель 40 зубов;
  • глаза напоминали сапфиры;
  • ресницы длинные, как бычьи.

В имеются упоминания и о 80 других признаках, описывающихся, как второстепенные. Все указанные отличительные особенности Просветлённого, называются еще «Признаками великого человека». Именно так называют верующие того, кому уготовано судьбой познать Высшую Истину.


Жизнь Сиддхартхи Гаутамы

Портрет духовного основателя философского учения был бы неполным, если не рассказать о том, кем был по происхождению Будда Шакьямуни, тем более что овеяна красивыми легендами.

Родившись в богатой семье, ему судьбой было предначертано уже при рождении стать Великим Буддой. Его ждал царский трон и безбедная жизнь. Однако, в возрасте 29 лет, Гаутама неожиданно для себя открыл, что существуют страдания, болезни, смерть. Он понял, что все блага, которые даются и сам человек – тленны, распадаются и исчезают.

Ни слава, ни богатства, ни родственные узы, ни сама жизнь не остаются навсегда. Все это мимолетно. И лишь само пространство вечно. Только сознание способно открыть истину.

Отказавшись от безбедной обеспеченной жизни, он покинул дворец и превратился в отшельника и скитальца, посвятив себя познанию Истины. В возрасте 35 лет после длительной медитации он смог избавиться от всех существовавших противоречий в своей голове, постиг Истину и стал Буддой Шакьямуни – Просветленным мудрецом, принадлежащим роду Шакьев.

Он никогда не говорил о своем божественном происхождении. Будда Шакьямуни был обычным человеком, который смог постичь великий смысл земного существования и на протяжении 45 лет дарил свое учение и знание страждущим умам.


Умер, достигнув 80-летнего возраста. Как гласит легенда, зная, что должен уйти, он осознанно принял дар с отравленными яствами. Последователи учения, согласно традиции, сожгли тело учителя, достигшего Просветления, разделив прах на восемь сосудов.

И сегодня существуют храмы, оберегающие самую большую реликвию для всего буддистского мира – прах Просветлённого.

Мир есть внутри каждого из нас. Мы его сами порождаем в себе, сами себя уничтожаем и сами себя в состоянии спасти.

Заключение

Не являясь божественным существом, а обычным человеком, Будда смог доказать и показать, что каждый может преодолеть все существующие ограничения путем длительной работы ума. Благодаря его опыту, учение актуально и в наши дни и продолжает передаваться последователями по всему миру.

Дорогой Читатель, если тебе понравилась наша статья, поделись ею в своих социальных сетях.

Мы с вами говорили о жизни принца Сиддхартхи — будущего Будды. Нам известно о том, что он был женат. Эта статья расскажет, кем была его жена Яшодхара, откуда она родом, как ее еще называют в разных странах, кем она стала. Это история любви Сиддхартхи Гаутамы и его прекрасной супруги. Любви чистой, бескорыстной, вечной и невероятно сильной.

Яшодхара и Сиддхартха

Девочка родилась в знатной индийской семье. Ее отцом был царь Суппабудда рода Колия. Мать звали Памита, она была из рода Шакья, приходясь родной сестрой царю Шуддходану – отцу Гаутамы Шакьямуни.

Династии Шакья и Колия были самыми могущественными в округе того времени, относились к клану солнечной династии. Испокон веков было принято, что члены этих родов должны сочетаться браком только друг с другом.

Прелестную Яшодхару в шестнадцатилетнем возрасте выдали замуж за принца Гаутаму Шакьямуни, который отличался прекрасным телосложением, изысканными чертами лица.

Молодожены были во многом похожи: ровесники, оба молодые, красивые, они жили во дворце в роскоши, могли позволить себе ни в чем не отказывать. Но при этом молодые не утратили свою душевную чистоту, доброту, а также любовь ко всему живому.

Пара не была похожа на обычную индийскую семью той эпохи. Из-за того, что избранников своим детям выбирали родители, многие молодые люди не любили друг друга, а зачастую даже не виделись до свадьбы.

В семьях благодаря устоям многовековых традиций царило уважение, крепость уз, но не хватало главного – любви. Сиддхартха же и его любимая были поглощены свой любовью, жили во взаимопонимании.

Спустя время, когда им было по 29 лет, у них родился ребенок. Мальчика назвали Рахула. Согласно легенде, именно тогда, когда родился сын, будущий Будда оставил свой дом, гонимый сомнениями, терзаниями несправедливости жизни вперемешку с жаждой истины.

Яшодхара была умной девушкой, поэтому, узнав, куда отправился ее муж, не стала лить слезы, обвиняя его в том, что тот бросил родных. Она понимала его, уважала выбор любимого.

Девушка сама отказалась от дорогих украшений, роскошной еды, одежды, богатого убранства дома. Несмотря на поддержку родных, она приняла аскетичный для царицы образ жизни: питалась простой пищей всего раз в день, надевала обычный халат желтого цвета. Рахула остался на воспитании матери и дедушки Шуддходаны.

К ней сватались многие мужчины княжеских кровей, но она оставалась верной своему супругу, интересовалась его жизнью, узнавала об успехах, старалась сама встать на путь истинной, святой жизни, во всем следуя возлюбленному даже на расстоянии.

Спустя годы Сиддхартха достиг просветления и на время вернулся на родину, в Капилавасту, чтобы повидаться с родственниками, с народом, принести им свое учение. Сын Рахула пошел к отцу, а супруга не стала идти на встречу, надеясь, что муж сам навестит ее.

Так и случилось. Тот был бесконечно восхищен ею, этим пониманием, терпением, верностью вкупе с самопожертвованием, которые помогали ему все годы терзаний. Он выразил жене глубокую благодарность словами.


После этого последний наследник рода Шакьямуни – Рахула – ушел в монахи. Супруга Гаутамы вместе с его приемной матерью тоже хотели вступить в орден монахов. Но традиции тех времен не разрешали принимать женщин в свою общину.

Однако те не отступили, создали отдельную женскую группу, в которую вошло пятьсот человек, став следовать за Гаутамой и его учениками. Просветленный, увидев это, принял решение признать их как монахинь.

Существует версия, что Сиддхартха согласился на это со словами о том, что тогда его учение будет господствовать в Индии на пятьсот лет меньше – по году на монахиню.

Считалось, что бывшая принцесса была одной из самых сильных в женской общине, обладала сверхъестественными способностями. За пару лет до паринирваны своего святого мужа, достигнув возраста 78 лет, это прекрасное душой создание покинуло мир.

Многочисленные имена

Имя благоверной Пробужденного и ее фигура в истории очень неоднозначны. Вокруг ее личности витает много легенд, загадок: как ее звали на самом деле, кем она была и была ли вообще.

Санскритское слово «Яшодхара» имеет два корня – yаsаs и dhаrа – что дословно означает «нести славу». Некоторые теологи считают, что это слово означает мистическую силу.

В отдельных случаях к имени этой девушки добавляют слово «тхери», что значит «старейшина». Также спутницу Сиддхартхи нередко называют «Рахуламата», что переводится довольно просто – «мать Рахулы».

В разных ответвлениях буддизма по-разному называют супругу Сиддхартхи:

  • В тхераваде ее зовут Бхаддакачча.
  • В махавамсе она – двоюродная сестра Гаутамы и родная сестра Девадатты – монаха, который создал раскол в сандхи; величают ее Бхаддакаччана.
  • Учение махавасту считает, что Девадатта просил руки этой девушки, потому не может быть ей братом, а ее саму именует традиционно – Яшодхара.
  • Используется часто и другой вариант – Ясодара. Он упоминается в буддхавамсе, а также в текстах буддизма северной Индии, написанных на санскрите и переведенных на китайский и тибетский язык.

Альтернативная история

Как любую культовую личность, Пробужденного с его любимой окутывает масса легенд, сказаний и разных их вариаций. Одна из версий истории о том, как Гаутама покинул своих родственников, гласит, что он сделал это под покровом ночи, пока благоверная спала.

Молодой принц опасался увидеть не столько гнев своей возлюбленной – он знал, что та его поймет, – сколько ее слезы и рыдания. Будущий святой боялся, что не сможет устоять и собраться с духом, чтобы уйти.

Когда Будда вернулся, уже просветленный, при встрече супруга задавала ему множество вопросов, накопившихся за столько лет. Но единственный терзал ее больше всего: неужели Сиддхартха не мог достичь всего, что приобрел в одиночестве, находясь рядом с ней. Этот вопрос остался без ответа – муж промолчал.


Другая версия утверждает, что однажды принцесса увидела сон, в котором муж покидает царство. После пробуждения она поведала ему о своем сновидении и попросила взять его с собой, куда бы тот ни собирался отправиться. Сиддхартха согласился.

Пара ждала момента, когда зов души натолкнет их на странствия «сквозь мглу ночи, на луче восхода, под зноем полудня». Но когда момент настал, принцесса испугалась тигров, ревущих по ночам, обезьян, сбивающихся в стаи по утрам, змей, которые днем выползают греться на солнце. Так Гаутама отправился на путь освобождения одиночкой, чтобы потом стать Буддой.

Заключение

Какими бы ни были разные версии, как бы ни называли жену святого Шакьямуни разные учения, все истории сходятся в одном: она – чудесный человек, заботливая мать, понимающая супруга, верная монахиня.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Будда Шакьямуни на Викискладе

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Индия, Республики Калмыкия , Японии, Таиланда, Мьянмы, Шри-Ланки [ ] и ряда других стран Юго-Восточной Азии.

Биография Будды

Буддизм

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов «Буддачарита» («Жизнь Будды») Ашвагхоши , «Лалитавистара» и др.

Однако следует учитывать, что первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. (Стеллы, установленные царём Ашокой и содержащие определённую информацию о Будде и буддизме, созданы через двести лет и более после нирваны Будды). К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды .

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Будды Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило .

Предшествующие жизни

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей ». Начался он согласно описанию, содержащемуся в Лалитавистаре, со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой («Дипанкара» значит «Зажигающий светильник»). Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой ».

После смерти Сумедхи сила его стремления к просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди дэвов (богов), где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев , чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям .

Зачатие и рождение

Согласно традиционной биографии , отцом будущего Будды был Шуддходана (пали: Суддходана), раджа одного из маленьких индийских княжеств (по одному из толкований его имя значит «чистый рис» ), глава племени шакьев со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама (пали: Готама) - его готра , аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по сведениям, содержащихся в некоторых источниках, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии .

Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями .

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (Руммини) (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока .

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом».

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопки фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников (Буддачарита, гл. 2, Типитака, Лалитавистара, гл.3) утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов [ ] .

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым Буддой .

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха (другой вариант имени: «Сарвартхасиддха») что означает «Тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи .

Ранняя жизнь и брак

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Махапраджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха получил обычное для царевича образование, включая религиозное (знание в какой-то степени Вед, ритуала, и т. д.) Для мальчика было специально построено три дворца . В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой , кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу . Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту . Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни .

Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника . Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Отстранение и аскетический образ жизни

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами» , чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху (пали: Раджагаха), где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов -отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапутты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя .

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию . Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны .

Пробуждение (Просветление)

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха (см. Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136), которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи , и поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим - и Мара отступил.

После этого Будда направился в Варанаси , намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь . Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи , что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда , Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами .

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа (санскр.: Кашьяпа) с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая своё Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты - от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала ) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей (примерно: июль - середина октября [ ]) было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре (вихаре), парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провёл в своём дворце. Шесть лет он подвизался аскетом . Достигнув Просветления , первое лето он провёл в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провёл в Велуване. Четвёртое - также в Велуване. Пятое - в Вайшали . Шестое - в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое - в Обители 33-х богов , на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провёл в Шишумарагири. Девятое - в Каушамби . Десятое - в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое - в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое - в селении Вераньджа. Тринадцатое - в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое - в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое - в Ньяг-родхараме в Капилавасту . Шестнадцатое - в Атаваке. Семнадцатое - в Раджагрихе. Восемнадцатое - в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое - в Джвалини (Барвэ-пуг). Двадцатое - в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти . Затем двадцать первое летнее пребывание - в Шравасти. Будда ушёл в нирвану в роще Шала , в Кушинагаре , в стране Малла ».

Достоверность хронологических данных

Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в основном в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются принимать как реальные исторические факты неподтвержденные сведения об обстоятельствах, связанных с жизнью Будды и его Учением» .

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки . На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 30), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие .

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

Матерью будущего Будды была [Маха-]Майя . В Махавасту называются имена её сестёр - Махапраджапати, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Махапраджапати (санскрит; пали - Махападжапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Махапраджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундарананда . Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства .

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда (санскр., пали: «блаженство»), которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта , сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты [какие? ] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара , Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын - Рахула , который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

См. также

Примечания

  1. Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по разному: - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; -

Основатель одной из трех мировых религий – буддизма. Имя Будда (с санскритского -

просветленный) дано его последователями В центре буддизма - учение о "четырех

благородных истинах" существуют страдание, его причина, состояние освобождения и

путь к нему

Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в северо-восточной Индии (в

настоящее время Непал) С рождения ему была уготована судьба правителя Правда,

окончательный выбор оставался за ним

Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон родит она сына

и станет он либо правителем, либо сад-ху (святым, отрекшимся от земного мира)

Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали за пределы дворца

Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына Вскоре он

должен был наследовать трон Однако надеждам царя не суждено было сбыться в

результате четырех знамений

Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице

сопровождать его В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот

такой худой и сгорбившийся Таков удел всех людей, без исключения таков

естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ Тогда Сиддхартха

воскликнул "Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь

печально9"

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного Царевич

поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и

никто не знает, как их избежать

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию Люди

несли на носилках тело умершего Покойника в Индии не прятали от глаз людей в

гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем

чаще всего на пристани у реки Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не

могут влиять на свою судьбу Никто не хочет стареть, но все стареют Никто не

хочет болеть, но люди болеют Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь

Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния санса-ры,

связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением Его

поразило, что люди смирились со своей участью

Наконец, четвертое знамение В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого),

ходившего по улицам с миской для подаяний Садху - это "скиталец", считающий, что

в том мире, в котором мы живем ("царство сансары"), невозможно обрести свой дом

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и

сына, отправился на границу царства Сакья Там он снял одежду, постриг волосы и

"продвижение" Сиддхартхи он отказывается от мирской жизни и предается поискам

Сначала он занимается йогой Усмирение плоти было для них необходимой

предпосылкой духовного роста

Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течение шести лет. Он ограничивал себя

в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень

высок, у него появились ученики и последователи Говорят, что его слава

распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.

Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий

уровень, в конечном счете он пришел к выводу, что она не приближает его к истине

(к прекращению страдания). Он снова начал принимать пищу, как раньше, вскоре

последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания в одиночестве,

находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.

Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джам-бу, позднее

названного в честь события деревом бодхи (то есть деревом просветления),

Сиддхартха принял решение: "Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня

не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но

до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места".

Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидит

неподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается в молчании,

и тишина значит больше, чем действие. . Он сел в позу для медитации и

необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийских текстах,

где говорится об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял, насколько важны

осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремился противостоять им, опираясь на

свою власть Будда должен был использовать все свое умение и призвать всю свою

решимость, отважившись на подобную попытку, а это было совсем не легко. Все

сомнения, колебания должны были быть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы

был пройден - предстояла последняя битва В ночь полнолуния в месяц весак

(соответствующий маю в европейском календаре) Будда сконцентрировал свое

сознание на всходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление.

Сиддхартха стал Буддой : он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном

свете. Описываемое событие называют "великим пробуждением"

Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершение поисков

истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то есть абсолютно

просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великому событию на него

снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение -

донести истину до людей

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал

излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе, где

случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушатели были

поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община. Будда

приступил к тому, что известно под названием "первой проповеди Будды", или,

более образно, как "первый поворот колеса Дхаммы"

Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а та

уверенность, которую он вдохнул в них и которая совершенно покорила их. Вначале

пять бывших собеседников встретили его скептически - ведь это

был тот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они стали

приверженцами его учения.

Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него в возрасте

тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девять месяцев в году

он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца, приходившиеся

на период дождей, проводил в уединении.

Будда принимал пищу только раз в день Если путь его пролегал через деревню, он

принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраине деревни и обедал

После этого местные жители слушали проповеди Будды С каждым днем сторонников его

учения становилось все больше и больше, причем в его окружение входили люди из

различных каст.

Его последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской

деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось

следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома,

благодаря чему свободное сообщество стало быстро расти. Равновесие между

монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во

время его проповеднической сорокалетней деятельности.

Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним

было неоднозначным он принимал женщин неохотно В ответ на вопрос своего ученика

Ананды о том, как монахи должны вести себя в присутствии женщин, Будда ответил

"Не разговаривать.. Проявлять постоянную бдительность". Возможно, такие

наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине

становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была

причина, эти слова должны быть положены в основу монашеского устава (Винаи),

созданного Буддой.

Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей Рассказывают, что он

скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой.

Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется как переход Будды в

Паринирвану - нирвану без остатка, речь идет о состоянии, в котором он более не

был подвержен перерождению Произошло это недалеко от города Кушинагара, в

лесистой местности Умирая, Будда не назначил преемника. Казалось, он желал,

чтобы сангха оставалась относительно неиерархической организацией. Перед смертью

Будда, обращаясь к Ананде, сказал" "Не печалься, не плачь. Разве я не говорил

тебе, что мы отделены, отрезаны от всего дорогого и любимого нами9.. Ты долго

служил мне, принося пользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был

предан мне телом, словом и мыслью У тебя самого все получилось хорошо, Ананда Не

останавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден"

истинах", открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть

страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий

к свободе от страдания В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной

жизни, ведущий к высшему блаженству Разъяснению и развитию этих положений

посвящены все рассуждения и логические построения буддизма

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, неисполнен-ность желания

Словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, - вот что такое страдание В

буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью Родные,

близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств - все это считается

сковывающими человека цепями

Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с

которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся

Вторая "благородная истина" - источником страдания является само желание, не

существо его, а само его наличие "жажда, себя поддерживающая, прелесть,

сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно жажда

обладать, жажда быть, жажда избыть"

В "Дхаммападе" ("Стезе добродетелей"), самом знаменитом из буддийских текстов,

принесет удовлетворения страстям Мудр тот, кто знает страсти болезненны и мало

от них радости"

Третья "благородная истина" - пресечение страданий, погашение желаний, точнее -

как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого

влечения

Отсутствие, преодоленность страданий обозначается как нирвана (в переводе с

санскритского "затухание", "остывание") На этом последователи Будды выстраивали

целую философскую теорию Они не давали в своих текстах определения нирваны,

заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, в которых нирвана

изображалась как противоположное всему, что может быть, и потому как

непостижимое и невыразимое

Четвертая "благородная истина" - существует путь, который ведет к нирване Это

"восьмизвенная стезя", восьмиступенчатая программа духовного возвышения

истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды - таков исходный

пункт как осознание смысла жизни),

истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешение от

привязанности к миру, понимание смысла жизни становится внутренне значимым

мотивом),

истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определенное решение -

воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, не

относящимся к обозначенной выше нравственной цели - отрешению от мира),

истинные поступки (решение реализуется в поступках - ненасилие, ненанесение

вреда живому),

истинный образ жизни (развертывание истинных поступков в линию поведения,

поступки образуют единую цепь),

истинное усилие (бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют

свойство возвращаться, отражение в сознании осуществленных поступков под углом

зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от

дурных мыслей),

истинное памятование (праведная мысль - постоянно помнить о том, что все

преходяще, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни),

истинное сосредоточение (духовное самопогружение отрешившегося от мира человека,

выход за границы самой морали как "свидетельство" осуществления "смысла жизни")

Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии

экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением связей с миром,

чисто созерцательным отношением к нему,

радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного

интереса,

освобождение от радости (экстаза) вместе с осознанием освобождения от всех

ощущений телесности и душевных волнений,

совершенная невозмутимость, состоящая в полном безразличии ко всему

Такова универсальная этическая схема буддизма В ней "благородные истины"

выступают как "добродетели", доступные каждому Нравственная судьба каждого

человека полностью подконтрольна ему самому, и возможности его спасения не

ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок Чтобы утвердиться в

качестве нравственной личности, человек должен победить самого себя1

"Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники

подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя"



Просмотров