Что танцевали в России в XIX–XX веках. Бальные танцы XIX века

Что танцевали в России в XIX-XX веках

Полька родом не из Польши, а из Чехии. Название танца происходит от чешского
«половина», так как ритмический размер польки — 2/4
Кадриль , 1805 год

«К началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали и казались скучными. Хореографы старались как могли». bodhij вспоминает традиционные, импровизационные и даже «хулиганские» танцы, которые были популярны в России на рубеже XIX-XX веков.

В середине и почти до самого конца XIX века, бальная программа в России не отличалась большим разнообразием. Вальс, полонез, полька, кадриль, и еще несколько всем известных танцев. В качестве игр — мазурка и котильон, где, конечно, развлекались как могли. Не смотря на то, что к концу века техника танцев упростилась, все равно, бальные танцы оставались уделом высшего общества.

Все начало меняться в середине 1880-х годов, когда в программу учебных заведений стали добавлять обучение танцам, наряду с гимнастикой. Целью было не сколько научить всех десятку стандартных танцев, сколько дать возможность студентам переключиться между занятиями.

В результате, к началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали, и казались скучными. Хореографы старались как могли, и составили огромное количество фигур котильона, мазурки, полонеза, а после кадрили стали делать гранрон — фигуры, которые распорядитель объявлял, а остальные исполняли, чаще всего, по-французски. Как следствие, распорядитель стал необходим, а танцорам пришлось вспоминать язык.

С языком было не очень хорошо, и появилось множество руководств, растолковывавших значение тех слов, что выкрикивал распорядитель (его еще называли дирижером). Некоторые, наиболее умелые, умудрялись вести танцы по-русски, но это было еще сложнее.

А танцы при этом становились все популярнее и доступнее, и наконец, вошли в каждый дом. Вместе с граммофонами и грампластинками, конечно. Стоимость граммофона в начале века была около 50 рублей, самая дорогая пластинка стоила 2,50. К 1913 году в Ярославле не было ни одного кафе, ресторана или кабака, где бы не стоял граммофон, что уж говорить о столице? И на пластинках была музыка со всего света. Отныне можно было послушать самые модные композиции просто дома — это была революция!

Музыка диктует танцевальную моду. Длинные танцы, рассчитанные на большие залы стали вытесняться простыми парными, которые можно было танцевать даже в небольшой комнате. Хореографы получили уникальную возможность: они стали составлять несложные танцы «на злобу дня», под популярные мелодии, и в музыкальных магазинах ноты этих мелодий продавались вместе с такими описаниями. Бум таких танцев пришелся как раз на 1900-1905 гг.

Сейчас нам известно более 70 таких танцев. Как и кто их учил?

Несколько таких танцев стали шлягерами, и их знали все. Это падекатр, конькобежцы (падепатинер), шакон, падеспань, помпадур и некоторые другие. В Москве — падеграс, но в столице о нем не слышали. Другие же — разучивались к какому-нибудь мероприятию и тут же забывались публикой. Бывало, что танцмейстер, чтобы «продвинуть» свой танец, подкупал студентов, они шли на какой-нибудь маскарад и там громко требовали, чтобы поставили именно этот танец. Публике становилось интересно, танец входил в моду, а танцмейстер получал учеников.

Разумеется, старые танцы тоже никуда не делись, и на балах довольно мирно сосуществовали с новыми. Вот пример, как могла выглядеть программа бала:

Полонез
Вальс
Падекатр
Вальс
Кадриль (Французская)
Вальс
Помпадур
Вальс
Шакон
Полька
Падекатр
Вальс

Все могло заканчиваться котильоном, но вообще, он уже выходил из моды. Можно закончить вальсом или полонезом. И главное! Главное! Появились «белые» танцы! Правда, их еще не называли «белыми», а просто говорили — «дамы приглашают!»

В 1903 году в Россию приходит американский танец Кекуок. Неприличный и скандальный, он тут же становится безумно популярным. Конечно, на балу вы бы его не увидели, но в салонах, или маскарадах… Его можно было отвергать, над ним можно смеяться, но ничего с его популярностью сделать было нельзя — ведь его можно танцевать одной парой, под любую польку или марш. Попробуй, запрети!


Расцвет популярности как раз приходится на 1905, и уже в этом году звезда кекуока стала закатываться — в конце этого года в моду входит Матчиш! Еще более хулиганский, полностью импровизационный, да еще и можно обнимать даму как хочется! Вы выучили все движения кекуока? Используйте их в матчише!


http://www.livejournal.com/magazine/986849.html

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы - на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х - 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно .

Танго - бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец - эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот - относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля .

Главная особенность фокстрота - это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс - один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза - шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием - это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее - так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю - она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба - очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы - это QQS или SQQ (от английского S - «slow» - «медленно» и Q - «quick» - «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка - только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» - популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва - прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.

В 20-х годах 20-го века особую популярность приобретает танец чарльстон. Считается, что чарльстон (Charleston) имеет афроамериканские корни и «родом» он из города Чарльстон (Южная Каролина). Так ли это - доподлинно неизвестно. Ритм этого танца был настолько зажигателен, что весь мир стал танцевать чарльстон. Танец прижился не сразу, многие его движения даже считались неприличными, но со временем он приобрёл огромную популярность, в 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер - «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.

В 30-х гг. на американском континенте и в Европе возникает волна новых танцев. Один из них - линди хоп (Lindi Hop). Этот бальный танец с подскоками получил своё название в честь знаменитого лётчика Линдберга, первым перелетевшего через Атлантику . Под влиянием джаза, линди хоп постепенно превращался в свинг, а темпераментные негритянские мелодии положили начало бугги-вугги . В Америке этот танец называли чаще джиттербаг (Jitterbag), на Британских островах - джайв . Сейчас мы знаем этот танец как рок-н-ролл. Сам же джиттербаг, объединив в себе движения линди хопа и чарльстона, дал предпосылки к возникновению диско (Disco), как танцевального стиля.

В начале 50-х в мире разразилась лихорадка рок-н-ролла. ^ В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности танца. К началу 60-х первая волна рок-н-ролла схлынула. Наступило время твиста, шейка, бита и др. танцев. Возвращение танца началось в 1968г., и было связано с творчеством «Биттлз». Начиная с 1974 -1975 гг., рок-н-ролл считается одним из модных и теперь называется современным спортивным танцем.

В 70-х гг. обретает популярность танец диско . Появление электронных инструментов не могло не сказаться на характере музыки и на манере исполнения . Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера». В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек. В нашей стране большой популярности стиля диско способствовали выступления балета телевидения ГДР«Фридрихштадтпалас». Сегодня движения диско используются практически всеми исполнителями эстрадных и современных танцев.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца.

В конце 80-х - начале 90-х с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - « а ля Джексон» . Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

Популярность латиноамериканских танцев породила такие массовые танцы как ламбада и макарена . Зажигательные мелодии с характерной манерой исполнения родили определённый набор движений, который и стал очень популярными танцами - ламбада и макарена.

^ Брейк ( Break dance ) и Хип-Хоп (Hip - hop ) стили. Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения. В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади - Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов - «капоэйры», и многое др.

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» - от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».

Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство читки текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца . В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: « Wild Style », « Style Wars », « Beat street », « Graffiti Rock ». Ещё через год театр балета Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом из 46 брейкеров. Сотни брейкеров танцевали на закрытии Олимпиады в Лос-Анжелесе.

В Россию брейк пришёл в конце 80-х - фильмы «Как стать звездой», «Курьер» и др. Проводились фестивали брейк танца в Сочи, в Подмосковье и др. Затем мода на брейк утихла. В 1995 - 1997гг. брейк опять стал моден: более энергичный, изобилирующий акробатическими и силовыми элементами, быстрыми походками и прыжками брейкинг. Начали появляться Международные баттлы – соревнования команд.

Хот топ-техник (Hot top - techno ) в переводе с английского сленга это техника горячего движения. Стиль появился в 70-х - начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)
Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце. Каждый стиль, при формировании, впитывал в себя ту особенность, которая свойственна национальной среде или национальности исполнителя.

Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них. Популярность танца обеспечивается исполнением большим количеством коллективов и отдельных танцоров. Огромное влияние на формирование многих стилей внесли профессиональные и уличные танцоры. Современный танец - это не только модный танец, но и танец улиц.

Современный танец является синонимом выражения - «популярный танец», «эстрадный танец». Современный танец может быть эстрадным, но не всегда эстрадный танец современен.

Термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют 4 основные СИСТЕМЫ танца; классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народ­ный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику.

Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искус­ства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко, социальный или быто­вой танец.

Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных тех­ник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лекси­ческой принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессио­нальные хореографы владеют множеством танцевальных техник - то процесс заим­ствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин - CONTEM­PORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.

Два танцующих мира на одной схеме: самые модные танцы салонов и дискотек и самые смелые явления хореографии за 100 лет


1900-е
Матчиш

Матчиш в исполнении Вернона и Айрин Касл. 1915 год

Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под на-званием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.

Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обни-мались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огнен-ным, «сладострастным». На рубеже XIX-XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. Мода дошла и до России — Владимир Маяковский писал:

И вот
сегодня
с утра
в душу
врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь,
руки растопыря,
а везде по крышам танцевали трубы,
и каждая коленями выкидывала 44!

Предвестницы танца модерн

Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». 1902 год

Историю современного танца принято начинать с американского танца мо-дерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным ви-дом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айсе-дора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответ-ствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его им-пульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фул-лер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хорео-графии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сце-но-гра-фии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где си-стематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее уче-ниц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а неко-торые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуально-сти и связях с немецкими шпионами.

1910-е
Танго

Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 год

Фильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Экспрессионистский танец

«Памятник мертвым» в постановке Мэри Вигман. 1929 год

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модер-ном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художника-ми искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством. Композитор Эмиль Жак-Даль-кроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализиро-вал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бума-ге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его уче-ники, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

1920-е
Фокстрот

Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920-30-х годов

Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его приду-мал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согла-сно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Амери-ке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танце-ва-ли под регтайм (музыку афроамери-канцев из южных штатов и Среднего За-пада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индю-ка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).

В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длин-ных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэто-му фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок-строту в танцклассах в Берлине.

Танец модерн

«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце-валь--ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв-лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую ве-ли-кую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Дени-шоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успеш-но. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную тех-нику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), осво-бождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца мо-дерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — До-рис Хам-фри — разработала основанную на принципах гравитации и естествен-ной тяже-сти тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамф-ри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейд-ма-ном. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой ком-па-нии; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей воз-гла-вить в Нью-Йорке свою школу.

1930-е
Линди-хоп

Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год

Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «кача-ние») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появи-лись благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачи-ва-ла» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.

Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатиче-ские элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и тан-цовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые высту--пали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отпра-вился путешествовать по миру.

Неоклассический балет

«Серенада» в исполнении New York City Ballet. Хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Чайковского

Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спя-щая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Балан-чивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направле-ние, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать евро-пейских исследователей, то они называют отцом неоклассиче-ско-го балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декора-ции, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновре-менно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направ-лений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уиль-ям Форсайт и Уэйн Макгрегор.

1940-е
Самба

Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год
Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.

Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Афри-ки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии преврати-лись в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традицион-ного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процес-сиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздни-ков в Рио. Сорев-но--ва-ния по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909-1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Брази-лию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.

Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 с шагами вперед-назад и свинго-выми, качающимися движениями.

Мерс Каннингем

«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореогра-фия Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 год

Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но ско--рее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.

Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной администра-тивной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем поза-им-ствовал принцип слу-чай-ности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок пе-риодов в музыкальном произведении, а у Каннин-гема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип пол-ностью отвечал идее Каннингема о необхо-ди-мости разрушать привычные пат-терны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными техноло-гия-ми — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.

Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангарди-стами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценогра-фию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает дру-гой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.

Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и еди-номышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать вы-ставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

1950-е
Рок-н-ролл

Рок-н-ролл из фильма Фреда Ф. Сирса «Взбесившиеся» («Don’t Knock the Rосk»). 1956 год

После войны появилась целая плеяда музыкантов, играющих что-то вроде уско-ренного блюза. Но первые записи еще называли не рок-н-роллом, а счи-тали изводом ритм-энд-блюза, который в консервативной Америке прочно ассоциировался с музыкой афроамери-канцев. Согласно распространенному мнению, слово «рок-н-ролл» в этом значении первым стал использовать радио-ведущий Алан Фрид, чтобы ставить в эфире, в том числе и для белой аудито-рии, песни Чака Берри, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли и Джерри Ли Льюиса (по иронии судьбы, в афроамериканском сленге «рок-н-роллом» называли секс).

Под новую музыку танцевали, используя все движения свинговых танцев, но энер-гичнее и с большей долей импровизации. Голливудские фильмы «Rock Around the Clock», «Don’t Knock the Rосk» и «The Girl Can’t Help It» (все вышли в 1956 году) окончательно превратили послевоенное поколение в rock’n’roll generation. Устоять против драйвовых ритмов не смогли ни в Европе, ни в СССР: рок-н-ролл затанцевал даже ансамбль Игоря Моисеева — правда, в виде пародии на «буржуазные нравы» и под ирониче-ским названием «Назад к обезьяне».

Морис Бежар и бельгийские хореографы

«Весна священная» в постановке Мориса Бежара. 1959 год

Морис Бежар — важнейшая величина и для балета, и для современного танца. Он работал во Франции, Бельгии и Швейцарии и, при всей закрытости СССР, сотрудничал с Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой и Владимиром Ва-силь-евым. В Бельгии он прожил 30 лет начиная с 1959 года, когда, отчаяв-шись дождаться признания и помощи со стороны французских властей, Бежар принял приглашение директора Театра де ла Монне создать балетную труппу в Брюсселе. Его первой же премьерой на новом месте стала «Весна священная», теперь уже легендарная.

Можно сказать, что благодаря Морису Бежару в Бельгии возник современный танец: в 1970 году он создал в Брюсселе междисциплинарную школу хореогра-фии «Мудра», где обучали и классическому балету, и музыке, и пению, и бое-вым искусствам, и актерскому мастерству. Ее выпускница Анне Тереза де Керс-ма-кер стала одной из самых сильных современных бельгийских хореографов, а в 1995 году она открыла еще одну культовую школу, P.A.R.T.S. (Performing Arts Research and Training Studios). В P.A.R.T.S. тоже обучают «синтетиче-ских» артистов, добавив к набору «Мудры» репертуар хореографов XX века — от Уиль-яма Форсайта до Пины Бауш.

Сегодня Бельгия — один из центров современного танца, в чьи труппы и шко-лы мечтают попасть артисты со всего мира. При этом бельгийской школы танца как таковой нет — у каждого хореографа свой стиль. Например, Анне Тереза де Керсмакер изучает связь музыки и хореографии, а также геометриче-ские паттерны танца; Вим Вандекейбус переносит танец на пленку, занимая ведущее положение в мире кинотанца; Сиди Ларби Шеркауи в своих работах соединяет восточную и западную культуры.

1960-е
Твист

Твист под песню «Let’s Twist Again» в исполнении Чабби Чекера

Твист начали танцевать в самом конце 1950-х, но после того, как в 1960 году 19-летний афроамериканец Чабби Чекер (настоящее имя — Эрнест Эванс) исполнил песню «The Twist» с группой American Bandstand, Америка букваль-но сошла с ума (этому явлению — мгновенной и кратко-срочной популярности танца — даже дали название dance craze), а за ней и весь мир. Тремя годами позже Чекер закрепил успех синглом «Let’s Twist Again».

Твист завершил долгую эволюцию клубных танцев, которые постепенно дви-гались от танца в тесном контакте с партнером к танцу индивидуальному. Еще в рок-н-ролле пара держалась за руки (даже если только касаясь друг друга кончиками пальцев), а в твисте партнер уже в принципе не обязателен. И, глав-ное, танец был необыкновенно прост в исполнении: опорной ногой надо проде-лывать движение, как будто давишь окурок подошвой; другая нога при этом раскачивается. В движение включаются бедра, а руки работают так, будто растирают спину полотенцем после душа. Помимо прочего, для этих движений не нужно много места: твист можно было танцевать и в собственной спальне, и в тесном ночном клубе.

Танец постмодерн

«Водяной мотор» Триши Браун. 1978 год

В отличие от многих других явлений в искусстве, у танца постмодерн есть дата рождения. Это 6 июля 1962 года, день, когда в баптистской мемориальной церкви Джадсона состоялся «Танцевальный концерт ()», в котором студенты класса композиции Роберта Данна показывали свои работы, созданные за два года занятий. Они назвали себя постмодернистами, отрекаясь таким образом от ненавистного им танца модерн, который, по их мнению, заменил старые пра-вила на новые, вместо того чтобы отказаться от них вовсе. В знаменитом «No Manifesto», написанном одной из самых ярких представительниц этого те-чения Ивонн Райнер, говорится об освобождении: не надо танцевать для зри-теля, не надо учиться и уметь танцевать, чтобы выразить свои чувства, не надо играть в принцесс или героев, не надо танцем рассказывать истории. Живи со-бой, здесь и сейчас. Танцуй в парке, реагируй танцем на то, что происходит вокруг, экспериментируй.

1970-е
Хастл

Клип «The Hustle» Вэна Маккоя. 1970-е годы

Музыкально-танцевальный стиль диско (от англ. disc — «виниловая пла-стин-ка») сложился в конце 1960-х — начале 1970-х годов, когда в клубах вместо джаз-бандов и рок-групп, играющих живую музыку, начали крутить пла-стин-ки. Ночной клуб в Париже, на улице Юшетт, где была собрана целая биб-лиотека дисков, стал называться «Дискотека». Стиль диско вобрал в себя много самых разных влияний: джаз, ритм-н-блюз, соул, госпел, латино, — так что в результате каждый мог найти в нем что-то по душе. Поколению одино-чек, «атомизированных индивидуумов», не могло не нравиться и то, что диско можно танцевать без физического контакта и что танцующему предоставляет-ся полная свобода действий. Музыканты, создавшие стиль — Донна Саммер, Глория Гейнор, Вэн Маккой, группа Bee Gees.

Диско-хит Вэна Маккоя «The Hustle» дал начало одноименному танцу (кото-рый, впрочем, обычно танцуют парами). Хастл вобрал в себя латиноамерикан-ские ритмы и ритмической структурой похож на тустеп или линди-хоп — тан-цы, в которых на каждый такт делается по два шага. Базовая структура шагов дополняется импровизированными движениями, что делает любую танцую-щую пару уникальной, не похожей на других.

Пина Бауш

«Кафе „Мюллер“» в постановке Пины Бауш. 1980-е годы

Пина Бауш, наверное, самый известный хореограф XX века. Она была уче-ни-цей Курта Йосса, а затем солисткой в его труппе Folkwang Ballet. Там она на-чала самостоятельно придумывать для себя хореографию (по ее словам, она не собиралась становиться хореографом, но ей хотелось больше танцевать), а в 1969 году стала художественным руководителем театра. В 1973 году ее при-гласили возглавить балетную труппу оперного театра в Вуппертале, и вскоре труппа выделилась в отдельную танцевальную компанию — Вуппертальский танцтеатр. Танцтеатр — это жанр, придуманный Куртом Йоссом, в котором на сцене смешиваются балет, опера, драма. В спектаклях Пины Бауш артистка может танцевать, а через минуту взять в руки аккордеон и запеть. Или заку-рить и начать рассказывать о своем детстве. Часто Пина просила своих арти-стов подумать о чем-то и на следующей репетиции показать свою историю. Из таких лоскутков она могла собрать целый спектакль.

Славу Танцтеатру Пины Бауш принесла «Весна священная» — балет, который она поставила уже в самом начале существования труппы (обычно хореографы приходят к нему только на пике своей карьеры). В ее версии исследуется столк-но-вение человека и общества: в сцене жертвоприношения Избранная, в отли-чие от классической версии, не готова отдать свою жизнь ради плодоро-дия зем-ли, но до последнего борется за свое право иметь голос. Разумеется, публи-ку не могло не впечатлить одно из сценографических решений: актеры Танц-театра танцуют буквально вымазанные в земле.

В 2011 году Вим Вендерс выпустил фильм «Пина», сделавший ее самым изве-стным на сегодня хореографом современного танца.

1980-е
Хип-хоп

Afrika Bambaataa & The Soul Sonic Force с песней «Planet Rock». 1982 год

В 1970-е годы диджеи начали не просто проигрывать пластинки на вертушках, но использовать вертушки для создания музыки (например, повторяя какие-то музыкальные фрагменты с дисков). Появились диджеи на радио; зазвучала новая, электронная музыка. В Нью-Йорке, в Южном Бронксе, возник первый стиль хип-хопа — брейкданс, брейк. Этот атлетический танец соединил бы-струю работу ног с акробатическими вращениями на голове, спине и руках. К ним добавились прерывистые роботоподобные движения фризинг (от. англ. freeze — «замер-зать») и локинг, а также более плавные движения попинг — как будто через разные части тела проходит электрический ток. Вслед за би-бойз (Crazy Legs, Prince Ken Swift, Orko) появились би-гёрлз (одна из первых — уроженка Японии Masami).

В 1980-е вместе с популярным рэпом на танцполы приходит так называемая старая школа хип-хопа — более инклюзивная, с большим упором на движения ног, а не акробатику; возникают новые па: robocop, roger rabbit, running man.

Новый французский танец и не-танец

«Благовещение» Анжелена Прельжокажа. 1996 год

Во Франции современный танец появился очень поздно: слишком мощным было влияние классического балета. Вплоть до 1970-х годов неклассическим танцем занимались практически тайно, в спортивных залах, после основной работы. В 1968 году студенческие забастовки всколыхнули Европу, заставив пересмотреть некоторые ценности и в искусстве, и современный танец внезап-но смог выйти на настоящую сцену. А в 1980-90-х годах во Франции началась так называемая танцевальная децентрализация: по всей стране были созданы профессиональные центры танца, которые возглавили молодые хореографы: Доминик Багуэ, Анжелен Прельжокаж, Маги Марен, Жозеф Надж и другие. Задача этой культурной политики была в том, чтобы устранить разделение на искус-ство провинциальное и столичное, которое считается более профес-сио-нальным.

Кроме того, в 1980-90-х годах из нового французского танца выросло еще одно направление, которое часто называют французской аналогией американского постмодерна, — так называемый не-танец (или non-danse). Практически все его представители (в первую очередь это Жером Бель, Борис Шармац, Ксавье Ле Руа) — это ученики или ученики учеников создателей нового французского танца, владеющие прекрасной хореографической базой, но танец для них уже не является основным средством художественного высказывания: они всё дальше уходят от хореографии, используя в своих спектаклях и перформансах драматическую игру и импровизацию, пение и стендап, видеопроекции и компьютерную графику.

1990-е
Ламбада и макарена

«Ламбада» в исполнении группы Kaoma. 1989 год

1989 год, когда рухнула Берлинская стена и стал давать трещины Советский Союз, оказался окрашен звуками ламбады в исполнении группы Kaoma. Этот латиноамериканский танец — прямой потомок матчиша: тот же быстрый темп, столь же, если не более эротичные движения. Подобно «бразильскому танго», ламбада пришла из Рио. И мелодию ее, как мелодию матчиша, быстро заигра-ли до оскомины.

Похожая история произошла в середине 1990-х годов с макареной. Сначала испан-ский поп-дуэт Los del Río исполнил песню про девушку по имени Macarena (Магдалена). Написанная в музыкальном ритме клаве, типичном для бешеной афро-кубинской музыки, песня мгновенно завоевала популяр-ность. И не только песня: в клипе исполнялся простой танец с набором дви-же-ний, идеально приспособленных для того, чтобы совершать их всем вместе в тесноте дискотеки.

Гага

«Deca Dance» в постановке Охада Нахарина. 2000 год

«Танцевальная компания „Батшева“» в Тель-Авиве была открыта Мартой Грэм и баронессой Батшевой де Ротшильд еще в 1964 году, но настоящим центром современного танца она стала в 1990-е, когда ее возглавил Охад Нахарин. Наха-рин, вероятно, самый влиятельный современный хореограф, с которым меч-тают сотрудничать и балетные, и современные танцовщики, а его работы идут во всех крупнейших театрах мира.

Охад Нахарин создал собственный хореографический язык, который называ-ется гага. По словам самого хореографа, гага — это не стиль хореогра-фии, а спо-соб движения. Гага практикуется в зале без зеркал (хотя обычно для мира танца зеркала необходимы как элемент самоконтроля), на саму практику не до-пускаются посторонние, а педагог танцует, сливаясь со своими ученика-ми. Су-ще-ствуют классы «Гага/Танцовщики» (Gaga/Dancers), где занимаются профес-сионалы, и «Гага/Люди» (Gaga/People), куда можно приходить с лю-бой танце-вальной подготовкой. Задача гага — прочувствовать свое тело, ощу-тить каж-дую молекулу своего организма, быть одновременно в своем теле и вне его, не те-ряя при этом самоиронию. Это одна из самых популярных тех-ник на сегодня.

На русских в XIX веке программа танцевального вечера - количество и последовательность танцев - варьировалась в зависимости от : на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез - или польский, всегда открывал придворные . В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй - императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала - во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара - она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой - вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах - кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй - к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.


Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки - можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па - более спокойный, и французский, более живой - в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец - полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца - полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль - характерный для провинциальных балов - отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу - за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца - чаще от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги...).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка - эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп - игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье - танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. - танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка...
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль - возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц - они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».



Просмотров