Декабрьские события 1986 года на казахском языке. Декабрьские события в Казахстане: причины и последствия

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра Истории Казахстана и СПД

Реферат

На тему: « Декабрьские события в Казахстане в 1986 году»


План

Введение

1. Причины

3. Ход событий

Заключение

Список литературы


Введение

Декабрь 1986 года до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно неизвестный в Казахстане руководитель среднего ранга Г.В.Колбин (первый секретарь Ульяновского обкома ЦК КПСС) был назначен Первым секретарем Центрального комитета Компартии Казахстана.

Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии», они выразили протест против лицемерия Москвы, протест против решений всесильной каменной крепости Советской империи.

С высоты прошедших лет, многие считают, что студенты не могли стихийно появиться на Площади Республики, чтобы выразить свой протест, который активно обсуждался шепотом на всех кухнях страны. Невидимые организаторы и инициаторы этого массового митинга до сих пор остаются не рассекреченными, также как и те, кто активно участвовал в оголтелых репрессиях против участников декабрьских событий. С другой стороны, немало аналитиков полагает, что декабрьское выступление молодежи было спонтанным и неорганизованным.


1. Причины

Избрание Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из 20-ти первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило, использовался в качестве трамплина для прыжка на следующую ступень карьеры. Аналогичное положение с руководящими кадрами было и в других организациях и ведомствах. Так, руководителями КГБ республики за годы Советской власти были лишь два казаха. Назначенные центром руководители, не имеющие корней в республике, не связанные с ее народом, культурой, бытом, традициями и языком, подбирали себе кадровую команду по своему вкусу. Ни один из присланных центром руководителей, после их освобождения или ухода на пенсию, не пожелал остаться в Казахстане. Пренебрежительное отношение центра к окраинам иногда доходило до курьезов. Так, в свое время Хрущев Н.С., прибыв в Казахстан, воскликнул с трапа самолета: «Пламенный привет узбекскому народу!»

2. Бунт

Выступления начались 16 декабря, первые группы казахской молодёжи вышли на Новую (Брежнева) площадь столицы с требованиями отмены назначения Колбина. Правительство в Москве передало дело МВД, для разгона митинга. В городе сразу была отключена телефонная связь, эти группы были разогнаны милицией (операция «Метель»). Были собраны спец отряды спецназа с сибирского военного училища, а также солдаты местного пограничного училища. Всех студентов стали жестоко избивать, войска использовали сапёрные лопатки, водомёты, служебных собак; утверждается также, что применялись арматурный лом, стальные тросы. Слухи о выступлении на площади мгновенно облетели весь город. Утром 17 декабря на площадь имени Л. И. Брежнева перед зданием ЦК вышли уже толпы молодёжи, «подстрекаемые националистическими элементами». Плакаты демонстрантов гласили «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!»Два дня шли митинги, оба раза заканчивающиеся беспорядками. Для поддержания порядка в городе использовались рабочие дружины.

Утром 16 декабря студенты стали стекаться к площади перед зданием ЦК компартии Казахстана. Все лозунги и плакаты призывали к отставке Колбина, требовали избрать вместо него казаха или хотя бы казахстанца, при этом назывались конкретные кандидаты, в числе них были и русские и представители других национальностей, для которых Казахстан являлся родиной. Перед собравшимися выступило несколько руководителей республики, пытаясь уговорить их разойтись, но все было безрезультатно.

Свидетели этих событий описывали эту ситуацию так: «Обстановка накалялась с каждым часом, появились ораторы, склонившие на свою сторону студентов, некоторые начали призывать к штурму здания ЦК.

В целях недопущения беспорядков к площади приказали подтянуть внутренние войска, а само здание ЦК охраняли курсанты пограничного училища. У солдат не было огнестрельного оружия.

Уговоры не увенчались успехом, зато дали результат призывы подстрекателей. Собравшиеся на площади с громкими криками бросились на штурм здания ЦК, пытаясь опрокинуть шеренги солдат, милиции и пограничников. Завязалась драка. В ход пошли колья, арматура, камни, солдаты вынуждены были применить ремни и дубинки.

Разбушевавшиеся хулиганы подожгли несколько автомашин, разгромили витрины двух магазинов неподалёку от площади. Число погромщиков множилось. Попытки усмирить толпу оказались безрезультатными. Появились раненные с обеих сторон, и был зверски убит дружинник - работник местного телевидения. Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Здесь уместно сказать, что потом называлось самое разное число погибших. Их исчисляли сотнями. Я должен свидетельствовать официально: во время описываемых событий погибло три человека. Это уже упомянутый мною дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший - казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня.

К тому времени, когда мы прибыли в Алма-Ату, столкновения между теми, кто охранял здание ЦК, и нападавшими уже прекратились, и все занялись поисками виновных…

На площади перед зданием ЦК людей уже почти не было, остались немногочисленные группы, главным образом любопытных. Площадь, как я уже сказал, производила тяжкое впечатление: разбитые машины, следы пожаров, камни, разбросанные палки, колья, сожжённая, ещё дымящаяся пожарная машина. На улицах, в принципе, было спокойно, если не считать редких стаек молодёжи, бросавших камни в патрульных солдат. Жертв в ту ночь больше не было.

В результате беспорядков в Алма-Ате по данным КГБ КазССР погибло три человека, получили телесные повреждения 11З7 человек, среди которых только 365 были участниками беспорядков, а остальные - сотрудниками силовых структур и случайными жертвами погромщиков. Правоохранительные органы задержали около 2200 участников беспорядков, среди которых более 90 % были этническими казахами. Студенты учебных заведений Алма-Аты составляли не менее половины задержанных, хотя основная масса участников беспорядков охарактеризована как «молодые рабочие».»


3. Ход событий

Первичная информация о выступлении и принимаемых мерах немедленно ушла в центр по трем каналам - в ЦК КПСС, КГБ и МВД СССР. В дальнейшем она передавалась ежечасно, а по линии КГБ - через каждые полчаса. Телефонные переговоры с ЦК КПСС, по установленному порядку, вел лично Г. В. Колбин, их содержание и адресат нам неизвестны. Известно лишь, что на совещании партхозактива в ночь с 17-го на 18 декабря присутствующим было заявлено, что Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев информирован о событиях и очень озабочен.

Первая оценочная информация происходящего в Алма-Ате ушла в Москву в 18 часов 17 декабря, которую дал лично председателю КГБ СССР Чебрикову председатель КГБ республики В. М. Мирошник. На вопрос Комиссии, кто давал рекомендации по оценке ситуации для вынесения соответствующих политических решений, Мирошник ответил, что Г. В. Колбин, имевший опыт работы в Грузии, ни в чьих рекомендациях не нуждался.

Непосредственно руководство подавлением выступления и последующими репрессиями проводили представители центра, член Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев, первый заместитель министра МВД СССР Елисов Б. К., первый заместитель председателя КГБ СССР Бобков Ф. Д., первый заместитель генерального прокурора СССР Сорока О., начальник управления внутренних войск МВД СССР Дубиняк В., первый заместитель заведующего отделом оргпартработы ЦК КПСС Разумов Е. З., заведующий сектором Казахстана отдела оргпартработы ЦК КПСС Мищенко Н. Ф. и лично первый секретарь ЦК КП Казахстана Колбин Г. В.

Из всего состава руководства республики в этот «штаб» были допущены лишь второй секретарь ЦК КП Казахстана О. С. Мирошхин, министр МВД Казахской ССР Г. Н. Князев и председатель КГБ Казахской ССР В. М. Мирошник.

Искаженная оценка ситуации, переданная в центр, дала основание для принятия решения о переброске в Алма-Ату спецподразделений ВВ из других регионов страны. Показательно, что это решение, вынесенное якобы по просьбе Бюро ЦК КПК, было принято фактически за его спиной.

На основании таких же оценок и просьб от имени Бюро ЦК КПК в Москве обсуждался вопрос о введении в Алма-Ате комендантского часа и применении частей регулярной армии. Хотя командующий САВО В. Н. Лобов категорически отказался вводить войска, Колбин Г. В. неоднократно и настойчиво просил убедить министра обороны в этом, уверяя, что собственными силами овладеть ситуацией невозможно. Под давлением центра В. Н. Лобов, устным приказом в 13 часов 18 декабря, ввел на площадь личный состав военного училища, который усилил оцепление здания ЦК.

Показательно, что все важнейшие решения, повлекшие за собой столь тяжкие последствия, принимались без каких-либо письменных указаний, постановлений, приказов. «По просьбе Бюро ЦК КПК введены спецвойска», по просьбе Мирошника, направленной Чебрикову, были задействованы курсанты пограничного училища КГБ СССР, отличившиеся особой жестокостью при разгоне демонстрации 17 декабря с применением саперных лопаток; по устному указанию Елисова применены тогда же 20 пожарных машин; по устному приказу Лобова выведены на площадь курсанты АВОКУ и бронетранспортеры; по устному указанию руководства УВД задержанных на площади демонстрантов помещали без санкции прокурора в СИЗО, спецприемники и ИВС и вывозили за город; по устным указаниям партийных руководителей города на предприятиях изготовлены железные прутья и сформированы народные дружины и т. д. и т. п.

Изначально и однозначно сориентированное на подавление политического выступления любой ценой, вплоть до применения военной силы, руководство республики все-таки предприняло попытки диалога с демонстрантами, но эти попытки также заранее были обречены на неудачу. В объяснении Комиссии член Бюро ЦК Компартии Казахстана, первый секретарь Алма-Атинского обкома Компартии Казахстана М. С. Мендыбаев написал: «Претензии были одни - почему первым секретарем ЦК избрали привозного человека, пусть... будет не казах, но свой, знающий проблемы республики. Уже тогда молодежь опережала в своем мышлении старшее поколение и была возмущена тем, что без совета с народом, с простыми людьми решался вопрос о лидерах коммунистов республики... Они хотели быть услышанными, понятыми, и требовали диалога. Мы же боялись этого».

Опрошенный в Комиссии член Бюро ЦК, бывший Председатель Президиума Верховного Совета республики С. М. Мукашев утверждает, что его согласия на это и последующие решения о разгонах никто не спрашивал. Аналогичные утверждения дали и другие члены Бюро и секретари ЦК Компартии Казахстана.

Непосредственное руководство подавлением выступления и последующими репрессиями осуществляли представители центра. Вместе с тем объективность требует признать, что моральную и политическую ответственность за пассивную, соглашательскую позицию самоустранение от влияния на принятие ключевых решений, ход событий и на развернутую за ними кампанию репрессий в равной мере должны разделить советское руководство, правительство, секретари и члены Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Никто из местного руководства не выразил своего протеста, несогласия по поводу совершающегося беззакония, не потребовал созыва Бюро, Пленума ЦК, не обратился в ЦК КПСС, к народу. Никто из них не протестовал и против неправомерных действий правоохранительных органов, против превышения ими своих полномочий. В беседах с Комиссией многие бывшие руководители (С. Мукашев, М. Мендыбаев, 3. Камалиденов, Рыбников...), обнаруживали провалы в памяти, ссылались на шок, заявляли, что не видели нарушений, не знали о них, ссылались на злую волю Колбина и диктат, представителей центра и т. д., всеми способами пытались оправдать себя.

Решение о первом насильственном разгоне демонстрантов в 18 часов 17 декабря было принято местным руководством с одобрения центра. Непосредственный приказ о разгоне отдал министр МВД Казахской ССР Г. Н. Князев. С этого момента в Алма-Ате начались массовые беспорядки.

Специально командированный в Алма-Ату в те дни, бывший член Политбюро ЦК КПСС Соломенцев М. С. внес собственный вклад в толкование декабрьских событий, извратив их суть. Не без его участия во всех средствах массовой информации СССР сообщалось о хулиганских, националистических вылазках алкоголиков я наркоманов.

В ходе работы Комиссии Верховного Совета КазССР выясняется совершенно другая картина. По данным Минздрава, на основании актов медэкспертизы, среди задержанных не оказалось ни одного наркомана, ни одного алкоголика.

В адрес Д. А. Кунаева выдвигалось обвинение, что он своим отказом выступить перед демонстрантами выразил неприятие решения об избрании Колбина Г. В. и в какой-то мере повлиял на переход мирной демонстрации в массовые беспорядки. Комиссия располагает противоречивыми сведениями на этот счет. Действительно, после двух телефонных звонков от О. С. Мирошхина и Г. В. Колбина, Д. А. Кунаев прибыл в ЦК около 11 часов утра 17 декабря. Бывшие члены Бюро ЦК З. Камалиденов, М. Мендыбаев и Н. Назарбаев утверждают, что он отказался выступать. Сам же Д. А. Кунаев показал, что он просидел в приемной секретаря два часа, а около 13 часов Г. В. Колбин, после очередного телефонного разговора с Москвой заявил: «Вы свободны и можете отдыхать, с ситуацией справимся сами». Но и сегодня многие руководители, опрошенные в Комиссии, считают, что выступление Д. А. Кунаева было необходимо и могло повлиять на демонстрантов, т. к. они настойчиво требовали выслушать именно его.

Однако Д. А. Кунаев в своем объяснении полностью отрицал эти обвинения.

К работе в Комиссии Верховного Совета Казахской ССР по расследованию декабрьских событий 1986 г. были привлечены более двухсот квалифицированных специалистов - эксперты разных специальностей, юристы, медики, социологи, политологи, философы, демографы, экономисты, практические работники прокуратуры, юстиции, МВД, бывшие работники КГБ, представители творческой интеллигенции и общественных организаций - комсомола, профсоюзов.

В качестве рабочих групп Комиссии и ее экспертов были привлечены и представители общественных организаций - Латвийской Лиги прав человека. Казахстанского общественного комитета по правам человека, а также работала бригада Прокуратуры СССР.

По нашей просьбе группа работников прокуратуры, суда и министерства внутренних дел республики, будучи освобожденными от основной работы, в течение нескольких месяцев занимались всеми вопросами, касающимися декабрьских событий.


Заключение

Если на площади были одни хулиганы, алкоголики и наркоманы, то против них необходимо использовать силу. Поэтому власти постарались создать из демонстрантов образ хулиганствующей толпы, враждебной населению. После этого можно штамповать конвейер уголовных дел, как в 1937 году.

Надо признать, что действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая неповиновение силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждение зданий.

“Считая главным виновником декабрьской драмы командно- административную систему, нельзя не видеть ее конкретных представителей, отдельных людей, в чьей власти было давать установки, влиять на ход событий и кто злоупотребил этой властью или ложно понятым долгом”.

Комиссия поименно назвала партийных и государственных руководителей, “чьи установки и указания обусловили применение силы при подавлении мирного политического выступления молодежи, должностных лиц, которые, выполняя эти указания, отдавали приказы на применение незаконных методов подавления и репрессий, исполнителей, бездумно выполнявших незаконные распоряжения”.

Список возглавил Колбин, к тому времени уже ставший Председателем Комитета народного контроля СССР, сдав свой пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Назарбаеву. За ним идут высокие должностные лица из Москвы, Казахстана. Комиссия осудила “действия тех партийных и советских работников, которые дали указание создавать и вооружать гражданские формирования из числа рабочих и служащих, тем самым противопоставив массы людей по национальному признаку, что придало событиям характер межнациональных столкновений. Такая политическая слепота и недомыслие привели к разжиганию межнациональной розни”

Спустя 4 года, 29 июня 1994 г., новый Верховный Совет, избранный вместо принудительно распущенного прежнего, вынужден был вернуться к проблемам жертв репрессии 86 г. Он создал свою комиссию для расследования декабрьских событий 86 г. Но жизнь этого Верховного законодательного органа, оказавшегося тоже не ко двору, была очень короткой для полноценного осуществления такой масштабной работы. Как рассказывает один из членов комиссии того распущенного Верховного Совета.


Список литературы

1. Кан Г.В. «История Казахстана» Алматы 2007 г.

2. История Казахстана ШЫН, Алматы 2006

3. Кузембайулы А., Е. Абиль«История Казахстана»Санкт-Петербуг 2004г.

4. Алма-Ата.Декабрь 1986.Книга хроника 2.Алма-Ата 1992.

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка

Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос - выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК 3. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома КПК М. Мендыбаев, прокурор республики Г. Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены, пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.

Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.

После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один — К. Рыскулбеков — по обвинению в убийстве С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

В конце 1986 — начале 1987 гг. печать была заполнена организованными статьями, названия которых говорят сами за себя: «Нам горько», «Цена самолюбования», «Паутина», «Горький урок», «По поводу болезненного национального чувства», в которых события декабря трактовались в духе первого официального сообщения.

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск «националистов». Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР.

Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре 1989 года, Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя Комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в «рабочую группу по рассмотрению жалоб «декабристов».

Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года». Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов» — 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…»

В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.

Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими — это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат Центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями Центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.

С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решений пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходившими количество демонстрантов…

Принятое министром внутренних дел СССР А. Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководства, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным… Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительства республики узким кругом лиц.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая сопротивление силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки… По оценке Комиссии, телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек…

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном».

По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР « «. В нем отмечалось, что «выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением.населения и партийных масс республики со стороны Центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа».

В связи с тем, что, как считали некоторые представители оппозиции, ни президент республики, ни правительство не были заинтересованы в рассмотрении выводов и предложений Комиссии по расследованию декабрьских событий 1986 года в Казахстане и принятии действенных мер по ним, в 1992 году ряд представителей общественности республики и отдельные потерпевшие лица обратились в Конституционный суд республики с заявлениями о возбуждении конституционного судопроизводства по делу «О конституционности решений, принятых органами государственной власти и управления бывшего СССР и КазССР, а также правоприменительной практики административных, судебных и правоохранительных органов и действий их высших должностных лиц в период декабрьских событий 1986 года».

В октябре 1992 года Конституционный суд республики определил возбудить конституционное судопроизводство по делу. Однако в декабре 1995 года принял определение прекратить конституционное судопроизводство по делу в связи с неподведомственностью Конституционному суду части исковых требований, утратой силы ряда актов, конституционность которых подвергается проверке, а также из-за ненадлежащих субъектов обращения по некоторым исковым требованиям.

1. Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической

системы в планировании и размещении производительных сил.

2.Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства.

Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики.

З.При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались.

4.0т многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего.

5. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60% товаров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».

6. Идеологический тоталитаризм и достаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека.

7. Науки превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой.

8.С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения.

9. В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов.

10. Возмущение вызвало явное противоре­чие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.

Повод - смена высшего руководства Казахстана.

16 декабря 1986 г. утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум

длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов -смена политического руководителя

Д.А.Кунаева, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо него был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не ра­ботавший и абсолютному большинству населения не известный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстан сталкивался не первый раз.

Начало и ход событий

Начало. Утром 17 декабря 1986 г. в Алматы начались массовые волнения молодежи, которые позже перекинулись в другие города республики. С протестом против решения Пленума ЦК выступила в начале группа рабочей и учащейся молодежи г. Алматы

Характер. Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г. не было националистическим и в начальной стадии не носило противо­правный характер. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.

Ход. Привыкшее к администрированию, руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение:

Расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведе­нием в готовность Алматинского гарнизона и оцеплением площади военными силами.

После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства министром внутренних дел СССР А. В. Власовым было принято решение о переброске из 8 разных регионов страны в Алматы спецчастей внутренних войск Министерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности.

При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки.

В Постановлении Президиума Верховною Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 г. подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, ко­торые выразились в гибели людей.

Последствия:

Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.

Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабили­тированы). Из них приговорены 2 человека-к расстрелу, 83 человека - к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.

52 человека были исключены из состава партий;

787 человек были исключены из членов ВЛКСМ;

1138 человек получили комсомольские взыскания;

12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности;

271 студентов отчислены из учебных заведений;

1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек - с министерств здравохранения и транспорта.

Жертва декабрьских событий - Кайрат Рыскулбеков, студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присовено звание «Халык кахарманы».

Анализ событий

В июле 1987 г. ЦК КПСС, принял по­становление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», где оценил декабрьские события 1986 г. в г.Алматы как «проявление казахского национализма».

В средствах массовой пропаганды по указке партийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов». Бюрократия вновь снимала с себя вину и находила очередного «виновника».

Однако после настойчивых просьба общественности содержавшиеся и постановлении ЦК КПСС обвинения в ка 1ахском национализме признаны ошибочными.

На 1-м съезде народных депутатов СССР народный депутат, известный поэт Мухтар Шаханов. первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий.

Историческое значение:

Первое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР;

Открыл путь в стремлении казахского народа к независимости;

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Декабрьские события 1986 г. Причины и следствия.:

  1. 78. Декабрьские события 1986 г. и их влияние на политизацию масс.
  2. 81.Декабрьские события 1986 г. в Алматы и их современная оценка
  3. 51 вопрос: Казахстан в годы перестройки. Декабрьские события 1986 года и их значение.

В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев. На апрельском 1985 года пленуме ЦК партии был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Много говорилось об обновлении страны, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями в прежнем духе стали декабрьские события 1986 года.

16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А. Кунаев, и на его место поставлен Г.В, Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека и так далее. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Одним из первых и массовых движений стало экологическое движение "Невада-Семипалатинск", созданное в 1989 году, во главе с О. Сулейменовым, целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество "Адилет" – "Справедливость". Летом 1990 года оформилось гражданское движение "Азат", создано межнациональное движение "Единство" и другие организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве.



Кунаев Динмухамед Родился в Алмате, в 1912 году. был видным деятелем Компартии Советского государства. Кунаев член ЦК КПСС с 1956, член ЦК КП(б) с 1954 (с 1949 кандидат в члены ЦК КП(б) Казахстана). Делегат 19-26-го съездов КПСС, 4-15-го съездов Компартии Казахстана. Депутат Верховного Совета СССР 3-10-го созывов. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 2-10-го созывов. Награжден 8 орденами Ленина и другими орденами и медалями СССР, удостоен ряда высших наград иностранных государств.

Декабрьские события 1986 г. в Алматы и их современная оценка

В марте 1985 г. генеральный секретарь ЦККПСС избран Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития. Перемены провозглашены только на словах, на деле кризис углубляется. Противоречие между провозглашенным на словах курсом и действительностью. Результат декабрьские события 1986 г. в Казахстане. 16 декабря 1986 г. снят с должности 1-го секретарь Кунаев, поставлен Колбин. Игнорирование национальных интересов встретило сопротивление. Экологическое движение Невада-Семипалатинск – 1989 г. (Сулейменов), 1990 г. - гражданское движение «Азат», проблемы Балхаша и Арала. Нерешенность национальных вопросов. Неспособность и нежелание системы менять национальную политику, напряженность в национальных отношениях. Подавление Казахской культуры. Исторические корни события уходят в колониальную политику царизма: индустриализация, коллектив изация, целина. 90. Возникновение на рубеже 80-90 общественных движений и партий. Реальное, фактическое осуществление республикой своего суверенитета берет свое начало с «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР», принятой Верховным Советом республики 25 октября 1990 г. В ней говорилось: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит отношения с ними на договорной основе и имеет право свободного выхода из Союза». Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственной независимости РК, напомнила о своей собственной государственности, о том, что РК имеет свою многовековую историю, традиции. Декларация стала первым основополагающим государственным актом республики. Были закреплены неделимость, неприкосновенность страны, государство определено как объект международного права. Декларация о государственном суверенитете К. провозгласила главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР. 16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон "О государственной независимости Респ. К.", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др. «Переход от факта к праву» - именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К. провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска).
В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г. основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.
В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления. Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г. В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - маслихаты.



Просмотров