Где родился будда гаутама. Биография

Б удда Шакьямуни (Гаутама) жил с 566 по 485 год до н. э. в центральной части северной Индии. Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья со столицей в Капилавасту, на границе нынешних Индии и Непала.

В буддийских текстах можно найти описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором белый слон с шестью бивнями входит в бок царицы Майядэви, а также предсказание мудреца Аситы о том, что ребёнок станет или великим властителем, или великим мудрецом. Также можно найти описание чудесного рождения Будды. Недалеко от Капилавасту в роще Лумбини он вышел из бока своей матери, сделал семь шагов и сказал: «Я явился». Юность Будды прошла в удовольствиях и наслаждениях. Он женился, и у него родился сын Рахула. Однако в возрасте двадцати девяти лет Будда отрекается от семейной жизни и царского престола и стал странствующим нищенствующим духовным искателем.

Важно понимать отречение Будды в контексте того времени и той социальной среды, к которым он принадлежал. Становясь странствующим духовным искателем, он не бросал жену и ребёнка на произвол судьбы. Заботу о них взяли на себя другие члены его большой богатой семьи. Также не следует забывать, что Будда, будучи членом касты воинов, так или иначе однажды должен был покинуть дом и отправиться на войну. В семьях воинов это воспринималось как мужской долг. В древней Индии воины не брали с собой в поход семьи.


Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения.

Когда принц впервые отправился на охоту, его потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он увидел перепаханное поле, на котором птицы выклёвывали червей из комьев земли, и поразился, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других? Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказались четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны, и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.


Он обращает внимание на прокажённого и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолётность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погружённым в созерцание. Глядя на него, принц осознал, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений и смертей и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения.

Осознав всё это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.


Данный эпизод, касающийся получения помощи на духовном пути, аналогичен фрагменту из «Бхагавад-Гиты», где описан разговор Арджуны со своим возницей Кришной, который говорит о необходимости следовать своему долгу воина и сражаться в битве против своих родственников. В обеих историях (в буддийской и в индуистской) мы можем увидеть более глубокий смысл, который заключается в выходе за пределы стен нашей комфортной жизни, за пределы того, что нам привычно и близко, чтобы никогда не оставлять свой долг постижения истины. В каждом случае колесница, возможно, олицетворяет собой сознание как средство, ведущее к достижению освобождения, а слова возницы в этом случае будут означать движущую силу, побуждающую наше сознание, а именно истинную природу реальности.


Как странствующий духовный искатель, давший обет безбрачия, Будда обучался у двух учителей методам достижения различных уровней умственной устойчивости и медитативного состояния вне форм. Несмотря на то, что он был способен достичь этих глубоких состояний совершенной концентрации, находясь в которых, он более не испытывал ни страданий в их грубой форме, ни даже обычного мирского счастья, он не был удовлетворён. Эти высокие состояния давали только временное, непостоянное избавление от омрачённых ощущений и, конечно, не устраняли более глубокого всеобщего страдания, которое он стремился преодолеть. Затем вместе с пятью спутниками он практиковал суровый аскетизм, но это также не устранило тех глубоких проблем, которые связаны с подневольным круговоротом перерождений (санскр. samsara; сансара). После чего Будда прервал свой шестилетний пост на берегу реки Найранджана, когда девушка Суджата поднесла ему миску с рисом в молоке.


После отказа от аскетизма Будда в одиночестве медитировал в джунглях, чтобы преодолеть страх. Подсознательный страх – это более сильное проявление эгоизма и цепляния за несуществующее "я", даже более сильное, нежели то, что лежит в основе непреодолимого стремления к поиску удовольствий и развлечений. После продолжительной медитации Будда достиг полного просветления в возрасте тридцати пяти лет. Будда достиг просветления под деревом бодхи в местечке, называемом ныне Бодхгайя, после того, как отразил все атаки Мары. Завистливый бог Мара пытался помешать Будде достичь просветления, являя себя в ужасающих или привлекательных образах с тем, чтобы нарушить покой медитации Будды под деревом бодхи.


В ранних источниках Будда достигает просветления путём обретения трёх видов знания: полного знания всех своих прошлых жизней, полного знания кармы и перерождений всех живых существ и полного знания Четырех благородных истин. Более поздние источники объясняют, что с просветлением он достиг всеведения.

После достижения освобождения и просветления Будда не решался учить других этому пути. Он чувствовал, что никто не сможет его понять. Но индуистские боги Брахма и Индра умоляли его даровать учение. Обращаясь к Будде с просьбой, Брахма сказал, что если Будда откажется давать учение, мир будет страдать бесконечно и что по крайней мере некоторые люди поймут его слова.

Отвечая согласием на просьбу Брахмы и Индры, Будда отправляется в Сарнатх и там, в Оленьем Парке, даёт пяти своим прежним спутникам учение о Четырёх благородных истинах.


Вскоре Будда возвратился в Магадху, царство, в котором находилась Бодхгайя. Он был приглашен в столицу Раджагриху – современный Раджгир – царём Бимбисарой, который стал его покровителем и учеником. Там же к разрастающейся общине Будды присоединились два друга Шарипутра и Маудгальяяна, ставшие его ближайшими учениками.

В наше время никто из нас не способен совершать сверхъестественные поступки. Тем не менее, чтобы одержать победу над своими оппонентами, Будда охотнее использовал сверхъестественные силы, нежели логику, и это означает, что если умы других людей закрыты разумным доводам, лучшим способом доказать обоснованность нашего понимания будет демонстрация нашего уровня постижения на деле.

Несмотря на то, что, достигнув освобождения, Будда вышел за рамки опыта обычной неуправляемой смерти, всё-таки в возрасте восьмидесяти одного года он решил, что будет полезно дать своим последователям учение о непостоянстве и оставить тело. Перед тем, как сделать это, Будда дал своему спутнику Ананде возможность попросить о том, чтобы он, Будда, жил и учил дольше, но Ананда не понял намёк Будды. Это говорит о том, что Будда учит только тогда, когда его об этом попросили, а если никто не просит или никто не интересуется учением, тогда он уходит в другое место, туда, где может принести больше пользы. Наличие учителя и учения зависит от учеников.


Затем в Кушинагаре, в доме Чунды, Будда смертельно заболел после принятия пищи, которую этот покровитель преподнёс Будде и группе его монахов. Будучи при смерти, Будда сказал своим монахам, что если у них остались какие-либо сомнения или неразрешённые вопросы, им следует полагаться на учение о Дхарме, которое он преподал, и собственную внутреннюю дисциплину. Теперь это будет для них учителем. Таким образом Будда указывал на то, что каждый человек сам для себя должен постигать сущность учения. Не было абсолютного авторитета, способного ответить на все вопросы. Затем Будда покинул этот мир.


Чунда совершенно обезумел, думая, что это он отравил Будду. Однако Ананда утешил домохозяина, сказав, что на самом деле он создал огромную позитивную силу, или «заслугу», поскольку поднёс Будде последнюю перед его уходом еду.

Будда был кремирован, а его останки были помещены в ступы – сооружения, в которых хранятся мощи святых – в особенные места, которые стали главными буддийскими центрами паломничества:

Лумбини, где Будда родился,


Бодхгайя, где Будда достиг просветления,

Сарнатх, где он впервые преподал учение о Дхарме,

Кушинагар, где он ушёл из этого мира.

Также довольно важным местом считается Раджгир, а именно гора Гридхракута .


«Среди чистых земель Будд, расположенных на нашей земле и которые пробуждённому сознанию представляются как райские миры, прежде всего, следует назвать гору Гридхракута, или гору Грифов, близ Раджагрихи. Действие происходит именно там. И поэтому последователи Махаяны считают эту гору своего рода представительством Шакьямуни в мире Саха, а также местом, находясь в котором, легче всего увидеть наш мир как чистое и полностью свободное от омрачений пространство безграничного сострадания и радостей. Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды. Но, в конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ.

В буддийской традиции существует легенда о Чжи-и (538-597 гг.н.э.), основателе школы Тяньтай. Находясь в самадхи, Чжи-и увидел гору Гридхракута, Будду и всех многочисленных архатов и Бодхисаттв его свиты. Собрание, описанное в «Сутре Лотоса», продолжалось как ни в чем не бывало, хотя с момента нирваны Шакьямуни прошло уже много столетий». Фрагменты из книги Д.В. Поповцева «Бодхисаттва Авалокитешвара»

Клуб сайт организует ежегодные , а также специализированные , в которых большое внимание уделяется освоению практик пранаям и медитаций в местах, где занимались самосовершенствованием знаменитые йогины прошлого.

Слава Татхагаттам!:)

На благо всех живых существ:)

при написании статьи были использованы материалы с сайта буддолога Александра Берзина - http://www.berzinarchives.com , а также статья "Введение в буддизм" профессора Торчинова Е.А.

Смерть Будды не была обычной смертью, потому что он не был обычным человеком. Даже при жизни Будды ближайших его учеников порой ставил в тупик вопрос о природе Будды. Кто такой Будда? Что он за существо? И что произойдет с ним после смерти? По неизвестной нам причине при жизни Будды этот вопрос очень интересовал многих его учеников, равно как и множество других людей. Похоже, этот вопрос занимал столь многих, что даже возникла традиционная форма его постановки. Люди приходили к Будде и спрашивали:

Господин, существует ли татхагата (то есть, будда) после смерти или нет, или и то и другое, или ни то, ни другое?

На это Будда всегда отвечал одинаково. Он неизменно говорил:

Если сказать, что будда существует после смерти, это будет неверно. Если сказать, что будда не существует после смерти, это будет неверно. Если сказать что после смерти будда и существует (в одном смысле) и не существует (в другом смысле), это будет неверно. И если сказать что после смерти будда ни существует, ни не существует, это тоже будет неверно Как ни говори, как ни описывай, к будде всё это совершенно не применимо. 24

Отсюда становится ясно, что смерть Будды – это совсем не смерть в обычном смысле. Именно поэтому в буддийской традиции смерть Будды обычно называют паринирваной. Нирвана, конечно, означает “просветление”, а пари – “высшее”, то есть паринирвана – это “высшее просветление”. Какова же тогда разница между нирваной и паринирваной? На самом деле никакой разницы нет. Когда будда достигает нирваны, это традиционно называется “нирваной с остатком”, поскольку у будды всё еще остается материальное тело. Паринирвану же называют “нирвана без остатка”, потому что после нее связь с материальным телом прекращается. Это единственная разница, которая имеет значение только для остальных людей, особенно для непросветленных учеников Будды. Нирвана всегда остается нирваной. С точки зрения Будды, разницы между этими двумя состояниями нет. До или после смерти, это переживание, для нас совершенно непостижимое и неописуемое, абсолютно одинаково.

Возможно, для самого Будды достижение паринирваны не было событием, влекущим за собой особые последствия, но для тех, кто не обрел просветления, оно представляется важным. В палийском каноне последние дни Будды описаны более подробно, чем любой другой отрезок его жизни после просветления. Очевидно, его последователи считали, что то, как именно он умер, многое говорит о нем, о его учении и о природе состояния будды.

Смертельная болезнь дала о себе знать сильными болями, когда Будда находился в деревне близ большого города Вайшали. Возможно, причиной стала резкая смена погоды в начале сезона дождей. Но усилием воли он сумел достаточно оправиться для того, чтобы предпринять изнурительное “прощальное турне”. “Мое странствие близится к концу”, сказал он Ананде. - Как измученную упряжку можно заставить двигаться только с помощью хлыста, так и это тело можно заставить двигаться, только подхлестывая его. Но моя умственная и духовная энергия не слабеет” 25 . Его тело, как и всё обусловленное, было подвержено разрушению, но ум был не подвластен рождению и смерти.

Расставшись со своими учениками в Вайшали – городе, который он очень любил, Будда отправился в последний путь, чтобы посетить другие места и сказать прощальные слова ободрения. Несмотря на постоянную физическую боль и сознание надвигающейся смерти, он оставался всё таким же открытым, его как всегда заботили нужды других, В текстах также отмечается, что он, как и раньше, отдавал должное окрестностям, восхищаясь красотой мест, которые проходил, и рощ, где останавливался на отдых. Он читал проповеди в городах и деревнях, принимал новых учеников и давал последние указания сангхе. В деревне под названием Пава, он в последний раз принял пищу, которую предоставил местный кузнец по имени Чунда.

После этого у него началось тяжелое расстройство желудка. Из последних сил он добрался до места под названием Кушинагара, что в северо-восточной Индии. По пути, отдыхая у реки, он попросил Ананду успокоить и ободрить кузнеца Чунду, чтобы тот не переживал из-за того, что неумышленно дал Будде испорченную пищу. Это не заслуживало никакого порицания, напротив, предоставив Будде последнюю трапезу перед паринирваной, он получил большую заслугу.

Будда родился на открытом воздухе, под деревом, обрел просветление на открытом воздухе, под деревом, и паринирваны тоже достиг на открытом воздухе, под деревом. В каждом из этих мест есть храмы и места для паломничества, а в Кушинагаре находится Храм паринирваны. В текстах ясно говорится, что такой чести Кушинагара удостоилась не случайно. Будда сознательно решил умереть в этом “жалком захолустном городишке, состоящем из хижин-мазанок” – так довольно презрительно отзывался о Кушинагаре Ананда. Ведь Будда никогда не был жертвой обстоятельств - ни в смерти, ни в любом другом событии своей жизни.

На окраине Кушинагары была роща деревьев сал. Там местные жители соорудили каменную скамью, чтобы на ней сидели старейшины во время деревенских сходок. На эту скамью и прилег Будда. Затем он дал указания по поводу похорон: Ананде и другим ученикам было велено ни о чем не заботиться и просто продолжать духовную практику. Последователям же мирянам надлежало поступить с его телом, как полагается поступать с останками великого царя.

Ананда не мог этого вынести и удалился в слезах. Но Будда призвал его обратно и сказал: “Полно, Ананда. Не печалься так. Уж такова природа всего, что нам близко и дорого - рано или поздно приходится со всем расставаться. Долгое время, Ананда, ты делом, словом и мыслью выказывал мне неизменную и искреннюю любовь и доброту. Поддерживай свою практику, и ты обязательно освободишься от омрачений”. После этого Будда превознес добродетели Ананды перед всем собранием монахов.

Затем он коснулся одного или двух вопросов, связанных с монашеской дисциплиной. Например, он велел прекратить общение с его старым возничим Чанной, который, хоть и вступил в общину, продолжал допускать умышленные ошибки в практике, пока тот не образумится, что Чанна в конце концов и сделал. Таким образом, до самого последнего мгновения Будда мог с ясностью и состраданием сосредоточивать ум на благе отдельных людей. Даже в последнем обращении к монахам он призвал любого из присутствующих, у кого есть какие-либо сомнения по поводу учения, тут же и тотчас же заявить о них, пока он еще жив и может их разрешить. Когда собравшиеся ответили молчанием, он произнес последние слова: “Всему обусловленному неотъемлемо присуще разрушение. Усердно стремитесь к цели”. 26 После этого он погрузился в медитацию и почил.

Мощь этой последней сцены, больше чем какое-либо другое событие жизни Будды, выразительнейшим образом передают не столько слова палийского канона, сколько картины великих китайских и японских художников эпохи средневековья. На фоне прекрасного леса видны стволы деревьев сал, которые подобно прямым, высоким колоннам, возносят кроны широких зеленых листьев и крупных белых цветов. Будда лежит на правом боку, и деревья роняют на него белые цветочные лепестки. Его окружают ученики - самые близкие, облаченные в желтые одеяния, сидят у изголовья, а вокруг толпится весь остальной люд: брахманы, князья, советники, аскеты, огнепоклонники, купцы, крестьяне, торговцы. И не только люди - самые разные животные: слоны, козы, олени, лошади, собаки, даже мыши и птицы – собрались, чтобы в последний раз увидеть Будду. Эту космическую сцену у смертного одра завершают парящие в облаках боги и богини. Таким образом, глядя на лучшие изображения этой сцены, становится ясно, что перед нами не обычное завершение жизни, но событие вселенского значения, лицезреть которое собралось всё живое.

Общее настроение, как и следует ожидать, печальное. Рыдают даже животные, особенно бросаются в глаза крупные слезы, струящиеся из глаз слона. Не плачут только несколько учеников, сидящих ближе всего к Будде, да кошка. Кошка равнодушна по причине всем известного кошачьего безразличия, а ближайшие ученики сохраняют спокойствие потому, что умеют видеть за пределами материального тела и знают, что переход из нирваны в паринирвану ничего не меняет.

Такова увековеченная многими великими художниками сцена, которую буддисты вспоминают каждый год в день паринирваны, отмечаемый 15 февраля. Это, конечно же, день торжеств, которые устраивают в знак благодарности за пример и учение, оставленное Буддой. Тем не менее, настроение в этот день иное, чем во время других праздников, потому что событие это отмечают для того, чтобы сосредоточить ум на смерти, причем не только Будды, но и своей собственной. Поэтому настроение трезвое – не унылое, а задумчивое, медитативное. Мы размышляем о том, что факт смерти присутствует не только один день в году, но каждый день нашей жизни и что память об этом должна быть неотъемлемым аспектом нашей ежедневной духовной практики. Паринирвана Будды напоминает нам о необходимости возобновить всю духовную практику в свете постоянно присутствующей реальности смерти. Но в особенности она побуждает нас к медитативным практикам, конкретно связанным со смертью.

В Непале по инициативе ЮНЕСКО в начале 2011 года стартовал проект, который вскоре может стать поставщиком интереснейших археологических новостей. Международная группа ученых во главе с Робином Конингемом из британского Дарэмского университета при финансовой поддержке правительства Японии приступила к самому масштабному исследованию комплекса Лумбини — предполагаемого места рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма.


Археологические исследования проводятся в рамках проекта консервации Лумбини — популярного места паломничества буддистов, расположенного у южной границы Непала, на склонах Гималаев, в долине Ганга. Ученые осторожно обещают прояснить историю зарождения этого храмового комплекса и уточнить некоторые датировки. Верующие и заинтересованная публика ждут от них ответов на два важных вопроса:


Сердцем комплекса Лумбини является храм Майя-Деви, посвященный матери Будды Гаутамы, открытый в 2003 году. Он построен на фундаменте аналогичного храма III века до нашей эры. Как величайшие святыни почитаются также пруд, в котором, по легенде, купалась Майя, прежде чем произвести на свет Гаутаму, дерево, на которое она опиралась, и барельеф, изображающий рождение Гаутамы. В храме имеется и камень, отмечающий точное место его рождения.


Кроме того, на территории комплекса находится множество храмов, построенных в последние десятилетия буддийскими общинами разных стран в соответствии с национальными архитектурными традициями.


Рядом с храмом находится колонна, возведенная около 249 года до нашей эры по приказу царя Ашоки — первого буддийского правителя Индии, объединившего под своей властью почти весь Индостан. Подобные колонны Ашока ставил по всей своей империи, высекая на них свои эдикты или мемориальные надписи. Колонна в Лумбини повествует о паломничестве царя к месту рождения Будды и о принесенных им дарах.


Некогда окруженный огромным почитанием, посещаемый множеством паломников, многажды описанный путешественниками из разных стран, Лумбини постепенно пришел в запустение. В XIX веке даже не было известно его точное местонахождение. Лишь в 1895 году группа археологов во главе с немцем Антоном Фюрером обнаружила в Лумбини колонну Ашоки. Сопоставив эту находку с известным описанием места рождения Будды, оставленным китайским паломником Фа Цзянем (рубеж IV-V веков нашей эры), ученые пришли к выводу, что священное место обнаружено.


Лумбини — единственное из четырех священных мест, связанных с Буддой Гаутамой, находящееся не на территории современной Индии. На протяжении всего ХХ века индийские и непальские буддисты совсем не по-буддийски скандалили между собой по этому поводу. Индийцы утверждали, что Гаутама родился южнее, а европейцы, копавшие Лумбини, все врут.


Стоит признать, что подобные утверждения не совсем безосновательны: бывший католический священник Антон Фюрер был настоящим авантюристом от археологии. Незадолго до обнаружения колонны Ашоки он помогал англичанину Уильяму Клакстону Пеппе , владевшему землей неподалеку от Лумбини, в раскопках некоего буддийского святилища, где были якобы найдены останки Будды Гаутамы , погребенные членами клана Шакья, к которому Гаутама принадлежал. Пеппе и Фюрер в отчетах о своих находках нередко выдавали желаемое за действительное, прибегали к натяжкам, многие из которых были разоблачены уже их современниками. Так что правду от вымысла и баснословия в них отделить порой не менее сложно, чем в многочисленных преданиях о жизни Будды Гаутамы.


Восстановление комплекса Лумбини началось в 1970-е годы. В 1996 году, при очередных раскопках, в храме Майя-Деви был обнаружен камень, отмечающий некое особо священное место. Сопоставив расположение этого камня с древними описаниями святыни, специалисты пришли к выводу, что камень, вероятно, отмечает точное место рождения Будды Гаутамы.


После этой находки Лумбини вырвался далеко вперед в «гонке» за звание места, где начался земной путь основателя буддизма. В 1997 году ЮНЕСКО включила комплекс в свой Список всемирного наследия как «место рождения Будды» .


Очевидно, что своим особым положением в древности Лумбини был обязан главным образом Ашоке, который строил там храмы и щедро их одаривал. Дополнительным аргументом в пользу того, что Будда Гаутама действительно родился там, могло бы стать обнаружение культовых сооружений, относящихся к более ранней эпохе. Если же археологам сильно повезет, они, возможно, обнаружат там строения или артефакты, относящиеся ко времени жизни самого Будды Гаутамы.


Но даже если никаких «прорывных» находок не будет, наблюдать за исследованиями все равно будет любопытно.

Группа археологов начала самое масштабное исследование места рождения Будды Гаутамы

Международная группа археологов приступила к масштабному исследованию комплекса Лумбини в Непале — одной из главных буддийских святынь, места рождения Будды Гаутамы. Как говорится в сообщении ЮНЕСКО, именно эта организация координирует проект, а финансируется он из государственного бюджета Японии. Предполагается, что исследования продлятся три года. Руководит работами профессор Робин Конингем из британского Дарэмского университета.


В ходе исследований предполагается, в частности, уточнить датировки древнейших сооружений на территории Лумбини, на которых, в свою очередь, основываются датировки жизни Будды Гаутамы (по различным версиям, VI или V век до нашей эры).


Центральным сооружением Лумбини является так называемая колонна Ашоки , установленная в память о паломничестве первого буддийского правителя Индии (III век до нашей эры). Она была обнаружена в 1896 году. Главным храмом комплекса считается Майя-Деви, посвященный матери Будды Гаутамы. На его территории в 1996 году был найден камень, который, предположительно, отмечает точное место, где Гаутама появился на свет.


Собственные храмы на территории комплекса построили многие буддийские общины из разных стран, от Камбоджи до Германии. В 1997 году комплекс был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Считается, что Сиддхартха Гаутама, родившийся в садах Лумбини, был сыном главы клана Шакья и до 29 лет жил в тех местах, купаясь в роскоши и даже не зная о том, что на свете существует старость и болезни. Случайная встреча со стариком так потрясла его, что он покинул дворец, сделался странствующим аскетом и в конце концов достиг просветления и стал Буддой (Пробудившимся). Учение Будды Гаутамы о Срединном пути легло в основу буддизма.


Место рождения Будды может быть затоплено

Власти Непала направили Индии официальный протест в связи со строительством 6-метровой дамбы на реке Данав , всего в 200 метрах от границы. В документе говорится, что возведение дамбы является нарушением международного права, запрещающего возведение подобных сооружений ближе чем в 8 километрах от границы.


Индусы говорят, что дамба необходима для решения ирригационных задач, но в Непале считают, что это сооружение представляет опасность для расположенного южнее границы непальского местечка Лумбини. Считается, что именно здесь в 623 году до нашей эры родился принц Гаутама Сидхартха, достигший просветления и ставший Буддой. Лумбини признано родиной Будды и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Индия оспаривала это, считая, что основатель одной из мировых религий родился южнее, на территории современной Индии, однако находка в Лумбини в 1996 году памятной стелы в честь рождения Будды, высеченной в 249 году до нашей эры индийским царем Ашокой, сильно укрепило позицию сторонников «непальской» версии.


Непальский парламентарий-коммунист заявил AP, что возведение Индией дамбы — часть хитроумного заговора индусов с целью разрушения настоящей родины Будды и возведения фальшивого Лумбини где-нибудь на территории Индии.

Настоящее место рождения Будды Шакьямуни

Британские археологи обнаружили под кладкой храма, возведенного, согласно традиции, на месте рождения Будды Шакьямуни в Лумбини, еще более древнюю структуру, которая может оказаться древнейшим из известных буддийских храмов. Описание раскопок опубликовано в журнале Antiquity, кратко о нем пишет National Geographic.


Под кирпичной кладкой были обнаружены балки и бревна, которые составляли святилище с открытым центром. Внутри него были обнаружены остатки древесных корней. Такая архитектура соответствует культовой постройке вокруг священного дерева (бодхигара), которая была распространена в Индии задолго до появления буддизма. Тем не менее, археологи полагают, что отсутствие следов жертвенных животных в святилище говорит о том, что постройка была именно буддийским святилищем.

По словам авторов, хозяйственная деятельность на месте раскопок началась примерно за тысячу лет до нашей эры, а постройка святилища относится к V веку, около 550 года до нашей эры. Если выводы археологов окажутся справедливы, это сможет повлиять на принятую датировку рождения Сиддхартхи Гаутамы. Сейчас разные историки относят это событие к промежутку от 623 по 400 год до нашей эры, причем более поздние датировки в последнее время более популярны.


Эксперты, опрошенные National Geographic, указывают на то, что атрибуция находки именно как старейшего буддийского храма пока носит предположительный характер. «Поклонение деревьям, часто у простых алтарей, было широко распространено в древних религиях Индии […], возможно, что данная находка была подобным святилищем, никак не связанным с историческим Буддой», - заявила Джулия Шоу, профессор археологии в Лондонском университетском колледже.


Существующие исторические сведения об основателе буддизма очень скудны. Согласно традиции, он родился в роще Лумбини на южной границе современного Непала, на бывшей территории королевства Косала. При этом следует учитывать, что самые ранние известные буддийские тексты были написаны спустя приблизительно 400 лет после смерти Гаутамы.

Будда Гаутама — основатель Дхармы или по-научному Буддизма


Имеется как минимум четыре версии даты рождения Сиддхартхи Гаутамы: 623 год до нашей эры, 583 год до нашей эры, промежуток с 486 по 483 год до нашей эры или промежуток с 411 по 400 год до нашей эры. Он был сыном главы кшатрийского (воинского) клана Шакья.

Согласно преданиям, отец оберегал его от огорчений, и до 29 лет принц даже не знал, что в мире существуют страдания. Во время его прогулок воины очищали улицы от стариков и нищих, но однажды на глаза Сиддхартхе все-таки попался один страждущий. Прислужнику пришлось рассказать принцу, что мир несколько сложнее, чем ему кажется. Потрясенный Сиддхартха бросил все и стал аскетом-скитальцем.

Когда ему было 35 лет, на него снизошло Просветление, и он стал Буддой. Ему открылись Четыре благородные истины:

  1. всё есть страдание ,
  2. причина страдания — желания,
  3. возможно избавление от страданий — нирвана,
  4. к нирване ведет Благородный восьмеричный путь .

Из любви к людям Будда Гаутама не ушел сразу в нирвану, а до 80 лет оставался на земле, проповедуя свое учение.

В наше время почти все слышали о Будде, как о родоначальнике древнейшей мировой религии буддизма, однако, рассказать что-то о жизни великого философа, и о самом буддизме мало что могут. Сам Будда является реальным историческим персонажем.

Биография Сиддхарттхи Гаутамы

Родился мыслитель в царской семье народа шакьев в Лумбини, ныне это Непал в 563 году до нашей эры. Прозванный был царевич, именем Сиддхарттха Гаутама, позже он был названный последователями: Буддой (просветленный), Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).

Отец Гаутамы пытался оградить его от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем, как было предсказано. Сиддхарттха жил в трех дворцах, не видя окружающей жизни. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын. Царевич получил великолепное образование и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы. На тридцатом году жизни Гаутама впервые оказался за территорией дворца и узрел окружающий мир: больных, старых людей и смерть. Увиденное принесло царевичу душевное страдание, он решил отречься от своего прошлого и заняться познанием самого себя.

Будда ушел в лес, где шесть лет жил аскетом, учась у йогинов, но доведя себя до полусмерти. Сиддхарттха так и постиг истины, Будда понял, что чрезмерный аскетизм, только туманит голову и убивает тело. Под деревом Бодхи, Гаутама вошел в глубокий транс, в котором прибывал 49 дней, размышляя о сущности человеческого бытия, и достиг просветления (нирваны) выйдя за пределы круга перерождений души.

Основные положения буддизма

Буддизма делает основной упор на внутренние развитие человека, отрицая, , пышные церемонии и большие храмы, Буддизм Тхераваду, считают что достичь освобождения от земных страданий можно через познанию дуккха – беспокойств, страданий и неудовлетворенных желаний. Именно познания человеком своих дуккха, и осознанный отказ от них, должен способствовать достижению нирваны.

Для достижения духовного освобождения следует добиться очищения кармы человека . Карма, в общем, это все действия, речь и мысли человека, которые формирует вокруг него индивидуальную энергетическую структуру. Очищение кармы достигается с помощью благого пути рассчитанного на восемь лет. Благой путь очень простой, он состоит из правильной речи, образа жизни, мыслей, духовной дисциплины, глубокой нравственности. Сознательного отказа от лжи, сквернословия, порока, прелюбодеяний, воровства зависти и убийства живых существ.

Путь достижения нирваны для каждого человека свой самому Будде потребовалось шесть лет, чтобы стать просветленным, для обычного человека, срок просветления может быть значительно дольше не менее восьми лет.

Значение Гаутамы в мировой истории

Великий философ сумел создать новое учение, которое считается одним из самых мирных на земле. В мире насчитывается почти 500 миллионов буддистов большая часть, из которых проживают в Индии, Китае, Шри-Ланке, Таиланде и Японии.

Большую роль в распространении Буддизма сыграл император Ашока величайший правитель империи Маурьев . Ашока правил с 268 года по 232 до нашей эры. При нем буддизм стал государственной религией на всем Индостане. До перехода в буддизм, как рассказывают источники, император был жестоким царем и вынашивал планы завоевания всего мира, сродни .

После обретения новой веры, Ашока отказался от насилия как средства достижения результатов. Он начал большую миссионерскую работу, посольства с проповедниками-буддистами были направлены в Китай, Тибет, Бирму, Цейлон и даже в Грецию и Египет. Однако позже победил в Индии и буддизм не получил в ней распространения хоть в соседнем Тибете и Шри-Ланке буддизм стал доминирующей религией.

Впоследствии Будда индуистами был провозглашен одним из перевоплощений бога Вишну. В двадцатом веке, буддизм стал завоевывать своих последователей в Западной Европе и США. Большая буддийская община есть и в России. Согласно лунному календарю 3 мая 2017 года буддисты отпраздновали день рождение Гаутамы, а в 11 мая будет праздноваться Весак, день просветления Будды и его ухода в нирвану.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

На эту-же тему:

Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца - Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение - царствовать, - но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира - принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, - но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим - когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, - это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», - день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, - это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них - мир богов, или дэвов; другой - мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского - это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения - цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, - это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом - поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, - это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана - это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее - что было и что могло бы быть - всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, - это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.



Просмотров