«Гроза» — самое решительное произведение А.Н. Островского

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

А. Островский - великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. "Свои люди - сочтемся", "Лес", "Не все коту Масленица", "Бесприданница" - произведения А. Островского составят весьма большой список.

Самая известная драма Островского - "Гроза". Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал "Грозу" грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

"Гроза" была написана в 1859 году, в дореформенный период Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму "Гроза", и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении - это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал "Грозу" грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе "вон никак гроза заходит..." Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. "Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!" - бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение "Гроза", и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: "Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой". Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу "Гроза", стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой - человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая "гроза" города Калинова - Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.

Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу "Гроза" и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени . Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов» и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок «темного царства», где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем… Такая ли я была? 1» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина, главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина – это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно, открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра, попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается, не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно, вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной, предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания, она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа, воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства». Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми, чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера, свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня, спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее написания.


Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…


Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…


Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота». «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».


  • «Что такое обломовщина?»,
  • «Тёмное царство»,

«Когда же придёт настоящий день?»,


Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал: « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…» Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.


Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.


  • В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.
  • Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.
  • Другой критик замечает, что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.
  • Третьи критики считали, что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

5. В чём значение образа Катерины?



Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

  • А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее - норма жизни.

Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

  • Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.




  • ...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... О Борисе

Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

  • Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати.

  • ... Русский сильный характер в "Грозе"... Он, прежде всего, поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.








Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?



Просмотров