Мы любим путешествия из детской мечты. Мы любим путешествия из детской мечты С детства он мечтал о путешествии

Заставить себя полюбить море невозможно, эта любовь либо есть, либо ее нет, уверен капитан второго ранга в отставке Евгений Балабанов. С детства он грезил о морских путешествиях, и его мечтам суждено было сбыться. В преддверии Дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, он побывал в гостях у «ОГ».

Евгений Васильевич, откуда у вас – человека, чьи детство и юность прошли в степном Оренбуржье, – взялись мечты о море?

– Я вырос на книгах Купера, Станюковича, Джека Лондона и многих других писателей. К пятому классу уже знал названия всех парусов на трехмачтовых судах. На полях в тетрадках рисовал корабли. А когда в восьмом классе мы с отцом поехали на море, это было ах: все, как в любимых книгах – волны, прибой… Я познакомился с местными мальчишками, которые во время каникул работали на лодочной станции. Мы ныряли, плавали, сколько хотели, ловили лобанов, стреляли из подводного ружья. И я еще больше влюбился в море. Когда окончил школу, твердо знал, что буду моряком. В Севастополе не прошел по конкурсу, но я не сдался и поехал в Каспийское высшее военное училище. После него первый год служил на крейсере во Владивостоке. А потом мне повезло попасть в гидрографическую службу ВМФ, которая в интересах министерства обороны, флота, занимается изучением океана. С 1978 года я служил на океанографическом исследовательском судне «Балхаш». Начал с командира электронавигационной группы и закончил в начале 90-х старшим помощником командира корабля.

– Служить было интересно?

– Очень. Исследования проводились серьезные. К тому же я увидел острова, пальмы, тропические моря и многое другое, о чем даже и не мечтал. Где-то раз в год мы выходили в большую экспедицию, изучая то юг Тихого океана, то Индийский, то Северный
Ледовитый.

– Что впечатлило больше всего?

– Когда идешь в море, видно, что земля круглая и не такая большая, как кажется на суше. Пожалуй, это поразило больше всего. Ну, и то разнообразие, которое имеется в океане. Вообще много интересного было. Заходили для пополнения запасов в Рейкьявик (где позже встречались Рейган с Горбачевым), находясь в экспедиции в Атлантическом океане. Там лунный пейзаж – ничего не растет, кроме мха, горы, вулканы, все дымится… Где еще такое увидишь? Разве только у нас на Камчатке, где все буйно, непролазно, местами даже страшно.

– Где еще вам доводилось бывать?

– Первый раз оказался за границей в Германской Демократической Республике еще курсантом. Позже ходили туда на ремонт – наше судно «Балхаш» было немецкого производства. Подолгу там жили, общались с местными жителями.

Были на вулканическом острове Маврикий – в экзотическом и очень красивом месте, с коралловыми рифами и аквариумными рыбками. Как контраст – Вьетнам. У нас была там маневренная база в районе Камрани. Тогда еще совсем мало времени прошло после вьетнамской вой-
ны. Нас возили на огромный полигон – с четыре футбольных поля, а может быть, и больше – заваленный сбитой американской техникой: самолетами, вертолетами, самоходными орудиями. Все громадное, развороченное. Сами вьетнамцы жили бедно, приплывали к нам менять поделки и бусы на еду.

Были в Сингапуре. Там впервые попробовал бананы прямо с дерева – у них потрясающий вкус! Шли и Суэцким каналом после 6-дневной войны между Израилем и Египтом, наблюдая по обе стороны сгоревшие танки, самоходки…

Не могу сказать, что сама служба была простой. Мы подолгу находились в море, но скучать не приходилось.

– Сколько в среднем длилась одна экспедиция?

– Около 90 суток. Больше находиться в море тяжело психологически. Но иногда из-за погоды приходилось задерживаться и до четырех месяцев и более.

Попадали и в шторма. Сначала даже интересно было: здоровенное судно 111 метров длиной и 15 шириной мотает, как щепку, а оно жалобно скрипит. Матросы просились на мостик – посмотреть, как волны бьются о нос корабля. Но уже через сутки все уставали от этого, приходило раздражение. Задание надо выполнять – идти из пункта А в пункт B.
Вахту мы несли 4 часа через 8, а выспаться не удавалось: качало так, что приходилось держаться за шконку, чтобы не упасть…

Иногда для выполнения заданий приходилось подолгу дрейфовать. В Индийском океане даже акул ловили на «удочку» из металлического крюка и троса. Пробовали есть – мясо не жуется. Разбирали на сувениры – челюсти, плавники.

Всякое бывало. И поломки случались. Однажды во время похода в Охотском море сломался винт, но ничего, починили своими силами.

– Страшно, наверное, застрять в море на неисправном судне?

– Страха не испытывали, сейчас не XVIII век. Все, что делается на судне, докладывается в соответствующие инстанции. Все суда находятся на связи с оперативным дежурным, если что, организуют спасательную операцию.

А самим нам иногда приходилось спасать сослуживцев. Что поделаешь, если у коллеги разыгрался аппендицит и нужна операция? Мне доводилось выступать в роли анестезиолога, это вменялось в обязанности. В первый раз было не по себе, а уже потом воспринимал происходящее спокойно.

– Вы практически все время прослужили на одном корабле. Когда и почему его покинули?

– Началась перестройка. К тому времени многое стало приходить в упадок, и усталость какая-то накопилась, а потому я согласился на предложение стать преподавателем в родном училище, в Баку. В этом городе жила теща, и я подумал, что жене рядом с мамой будет легче – устала уже мотаться с тремя детьми по всей стране. А потом были события в Сумгаите, беспорядки, эвакуация семей… Многие были вынуждены уйти с флота. И я уволился в запас, мы переехали в Орск.

– Сейчас часто бываете на море?

– В составе Орской делегации мне доводилось ездить на переименование БДК «Орск» в Севастополь как представителю кают-компании «Морское кумпанство». Часто бываю у своего сослуживца в Новороссийске. Купаемся, загораем, с удовольствием дышу портовым воздухом.

– Слышала, что желание бороздить водные просторы вас не покинуло, и вы своими руками строите яхту, чтобы отправиться в плавание?

– Да, давно об этом мечтал. Пока ее не достроил, но обязательно это сделаю. Сейчас я вышел на пенсию и появилась такая возможность. По возвращении в Орск работал учителем, потом директором школы № 62, трудился в службе авиационной безопасности аэропорта, на ТЭЦ, в районной администрации. Теперь же свободного времени стало гораздо больше.

– Часто собираетесь с коллегами-моряками?

– В Орске мы начали собираться на 300-летие ВМФ. Георгий Иванович Роговенко проявил инициативу собрать и поздравить с праздником всех моряков. Идею поддержали тогдашний глава Орска Юрий Берг, директор ОНОСа Владимир Пилюгин. Чуть позже была образована кают-компания «Морское кумпанство», появился Морской клуб для школьников, который действует и сейчас. Жаль, что в этом году по ряду причин ребят не вывозили на практику на Ириклинское водохранилище, но я надеюсь, эта традиция будет продолжена. Согласитесь, здорово, что у нас есть ребята, которые мечтают попасть на флот, ведь профессия моряка становится все престижнее.

– Вам никогда не хотелось, чтобы дети пошли по вашим стопам?

– У меня три дочери. Теперь уже и шесть внучат, трое из них мальчики. Но, вы знаете, у каждого своя мечта, и только реализуя ее, человек может стать счастливым. Так что выбор каждый пускай делает сам.

– Сегодня вы следите за состоянием российского флота?

– Слежу, обсуждаю это с коллегами – новые корабли, вооружение. Наше поколение испытало сильное разочарование, видя, как все разворовывалось, распродавалось, рушилось. Сейчас флот поднимается, даже внешний вид кораблей совершенно другой, но главное – это возможности, которыми они обладают. Некогда богом забытая Каспийская флотилия теперь находится в достойном состоянии, и меня как моряка это очень радует.

В канун праздника хочется пожелать нашему флоту процветания, а морякам и их семьям – счастья, здоровья и благополучия!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Дополнение Второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях - субъект действия или состояния. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При грамматическом разборе дополнение подчеркивается пунктиром. Дополнение обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, от сказуемых. Они могут относиться и к причастиям. Дополнения бывают прямые и косвенные: ПРЯМЫЕ выражаются формой вин.падежа без предлога и формой род. падежа при глаголе с отрицательной частицейне, КОСВЕННЫЕ выражаются всеми остальными падежами, в том числе вин. падежом с предлогами.

Задание 7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Найдите в них дополнения, определите виды, поставив к ним вопросы.

Гаврила чувствовал себя разд..вленным этой мрачной тишиной и красотой. Тесная толпа ребят заполнила конец к..ридора. Она читала ему стихи о п..дорожнике и звоне к..локолов над Луарой. Детей вводит в мир ска..ки не только народная поэзия, но и театр. Дерсу сначала перенес через реку руж..я и котомки, а затем помог пер..правиться мне. Никогда никому не дов..рял своей тайны.

Задание 8. Вместо точек поставьте необходимые по смыслу глаголы в нужной форме. Подчеркните дополнения.

1. Из всего разнообразия русских сувениров иностранцы чаще всего … русскую матрёшку. 2. Вот уже сто лет матрёшка … не как игрушка, а как традиционный национальный сувенир. 3. Образцом для создания русской матрёшки стала японская деревянная разъёмная кукла, так … люди. 4. В Париже русская матрёшка … большую бронзовую медаль. 5. Многие из современных мастеров … традиции в создании русской матрёшки.

Без терпенья нет уменья.

Гореть в руках – выполнять быстро, с успехом.

Покупать кота в мешке – приобретать, не зная качества.

Тесты для самоконтроля

1. Найдите числительное с окончанием

a) Четыр…

b) Трист…

c) Четырест…

d) Девяност…

2. Выберите нужный предлог: войти … здание.

3. Найдите числительное

b) Семидневный

c) Пятерня

d) Удвоить

4. Укажите строку с порядковым числительным

a) Один, тридцать, сто, триста

b) Двое, трое, шестеро, десятеро

c) Первый, тридцатый, сотый

d) Сорок восемь, двадцать один, пять

Глоссарий

Основная литература

1. Жили – были … Уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.

2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.

3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное. Тамбов 2010г. стр.189.

Дополнительная литература

1..Учебник русского языка для студентов – иностранцев естественных и технических специальностей. І – ІІ Курсы. Практическая грамматика. Авторы: Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. – Москва. 2011г. стр. 238.

2..Русский язык для всех: учебник / под ред. В.Г. Костомарова. – 14-е изд. – М.:Русский язык, 2010.

3. Русский язык для всех. Давайте повторим и почитаем / под ред. В.Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 2011г. стр175.

4. Степанова, К.М. Русский язык для всех: грамматический справочник: словарь / К.М. Степанова; под ред. В.Г. Костомарова. – 12-е изд. – М.: Русский язык, 2010 г. стр187.

5. Хавронина, С.Д. Русский язык в упражнениях /С.Д. Хавронина, А.И Широченская. – 8-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык, 2011.стр216.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, т.е. выступают в роли одних и тех же членов предложения и связаны с одним и тем же словом, соединяются друг с другом сочинительной связью, выражаемой интонацией и соединительными союзами.

Однородными могут быть любые члены предложения: главные и второстепенные.

Разговор то оживлялся , то замолкал . В открытое окно лился воздух , сладковатый запах . Нигде не было ни воды , ни деревьев.

Задание 2. Пересказать основную идею прослушанного текста

Задание 3. Прочитайте текст.

Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне всегда приходит на память образ замечательного русского путешественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского...

Огромного напряжения сил потребовали от него переходы по безводным каменистым пустыням, по головокружительным горным кручам, по высочайшим плоскогорьям, над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость, но и необычайная твёрдость духа, горячая любовь к Родине и к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг.

С детства Пржевальский любил охоту, она развила в нём любовь к природе, наблюдательность и терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги, они помогали ему нако­пить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и всё свободное время проводил в зоологическом музее, ботаническом саду, чтобы быть во всеоружии науки.

(Акад. В. Обручев. «Слово к молодым».)

Задание 4. Переведите выделенный абзац на казахский язык так, чтобы донести основную мысль. Составьте план текста.

Задание 5. Составьте 5-7 предложений по картинам на тему «Необычный подарок».


Задание 6. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните глаголы.

Родители часто спрашив..т: "что ребенок может сд.лать и под.рить другому ребенку?" и ответ на этот вопрос на 90% совпад..т с ответом на другой "что можно делать вместе с детьми?" Почему? Потому, что детям интересен сам процесс игры и еще одна игрушка не за.нтересует надолго так же, как устроенная вместе игра или совместное тв.рчество. При этом будем считать, что ребенок достаточно мал, чтобы сделать что-либо инт.ресное для своего р.весника самостоятельно. Значит, на дни р.ждения можно прид.мать и сделать что-то н.вое и захв.тывающее вместе, причем такое, во что смогут п.играть все дети вместе с им.нинником.

Задание 7. Спишите, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.

Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, невзначай забытым на скамейке, то маленькой зелёной гусени­цей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову. (Пауст.) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будо­ражил лес угрожающим присвистом. (Н. О.) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание моло­дой травы, шум недавно распустившихся листьев. (Пауст.) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суе­той непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. (Н. О.)

Задание 8. Продолжите реплики диалога, описывая работу мастера по картине и используя глаголы (выпиливать, расписывать, придумывать, начинать, ждать, занимать):

- Как русские мастера создают матрешку?

Из какого материала их создают?

………………..

Из каких частей она состоит?

………………………..

Какие еще национальные игрушки дарят в подарок?

Какие игрушки были у казахских детей в старину?

………………

Глоссарий

1. Определите строку с наречиями, в которых пишется о

а) Тягуч…, громч…

b) Певуч…, инач…

c) Горяч…, свеж…

d) Неуклюж…, умоляющ…

2. Определите строку с наречиями, в которых пишется о

а) Вечн…, хорош…

b) Ниж…, выш…

c) Попозж.., слегк…

d) Издавн.., изредк…

3. Укажите личные местоимения

а) Сам, самый, весь, всякий

b) Мой, твой, наш, ваш, его

c) Я, он, они, мы, вы

d) Этот, тот, что-либо, что-то

4. Определите ряд указательных местоимений

а) Этот, тот, такой, таков

b) Я, ты, он, она

c) Сам, самый, весь, всякий

d) Никто, ничто, никакой, ничей

Список литературы

2. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

3. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

4. http://otebe.info/stihi/stihi-pro-podarki.html#ixzz2jQNlLCvs

Качественные Относительные Притяжательные
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком. Отвечают на вопрос какой? Могут иметь краткую форму и степень сравнения. Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный ), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный ). Отвечают на вопрос какой? Не имеют краткой формы и степени сравнения. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопрос чей?
Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный. Лисий (хвост), дедушкин (огород), материнское (молоко)

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №21, с.136] и заполните тест.

Задание 2. Перескажите текст и вспомните, какие казахские обряды проводятся у вас?

Задание 3. Прочитайте текст «Бесікке салу».

«Бесік» - колыбель - считается священной реликвией в каждой семье. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нағашы». Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.

Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд укладывания в колыбель. Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.

Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к изголовью привязывают амулет, который будет защищать его от злых духов.

Колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и, согласно поверью, может оказать влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан – символ богатства, положения в обществе, уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, способным обуздать любого коня, а кебенек – походная одежда для героев и храбрецов, - сулит ему славу батыра – защитника Отечества.

Задание 4. Ответьте на вопросы к нему.

Кому поручается выполнить обряд «бесікке салу»?

После укладывания чем накрывают колыбель?

Что привязывают к изголовью младенца?

Задание 5. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их вид по значению. Составьте с ними предложения.

Задание 6. Подберите прилагательные в соответствии с разрядами прилагательных (1 относительное, 1 качественное, 1 притяжательное).

Орнамент - …., …., ….

Праздник - …, …, …

Посуда - …, …, …

· Родина – мать народу, народ – мать джигиту.

· Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

· Родная земля – золотая колыбель.

— Поэтическая страничка –

«Под крышей дома твоего».

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми (Ю. Антонов).

Задание 7. Сотавьте монолог, используя данные слова: обряд, традиции, обычаи, праздник, свадьба.

Задание 8. Составьте диалог, продолжив реплики:

В какое время года празднуется Наурыз?

Какое блюдо считается главным на Наурыз?

Какие еще народы празднуют Наурыз?

Какие национальные игры бывают в этот праздник?

Глоссарий

1Укажите, в каком примере ни пишется раздельно.

а) (ни)что

d) (ни)за что

2Укажите глагол с окончанием -ут в форме третьего лица множественного числа.

3Укажите глагол с окончанием – ит в форме третьего лица единственного числа.

а) Возвраща…ся

b) Стро…ся

c) Наде…ся

d) Бор…ся

4Укажите глагол с окончанием –ешь в форме второго лица единственного числа.

а) Бор…ся

d) Смотр…

Список литературы

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
  2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
  3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

4. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

5. СабитоваЗ.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

6. Традиции и обряды казахского народа.- Алматы: ТОО «Алматыкітап», 2005.-284 стр.,илл.

1. Когда вы обычно просыпаетесь?

2. В какое время вы проснулись сегодня?

3. Что вы делаете утром?

4. Где вы обедаете?

5. Когда вы возвращаетесь домой?

6. Чем вы занимаетесь вечером?

7. Когда вы ложитесь спать?

Карина Добрикова, путешественница из Минска, побывала в 58 странах на всех континентах, из них в 50 - за последние несколько лет. Как белорусу объехать полмира, и чему учат путешествия, девушка рассказала «Белсату».

В Европу нужно ехать на пенсии, а пока молодой - в Африку и Азию

Карина, когда и куда ты поехала впервые?

Еще в детстве. В деревне у бабушки мы с кузиной на велосипедах объездили все окрестности. Даже на самодельных плотах через реку переправлялись. Это у меня от папы. Он любит приключения, в молодости автостопом ездил, пешком границы переходил. Я, слушая его, тоже мечтала о таких диких путешествиях. А первый раз заграницу поехала в семь лет - с родителями в Крым. Потом, в 15 лет - в Болгарию, через год - в Турцию.

Но это были организованные поездки. А первая самостоятельно спланированная поездка?

Когда мне был 21 год, мы с подругой поехали в Индию, куда сами спланировали маршрут. После Индии я поняла, что не могу остановиться, что хочу путешествовать дальше. И на следующий год мы отправились в Таиланд, Камбоджу, Малайзию.

В списке твоих путешествий - много очень экзотических стран, в которые из Беларуси даже турфмирмы не возят. А Европа тебя не интересует, ты ее уже всю объехала?

Я много где была и в Европе тоже. Но Европа, во-первых, дорогая, по сравнению с той же Азией или Африкой. К тому же, я считаю, что Европа - это когда ты уже на пенсии захочешь поехать на какую-то экскурсию, чтобы просто отдохнуть. А пока ты молод - надо ехать в Африку, Азию, за океан. В таких местах часто бывает трудно. Но это тебя испытывает и закаляет, формирует как личность, и этот опыт потом приносит плоды в течение всей жизни. Поездки помогают победить свои страхи. А особенно, когда путешествуешь один, как часто я сама. К тому же, я стараюсь не ходить по туристическим маршрутам, а узнавать страну изнутри, местные достопримечательности, чувствовать себя так, словно живу в этой стране, а не наблюдаю извне.

«Сначала продираешься сквозь джунгли, а потом, вверху, в облаках…»

А какое самое экзотическое место тебе довелось посетить?

Остров Ометепе в Никарагуа. Это остров на озере в виде песчаных часов с двумя вулканами. Сказочное место, которое трудно описать словами - словно с другой планеты. Мы поднимались там на вулкан. Было трудно. Сначала ты продираешься сквозь джунгли, большая влажность, потом солнце, вулканическая почва, совсем нестабильная. Без гида тут нельзя подниматься. Было много смертельных случаев - люди терялись, падали, потому что наверху ты идешь уже в облаках, тумане, плохо видно. Но все эти тяжести стоят того, чтобы их выдержать, потому что там, наверху, ты видишь всю красоту, и это чувство - я это сделала, я преодолела свои страхи и слабость! Воспоминания еще долго живут в сердце, и от них чувствуешь какую-то эйфорию.

Это природа. А люди и культуры - что впечатлило больше всего?

Гостеприимность Кавказа. Так принимать гостей больше никто не умеет. Еще и разнообразие племен в Африке, и открытость и готовность африканцев помочь. Если там на улице ты у кого-то попросишь телефон позвонить, то он не только даст тебе его, но еще и поинтересуется, все ли у тебя в порядке, не заблудился ли ты, и сделает все, чтобы помочь.

«Если всего бояться - лучше дома сидеть»

Как у тебя получается - учиться, работать и столько путешествовать?

Я так планирую свое время, чтобы не сидеть дома. Я - человек движения, домашняя рутина меня утомляет. Во время учебы в Минском лингвистическом университете я участвовала в студенческих обменах, так попала в Лондон и США. Потом работала в ИТ-компании специалистом по международным отношениям. На выходных часто ездила в Европу. Когда работала логистом в Сочи, посетила соседние Абхазию и Чечню. И собирала деньги, чтобы полететь на Карибы. Когда насобирала нужную сумму, договорилась на дистанционную работу, и на 4 месяца отправилась в Центральную Америку - в Мексику, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рику, Панаму, Доминикану.

А говорят, что для белоруса путешествовать - это очень дорого…

Зависит от того, в какое путешествие хочет отправиться сам человек. Можно жить в отелях класса люкс. А можно - у местных жителей, искать дешевые перелеты. Но такие путешествия - действительно не для всех. Потому что самостоятельное планирование - это тоже работа, которая утомляет. Для белорусов еще дополнительная проблема - визы. Часто бывает сложно без туристического агентства сделать визу. Но главное - чувствовать себя свободным и не бояться. Когда я была еще студенткой, то очень экономила - я мало ела в поездках, ездила автостопом, искала жилье по каучсёрфингу, бюджетные авиалинии.

А случались ли с тобой опасные ситуации во время путешествий?

Как-то средь бела дня в центре Мехико, хоть там и много людей, вдруг двое мужчин с ножами напали. К счастью, ничего страшного не случилось, но подруга была вынуждена отдать свой айфон. В полицию мы не пошли, потому что в таком большом городе это бессмысленно. А второй раз в Ницце, в этом году, я возвращалась домой поздно вечером, и какой-то мужчина набросился, повалил меня на землю, даже синяки остались. Мне повезло, что какие-то люди с балкона услышали мой крик, и спугнули его, он убежал. Сложно сказать, как этого избежать. Не ходить по опасным районам. Но с другой стороны, если всего бояться, лучше вообще дома сидеть.

В Австралии думают, что Беларусь - в Африке

А что в той же Африке и других далеких краях знают о Беларуси?

На Кубе хорошо знают Украину, так как многие из кубинцев в 70-е годы в Минске учились. В других странах Центральной Америки о Беларуси некоторые даже не слышали. В Малайзии нас знают благодаря нашим спортсменам. А вот Лукашенко знаком только европейцам - в Африке и Центральной Америке его не знают. Там я даже столкнулась с мнением, что в Беларуси говорят по-английски, потому что я почти без акцента разговариваю. В Австралии услышала, что Беларусь - это такая страна в Африке.

Прав ли был поэт, когда сказал, чтобы любить Беларусь, надо в разных краях побывать?

Я люблю Беларусь, всегда сердцем я здесь. У нас много кто жалуется, стесняются нашей страны, говорят, что у нас ничего нет. Но это, смотря с чем сравнивать. Если с богатой Европой, то, конечно, можно подумать, что в Беларуси ничего нет. Но, может, у нас плохо развита развлекательная инфраструктура, зато очень интересная культура, и много мест, где можно открыть уйму всего интересного о нашем народе. Красивая природа. Да, действительно нужно увидеть разные страны, чтобы оценить, а не жаловаться все время. Если бы люди поехали в Африку, и посмотрели, что там, они бы наконец-то полюбили Беларусь.

А можешь похвастаться количеством путешествий по Беларуси?

По Беларуси, к сожалению, я ездила немного. Во время учебы были экскурсии, ездила в Слоним, Витебск, Несвиж. Немного, к сожалению.

В путешествии главное — иностранный язык

Можешь ли ты сказать, что путешествия тебя чему-то научили, как-то изменили?

Путешествия обогащают твою душу, делают тебя сильнее, учат выдержке. Но это должна быть поездка, которую ты сам себе организовываешь, в которой нужно рассчитать, чтобы хватило на все денег, чтобы успеть на автобус или самолет. Часто после таких путешествий ты возвращаешься уставшим. Но для меня это очень ценное чувство. Я познаю мир, людей, не по телевизору, а вживую. А когда возвращаюсь, обычно очень хочу работать, у меня много энергии и новых идей.

Куда еще хочешь поехать?

Много куда. Мир большой. Очень хочу в Папуа. Посмотреть на что-то дикое, куда туристы не ездят - как живут племена в африканских джунглях. Как исследователь в экспедицию поехать. В Антарктиду, например.

Что бы ты посоветовала человеку, который решил - еду путешествовать?

Ничего особенного - просто взять и поехать. Но главное - знать иностранные языки, хотя бы английский. Без языка ты будешь чувствовать себя как в коробке, очень ограниченным. Для меня самым страшным было бы, если бы у меня отобрали знание языков (Карина говорит на английском, испанском, французском — ДБ). Мне нравится смотреть на красоту природы, но мне нужно разговаривать и слышать человека. Ведь для меня каждая поездка - это, прежде всего, общение с местными людьми. Мне интересно как можно больше людей узнавать на планете.

Данута Боровская

Вы часто мечтаете? О чем? А помните, о чем вы мечтали в детстве? Кем хотели стать? Чему хотели научиться? Где хотели жить? Что мечтали сделать, когда станете взрослыми?

Смогли ли вы воплотить в жизнь мечту детства или она так и осталось навсегда там, в саду на качелях, в отражении воды в ручейке, или в забытом комоде на чердаке..?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мечты детства, вспомнить, о чем вы мечтали, и задуматься над тем, что изменилось с тех пор, быть может вы до сих пор стремитесь воплотить свою заветную мечту, но уже в ваших собственных детях?

Давайте для начала отдохнем и прокатимся мысленно в дни нашего детства, а потом посмотрим, куда привет нас наше воображение!


Интересно, найдется ли в мире хоть один человек, который в детстве не любил ездить с родителями в походы, к морю и просто за город, в деревню к бабушкам? Наверное, нет. Путешествия любят почти все. И начало эта любовь берет с детства - с красивых сказок о принцах и рыцарях-путешественниках, с заманчивых и чарующих описаний далеких замков и городов.

Многие мальчики, начитавшись книг о храбрых воинах и отважных моряках, наседали на родителей с просьбами найти репетитора по немецкому языку, например, или другому иностранному, чтобы выучить его и со временем уехать, скажем, в Швейцарию, к чарующим Альпам или в маленький Лихтенштейн, или другие страны.

Ну, а девочки же, чаще всего, отдают предпочтение или элегантным барышням - англичанкам и француженкам, или восточным принцессам - шехерезадам, живущим в вычурных палатах с мозаикой и персидскими коврами, одетым в легчайшие шелковые юбки и звенящие и поблескивающие украшения.

Как бы там ни было, детские мечты о путешествиях были, пожалуй, у каждого. Со временем все мы вырастаем, заканчиваем школы и университеты, находим себе работу по душе, получаем зарплату, и раз в год отдыхаем у моря в отпуске.

Однако детские мечты все равно не отпускают нас. Так и хочется сорваться и полететь на самолете с широкими белыми крыльями куда-то за океан, где живет сказка. Сказка, которая у каждого своя.

Так почему бы и нет? Ведь есть же отпуска, которые не обязательно проводить на всемирно известных курортах или на морском берегу. Почему бы не отправиться туда, куда тянет мимолетное желание?

К примеру, изучить основы французского, благо, репетитор французского языка найдется в каждом городе, и явно не один, и отправиться гулять по Парижу. Или в Марсель - к небольшим оливковым деревьям, неуемному мистралю, дующему со Средиземного моря, и, конечно же, фестивалям.


Или даже посетить уже всем давно известную и приевшуюся Турцию. Ну, на крайний случай - Египет. Но посетить не так, как это делает большинство - с туром в пятизвездочный отель, в котором «все включено», а с множеством экскурсий, с общением с местными жителями и походами по музеям и культурным памятникам.

Наш мир - огромен и невероятно интересен. Разнообразие культур разных стран просто поражает. Как отличаются, например, веселые и игривые француженки от чопорных, элегантных и подтянутых англичанок. А ведь эти две страны разделены небольшим проливом - и всё. Что уж тут говорить о разнице взглядов на жизнь, к примеру, американца и россиянина?

Конечно же, изучать культуру, быт, обычаи и привычки разных народов - невероятно интересно. Уж явно гораздо интереснее, чем провести неделю или две в Анталии, не выбираясь из отелей и аквапарков. Да и путешествия по миру - это отличные языковые тренировки. Можно подтянуть английский, немецкий, французский, выучить итальянский или шведский, и на личном опыте убедиться, как сильно отличается произношение англичан от произношения американцев.

Пожалуй, наши детские мечты - не такая уж глупость, как иногда кажется. За ними кроется огромное желание узнавать мир, знакомиться с чем-то новым и ранее неизведанным, находить новых друзей и, может быть, даже свою любовь.


Конечно же, не стоит забывать, что путешествия, кроме всего прочего - уникальная возможность понять, как сильно отличаются народы и способ их жизни. Помните поговорку «Что русскому хорошо - то немцу смерть». Она, возможно, несколько утрирована, но, по большому счету, все именно так и выглядит.

И это можно повторять бесконечно - мир стоит того, чтобы его изучать, чтобы путешествовать и знакомиться с новыми странами. К тому же, никто никогда не может сказать наверняка, возможно, в какой - то из этих стран вы и найдете свое счастье, если не нашли ранее - любимую работу, семью и душевное равновесие.


Говорят, именно слово «море» мальчик впервые прочитал по слогам и сложил из кубиков. К сожалению, отец не разделял взгляды сына и настаивал, чтобы тот получил сухопутную профессию. Семейство Гриневичей (а такова настоящая фамилия писателя) было довольно бедным. Александр родился в Вятке в 1880 году и провел в этом городе все свое детство, мечтая вырваться из него, чтобы отправиться к Красному морю.

Жизнь не баловала будущего писателя и единственной отрадой для него стали , которыми мальчик буквально зачитывался. С детства он мечтал о дальних путешествиях к далеким берегам и предпринимал множество попыток осуществить свою мечту - Саша даже сбегал из дома несколько раз, но его постоянно возвращали обратно.

Жестокое разочарование реальным морем

Сразу же после окончания училища в своем родном городе, юноша сбежал в Одессу, чтобы стать настоящим мореплавателем. Через пару месяцев скитаний его приняли юнгой на пароход - к сожалению, опыт такой работы не пошел Александру впрок. Он даже не научился завязывать и показал себя довольно посредственным юнгой.

После этого он несколько раз отправлялся в море на разных судах то в качестве юнги, то матросом. Ни одно из этих плаваний не принесло будущему писателю денег - возможно по той причине, что Грин совершенно не так представлял себе жизнь настоящего морского волка. Каждое его морское было скучным и неинтересным, наполненным бытом и серыми буднями.

Море, рожденное воображением Грина

Тогда Александр сам стал придумывать невероятные приключения, которые якобы происходили с ним на морских просторах и в далеких странах. Когда Грин всерьез взялся за перо, он попросту придумал новое море и сушу, существовавшие только в воображении писателя. Александр описывал невероятные , которых на самом деле не было на карте мира, и населял их колоритными персонажами, живущими совершенно удивительной жизнью.

Во всех произведениях автора море описывается по-разному. Например, в «Проливе бурь» это практически живое существо, показывающее свой непокорный характер. В знаменитом романе «Алые паруса» море отражает душевное состояние главной героини - оно волнуется, мечется и меняется вместе с прекрасной Ассоль. В большинстве произведений Грина море - это не просто часть окружающего пейзажа, очень часто оно является метафорой сложных человеческих страстей.

Кстати, знатоки единогласно подтверждают, что писателя помогла ему абсолютно точно описывать специальные термины и обозначения. Грин отлично знал, что такое «стеньга», «бакборт», «брашпиль», и поэтому весь этот морской антураж прекрасно вписывался в каждое его повествование, находясь на своем месте и делая описываемые вполне реальными и чрезвычайно правдоподобными.

Жизнь с морем в душе и на страницах книг

Морская тематика никогда не отпускала автора. Романтик и авантюрист в душе, он пишет о своем идеальном мире. В таких произведениях писателя как «Зурбаганский стрелок» и «Дьявол оранжевых вод» окончательно воплощаются черты придуманной страны, названной позже Гринландией.

Реальная жизнь писателя не шла ни в какое сравнение с яркими сюжетами его книг. Александру Грину досталась тяжелая судьба, наполненная разочарованиями, испытаниями и лишениями. Но не смотря на все тяготы, он постоянно стремился к морю, как к единственному живому существу, способному понять и успокоить его. Неудивительно, что всегда неразрывно связаны в произведениях писателя.

Последние годы жизни Грин провел в Крыму, вместе со своей верной «Ассоль» - второй женой Ниной. В то время книги автора были под запретом, он сильно нуждался и часто пил.

Скончался писатель в 1932 году от рака желудка, похоронили его на кладбище города Старый Крым. Его супруга выбрала место для погребения, из которого хорошо видно море. Могилу Александра Грина украсил символичный памятник «Бегущая по волнам».



Просмотров