Преподобный Сергий Радонежский: иконы. Исследовательская работа "преподобный сергий радонежский в творчестве русских художников"

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1314(или 1322)- 1392)

Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).

Из биографии

  • Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили, чтобы это произошло после их смерти.
  • Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.
  • После смерти родителей, когда Сергию было 20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.
  • Постепенно к отшельнику стали идти люди, ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство, стал игуменом.

Основные направления деятельности Сергия Радонежского и их результаты

Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение, прекращение вражды между князями, признание ими главенствующего положения Дмитрия Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода, «кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты, а поединок Пересвета с Челубеем станет началом битвы.

Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности, предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все земли русские.

Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их, помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться, быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.

Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей. Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.

Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в формировании личности. Сергей Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист.

Таким образом , Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси, способствовавший объединению страны, повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году, стал небесным покровителем московских князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым, справедливым, мужественным, служащим Богу, живущим по его законам.

О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих городах есть памятники Сергию Радонежскому. Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.

Данный материал можно использовать в историческом сочинении по эпохе правления

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образ Преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи.

Михаил Васильевич Нестеров

« Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», - говорил художник.

Видение отроку Варфоломею

Юность Преподобного Сергия Радонежского Монах Сергий Радонежский

Труды Сергия Радонежского

Сергей Николаевич Ефошкин

По воду Строительство обители Труды в пекарне За хворостом

Чудо о птицах Чудо об источнике

Николай Константинович Рерих

Святой Сергий Радонежский Сергий - строитель

Жизнь, отраженная в живописи А. Кившенко А. Намеровский В. А. Челышев М. Самсонов

В. Соковинин. И. Сушенок.

А. Н. Новоскольцев. П. Рыженко.

Ю. Понтюхин "Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени".

Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещан - ный нам великими строите- лями нашего нравственного порядка. В.О.Ключевский.

Презентация подготовлена преподавателем Касимовского филиала ОГБОУ СПО«РМСК». Е.В.Лебедевой.

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБОУ СПО «РМСК»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

отображенный в русской живописи».

Преподаватель Е.В.Лебедева.

Касимов. 2014год.

Образ Преподобного Сергия Радонежского,

Цель: расширение знаний студентов о Преподобном Сергии Радонежском и о произведениях русской живописи, посвященных великому святому.

Задачи:

– ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

– ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

– ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Место проведения : кабинет №4 №4 истории, основ философии, русского языка и литературы Касимовского филиала ОГБОУ СПО «РМСК»

Участники мероприятия : ветераны войны и труда г.Касимова, городской Совет ветеранов, студенты группы 6201-к Гончаренко Н., Светлова И., Маркина А., Гаранина Е., Терехин А.

Слушатели:

Алекскина К., Большаков А., Воронцова А., Иванова С., Козлов А., Кузнецова В., Макеева К., Смирнова О., Стружанова И., Спирина О., Терехина Т., Филиппов Н., Холикова Г., Скорняков С., Алпатикова О., Трофимкина Н., Сасюк М.

Время проведения: 11ч. 30 мин.

План проведения :

1. Вступительное слово преподаватель Лебедева Е.В.

2. Просмотр презентации и выступление студентов.

3. Православные молитвы Преподобному Сергию Радонежскому. http://muzofon.com/search

4. Заключительное слово – преподаватель Лебедева Е.В.

Образ Преподобного Сергия Радонежского,

отображенный в русской живописи.

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно

решения правды, но имя Сергия Радонежского всегда

останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа.

Николай Рерих.

Слайд№1.

Преподаватель:

Святой Сергий – всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена, всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, был ее духовным объединителем.

Святой Сергий – великий провидец земли русской. Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Его образ стал идеалом, воплотившим в себе лучшие качества русского человека и вдохновившим многих людей на творчество.

В работе «Образ Преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи», представлены наиболее известные произведения русской живописи, раскрывающие непростую жизнь этого великого человека.

Слайд№2., 3

Выступающий .

Известный русский художник Михаил Васильевич Нестеров занимает особое место в русской живописи рубежа 19-20 веков. Вера древняя, народная, исконная, выросшая из глубин русской истории, - вот его основной мотив. Нет на полотнах художника ни торжественных церковных празднеств, ни богатых монастырей, ни роскошных храмов, ни даже священников. Его святые - странники, пустынники, монахи. « Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», - говорил впоследствии художник.

Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, лучший человек древних лет Руси. Именно поэтому образ Сергия Радонежского - монаха Русской церкви, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователя монашества в Северной Руси, так волновал и притягивал художника.

Слайд№4

Первая его картина из этой серии - "Видение отроку Варфоломею " - стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве, впоследствии она была куплена Третьяковым для галереи.

В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея (так звали Сергия в миру) искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

Для художника очень важным было опереться в своих картинах « на подлинник».

Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный".

Выступающий.

Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

Подлинную природу он нашел в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа.

Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.

Художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека.

Эта живописная работа Нестерова - безусловно, ярчайшая, но не единственная в своем роде. Образ Преподобного Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, - и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами.

Слайд№.5

Выступающий.

В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. Так, на протяжении 1890-х художник работает над полотнами "Сергиевского цикла". Пишет картину "Юность Преподобного Сергия" (1897), триптих "Труды Преподобного Сергия" (1897), полотно "Преподобный Сергий" (1898), эскизы к большой картине "Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским" (1898-1899).

Картина « Юность преподобного Сергия». Сюжет для картины Нестеров вновь взял из жития преподобного, которое написал его верный ученик Епифаний.

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные - ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию природу.

Картина «Юность Преподобного Сергия Радонежского» периодически изменялась и правилась автором. В 1897 году Нестеров принес это полотно с рядом других работ "Сергиевского цикла" в дар Третьяковской галерее.

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

Слайд№6.

Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского », написанный в 1897 году.

Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Составитель Жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», - пишет автор его Жития

«Сергиев цикл» - это напоминание не только об исторических корнях народа, но прежде всего о его духовной общности, в которой и виделся Нестерову способ преодоления нравственного раскола общества, путь национального и духовного возрождения. Но, к сожалению, тогда, сто с лишним лет назад, слово Нестерова не было услышано его современниками. Тогдашнее русское общество, находясь, по определению самого художника, в состоянии духовного оскудения и нравственного разорения, не услышало, не увидело в живописных образах Нестерова того главного, о чем он говорил так проникновенно и искренне.

Слайд№7.

Выступающий.

Многие художники, восхищенные жизнью Сергия Радонежского, посвятили ему свои полотна. Один из них – наш современник Сергей Ефошкин – художник-живописец, член Союза Художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств. Он живет и работает в Москве. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов, в том числе и о Сергие Радонежском.

Основным источником художнику для воссоздания жизненного пути Сергия Радонежского служит Житие, написанное в 1417–1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греч. «агиос» - святой и «графо» - пишу) Пахомием Логофетом.

Слайд№8.

Творчество Ефошкина - доброе, тёплое, светлое.

На его картинах почти нет пейзажа, главное – сам Преподобный и его деятельность.

На картинах отражена жизнь Преподобного, когда к нему начали стекаться люди и проситься на спасение, образовался монастырь. "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь. Плотничал теперь уже отлично. Телесно, не смотря на скудную пищу, был очень крепок, имел силу против двух человек" .

"Сергий не был проповедником, ни он, ни его ученики не странствовали с пламенной речью и с кружкой для подаяний. Пятьдесят лет он спокойно провёл в глубине лесов, уча самим собою, "тихим деланием. И в этом "делании" - наряду с дисциплиной душевной огромную роль играл тот чёрный труд, без которого погиб бы и он сам и монастырь его."

Слайд№9.

Работа Сергея Ефошкина «Чудо о птицах » передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Однажды во время молитвы Преподобный услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей кельи и увидел необыкновенный, чудный свет с неба и множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство! Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Птицы - это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. Впоследствии многие, кто пил воду из источника получали исцеление. Об этом – картина « Чудо об источнике».

Слайд№10

Выступающий.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель, Николай Константинович Рерих считал Преподобного Сергия своим учителем и посвятил ему свои творения.

Слайд№11.

Рериха, как и Нестерова, привлекал Сергий – труженик, Сергий - строитель. Полотно так и называется - «Сергий строитель». Н. К. Рерих создавал это произведение в суровые годы для страны – в период её восстановления и начала развития. Страна была измучена войнами, междоусобицами.

Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига.

Мы видим инока, уверенно работающего топором. Святой Сергий в зимнем лесу в особом состоянии труда. Он трудится с любовью ко всему окружающему миру. Казалось бы, зима, мороз, но его согревает внутренний огонь.

Картина имеет глубокий символический смысл. Выполненная в бело - голубых тонах – небесных и чистых, картина наполнена цветом, созвучным ясности и нравственной чистоте Сергия. Нравственная чистота, характерная для Его данного воплощения на Земле, чистота незапятнанная – для более полного проявления духа здесь.

Тёплым огоньком почти светится срубленная Сергием часовенка. Она на возвышении, на особом месте, выбранном Сергием, провидцем Земли Русской. Это особое в энергетическом плане место, созвучное Сергию. За часовенкой бегущие линии заснеженных холмов. Всё освещено зимними солнечными лучами, подчёркивающими простор для действий. Заснеженные ёлочки – немые верные свидетели труда Сергия. Вдали сине-голубой, заснеженный, такой же, как и горы, лес со своими препятствиями и испытаниями.

Считается, что Н. К. Рерих изображает подмосковное место под названием «Маковец». Место с возвышенностями недалеко от речки Кончуры, недалеко от Радонежа. И на картине Н. К. Рериха мы видим речку вдали, вьющуюся между холмами. Впоследствии на этом месте и возникнет Троицкий Собор, как основа Троице-Сергиевой Лавры.

Еще одна картина Н. К. Рериха - «Святой Сергий Радонежский », созданная в 1932 г.

На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.

30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар». Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.

Слайд№12.

Выступающий.

И вновь обращаемся к «Житию преподобного Сергия» его ученика и первого «биографа» Епифания Премудрого: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.

И конечно же, благословение Дмитрия Святым Сергием не могло не найти отражения в живописи. Современные художники проявляют особый интерес к этому сюжету.

Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову кн.Дмитрия.

Слайд№3, 14, 15..

Преподаватель

Все работы разные, каждая из них зажигает по – своему удивительным ощущением мира преподобного, помогает стать соучастником таинства постижения мира великого Святого. Живопись, как и любой другой вид искусства, штука субъективная, ведь у каждого свой вкус, неповторимый стиль. Мы выбрали лишь некоторые работы из бесчисленного множества, посвященные изображению жизни Сергия Радонежского. Они помогают установить живую связь между духовным миром Сергия Радонежского и душою зрителя, развивать в них умение видеть мир глазами художника

Слайд№16.

По словам русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому.


5 (99.12%) 114 votes

18 июля по н. ст. (5 июля ст.ст.) Православная Церковь вспоминает Обретение честных мощей прп. и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца (Бд.).

По этому случаю в очередной раз публикуем уникальную подборку фотографий Троице-Сергиевой лавры и её окрестностей от нашего внимательного читателя и критика, дополненную крайне познавательным фильмом о преподобном. В конце фотоотчёта – его подробное житие. Желаем встретиться в Церкви, а также приятного просмотра и чтения!

Вечером в у преподобного Сергия

Снимки были сделаны Владимиром Саяпиным, земляком преподобного Сергия – из г. Сергиева-Посада. Выражаем Владимиру благодарность как за предоставленный материал, так и за те , в том числе Неделе Свв. Жен-Мироносиц. Спаси Христос!


Троице-Сергиева лавра

После фотографий для думающих и ищущих приводим ссылку на текст жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца, написанное Епифанием Премудрым (по изданию 1646 года, в современной орфографии).


В Радонеже

Краткая информация о прп. Сергии Радонежском

прп. Сергий Радонежский

Преподобный Сергий – сын благочестивых ростовских бояр, по мирскому имени – Варфоломей. Еще в раннем детстве чудесные знамения показывали в нем будущего угодника Божия.
После смерти родителей он на 21-м году жизни оставил мир и поселился вместе с братом Стефаном в дремучем лесу. Здесь они срубили келию и поставили церковь во имя Святыя Троицы. Через два года Варфоломей принял иноческое пострижение с именем Сергий. Брат вскоре оставил его одного, не выдержав тягот жизни в диком месте.
Через некоторое время к прп. Сергию стали приходить желающие войти в Царствие Божие узким и прискорбным путем пустынножительства. В 1354 г. прп. Сергий был сподоблен сана священства и поставлен игуменом своей обители.
Подавал ученикам пример глубокого смирения, избегал всякой чести и славы, носил самую убогую одежду, исполнял любую грязную и тяжелую работу, не господствуя над братией, но во всем служа ей. Молитвою многих исцелял от болезней, а особенно от одержимости злыми духами, а однажды воскресил умершего младенца.
Сподобился явления Пресвятыя Богородицы, которая предрекла ему, что всегда будет покровительницей созданной им обители. Во время нашествия на Русь татарской орды прп. Сергий благословил князя Димитрия Донского на защиту Руси от врагов и предсказал ему победу. Скончался в 1392 г.Учениками прп. Сергия было основано до сотни монастырей. По степени своего влияния на духовную жизнь иноков и мирян он может быть поставлен на одну ступень с великими первоначальниками и наставниками иночества – прп. Антонием Великим, Пахомием, Макарием и другими. Почитается как святой заступник державы Российской и града Москвы.

В годы народных бедствий, войн и мятежей благочестивые русские люди всегда обращались к прп. Сергию с усиленной молитвой и получали благодатную помощь. Прп. Сергий имеет дар от Бога подавать помощь в научении грамоте.

В дополнение к прекрасным снимкам рекомендуем к просмотру документальный фильм канала «Звезда» о преподобном Сергии Радонежском: «Обитель Сергия. На последнем рубеже ».

Фильм Обитель Сергия. На последнем рубеже в Youtube:

Фильм Обитель Сергия. На последнем рубеже: вторая серия

Лавра на фотографиях Владимира Саяпина разных лет


В Лавре, 2010 год
На колокольне Троице-Сергиевой лавры
После реставрации открылась во всей красе сень пред входом в Трапезный храм.
Лавра ночью
Троице-Сергиева лавра во время реставрации, осень 2013
Купола Успенского собора
Лавра после реставрации
Троицкий собор Художники – частые гости в лавре
Птицы небесные
Троице-Сергиева Лавра вечером
Троице-Сергиева лавра в грозу Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры
Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник “Гремячий ключ”, представляющий собой каскад родников, бьющих из склона возвышенности / высота 25 метров/.Источник появился по молитве преподобного Сергия Радонежского во время путешествия из Троицы в Киржач.Неверующий человек может усомниться, так, мол, не бывает. Но вот факт, в радиусе до 80 км вокруг Сергиева Посада нет змей. Дальше есть, а в внутри круга нет. Змеи очень досаждали Сергию, он помолился….
Источник часто называют водопадом Гремячий из-за сильных водяных потоков, стекающих по склонам горы. Сейчас на источнике возведены храмы, устроены множество купален и мостков. Здесь подворье лавры. Место святое, вода целебная, поэтому ежедневно сотни паломников приезжают на источник. Особенно их много на Крещение Господне 19 января
Храм прп. Сергия Радонежского на Гремячем водопаде
Очередь к одному из водопадов источника Гремячий в Крещенский день
Святые источники, Гремячий
Храм-часовня прп. Сергия Радонежского
Колокольня Черниговского Гефсиманского скита /подворье лавры/ во время реставрации, осень 2013
На восходе, Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/ Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/
Черниговский Гефсиманский скит
Радонежь. Река Пажа и вид на Преображенскую церковь.
Окрестности Радонежа
Каждый год в октябре проходит крестный ход “Тропою преподобного Сергия” из села Воздвиженское, через Радонеж в лавру.Этой тропой ходили в лавру наши предки.
В Радонеже река Кончура
К преподобному Сергию
У святого источника на Соборной площади лавры.
К преподобному Сергию. Блаженный. “Что есть – беру, не отвергая. Весь нищ духовной простотой, сыт и одет от подаяний”- из стихотворения одного поэта.
“Троица у Троицы!” Этот фольклорный праздник каждый год проводится в окрестностях Сергиева Посада. “Троица”, потому что в последний день недели великого праздника Святой Троицы, “у Троицы”, потому что у Троице-Сергиевой лавры, на земле преподобного Сергия. Прошедшим летом праздновали в Хотьково, на чудесной поляне у стен Покровского монастыря. Пели народные славянские песни, водили хороводы, плясали, устраивали мужские и женские игры, жарили яичницу /такой был обычай на Троицу/… Рядом с родителями играли дети, впитывали русский дух. Памятник святому Первоверховному Апостолу Андрею Первозванному в Сергиевом Посаде. На колокольне лавры
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! На восходе, Черниговский Гефсиманский скит /подворье лавры/

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, ЗАПИСАННЫЕ преподобным Епифанием Премудрым

________________________________________

О КНИГЕ

Литературные памятники конца XIV - первой половины XV в. характеризуются исключительным вниманием κ психологической жизни человека, стремлением передать тончайшие оттенки человеческих эмоций; отличительной чертой литературы этого периода является, по выражению Д. С. Лихачева, своеобразный «абстрактный» психологизм. Особенности русской культуры конца XIV - первой половины XV в. во многом объясняются так называемым вторым южнославянским влиянием; в это время в южнославянских землях получил широкое распространение тот витийственный стиль, который характерен и для русских писателей. Интерес κ внутренней жизни человека обусловил внимание писателей κ слову, κ способности слова передать сущность изображаемого. Этим объясняется нагромождение эпитетов, любовь κ сочетаниям слов одного корня (figura etymologica), неологизмам; слова у писателей иногда как будто теряют свою смысловую функцию и связываются ассонансом, аллитерацией. Этот стиль, который обычно называют «плетением словес», особенно ярко проявился в сочинениях Епифания Премудрого.

Немногие сведения, которыми мы располагаем ο жизни Епифания, черпаются из его сочинений, из которых крупнейшие - жития его учителей Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Некоторые выражения в «Похвальном слове Сергию» дали основание предполагать, что Епифаний побывал в Византии; здесь он, очевидно, выучил греческий язык, знакомство с которым обнаруживается в его сочинениях. Последние годы жизни писатель провел в Троицкой лавре, где и умер между 1418 и 1422 г. «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием на склоне жизни (1417-1418), посвящено одному из интереснейших русских людей XIV в.

Сергий Радонежский сыграл выдающуюся роль в истории Древней Руси. Создатель крупнейшего русского монастыря - Троицкой лавры, преобразователь монастырской жизни на основе общежительного принципа (киновия), исключавшего личную собственность монахов, воспитатель целого поколения игуменов - основателей многих известных монастырей (Андроникова, Симонова, Саввино-Сторожевского и др.), Сергий был не только крупным церковным, но и политическим деятелем. Он сознательно поставил свою деятельность на службу централизаторским стремлениям московских князей и выручал их в ряде деликатных ситуаций (в частности, в деле приведения κ покорности удельных князей Бориса Константиновича Суздальского и Олега Ивановича Рязанского); именно κ Сергию отправился Дмитрий Донской, чтобы получить благословение перед Куликовской битвой. Желая сделать Сергия своим преемником на митрополию, митрополит Алексей говорит ему, что «от великодръжавных господий и до послѣднихъ вси тебе требують». Указывая на связи Сергия с великокняжеской семьей, Епифаний, однако, не разделяет целиком политическую программу своего учителя; описание бесчинств москвичей в Ростове позволило исследователям предположить, что Епифаний не был родом из Москвы.

Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: в середине XV в. житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал после «обретения мощей» Сергия в 1422 г. и основное внимание уделил «чудесам», свершавшимся у гроба святого. Однако описание жизни святого также подверглось под рукой Пахомия существенным изменениям: он значительно сокращает пространное житие Епифания, с тем чтобы сделать его пригодным и для церковной службы, усиливает элемент похвалы святому в новом панегирическом стиле, удаляет нежелательные политические намеки.

Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму. Β том виде, в котором сохранилось «Житие Сергия», оно свидетельствует ο незаурядной образованности его автора. Библия и Евангелие многократно цитируются и перефразируются в житии; в некоторых случаях из библейских цитат создается своеобразный монтаж, как, например, в молитве Сергия после его пострижения, которая составлена из небольших отрывков 25, 83, 92 псалмов. Памятники византийской агиографии также были прекрасно известны автору «Жития Сергия»; чудесные явления, сопровождавшие рождение Сергия, сопоставляются в житии с рассказами ο различных греческих святых; здесь же приводится выписка из русского жития митрополита Петра, которое было написано митрополитом Киприаном. Κ различным эпизодам «Жития Сергия» ученые приводили параллели из житий Антония Великого, Федора Едесского и др.

«Житие Сергия» дошло до нас в нескольких редакциях. Степень переработки, которой подверглась каждая из редакций со стороны Пахомия Логофета, оценивалась учеными по-разному. Публикуемая редакция жития не сохранилась в списках XV в. Очевидно, она представляет собой компиляцию, составленную в XVI в. на основе других редакций. Именно в этом заключается ее значение; вследствие своей компилятивности эта редакция сохранила больше кусков, автором которых можно признать Епифания.

«Житие Сергия» печатается по изданию: «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид». Памятники древней письменности и искусства, т. 58. СПб., 1885, по спискам: РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698, л. 1 -139 об., 156 об.-182 об.; № 663 (главы «О Голутвиньском монастырѣ» - «О преставлении святого»), л. 539-553 об. Издание выверено по рукописям. Вставки и исправления сделаны по изданию: «Великие Минеи-Четьи». Сентябрь, дни 25-30. СПб., 1883, стб. 1463-1578 и по рукописи XVII в.: РНБ, Софийское собр., № 1493, л. 100-311 (по изданию Леонида с. 22, 64, 70, 74, 142, 146-147). Β одном случае вставка сделана по рукописи XVI в.: РНБ, F. 1. 278, л. 69 («Сий же внѣшняя обзираша, а не вънутреняя…» - по изданию Леонида с. 96), а в двух случаях сохранены конъектуры Леонида («побивачи» вместо «побиваючи»; «неочищену имѣя мысль» вместо «очищену имѣя мысль» - по изданию Леонида с. 98, 145), которые не подтверждаются рукописными чтениями. Перевод дат от сотворения мира κ датам от Рождества Христова дается по мартовскому году.

Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежско­го, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображе­ния. Живописные же полотна, отражают то влияние, которое ока­зал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.

Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Несте­рова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не дава­лась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил зна­ние Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таин­ственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигу­ру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинствен­ное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.

Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим бу­дущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигу­ре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предсто­ящих ему.

Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем твор­честве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», - писал художник.

Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие ху­дожники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпи­зод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.

К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.

Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины де­ревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые спо­собны усмирить даже самого лютого зверя.

Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.

Среди художников XIX - первой половины XX в. особой попу­лярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.

Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в раз­ном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «...он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изо­бражена повседневная жизнь и труды монахов. Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соот­ветствует исторической правде. В «Житии» приводится случай, ког­да поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не при­знал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.

Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов

Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чу­деса, явленные Богом через Преподобного.

Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.

Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин. Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой оби­тели. Птицы - это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига. Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.

Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.

Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.

У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать. Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отпра­вился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.

Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова

Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.

Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощ­ников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объедине­ния русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.

Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия - грозного и сурового. Совсем другое на­строение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, дерев­ни и церкви. По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей - крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее - это и есть Родина, которую предстоит защитить кня­зю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде...» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, по­священные образу преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.

На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской

Ю.П. Пантюхин

Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмо­тря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображе­на не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Пре­подобного.

Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Кон­стантиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец вос­точной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.

Художник ставит русского святого в один ряд с великими учите­лями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важ­но, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справед­ливости, вели их по пути духовного совершенствования.

Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает зна­чение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.

Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сер­гия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не аб­страктным святым, недосягаемым в своем величии, а живым чело­веком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим приме­ром Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал сла­бости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и до­броту даже к тем, кто обижал его.

Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного сно­ва и снова.

Неослабевающий интерес художников к образу этого святого по­казывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со сто­летиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему явля­ется Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.

Перед нами произведение Н. К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» созданное в 1932 г., это холст, темпера. В 1931 г. был создан эскиз по этой теме, несколько отличающийся по наполнению.

На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу - Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.

30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает А. Хейдоку, одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар» (сб. «Листы Дневника», т.3). Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.

Святой Сергий - всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена. Всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, объединению. Он был духовным объединителем Руси. Святой Сергий - великий провидец земли русской, видел великое будущее страны.

Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.

Н. Рерих в статье «Битва» 24 августа 1944 года сообщает: «Одна оборона бессильна, значит приходилось наступать и действовать. … Напутствие Сергия Дмитрию Донскому: «Если испытали все мирные средства - тогда сразись и победишь».

Татаро-монгольская Орда ко времени битвы находилась в состоянии разложения и уже не давала возможности развития народам. Орда была к этому времени уже олицетворением зла, а Русь, поднимаемая Св. Сергием, - как олицетворение Света. Сергий был неумолимым врагом княжеских междоусобиц, препятствующих собиранию народных сил. Сергий был духовным вдохновителем Куликовской битвы.

Мы видим на картине Н. К. Рериха высокую статную фигуру Святого Сергия крепости неимоверной - олицетворение силы и мощи. Всё в нём ладно, гармонично. Одежды подчёркивают достоинство и благородство. Нимб святого - знак высокого духовного посвящения. Облик широкий, сияющий, мощный. Волевые черты лица чёткие, прямые. Черты лица как бы высечены, твёрдости непоколебимой. Лик старца мудрого - величественный. Всё говорит о высоком внутреннем состоянии, о высокой концентрации энергии водителя Земли Русской.

Святой Сергий держит в руках прекрасный храм - прообраз храма для духа человеческого и напутствует войска. Храм как сердце Родины, которая нуждается в защите. Храм покоится на пелене (которая закрывает священные предметы между службами), или на плате - как символе женского начала, со знаком триединности - символе знака Великого Учителя.

Святой Сергий напутствует войска своей сердечной молитвой. Храм и знак триединства, ткань с кантом голубого, небесного цвета встречается на иконах 17 века, посвящённых Сергию. Всё это тоже подчёркивает его высокое положение, силу и мощь. Всем этим Н. К. Рерих усиливает значение Сергия.

Мы видим в верхней части Всевидящее Око, оно встречается на ранних русских иконах. Проникновенное Всевидящее Око. Одну из таких икон разбирает в своём произведении Павел Флоренский.

Всевидящее Око - как глаз Архитектора вселенной из Тайны, несказуемой, непознаваемой, Высшей, неземной Тайны. Непознаваемой - потому выделено сгущением цвета. Может быть, это взгляд всей Иерархии системы Учителей.

Небо синевы необыкновенной, высокой концентрации Помощь Небесная.
Вокруг всё осияно духовным светом Сергия - это символизируется жёлтым, и даже идёт процесс очищения грязно-серых потоков облаков, окутывающих землю мыслями, не подобающими человечеству: раздражения, невежества, злобы.

Светло-жёлтый цвет как бы подчёркивает тон нимба Сергия и насыщенный цвет нимба Христа Спасителя. Икона Христа Спасителя рядом с Сергием, показывает преемственность и усиление действий.

От Сергия исходит благодать, концентрация Праны высокой.

Холм жизнеутверждающего цвета - не серый, не чёрный. У подножия за Сергием - шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской под красными знамёнами, цвета творчества, так необходимого человечеству в мире и согласии. Строй, ритм идущих тоже дают ощущение концентрации силы и мощи.

Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой Лавры, основанной Отцом Сергием. Видим Собор и звонницу за мощными стенами. Чудесно и гармонично сочетаются краски: синие, розовые, жёлтые, зелёные, голубые. Вместе они созвучат давая ощущение радости, чистоты и святости. Очертания строений как бы повторяют очертания двух волн гор - синей волны, голубой волны. Горы - как символ Небесной Обители Света, отражённой в земном, и как символ восхождения духа к этой обители в борении, устремлении, и прообраз на Земле. Это как бы обереги земные, небесные проводимые Сергием и через Христа Спасителя.

В год создания этого произведения Н. К. Рерих в Индийском городе Наггаре, в долине Кулу, занимается научной работой в институте «Урусвати», организует экспедиции местного масштаба, работает по продвижению Пакта Рериха и ежедневно несколько часов проводит за мольбертом.

Н.К. Рерих через всю жизнь проносит любовь к Святому Сергию.

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":



Просмотров