Реальное и символическое значение финала повести. Русский язык и литература Тургенев первая любовь тема

Кульминация повести. Реальное и символическое значение финала. Решающее свидание отца и Зинаиды во время верховой прогулки мы видим его глазами. Володя, случайно ставший свидетелем встречи, наблюдает за ней издали. До него почти не доносятся слова. О происходящем Володя может судить лишь по жестам, выражению лиц. Перед нами словно разворачиваются кадры немого кино. О том, что это свидание психологически важное, мы можем судить хотя бы по тому, что Петру Васильевичу пришлось «спуститься на землю» со сказочного кентавра. Со своей лошади по кличке Электрик, которая некогда составляла единое целое со своим хозяином - «такая же избалованная, неутомимая и злая». Но меж ними остается зримая преграда: «На улице <...>, пред раскрытым окном деревянного домика стоял мой отец <…>, а в домике <…> сидела женщина в темном платье <…>. Эта женщина была Зинаида».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви. Но сознает ли это ее любимый мужчина? Володя застает их в момент спора. Петр Васильевич убеждает Зинаиду еще в чем-то подчиниться - судя по началу французской фразы «вы должны…». Девушка колеблется; в ответ на его слова она «улыбалась - покорно и упрямо. По одной этой улыбке я узнал мою прежнюю Зинаиду». Раздраженный подобным противоречием, отец Володи решается на жестокий поступок: «…Поднял хлыст <…> и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке». Володю до глубины души поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Отец Володи стал жертвой чувства, как Беловзоров и Лушин. Мы не знаем, какое известие содержало «письмо из Москвы», которое его так взволновало, послужило причиной удара. Счастье любимой женщины побуждает Петра Васильевича, в свою очередь, поступиться гордостью: «Он ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал. Он, мой отец!» Строки предсмертного письма Володе ничего не поясняют. Незаконченное загробное послание выводит запоздалое чувство на новый уровень обобщения: «Сын мой <…>, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» После кончины Петра Васильевича мать Володи, несомненно, выполняя предсмертную просьбу мужа, отослала в Москву «довольно крупную сумму».

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека. Упоминание «четырех дней», прошедших со дня смерти, объяснимо. Володя не успел даже на похороны Зинаиды. Но он отчасти искупил грех, когда «присутствовал при смерти одной бедной старушки», жившей одиноко, и у которой не было родных.

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Конспект урока для 7 класса по теме «И.С.Тургененв. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести. Смысл заглавия. Автобиографическая основа текста».

1 . Ребята, я подготовила для вас несколько высказываний Ивана Сергеевича о любви:

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

По ходу урока мы еще возвратимся к этим высказываниям.

2. Этот текст тоже о любви. Обратите внимание, что это слово вынесено в заглавие, а это, мы помним, сильная позиция текста. Первое впечатление читателя о литературном произведении формируется именно заглавием.

3. Ребята, хочется отметить, что сам Тургенев очень любил эту свою повесть. Вот как он говорил об этом произведении: «Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» Ребята, а какое впечатление на вас произвел этот текст?

4. Текст был написан примерно 150 лет назад. Очень давно. Как вам кажется, сохранил ли он свою актуальность? Почему?

(Здесь учитель должен обратить внимание учеников на то, что текст актуален для всех и всегда, потому что он о любви – чувстве, которое не только волновало писателей и художников во все времена и занимает огромное место в душе, внутреннем мире каждого человека. Кроме того, можно указать, что главный герой Володя практически ровесник ребят).

5. Итак, давайте обратимся к самой повести. Начнем с посвящения. Повесть посвящена П.В.Анненкову. У нас есть сообщение о нем.

Примерный текст сообщения

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина.

Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским определила будущую литературную судьбу Анненкова. Анненков подолгу жил заграницей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках».

Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком.

Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

После сообщения учитель подытоживает, что Анненков - близкий друг И.С. Тургенева, литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф, дружил с Гоголем, Белинским. Кроме того, Анненков – автор мемуаров «Молодость И.С.Тургенева», впервые опубликовал его личные письма.

Здесь учитель записывает на доске слово «мемуары», учащиеся записывают определение в тетради (мемуары – записки, дневники, воспоминания автора о каких-либо событиях, участником которых он был и великих людях, которых лично знал).

6 . Ребята, когда мы говорим о каком-либо тексте, для нас всегда оказывается интересным мнение современников о нем. Ведь мы, спустя 150 лет, судим о повести вслед за критиками и миллионами читателей. А каким текст видели современники? Конечно, мы не сможем в рамках урока осветить все многообразие точек зрения на повесть, поэтому я расскажу вам о мнении тех людей, к которым прислушивался сам Тургенев. Первый человек – Луи Виардо, французский критик и писатель. Но нам эта фамилия уже знакома?

Итак, вот что Виардо писал о повести Тургеневу : “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью.

Ребята, кто знает значение слова «одиозный»? Давайте запишем. (одиозный – неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение).

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер, классик французской литературы, оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Как вы думаете, почему Виардо назвал повесть «нездоровой литературой»?

Здесь ребята, скорее всего, затруднятся с ответом. Переходим к наводящим вопросам:

Давайте поговорим о главной героине. Какая она? Что вам в ней симпатично, а что неприятно?

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что именно живость княжны, ее непосредственность, искренность делают ее привлекательной в глазах окружающих. Этим она противопоставлена остальным героям, которые пытаются соблюдать светские приличия. О том, что молодая девушка не должна вступать в отношения с женатым мужчиной, дети, как правило, говорят сами.

Почему же никто из окружающих ее мужчин не находит места в ее сердце?

Через этот вопрос приходим к выводу, что ее окружение заурядно, неинтересно ей. Можно отметить, что Малевский – подлец, Беловзоров глуп и т.д. Она выше и сильнее каждого из этих мужчин.

Почему Зина полюбила Петра Васильевича.

Анализируем образ отца Володи. Акцентируем внимание на противоречивости образа. Утонченность, ум, обаяние, загадочность, сила – вот что привлекает Зину в нем.

Вы осуждаете этого героя? Пренебрегает чувствами жены, сына, Зины.

Как вы думаете, почему Володя так сказал об отце: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”.

Отец холоден, равнодушен с женой и сыном, а тут Володя увидел в его сердце любовь. Именно это чувство возвысило отца в глазах сына.

Здесь можно вернуться к высказываниям Тургенева. Обратить внимание учеников на то, что любовь это и счастье, и мука одновременно.

Делаем вывод, что именно за то, что герои нарушают нормы морали, Виардо и называет повесть «нездоровой литературой», а Флобер, по всей видимости, готов оправдать любовью очень многое.

7 . Ребята, давайте обратимся к заглавию. Почему текст так называется?

Здесь ребята всегда говорят, что текст о первой любви Володи. Иногда говорят, что о первой любви Зарецкой. Нужно подвести ребят к мысли, что повесть и о первой любви Петра Васильевича.

8 . Эта повесть трогает читателя до глубины души. Но она становится еще интереснее, если читатель знает, что текст является автобиографическим.

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Тургенев вспоминал, что он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя) намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа. В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести у нас есть сообщение.

Примерный текст сообщения .

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Они необычайно легки, свободны и изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Судьба Шаховской передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны было истолковано современниками как какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны родился ребенок. Через шесть дней после этого мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

После сообщения учитель акцентирует внимание на том, что и героиня повести, и Шаховская умирают молодыми, практически сразу после смерти любимого. В сообщении звучит слов эпитафия, записывает определение (эпитафия – слова, сочиняемые на случай чьей-либо смерти, часто используются в качестве надгробной надписи).

Ребята, послушайте еще раз как звучит эпитафия на могиле поэтессы. Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно. Но нам хочется думать, что это И.С. Тургенев.

9. Д/З Анализ эпизода повести по группам.

I группа: “Игра в фанты” (гл. VII);

II группа: “Прыжок со стены” (гл. XII);

I II группа: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

1/ Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

2/Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

3/Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются?

4/Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

5/Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?


По повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Она о двух молодых

влюблённых людях. Главные герои - Зинаида и Вольдемар. В этой повести мне понравилось её хорошее и трогательное название «Первая любовь». По уже своему только названию она привлекает молодёжь.

Повесть очень большая по содержанию. Когда я начала читать, то даже не отрывала глаз от книги, мне были так интересны все мгновения.

Больше всего мне понравилась их красивая и чудесная любовь. Самое яркое мгновение мне запомнилось в этой повести - это их любовь с первого взгляда, она меня просто поразила. Сейчас в наше время очень мало есть людей, которые влюбляются с первого взгляда. Мне очень жалко было в конце повести главных героев, которые так сильно боролись за взаимную любовь. И их любовь не состоялась только из-за того, что Зина была бедная, а раньше время было такое, что богатые выходили только за богатых.

Родители не могли допустить неравного брака. Я считаю, что самое прекрасное на свете- это любовь. Нужно, больше читать таких повестей, они научат нас жить. Надо разбираться в людях. Чтобы между нами была честность, доброта и конечно, любовь. И нужно учиться, чтобы эту любовь не потерять.

Истомина Надя, 9 класс.

Сочинение - отзыв

по повести И. С. Тургенев «Первая любовь»

Я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь», которая очень понравилась в этой повести говорится о мальчике, который влюбился, но им не суждено было быть вместе. Владимиру было 16 лет, а Зинаида была на 4 года старше его, но, как говорится: «Любви все возрасты покорны». Прочитав «Первую любовь» и в том числе другие рассказы я поняла, что во временах великих писателей любовь была настоящей, сильной, ради любви бросали всё, преодолевали разные препятствия, лишь бы быть поближе к своей любви. Но самое главное, что меня поразило в этой истории, что автор сам пережил эту историю, и затем написал это произведение, в котором мог всё рассказать о пережитом, под названием «Первая любовь». Тургенев говорил, что: «Любовь - это пережито». «Первая любовь» - это, пожалуй, моё любимое произведение.

Гусельникова Алёна, 9 класс.

Сочинение - отзыв

Этот рассказ просто восхитил меня. Очень удивительно, что первая любовь действительно бывает. И такая неповторимая и незабываемая. Прошло столько лет, а он помнит её до сих пор. Эта любовь была великой, и в этой любви не было равной. К большому сожалению, они не смогли быть вместе. Зинаида умерла, хотя, думаю, их брак с Вольдемаром всё равно бы не состоялся, т.к. родители юноши не допустили бы этого, ведь Зинаида была небогатой.

Бобровникова А, 9 класс.

Сочинение

Описание портрета.

Сочинение

Мне очень понравилась повесть «Первая любовь». Я читала её с великим удовольствием. Я вдумывалась в каждый смысл этих чувств, переданных Тургеневым, он на столько смог передать свои чувства, свою искренность в этой повести. Я не просто читала, я поедала страницы глазами, я не могла расстаться с книгой до последней страницы. Меня всё глубже и глубже увлекало чтение, ну что же будет дальше. Нельзя не дочитать эту повесть до конца. Если ты начинаешь её читать, то нельзя оторваться. Этот замечательный писатель, можно сказать, вложил всю свою душу в данную повесть.

Я очень переживала, когда читала заключение повести. Мне было очень жаль, что у Зинаиды и Владимира, у главных героев, ничего не вышло. Ах, если бы не отец Владимира, если бы не его выходки, у них бы всё получилось, я в этом уверена. Я думаю, с них бы вышла замечательная, красивая пара. Ну, что поделаешь, ведь жизнь так сложна, и очень сложно иногда что-либо поправить. В наше время, я думаю, такие повести очень нужны, потому что наши молодые люди, действительно, ещё этого не понимают, а такие произведения научат нас, как нужно поступать.

Баранова Настя, 9 класс.



Просмотров