"Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума"). «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума Сравнительная характеристика века нынешнего и века

А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011








ЧацкийЧацкий Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив. Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив.


ФамусовФамусов Он высокомерный, эгоистичный, самовлюблённый человек. Главное для него – знатность и материальное положение. Он ненавидит людей с прогрессивным мировозрением, выступает против всего нового, передового. Главный враг для Фамусова – учение. Его политические идеалы заключаются в прославлении всего старого, устоявшегося.


Взгляды Чацкого и Фамусова «Век нынешний» «Век нынешний» «Век минувший» «Век минувший» Отношение к народу и крепостному праву Отношение к народу и крепостному праву выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века «он вольность хочет проповедать» защитник старого века, времени расцвета крепостничества. «К свободной жизни их вражда непримирима» «К свободной жизни их вражда непримирима» Отношение к идеалам Отношение к идеалам свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности «кто служит делу, а не лицам» вельможа екатерининского века «учились бы, на старших глядя»


Отношение к просвещению Отношение к просвещению защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства «ум алчущий познаний» выступает против книг, в учении видит вред «Ученье – вот чума, ученость – вот причина». Отношение к службе Отношение к службе уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству «и дым отечества нам сладок и приятен» В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу «подписано, так с плеч долой». Отношение к иностранному Отношение к иностранному Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам. «господствует смешение языков французского с нижегородским» С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком. «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных»


Отношение к богатству и чинам Отношение к богатству и чинам Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. «служить бы рад, прислуживаться тошно» Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества «Чтоб чины добыть, есть многие каналы» Отношение к любви, браку, счастью Отношение к любви, браку, счастью Искренность чувства «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног» Любовь - притворство, брак по расчёту. «если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених», «кто беден, тот тебе не пара»


ВыводВывод Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась. Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась.


Источники

План:

1. Введение

а) представители «века минувшего»;

б) представители «века нынешнего».

2. Основная часть:

а) точка зрения Чацкого;

б) точка зрения Фамусова;

в) разрешение конфликта.

3. Заключение.

В комедии « » А.С. Грибоедов показывает конфликт «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице «фамусовского общества». Это главный конфликт, которому посвящена вся пьеса; недаром Гончаров в критической статье «Мильон терзаний» пишет, что «Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь его «ум». Таким образом, даже название произведения указывает, что в первую очередь Грибоедов хотел показать столкновение двух веков.

«Век минувший» - это, конечно, Фамусовы. Павел Афанасьевич Фамусов, пожилой дворянин и чиновник при деньгах, и его дочь, София Павловна Фамусова, образованная и хорошенькая молодая девушка. Сюда же следует записать а, полковника Скалозуба, а также практически всех второстепенных персонажей комедии: чету Тугоуховских, госпожу Хлестову и прочих. Все вместе они образуют «фамусовское общество», олицетворение «века минувшего».

«Век нынешний» - . Мимолётно упоминаются другие, словно схожие с ним по мышлению герои: двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор - эти молодые люди так же стремятся жить другой жизнью, отличной от жизни «фамусовского общества». Однако между ними и Чацким есть существенное различие: Чацкий - обличитель и непримиримый борец, в то время как эти персонажи никому свою точку зрения не навязывают.

Столкновение Фамусова и Чацкого неизбежно приводит и к столкновению веков, к которым они принадлежат. По мнению Павла Афанасьевича, Чацкому следовало бы заняться службой - Фамусов видит в молодом человеке хорошие задатки для блистательной карьеры, к тому же, Александр Андреевич - сын его друга, поэтому Фамусов настроен к нему крайне доброжелательно. Чацкий тоже рад вернуться домой, ещё не подозревая, чем закончится это возвращение; он рад видеть Фамусова, но не готов разделить его взгляды: «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молодой дворянин после путешествий по Европе слишком отчётливо видит все пугающие изъяны Родины: губительное для человеческих душ крепостное право, подражание иностранцам, «подличание», глупую и нелепую «любовь к мундиру»… каждый из этих изъянов поднимает в нём искренний протест, и Чацкий разражается очередной пламенной тирадой. Его знаменитые монологи «И точно, начал свет глупеть», «Не образумлюсь…», «А судьи кто?» - отчаянная попытка заставить людей увидеть, каким ложным идеалам они следуют, как собственным руками занавешивают окна от лучей светлого будущего. Фамусов разочарован в Чацком. «Малый с головой» отказывается следовать общепринятым традициям, выступает в роли обличителя и даже оскорбителя ценностей «фамусовского общества». «На всё свои законы есть», и Чацкий усердно эти законы нарушает, а после насмехается над ними.

Разумеется, достойный представитель московского общества такого стерпеть не может, и то и дело просит Чацкого помолчать для его же собственного блага. Как ни странно, всё же самое страшное, решающее столкновение происходит не между Павлом Афансьевичем и Чацким. Да, они развивают конфликт веков, демонстрируя различные взгляды на порядки в обществе, но точку в конфликте поставит отнюдь не Фамусов, а его дочь. , до последнего горячо любимая Чацким, не только променяла его на услужливого лицемерного Молчалина, но и невольно стала виновницей его изгнания - именно из-за неё Чацкого стали считать сумасшедшим. Вернее, она лишь хотела пустить слух, чтобы отомстить ему за насмешки над Молчалиным, но «фамусовское общество» слишком охотно подхватило и поверило: ведь безумец не опасен, все его обличительные, страшные «веку минувшему» речи можно списать на помутнение рассудка…

Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нём. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» осталось недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

"Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума")

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.

Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины...

Тот сватался - успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель - выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины "судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные". Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель - "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных".

Сам же московский "туз" Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!" Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

Учение - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

"Охота странствовать напала на него..." Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, "наблажил", оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На "путешествия" в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.

И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о "Несторе негодяев знатных", меняющем слуг на собак, или о том, кто "на крепостной балет согнал... от матерей, отцов отторженных детей" и, разорившись, распродал всех поодиночке.

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые "суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о "французике из Бордо" он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, жаждущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас: разбой! Пожар!

Он прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской - "химика и ботаника". Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой - одиночка.

Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!" Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его "жалчайшим созданием", похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.

А. С. Пушкин, прочитав "Горе от ума", заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имеет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего, он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот - социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев ("А судьи кто?", "Вот то-то, все вы гордецы!.."). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

Безумным вы меня прославили все хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Развязка конфликта - отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.



Подумаем!

  • Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
  • Что значит «век минувший»?
  • Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
  • Можно ли перефразировать нашу тему урока?
  • Как она тогда будет звучать?
  • «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
  • Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»

  • В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
  • Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .

Сравнительная таблица

  • Отношение к богатству, к чинам.

Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»

Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »


Сравнительная таблица

2. Отношение к службе.

Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »

Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »


Сравнительная таблица

3. Отношение к иностранному.

Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».

Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».


Сравнительная таблица

4. Отношение к образованию.

Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»

Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье - вот чума , ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».


Сравнительная таблица

5. Отношение к крестьянам.

Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»

Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества (приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).


Сравнительная таблица

6. Отношение к Московским нравам.

Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»

Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»


Сравнительная таблица

7. Отношение к кумовству, протекции*

Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»

Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »

*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел


Сравнительная таблица

8. Отношение к свободе суждений

Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы

Фамусов: «*Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »


Сравнительная таблица

9. Отношение к любви

Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».

Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»


Сравнительная таблица

10. Идеалы.

Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.

Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.

Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»


Вывод:

  • Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
  • С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
  • Актуальна ли комедия сейчас?

Домашнее задание.

  • Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
  • Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
  • По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)

Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»

«век нынешний и век минувший…»

Цел и:

1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;

2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях

Формы, методы, приемы:

Фронтальная беседа,

Групповая творческая работа,

Работа с текстом.

Оборудование:

Компьютер;

Тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Обратимсяко II действию.

– Вспомните, чемзакончилось I действие. ( Ответ ученика .)

АтеперьпослушаемзнаменитыймонологФамусова (д. II, явл. 1).

1.Выразительное чтение монолога Фамусова.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

Беседа по 2 явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».)

2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)

Характеристики

Век нынешний(Чацкий)

Век минувший(Фамусов)

Отношение к службе

Отношение к иностранному

Отношение к образованию

Отношение к крепостному праву

Отношение к свободе суждений

Отношение к любви

3.Проверка.

Характеристики

Век нынешний

Век минувший

Отношение к богатству, к чинам

«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»

Отношение к службе

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

Отношение к иностранному

«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»

«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»

Отношение к образованию

«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»

«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Отношение к крепостному праву

«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»

«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»

Отношение к кумовству, протекции

«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»

“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»

Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений

Отношение к любви

Искренность чувства

«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

А что важно для Чацкого? Зачитайте.

Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

III .Итог урока.

Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».



Просмотров