Выставка кранаха в пушкинском музее. Выставка Кранаха в Пушкинском


Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.

Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ.

Ну, во-первых, это необычная работа "Христос и Дева Мария" из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.


Лукас Кранах Старший, "Христос и Дева Мария", 1507 ?

Эрмитажная "Венера м Амур", которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной - до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.


Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств- еще один шедевр экспозиции.


Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-х

У ног Маргариты находится дракон - это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня - в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.

А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.


Лукас Кранах Старший, "Мадонна с Младенцем под яблоней", 1520-1530

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей -- сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок -- к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.

апрель -- май 1964

Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Главное здание

На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на данном листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане – ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Организаторы признательны Посольству Германии в Москве за поддержку.

Расписание сборных экскурсий по выставке:

Подробнее о том, как купить билет на экскурсию, смотрите .

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

Эта эмблема встречает зрителя в ГМИИ на выставке «Кранахи: между Ренессансом и маньеризмом».

Что не случайно: именно таким изображением (прозванным искусствоведами «дракончиком») подписывал свои работы основатель династии Лукас Кранах. И внимательный посетитель выставки это прекрасно заметит.

Более того, в родном городе художника, Кронахе (так он пишется сегодня) перед зданием ратуши установлена скульптура, воспроизводящая кранаховскую подпись. Именуется Cranach-Schlange.

По большому счету Лукас Кранах не основатель, а и сам тоже продолжатель династии. Поскольку уже родился в семье художника. В каких-то источниках его отца именуют Ханс Малер (что вряд ли было фамилией, поскольку «малер» и есть «художник»), где-то – Зондер, Зюндер или Зундер. Как бы то ни было, уже в юном возрасте Лукас взял себе псевдоним Кранах по названию родного города.

Но пора обратиться к выставке. Работы нескольких поклонений художников Кранахов, их мастерской и их ближайшего круга (что охватывает практически весь XVI век с заходом в XVII) извлечены для данной экспозиции не только из фондов самого ГМИИ, но также из музеев Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и российских частных собраний, а также музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта. Полсотни работ живописных и столько же графических – словом, зрителю есть на что посмотреть.

Ну, на этом, собственно, переходим к первому Кранаху – Лукасу-старшему.

Конечно, здесь часты религиозные сюжеты. «Мадонна и младенец с кистью винограда» - нередкая у автора (и не только у него) иконография. Виноград как символ страстей Христовых – но здесь младенец вполне реалистично отрывает себе ягодку.

Еще один популярный для эпохи сюжет – «Мистическое обручение святой Екатерины».

А вот и сюжет не без политики – «Сожжение запрещенных книг перед правителем».

Возвращаясь к кранаховским мадоннам: среди многочисленных «мадонн в винограднике» есть и не совсем для него обычная иконография: «мадонна с младенцем под яблоней». Понятно, что яблоко – символ первородного греха. Но кроме того младенец держит в руке и ломоть хлеба – и тут тоже евангельские ассоциации.

О первородном грехе, кстати: конечно, сюжет грехопадения в иконографии этого времени (а это, не забудем, ранняя Реформация) также нередок.

На сцену взирает сверху довольно симпатичный змей (с которым у Кранаха, вспомним, особые отношения).

Разумеется, есть среди работ Кранаха-старшего и просто портреты (иногда изображенные известны, иногда нет). Но портреты весьма экспрессивны.

Но еще прелестней – небольшие жанровые сценки. Вот, к примеру, «Крестьянин и куртизанка».

Или «Старуха и молодой человек». Увы, и здесь не без корысти.

Но пора переходить и к следующим поколениям. Из детей Лукаса старшего всерьез живописью заняись двое: сыновья Ганс и Лукас. И именно на старшего, Ганса, возлагались особые надежды. Но увы – в возрасте 24 лет он скоропостижно скончался во время путешествия по Италии.

Собственных работ Ганса – во всяком случае, подтвержденных – сохранилось немного. На выставке представлено несколько работ, которые он, как считается, создавал вместе с отцом. Это, в частности, «Христос и грешница».

Также совместной работой отца и сына считается диптих из истории Юдифи и Олоферна. Символ женского коварства, в каком-то смысле.

Вот Юдифь еще только обольщает Олоферна.


А вот и результат.

Отметим в этой работе еще одну деталь: мужское изображение сбоку специалисты считают портретом Лукаса Кранаха-старшего. Что также поддерживает версию о написании части картины сыном Гансом.

В результате ранней смерти Ганса Кранаха эстафету в руководстве семейной мастерской (а это в то время означало и присутствие учеников и подмастерьев) взял на себя Лукас-младший. В чем-то он следовал отцу, в чем-то подстраивался под меняющуюся придворную моду.

Среди работ Лукаса-младшего на выставке – «Суд Париса», прибывший из Фонда замке Фриденштайн в Готе.

А вот и заимствованный от отца сюжет – «Мадонна и младенец с гроздью винограда».

Следующее поколение семьи было представлено Августином Кранахом (на данной выставке не присутствующим). Ну, а там появился и еще один Лукас – правнук первого, именуемый Лукас III. Вот вам в его (предположительно) исполнении «Поклонение волхвов».

Графики на выставке также много – но показать (в смысле, сфотографировать) застекленные работы непросто. Поэтому вот вам всего две графических работы Лукаса-старшего: «Пилат умывает руки» (это ксилография – гравюра на дереве).

И «Самсон, раздирающий пасть льва» (это рисунок).

Помимо семейства Кранахов в главном здании ГМИИ сейчас еще несколько временных выставок, которые также стоит не пропустить.

Вот в египетском зале – «Два Аменемхета»: два скульптурных портрета одного царя 12 династии (1853–1805 до н. э.), впервые выставленных вместе (один, базальтовый, находится в фондах ГМИИ, другой, из черного гранита – в Эрмитаже).

Фотограф из Голландии Эрвин Олаф представил сразу два проекта. Один представляет собой театрализованное воспроизведение живописной работы художника XIX века Луи Галле (признаться, я не поклонник такого жанра). Зато другой – фотографии всего лишь стены каменоломни – оказались очень неплохи.

Наконец, выставка «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Причем с очень остроумным – и одновременно удобным для зрителя – дизайном.

Ну, и напомню, что в соседнем здании, в Галерее искусств XIX-XX веков, продолжается выставка «Путешествия доктора Живаго», о которой я



Просмотров