Выставка в музее деревянного зодчества. Выставка «Русское деревянное зодчество в миниатюре Выставка деревянного зодчества

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.

О ВЫСТАВКЕ

"Русское зодчество XVII-XXI вв." масштабный проект, демонстрирующий развитие русской архитектуры с XVII века до современности, эволюцию на протяжении веков.

Экспозиция выставки охватывает видоизменения от изучения деревянного зодчества до осознания необходимости сохранения и реставрации объектов культурного и исторического наследия.

"Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Основная цель выставки - демонстрация образцов и элементов традиционного русского зодчества XVII – XXI вв., привлечение внимания к проблемам сохранения исторического наследия, формирование некой преемственности в архитектурном и градостроительном развитии Москвы", - отмечает директор ГБУ "Мосстройинформ" Фарит Фазылзянов. - Объемы реставрации памятников в столице в последние годы значительно выросли. Так, с 2011 года Стройкомплексом Москвы были проведены работы более чем на 700 объектах".

Участие в выставке принимают Департамент культурного наследия города Москвы, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское", ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина, Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", ГБУК г. Москвы "Музей "Садовое кольцо".

Выставка "Русское зодчество XVII-XXI вв"» будет представлена в нескольких тематических направлениях: "усадьбы через призму времен", "архитектура храмов и монастырей Москвы XVII века", "реставрация архитектурных объектов", "русское зодчество в миниатюре" (архитектурные макеты наиболее интересных объектов). Кроме того в рамках проекта пройдет выставка работ конкурса "Мы-Русичи", Фонда поддержки молодых дизайнеров и архитекторов "ТВОРИ!".

"Одним из критериев русского зодчества является "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Этот признак смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству, - говорит начальник Управления градостроительных выставок ГБУ "Мосстройинформ" Ильмира Галиаскар. – Например, к выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Это целый город с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света". Подобные, яркие проекты мы и стараемся собрать в экспозиции нашей выставки".

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.



Просмотров