Жертвы ленинградской блокады. Блокада города Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны (1941)

Окончательный прорыв блокады Ленинграда и разгром группы армий «Север» должны были осуществить войска Ленинградского и Волховского фронтов, а также 2-го Прибалтийского фронта армии Маркиана Попова.

Кроме того, к операции «Январский гром» были привлечены силы Краснознаменного Балтийского флота и Авиации дальнего действия под началом маршала авиации Александра Голованова.

Ленинградский фронт оборонял Ораниенбаумский плацдарм, позиции вокруг Ленинграда от Финского залива до Невы,и вдоль южного побережья Ладожского озера от Московской Дубровки до Гонтовой Липки.

В состав Ленинградского фронта входили 2-я ударная армия, 42-я и 67-я армии и 13-я воздушная армия. Воздушную поддержку обеспечивали самолеты Ленинградской армии ПВО и авиации Балтийского флота. Всего в войска Ленинградского фронта входило 30 стрелковых дивизий, 3 стрелковые и 4 танковые бригады, 3 укрепрайона и другие соединения общей численностью более 417 тыс. человек. Наступление войск Ленинградского фронта поддерживали части Балтийского флота - около 90 тыс. человек.

Оборонительные позиции Волховского фронта дислоцировались на территории от Гонтовой Липки до озера Ильмень. В его состав входили части 59-й, 8-й и 54-й армий, 14-й воздушной армии. Они насчитывали 22 стрелковые дивизии, 6 стрелковых и 4 танковых бригады, 14 танковых и самоходно-артиллерийских полков и батальонов, 2 укрепленных района, артиллерийские, минометные и инженерные подразделения. Общая численность войск Волховского фронта доходила до 260 тысяч солдат и офицеров.

На линии от озера Ильмень до озера Нещадра располагались позиции 2-го Прибалтийского фронта. В его состав входили части 6-й, 10-й гвардейских, 1-й, 3-й ударных и 22-й армий, 15-й воздушной армии. Войска 2-го Прибалтийского фронта состояли из 45 стрелковых дивизий, 3 стрелковых и 4 танковых бригад, одного укрепрайона, артиллерийских и инженерных частей.

Общая численность советских войск перед началом «Январского грома» составляла от 900 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч человек. Из техники: свыше 20 тысяч орудий и минометов, больше 1500 танков и САУ, 1386 самолетов. Поддержку регулярным частям Красной армии оказывали партизанские соединения. Только на позициях наступления Ленинградского фронта в боях принимали участие 13 партизанских бригад, общей численностью в 35 тысяч человек.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Для того, чтобы тебя не заела совесть, нужно поступать так, как велит честь…»
Эдмунд Бёрк (1729-1797)

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов , которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было , и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению. Он делает свои выводы, анализируя общедоступную , широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено . Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы. В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку.

Загадка первая

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было !

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…» (http://lenbat.narod.ru/mga.htm).

На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Ленинград:

Загадка вторая

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов . Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Алексей Кунгуров путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов ! Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными ! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым .

Загадка третья

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в , серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий ! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Загадка четвёртая

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу). Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день ! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Загадка пятая

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1 , самоходки САУ-152 , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2 (на заднем плане собираются САУ-152) . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машиностроительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение . И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию ! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства :

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается : 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения… » Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время? Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

Великий подвиг советских людей во время Второй Мировой Войны не должен быть забыт потомками. Миллионы воинов и мирных жителей приближали долгожданную победу ценой своей жизни, мужчины, женщины и даже дети стали единым оружием, которое было направлено против фашизма. Центры партизанского сопротивления, заводы и фабрики, колхозы действовали на оккупированных врагом территориях, сломить дух защитников Родины немцам не удалось. Ярким примером стойкости в истории Великой Отечественной войны стал город-герой Ленинград.

План Гитлера

Стратегия фашистов заключалась в нанесении внезапного, молниеносного удара по направлениям, которые немцы выбрали в качестве приоритетных. Три армейские группировки до конца осени должны были захватить Ленинград, Москву и Киев. Гитлер оценивал захват этих населенных пунктов как победу в войне. Фашистские военные аналитики планировали таким образом не только «обезглавить» советские войска, но и сломить моральный дух отступающих в тыл дивизий, подорвать советскую идеологию. Москва должна быть захвачена после побед на северном и южном направлении, перегруппировка и соединение армий Вермахта планировались на подступах к столице СССР.

Ленинград, по мнению Гитлера, являлся городом-символом власти советов, «колыбелью революции», именно поэтому он подлежал полному уничтожению вместе с мирным населением. В 1941 году город был важным стратегическим пунктом, на его территории располагалось множество машиностроительных и электротехнических заводов. За счет развития промышленности и науки Ленинград являлся местом концентрации высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Большое количество учебных заведений выпускало специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства. С другой стороны, город был территориально обособлен и находился на большом расстоянии от источников сырья и энергии. Гитлеру помогло и географическое положение Ленинграда: его близость к границам страны дала возможность быстрого окружения и блокады. Территория Финляндии служила плацдармом для базирования фашистской авиации на подготовительном этапе вторжения. В июне 1941 года финны вступают во Вторую мировую войну на стороне Гитлера. Огромный на тот момент военный и торговый флот, базирующийся в немцам было необходимо нейтрализовать и уничтожить, а выгодные морские пути использовать для собственных военных нужд.

Окружение

Оборона Ленинграда началась задолго до окружения города. Немцы наступали стремительно, в день танковые и моторизированные соединения проходили по 30 км вглубь территории СССР в северном направлении. Создание оборонительных рубежей велось на псковском и лужском направлении. Советские войска отступали с большими потерями, теряя большое количество техники и оставляя врагу города и укрепленные районы. Псков был захвачен 9 июля, фашисты двигались в Ленинградскую область по наименее короткому пути. На несколько недель их наступление задержали лужские укрепрайоны. Они строились опытными инженерами и позволили советским войскам сдерживать натиск противника некоторое время. Эта задержка сильно разозлила Гитлера и дала возможность частично подготовить Ленинград к нападению фашистов. Параллельно с немцами 29 июня 1941 года финская армия перешла границу СССР, Карельский перешеек был оккупирован на длительный срок. Участвовать в наступлении на город финны отказались, но перекрыли большое количество транспортных путей, связывающих город с «большой землей». Полное освобождение Ленинграда от блокады на данном направлении произошло только в 1944 году, летом. После личного посещения Гитлером группы армий "Север" и перегруппировки войск фашисты сломили сопротивление лужского укрепрайона и начали массированное наступление. Новгород, Чудово были захвачены в августе 1941 года. Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года. Захват фашистами Петрокрепости окончательно отрезает город от сухопутных путей связи со страной, это произошло 8 сентября. Кольцо сомкнулось, но оборона Ленинграда продолжается.

Блокада

Попытка быстрого захвата Ленинграда провалена полностью. Гитлер не может оттянуть силы от окруженного города и перебросить на центральное направление - на Москву. Достаточно быстро фашисты оказались в пригороде, но, встретив мощное сопротивление, вынуждены были укрепляться и готовиться к затяжным боям. 13 сентября в Ленинград приехал Г. К. Жуков. Его основной задачей была оборона города, Сталин на тот момент признал ситуацию практически безнадежной и был готов «сдать» его немцам. Но при таком исходе вторая столица государства была бы полностью уничтожена вместе со всем населением, которое на тот момент составляло 3,1 миллиона человек. По воспоминаниям очевидцев, Жуков в эти сентябрьские дни был страшен, только его авторитет и железная воля остановили панику среди солдат, обороняющих город. Немцы были остановлены, но держали Ленинград в плотном кольце, которое не давало возможности снабжения мегаполиса. Гитлер решил не рисковать своими солдатами, он понимал, что городские бои уничтожат большую часть северной армейской группировки. Он приказал начать массовое истребление жителей Ленинграда. Регулярные артобстрелы, бомбардировки с воздуха постепенно уничтожали городскую инфраструктуру, продовольственные склады, источники энергии. Вокруг города были возведены немецкие укрепрайоны, которые исключали возможность эвакуации мирных жителей и снабжение их всем необходимым. Возможность сдачи Ленинграда Гитлера не интересовала, его главной целью было уничтожение данного населенного пункта. На момент образования блокадного кольца в городе было множество беженцев из Ленинградской области и прилегающих районов, эвакуироваться успел лишь небольшой процент населения. На вокзалах скопилось большое количество людей, которые пытались покинуть осажденную северную столицу. Среди населения начинался голод, который Гитлер назвал своим основным союзником при захвате Ленинграда.

Зима 1941-42 гг.

18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Насколько этот день был далек от осени 41-го! Массированные обстрелы, нехватка продовольствия привели к массовой гибели людей. Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами.

С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» - это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех.

Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога - дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении - истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города.

По продуктовой карточке иждивенцам (детям и старикам), которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. д. От 10 до 50% ингредиентов, входивших в состав муки, были несъедобны, холод и голод стали синонимами понятия «блокада Ленинграда».

Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога - дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной.

Подвиг жителей

В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными.

Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог.

Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей.

Дети

Самая страшная сторона любой войны - это ее неизбирательность в выборе жертв. Сотни тысяч детей погибли в оккупированном городе, многие умерли в эвакуации, но оставшиеся участвовали в приближении победы наравне с взрослыми. Они стояли у станков, собирая снаряды и патроны для передовой, дежурили ночью на крышах домов, обезвреживая зажигательные бомбы, которые скидывали на город фашисты, поднимали дух солдат, державших оборону. Дети блокадного Ленинграда стали взрослыми в тот момент, когда пришла война. Многие подростки воевали в регулярных частях Советской армии. Сложнее всего приходилось самым маленьким, которые потеряли всех родных. Для них создавались детские дома, где старшие помогали младшим и поддерживали их. Удивительным фактом является создание во время блокады детского танцевального ансамбля А. Е. Обранта. Ребят собирали по всему городу, лечили от истощения и начинали репетиции. Более 3000 концертов за время блокады дал этот знаменитый ансамбль, он выступал на передовой, на заводах и в госпиталях. Вклад юных артистов в победу оценили уже после войны: всех ребят наградили медалями «За оборону Ленинграда».

Операция «Искра»

Освобождение Ленинграда было для советского руководства первостепенной задачей, но возможностей для наступательных действий и ресурсов весной 1942 года не было. Попытки прорыва блокады проводились осенью 41-го года, но они не дали результата. Немецкие войска укрепились достаточно хорошо и превосходили Советскую армию по уровню вооружения. Гитлер к осени 1942 года значительно истощил ресурсы своих армий и поэтому предпринял попытку взятия Ленинграда, которая должна была высвободить войска, находящиеся на северном направлении.

В сентябре немцы начали операцию «Северное сияние», которая провалилась благодаря контратаке советских войск, стремившихся снять блокаду. Ленинград 1943-го года являлся хорошо укрепленным городом, возводились силами горожан, но его защитники были значительно истощены, поэтому прорыв блокады со стороны города был невозможен. Однако успехи Советской армии на других направлениях дали возможность советскому командованию приступить к подготовке новой атаки на укрепрайоны фашистов.

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда положил начало освобождению города. В операции участвовали войсковые соединения Волховского и Ленинградского фронтов, им оказывали поддержку Балтийский флот и Ладожская флотилия. Подготовка проводилась в течение месяца. Операция «Искра» разрабатывалась с декабря 1942 года, она предусматривала два этапа, основным из которых являлся прорыв блокады. Дальнейшее продвижение армии должно было полностью снять окружение с города.

Начало операции назначили на 12 января, в это время южный берег Ладожского озера сковывал прочный лед, а окружающие труднопроходимые болота промерзали на глубину, достаточную для прохождения Шлиссельбургский выступ был надежно укреплен немцами за счет наличия дзотов, Танковые батальоны и горнострелковые дивизии не потеряли способности к сопротивлению после массированной артподготовки советской артиллерии. Бои приняли затяжной характер, в течение шести дней Ленинградский и Волховский фронты пробивали оборону противника, двигаясь навстречу друг другу.

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда был завершен, первая часть разработанного плана «Искра» выполнена. В результате окруженная группировка немецких войск получила приказ выходить из окружения и соединяться с основными силами, которые занимали более выгодные позиции и были дополнительно укомплектованы и укреплены. Для жителей Ленинграда эта дата стала одной из основных вех в истории блокады. Образованный коридор составлял не более 10 км в ширину, но он дал возможность проложить железнодорожные пути для полноценного снабжения города.

Второй этап

Гитлер полностью потерял инициативу на северном направлении. Дивизии Вермахта имели прочную оборонительную позицию, но уже не могли взять непокорный город. Советские войска, добившись первого успеха, планировали начать масштабное наступление в южном направлении, которое полностью снимет блокаду Ленинграда и области. В феврале, марте и апреле 1943 года силами Волховского и Ленинградского фронтов были предприняты попытки наступления на Синявскую группировку противника, которые были названы операцией «Полярная звезда». К сожалению, они провалились, было множество объективных причин, которые не дали армии развить наступление. Во-первых, немецкая группировка была значительно усилена танками (на этом направлении впервые применялись «тигры»), авиацией и горнострелковыми дивизиями. Во-вторых, линия обороны, созданная к тому времени фашистами, являлась очень мощной: бетонированные дзоты, большое количество артиллерии. В-третьих, наступление пришлось проводить на территории со сложным рельефом. Болотистая местность значительно затрудняла перемещение тяжелых орудий и танков. В-четвертых, при анализе действий фронтов были выявлены явные ошибки командования, которые привели к большим потерям техники и людей. Но начало было положено. Освобождение Ленинграда от блокады стало делом тщательной подготовки и времени.

Снятие блокады

Основные даты блокады Ленинграда высечены не только на камнях мемориалов и памятниках, но и в сердце каждого их участника. Эта победа давалась большой кровью советских солдат и офицеров и миллионами смертей мирных жителей. В 1943 году значительные успехи Красной армии на всей протяженности линии фронта дали возможность подготовить наступление на северо-западном направлении. Немецкая группировка создала вокруг Ленинграда «Северный вал» - линию укреплений, которая могла выдержать и остановить любое наступление, но только не советских солдат. Снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года - это дата, которая символизирует победу. Для этой победы было сделано много не только войсками, но и самими ленинградцами.

Операция «Январский гром» началась 14 января 1944 года, в ней участвовали три фронта (Волховский, 2-й Прибалтийский, Ленинградский), Балтийский флот, соединения партизан (являющиеся на тот момент достаточно сильными воинскими единицами), Ладожский военный флот при поддержке авиации. Наступление развивалось стремительно, фашистские укрепления не спасли группу армий «Север» от разгрома и позорного отступления в юго-западном направлении. Гитлер так и не смог понять причину провала такой мощной обороны, а бежавшие с поля боя немецкие генералы не смогли объяснить. 20 января освобожден Новгород и прилегающие территории. Полное 27 января стало поводом для праздничного салюта в измученном, но непокоренном городе.

Память

Дата освобождения Ленинграда - это праздник для всех жителей когда-то единой Страны Советов. Спорить о значимости первого прорыва или окончательного освобождения нет смысла, эти события равноценны. Были спасены сотни тысяч жизней, хотя для достижения этой цели потребовалось в два раза больше. Произошедший 18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда дал жителям возможность связаться с большой землей. Возобновилось снабжение города продовольствием, медикаментами, энергоресурсами, сырьем для заводов. Однако главное состояло в том, что появился шанс спасти многих людей. Из города эвакуировали детей, раненых солдат, истощенных голодом, больных ленинградцев и защитников этого города. 1944 год принес полное снятие блокады, Советская армия начала свое победное шествие по территории страны, близка победа.

Оборона Ленинграда - это бессмертный подвиг миллионов людей, нет оправдания фашизму, но и нет в истории других примеров такой стойкости и мужества. 900 дней голода, непосильной работы под обстрелами и бомбежками. Смерть ходила попятам за каждым жителем блокадного Ленинграда, но город выстоял. Наши современники и потомки не должны забывать о великом подвиге советского народа и о его роли в борьбе с фашизмом. Это будет предательством по отношению ко всем погибшим: детям, старикам, женщинам, мужчинам, солдатам. Город-герой Ленинград должен гордиться своим прошлым и строить настоящее независимо от всех переименований и попыток исказить историю великого противостояния.



Просмотров