Белый храм в Таиланде Wat Rong Khun — блестящее великолепие.

Наконец, дошла очередь до рассказа о потрясшем наше воображение пару лет назад Мраморном храме, по-тайски называемом Ват ронг кхун. Находится он за чертой , поэтому понятно, что надо найти ещё несколько интересных мест, чтобы организовать поездку на целый день.

После недолгих препирательств с администратором отеля мы согласились на её предложение взять групповую экскурсию по окрестностям Чианг Рая. Хотя сейчас не пойму — как мы на это согласились — ни по цене, ни по удобству это предложение не было более привлекательным, чем приватная поездка. Но… Что произошло, то произошло.

В оговорённое время подъехал басик, и понеслось!..

Находится километрах в двадцати на юго-запад от Чианг Рая. Добрались примерно за полчаса. Поразил воображение громадный-прегромадный лев на въезде. Возле него, к сожалению не остановились — не сфотографировались.

Зато остановились, чтобы сфотографироваться, у чайных плантаций, на смотровой площадке. Не уверена, что это классная достопримечательность — ну да, просторы, рядочки чайных кустов… Но на «must see» не тянет.

Увидела впервые в жизни, как растёт чай. Но, по большому счёту, была разочарована((

Громаднейший парк, одна из основных достопримечательностей — и нА тебе! Кусты налево, кусты направо…

Я не могла успокоиться ещё долго, бубнила и нудила до тех пор, пока Андрей великодушно не предложил назавтра съездить опять сюда же уже самим и посмотреть, что захочется. Я знала, что можно покормить жирафов и зебр, посмотреть на буйволов и пони.

Можно ездить по территории парка на электромобиле за 50 батов, а можно, как мы, поэкстремальничать и покататься по асфальтовым дорожкам по самой жаре на тандеме с постоянно срывающейся цепью.

В общем, впечатлений во второе посещение парка мы получили несоизмеримо больше.

Совет: если судьба занесёт вас в эти края, выделите на Синга парк не меньше, чем полдня. Наслаждайтесь и отдыхайте!

Второй точкой нашего трипа был манящий, заставивший познакомиться с севером Таиланда

2. Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) — Мраморный Храм

Тоже громадных размеров достопримечательность. Внутри фотографировать нельзя, да особо и нечего. Белые стены, белый Будда. Перед входом разуваемся, но, в отличие от посещения остальных храмов, обувь не оставляем на пороге, а забираем с собой. Выходим с другой стороны.

Это он так только называется — Мраморный храм. На самом деле это целый храмовый комплекс, состоящий более чем из десятка строений разного вида.

Цена вопроса — 50 бат на одного. Если пробежаться по-быстрому — часа хватит. Но, если располагаете временем, можно приехать надолго — побродить по тропинкам, посидеть на лавочках, позагадывать желания, купив специальные лепестки, помедитировать. И — смотрите — хотя основная часть строений сделана из белого вроде бы гипса с зеркальными мозаиками, есть несколько сооружений золотых, украшенных золотыми же блёстками.





На территории можно встретить неоднозначно воспринимаемые сознанием инсталляции и скульптуры — лес рук, тянущихся из тёмных вод болотца, возле туалета — фигуры с гипертрофированными половыми признаками, черепа, висящие на ветвях деревьев, и черепа, выполняющие роль парковочных столбиков.

3. Wat Phra Sing — Голубой храм

То, что он новый, подтверждают леса, возведенные у статуи на въезде — ещё немного, и аквамариновый Будда поприветствует посетителей, как положено. Этот храм встречается под названием Rong Sear Tean Temple.

Размеры храма традиционно впечатляющи.

И краски — сине-золотые (в отличие от чаще встречающихся красно-золотых) — оставляют воспоминания об этом храме в памяти надолго.

Насчёт размеров — сравните рост Будды и мой рост.

Технология украшательства отличается от Мраморного храма — всё здание, и снаружи, и изнутри обклеено разноцветными стразами.

Напоследок ещё несколько видов. Осмотр достопримечательности бесплатен. Автор у Ват ронг кхун, Золотых часов в Чианг Рае и Голубого храма один и тот же — студент Archarn Chalermchai Kositpipat.


4. Черный дом — Баан Си Дум — Музей Баандум

Следующим пунктом назначения был запланированный ещё из дома Baan Dam Black House Museum — Чёрный дом. Ехать до него недолго, километров 10 по той же дороге. Цена входного билета — 80 бат.

И опять же, это не один дом, а много домов. Созданных одним мастером в одном стиле, из чёрного дерева, с островерхими крышами.

Для удобства осмотра этого мрачного комплекса на входе дают карту. Но она не особо полезна — дома и дома…


Наибольшее внимание уделяют самому большому дому.

Внутри него огромное пространство, пересечённое сваями, уходящими к потолку. Такое впечатление, что не закончены строительные работы. Но нет. Просто так сделано.

В разных частях дома несимметрично расставлены длинные чёрные столы, расставлены высокие костяные кресла, разложены шкуры и черепа животных, статуэтки.

Атмосфера, мягко говоря, зловещая. Духи здесь кажутся вполне ощутимыми субстанциями.

В этом главном доме в определённые часы проходят представления, напоминающие шаманские пляски.

Мне удалось пообщаться за 20 бат с «диким зверем». Страшненько, однако! С живым тигром — оно попроще!))

Самостоятельная прогулка по территории малоинформативна. Мы восприняли этот комплекс как хобби какого-то чудака. Лучше, по возможности, побывать здесь с гидом — может, он поделится сакральными знаниями.



Чёрный дом удивил новыми вкусовыми ощущениями — только здесь продавались мини-ананасы размером меньше, чем с кулачок, аромата и сладости потрясающей. Нигде больше таких лилипутских мы не видели.

На осмотр сей достопримечательности часа — полутора вполне хватит.

5. Longneck Karen Village

А вот женщины «кусаются». Здесь за просмотр деньги очень даже берут, и немало. 300 бат с носа. Причём, доходит до смешного. Привозят. Говорит, что на деревню можно смотреть бесплатно.

А вот если вы их, длинношеих, хотите рассмотреть поближе — придётся раскошелиться. Что мы и сделали. Хорошо ещё, что не придумали брать деньги за каждое фото.

Кого-то, судя по отзывам, печалит негуманность ситуации — типа, туристы приезжают смотреть на аборигенов как в зоопарк. А мне кажется, что у этих женщин неплохая работа — традиции они (разрушать металлическими кольцами грудину и ключицы) свои соблюдать будут несмотря на наличие или отсутствие туристов, а лишняя копеечка не помешает. Сидят себе, ткут, продают…

Забегая вперёд, покажу картинку из Музея опиума — именно так и происходит уродование.

Интересно, а «радиолокатор» племени Карен зачем? Телевизоров я там не наблюдала…


Потом нас отвезли к «стае диких обезьян». Погуглила, но так и не нашла местонахождение этой достопримечательности.

6. Monkey Cave

В саму пещеру мы не попали, она была на другом берегу озера, но познакомились с приматами достаточно близко.

Размышляя, что они не выглядят особенно здоровыми, так как туристы их могут кормить всякой гадостью, я была недостаточно бдительна — опомниться не успела, как пакет с бананами и конфетами вырвали у меня из рук. Причём, конфетами, разумеется, я с обезьянами делиться не собиралась. Но меня и не спрашивали. Технично «отжав» пакет, обезьян моментально набил рот конфетами, предварительно их развернув.

Надо заметить, нисколько не стесняются и не боятся людей.

Меня так вообще чуть не взяли в заложники, вцепившись в платок крючковатой ручонкой.

Идя к автобусу, обратила внимание на состарившуюся каменную чедди — она выглядела отголоском ушедшей эпохи. Представила её, облепленную обезьянами. Аутентично бы было!

Потом мы облазили какой-то пятачок с кучей храмов на нём — это была одна из смотровых площадок, с которой открывался вид на Лаос.


Странная площадка, но запоминающаяся. Даже при обычном буйстве красок, характерном для Таиланда, она была «слишком».

Я пыталась донимать возницу вопросами, когда же мы увидим настоящий «треугольник» (после Синга-парка я бы уже не удивилась, если бы получила суррогат), но до Golden Triangle мы-таки добрались!

Выглядит, как на картинке. По сути — та же «Стрелка» в Ярославле, но несоизмеримо бОльшей значимости — точка сопряжения Таиланда, Лаоса и Бирмы. Место, достойное посещения. Переполняешься там чувством важности и значимости.

Ощущения усиливаются, когда, отойдя чуть в сторону, попадаешь на территорию древнего-предревнего храма.

Вечная река, древние государства, неизменные охранники-наги у ступеней, ведущих к храму…

8. Chiang Saen

Следующая точка нашего трипа — маленький городок Chiang Saen на реке Меконг. Примечателен он необычной статуей Будды в лодке.

Да ещё памятником трём королям-основателям государств.

9. Музей «Холл опиума» Hall of Opium Museum

Метрах в ста от набережной находится Музей Опиума. Экспозиция громадная. Экспонаты рассказывают историю возникновения опиумного производства, вплоть до химических формул и тонкостей организации технологического процесса. Можно рассмотреть устройства изготовления опиумной продукции, увидеть как и чем лучше употреблять.


Очень колоритный музей!

На этой волне и завершилось наше путешествие по окрестностям Чианг Рая. Впечатлений — масса. И, несмотря на то, что ходить пришлось не очень-то много, явно ощущалась усталость. Наверное, от переизбытка этих самых ощущений.

Последний пункт в ТОП-10 посетили на следующий день, объединив его с повторным заездом в Синга-парк. Наняли такси, чтобы отвёз водитель нас в парк, подождал там, отвёз к Леди-Будде, подождал там и привёз в отель. Вся поездка примерно часов 5 заняла. Обошлась в 1000 бат. Комфортно и удобно. «Privacy»…

Так вот. Леди-Будда — это одна достопримечательность.

Рядом стоящий 9-этажный храм — другая.

И то, и другое очень необычно. Хотя и современные постройки, но всё же «must see».

В храме мы добрались пешком до самого 9-го этажа. На каждом из этажей — статуи разных Будд. Как обычно — венки, цветы, свечи. Будды гипсовые, металлические, деревянные. Ходишь чуть не с открытым ртом. По мере подъёма лесенки становятся Уже и Уже… Незабываемые ощущения.

До громадного белого Будды мы ползли вверх по серпантинистой дорожке, высунув язык на плечо. По-моему, Тай к физическим нагрузкам не располагает. Обратно же мы с «poker face» забрались в проезжающий мимо басик. Не знаю, надо ли было платить или нет — доехали до подножья «за так».

Хорошо хоть, что до головы Будды не пешком надо было подниматься. Цивилизация! Подъём на лифте платный.

Лифт привозит в середину головы статуи. Вид из глаза вот такой. Посмотрите на фото выше и соотнесите размеры — просто невообразимо!

Переполненные эмоциями, мы вернулись в наш чудесный отель . Получилось так, что за неполных три дня мы осмотрели лучшие окрестности Чианг Рая. Да, есть ещё здесь и чайные плантации (кстати, чай с севера Таиланда мы привезли с собой), и пещеры с водопадами.




Можно ещё найти, где побродить. Но нам хватило. Следующий пункт нашего путешествия — Чианг Май. А следующий мой рассказ, пожалуй, о том, как до него отсюда .

Храм Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun), это нетрадиционный буддийский храм, который находится в провинции Чианграй, Таиланд. Среди туристов он более известен как "Белый Храм", и действительно взглянув на него можно заметить, что не зря его так назвали, он слепит глаза своей белизной и блеском.

Владельцем этого белого храма, а также и его создателем является известный тайский художник - Чалермчаю Коситпипат (Chalermchai Kositpipat). Строительство храма было начато в 1997 и продолжается по сей день. Примечательно то, что Белый храм он строит на свои деньги, которые он в течении 20 лет собирал продавая свои картины. Денег от спонсоров он не берет, чтобы они никаким образом не влияли на его идеи и не навязывали свои условия. Естественно создание такого проекта одному человеку не по плечу, его замыслы воплощает целая бригада, во главе с главным инженером, который является брат Чалермчая. Как говорит сам художник, ничто, и никто не помешает ему воплотить мечту в жизнь, разве что сама смерть. Он искренне верит, что строительство храма Wat Rong Khun обеспечит ему "вечную жизнь". Скорее всего, так и будет, ведь пока будут жить его картины и этот храм то этот талантливый художник, а теперь еще и архитектор будет жить в памяти людей.

Белый храм является главным зданием храмового комплекса, он окрашен в белый цвет и покрыт мозаикой из зеркал и символизирует чистоту Будды, по замыслу автора храм является символом Рая. Чтобы к нему добраться нужно пройти через врата Ада по тропе страданий и сомнений, где с двух сторон тропы тянутся руки, это до воли жуткое зрелище. Потом проходим через клыки и уста Раху (по мифам это демон-змей, сжирающий солнце во время затмений), далее через мост над прудом, символизирующим реку, разделяющую миры.

Проходя к храму Wat Rong Khun, Вас по дороге встретят много фигур и статуй, крышу украшают разнообразные животные символизирующие природные стихии, можно долго-долго рассматривать, все настолько красиво, что идти к самому храму можно очень долго. Но все-же любопытство, что же находится внутри этого загадочного и таинственного храма преодолевает нас и мы идем к нему. То, что находиться внутри уже у народа обрастает легендами, так как зайти туда с фототехникой не получиться, это запрещено, о чем гласят надписи перед входом в здание.

В здании разместились две статуи Будды и большое его изображение, противоположная стена украшена росписью самого художника, которая отождествляет вечную битву между добром и злом. Вместо изображений героев, сражающихся демонов, художник решил взять современное проявления добра и зла, и положить его в буддийском контексте. На этой картине можно увидеть современных героев сражающимся со злом, таких как Бэтмен, Супермен и даже Киану Ривз в роли Нео из Матрицы, джедаи из Звездных воин, а также разные монстры и роботы и объединяются все эти сюжеты демоном Мара, который в буддистской мифологии персонифицирует искушение и последовательно пытается затруднить поиски Будды просвещения. Боковые стены еще не завершены, но на них можно уже увидеть сюжет, когда самолет врезался в башни-близнецы, на другой стене видны космические корабли и сцена, изображающая событие катастрофы уничтожения земли.

Территория самого храма хорошо облагорожена. Здесь находится множество фонтанчиков, причудливых скульптур, среди них много драконов которых очень любят в Азии и других разнообразных мифологических существ. Возле прудика в котором плавают красивые рыбки, можно увидеть скульптуры сказочных принцесс. Каждая скульптура в парке уникальна и несет свой смысл.

Стены храма и многочисленные скульптуры созданы из алебастра, покрашены в белый цвет и инкрустированы зеркальной мозаикой, благодаря которой он сверкает на солнце. Храмовый комплекс размещен на площади около трех гектаров земли. На территории комплекса размещены пока три здания это сам белый храм, картинная галерея, а третье здание не менее примечательное, чем Белых храм, оно золотистого цвета, словно королевские палаты и является как ни странно общественным туалетом. По замыслу автора планируется построить еще шесть зданий: монастырь, часовня, павильон, музей, пагода, зал для проповедей и комната отдыха.

Для посещения Wat Rong Khun лучше не одевать короткие юбки, шорты, ноги должны быть прикрыты, если Вы по какой-то причине все-таки пришли в храм в запрещенной одежде и у Вас нет с собой ничего, чем можно прикрыть ноги, не беда, Вам на входе выдадут широкие брюки и юбки, чтобы прикрыть излишне оголенные ноги. Вход в Ват Ронг Кху бесплатный, но туристы посетившие храм могут пожертвовать деньги на развитие или можно купить картины Чалермчая Коситпипата в картинной галерее, но так как картины дорогие и не все смогут позволить их купить, то в таком случае можно купить открытки или сувениры. Также рядом возле храмного комплекса расположены туристические лавки и кафе, где можно перекусить.

В это удивительное и необычное место, для того чтобы посмотреть на прекрасное творение человеческих рук, съезжаются туристы со всех уголков планеты.

Святилище, где нет монахов и богослужений. Это сооружение служит человечеству, как произведение искусства буддизма. Речь идет о Белом храме Ват Ронг Кхун (англ. Wat Rong Khun) - святилище, символизм которого намного ближе к жизни человека с Запада, нежели для местных жителей. Храм совмещает в своих стенах тайскую архитектуру, поп-арт и даже научную фантастику. Любителям путешествовать по тропическим странам и созерцать модели современной архитектуры Белый храм Ват Ронг Кхун запомнится надолго. Ведь эта буддийская святыня не похожа на другие храмы Таиланда. Белоснежные узоры слепят глаза миллионов туристов, которые приезжают сюда увидеть самый светлый храм во всем мире.

Где находится храм Ват Ронг Кхун

В 10 км от провинции Чианграй на севере Таиланда расположен Белый храм. Город Чианграй относится к кварталам, где ценится традиционное искусство. Ват Ронг Кхун - настоящий символ страны, который создан совсем недавно. Национальная достопримечательность привлекает все больше и больше туристов каждый год. В Интернете много фотографий внешнего убранства Белого храма, но вот как выглядит здание внутри остается только гадать. Снимать в святыне нельзя , поэтому нужно ехать в Чианграй и собственными глазами смотреть на одну из самых известных достопримечательностей Таиланда.

Как добраться

Чианграй - столица одноименной провинции на севере. От Бангкока до города около 790 км, от Чиангмая - 155 км. Чианграй обосновался на реке Кок в 1262 году. Сначала город состоял в рядах Бирмы (сегодня Мьянма), а в 1768 году он стал частью Таиланда. Тысячи туристов приезжают сюда не только ради Золотого треугольника (место трех границ - Таиланда, Мьянмы и Лаоса), но и ради сахарного дома или же Белого храма. Доехать в Чианграй можно несколькими способами:

  • самолетом. В 8 км от города находится аэропорт, который принимает рейсы из Бангкока.
  • автобусом. С северной станции тайской столицы ходят автобусы MoChit. Дорога занимает 8-10 часов, а билет стоит 600-1000 бат в соответствии с классом транспорта. Из Чиангмая курсируют автобусы Green Bus. Ехать около 3 часов, но билеты нужно приобрести заранее, так как на эти рейсы много желающих.
  • на лодке. В город можно приплыть из селения Тха Тон. Общественная лодка идет в 12.30 и билет стоит 350 бат. Дорога занимает 3,5-4 часа.

Железной дороги в Чианграй нет, так что варианта с поездом нет. Нужно подчеркнуть, что в городе есть две автобусные станции: Old Bus Station (Терминал-1) и New Bus Station (Терминал-2). Первый вокзал расположен в центре недалеко от ночного рынка. Сейчас здесь обслуживаются только маршруты из пригородов. Столичные автобусы приходят на новую станцию. Между вокзалами ходит маршрутка, стоимость которой 60 бат.

До храма Ват Ронг Кхун доехать самостоятельно можно на такси из центра Чианграй за 300 бат за 20 минут. В отзывах туристы отмечают, что до знаковой достопримечательности ходит автобус, которым можно добраться за полчаса. Билет на автобус стоит 20 бат. Немного дороже стоит маршрутка-сонгтео - 30 бат. Весь общественный транспорт идет со станции недалеко от ночного рынка.

История создания

Таиланд полон традиционных буддийских святилищ. Вместе эти сооружения образуют основу тайской культуры и попадают в перечень всех туристических программ. Древние часовни - это места, где каждый уголок пропитан столетней историей. Но все вокруг преображается и теперь люди не до конца понимают смысл буддизма, проповедующего в старых храмах. Сегодня о сложных вещах говорят простыми словами.

Так думает состоятельный художник Чалермчай Коситпипат из Таиланда. Именно он предложил переделать храм Ват Ронг Кхун возле его родных мест, так как буддистская обитель была в полуразрушенном состоянии. Власти дали разрешение на реконструкцию. Храмовый комплекс стал собственностью Коситпипата. В 1997 году он начал воплощать свою задумку в реальность.

Уже 20 лет команда художников вместе со своим предводителем работает над диковинным творением архитектуры. За это время в храме побывало более 5 млн посетителей . Если учитывать, что сооружение расположено на тайской границе вдалеке от Чианграя (а сюда туристы заезжают редко), то это внушительное количество. Весь замысел планируют завершить до 2070 года. Работа требует серьезных затрат. Тайское правительство не выделяет средств на строительство, а условные суммы выручают благодаря продажам сувениров и пожертвований от посетителей и частных спонсоров. Сам идейный вдохновитель Коситпипат утверждает, что материальные блага ничто и у него нет денег и вещей. Все эти предметы только помогают ему достигать целей согласно убеждений.

Знаете ли Вы? Уже сейчас территория комплекса занимает площадь в 3 га - храм, галерея, множество художественных объектов. Кроме этих зданий предусмотрено возвести еще музей, пагоду, монастырь, часовню, зал для молитв и комнаты отдыха.

Архитектурный стиль

Внешняя отделка Белого храма похожа на экстерьер дворца Снежной королевы. Изящные тайские мотивы только добавляют сооружению необычности и сказочности. Каждый кусочек на территории комплекса несет смысл и указывает на основы буддизма. Белый цвет является символом чистоты. Стены Ват Ронг Кхуна украшены зеркальной мозаикой, которая ярко сияет, как “мудрость Будды”. Мост, который ведет к храму - это череда перевоплощений, которая затем приводит к Будде. На крыше святыни установлены скульптуры зверей, изображающих четыре стихии: слон - земля, змея - вода, лебедь - воздух и лев - огонь. Возле храма установлены мифические фигуры, жуткие монстры, которые сторожат святое место и множество изваяний, символизирующие несовершенства людского рода.

Полный комплект внутреннего убранства достоверно неизвестен, так как фотографировать там запрещено. Известно, что внутри размещены фигуры Будды, а на одной из стен висит полотно с изображением противостояния Света и Тьмы. Но это далеко не сцены из текстов буддизма, а фрагменты из современных фильмов про роботов, космос, теракты. Выше этих действий восседает Будда и его последователи. Стены расписывал сам Чалермчай на протяжении трех лет. Он не следовал правилам храмовой живописи, а изобразил неизменную реальность так, как ее могут понять современные люди. Недалеко от храма расположена галерея, куда можно сходить на выставки других картин архитектора и художника Коситпипата.

Это интересно. Внутренняя роспись святыни на тему Добра и Зла передана через известные события в мире, где мы живем сейчас - теракт 11 сентября, Нео из фильма “Матрица” и Человек-Паук. Все эти факты рассказывают о простоте жизни и о человеческом “умении” ее усложнять.

Символы Белого храма

Все элементы архитектурного ансамбля играют свою роль и помогают туристам приблизиться к учению буддизма. В храме призывают остановиться и посмотреть на обыкновенные предметы с другой стороны, сосредоточиться на духовных объектах, а не на имущественном благополучии.

Пруд

Как и в любом другом тайском храме здесь тоже есть водоем, в котором обитает пара десятков рыб. Посетители могут покормить водных жителей. Возле пруда продается специальная пища. Такое времяпровождение по душе туристу любого возраста.

Адская яма

На территории есть объекты-инсталляции, которые встречаются на пути до главного сооружения. Дорогу к храму с обеих сторон облегает яма, которая символизирует человеческие страсти и влечения. Из пропасти торчат сотни рук. Преодоление навязчивых стремлений в буддизме является тропой к вечному счастью. Скульптуры демонов со зловещими лицами наблюдают за входящими, как будто проверяют готов ли человек очиститься. В некоторых руках есть чугунки, куда туристы бросают деньги. Есть мнение, что это эффективный метод проститься с пороками и принять обновленную действительность.

Мост через колесо перерождений

Под награждением установлен круг, из которого торчат пара огромных рогов. Они являются символом перехода из цикла постоянных мучений к свободному существованию без тягот. Третья буддийская аксиома гласит, что этого можно достичь уклонением от страстей.

Ворота в рай

После отречения от одержимых умыслов посетители предстают перед проходом в Эдем. Ворота охраняют скульптуры. По левую сторону установлен Раху - он обладает силой изменять человеческую судьбу и справа Смерть - в её воли само существование индивидуума. Уже на пороге здания такой объект формирует соответствующее настроение.

Обитель Будды

Другое имя Белого храма. Внешне здание создано по канонам архитектуры буддизма. Внутренние работы еще не закончены, но здание уже впечатляет даже тайцев.

Золотой дом

Темная сторона обыденного существования и противоположность Ват Ронг Кхун. В этом здании расположены маленькая галерея, зал для проповедей и молитв, общественный туалет из золота. Символизм этого места в том, чтобы осознать контраст Белого храма и Золотого дома, отличия между суматохой и истиной. Цвет золота показывает людям, что они акцентируют внимание на финансовых сокровищах и упускают основные богатства.

Парк

Прогулку по храмовому комплексу можно завершить в парке - отдохнуть на скамье в тени деревьев, полюбоваться местными памятниками. На территории сквера работает кафе, где можно попробовать местные блюда и напитки. Рядом находится и лавка с сувенирами.

  • Согласно Википедии, Коситпипат известный художник в Таиланде, который на протяжении 20 лет откладывал вырученные суммы за собственные полотна, чтобы возродить Ват Ронг Кхун. Внешняя белая отделка выбрана неспроста - знак чистоты Будды. Солнце, которое светит на зеркальную мозаику, воплощает рассудительность духовного учителя;
  • концепция храма состоит в том, что перед осмотром самого храма посетители должны увидеть истину повседневного существования в различных объектах. Осознание незначительности материальных вещей помогает лучше понять наполнение Белого храма и отличия между просветленным умом и мышлением заурядной личности;
  • Ват Ронг Кхун не работает по своему прямому предназначению, но это религиозное сооружение. Поэтому для посещения нужно соблюдать дресс-код и не надевать открытой вызывающей одежды;
  • в 2014 году 5 мая в Чианграй случилось землетрясение, которое повредило Белый храм. Несколько экспертов осматривали сооружение и подтвердили, что Ват Ронг Кхун не сильно пострадал. В свою очередь Коситпипат заявил, что восстановит все в первозданном виде. Но и сегодня некоторые здания можно снимать только снаружи;
  • у идейного вдохновителя есть родной брат, с которым они вместе строят храм. Чалермчай создает проект здания, рисует эскизы и расписывает стены, а Халермхаи с группой учеников и строителей воплощают все задумки в реальность. Братья понимают, что их жизни не хватит, чтобы довести все до конца, поэтому сплотили вокруг себя 60 учеников для продолжения своего дела;
  • в столице Чианграй установлен архитектурный объект - золотые часы. Одного взгляда на них хватает, чтобы понять, кто их создатель. Художник и архитектор Чалермчай Коситпипат производит необычные творения не только на территории Ват Ронг Кхун.

Часы работы

Белый храм открыт для посетителей с 8 утра до 6 вечера без выходных. Галерея с картинами владельца работает с 8 утра до 5.30 вечера в будние дни. На выходные и праздники возле Ват Ронг Кхун всегда людно. Самим тайцам нравится приходить на экскурсии к местной достопримечательности.

Цены на билеты

Вход на территорию храмового комплекса и в сооружения бесплатный . Можно сделать пожертвование на строительство Белого храма. Выручка за сувениры и картины также идет на возведение остальных частей архитектурного чуда. Несомненно, храм Ват Ронг Кхун один из самых красивых и необычных святынь Таиланда. На территории страны множество храмов, пагод, святилищ и монастырей. А какое святое место запомнилось Вам больше всего или хочется посетить в Таиланде?

Ват Ронг Кхун из провинции Чианграй – далеко не самый древний и большой храм Таиланда. В нём не хранятся великие буддийские реликвии. Сюда не тянутся толпы паломников. Строго говоря, он ещё даже не достроен. Тем не менее, это – один из самых узнаваемых храмов страны и одна из главных туристических достопримечательностей северной части королевства.

Среди путешественников Ват Ронг Кхун больше известен как «Белый храм». Название, как нетрудно догадаться, произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение – его главная визитная карточка.

Другая особенность, благодаря которой Ват Ронг Кхун выделяется среди остальных 33 тысяч буддийских храмов Таиланда, – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно с удивлением обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

Ват Ронг Кхун – самый необычный храм Таиланда.

Такому неожиданному для религиозной постройки эклектизму, равно как и необычному белоснежному цвету, Белый храм целиком и полностью обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Коситпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Коситпипат и сам – одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано именно им и построено исключительно на его личные деньги.

Биография Коситпипата – тот редкий случай, когда можно сказать, что художник сам нарисовал свою жизнь. Он родился 15 февраля 1955 года в одной из маленьких тайских деревушек провинции Чианграй. На его семью, которая была бедной даже по скромным меркам таиландской глуши, односельчане смотрели свысока. Тогда-то у Чарлемчая и родилось желание вырваться из захолустной нищеты своей малой родины и стать богатым и знаменитым.

Сделать это помогла страсть к рисованию, владевшая им с детства. Решив стать профессиональным художником, он уехал в Бангкок и поступил в один из столичных университетов.

Живя в большом городе, будущий создатель Белого храма стал задумываться над жизненными путями других людей, пытаясь понять, почему одни художники становятся богатыми и успешными, а другие нет. Внимательно анализируя работы известных мастеров и подмечая то, что делало их творения великими, он пытался применять найденное в своих картинах.

Усилия не пропали даром, и работы самого Коситпипата начали пользоваться популярностью. К 1978 году, когда Чарлемчай окончил университет и стал бакалавром изобразительных искусств, он уже зарабатывал своими картинами деньги.

Постепенно к нему пришла национальная слава и успех, и он стал известнейшим художником своей страны. Среди его богатых клиентов был даже сам король Таиланда Пхумипон Адульядет. Этого, однако, Коситпипату было мало. Он хотел, чтобы о нём заговорил весь мир.

Это желание сбылось с постройкой Белого храма.

Набожность и амбиции

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, то решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Коситпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Коситпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены.

Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.


В храмовый комплекс Ват Ронг Кхун входит девять построек. Большинство из них белого цвета.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Коситпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения, а также примат духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и красуется на большинстве сделанных в Ват Ронг Кхуне фотографий.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.


Простёртые вверх руки как символ земных страстей и желаний.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Внутри убосот украшает настенная живопись, выполненная в авторском стиле Чарлемчая Коситпипата, за который тот прежде уже подвергался критике со стороны традиционалистов.

В 1988 – 1992 годах он на пару с ещё одним художником разрисовывал стены первого тайского буддийского вата Великобритании под названием Буддападипа (расположен в Уимблдоне, юго-западном пригороде Лондона). Тогда с их лёгкой руки на стенах храма среди сцен буддийских мифов появились Маргарет Тэтчер и мать Тереза, а заодно и изображения самих авторов.

Новаторский подход пришёлся по вкусу не всем, и экспериментаторов поначалу много критиковали – начиная от правительства Таиланда и заканчивая другими тайскими художниками и собственно монахами. Но постепенно страсти улеглись, и к «неформатным» фрескам привыкли.

Прошло несколько лет, и при оформлении Ват Ронг Кхуна Коситпипат вновь решил дать волю своей фантазии. Причём на этот раз он отправил каноны буддийской иконографии в ещё более безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи Чарлемчай в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры. Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.


Весь покрытый золотом, абсолютно весь… туалет Ват Ронг Кхуна.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой… туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Чёрный день Белого храма

Начиная строительство Белого храма, Чарлемчай Коситпипат был полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало его закончить. Однако был момент, когда он чуть всё не бросил, едва не поставив точку в истории Ват Ронг Кхуна.

Руки художника опустились 5 мая 2014 года, когда в 18:08 по местному времени храм был серьёзно повреждён землетрясением магнитудой 6,3 балла. Костпипат, который к тому времени потратил на его возведение почти 20 лет своей жизни и более 40 миллионов тайских бат личных денег, был близок к отчаянию.

После первого осмотра полученных повреждений, удручённый Чарлемчай заявил прессе, что не станет восстанавливать храм, а все его постройки в целях безопасности будут снесены. Однако сразу же после этого на него посыпались слова поддержки со всего мира. Он получил сотни телефонных звонков. Люди призывали его не бросать Белый храм, который, по их мнению, уже успел стать художественным достоянием всего мира.

Помощь предложило и правительство Таиланда, немедленно направившее в Ват Ронг Кхун команду инженеров для оценки степени повреждений. Их вердикт был более чем обнадёживающим: несущие конструкции и фундаменты не понесли критических разрушений, и здания храмового комплекса могли быть восстановлены.

Вдобавок, помочь рабочими руками пообещали Вооружённые силы и университеты страны. Готовность оказать содействие выразили и многие частные лица и организации.


Мост перед убосотом. Видна зеркальная мозаика.

Воодушевлённый выводами комиссии и польщённый полученной поддержкой господин Коситпипат немедленно воспрял духом. Утром 7 мая он пообещал, что восстановит Белый храм за ближайшие два года, а некоторые постройки будут вновь открыты для туристов уже на следующий день. Кроме того, художник объяснил своё первое заявление о закрытии храма намеренным шагом. Так он якобы хотел проверить, действительно ли его работа была важна людям и государству.

В настоящее время работы в Ват Ронг Кхуне продолжаются. Автор проекта твёрдо намерен в точности восстановить все разрушенные землетрясением настенные росписи и элементы декора. Пока же из-за реставрационных мероприятий туристам временно запрещено делать фотографии внутри храма.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка к нему на такси займёт минут двадцать и будет стоить 250 – 300 бат. Общественный транспорт (маршрутка) обойдётся значительно дешевле (20 бат), при этом время в дороге почти не увеличится и составит около получаса.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно предосудительно будут восприняты оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Коситпипата, которые продаются в галерее при храме.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусами. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам.

Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Краткое руководство для путешественников

Это заключительная часть подготовленной проектом сайт статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их , а также о . На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.


Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.


Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.


В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры , входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.


Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла », небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона . Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II . С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум . Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.


К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне . Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе . Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле . Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.


Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере . Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине . Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу . На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо . Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума . Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ , который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».


Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше . Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода , ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы , ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура , теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии , который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.

Целью нашей первой поездки в Чианграй был великолепный Белый храм Таиланда (Wat Rong Khun). Он находится всего в нескольких километрах от города Чианграй, мы его заприметили еще по дороге, когда направлялись к . Белые, переливающиеся на солнце верхушки White temple (так Ват Ронг Кхун называют иностранцы) видны прямо с трассы. Потом мы сюда еще приезжали, путешествуя на машине по северу.

Когда взгляду открывается сразу весь белоснежно-зеркально-резной храм, ты понимаешь, что с дороги ты не видел ничего. Этот вид завораживает, и появляется ощущение, что ты попал в сказку. Конечно же, первое, что приходит на ум, это замок Снежной Королевы. Wat Rong Khun красив, даже, наверное, слишком красив, чтобы быть именно храмом. Это настоящее произведение искусства. Олег очень метко его сравнил с Третьяковкой. И хотя тайцы и приходят сюда, чтобы помолиться, нам показалось, что по энергетике это место в значительной степени уступает тем же полуразрушенным старым ватам в Чианг Саен.

Наверное, такое впечатление из-за того, что, во-первых, место это относительно новое (строительство началось в 1997 году и, кстати, ведется до сих пор), а во-вторых, потому что уж очень сильно оно туристическое. Посетителей было довольно-таки много, хотя они как-то равномерно распределялись по окрестностям и не сильно часто попадались на глаза и в кадр.

При входе на территорию Белого храма сидит охранник и висит табличка, что из-за непристойного поведения (чьего, мы не поняли), иностранные туристы допускаются только в сопровождении их гида. Мы нерешительно потоптались перед воротами, а потом все-таки решили попытать счастье, остановят, так остановят. Но спокойно прошли, не будучи остановленными стражем порядка.

Ко входу в Wat Rong Khun ведет красивый мостик, символизирующий дорогу к просветлению, месту, где живет Будда (по-нашему, попросту Рай). Но прежде, чем туда добраться, нужно преодолеть человеческий мир (маленький полукруг прямо перед самим мостом), а затем пройти через Ад с тянущимися руками грешников (большой полукруг, заканчивающийся клыками – это уста Раху). Жалко, что перед поездкой не прочитала обо всем об этом в интернете заранее, было бы интереснее там бродить, понимая, что к чему.

И вот, мы у дверей Рая храма Ват Ронг Кхун. Снимаем обувь и входим внутрь. А там… почти ничего и нет. Только оригинально расписанные стены и сидящая фигура какого-то святого, видимо, монаха. В Интернете нашла, что он забальзамирован, как наш Ленин, другие утверждают, что это просто кукла. Уж не знаю, что правда, а что нет, но выглядит он вполне, как живой, от чего становится жутковато. Такие же .

Впечатлила оригинальная роспись стен. Мы, правда, не поняли, кем она выполнена. То ли создателем храма Чалемчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat), то ли несколькими авторами. Пристав к чужому экскурсоводу с вопросами, мы узнали, что нарисованные герои Матрицы, Аватара, Терминатора и т.д – это символ того, что люди сейчас в основном живут в иллюзорном, придуманном ими самими мире, а не в реальности, что нехорошо. Ну, про оружие, ракеты, башни близнецы и события 11 –го сентября я вообще молчу.

А еще, как нам сказали, роспись постоянно пополняется разными явлениями из нашей современной жизни (Аватар тому доказательство), так сказать, идет в ногу со временем. Это сделано для того, чтобы впоследствии было понятно, когда именно создавались эти картины, эдакие временные вехи. Одна стена, кстати, пока вообще пустая. Интересно, что на ней появится лет так, эдак, через 50…

А еще год назад Аватара тут не было…

Кстати, фотографировать внутри храма запрещается. Причину мы узнали уже потом, у одного из водителей, который подбрасывал нас. Рисунки на стене – это авторские работы и почему-то их создатель (создатели?) не хотят, чтобы они распространялись посредством Интернета.

Строительство еще продолжается. Об этом свидетельствуют не только стоящие позади храма Wat Rong Khun белые, но еще лысые, без рюшечек, здания-болванки, как мы их назвали, но и заготовки тех самых бело-зеркальных красивостей недалеко под навесом. Интересно было поизучать, как оно все рождается и творится. Говорят, комплекс будет включать девять таких изумительных зданий. Интересно будет сюда вернуться лет через 10, это ж просто сказка будет самая настоящая!

По всей территории стоят различные скульптуры, не менее изумительные и оригинальные, чем сам белый храм Wat Rong Khun. Каждая из этих скульптур наверняка несет какой-то сакральный смысл, но мы, к сожалению, поняли только то, что ну уж совсем для чайников – курить и пить нехорошо.

Порадовавшись, что к нам эти упреки-предупреждения не относятся, мы отправились на изучение удивительного золотого здания-дворца. Я долго гадала, что это может быть. И по тому, что наверху изображены чуть ли ни целующиеся мужчина и женщина, решила, что это какое-то подобие нашего ЗАГСа. Наивная, представляете, какого было мое разочарование, когда я прочитала ужаснувшую меня надпись — Туалет?! Да-да! Золотой туалет! Уму непостижимо! Но красиво, по сказочному…

Ну, и купив напоследок магнитик из этого завораживающего места, мы еще и поизучали стойки-витрины Lost and Found с представленными там экспонатами – потерянными вещами. Знаете, что больше всего теряют? Чехлы от фотоаппаратов и кепки! Но поразили меня больше всего запечатанные в пакетики деньги с подписанной суммой! И таковых там немало.

Короткое видео

Информация для посещения

Вход 50 бат. Детям до 120 см бесплатно.

Открыт с 7 до 17. В сезон (ноябрь-февраль) работает часов до 18. Но так как территория не очень большая, то в любое время суток можно довольно близко подойти к храму и понаделать красивых фотографий. Именно в темное время суток зажигается подсветка и храм выглядит особенно волшебно. Ну, я к тому, что даже если вечером-ночью будете проезжать, то загляните, там всего 100 метров от трассы ехать.

Как добраться

Проще всего, конечно же, на арендованной машине. Она позволяет огромную свободу по планированию и перемещениям по стране. В противном случае вы можете доехать на маршрутке из Чианграя от старого автовокзала (центр города) за 20 бат. Или же двинуть из Чиангмая на маршрутке или автобусе с и попросить высадить вас на трассе напротив храма.

Ночевка

В Чианг Рай удобно заночевать, чтобы никуда не торопиться. Можно посмотреть немного сам город, его центральную часть и посетить несколько достопримечательностей в округе, например, антагонист Белому. Ночевка также удобна, если у вас целое путешествие по северу Таиланда.

Я как-то останавливался в дешевом гесте Baan Nukanong Guesthouse (), но он очень простой, не всем подойдет. Упал в первом попавшемся, не было сил искать. Думаю имеет смысл посмотреть что-то еще и забронировать заранее. Проще всего искать отели на , там все скидки и самая полная база отелей. Ну, а бронировать далее будете уже или в Букинге, или в Агоде, что предложит.

Вот парочка отелей, которые я приметил для себя для следующей поездки: Sirin Place Boutique и Nice Inn Town Hotel and Apartments . Оба в центре, с высоким рейтингом, совсем недорогие. В Nice Inn Town вообще очень классные Делюксы и Суперироры (с кухней). Цены на севере, конечно, очень радуют. Все раза в 2 дешевле, чем на юге на курортах. Пользуйтесь!

Где находится храм

Белый храм расположен где-то в 13 километрах от города Чианг Рай, на юг в сторону Чианг Мая. Около основной трассы, которая соединяет Чиангмай и Чианграй.



Просмотров