Как использовать линии в фотокомпозициях? Как работать с композиционными линиями Точка и линия.
Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения . Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.
Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании - что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!
Линии - как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом - стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов - так что например увидев гору из камней на строительной площадке - Вы в первую очередь воспримите ее как гору , то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров - не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент "выделение краев " в Фотошопе - действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии - подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя - на них.
Одна из самых важных линий в фотографии - линия горизонта .
Горизонт на море - обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его - не допуская "завала" горизонта (если только косой горизонт - не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так... Это связано с тем, что вода в покое - всегда имеет совершенно "горизонтальную" поверхность. Если же Вы фотографируете горы - то ошибка в немного "заваленном" горизонте - будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку...
Линия горизонта. Наведите курсор мыши на изображение, чтобы сравнить нормальный и "заваленный" горизонт. Во втором кадре море как будто утекает куда-то в право... Хотя отклонение от истинной горизонтали - всего 2 градуса.
Особенно сложно выровнять горизонт - имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор - при этом бывает сложно понять - где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.
Кадр без линии горизонта
. Установить линию горизонта в подобном кадре может быть не просто, так как горизонт в общем - то не виден. Но в данном случае - можно ориентироваться на вертикали деревьев. Да и в целом в подобных кадрах - выравнивание по горизонтали - имеет меньшее значение, чем в кадре с морским горизонтом.
Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета - могут мешать при построении композиции, особенно - если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны - они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.
Линия конденсационного следа самолета как часть композиции при фотографировании неба.
Some rights reserved by Rob the moment
Свойства линий, Формы линий композиции изображения
Если Вы видите вертикальную линию - то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия - наше восприятие говорит нам - что на силы, действующие на эту линию - равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе - поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.
Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны - то подсознательно начинаем думать - что она изогнута под дейсвием неких сил - воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна - то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.
Линия - отклонившаяся от вертикали или горизонтали - воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой - считается линия наклонившаяся на 45 градусов.
Извилистый, линии, извитые подобно букве S - могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми - в зависимости от конкретной формы. Например - слегка изогрутая "гармошкой" линия, расположенная вертикально - вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение - словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии - это, например - линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.
Линии - диагонали
Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.
Композиция с диагональю. Динамика ощутима.
Some rights reserved by pierre bédat
В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна... Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма "мирные", уравновешенные композиции с использованием диагоналей.
"up" from Mikelo
Изогнутые линии, «линия красоты»
Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).
В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.
В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно - и всему красивому. При этом достаточно - даже намека на такую форму линии.
Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи и одна из возможный "линий красоты" этого эскиза.
Активные линии изображения
В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке - эти линии называются «ведущими».
Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.
Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.
Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.
Активные линии и активные точки на портрете. Линии показывают "маршрут путешествия" человеческого взгляда по портрету, темные участки - точки остановки внимания.
В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?
Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом... а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).
Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра , но это несколько иная тема...
Дрю Хоппер - фотохудожник и пейзажный фотограф из Австралии. Стремясь увидеть и показать всем разнообразие культур, людей и мест он много путешествует, а также пишет статьи о фотоискусстве. В этой статье он на примерах своих работ рассказывает, как правильно выстраивать композицию на снимках.
«В двух словах - композиция описывает положение элементов на фотографии. Сильная композиция чаще всего имеет ведущие линии, которые направляют внимание зрителя к вашему персонажу или объекту. Эти линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными в зависимости от расположения персонажа.
Давайте взглянем на следующие снимки и посмотрим, как я построил изображения с использованием ведущих линий. Я отметил их стрелками, чтобы пояснить, как я видел и составлял каждый кадр.
На этом фото я хотел провести взгляд зрителя вглубь кадра, по длинному коридору, при этом чтобы взгляд молодого монаха шел в противоположном направлении, но по тем же диагональным линиям. Женщина с корзиной на голове на заднем плане, идущая вдоль галереи, тоже помогла создать направление. Обратите внимание на повторяющийся мотив, созданный колоннами, которые становятся все меньше и меньше. Это позволило создать глубину на снимке, при том что в фокусе - монах на переднем плане.
Это довольно простая композиция, где персонаж находится по центру. Я построил кадр так, чтобы рыболовная сеть создавала диагональные линии, которые ведут к рыбаку. Фото снималось на широкоугольный объектив, дисторсия помогла придать изображению глубину.
Фокус в этом кадре - на молодых монахах, но я хотел также запечатлеть свет и использовать лучи солнца как ведущие линии. Построив изображение так, чтобы монахи сидели под лучами, я смог направить взгляд зрителя на их книги. Вместе с тем линии, которые создаются стеной на левом крае, направляют внимание на самих детей.
Здесь я построил кадр так, чтобы молодой монах находился в левой трети изображения, а колонны справа придавали снимку глубину. Линии галереи направляют взгляд к монаху, а линии потолка ведут глаза зрителя вниз. Глаза самого монаха, идущего вперед, тоже опущены. Это очень простая, но сильная композиция, снятая на широкоугольный объектив.
Еще один кадр, где персонаж находится в центре. Здесь я использовал низкий угол для съемки и широкоугольный объектив для дисторсии - это позволило направить диагональные и горизонтальные линии к монаху. Плитки на полу также создают ведущие линии, направленные вглубь кадра, и делают композицию компактной.
Композиция на этом кадре необычна для моих работ - обычно я не люблю наклонные горизонты. Но в этом случае она сработала отлично. Я снимал с низкого угла, сидя в лодке. Когда рыбак поднял корзину, в воде появилось отражение, которое добавило дополнительную линию, ведущую в центр кадра. Линия горизонта, бегущая от левого нижнего угла в правый верхний, создает диагональную композицию.
Еще одна довольно простая композиция. Свет падал слева, поэтому я расположил молодого монаха в правой части кадра - так, чтобы он смотрел в противоположную направлению лучей сторону. Кроме того, свет, направленный на монаха, создал резкий контраст, который помог сделать фотографию сильнее».
Хороший друг нашего сайта, фотограф Денис Карпенков, продолжает серию заметок для тех, кто хочет уметь не только готовить еду, но и ее фотографировать. Сегодняшняя статья совершила небольшой переворот в моем сознании, осветив некоторые вещи с неожиданной, но очевидной стороны. Другие статьи Дениса вы можете прочитать по ссылкам:
Сегодня я продолжу свой цикл статей о фуд-фотографии разговором об элементах композиции.
О том, как строится фундамент, вы уже знаете из предыдущей статьи « «, а теперь речь пойдёт о кирпичиках, из которых строится кадр. Мы будем рассматривать их применительно к фотографии еды, но иметь при этом в виду, что область их применения в художественной деятельности необозрима.
Все эти «кирпичики» делятся на 4 типа, формы. Других не существует: это точка, линия, плоскость и объем. Эти формы — все, из чего состоит любое произведение живописи и графического дизайна. Любые другие формы — производные из этих четырех. Поэтому все многообразие предметов должно рассматриваться таким образом, чтобы увидеть в их форме свойство того или иного первоэлемента, кирпичика, и использовать его в композиции осмысленно.
Присутствие в композиции всех этих четырёх элементов не является обязательным условием, но делает ее разнообразной и, как правило, улучшает ее восприятие (существует много прекрасных примеров, построенных на использовании только одного из этих элементов, однако, для хорошего результата в этом случае требуются особые навыки, о которых мы еще поговорим).
1. Точка
Главный, основополагающий элемент. В геометрии она невидима, но для нас она является, говоря условно, маленьким по размеру объектом сцены. Элемент композиции, известный как пятно — это большая по размеру точка, хотя в терминологии художников устоялось другое мнение, по которой пятно не отождествляется с точкой. Но мы работаем с формой реальных предметов, а не нарисованных. Мы управляем их расположением в пространстве, а не на плоскости холста. В следующей статье, когда мы коснемся контрастов , вы поймете, почему мыслить так удобнее.
Точка очень многообразна по форме и размеру и, когда она достигает крупного размера, для нас она по-прежнему будет точкой. Наверное, пока это не очень понятно, так что просто поверьте мне.
Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Геометрический и композиционный центр.
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
(совпадение геометрического и композиционного центров)
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой
Основные понятия и правила композиции.
Диагональные линии в композиции:
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.
Замкнутая и открытая композиция:
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Правило золотого сечения:
Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:
Правило трех третей:
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.
Динамика и статика в изображении, движение, ритм.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.
Симметрия:
В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.
Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.
Асимметрия, достижение равновесия:
Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.
Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:
Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Заключение.
Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.
ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (ил. 1). цель: Овладеть первичными моторными навыками макетирования. задачи: Познакомиться с основными начальными приемами изготовления макетов объемных форм.
Требования: Выполнить макеты: куба (8×8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам. методические указания: Приведенные на схеме развертки куба и пирамиды (ил. 2) склеиваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ровными и четкими, необходимо с внешней стороны бумаги по линии сгиба сделать надсечку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не прорезать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки.
Основания конуса и цилиндра (окружности) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный клапан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку нанести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентгеновских снимков.
На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответствует линии основного контура и прорезается насквозь; пунктирная линия - невидимый контур, ее надо надсечь с изнаночной стороны; самая тонкая линия соответствует надсечке с лицевой стороны.
Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не пользоваться карандашом, а делать уколы измерителем в нужных местах. Сначала на выкройках делаются надсечки, а потом сквозные прорези.
ЗАДАНИЕ 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей. цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.
Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции.
Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.
Требования: Создать фронталь — ную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16-20). методические указания: КОМПОЗИЦИОННЫЙ центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.
Иллюстрация 20
ЗАДАНИЕ 6. Пластическое решение поверхности куба (ил. 21-23). цель и задачи смотри задание 5. требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композиционный замысел в решении пластики всех граней. Размер куба 10×10 см.
Методические указания: Композиция предусматривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления движения к этому объему.
На примерах можно видеть разные варианты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.
Макеты цилиндрических объемов решались по такому же принципу, как и кубы.
В ЗАДАНИЕ 7. Ритмические членения поверхности цилиндра. цель и задачи смотри задание 6. требования: Выявить объем цилиндра за
Счет пластической разработки его поверх — | ности (ил. 24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.
Методические указания: Макет клеится методом встык. Пластическое решение поверхности достигается с помощью надсечек, прорезей, отгибов.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Рассмотрим еще одну возможность получить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного движения внутрь нее.
Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени пространственного раскрытия самой формы.
Иллюстрация 29
ЗАДАНИЕ 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. цель: Изучить свойства объемных форм: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве.
Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используемых для членения элементов. требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предложенным образцам (ил. 27-29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30-33). методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали.
Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пирамиды, полусферы, тетраэдра.
В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получается различная степень изменения первоначальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма гладкая, поверхность ее не разработана, то внутреннее пространство не читается. Если поверхности членятся, прорезаются, то появляются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.
Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь — Надь, рассматривал пространство как результат развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой формой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:
Предельная массивность, целостность не- расчлененного объема;
Цельная форма, но уже пластически преобразованная;
Форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включением пространства.
На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропорции; геометрический вид; положение в пространстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до максимальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средства, как нюанс, контраст, пластический ритм.