Музей под открытым небом в переяслав-хмельницком. Музей народной архитектуры и быта в переяслав-хмельницком Корреспондент: — Какая беда? Музей родился из беды

На следующий день пребывания в Переяслав-Хмельницком мы отправились в этнографический музей архитектуры и быта Среднего Приднепровья , проще говоря в музей под открытым небом, которым славится город на всю Украину. Здесь незаметно пролетает день, ведь этот музей — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками.

Самостоятельно с Переяслава добраться до музея можно только на такси, поездка из центра города занимает минут 10 — и вот мы на месте.

Экспозиции в музее расположены в хронологическом порядке. Сначала перед нами предстали памятники трипольской культуры — каменные бабы и Половецкое святилище конца XII — нач. XIII веков. Дальше начинались землянки, срубы, избы, жилищно-хозяйственные постройки, мельницы, церкви и колокольни… Часть экспонатов — реконструированы, но многие — "в подлиннике".

Центральное место в музее занимали дома, в которых жили и работали разного ремесла люди — крестьянин, гончар, бондарь, священник, хлебороб, пчеловод, шинкарь и другие. Почти всегда экспонат — это целый двор, т.е. дом/хата, наполненная утварью, предметами обстановки и специальным ремесленным оборудованием, надворные постройки, тын, сад/огород и прочее. Интересная особенность: к каждому двору “прикреплен” работник, который не только следит за “экспонатами”, но и поддерживает в нормальном состоянии сад/огород. Из-за этого весь парк-музей не выглядит заброшенным или безжизненным — наоборот, кажется, что в этих домиках и поныне течет собственная жизнь.

На территории расположены 13 музеев, некоторые были закрыты (выходной вторник и четверг), до некоторых мы просто не дошли. А попали в музей истории православной церкви, рушника, хлеба, пчеловодства, сухопутного (а скорее — гужевого) транспорта. Особенно впечатлил музей рушника — такого разнообразия и количества этого символа украинского народа, пожалуй, редко где увидишь. В часть из этих музеев вход — за дополнительную (маленькую) плату.

Очень понравилась, как вела экскурсию для группы школьников женщина-экскурсовод: кратко, но интересно (дети слушали!) и связанно (следующий рассказ вытекал из предыдущего). Но мы экскурсию не брали - это дало нам больше свободы, да и практически все экспонаты снабжены табличками, на которых не только его название, но и краткое описание. Вообще же услуги гида стоят в музее 60 грн.

Еще одна организационная особенность: на территории музея практически негде перекусить, есть одна лавка, в которой можно купить напитки, печенье, батончики. Так что еду лучше взять с собой.

Городок на берегу Днепра — (с 2017 года — Переяслав), известен в Украине как город музеев, которых на его небольшой территории насчитывается более 25. Все музеи входят в состав Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав», а большинство из них находятся в уникальном музее под открытым небом — Музее народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья .

Строительство первого в Украине музея под открытым небом началось в 1964 году на Татарской горе. Основной тематикой музея, который раскинулся на площади 25 га, стал быт Среднего Приднепровья. Более 300 уникальнейших объектов воссоздают быт разных эпох — от каменного века до жилища конца XIX в.

На живописной территории музея находится 122 памятника архитектуры, около 20 дворов с домами и мастерские, которые позволяют увидеть как жили и работали в те времена разные слои населения. Украшением Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья являются красивейший дендропарк и два искусственных пруда.

При входе в музей гостей «встречают» памятники скифских племен , датированные VI-IV тысячелетия до н.э. Чуть дальше размещены домики времен Киевской Руси (XI в.) , в которых проживали бедные люди.

XVI-XIX столетия представлены типичными для Приднестровья сельскими дворами и домами . Можно увидеть дома, принадлежавшие семьям с разным уровнем дохода — от бедняков до богачей, а также разных профессий (дом гончара, дом повитухи, дом священника, дом бондаря, дом ткача).

Из разных уголков Приднестровья в музей привезли множество церквей. Например, самой первой культовой достопримечательностью музея стала Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — храм, построенный еще в козацкие времена (1606 год) на территории Белоцерковского староства. Рядом с ней установлена колокольня XVIII века, которую в 1970-х годах привезли из села Бушево Рокитнянского района. Возле церкви воссоздано козацкое кладбище с каменными и деревянными крестами, привезенными с разрушенных кладбищ XVIII в.

Не менее интересны оборонительные здания тех времен, представленные Козацкой залогой XVII века. Подобные крепости строились на границах козацких территорий, были окружены рвом и высокими башнями. Внутри таких строений размещались конюшни и жилища козаков.

Карта музея

Помимо прогулки по музею под открытым небом, который бесспорно является Украины, рекомендуем посетить тематические музеи , размещенные на его территории:

1. Музей украинских обрядов и обычаев.

2. Музей истории Украинской православной церкви.

3. Музей рушника.

4. Музей лекарственных растений.

5. Музей пчеловодства.

6. Музей Н. Н. Бенардоса (изобретателя электрической дуговой сварки металлов).

7. Музей декоративно прикладного искусства.

8. Музей космоса.

9. Музей сухопутного транспорта.

10. Музей «Почтовая станция».

11. Музей хлеба.

12. Музей писателя Шолом-Алейхема.

Посетить Музей под открытым небом в Переяславе-Хмельницком можно как самостоятельно, так и в рамках .

Рядом находятся: ,

Познакомившись в прошлых частях и погуляв , оказавшегося точкой пересечения всей украинской истории, посетим наконец его известнейшую достопримечательность - музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, один из самых больших и интересных "скансенов" в постсоветских странах.

Моё любимое место в Переяславе - безусловно, луга в пойме Трубежа, над которыми с одной стороны нависает Михайловская церковь с макетом собора на крыше, а с другой - главки "музейных" церквей, выглядывающие из увитой омелою рощи:

Скансен расположен на самой окраине, практически за городом, и его главный вход смотрит в сторону, противоположную центру - туристическим автобусам не крюк, а пешком идти далековато что из города, что от шоссе. Поэтому мы пошли через эти луга к чёрному ходу, куда ведёт улица со звучным названием Летописная. Ещё снаружи встречает здоровенная водяная мельница и ветхая лодка, о происхождении которых я ничего не нашёл. У чёрного входа же обнаружились мелкие собаки, вроде и не агрессивные... но стоило было повернуться к ним спиной, как одна из них весьма неприятно ущипнула меня за ногу сквозь джинсы. На входе, однако, есть полноценная касса, а за ней пирожковый и сувенирный киоски.

Созданный, как и большинство советских скансенов, в 1960-е годы (открыт в 1964-м), Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья получился одним из крупнейших - в нём 185 объектов, в том числе 122 постройки: он уступает во всех постсоветских страна лишь киевскому Пирогову (275 построек) и (189 построек), заметно превосходя например львовский , в Риге или архангельские Малые Корелы. При этом в отличие от тех музеев, раскинувшихся по огромной территории, переяславский скансен довольно компактен (700 на 400 метров) и в нём нет проблем с навигацией - всё рядом, схема логична, а подавляющее большинство объектов снабжены подробным описанием на украинском языке. Ну а главная "фишка" переяславского скансена в том, что здесь представлен не только в общем-то весьма однообразный сельский быт, но и ряд нестандартных построек и целых секторов, один из которых - с археологическими древностями и реконструкциями - я показывал в первой части.

3а. по клику откроется в большом разрешении.

Зайдя с чёрного (Нижнего) хода, мы вышли на развилку и стали обходить музей по кругу, на схеме - против часовой стрелки. От развилки налево уходит натуральная сельская улица с хатами крестьянина-середняка, ремесленника-кожемяки и трактиром:

Шинок (корчма) 1890-х годов из села Рудяки близ Переяслава:

Напротив них - одинокая Полесская хата из села Вабля на севере Киевской области: из того немногого, что осталось от Киевского Полесья после Чернобыльской катастрофы, в музей свезено немногим меньше, чем из окрестностей Переяслава. Построена она как натуральная изба, из брёвен концами навыпуск, но хата отличается всё же в первую очередь планировкой - тут хорошо видны компактные сени и две комнаты по бокам.

В комнатах - огромная печь, полесская вышивка и ткацкие станки, но в первую очередь - очень красивые росписи:

А за полесской хатой, внезапно, "хата первых коммунаров". Не знаю, что имелось в виду здесь, но например в Казахстане или Киргизии, странах бывших кочевников, такими застроена немалая часть "закреплённых" в советское время аулов, такая вненациональная сельская архитектура.

Улица приводит к Трёхсвятительской церкви (1741) из села Пищики, :

А в ней - музей украинского рушника. Рушник я до поездок на Украину постоянно путал с вышиванкой, но на самом деле вещи это совершенно разные: вышиванка - сугубо украинская рубаха с орнаментом, рушник - вышитое полотенце, характерное для славян вообще, и на Украине эта традиция лишь лучше всего сохранилась.

И даже в церкви рушники смотрятся органично - ими здесь нередкие украшают сельские храмы или могилы:

Здесь выставлено около 300 рушников (а всего их в фондах музея порядка 4000) из Киевской, Полтавской, Черкасской и Черниговской областей, как старинных, так и советских и новых:

Немного резьбы по дереву - но это не декоративный элемент, а заготовка для вышивания рушника:

За церковью - несколько ветряков (словом "млын", то есть "мельница", в украинской традиции называют только водяные мельницы). Всего их в музее 16, и стоят они тут и там группками по несколько штук. Этот ветряк - пожалуй, тут самый красивый:

Рядом есть и другие усадьбы, но все их не буду показывать - они довольно однообразны, а пост и без этого дутый. Вот это, если не ошибаюсь, хозпостройки в усадьбе богатого крестьянина, чей дом запечталён на вступительном кадре. Странный вкопанный амбар - как я понимаю, омшанник - зимнее убежище для пчёл (по крайней мере таковой в скансене есть и выглядит очень похоже):

В следующей рощице - самая большая в музее Георгиевская церковь (1768) из села Андруши. Внутри у неё и убранство довольно зрелищное , но увы - двери даже в середине дня были закрыты, и как оказалось, у запертых ворот мы окажемся здесь ещё не раз. Рядом - памятный знак с благодарностью царю за восстановленения села, смытого в 1845 году днепровским наводнением.

На той же поляне ещё и гамазей - это переиначенное на украинский манер магазейн (в русском варианте - мангазея), склад зерна или муки:

Усадьба гончара, оказавшаяся закрытой - там внутри гончарные круги и образцы народной керамики, не столь почему-то известной, как народная вышивка. Больше, впрочем, меня впечатлила деревянная резьба кладовой:

И озарённые солнцем снопы, не знаю точно для чего там собранные:

Напротив - избушка хатка на курьих ножках, символизирующая домик знахарки, и Музей пчеловодства - справа видна пара ульев с соломенными крышами, к которым за краем кадра прилагается и хата пчеловода.

Домик знахарки, как я понимаю - дальний павильон Музея лекарственных растений , большая часть которого находится в другой части скансена.

Да одинокая и словно полуподземная часовенка, о которой я просто ничего не нашёл - возможно, малоросский аналог западенских капличек или русских поклонных крестов, словом - место для молитв при дороге:

Усадьба сельского батюшки. Священники в 19 веке были людьми по сельским меркам образованными и много повидавшими, так что и хата его под черепичной крышей, а внутри, пишут, городской интерьер с фабричной посудой.

Где-то здесь заканчивается собственно "этнографический" сектор, в котором даже при более чем компактной территории мы умудрились пропустить пару объектов, как например музей памяти Полесского района , рассказывающий опять же о Чернобыльской трагедии... впрочем, много ли я потерял, не увидев музейную хату, если был в самой , в том числе ?
За этнографическим отделом начинается показанный в первой части археологический, но и его организуют две деревянные церкви, причём обе - Покровские. Храм из села Сухой Яр (1778) вмещает Музей истории украинской православной церкви , куда входит и дом священника, и многочисленные кресты от Средних веков до 19 века, сгруппированные в Казацкое кладбище:

Вторая Покровская церковь из села Остройки под Белой Церковью обходится без музея, но зато старейшая здесь - срублена в 1606 году. Звонница - не родная, а от церкви Иоанна Богослова середины 18 века из села Бушево, и среди в основном небольших каркасных звонниц украинского деревянного зодчества выделяется капитальностью.

А в здешней археологической коллекции не забыли даже Збручского идола - найденный в австрийской части Подолии (Тернопольская область) в 1848 году, ныне он хранится в археологическом музее Кракова, но копией его пытается обзавестись едва ли не каждый уважающий себя музей славянской старины. На самом деле в Подолии с её каньонами просто был самый доступный камень, поэтому там идолы лучше всего сохранились, и вряд ли Збручский идол был совершеннее новгородского Перуна или киевского Велеса, но ничего лучше от славянского язычества до наших дней не дошло.

Где-то на другом краю археологическом сектора освобождённый мужик разрывает оковы эксплуотаторов - об этом памятнике вновь ничего не нашёл, но образ в нём явно советский:

Минуем главный вход, рядом с которых лапидарий и половецкий курган из первой части да ещё одна порция мельниц:

За которыми раскинулся Музей хлеба (1984), по сути дела ещё один сектор, изображающий центральную усадьбу колхоза:

На самом деле речь не столь про хлеб, сколько про использующуюся для его производства технику, от полудеревянных старинных машин, что делались на или на гигантском заводе Эльворти в тогдашнем Елизаветограде, до советских тракторов, кобмайнов и "крылатого хлебороба" Ан-2, который вовсе не случайно прозвали "кукурузник". Рядом с крылом кукурузника - павильон, служивший мастерской для вытёсывания жерновов:

Сюда же затесалась и явно досоветская хата пекаря с соломенной крышей, и скульптура преисполненных либидо хлеборобок из парка колхозной усадьбы.

Ржавая техника выглядит так, будто тут правда заброшенный колхоз, и уверен, подобные сюжеты можно найти не дальше нескольких десятков километров отсюда. Только несамоходный деревянный комбайн начала ХХ века напоминает, что мы в музее:

На главном здании - барельефы, уж не знаю, специально под музей сделанные или снятые с других колхозов. Как бы то ни было, в 1984 году, когда открывался этот отдел, так вполне могли построить и реальную колхозную усадьбу:

Внутри экспозиция от локомобилей до археологических находок, вывернутых когда-то из земли случайным плугом:

А стережёт безопасность колхозников Казацкий пост - тут уже реплика от начала до конца, век этак под 17-й. Похожим образом выглядели в те времена что сибирские остроги, что сечи Дикого поля.

Огромная Пятницкая церковь (1833) из села Вьюнищи - образец уже не украинского, а общероссийского деревянного зодчества, которое называют иногда "дерево под камень". Возможно, это одна из "муравьёвок" (хотя палач литвинской идентичности Михаил Муравьёв-Виленский и был несколько позже), оперативно построенная в каком-нибудь селе, в те годы перешедшем по росчерку пера из ликвидированного греко-католичества в православие. Ныне в церкви Музей космоса , и наверное (если бы она была открыта) несказанно впечатляют ракеты, скафандры и спутники под храмовым сводом. Нынешняя Украина на советском наследстве "замыкает пятёрку ведущих космических держав" (наткнулся на такую фразу, когда писал ), и уж по крайней мере с Украины родом были такие отцы советской космонавтики, как Сергей Королёв или Михаил Янгель.

Ну а дальше тут уже и не скансен, а просто группа музеев, каждый из которых занимает дом или усадьбу через рощу от соседнего. От музея Шолом-Алейхема , собранного в обычной хате из вещей этого родившегося в Переяславе писателя на идиш, я заснял только весьма живописный курятник:

Напротив церкви - стоявшее раньше в городе Почтовая станция 19 века, третья от Киева по Полтавской дороге:

Внутрь мы не пошли, а снаружи больше всего впечатляет герб:

Почтовые станции служили в те времена и чем-то вроде вокзалов, где меняли лошадей (курсирующих от станции до станции) либо отдавали своих на покормить да подковать. Так что рядом с Почтовой станцией - Музей народного сухопутного транспорта, то есть не в меру длинный ангар разнородных повозок от тачки до кареты:

Есть здесь, между прочим, даже чумацкий воз 18 века - чумаки ходили за солью на черноморские и азовские лиманы, рискуя попасть в татарский плен и турецкое рабство, но зато такой воз избавлял село от необходимости покупать соль, тот единственный из жизненно необходимых товар, который крестьяне не могли сами вырастить. Увы, я про этот воз напрочь забыл, так что даже не знаю, попал ли он в кадр.

Рядом под навесами - мастерская колёсников:

Я как-то пролетел мимо Музея украинских народных обрядов , а вот оказавшийся закрытым Музей прикладного искусства во вполне искусно оформленном Панском доме, где жил мелкий дворянин-помещик - не все они обитали в усадьбах с колонными портиками. Само прикладное искусство - советского времени, с УССРовских выставок 1970-71 годов.

А ещё один похожий дом из села Воронков под Борисполем (где, кстати, провёл детство уже упомянутый Шолом-Алейхем) занят техническим музеем Николая Бенардоса . Потомок греческих офицеров с одной стороны и уральских промышленников Демидовых с другой, в 1881 году он изобрёл "Электрогефеста" - электросварку, полностью изменившую многие законы строительства: на старых металлических конструкциях всегда бросается в глаза огромное количество заклёпок. Что интересно - электросварка была практически от начала до конца русским изобретением: теоретически её обосновал в 1802 году Василий Петров , а на практике и в более близком к современном виде внедрил в 1888 году в Перми Николай Славянов . Всего же Бенардос создал около двух сотен изобретений от сельхозтехники до пуль со смещённым центром тяжести, и эти же изобретения, если точнее аккумуляторы с их разрушающими организм парами свинца, его и погубили. Не понял я лишь одного - какое отношение Бенардос имеет к Переяславу? Родился он под Елизаветоградом (ныне Кропивницкий, а до недавнего времени Кировоград), работал в основном в городке Лух нынешней Ивановской области и в Петербурге, "Электрогефеста" презентовал в Париже, а умер в Фастове на правобережной Киевщине.

Неподалёку - вроде бы обходящийся без музея Охотничий домик князя Константина Горчакова, киевского генерал-губернатора в 1877-78 годах (видимо, тогда дом и был построен) и сына "железного канцлера" Александра Горчакова.

Я видел скансены, устроенные на территории старых усадеб (например, под Торжком), но здесь не тот случай - дом перенесён из села Ташань, и на мой взгляд интересен именно как заурядный, то есть наиболее характерный образец своего жанра и эпохи. И уж не знаю, с ним ли вместе привезли деревянную беседку:

Но вокруг натурально усадебный парк и подзаросший пруд с часовенкой на островке:

И старыми деревьями, чьи корни толще, чем у иных - стволы:

Не знаю так же, и откуда этот якорь у дорожки, ведущей обратно к чёрному ходу, но ещё более крупные домонгольские якоря лежат в городе (см. первую часть):

В стороне осталась ещё пара крестьянских усадеб, корчма (видимо действующая), музеи лесного хозяйства и лекарственных растений на месте еврейского кладбища (о котором напоминает памятный знак с надгробием), да и следующие дворы бондаря, ткача и других ремесленников мы прошли быстрым шагом:

Хоть и компактен Переяслав, что город, что музей, да времени было ещё меньше:

Последним запомнившимся экспонатом стала сельская управа:

На чём и закончу расска про Переяслав. По-хорошему, живя в Киеве, сюда стоит съездить как минимум дважды - день на скансен и день на город, вот только чтобы ещё все музеи внутри скансена были открыты... Полный список музеев Переяслава есть в википедии и чуть менее полный на официальном сайте , и даже вскользь упомянуть в трёх постах я успел не все из них: ещё есть музей скульптур на улице Котляревского, картинная галерея, музей народного костюма в Михайловском монастыре и музей истории философии где-то при здешнем скансене. И всё же, подводя итог, скажу, что при всём обилии достопримечательностей Переяслав-Х не очень-то цепляет, и каким-нибудь Прилукам или Ромнам по силе впечатления уступает примерно так же, как музейный экспонат - "действующей" вещи.

В следующих двух частях отправимся на Правобережную Киевщину - в огромный город с названием Белая Церковь.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
. Древняя Русь в музее и городе.
. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

Ездил летом в Переяслав-Хмельницкий. Наслушался восторженного трепа о городе-музее, великолепной атмосфере и замечательном музее под открытым небом. Повелся и поехал. Маршрутки на Переяслав идут от метро Черниговская и, если не ошибаюсь, от метро Харьковская. Билет стоил 20 гривен, сейчас наверняка дороже, в свете очередного подорожания бензина.
Итак, Переяслав - районный центр в Киевской области. Население 31 тысяча. Расстояние от Киева 78 км, на маршрутке ехать часа полтора, так как она едет через Борисполь.


Идея создания этнографического музея принадлежит шведу Артуру Хазелиусу, директору и основателю Музея Северных стран. В 1891 году он приобрел имение «Скансен» в самом центре Стокгольма, «с целью заложить музей, не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом».11 октября 1891 года «Скансен» впервые открылся для посетителей с единственным экспонатом – домиком из Муры. За последующие годы музей значительно расширил свою экспозицию и сейчас включает более 150 домов и усадеб XVIII - XX веков. В наше время название «Скансен» стало нарицательным для обозначения музеев под открытым небом. Переяславский музей находится на окраине города, пешком туда не добраться, маршрутки, насколько знаю, не ходят. Так-что придется брать такси, благо цены здесь не киевские.
Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины работает каждый день с 10:00 до 17:00. адрес: Киевская область,
г. Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2


В переяславском музее, который раскинулся на площади 30 га, находится 13 тематических музеев: Музей украинских обрядов и обычаев Музей истории Украинской православной церкви Музей рушника Музей лекарственных растений Музей пчеловодства Музей Н. Н. Бенардоса Музей декоративно прикладного искусства Музей космоса Музей сухопутного транспорта Музей «Почтовая станция» Музей хлеба Музей Шолом-Алейхема Музей памяти Полесского района Главной достопримечательностью переяславского музея считается украинское село - точная копия поселения Средней Надднепрянщины. Справочная информация:
Работает музей без выходных с 10.00 до 17.00
Стоимость входа: для детей - 10 грн, для взрослых - 15 грн.
Стоимость экскурсии: для детей - 40 грн, для взрослых - 70 грн.
Посещение тематических музеев оплачивается отдельно, 1-10 грн.
Фотографирование на территории музея - 20 грн. Можно не платить:) и фотографировать.
Съемка на камеру - 50 грн.
Музей хлеба.


Здесь, такое ощущение, насобирали все-что могли и просто поставили навалом.


Усадьба киевлянина Х век.








Реконструкция мазанки



Церковь Иоанна Богослова 1606 год .






А то это странная икона, фото плохо получилось.


Колокольня 18 столетия из села Бушево Рокитнянского района .

Погосты, казацкие кресты, перенесенные из зоны затопления Каневского водохранилища.


Сухоярская церковь (Ставыщенский район) 1775 года . Музей истории Украинской православной церкви






На задворках истории

Какая-то адская машина


Избушка на курьих ножках

Церковь 1768 года из села Андруши.









Интерьеры хат,
где какая не помню



Здесь гонют самогон


Здесь пьют















А здесь хранится иголка со смертью Кощея Бессмертного


Посредине когда-то очевидно было озеро.

Охотничий домик князя Горчакова



Просмотров