Разработка внеклассного мероприятия по изобразительномиу искусству "Матрёшка". Внеклассное мероприятие по искусству Мероприятие по декоративно прикладному искусству

Фестиваль детского декоративно прикладного творчества

(Сценарий)

Разработали учителя:

(изобразительное искусство)

(технологии)

Пояснительная записка

В основе содержания ярмарки лежат народные художественные промыслы и ремёсла. Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно - прикладным искусством, с его истоками методом интеграции изобразительного искусства и технологии. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.

Цели :

o Пропаганда народных промыслов и ремёсел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;

o Воспитание уважения к истории народов, населяющих нашу страну, воспитание национального самосознания;

o Формирование художественного вкуса, эстетического чувства;

o Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;

o Закрепление навыков по отделке изделий

Демонстрационный материал:

Выставка творческих работ детей, выполненных на уроках изобразительного искусства и технологии, кружковых и факультативных занятиях: рисунки, вышивки, глиняные игрушки, расписные доски, и т. д.;

компьютерная презентация, выполненная учителями, ведущими уроки;

Изделия народного декоративно-прикладного творчества;

Литературный ряд:

Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского («Вальс цветов»), народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.

Оборудование:

Демонстрационный экран, проектор, стенды, кубы, столы, магнитофон. Заготовки из дерева, картона, глины, заранее сделанные на уроках; кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Учитель ИЗО:

Народный численник- месяцеслов называет декабрь так: студень, стужайло, лютовей. Замыкая год, он починает зиму - по стылой земле «стелет белые холсты», «глаз снегами тешит», «замостит-загвоздит» реки…

Всё в жизни народа связано с природой. Всё примечали народные умельцы, и свою любовь, и поклонение природе выражали в творчестве, в изделиях прикладного искусства.

Подводят люди к декабрю итоги всего года: как прожили, как поработали, сколько добра миру сделали.

Весь декабрь ждали светлого Рождества Христова - к нему готовились.

Звучит фонограмма песни «Ах Самара – городок», матрешки поют частушки:

1 матрёшка:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Мы втроём поём частушки,

И танцуем мы втроём.

2 матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдём плясать и петь-

Вам за нами не успеть.

3 матрёшка :

И кроваток нам не нужно,

Потому, что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все

Одна в другой.

Танцуя, девочки подходят к стенду с расписными на уроках матрёшками, демонстрируя их зрителям.

«Золотая хохлома»

Звучит фонограмма песни «Калинка-малинка». На сцену выходит мальчик, в костюме скомороха:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Следом за ним выходит с рассказом мальчик, в костюме коробейника:

Издавна мастерили да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Сёмино, Хрящи, Разводино, Новопокровское…

Скоморох:

А откуда же пришло название посуды – Хохлома?

Коробейник:

Да вот как это случилось.… Катят гружёные подводы вдоль узкой речки Узолы. Стук-бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому, на ярмарку. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по свету.

Кому посуда для каши-окрошки?

Чудо блюдо, да чашки-ложки!

Скоморох:

Откуда посуда?

Коробейник:

К вам приехала сама, золотая хохлома!

Учитель ИЗО:

Так и повелось - хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской. Первые изделия появились во второй половине 17 века. Как же оно началось, это удивительное хохломское художество?

Звучит «сказочная» музыка, на сцену выводит девочка в кокошнике и сарафане, украшенных под хохлому, «русская красавица»:

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой.

Коробейник:

Это, конечно легенда, сказка.…А начало золотой росписи ведут от деревенских мастеров - живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

Учитель ИЗО:

Сначала посуду вытачивали из липы. Затем, жидкой глиной обмазывали, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило её. Просушили, обмакнули в варёное льняное масло и прогрели в печи. Потом, натёрли миску алюминиевым порошком, от этого посуда сверкать золотом начинала.

А теперь можно и расписывать…

Русская красавица:

Побежала тонкая кисть художника по её стенкам и донышку, потянулись узором красные и чёрные завитки. Вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывают ягодки или цветы. А то и птицы с пышными хвостами.

Учитель ИЗО:

Мастерам особенно полюбились два типа росписи – «верховая» (красный и чёрный орнамент по золотому фону) и «подфон» (золотой силуэт орнамента по цветному, чёрному или красному фону).

Коробейник:

Какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ох! И восторженное ах!

Скоморох:

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Русская красавица:

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши…

Скоморох:

И чего здесь только нету:

Русская красавица:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И ромашки луговин.

Дети подходят к стенду с хохломскими изделиями, демонстрируют зрителям, проходят в зал под весёлую народную музыку.

В это время подводятся итоги росписи игрушек, дети рассказывают о своих замыслах, демонстрируют игрушки; зрители делятся впечатлениями – понравились ли им расписанные детьми игрушки и почему.

«Гжель»

Звучит «Вальс цветов», выходит на сцену девочка в платье с гжельскими мотивами-1 ведущая:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская звонкая гжель.

2 ведущая:

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Увидели они в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на стройный кувшин или простую кружку. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое» чудо.

1 ведущая:

История гжельского фарфора уходит в 17 век, когда был построен один из первых керамических заводов. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня «Объединение Гжель» выпускает различные изделия. Это и скульптурные композиции, наборы посуды, предметы, украшающие быт. По-прежнему роспись выполняется только вручную. Поэтому, созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

Девочки – ведущие садятся около «своих» стендов с гжелью.

Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», выходят учителя ИЗО и технологии.

«Заключительное слово»

Учитель технологии:

Будь внимателен ко всему, что окружает тебя!

Учитель ИЗО:

Умей разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебристой воды и последний луч уходящего солнца.

Учитель технологии:

А главное – не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, у тебя сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавного глиняного зверька, постарайся запомнить этот образ.

Учитель ИЗО:

Ты ещё не раз встретишься с ним в народном искусстве, как со старым другом. Любите мир вокруг вас, и радостью заполнится сердце.

Звучит весёлая ярмарочная песня «Наигрыш», выходят все участники ярмарки,

Берутся за руки вместе с учителями и кланяются зрителям.

Наша ярмарка закрывается, до новых встреч.

Приветствую всех в нашем зале!

Сегодня мы побываем «В мастерской Рультынэ».

Из истории создания традиционной национальной одежды народов Севера;

О том, как можно использовать традиции в современной жизни;

На время станем мастерицами и изготовим Новогодние подарки подружкам -.модницам.

1. ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.) Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.

2. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую - с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

3. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом - ровдужными или суконными штанами/ Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер). Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

4. Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

5. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

6. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

7. Рукавицы, как правило, шили из камуса мехом наружу, по краю пришивались полоски из ровдуги и короткий ремешок для подвешивания к поясу. А так же мастерицы изготавливали и перчатки: четырехпалые и пятипалые. Наружную часть обычно украшали вышивкой, аппликацией или бисером. Наиболее красивыми и яркими по форме были перчатки для танцев. Как известно они изготавливались с раструбами; в качестве украшений можно встретить аппликации, бисер; у запястья перчатки оторачивались мехом песца, росомахи, опоссума, соболя, выдры, а так же и евражки. На тыльной стороне перчаток встречается такой древний узор как розетка с солярным знаком. Она бывает украшена шитьём из оленьего подшейного волоса, бисером или мехом.

8. В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста..

А теперь мы перенесемся в мастерскую Рультынэ. Прошу приглядываться, присматриваться, выбирать.

9. «В мастерской Рультынэ» (Стилизованная традиционная одежда и аксессуары.)

Скажите, какие изделия вам понравились больше?

Да, современные условия жизни вносят изменения не только в быт, экономику, промышленность, но и в стиль одежды. Сегодня чукотские модницы-мастерицы могут себе позволить носить такие перчатки, а в своих сумочках - футляры для очков, косметички и т.д.

1. Вот и мы сегодня в нашей мастерской сошьем для близких, друзей Новогодние подарки. А вы ведь знаете, что изделия, сшитые своими руками, очень дорого ценятся за вложенное в них тепло души, добрых мыслей, любви мастера.

2. - Предлагаю вам занять места поудобнее.

3. - На ваших столах лежат все необходимые инструменты. Давайте проверим их наличие: инструменты - карандаш, линейка, циркуль, бисерная и граненная для кожи игла, резак, ножницы, клей. материалы -картон, кожа (светлая, темная), камус, бисер, подшейный волос оленя, нитки мулине и ХБ, бусина.(если без заготовок)

Вспомним правила техники безопасности: - скажите, как нужно обращаться с ножницами? иглами?

Ковтун Юлия Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №6"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Фестиваль декоративно-прикладного искусства и народного творчества "Параскева Пятница"
Дата публикации: 27.04.2016
Раздел: среднее образование

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Фестиваль декоративно-прикладного искусства и

народного творчества «Параскева Пятница»
(7-20 лет, срок реализации данной работы 1 год) Ковтун Юлия Анатольевна, учитель изобразительного искусства и основ духовно- нравственной культуры народов России г. Ачинск 2016 год

Аннотация работы

Фестиваль декоративно-прикладного искусства и народного творчества

«Параскева Пятница»

Номинация


Творческая группа педагогов проводит планомерную работу в направлении духовно-нравственного воспитания школьников. Ярким примером служит организация и проведение на базе школы Фестиваля декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница». Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: формирования у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России. Организация деятельности Фестиваля направлена на сохранение народных традиций и ремёсел, развитие сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска, районов.
Цель Фестиваля:
создание пространства для расширения сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска и прилегающих районов в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через народное и современное творчество. В статье обобщен опыт многолетней многоплановой работы в области воспитания духовно-нравственных основ учащихся школы. Данная идея Фестиваля даёт возможность не только сохранять народные традиции и ремёсла, но и тиражировать наработанный опыт в других районах.
Современные стандарты образования предъявляют особые требования к педагогической деятельности и организации воспитательного процесса в целом. Перед школой ставятся задачи воспитания полноценного гражданина, патриота своей Родины, обладающего высокими моральными качествами и имеющего стойкие нравственные ценностные ориентиры. Стал актуальным вопрос о формировании у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России. Исследователями сделаны печальные выводы о том, что российским школьникам больше знакома зарубежная культура, чем собственная . Дети и подростки с одной стороны не видят важности и необходимости знать и ценить свои «корни», а с другой - имеют недостаточно возможностей для их изучения. В решении данной проблемы мощнейшую роль может сыграть воспитательный потенциал семьи, авторитет и гражданская позиция родителей, семейные ценности и образ жизни, эмоционально-нравственный микроклимат окружающий ребенка. Со стороны же образовательных учреждений также необходим комплекс мер, направленный на формирование гражданского самосознания, конструктивного социального поведения, выбор жизненных ориентиров, духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Говоря о духовно-нравственном воспитании личности гражданина России мы подразумеваем «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество» . В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования Красноярского края на 2016–2018 годы [ 3 ] и Федеральном образовательном стандарте основного общего образования приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей О приложении к положению о конкурсе – 06
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Основной целью Комплекса мер по реализации Стратегии является «создание системы условий для развития в системе общего образования Красноярского края качественных практик воспитания детей гражданами российского демократического правового государства, способными к нравственному развитию, самостоятельным решениям и реализации личностного потенциала в условиях современного общества в гармонии с российскими традиционными ценностями» . В нашей образовательной организации творческая группа педагогов, четко понимая запросы общества, на протяжении ряда лет ведет планомерную работу в направлении духовно-нравственного воспитания школьников. Ярким примером тому может служить организация и проведение на базе
школы

Фестиваля декоративно-прикладного

искусства

народного

творчества

«Параскева Пятница».
С точки зрения организаторов Фестиваль способствует формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России.
Цель Фестиваля:
создание пространства для расширения сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска и прилегающих районов в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через народное и современное творчество. Рождение Фестиваля произошло в муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа №6» г. Ачинска Красноярского края в 2012г. На тот момент в образовательной организации активно работала творческая группа учителей и учащихся школы, которая занималась сбором экспонатов для будущего школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства (был открыт в 2014г.), вела волонтерскую работу с детьми ограниченных возможностей здоровья Ачинской общеобразовательной школы-интерната № 2 и санаторной школы-интерната, участвовала в благотворительных акциях и творческих конкурсах, проводила мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, вели научно-
исследовательскую работу по краеведению. В процессе вышеперечисленной общественной деятельности налаживались связи с другими организациями, творческими объединениями, культурными учреждениями города и района. Постепенно пришли к мысли о том, что не хватает площадки, где все творческие люди – дети и взрослые, учителя школ, педагоги дополнительного образования и их учащиеся, мастера декоративно-прикладного искусства города и районов могли общаться на интересующие их темы, обмениваться опытом, получать новые навыки в процессе занятия творчеством. Место встречи единомышленников, где не будет конкуренции и соревновательных моментов. Так прошел первый Фестиваль декоративно-прикладного искусства под название «В кругу друзей». На него съехались гости из пяти близлежащих районов, отзывы были положительные. Выбранная нами форма мероприятия считаем оптимальной для поставленных цели и задач, это подтверждается содержанием Стратегии, где в п.8 рекомендуется: « … проведение форумов, фестивалей, на которых представляется, поощряется лучший опыт гражданско-патриотического воспитания» . Анализируя проведенное мероприятия пришли к выводу о том, что не хватает важного стержня, основной идеи, которая бы могла объединить заинтересованных людей вместе, перенеся их на более высокий уровень. Ответ был найден в сформированной экспозиции школьного музея - образ святой Параскевы Пятницы, считающейся покровительницей женского труда и рукоделий, который неразрывно связан с христианской культурой, традициями народа и призван пополнять наши сердца духовным светом.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей
, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, О приложении к положению о конкурсе – 06
приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову . Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Считали ее покровительницей женских рукоделий, оказывающей особенную помощь в прядении льна, потому в некоторых губерниях России Параскеву Пятницу называли Параскевой Льняницей, так как в это осеннее время начинали мять и трепать лен. Считалось, что эта святая следит за всеми женскими работами. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Подобная часовня и сегодня возвышается над столицей Красноярского края. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Описания ее жизни рассказывают нам и том, что жила она жизнью праведной - была добра, о т з ы вч и в а, м и л о с е р д н а, т р у д о л ю б и в а. . . В православной молитве к Святой обращаются с просьбами о помощи в любом
добром деле, то есть не только в рукоделии, полеводстве, но и в болезнях, печалях, учении и т.п. Именно образ святой Параскевы объединил в себе то, что по задумке организаторов Фестиваля хотелось донести окружающим - свет, добро, трудолюбие, духовность, желание помочь близкому, верность своим убеждениям. В последующие годы 2014,2015,2016 Фестиваль стал носить имя Параскевы Пятницы. В 2016 году он приобрел межрайонный уровень, хотя и изначально в Фестивале принимали участие представители районов. На сегодняшний день поставленную цель межрайонного Фестиваля декоративно- прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница» решаем через следующие
задачи:
1. Приобщение к христианской культуре посредством искусства (музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного); 2. Знакомство с православными традициями, обычаями, домашним укладом и семейными ценностями сибиряков; 3. Привлечение внимания к культуре и истокам народного творчества через проведение мастер-классов, интерактивных площадок; 4. Знакомство с материальной и духовной культурой, бытом, ремеслами традиционного народного и современного творчества.
Проведению

Фестиваля

предшествует

большая

подготовительная

работа

течение года:
 Организуется системное изучение обычаев и обрядов русского народа, христианских традиций, быта и уклада сибиряков.  Ведется научно-исследовательская работа. За четыре года написаны и представлены на городском уровне следующие проектно-исследовательские работы: «Куклы – не игрушки», «Красна изба углами», «Символика русских орнаментов», «Чашка сибирского здоровья».  Учителя-предметники в рамках программного материала уделяют особое внимание информации касающейся народных традиций, культуре, духовно- нравственному воспитанию. Так, на уроках литературы изучаются литературные источники, устный фольклор; на технологии традиционным О приложении к положению о конкурсе – 06
стал урок-праздник, знакомящий школьников с традициями русского чаепития, травяными чаями; на занятиях по изобразительному искусству происходит освоение основных приемов народных видов росписи, лепки глиняной народной игрушки, ознакомление с ремеслами и видами рукоделия народов России и Сибири в частности, рассматриваются элементы традиционной народной одежды, изучается символика орнаментов и вышивки. Особую роль в подготовительной работе играет ведения в пятых классах курса Основ духовно-нравственной культуры народов России, где происходит погружение школьников в атмосферу духовности, понимание национальных базовых ценностей, обобщение знаний полученных в начальной школе на занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» о традиционных религиозных конфессиях России.  Реализуются
программы дополнительного образования
:  учитель технологии проводя занятия творческой мастерской
«Страна мастер-классия»
, знакомит учащихся с различными видами рукоделия, а они в свою очередь передают свои умения на мастер- классах в школе и городских мероприятиях;  на кружке декоративно-прикладного искусства
«Деревянное

кружево
» под руководством учителя технологии, учащиеся осваивают приемы работы с древесиной, изготавливают элементы оформления для школьного музея в народном стиле;  изостудия
«Вижу мир»
(руководитель – учитель изобразительного искусства) традиционно представляет работы на школьных выставках, некоторые их них в 2015г. стали победителями (2 работы) и призерами (5 работ) муниципального этапа Всероссийского творческого конкурса «Национальные базовые ценности».  Реализуются программы
внеурочной деятельности духовно-нравственной

направленности:
 программа
«Прикоснись к истокам»
(2012-2015г.г.) раскрывает такие направления как: устное народное творчество, народное музыкальное искусство, декоративно-прикладное искусство;
 программа
«Детский народный календарь»
(2015-2016уч.г.) расширяетт представления учащихся о православных праздниках народного календаря, в первую очередь: Рождество Христово, Пасха, Троица. В атмосфере совместной деятельности учащиеся младших (5-6 классов) и старших (7-8 классов) разрабатывают сценарии, создают костюмы и декорации, представляют свой результат на итоговых мероприятиях.  Проводятся отдельные
внеурочные мероприятия
:  интерактивная
игра-погружение

«Колесо

истории»
знакомит школьников с традициями русского быта конца XIX века: ткачество, резьба и оформление оконных наличников, игра на народных инструментах, традиции русского чаепития, умение пользоваться предметами быта: рубелем, коромыслом, самоваром, веретеном, самопрялкой;  на
уроке- празднике «Весенние заклички»
школьники учатся печь «жаворонков», изготавливают куклу Веснянку, готовят реквизит и проводят праздник прихода весны;  развивающая
игра

«Птица

Счастья».
Это напольная игра, разработана самими школьниками. Она знакомит игроков с русским фольклором, народными сказками, обычаями, традициями и культурой русского народа в занимательной форме; 
квест

«Музей

рядом»
. Проходя по станциям пятиклассники узнают, в каких направлениях ведет свою деятельность школьный музей, а в роли наставников-тьюторов выступают ученики восьмого класса.  Проводятся
школы интенсивного развития «Лестница успеха» (осенняя и

весенняя сессии),
которые являются традицией школы на протяжении более 10 лет. Это пространство, где ребята разрабатывают проекты, занимаются их реализацией, решают важные проектные задачи совместно с учителями.  Разрабатываются тематические экскурсии («Красна изба углами», «Красный угол – центр дома», «Текстиль и рукоделия») в школьном музее декоративно- прикладного искусства и народного быта «Параскева». О приложении к положению о конкурсе – 06
Вышеперечисленные мероприятия объединяются в процессе реализации внутри школьных
проектов
«Куклы – не игрушки» (2011-2013г.г.), «Школьный музей» (2012-2016г.г.), «Параскева» (2013-2016г.г.), которые создают в школе атмосферу творчества, возможность погружения и детального изучения традиций, быта, ремесел, материальной и духовной культуры русского народа. Они становятся основательной базой для проведения нашего Фестиваля. На протяжении более пяти лет ведется работа
по

взаимодействию

культурами учреждениями города
: активно сотрудничаем с краеведческим музеем им. Д.С. Каргополова, музейно-выставочным центром, молодежным центром «Сибирь». Поддерживаем многолетние дружеские отношения с детскими творческими объединениями города: Краевым государственным бюджетным образовательным учреждением "Ачинская общеобразовательная школа-интернат № 2", краевым государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ачинская общеобразовательная школа №3» , танцевальным ансамблем «Вдохновение» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №15», Ачинской Православной Преображенской начальной г и м н а з и е й, краевым государственным бюджетным общеобразовательным учреждением кадетской школой-интернатом "Ачинский кадетский корпус". Регулярно участвуем в районных культурных событиях: фестивале «Содружество» в п. Белый Яр Ачинского района, творческой мастерской «Кузьминки» Большеулуйского Дома ремесел, мероприятиях козульского Дома ремесел, музея «Сибирской игрушки» п. Краснополянский Назаровского района. Мастера декоративно-прикладного искусства города творческого объединения мастеров декоративно-прикладного искусства «Солнечный мастер», имеющие достижения краевого, всероссийского и международного уровней, охотно принимают наше приглашения на участие в Фестивале. Педагоги школы также являются членами городского клуба «Солнечный мастер», имеют большой опыт участия в фестивалях и конкурсах мастеров декоративно-прикладного искусства, отмечены множеством наград в области декоративно-прикладного искусства, что
также способствует качественной подготовке проведения творческих площадок и мастер-классов на Фестивале. Сотрудничество и взаимодействие подобного рода позволяет привлекать на наш Фестиваль мастеров высокого уровня, заинтересованных ребят и педагогов. Для проведения Фестиваля образовательная организация имеет собственные ресурсы: наличие оборудованных кабинетов, комплект костюмов («Сова – символ школы», «Параскева», «Чайный стол», народные костюмы – сарафаны, рубахи), удобное место расположение школы (центр города). Все это способствует успешному проведению Фестиваля. Учителя и школьники на Фестивале
организуют собственные площадки:
 мастер-классы по современным и традиционным видам творчества (изготовление сувениров в народном стиле, выжигание, арт-проекты «Солнце», «Мой ангел»);  работа «Русской чайной» построена на основе проектно- исследовательской работы «Чашка сибирского здоровья», где предлагается дегустация травяных чаёв из сырья заготовленного нашими учениками;  проведение занятий школьниками-экскурсоводами в школьном музее декоративно-прикладного искусства и народного быта «Параскева»;  тантамареска «Русская деревня» помогает сделать интересные фотографии в народном стиле;  работа школьных средств массовой информации: по итогам работы на Фестивале школьные журналисты выпускают отдельную тематическую газету «Фестиваль «Параскева Пятница»», а также размещают статьи в школьной газете «Совенок»;  наличие сайта школы, где можно найти интересующую информацию о Фестивале .
Направления

деятельности

площадок

мастер-классов

приглашенных

мастеров декоративно-прикладного искусства, педагогов и учащихся:
1. керамика (глиняная игрушка, изразцы ит.п.); 2. текстильное традиционное и современное шитьё; 3. ткачество и плетение поясов; О приложении к положению о конкурсе – 06
4. интерактивная площадка «Народный праздник»; 5. интерактивная площадка «Народные игры»; 6. интерактивная площадка «Народные традиции»; 7. Батик, бумагопластика, фоамиран, скрапбукинг, валяние из шерсти; 8. Плетение из рогоза, работа с берестой, кожей, бисером; 9. Традиционная роспись и резьба по дереву; 10. Вышивка «крестиком», вязание крючком; 11.Сборная выставка авторской куклы мастеров декоративно-прикладного искусства Красноярского края «Мой ангел»; 12.Выставка изделий декоративно-прикладного искусства мастеров города и районов. В 2016 году на четвертом Фестивале «Параскева Пятница» участникам и гостям была предоставлена возможность принять участие в 23 мастер-классах и интерактивных площадках! Общее количество участников составило 212 человек! Открывал Фестиваль детский хор ачинской православной гимназии. Во время отдыха между мастер-классами гости могли полакомиться в «Русской чайной» и послушать оркестр духовых инструментов ачинского кадетского корпуса. Важно отметить, что при проведении мастер-классов мастера не только рассказывают последовательность и технологию изготовления изделия, но и знакомят участников с историей рукоделия, традицией изготовления и древней символикой. Так, например, мастер Беломестнова Галина Владимировна по современной технике декоративно-прикладного искусства «фоамиран» в процессе изготовления броши «Ромашка» из современного пластичного материала рассказывала присутствующим о том, что цветок ромашки - это символ праздника Любви и Верности, который не так давно стали отмечать 8 июля в нашей стране, посвящённый святым Петру и Февронье. Обобщая практический опыт деятельности творческой группы учителей и учащихся по организации и проведению в школе Фестиваля декоративно- прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница» в течение четырех лет определили
следующие результаты
для различных групп участников: 1. Для учителей образовательной организации:  возможность презентовать и тиражировать опыт собственных наработок;
 установление творческих связей для дальнейшего взаимодействия и обмена опытом с другими организациями и педагогами;  приобретение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию с возможностью использования разных видов деятельности (хоровое пение, обряды, духовная музыка, экскурсии, народные игры, танцы); 2. Для учащихся-тьюторов школы:  проба собственных возможностей в роли организатора, руководителя площадки;  удовлетворение личностных потребностей, достижений;  возможность самореализации, опыт работы на большой аудитории;  умение руководить группой, вести за собой, развитие лидерских качеств, умение позиционировать себя. 3. Для учащихся-участников Фестиваля:  профессиональная проба;  приобретение навыка в направлении декоративно-прикладного искусства, приобщение к народным традициям – через участие в интерактивных площадках, играх, экскурсиях;  утверждение и приобретение ценностных ориентиров;  личностное общение со сверстниками и старшими наставниками;  расширение круга общения в процессе взаимодействия с учащимися из других образовательных учреждений, имеющих свои традиции. 4. Для мастеров декоративно-прикладного искусства города и районных Домов ремесел:  возможность презентовать и тиражировать опыт собственных наработок;  установление творческих связей с другими организациями и мастерами;  приобретение опыта работы в области духовно-нравственного воспитания. 5. Для образовательной организации:  Фестиваль является визитной карточкой школы, яркое традиционное мероприятие школы;  школа – как центр межрайонного культурного пространства;  возможность для учащихся данного образовательной организации приобщиться к народной культуре;  занятость детей во внеурочное время. О приложении к положению о конкурсе – 06
С каждым годом Фестиваль набирает свою мощь, привлекая больше участников. Из чего можно сделать вывод о том, что эта площадка значима, важна, актуальна для общественности. Количество участников ежегодно увеличивается: 2012г. – 56, 2014г. – 92, 2015г. – 133, 2016г. – 212 участников! Расширяется территориальный охват. На сегодняшний день районами-участниками являются: Ачинский, Назаровский, Козульский, Большеулуйский, Шарыповский, Боготольский, г. Ачинск. Фестиваль получил признание и поддержку со стороны ачинского краеведческого музея, Управления образования города, Фестиваль не является конкурсом, так как отсутствует конкуренция, напряжение. Это создает благоприятную дружескую обстановку, атмосферу взаимного сотрудничества, устанавливаются контакты между творческими объединениями. Так на Фестивале 2016г. познакомились мастера Козульского Дома ремесел и Центра творчества Шарыповского района. Оба объединения работают в направлении «керамика», им интересен опыт каждого. Они заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии. Мероприятие ежегодно освещается средствами массовой информации: в «Ачинской газете», «Причулымский вестник», ачинском телевидении, сайте школы и сайте Управления образования. Данная идея Фестиваля даёт возможность не только сохранять народные традиции и ремёсла, но и тиражировать наработанный опыт в других районах. Творческому коллективу школы важно, что Фестиваль привлекает все большее количество неравнодушных людей, особенно подрастающее поколение, ведь Фестиваль «Параскева Пятница» - это особое пространство духовно-нравственного воспитания, место общения и обмена опытом между творческими объединениями, мастерами, заинтересованными людьми разных возрастов через совместное творческую деятельность. Фестиваль неразрывно связан с православной культурой, так как носит название христианской великомученицы Параскевы Пятницы. Продолжение деятельности в этом направлении, налаживание сотрудничества с православным приходом Казанского кафедрального собора г. Ачинска Красноярской
Епархии Русской Православной Церкви хранящей тысячелетние устои и традиции христианства позволит наиболее полно раскрыть для всех участников Фестиваля глубины духовной, моральной составляющей человеческой личности, семейные ценности, основанные на православном христианстве, традиции русского народа и его историческое древо, возрастающее из Православия - база для воспитания высоконравственного человека, достойного гражданина своей страны и жителя своего города. В заключении хочется привести цитату Святого Иоана Златоуста, который считал духовное воспитание главным в развитии подрастающего поколения: «Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу. Не перестану ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться об упорядочивании детей». (Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей») .
Библиография
1. Комплекс мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования Красноярского края на 2016–2018 годы. П.1,4,8,10, 15. 2. Концепция развития воспитания в системе общего образования Красноярского края до 2020 года. п.1.4., п. 5.2. 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, п.I.4, п.II.9 5. citaty.socratify/sviatitel-ioann-zlatoust - высказывания святого Иоана Златоуста. 6. boevo.prihodzhitie-svyatoj-paraskevy/ - житие святой Парскевы. 7. pandiatext/78/335/1570.php - Проблемы влияния западной культуры на формирование менталитета современного поколения молодежи О приложении к положению о конкурсе – 06
8. school6ach.ucozindex/muzej_narodnogo_byta_quot_paraskeva_quot/0-57 - сайт школы МБОУ «Средняя школа №6» г. Ачинска

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект внеклассного мероприятия

по декоративно – прикладному творчеству

в оздоровительном лагере в МБОУ ДО «Детско – юношеском центре им. Баневура г. Владивостока»

на тему «Лепка шкатулки из глины »

Разработал: Куценко Ирина Сергеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»

Проверил: Лях Татьяна Евгеньевна

____________________________________

Директор МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура г. Владивостока»

Владивосток, 2018

Тема занятия : Шкатулка «Курочка». Лепка из глины

Дата проведения . 06.01.2018

Состав учебной группы:

22 человек из них: мальчиков – 5 чел., девочек – 17 чел., в возрасте от 7 до 10 лет

Цель учебного занятия.

Совершенствовать навыки работы с глиной;

научиться лепить из глины шкатулку «Курочка»

Задачи:

1.Воспитательные:

Прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

Воспитывать трудолюбие;

Уважение к творческому наследию русских мастеров.

2.Образовательные:

Познакомить с историей народных промыслов;

Отрабатывать умение лепки посуды различными способами.

3.Развивающие:

Развивать навыки лепки из глины;

Развивать эстетического восприятие произведений народного искусства

Форма учебного занятия:

практическое занятие

Фома организации работы:

индивидуально-групповая

Образовательные технологии:

Личностно – ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации

Игровые технологии

Групповая технология

Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое оснащение занятия:

Материал для лепки – глина, шликер, стеки, кисточки, образцы готовых изделий, ноутбук для презентации.

План занятия.

Этап урока

Содержание

Время

Организационный

Приветствие, организация учащихся с целью настроя на урок. Подготовка материалов и инструментов к уроку

3 мин.

Объявление темы урока, какую деятельность должны выполнить.

2 мин.

Актуализация знаний

Сообщениями

обозначаю знания полученные

на предыдущих уроках, увязываю с новым заданием.

2 мин.

Изложение нового материала, презентация

10 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

25 мин.

Физкультминутка

Разминка под музыку

3 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

20 мин.

Обсуждение допущенных ошибок, их устранение

3 мин.

Рефлексия

Цель - формирование адекватной самооценки, подведение итогов урока.

2 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность

Педагога

Обучающихся

Организационный

3 мин.

Приветствую и предлагаю тихо занять свои рабочие места. Проверяю свое рабочее место, организовываю

внимание учащихся.

Проверю готовность

рабочих мест, материалов.

Устанавливаю тишину.

Приветствуют

учителя.

Тихо

садятся на

свои места

Готовятся к

занятию.

Благоустраивают

свое рабочее

место.

Постановка цели и задач занятия

2 мин.

Называю тему урока,

предмет исполнения, т.е. результат.

Какую деятельность

должны выполнить,

как и где ее представить.

Внимательно

выслушивают

задание.

Актуализация знаний

2 мин.

Сообщениями

обозначаю знания,

полученные на

прошлых занятиях,

увязываю с новым

заданием. Задаю

вопросы.

проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом

Внимательно

выслушивают. Вспоминают.

Поднимают

руки и отвечают.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин.

Изложение нового материала

Презентация, показ слайдов по теме «Керамика»

25 мин.

Предлагаю учащимся

начать выполнять задание.

Работаю вместе с детьми.

Организую тишину в кабинете.

Провожу проверку работ. Исправляю неточности и ошибки.

Помогаю объяснениями. Слежу за правильной посадкой за столом. Помогаю отстающим.

Активно

включаются в

работу,

следуют советам

педагога.

Соблюдают

тишину,

правильность

посадки.

Работают.

Исправляют

ошибки и

неточности.

Физкультминутка

3 мин.

Разминка под музыку

Встают и делают упражнение по команде педагога

Самостоятельная, практическая работа

20 мин.

Продолжают свою работу.

Продолжают работу

Контроль усвоения новых знаний

3 мин.

Визуально оцениваем

результаты работы,

выбираем наиболее удачные.

Благодарю и хвалю

учащихся за

выполненную работу.

Слушают

подведение

итогов, наблюдают

результаты

своего

труда.

Рефлексия

2 мин.

Спрашиваю детей

чему научились сегодня?

Что понравилось?

Над чем понравилось

работать, какие были трудности.

Отвечают на

вопросы

Конспект занятия по лепке

    Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли готово для работы с глиной. Вы уже знаете, что сегодня мы проведем для вас мастер – класс по лепке из глины. Послушайте стихотворение, которое я написала про наш кружок «Лепка»:

Послушная глина, умелые руки

Нужны нам, друзья, чтобы не было скуки.

Сумеем придумать игрушку, слепить.

На память подружке своей подарить.

А то, что ты сделал своими руками,

Конечно, понравится папе и маме.

А если ты будешь учиться, трудиться,

То даже весь город тебе удивится.

Пусть знают все люди на нашей планете,

Как в «Баневуре» талантливы дети.

    Постановка цели и задач занятия

В этом учебном году мы с вами лепили из пластилина и глины разные игрушки, поделки, а сегодня сделаем не просто игрушку, а полезную вещь, которая так же будет служить украшением вашего интерьера.

Актуализация знаний

Послушайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

Можно отвечать всем вместе. – Глина! - Правильно.

Кто нам расскажет немного о глине, где ее найти, как понять, что это глина, как первобытный человек использовал эти свойства? Ответы детей: - это природный материал, серого, желтого, оранжевого цвета; если после дождя долго из ямки не уходит вода, значит, там есть глина; наверное, первый человек взял комочек земли, помял и что – то слепил, может чашечку и налил воды, чтобы попить.

Да, но глина, мы помним, от воды размокает, что делать?

Надо обжечь!

- Правильно. Так глина превратилась в керамику.

    Первичное усвоение новых знаний

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал, который нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

Показ презентации на тему: «Керамика»

Приступаем к работе. Показываю для всех.

1. Берем небольшой кусочек глины, катаем шарик и делаем лепешку толщиной примерно полсантиметра. Это будет донышко шкатулки. Стараемся края сделать ровными, без трещин. Мы не пользуемся скалкой, чтобы научиться чувствовать пластичность глины, развивать глазомер. Проверяю работу каждого, главное не сделать донышко тонким. Не у всех получается сразу, показываю индивидуально.

2. Теперь делаем стенки шкатулки. Методом раскатывания. Берем такой же кусочек глины, как для донышка. Раскатываем его в жгут, толщиной 1,5 - 2 сантиметра, это зависит от глубины вашей шкатулки. Длину проверяем по донышку путем наложения по периметру. Если все подошло, смазываем шликером с помощью кисточки края лепешки и приклеиваем жгут. Теперь пальчиками снаружи соединяем, замазываем края донышка и стенок. Формируем ровные стенки, заглаживаем глину и получаем чашечку. Теперь катаем три одинаковых шарика для крыльев и хвоста. Сплющиваем в лепешки, намечаем и смазываем шликером края по верхнему краю донышка и хорошенько прижимаем. Заглаживаем сверху и снизу крыльев и хвоста. Наносим стекой бороздки – перышки по хвосту и крыльям.

3. Еще из такого же третьего кусочка катаем шарик, слегка сплющиваем между ладоней и делаем крышку по форме напоминающую шляпку гриба. Большие пальчики находятся внизу лепешки, а остальные - сложены вместе и под углом формируют высоту крышки. Контролируем силу нажима, чтобы толщина глины была равномерная, а размер крышки соответствовал донышку.

6. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика :

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём.
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь, как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

7. Самостоятельная, практическая работа.

Занимайте свои места, продолжаем работу. Сейчас займемся самым интересным. Мы сделаем из простой крышки – шляпки сделать курочку. Скатаем шарик – голову, следим за соразмерностью деталей.

Приклеиваем голову наверх крышки, не забываем, что на все крупные детали наносим кисточкой шликер, а мелкие - присоединяем потом. Вспоминаем, что нужно слепить для головы?

Клювик, глазки, гребешок

А еще?

Бородушку.

Да, только у курочки она маленькая.

Гребешок можно лепить разными способами: из трех маленьких шариков, из одного кусочка – немного прищипнуть. Дети делают - по представлению, фантазируют. Так как голова служит ручкой для шкатулки ее надо сделать надежно и в тоже время – красиво. Для этого делаем небольшие шарики – бусинки и наклеиваем на шликер вокруг шеи курочки. По краю крышки делаем ободок из более крупных глиняных бусин. Чтобы скрыть неровности края и сделать его немного больше основания. Теперь обратной стороной кисточки или стекой сделаем углубления в середине каждой бусинки.

8. Контроль усвоения новых знаний.

Проверяем нашу работу на качество, крепко ли держатся мелкие детали, закрываем и открываем шкатулку. Пока глина сырая всегда можно исправить недочеты. Проверяю детские работы. Сушить шкатулку будем сушить, не закрывая крышкой, чтобы не приклеилась. Через 3 дня, после высыхания я ваши шкатулки обожгу в муфельной печи и мы их распишем.

9. Рефлексия.

Давайте рассмотрим все работы, какие замечательные шкатулки у вас получились. Разные, но очень красивые. Расскажите, что вам понравилось в работе с глиной, какие возникли трудности, как вы с ними справились. Ответы детей: - очень понравилось, если долго лепить, то глина сохнет и трескается, переделывали из другого куска.

Вы оценили свои силы и способности, сравнили с работами товарищей. Мастерство приходит с опытом, посещая занятия в кружке «Лепка» у вас появятся уверенность, аккуратность и творческая активность в работе с глиной. Поставим работы на поднос для просушки и уберем рабочее место.

Список литературы и интернет – ресурсы:

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; ОАО Издательство «Просвещение» 2011. – 207 с.; ил. ;

2. Жук С.М. Простые поделки из природных материалов. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-320 с.; ил. ;

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 19858.

4. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 ;

5. Федотов Г. Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо - Пресс, 2002, с.44, 47 ;

6. Федотов Г. Я. Послушная глина/Г. Я. Федотов - М.: «АСТ-Прес» - 1997-140с. ;

7. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 ;

8. ;

9.?searchid=2239491&text=&web=0# .

Приложение 1.

Мастер – класс по лепке из глины для детей 7 - 10 лет.

Самостоятельная работа

Контроль и помощь во время занятия.

Приложение 2.

2. Скатаем шарик

3. Сделаем лепешку

4. Наносим шликер

5.Скатаем жгут

6.Приклеиваем жгут по периметру

7.Заглаживаем стык

8.Три шарика - крылья и хвост

9.Приклеим крылья и хвост на шликер

10.Сделаем крышку

11.Скатаем голову, приклеим на крышку, сделаем гребешок.

14.Сушим в открытом виде

15.После сушки обжигаем в муфельной печи при t 7 50 C 3 часа.

16. Получилась керамика. Шкатулки готовы для росписи.

17.Курицы – красавицы!

18.Шкатулка готова к выставке!

Шкатулка открыта, в ней можно хранить украшения.

Самостоятельные творческие работы!



Просмотров