Теория музыки. краткий словарь музыкальных терминов

Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри - существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.

Зарождение

Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.

Нотная грамота

Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.

Появление музыкальных терминов

Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.

Итальянское происхождение

Музыка - это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением - для этого созданы справочники и руководства.

Известные термины

Самый известный музыкальный термин - это "скрипичный ключ", его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин - это, безусловно, "джаз". У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.

Названия и классификация

Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название "симфония", синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.

Основополагающие термины в музыке

Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:

  • Арпеджио - чередование нот когда звуки выстраиваются один за другим.
  • Ария - вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
  • Вариации - инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
  • Гамма - чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
  • Диапазон - интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
  • Звукоряд - звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в или в их отрывках.
  • Кантата - произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
  • Клавир - переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
  • Опера - важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
  • Прелюдия - вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
  • Романс - произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
  • Рондо - повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
  • Симфония - произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
  • Соната - инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
  • Сюита - музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
  • Увертюра - вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
  • Фортепиано - объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
  • Хроматическая гамма - гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
  • Фактура - способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
  • Тональность - характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые определяющие состав звуков.
  • Терция - трехступенчатый интервал. Большая терция - два тона, малая - полтора тона.
  • Сольфеджио - занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
  • Скерцо - музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Музыкальный термин "аллегро"

Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин - "быстро", "весело", "экспрессивно". Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин "аллегро" обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин "аллегро" обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:

  • Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
  • Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
  • - размеренно, не спеша, задумчиво.
  • Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
  • Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
  • Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
  • Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
  • Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
  • Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
  • Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
  • Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
  • Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
  • Форте (forte) - громко, с силой.
  • Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
  • Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
  • Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
  • Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
  • Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
  • Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
  • Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
  • Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
  • Пиано (piano) - тихо, негромко.
  • Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
  • Престо (presto) - быстро, интенсивно.
  • Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
  • Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
  • Стаккато (staccato) - отрывисто.
  • Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
  • Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.

Терминология технического характера

  • Скрипичный ключ - специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
  • Басовый ключ - значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
  • Бекар - значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
  • Диез - значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Бемоль - значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Дубль-диез - значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Дубль-бемоль - значок, обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Затакт - неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
  • Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
  • Квинтоль - форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение - цифра 5, под или над нотами.
  • Ключ - значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
  • Ключевые знаки - значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
  • Нота - значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
  • Нотный стан - пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
  • Партитура - нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
  • Реприза - значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
  • Ступень - обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.

Музыкальные термины на все времена

Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны - не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

АКЦЕНТ – выделение, подчёркивание отдельного звука или аккорда путём его динамического усиления.

АККОМПАНЕМЕНТ – сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.

АЛЬТ – струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт – низкий женский голос.

АРИЯ – в дословном переводе с итальянского –песня. Встречается в опере, оперетте, оратории, кантате.

АРФА – струнный щипковый инструмент.

БАЛАЛАЙКА – русский народный струнный щипковый инструмент.

БАРАБАН – это очень древний ударный инструмент.

БАЛЕТ – это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра. БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.

БАРКАРОЛА – песня на воде. Песня лодочника в Венеции.

БЕЛЬКАНТО - родился этот стиль вокального пения в Италии. В переводе слово обозначает «прекрасное пение».

БАЯН – это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна.

БЫЛИНЫ – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев.

ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает – лесной рог.

ВАЛЬС – название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в 19 веке.

ВАРИАЦИИ – означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4…

ВИОЛОНЧЕЛЬ – струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию.

ВОКАЛИЗ – произведения для пения без слов. Слово это означает гласный звук, поющий.

ГАРМОНИЯ – последовательность аккордов вместе с мелодией.

ГИМН – торжественная песня, принятая как символ государства.

ГИТАРА – струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная.

ГУСЛИ – старинный русский народный щипковый музыкальный инструмент.

ДИАПАЗОН – это расстояние от самого низкого звука, который может издать голос или музыкальный инструмент, до самого высокого.

ДИНАМИКА – сила звучания.

ДИРИЖЁР – руководитель оркестра или хора.

ЖАНР – слово, относящееся непосредственно к искусству, означает его разновидность, род, вид.

ЗАПЕВ – часть песни. Слова запева обычно не меняются, а остаются прежними

ЗАПЕВАЛО – человек, который начинает песню.

ЛЕГАТО

ДЖАЗ – жанр музыки, появившийся в 20 веке в Америке. Его первый творцы – негры. Особенность джаза, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах. У джаза есть любимые мелодии: СПИРИЧУЭЛ, БЛЮЗ .

ДИАПАЗОН – расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого.

ДИНАМИКА – средство музыкальной выразительности. Сила звука.

ДУЭТ – ансамбль из двух исполнителей.

ИНТОНАЦИЯ – мелодический оборот, небольшой по протяжённости, но имеющий самостоятельное значение.

ИСПОЛНИТЕЛЬ – это музыкант, исполняющий музыкальное произведение голосом или на инструменте.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение музыки во время её исполнения.

КАНТАТА – это большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх исполнителей.

КВИНТЕТ - ансамбль из пяти исполнителей.

КИФАРА

КЛАВИАТУРА – семейство чёрных и белых клавиш.

КОНСЕРВАТОРИЯ – высшая музыкальная школа, в которой музыканты, будущие исполнители и композиторы, получая определённые знания, совершенствуются в своём мастерстве.

КОНТРАБАС – струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

КОНЦЕРТ – виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

КОМПОЗИЦИЯ – вид художественного творчества, сочинение музыки.

КОНЦЕРТ – слово обозначает «состязаться». Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ – это плавная песня спокойного характера, которую напевает мама, укачивая своего малыша.

КОНТРДАНС – в переводе с английского – сельский танец.

КУПЛЕТ – раздел песни, в котором меняются слова.

КСИЛОФОН – ударный инструмент, в переводе с греческого языка означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

ЛАД – означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Лады музыки: мажор, минор, переменный.

ЛЕГАТО – штрих, характерный плавной игре.

ЛИТАВРЫ – инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных.

ЛИРА – старинный инструмент, предшественник гитары.

ЛЮТНЯ – старинный инструмент.

МАЗУРКА – старинный польский танец, который покорил королей и знатных вельмож, а также звучал на сельских праздниках.

МЕЛОДИЯ – «душа музыки», одноголосно выраженная музыкальная мысль.

МЕНУЭТ – старинный французский танец.

МИНИАТЮРА – небольшая пьеса.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – обобщённое отражение в музыкальном произведении внутреннего мира человека, его восприятие окружающей среды. Музыкальный образ может быть лирическим, драматическим, трагическим, эпическим, комедийным, лирико-драматическим, героическим и т.д.

МУЗЫКАНТ – человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением, дирижированием и т.д.

МЮЗИКЛ – развлекательное представление, которое появилось в 19 веке в Америке, в котором соединились музыка, танец, пение, сценическое действие.

НОКТЮРН – что в переводе с французского обозначает ночной. Это напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

ОДА – в переводе с греческого – песня. Она исполняется на народных праздниках, вовремя торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.

ОПЕРА – это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.

ОПЕРЕТТА – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера.

ОРГАН – старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире.

ОРКЕСТР – коллектив людей совместно исполняющих инструментальные произведения.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – был создан в 19 веке. В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.

ПАРТИТУРА – особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра.

ПАРТИЯ – часть музыкального произведения, порученная отдельному голосу или инструменту.

ПАСТОРАЛЬ – от латинского pastoralis – пастуший.

ПРЕЛЮДИЯ – небольшая инструментальная пьеса

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – музыка с определённым названием, написанная в основном на литературный сюжет.

ПЕСНЯ – самый распространённый жанр вокальной музыки.

ПОЛОНЕЗ – польский старинный танец – шествие. Открывал балы.

ПЬЕСА – это законченное музыкальное произведение небольшого размера.

РЕГИСТР – отрезок диапазона. Бывают регистры низкие, средние, высокие.

РЕКВИЕМ – траурное хоровое многочастное произведение, которое обычно исполняется с участием оркестра, органа и солистов.

РЕЧИТАТИВ – от итальянского – recitare – декламировать, читать вслух. Род музыки, которая интонационно воспроизводит речь. Полупение, полуговор.

РИТМ – соотношение и чередование длительностей звуков и акцентов.

РОКОКО – это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

РОМАНС – сольная песня с инструментальным сопровождением.

СВИРЕЛЬ - русский народный инструмент.

СИМФОНИЯ – в переводе с греческого означает созвучие. Произведение для симфонического оркестра.

СКРИПКА – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос.

СОНАТА – произошло от итальянского слова sonare –звучать. Инструментальный жанр музыки, её определяют как форму, охватывающую все характеры. В ней есть свой сюжет, свои персонажи – музыкальныые темы.

СТАККАТО – штрих, характерный отрывистой игре.

ТЕАТР – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

ТЕМП – скорость исполнения музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ – средство музыкальной выразительности. Высота лада.

ТРИО – ансамбль из трёх исполнителей.

ТРУБА – один из самых древних медных духовых инструментов.

ТРОМБОН - медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны.

ТУБА – медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

УВЕРТЮРА - в переводе с французского – открытие, начало. Увертюра открывает спектакль, в ней мы получаем представление о спектакле в целом.

ФАКТУРА – это способ изложения музыкального материала.

ФРАГМЕНТ – это отрывок музыкального произведения.

ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных духовых.

ФОРМА – структура произведения. Соотношение отдельных частей музыкального произведения. Встречаются одночастные, двухчастные, трёхчастные, вариационные и т.д.

ЧЕЛЕСТА – ударный инструмент, изобретённый во Франции. Внешне челеста небольшое пианино. Клавиатура фортепианная, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки. Звук у челесты тихий, красивый, нежный. На ней можно играть мелодию.

ШТРИХ – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте.

ЭТЮД – небольшое инструментальное произведение для развития техники пальцев музыканта-исполнителя.


АВАНГАРДИЗМ (фр. avant-gard – передовой отряд) – условное наименование различных течений в современном искусстве, для которого характерен отказ от традиций искусства прошлого.

АЛЕАТОРИКА (лат. alea – случайность) – течение в современной музыке, возникшее в 50-е гг. XX в. в ФРГ и во Франции; основано исключительно на применении принципа случайности как в процессе создания произведения, так и его исполнения.

АЛЛЕМАНДА (фр. allemande – немецкая) – старинный танец немецкого происхождения (известен с XVI в.). Звучит в умеренном темпе, с плавной закругленной мелодией в двудольном размере. А. вошла в танцевальную сюиту в качестве первой пьесы.

АРИЯ (ит. aria – воздух) жанр вокальной музыки, законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате с мелодией преимущественно песенного склада. Исполняется певцомсолистом в сопровождении оркестра.

БАЛЕТ (лат. ballо – танцую) вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографичес- ких образах. Соединяет в себе музыку, хореографию, литературную основу, изобразительное искусство (декорации, костюмы, освещение). Возник в Италии в конце XV в., но как самостоятельный жанр сформировался к 70-м гг. XVIII в.

БАЛЛАДА (лат. bаllo – танцую) – первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от народных хоровых песен. Один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В XIX в. вокальная Б. связана с австрийской и немецкой поэзией, с творчеством композитора Ф. Шуберта, русская Б. – с творчеством А. Верстовского, М. Глинки. В XIX в. возникает Б. и как инструментальная пьеса.

БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК – группа композиторов, собиравшихся на музыкальных вечерах по пятницам в доме М. Беляева в Петербурге в 80–90-е гг. XIX в. (Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов, Н. Черепнин и др.).

БЫЛИНА – жанр русского героического эпоса – сказ, выдержанный в характере импровизационного повествования. В былинах рассказывается о ратных подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни. Былинные напевы во многом напоминают плавную распевную речь; основу её музыкального строения составляют короткие, многократно повторяемые напевы.

ВАЛЬС (фр. valse ) – один из самых распространенных бальных танцев умеренного или быстрого движения в трехдольном размере, с характерным плавным кружением танцующих пар.

ВАРИАЦИИ (лат. variatio – изменение, разнообразие) – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе , тональности, гармонии , соотношении контрапунктирующих голосов, тембре и т. д.

ВЁРДЖИНАЛ – разновидность небольшого клавесина, распространенного в Англии в XVII в.


ВИРТУОЗ (лат. virtus – сила, доблесть, талант) – музыкантисполнитель, в совершенстве владеющий техникой своей профессии.

ВОКАЛИЗ (лат. vocalis – гласный) пьеса без слов, исполняемая на какой-либо гласной (чаще на «а»). Сочинялась преимущественно для учебных целей.

ГАЛЬЯРДА (ит. gagliarda, фр. gaillarde – веселая, бодрая) – староитальянский веселый танец в умеренно быстром движении с характерными прыжками танцующих. Был распространен в XVIXVII вв. в Италии и Франции. Использовался в инструментальных сюитах , чаще после паваны .

ГАРМОНИЯ (гр. harmonia – связь, порядок, соразмерность) – область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и их связной последовательности в условиях лада. Важнейшее значение гармонии – сопровождать и украшать мелодию, создавать красочность общего звучания.

ГОМОФОНИЯ (гр. homos – одинаковый + phōnē – звук) – тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ – общее название культовых напевов в католической церковной музыке, строго узаконенных (канонизированных) папой Григорием I на рубеже VI–VII вв.

Г. х. – строго диатоническое песнопение, узкого диапазона , исполняемое в унисон мужским хором.

ГУДОК – русский струнный смычковый инструмент. Состоит из деревянного корпуса овальной или грушевидной формы и короткого грифа без ладов. Имеет 3 (4) струны, по которым движется лукообразный смычок. При этом мелодия исполняется только на первой струне; остальные, настроенные в кварту или квинту, тянут один и тот же звук (бурдон). При игре Г. держат вертикально.

ГУСЛИ древнерусский струнно-щипковый инструмент. Известен с VI в. Ранние образцы представляли собой деревянный плоский ящик в форме трапеции с несколькими струнами. Новые Г. – прямоугольной формы с 13-14 струнами. Применяются и клавишные Г.

ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordōn ) – через все (струны)) – звуковой объем певческого голоса, музыкального инструмента, мелодии. Определяется расстоянием от самого низкого до самого высокого звука.

ДИВЕРТИСМЕНТ (фр. divertissement – развлечение) музыкальное произведение развлекательного характера, а также сборник таких произведений. Как музыкальный жанр он соединяет в себе черты сонаты и сюиты , более приближаясь к сонате.

ДИНАМИКА (гр. dynamikos – сильный) – различные степени звучания (громкости), имеет лишь относительное значение. Обозначается итальянскими терминами: «пиано» (‘тихо’), «форте»

(‘громко’) и т. д.

ДОДЕКАФОНИЯ (гр. dōdeka – двенадцать + phōne – звук) – серийно-додекафонная система – метод музыкальной композиции, при котором отрицаются ладовые связи (тяготения) между звуками и каждый из 12 тонов хроматического звукоряда считается равноправным, без различия тонов на устойчивые и неустойчивые.

ДУЭТ (лат. duo – два) ансамбль из 2 исполнителей (вокалистов или инструменталистов).

ЖАНР (фр. genre – род, вид) многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назна- чением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

ЖИГА (фр. gigue , англ. jig , нем. Gigue ) быстрый старинный народный танец английского происхождения, в стремительном темпе и триольном движении. Ж. входила в танцевальную сюиту XVII в. в качестве завершающей пьесы.

ЗИНГШПИЛЬ (нем. singen – петь + Spiel – игра) – национальная немецкая и австрийская разновидность комической оперы, с разговорными диалогами между музыкальными номерами.

ЗНАМЁНА знаки в старинной русской безлинейной нотации. Знáменный распев – свод старинных православных культовых напевов, основанных на древнерусской системе ладов – гласов (осьмогласии).

ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio – подражание, передразнивание, копия) точное или неточное повторение в каком-либо голосе мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. inprovisus – непредвиденный, нечаянный) встречающийся в ряде искусств особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Музыкантов, импровизирующих на каких-либо инструментах, называют импровизаторами.

ИНТЕРМЕЦЦО (ит. intermezzo – промежуточный, средний) – 1) небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса; 2) в опере и инструментальном циклическом произведении – раздел связующего значения.

КАНОН (гр. kanōn – правило, предписание, образец)– жанр полифонической музыки, основанный на непрерывной имитации голосов. Причем последовательно повторяется во всех голосах не только сама тема, но и ее противосложение .

КАНТ (гр. cantus – пение, песня) род бытовой многоголосой песни, распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в ХVII – ХVIII вв. Первоначально создавались на религиозные темы и бытовали в духовенстве. В XVIII в. тематика их расширяется, появляются патриотические, бытовые и любовные канты.

КАНТАТА (итал. сantare – петь) – произведение для певцовсолистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера. По структуре близка к оратории и опере , от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и

отсутствием драматургически разработанного сюжета. Их подразделяют на духовные и светские.

КАНТОР (лат. cantor – певец) первоначально церковный певчий, принимающий участие в католическом богослужении. У протестантов – учитель и дирижер церковного хора, органист.

КАПЕЛЛА (лат. capella – часовня) – профессиональный хо- ровой коллектив, исполняющий хоровые произведения с сопрово- ждением и без него (a capella). К. также обозначение оркестра особого состава (военная К., джазовая К. и т. д.), а также название некоторых крупных симфонических оркестров.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapelle – хор, оркестр + Meister – мастер, руководитель) первоначально, в XVI–XVIII вв., – руководитель хора или инструментальной капеллы . В XIX в. – дирижер симфонического оркестра или хора.

КАПРИЧЧО, КАПРИЧЧИО (ит. capriccio – прихоть, кап- риз) инструментальная пьеса свободной формы в блестящем виртуозном исполнении. Для него типична причудливая смена эпизодов, настроений.

КВАРТЕТ (лат. guartus – четвертый) – произведение для 4 исполнителей (инструментов или голосов), ведущий жанр камерной музыки. Распространены квартеты из однородных инструментов (2 скрипки, альт, виолончель) и смешанные (струнные с духовыми или фортепиано). Первыми его начали использовать чешские композиторы 1-й половины XVIII в.

КВИНТЕТ (лат. guintus – пятый)произведение для 5 исполнителей (аналогично квартету с добавлением партии фортепиано).

КЛАВЕСИН, ЧЕМБАЛО (лат. clavis – ключ, cymbalum – струн.-щипк. инструмент кимвал) щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с XVI в.

КЛАВИКОРД (лат. clavis – ключ + chordē – струна) струнный клавишный ударный музыкальный инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у клавикорда укреплен металлический штифт с плоской головкой – тангент, который при нажатии клавиши касается струны и остается прижатым к ней, деля струну на две части.

КЛАВИР (нем. Klavier ) общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII–XVIII вв.

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА (лат. comicus – комический + опе- ра ) опера комедийного характера. Помимо французской, К.о. имела другие названия: в Италии – опера-буффа , в Англии – балладная опера, в Германии и Австрии – зингшпиль , в Испании – тонадолья.

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА направление в музыкальном искусстве XX в., техника сочинения которого заключается в комбинировании записанных на магнитофонную ленту различных физических звуков, например природы (крики животных, птиц, шум моря), голосов людей или звуков, издаваемых машинами или какими-то предметами. Звуки могут смешиваться и комбинироваться в записи, а воспроизведение не требует исполнителей. Название и приемы конкретной музыки были разработаны в середине XX в. П. Шеффером (Франция) на основе идей шумовой музыки итальянского футуриста Руссоло.

КОНЧЕРТО ГРОССО (ит. concerto grosso – большой концерт) – многочастное сочинение для оркестра, основанное на противопоставлении (соревновании) группы солирующих инструментов всему составу оркестра. Форма К.г. возникла и получила развитие в конце XVII – начале XVIII вв. и явилась предтечей современного концерта для солирующего инструмента с оркестром.

КОНЦЕРТ (от лат. сoncertare – состязаться) – крупноепроизведение виртуозного характера для одного или нескольких солистов в сопровождении оркестра. Впервые начал использоваться в творчестве итальянских композиторов XVII в. Во 2-й половине XVIII в. сформировался классический тип концерта, состоящий из 3 частей (в творчестве Гайдна и Моцарта).

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister ) – первый скрипач оркестра, иногда заменяет дирижера, проверяет настройку всех музыкальных инструментов оркестра. К. также музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных музыкальных инструментов оперного или симфонического оркестра, или пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им на концертах.

КУРАНТА (фр. courante – бегущая) – придворный французский салонный танец ХV – ХVII вв. Первоначально имел размер 2/4 (движение, прыжок), позднее размер 3/4 (движения скользящие). Известны французская К. (умеренный темп, торжественные, плавные движения) и итальянская К. (быстрый темп, моторность). К. входила в сюиту , следуя за аллемандой.

ЛАД система взаимосвязи музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Каждая из ступеней лада несёт особую функцию. Основным устоем служит тоника, определяющая тональность лада. В европейской музыке распространены диатонические лады из 7 ступеней, в особенности мажор и минор. Существуют и лады с меньшим числом ступеней, например пентатоника.

ЛИБРЕТТО (ит. libretto – книжечка) – словесный текст музыкально-драматического произведения. В XVII в. выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Л. – это литературный сценарий спектакля, краткое изложение содержания оперы , оперетты , балета .

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (гр. lyrikos музыкальный, напевший и tragōdia) термин, принятый во Франции для обозначения созданной в XVII в. композитором Ж.Б. Люлли оперы возвышенного характера на историко-мифологические сюжеты, отвечавшей требованиям придворно-аристократической эстетики.

ЛЮТНЯ (пол. lutnia ) – старинный струнно-щипковый инструмент, особенно распространенный в XV–XVI вв. В некоторых странах Востока Л. была известна еще за два тысячелетия до н. э. В XVI в. была известна Л. с 5–7 парными струнами и одной одинарной. Европейская Л. имеет 6 струн, настроенных, как струны гитары.

МАГНИФИКАТ (лат. Magnificat – первое слово песнопения на лат. яз.) хвалебная песня на текст слов Девы Марии из Евангелия. В католической церкви – кульминационный момент вечерни.

МАДРИГАЛ (лат. mater – мать) песня на родном, «материнском» языке. Светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, преимущественно любовного содержания. Композиционная особенность – отсутствие строгих структурных канонов.

МАЗУРКА (пол. mazurek ) – танец мазуров, проживавших в польской Мазовии. Позднее М. стала любимым польским национальным танцем. М. – стремительный, динамичный танец в трехдольном размере с акцентами на слабых долях. В XIX в. М. стала популярным бальным танцем во многих европейских странах.

МЕЛОДИЯ (гр. melōdia – пение, песнь) – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. М. – это ряд звуков, организованных ладо-интонационно и ритмически, образующих определённую структуру.

МЕССА (фр. messe – католическая служба) – музыкальный жанр, циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. Совершается на латинском языке. В составе мессы 5 основных частей, соответствующих начальным словам молитв: «Господи, помилуй», «Слава», «Верую», «Свят. Благословен», «Агнец божий».

МЕТР (гр. metron – мера) – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые (2- и 3-дольные); сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9- и 12-дольные); смешанные (напр., 5-дольные) и переменные.

МИЗЕРЕРЕ (лат. Miserere – первое слово исполнения на лат. яз.) церковное католическое песнопение.

МОТЕТ (фр. mot – слово) жанр многоголосой вокальной музыки. До XVI в. – важнейший в Западной Европе жанр духовной и светской многоголосой музыки. ВXX в. создаются духовные мотеты, в которых традиции старинной церковной музыки сочетаются с применением новых выразительных средств.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ (гр. musikē – искусство, муз и kōmōdia ) музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе. Как самостоятельный жанр музыкального театра возник в конце XIX – начале XX вв. В отличие от оперетты музыка М.к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развернутые музыкальные сцены с переплетением ансамблей, арий, хоров.

МЮЗИКЛ (англ. musical, musical comedy – музыкальная комедия) – синтетический музыкально-драматический спектакль

(разновидность оперетты ), нередко основанный на сюжетах, связанных с литературной классикой либо социальной проблематикой. Сложился в США в начале XX в.

НОКТЮРН (фр. nocturne – ночной) – первоначально – в Италии род дивертисмента , близкий к инструментальной серенаде (для исполнения на открытом воздухе в ночное время). Позже – напевная лирическая пьеса мечтательного характера.

ОПЕРА (ит. opera – действие, произведение) род музыкально-драматических произведений. Основана на синтезе вокальной и инструментальной музыки, поэзии, драматического, хореографического и изобразительного искусств. В опере музыка – носитель и движущая сила действия. Для нее необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Важнейший неотъемлемый элемент оперы – пение. Через различный строй вокальных интонаций в опере раскрывается индивидуальный психологический склад каждого действующего лица. Состоит из действий и картин. Основные оперные формы – ария, дуэт , ансамбль, хор.

ОПЕРА-БУФФА (ит. opera-buffa – шутовская опера)итальянская разновидность комической оперы , сложившаяся в Неаполе в 30-е гг. XVIII в. в связи с ростом национальнодемократических элементов в итальянской культуре. Яркие образы оперы-буффа включают в себя широко развернутую интригу, элементы сатиры, бытовые и сказочно-фантастические сцены.Ее истоки – в комедийных операх римской школы XVII в., в комедиях дель-арте.

ОПЕРА-СЕРИА (ит. opera-seria – серьёзная опера) – жанр большой итальянской оперы, сложившийся в ХVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы (А. Скарлатти). Характерно господство героико-мифологических, легендарно-истори- ческих и пасторальных сюжетов, а также преобладание «номерного» строения, т. е. чередования сольных арий, связанных речитативами при отсутствии или минимальном использовании хора и балета .

ОПЕРЕТТА (ит. operetta ) один из видов музыкальнодраматических произведений. Музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные и музыкально-хореогра-

фические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. О. родилась во Франции в середине XIX в. в творчестве Ж. Оффенбаха и Ф. Эрве.

ОРАТОРИЯ (ит. oratore – оратор) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Сложилась в XVII в. Оратории писали на драматические (библейский, героико-эпический) сюжеты и предназначали их для концертного исполнения.

ОРГАН (лат. organum – инструмент) – клавишно-духовой музыкальный инструмент, состоит из многочисленных рядов деревянных и металлических труб разной формы и величины сложного устройства.

ПАВАНА (лат. pavo – павлин) – танец, распространенный в Европе в XVI в. Название связано с торжественным и горделивым характером танца. Музыкальные особенности: медленный темп, аккордовое изложение, 4-дольный метр (4/4, 4/2).

ПАРТЕСНЫЙ КОНЦЕРТ (лат. partes – голоса и концерт ) – жанр русского многоголосного хорового искусства XVII – XVIII вв., основанный на гомофонно-гармоническом складе. Количество голосов колебалось от 3 до 5 (иногда до 24 и даже до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты заимствовались в основном из церковных служб.

ПАРТИТА (ит. partita – разделенная на части) с конца XVI до начала XVIII вв. в Италии и Германии – обозначение вариации в цикле вариаций. В XVII–XVIII вв. П. была равнозначна сюите.

ПАССАКАЛЬЯ (исп. paser – проходить + calle – улица) первоначально испанская песня с сопровождением гитары. Позднее – танец в медленном темпе и 3-дольном размере. Был популярен во Франции XVIII в. и введен в оперу и балет . На основе пассакалии развилась инструментальная пьеса в полифонической вариационной форме на выдержанный бас.

ПАССИОНЫ, СТРАСТИ (ит. passion – страсть) вокальнодраматические произведения для хора, солистов и оркестра на евангельский текст (о предательстве Иуды, пленении и распятии Христа). Самые известные пассионы принадлежат И.С. Баху.

ПОЛИФОНИЯ (гр. poly – много + phōne – звук) вид многоголосия, основанный на сочетании и одновременном развитии нескольких самостоятельного значения мелодических голосов (мелодий).

ПОЛОНЕЗ (фр. polonaise – польский) – старинный польский бальный танец-шествие торжественного характера в 3-дольном размере. С XVI в. получил распространение во многих европейских странах. С XVII в. П. известен и как инструментальная пьеса в составе сюит, и как самостоятельная.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. praeludere – сыграть прежде, наперед) род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента. Первоначально представляла собой небольшое вступление к пьесе, т. е. служила в качестве пробы инструмента. В XIX в. прелюдии стали создаваться как самостоятельные пьесы.

ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ мелодия, образующаяся «против» голоса, излагающего тему.

ПУАНТИЛИЗМ (фр. point – точка) принцип построения музыкальной ткани из отдельных звуковых «точек», разделенных паузами и разбросанных по разным регистрам. Термин применяется в музыке по аналогии с живописью.

РАПСОДИЯ (гр. rhapsōdia ) – род инструментальной фантазии, преимущественно на народные темы песенно-танцевального склада с характерным сопоставлением медленных и быстрых разделов.

РЕАЛИЗМ (от лат. realis – вещественный) – художественный метод, основанный на правдивом, объективном отражении действительности. Направление в искусстве, представители которого отражают жизнь в достоверных образах.

РЕГЕНТ (лат. regentis – правящий) руководитель хора в русской православной церкви.

РЕКВИЕМ (лат. requies – покой, отдых) траурная заупокойная месса , посвященная памяти усопшего.

РЕЧИТАТИВ (ит. recitare – декламировать) декламационная форма пения, основанная на стремлении приблизиться к интонациям естественной речи. Широко применяется в операх, предшествуя арии.

РИТМ (гр. rhythmos ) – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный Р., основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр .

РОМАНС (фр. roman – романский) вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Р. – основной жанр камерной вокальной музыки, раскрывающий как общий характер поэтического текста, так и отдельные его конкретные образы. Большое распространение Р. получил в XVIII–XIX вв. у зарубежных и русских композиторов.

РОНДО (фр. rond – круг) одна из самых распространенных музыкальных форм. В ее основе лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы-рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.

САРАБАНДА (исп. zarabanda ) старинный испанский танец, известный с XVI в. В начале XVII в. стала придворным танцем и приобрела величественный и торжественный характер, а с середины XVII – частью инструментально-танцевальной сюиты , в которой она занимает место перед заключительной жигой .

СЕРЕНАДА (исп. sera – вечер, вечерняя песня) первоначально – песня-обращение к возлюбленной. Истоком является вечерняя песня трубадуров. С. также сольная инструментальная пьеса, воспроизводящая характерные черты вокальной серенады, и циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну .

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (лат. series – ряд и гр. technike – искусная) – способ создания музыкального произведения с применением серии, представляющей собой ряд из 12 (иногда и меньшего числа) звуков различной высоты. В более широком значении С. т. может реализовываться в ритмических структурах, фактуре, построении гармонической вертикали, тембровых структурах, композиции и т. д.

СИМВОЛИЗМ (гр. symbolon – знак, символ) – литературнохудожественное и философско-эстетическое направление в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (гр. symphōnos – созвучный создание) одночастное программное симфоническое произведение, созданное в эпоху романтизма Ф. Листом. Указывает на тесную связь музыки с сюжетом литературного первоисточника.

СИМФОНИЯ (гр. symphōnia – созвучие) крупное музыкальное произведение для оркестра, главным образом симфонического. Возникла во 2-й половине XVIII в (эпоха венского классицизма). Пишется, как правило, в сонатно-циклической форме, которая состоит из 4 частей, контрастных по характеру и темпу, но объединенных общим художественным замыслом.

СКЕРЦО (ит. scherzo – шутка)– инструментальная пьеса жизнерадостного характера, с острым, четким ритмом, основанная на ярких контрастных сопоставлениях.

СОНАТА (ит. sonare – звучать) один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Ко 2-й половине XVIII в. (эпоха венского классицизма) сложилась как циклическая форма, состоящая из 3 частей.

СОНОРИКА (лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной композиторской техники, построенный на использовании красочных созвучий, в которых высота звуков не имеет значения. Красочность звучания является главным элементом в построении музыкального произведения.

СОПЕЛЬ – русская продольная свистковая деревянная флейта. Звук сипловатый, в верхнем регистре – резкий, свистящий. Известна с XI в. как ратный инструмент, использовалась скоморо- хами, позднеее – пастухами.

СТИЛЬ (гр. stylos – стержень для письма) – возникающая на определенной социально-исторической почве и связанная с определенным мировоззрением система мышления, идейно-художест- венных концепций, образов и средств музыкальной выразительности.

СТРАСТИ – см. пассионы .

СЮИТА (фр. suite – ряд, последовательность) – одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Возникла в Италии в XVI в. Старинная С. – последовательность танцев. Симфоническая С. XIX в. основана на чередовании контрастных пьес различных жанров.

ТЕМБР (фр. timbre ) – качество звука, его окраска, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах и различными голосами. Т. зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону.

ТЕМП (лат. tempus – время) – скорость следования метрических счётных единиц. Основные темпы (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Для точного измерения темпа создан метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ (лат.temperatio правильное соотношение, соразмерность) – выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в музыкальном строе.

ТОККАТА (ит. toccare – трогать, касаться) в эпоху Возрождения – праздничные фанфары для духовых оркестров и литавр (духовой туш). Т. также виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.

ТРИО (ит. trio – трое) – произведение для 3 инструментов. Один из видов камерного ансамбля. В состав могут входить как однородные инструменты (скрипка, альт, виолончель), так и инструменты, принадлежащие к различным группам (кларнет, виолончель, фортепиано). Наибольшее распространение получило Т., состоящее из скрипки, виолончели и фортепиано (фортепианное Т.).

УВЕРТЮРА (фр. ouvrir – открывать) инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, оперетта, балет ), к вокально-инструментальному произведению (оратория, кантата ), к кинофильму.

УНИСОН (лат. unus – один и sonus – звук) – 1) однозвучие, образуемое двумя или более голосами; 2) одновременное (синхронное) исполнение одного и того же музыкального текста двумя или несколькими музыкантами.

ФАНТАЗИЯ (гр. phantasia – воображение) жанр инструментальной музыки, выраженный в отклонении от обычных для своего времени норм построения. Ф. также вспомогательное определение, указывающее на некоторую свободу трактовки различных жанров (вальс-Ф., увертюра-Ф. и т. д.).

ФОЛЬКЛОР (англ. folk – народный) – устное народное творчество. Музыкальный Ф. включает в себя песенное и инструмен-

тальное творчество народа. Передаваясь на протяжении веков из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащались и видоизменялись. Основная область музыкального фольклора – народная песня (обрядовая, сатирическая, трудовая, игровая, лирическая и др.). Народные песни разных стран имеют специфические черты.

ФУГА (ит. fuga – бег, быстрое пение) жанр и форма полифонической музыки, основанная на имитационном изложении основной темы с дальнейшими проведениями ее в разных голосах, с имитационной и контрапунктической обработкой, а также тонально-гармоническим развитием и завершением.

ХОРАЛ (лат. choralis – хоровой) общее название традиционных одноголосых песнопений западно-христианской церкви (также их многоголосные обработки). Исполняется в церкви, является важной частью богослужения.

ЧАКОНА (исп. chacona )первоначально – народный танец, известный в Испании с XVI в. Близка к пассакалии .

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus – готовый, имеющийся под рукой) – инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса импровизационного характера. Жанр экспромта сформировался в фортепианном искусстве XIX в.

ЭТЮД (фр. étude – учение, изучение) музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на различных инструментах. Э. близок к упражнениям, но отличается законченностью формы, мелодико-гармоническим развитием и выразительным характером.

ЭКОСЕЗ (фр. écassaise – шотландский) старинный шотландский танец, сопровождаемый игрой на волынке, первоначально серьезного характера в умеренном темпе. В XVI в. – придворный парно-групповой танец в Англии.

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-



Просмотров