Внешность шарикова из повести собачье сердце. «Собачье сердце» характеристика героев

Рассмотрим образ Шарикова из повести "Собачье сердце". Булгаков в этом произведении не просто рассказывает о проведенном противоестественном эксперименте. Михаил Афанасьевич описывает новый тип человека, который появился отнюдь не в лаборатории ученого, а в советской действительности послереволюционных лет. Аллегорией этого типа выступает образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Сюжетную основу произведения составляют взаимоотношения между крупным ученым и Шариковым, искусственно созданным из собаки человеком.

Оценка жизни псом Шариком

Первая часть этой повести строится во многом на внутреннем монологе бродячего полуголодного пса. Он оценивает уличную жизнь по-своему, дает характеристику характеров, нравов, быта Москвы времен нэпа со множеством чайных, магазинов, трактиров на Мясницкой с приказчиками, ненавидящими собак. Шарик способен ценить ласку и добро, сочувствовать. Он, как это ни странно, хорошо понимает социальное устройство новой страны. Шарик новоявленных хозяев жизни осуждает, а про Преображенского, старого интеллигента из Москвы, знает, что он не будет "пинать ногой" голодного пса.

Осуществление эксперимента Преображенского

В жизни этой собаки происходит счастливая, по ее мнению, случайность - ее забирает к себе в роскошную квартиру профессор. В ней есть все, даже несколько "лишних комнат". Однако пес профессору нужен не для забавы. Он хочет осуществить фантастический эксперимент: собака должна будет после пересадки некоторой части превратиться в человека. Если Фаустом, создающим в пробирке человека, становится Преображенский, то его вторым отцом, давшим Шарику свой гипофиз, является Чугункин Клим Петрович. Булгаков очень коротко дает характеристику этого человека. Его профессия - игра по трактирам на балалайке. Он плохо сложен, Печень в результате употребления алкоголя расширена. Чунугкин умер в пивной от удара ножом в сердце. Существо, появившееся после операции, унаследовало сущность своего второго отца. Шариков агрессивен, чванлив, нагл.

Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как следует вести себя с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и творцом, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, именующим себя "гомункулус", и Преображенским. Трагедия заключается в том, что "человек", едва выучившийся ходить, находит надежных союзников в своей жизни. Они подводят революционную теоретическую основу под все его поступки. Один из них - Швондер. Шариков узнает от этого героя о том, какие у него, пролетария, имеются привилегии по сравнению с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый - классовый враг.

Поведение Шарикова

Дополним образ Шарикова в повести Булгакова "Собачье сердце" еще несколькими штрихами. Этот герой четко осознает главное кредо новоявленных хозяев жизни: воруй, грабь, растаскивай созданное другими, а главное - стремись к уравниловке. И пес, некогда благодарный Преображенскому, уже не хочет мириться с тем, что профессор поселился "один в семи комнатах". Шариков приносит бумагу, согласно которой ему следует выделить в квартире площадь в 16 кв. м. Полиграфу чужды мораль, стыд, совесть. Отсутствуют у него все другие кроме злобы, ненависти, подлости. Он распоясывается все больше и больше с каждым днем. Полиграф Полиграфович бесчинствует, ворует, пьет, пристает к женщинам. Таков образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Новая работа становится для Шарикова его звездным часом. Бывшая бездомная собака делает головокружительный прыжок. Она превращается в заведующего подотделом по очистке Москвы от бездомных животных. Неудивителен такой выбор Шариковым профессии: подобные им всегда хотят уничтожить своих же. Однако на достигнутом Полиграф не останавливается. Новые детали дополняют образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое описание дальнейших его деяний следующее.

История с машинисткой, обратное превращение

Шариков появляется через некоторое время в квартире Преображенского с молодой девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка из его подотдела. Шариков заявляет, что нужно будет выселить Борменталя. В конце концов выясняется, что он эту девушку обманул, сочинил множество историй о себе. Последнее, что делает Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку. Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит.

Шариковы в реальной жизни

В реальной жизни, увы, шариковы намного более живучи. Наглые, самоуверенные, не сомневающиеся в том, что им все дозволено, эти полуграмотные люмпены довели до глубокого кризиса нашу страну. Это не удивительно: насилие над ходом исторических событий, пренебрежение законами развития общества породить могло лишь Шариковых. Полиграф в повести превратился вновь в собаку. Но в жизни ему удалось пройти длинный и, как казалось ему и внушалось другим, славный путь. Он травил людей в 30-50-е годы, как по роду службы когда-то бездомных животных. Он пронес через всю свою жизнь подозрительность и собачью злость, заменив ими собачью верность, ставшую ненужной. Этот герой, вступив в разумную жизнь, так и остался на уровне инстинктов. И он хотел изменить страну, мир, вселенную для того, чтобы было проще удовлетворить эти звериные инстинкты. Все эти идеи проводит в создавший образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними. Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих. У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом. Все человеческие чувства у них вытесняет

Шариковы сегодня

Нельзя не обратиться к современности, анализируя образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое сочинение по произведению должно содержать в заключительной части несколько слов о сегодняшних шариковых. Дело в том, что после революции в нашей стране созданы были все условия для того, чтобы возникло большое количество подобных людей. Очень способствует этому тоталитарная система. Они проникли во все области общественной жизни, живут они и сейчас среди нас. Шариковы способны существовать, несмотря ни на что. Главная угроза человечеству сегодня - собачье сердце вместе с человеческим разумом. Поэтому написанная в начале прошлого века повесть и в наши дни остается актуальной. Она является предупреждением будущим поколениям. Кажется порой, что Россия за это время стала другой. Но образ мышления, стереотипы, ни за 10, ни за 20 лет не изменятся. Не одно поколение сменится, прежде чем из нашей жизни исчезнут шариковы, а люди станут другими, лишенными звериных инстинктов.

Итак, мы рассмотрели образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое содержание произведения поможет вам поближе познакомиться с этим героем. А прочитав оригинал повести, вы откроете для себя некоторые детали этого образа, опущенные нами. Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" - большое художественное достижение Михаила Афанасьевича, как и все произведение в целом.

В 1925 году, как отклик на происходившие в стране события, появилась сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце». И хотя изначально предполагалась публикация произведения в журнале «Недра», оно увидело свет лишь в 1987 году. Почему так случилось? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав образ главного героя, Шарика-Полиграфа Полиграфовича.

Характеристика Шарикова и того, кем он стал в результате эксперимента, - важный момент для понимания идеи произведения. Московский совместно со своим ассистентом Борменталем задумал определить, способствует ли пересадка гипофиза омоложению организма. Эксперимент решили проводить на собаке. Донором же стал погибший люмпен Чугункин. К изумлению профессора, гипофиз не только прижился, но и способствовал превращению доброго пса в человека (или, скорее, человекоподобное существо). Процесс его «формирования» является основой повести, которую написал М. Булгаков, «Собачье сердце». Шариков, характеристика которого дается ниже, удивительно похож на Клима. Причем не только внешне, но и по и манерам. К тому же новые хозяева жизни в лице Швондера довольно быстро объяснили Шарикову, какие права он имеет в обществе и в доме профессора. В результате в спокойный привычный мир Преображенского ворвался сущий дьявол. Сначала Полиграфа Полиграфовича, затем попытка захватить жилплощадь, наконец, открытая угроза жизни Борменталя стали причиной того, что профессор провел обратную операцию. И очень скоро в его квартире вновь жил безобидный пес. Таково краткое содержание повести «Собачье сердце».

Характеристика Шарикова начинается с описания жизни бездомного пса, подобранного профессором на улице.

Уличная жизнь собаки

В начале произведения писатель изображает зимний Петербург через восприятие его бездомным псом. Замерзший и худой. Грязная, свалявшаяся шерсть. Один бок сильно обожжен - обварили кипятком. Это и есть будущий Шариков. Собачье сердце - характеристика животного показывает, что он был добрее того, кто из него потом получился - отозвалось на колбасу, и пес послушно пошел за профессором.

Мир для Шарика состоял из голодных и сытых. Первые были злыми и норовили причинить вред другим. По большей части они являлись «лакеями жизни», и пес их не любил, называя про себя «человеческими очистками». Вторых же, к которым сразу отнес профессора, считал менее опасными: они никого не боялись, а потому и других ногой не пинали. Таким изначально был Шариков.

«Собачье сердце»: характеристика пса «домашнего»

За неделю пребывания в доме Преображенского Шарик изменился до неузнаваемости. Он поправился и превратился в красавца. Сначала пес ко всем относился с недоверием и все думал, чего от него хотят. Он понимал, что просто так его вряд ли бы приютили. Но со временем настолько привык к сытной и теплой жизни, что его сознание притупилось. Теперь Шарик просто радовался и готов был сносить все, только бы его не отправили на улицу.

Профессора пес уважал - ведь это именно он взял его к себе. Кухарку полюбил, так как ее владения ассоциировались у него с самым центром рая, в котором он оказался. Зину воспринимал как прислугу, кем она на самом деле и являлась. А Борменталя, которого укусил за ногу, называл «тяпнутым» - доктор никакого отношения к его благополучию не имел. И хотя пес вызывает у читателя симпатию, уже сейчас можно заметить некоторые черты, которые потом обозначит характеристика Шарикова. В повести «Собачье сердце» изначально определяются те, кто мгновенно поверил новой власти и надеялся в одночасье выбраться из нищеты и «стать всем». Вот так же и Шарик променял свободу на еду и тепло - он даже ошейник, выделявший его среди прочих собак на улице, стал носить с гордостью. А сытая жизнь сделала из него собаку, готовую во всем угодить хозяину.

Клим Чугункин

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые происходили с собакой после операции. В результате очеловечивания получилось чудовище, унаследовавшее привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткая характеристика Шарикова, собачье сердце в котором уживалось с частью мозга пролетария.

Полиграф Полиграфович имел неприятную внешность. Постоянно сквернословил и ругался. От Клима ему передалась страсть к балалайке, и, играя на ней с утра до вечера, он не думал о покое других. Имел пристрастие к алкоголю, сигаретам, семечкам. За все время так и не приучился к порядку. От пса унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Причем если на собаку еще можно было как-то повлиять, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной - к таким мыслям подводит характеристика Шарика и Шарикова.

«Собачье сердце» показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, осознавший, как легко заполучить все, что захочет. Это его мнение только укрепилось, когда он приобрел новых знакомых.

Роль Швондера в «формировании» Шарикова

Профессор и его ассистент тщетно пытались приучить существо, которое сотворили, к порядку, соблюдению этикета и т. п., однако Шариков наглел на глазах и не видел перед собой никаких барьеров. Особую роль в этом сыграл Швондер. Как председатель домкома, он давно не любил интеллигентного Преображенского уже за то, что профессор жил в семикомнатной квартире и сохранял старые взгляды на мир. Теперь он решил использовать в своей борьбе Шарикова. По его науськиванию Полиграф Полиграфович провозгласил себя трудовым элементом и потребовал выделить причитающиеся ему квадратные метры. Затем привел в квартиру Васнецову, на которой намерен был жениться. Наконец, не без помощи Швондера состряпал на профессора лживый донос.

Тот же председатель домкома устроил Шарикова на должность. И вот уже вчерашний пес, одетый в стал ловить кошек и собак, испытывая от этого удовольствие.

И снова Шарик

Однако все имеет предел. Когда Шариков набросился на Борменталя с пистолетом, профессор и доктор, без слов понявшие друг друга, вновь приступили к операции. Чудовище, порожденное сочетанием рабского сознания, приспособленчества Шарика и агрессивности и хамства Клима, было уничтожено. Спустя несколько дней в квартире вновь жил безобидный милый пес. А неудавшийся медико-биологический эксперимент обозначил очень волнующую писателя социально-нравственную проблему, понять которую помогают Шарик и Шариков. Сравнительная характеристика («Собачье сердце», по словам В. Сахарова, - «сатира умная и горячая») их показывает, насколько опасно вторгаться в область естественных человеческих и общественных отношений. Именно глубина смысла произведения стала причиной того, что история о веселых превращениях героев на многие десятилетия попала под запрет властей.

Значение повести

«Собачье сердце» - характеристика Шарикова тому подтверждение - описывает опасное социальное явление, зародившееся в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и уничтожали своими действиями то лучшее, что складывалось в человеческом обществе веками. Жизнь за чужой счет, доносительство, презрение к образованным интеллигентным людям - эти и подобные им явления стали в двадцатые годы нормой жизни.

Нужно отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского - это вмешательство в естественные процессы природы, что опять-таки доказывает в повести «Собачье сердце» характеристика Шарикова. Профессор понимает это уже после всего случившегося и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. И попытка изменить общество революционными насильственными способами изначально обречена на провал. Именно поэтому произведение не теряет актуальности и поныне, являясь предупреждением для современников и потомков.

В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых - может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем?
В начале повести мы видим Шарика - бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла.
Исповедь Шарика печальна: «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь, и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас». Это было умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни. Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый.
Неслучайно автор включает в повествование краткую характеристику этого персонажа. В дневнике Борменталя читаем: «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам».
Речь Шарикова после операции пестрит вульгарными выражениями («В очередь, сукины дети, в очередь», «подлец»). Внешне он так же неприятен: «Человек маленького роста и небритой наружности… с мутноватыми глазками», «На шее у него был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой».
Все попытки привить Шарикову хотя бы первичные навыки культурного поведения и общения дают отрицательный результат. Зато влияние домкома Швондера, который не отягощает «нового человека» никакими культурными программами, кроме революционной - кто был ничем, тот станет всем, - очень эффективно. Это его словами говорит Шариков: «Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить… Каждый имеет своё право».
Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским.
Шариков почуял, что на профессора можно давить, заявлять право на имя, на документы, жилплощадь. А на каком основании? На основании новой идеологии, провозгласившей главенство пролетариата, - в большей степени людей недалёких, не знающих, что делать с полученной властью. Шариков - гиперболизированное, изуродованное отражение «трудового элемента».
Парадоксально выглядит ситуация, когда Шариков гордо отстаивал своё гражданское право иметь имя и документы, а мгновение спустя, устроив в квартире потоп из-за кошки, испугался, как жалкое животное.
Швондер борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, высокомерие к культуре: «Хочу мять цветы - и буду, хочу мочиться мимо унитаза - моё право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров - потесню кого-нибудь и сделаю». Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».
В Шарикове с каждым днём растет фантастическая наглость. Он неуважительно обращается с профессором, фамильярно называл его «папашей». Для него не существует такого понятия, как чувство собственного достоинства. Этот человек считает, что профессор обязан его обеспечивать. В конце концов, Шариков стал опасен для жизни. Преображенский решает исправить свою ошибку: Шариков снова становится добрым, безобидным псом Шариком. Его монологом заканчивается произведение: «Прописался я здесь…».
Шарик-рассказчик, безусловно, стоит на более низкой ступени, чем профессор Преображенский и Борменталь, но его уровень развития гораздо выше Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в произведении подчёркивает драматическое положение человека, стоящего перед выбором - либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. Шариков, возможно, не имел такого выбора. Он - человек «искусственный», имеющий наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества, и только от человека зависело, какой путь он изберёт.

В романе Булгакова фигурирует собака Шарик. Над животным был произведен научный опыт и проведена операция на сердце и головном мозге. В результате этого Шарик стал эволюционировать и постепенно превратился в человека – Шарикова Полиграфа Полиграфовича.

Между двумя «многострадальными» героями были общие черты характера и привычки. Оба испытывали глубочайшую ненависть к кошкам. Шарик и Шариков оказались хитрыми, но легко внушаемыми «личностями».

Однако имелись и различия. И конечно Булгаков постарался их выразить с самого начала, и показал их, как только пес по кличке Шарик появился в доме у профессора Преображенского.

Был раненный и побитый не только жизнью, но и людьми. Живое существо привыкло от окружающих видеть только агрессию и иногда отвечать тем же. Когда-то брошенный, исхудавший от голода пес, был морально раздавленный и уставший от творившегося вокруг хаоса. Пес уже не надеялся выжить и готовился к верной гибели…

Именно с таким настроением бродячий пес, попадает в квартиру к Преображенскому. Животное не верит своему счастью. Оно вновь благодарно судьбе, своей бабке, которая, по его мнению «согрешила с водолазом» и доброму профессору, исцелившему Шарика после сильнейшего ожога.

Все свои «проступки» в квартире пес совершал из-за страха. Обороняясь, однажды он укусил доктора Борменталя. Так же из-за боязни боли он долгое время не давался никому в руки, при этом шарахаясь и ломая вещи.

После перенесенной операции Шарик стал стремительно меняться не только внешне, но и внутренне, превращаться в Шарикова. В результате всех «мутаций» получился полноценный человек, со всеми вытекающими последствиями.

По натуре был наглый, самоуверенный, жадный и похотливый тип. Он не был благодарен профессору за «спасение», а даже наоборот угрожал Преображенскому «расправой». Полиграф при каждом удобном случае пытался доказать свою «значимость». Под влиянием пролетария Швондера, всячески досаждал профессору, учинял скандалы, дебоширил, пытался устанавливать свои законы. Однако в эти моменты спешил к Преображенскому на помощь, и ставил Шарикова на место.

Однажды Шариков привел свою «невесту» в квартиру к профессору. Из всех девушек Булгаков выбрал для него именно ту, которая постоянно прикармливала «бедолагу», когда тот был псом. Однако мужчина не испытывал к ней тех светлых чувств, которые прежде жили в его «сердце». Он это делает из корыстных целей, с угрозами и пустыми обещаниями.

Все людские пороки Булгаков вложил в Шарикова. Озлобленность, пошлость, зависть, невежество, глупость и неуважение к другим, все уместилось в образе одного «существа». Шариков для автора был как олицетворение некой рукотворной «ошибки всего человечества» в целом. И эту ошибку не всегда можно исправить.

Идея автора заменить «нутро» собаки и вживить в нее человеческое сердце, имеет явный подтекст. Он показывает своим произведением, что людей, не имеющих изначально «моральные и нравственные» ценности, уже невозможно переделать. Они никогда не изменятся, какие бы усилия к этому не прилагались.

Никак не может решиться «покончить» с Шариковым. Булгаков тем самым как бы дает персонажу шанс на «жизнь». И, кажется, что вот предел, должно случиться чудо и Полиграф хотя бы оставит в покое своего «спасителя», но... Ситуация усугубляется, доктор Борменталь не видя иного выхода, берет все под свой контроль, тем самым избавляет общество от агрессивно настроенного «существа».

Перед читателем снова предстает пес Шарик, который по прежнему радуется теплу, заботе, еде и, в конце концов, тому, что он еще жив...

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению



Просмотров