Жанры музыки. Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль Музыкальные жанры композиторов

Музыкальные жанры (жанры музыки) — список и краткое описание музыкальных жанров и направлений.

Музыкальные жанры

1. Народная музыка — музыка различных народов мира.

2. Латиноамериканская музыка — обобщенное название музыкальных жанров и стилей стран Латинской Америки.

3. Индийская классическая музыка — музыка индийского народа, один из самых древних жанров музыки. Берет свои истоки еще с религиозных практик индуизма.

4. Европейская музыка — обобщенное понятие, характеризует музыку стран Европы.

5. Поп музыка Диско (от слова «дискотека») — жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов. Поп (от слова «популярная») — вид массовой музыкальной культуры. Легкая музыка (от «easy listening» — «легко слушать») — музыка, охватывающая разные стили, общее в такой музыке — простые, запоминающиеся мелодии. Певица, которая исполняет музыку в жанре Поп — Madonna.

6. Рок музыка — обобщенное название направления музыки, слово «rock» означает - «качаться, укачивать» и указывает на ритмичность музыки.

Кантри-рок — жанр, который объединяет в себе кантри и рок, и стала частью рок-н-ролла, после того, как Элвис Пресли выступил в 1955 на «Grand Ole Opry».

Сатерн-рок — «южный» рок, был популярен в США в 1970.

Хартленд-рок — «рок из глубинки», основан в 1980 году на «кантри» и «блюзе».

Гаражный-рок — основан в Соединенных Штатах Америки и Канаде в 1960, предшественник «панк-рока».

Серф-рок — (от английского «surf») — американская пляжная музыка, была популярна в начале 60-х.

Инструментальный рок — это жанр рок-музыки, в музыке этого жанра преобладает музыка, а не вокал, был популярен в 1950 - 1960 годах.

Фолк-рок — жанр, объединяющий элементы фолка и рока, был образован в Великобритании и США, в середине 1960-х.

Блюз-рок — гибридный жанр, объединяющий элементы блюза и рок-н-ролл, начал свое развитие в Англии и США, в 1960 году.

Рок-н-ролл — (от слова «катить») жанр, родился в 1950-х годах, в США, является ранней стадией развития рок-музыки.

Мерсибит — (значение жанра происходит от названия групп из Ливерпуля, который находится недалеко от реки «Мерси»)—жанр зародился в Великобритании в 1960-х.

Психоделический рок — музыкальный жанр, он возник в Западной Европе и Калифорнии в середине 60-х годов, связан с понятиями «психоделия» (галлюциногены).

Прогрессивный рок — жанр, который характеризуется усложнением музыкальных форм и внедрением диалога.

Экспериментальный рок — стиль, который основан в следствииэкспериментов со звучанием рок-музыки, другое название — Авангардный рок.

Глэм-рок — (от слова «эффектный» - «glamorous»)— жанр возник в Великобритании в 1970-х годах.

Паб-рок — предшественник панк-рока, направления музыки, которое возникло в 1970-х как протест представителей британского рока на чрезмерную чистоту звука в американском AOR и прог-рок.

Хардкор — жанр появился в Великобритании и США в конце 1970-х. Звук стал более быстрым и тяжелым, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока.

Скиффл — пение с аккомпанементом. Инструментарий включал стиральную доску, гармонику и гитару в качестве ритм-инструмента.

Хард-рок — («тяжелый рок») — жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары. Жанр зародился в 1960-е и сформировался в начале 1970-х.

Панк рок — музыкальный жанр, сформировался в США в 1970-х годах, немного позже — в Великобритании. Смысл, который вкладывали ранние группы в этот жанр — «стремление играть главенствует над умением играть».

Бард-рок — жанр, который появился в «Советском Союзе» в 1970-х годах. Развивался под влиянием поэзии: Виктора Цоя, Окуджавы.

J-rock — («японский рок»)— название для разных направлений рок-музыки, которые возникли в Японии.

Метал — жанр, который сформировался и хард-рока в Англии и США, в 1970-х годах.

Пост-панк — музыкальный жанр, сформировался в конце 1970-х, в Великобритании. Являлся продолжением панк-рока и отличался разнообразием самовыражения в музыке.

New Wave — направление, которое включает разные жанры рок-музыки, идейно и стилистически порвали со всеми предыдущими жанрами рока. Возникло в конце 1970-х - начале 1980-х.

No Wave — направление в кинематографе, музыке и перфоманс-арте. Развивалось в Нью-Йорке в конце 1970-х. Это своеобразный ответ свободных музыкантов и художников на коммерческий «New Wave».

Стоунер-рок — это музыка среднего темпа или медленная музыка с низкочастотными музыкальными инструментами, такими как бас и гитара.

Жанр возник в 1990-х, основан на творчестве группы «Kyuss».

Альтернативный рок — под данным термином понимают различные стили рок-музыки. Появился в 1980-е и охватывает много стилей и направлений, которые берут свое начало в пост-панке, панк-роке и других стилях и музыкальных жанрах.

Пост-рок — экспериментальный музыкальный жанр рок-музыки. Для жанра характерно использование инструментов, которые обычно используют в рок-музыке и аккордов, которые не характерны для рока (традиционного).

7. Блюз — музыкальный жанр, который зародился в конце XIX века, на Юго-востоке США в афроамериканском сообществе, в среде повстанцев «Хлопкового пояса».

8. Джаз — жанр музыки, который возник в конце XIX, начале XX века в США, как результат синтеза европейской и африканской культур.

9. Кантри — («сельская музыка») — одна из самых распространенных разновидностей североамериканской музыки.

10. Шансон — (в переводе с французского языка — chanson, значит - песня).

Имеет 2 значения:

1. Французская песня в стиле кабаре.

2. Советская песня на французском языке, эпохи Возрождения и позднего Средневековья.

Первым композитором и поэтом, который исполнял песни в стиле шансон, был — Гийом де Машо.

Особенность жанра это то, что исполнитель, автор песни, музыки и слов — один и тот же человек.

12. Романс — («romance» означает — «по испански») — небольшое стихотворение, которое имеет лирическое содержание, спетое под музыку. Сам термин возник в средневековой Испании и обозначал советскую песню, спетую на испанской языке.

13. Блатная песня — жанр песни, в которой поется про тяжелые нравы и быт в уголовной среде. С 1990-х годов в русской музыкальной индустрии называют блатную песню — «русским шансоном», хотя она ничего общего с шансоном не имеет.

13. Электронная музыка — музыкальный жанр, обозначающий музыку, которая была создана с использованием электронных музыкальных инструментов. Часто для ее создания используют различные компьютерные программы.

14. Ска — стиль, который появился в конце 1950-х, на Ямайке.

Для стиля характерен ритм 2 на 4: когда бас-гитара или контрабас подчеркивают нечетные удары барабанов, а гитара — четные.

15. Хип-хоп — жанр музыки, который зародился в Нью-Йорке, в среде рабочего класса — 12 ноября 1974 года. Основателем хип-хопа стал ди-джей Кевин Донован.

Приведенный список включает только наиболее наиболее популярные музыкальные жанры.

В настоящее время постоянно появляются новые музыкальные жанры (жанры музыки) и направления.

Lady Gaga - Judas (сочетает в себе электронную музыку и танцевальные ритмы).

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Цель этой статьи - познакомить читателей с различными современными музыкальными жанрами и теми музыкальными средствами, которыми пользуются композиторы, создавая произведения в рамках определенного стиля. Умение ориентироваться в музыкальных жанрах и поджанрах является одним из первых признаков профессионализма, так что эта статья будет интересна всем тем, кто уже стал на путь совершенствования в музыкальной сфере.

Большинство критиков разделяют современные музыкальные жанры на три основные направления: поп, рок и рэп, которые в свою очередь уходят корнями в более ранние стили и породили большое количество собственных ответвлений.

Поп - это современная популярная музыка. Это очень широкий термин, охватывающий множество жанров, таких как диско, транс, хаус, техно, фанк, новая волна и другие. Давайте остановимся и рассмотрим особенности каждого из них.

  • Диско . Не так давно он был самым популярным жанром танцевальной поп-музыки. Ему присуще обилие эффектов, ведущая роль ритм-секции ударных и баса, а так же второстепенное, фоновое звучание струнных и духовых инструментов.
  • Транс . Он относится к одному из жанров электронной музыки и примечателен своим высоким эмоциональным воздействием на слушателя. Этот эффект достигается при помощи использования печальных, «космических» мелодий.
  • Хаус . Так называется танцевальная, полностью электронная музыка. Главным и единственным инструментарием является синтезатор. Отличительная черта этого жанра - наличие зацикленных музыкальных фраз и солирующих мелодий. Широко применяются эффекты.
  • Техно . Одной фразой можно сказать так: футуристическая музыка большого города. К особенностям техно относятся фантастические мелодии, мрачный металлический звук, «холодный», лишенный эмоциональности вокал.
  • Фанк . Один из танцевальных жанров, которому присущи четко выделенные доминирующие над всеми остальными инструментами ударники, низкая мелодичность, «неряшливый» ритм.
  • Новая волна . Жанр популярной музыки, который трансформировался из панк-рока и использует те же музыкальные средства.

Рок как самостоятельный жанр уходит корнями в «черный» американский блюз, который появился в 20-30-х годах. Традиционный блюз состоит из 12 тактов, то есть отрезков композиции, состоящей из нескольких нот, первая из которых имеет ударение или акцент. В основной инструментальный набор блюза входит контрбас или бас, задающий ритм, солирующая гитара, ударные, часто клавишные и духовые. Если быть совсем точным, рок появился из ветви этого жанра - гитарного блюза, в котором уже гораздо меньше клавишных и духовых инструментов.

Появление рока и рок-н-ролла , понятий, которые часто отождествляются, связано с такими музыкантами как Элвис Пресли и группа «Битлз». Первого можно назвать популяризатором этого жанра, в то время как «Битлз» стали теми, кто превратил рок в искусство.

В музыкальном плане рок остался практически тем же блюзом, но смысловое наполнение их отличается: рок - это музыка протеста против общества, власти или чего-то другого.

Рок собрал в себе много поджанров, основными из которых являются софт-рок, хард-рок, поп-рок, фолк-рок, панк-рок, психоделический рок, хэви металл и трэш.

  • Хард-рок . Дословно это переводится как «тяжелый, жесткий». Этот стиль не спроста имеет такое название, ведь его звучание соответствует, тому как он называется. Тяжесть в хард-роке достигается благодаря доминирующему звучанию громкой и мощной ритм-секции над остальными инструментами. В большинстве случаев «утяжеляются» ударники, бас или ритм-гитара. В хард-роке часто используются эффекты Overdrive и Distortion.
  • Поп-рок . Популярный рок. Этот стиль отличается хорошей сбалансированностью, использованием всевозможными эффектами и популярных аранжировок. К поп-року можно отнести любую рок-музыку, которая рассчитана на широкую аудиторию слушателей.
  • Фолк-рок . Это рок-музыка с элементами народной музыки.
  • Панк-рок . К этому жанру причисляется грубая, часто непрофессиональная, но выразительная музыка, для которой характерны простые, незатейливые, но шокирующие мелодии.
  • Психоделический рок . Сложная, нешаблонная музыка, переполненная различными эффектами. Эта музыка отличается высоким уровнем эмоционального воздействия на слушателя.
  • Хэви металлом называется резкая металлическая музыка, которая часто отличается негармоничностью. Она далекая от привычных стандартов.
  • Трэш . Это очень жесткий жанр, которому присуща сложность и непрерывность мелодий, а так же импровизация.

Рэп как жанр произошел от танцевальной музыки. Характерные особенности: неровный ритм, сложные эксперименты с ударниками, наличие зацикленных музыкальных фрагментов. Одной из главных особенностей рэпа является отсутствие вокала, который заменяется речитативом. Рэп читают, как стихи, а не поют. Основными инструментами являются ударные и сложный бас, который часто солирует. Часто рэп-музыканты используют эффект scratch - скрип виниловых пластинок.

Вероятнее всего рэп произошел из рэггей - танцевального стиля, возникшего на Ямайке. Эти два стиля имеют много общего: такой же неровный, рваный ритм, наличие закольцованных музыкальных фрагментов, сложный ударник.

    Список музыкальных жанров, направлений и стилей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    - (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия

    BBC - (Британская широковещательная корпорация) BBC это теле, радио, интернетвещание Великобритании и всего мира BBC: телевидение, новости, интернет, радио, фильмы, документальные фильмы Содержание >>>>>>>>>>>> BBC это, определение ВВС это не… … Энциклопедия инвестора

    Кырпычы Жанр хард рок, хип хоп, рэпкор, панк рок Годы c 1994 по настоящее время Ст … Википедия

    Эта статья об импрессионизме в музыке; общая статья об импрессионизме см.: Импрессионизм. Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression впечатление) музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.



Просмотров