Эль Греко, Теотокопули Доменико (El Greco, (Kyriakos Theotokopoulos)). Эль Греко

Эль Греко , Теотокопули Доменико
(El Greco, (Kyriakos Theotokopoulos))

Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos)) (1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите (часть Венецианской республики), отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.

Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело . В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма , Эль Греко стал провозвестником искусства барокко . Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо " (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

Картины Эль Греко:

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, - это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.

Крит, или Создание религиозных полотен

Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской "империи". Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный проявившийся в первой работе Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.

Период жизни и творчества в Венеции

Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов Среди лучших его работ этого периода - "Христос исцеляет слепых". Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг - в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.

Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело

Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, - это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов. Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег. Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, - это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.

В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, - Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

Город, который стал последним пристанищем художника

Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне "Снятие одежд с Христа". Это первый шедевр Эль Греко.

Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.

Произведение, написанное по заказу Филиппа

Какие для Филиппа написал Эль Греко его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием "Мученичество Святого Маврикия". Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.

Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен

В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен. А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца - Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии. Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.

Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.

Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в . Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как , Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле .

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса ” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве , которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541-1614) великий испанский художник. По происхождению - грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица Воскресение Христа Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых - портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета - жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Биография и творчество Эль Греко - испанского художника будет интересна любому человеку, интересующегося живописью. Эль Греко живописцев, оказал значительное влияние на мировое искусство. Он создал свой неповторимый художественный мир и легко узнаваемый стиль.

Семья и родина художника

Доменико Теотокопули (Domenicos Theotocopoulos) - настоящее имя художника, псевдоним - Эль Греко (El Greco) с испанского переводится, как «грек». Это связано с его местом рождения, он родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, принадлежащей Венецианской республике, в зажиточной семье. Его отец и старший брат были купцами. О его матери, к сожалению, ничего не известно.

Начало творческого пути

20 лет от роду он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода - картина «Чудо исцеления Христом слепых».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля - мягкие контуры и экзальтация в мимике. Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок.

Итальянский период

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию.

Испанский период. Расцвет творчества

В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.

После этого он становится известным в дворянских кругах. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя.

В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

Родоначальник кубизма

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.

Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.



Просмотров