Мы любим путешествия из детской мечты. От мечты к реальности Жестокое разочарование реальным морем

Вы часто мечтаете? О чем? А помните, о чем вы мечтали в детстве? Кем хотели стать? Чему хотели научиться? Где хотели жить? Что мечтали сделать, когда станете взрослыми?

Смогли ли вы воплотить в жизнь мечту детства или она так и осталось навсегда там, в саду на качелях, в отражении воды в ручейке, или в забытом комоде на чердаке..?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мечты детства, вспомнить, о чем вы мечтали, и задуматься над тем, что изменилось с тех пор, быть может вы до сих пор стремитесь воплотить свою заветную мечту, но уже в ваших собственных детях?

Давайте для начала отдохнем и прокатимся мысленно в дни нашего детства, а потом посмотрим, куда привет нас наше воображение!


Интересно, найдется ли в мире хоть один человек, который в детстве не любил ездить с родителями в походы, к морю и просто за город, в деревню к бабушкам? Наверное, нет. Путешествия любят почти все. И начало эта любовь берет с детства - с красивых сказок о принцах и рыцарях-путешественниках, с заманчивых и чарующих описаний далеких замков и городов.

Многие мальчики, начитавшись книг о храбрых воинах и отважных моряках, наседали на родителей с просьбами найти репетитора по немецкому языку, например, или другому иностранному, чтобы выучить его и со временем уехать, скажем, в Швейцарию, к чарующим Альпам или в маленький Лихтенштейн, или другие страны.

Ну, а девочки же, чаще всего, отдают предпочтение или элегантным барышням - англичанкам и француженкам, или восточным принцессам - шехерезадам, живущим в вычурных палатах с мозаикой и персидскими коврами, одетым в легчайшие шелковые юбки и звенящие и поблескивающие украшения.

Как бы там ни было, детские мечты о путешествиях были, пожалуй, у каждого. Со временем все мы вырастаем, заканчиваем школы и университеты, находим себе работу по душе, получаем зарплату, и раз в год отдыхаем у моря в отпуске.

Однако детские мечты все равно не отпускают нас. Так и хочется сорваться и полететь на самолете с широкими белыми крыльями куда-то за океан, где живет сказка. Сказка, которая у каждого своя.

Так почему бы и нет? Ведь есть же отпуска, которые не обязательно проводить на всемирно известных курортах или на морском берегу. Почему бы не отправиться туда, куда тянет мимолетное желание?

К примеру, изучить основы французского, благо, репетитор французского языка найдется в каждом городе, и явно не один, и отправиться гулять по Парижу. Или в Марсель - к небольшим оливковым деревьям, неуемному мистралю, дующему со Средиземного моря, и, конечно же, фестивалям.


Или даже посетить уже всем давно известную и приевшуюся Турцию. Ну, на крайний случай - Египет. Но посетить не так, как это делает большинство - с туром в пятизвездочный отель, в котором «все включено», а с множеством экскурсий, с общением с местными жителями и походами по музеям и культурным памятникам.

Наш мир - огромен и невероятно интересен. Разнообразие культур разных стран просто поражает. Как отличаются, например, веселые и игривые француженки от чопорных, элегантных и подтянутых англичанок. А ведь эти две страны разделены небольшим проливом - и всё. Что уж тут говорить о разнице взглядов на жизнь, к примеру, американца и россиянина?

Конечно же, изучать культуру, быт, обычаи и привычки разных народов - невероятно интересно. Уж явно гораздо интереснее, чем провести неделю или две в Анталии, не выбираясь из отелей и аквапарков. Да и путешествия по миру - это отличные языковые тренировки. Можно подтянуть английский, немецкий, французский, выучить итальянский или шведский, и на личном опыте убедиться, как сильно отличается произношение англичан от произношения американцев.

Пожалуй, наши детские мечты - не такая уж глупость, как иногда кажется. За ними кроется огромное желание узнавать мир, знакомиться с чем-то новым и ранее неизведанным, находить новых друзей и, может быть, даже свою любовь.


Конечно же, не стоит забывать, что путешествия, кроме всего прочего - уникальная возможность понять, как сильно отличаются народы и способ их жизни. Помните поговорку «Что русскому хорошо - то немцу смерть». Она, возможно, несколько утрирована, но, по большому счету, все именно так и выглядит.

И это можно повторять бесконечно - мир стоит того, чтобы его изучать, чтобы путешествовать и знакомиться с новыми странами. К тому же, никто никогда не может сказать наверняка, возможно, в какой - то из этих стран вы и найдете свое счастье, если не нашли ранее - любимую работу, семью и душевное равновесие.


«Им овладело беспокойство, охота к перемене мест», — так говорят о человеке, которому не сидится на одном месте. О человеке, склонному к путешествиям, к поездкам, плаванию по морю. Был ли сам Пушкин таким непоседой? Да, был. Будучи на юге в , он объехал часть Украины, Крымский полуостров, Кавказ. Впоследствии, он еще раз побывал на Кавказе, и даже доехал до турецкого Арзрума. Так что состояние беспокойства, когда не сидится на одном месте, ему было знакомо, как никому другому. Поэт с детства мечтал о путешествиях по миру.

По Российской империи Пушкин путешествовал немало. Но он мечтал побывать за границей.

«Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры… то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство», — писал он Вяземскому в 1826 году.

Пушкин несколько раз подавал прошение императору выпустить его за границу. На что Николай I отвечал отказом.

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).

Современным людям тоже знакомо это чувство. Только, уставшие от снегопадов белых степных равнин, современные россияне стремятся к солнцу и морю. Все чаще люди стали стремиться не к познаниям и открытиям, а к комфорту.


Он всю жизнь мечтал совершить кругосветное путешествие. Даже приобрел для этого настоящую шхуну «Сен-Мишель» и стал капитаном со всеми причитающимися атрибутами: судовым журналом и флагом. Но ему так и не суждено было отправиться на этой шхуне в далекое плавание вокруг Земли. Сорок лет он путешествовал по миру в своих романах, летал по небу, опускался под землю и под воду, проникая в тайны будущего и настоящего. Жюль Верн написал более ста произведений о путешествиях, был известен и любим при жизни во всем мире. Но умер в одиночестве, больным и отчасти разочаровавшимся в науке человеком.

«Увы, я уже не могу быть капитаном, я не смогу совершить кругосветное путешествие. Флаг и судовой журнал – вот и все, что осталось от мечты, которая вела меня по жизни», – надиктует Жюль Верн перед смертью. Он болен диабетом и ослеп. Но видит иным зрением и чувствует, что наступивший двадцатый век несет человечеству множество удивительных открытий и множество опасностей. Писатель будто предчувствовал грядущие катастрофы, последние его романы («Флаг родины», «Властелин мира») проникнуты страхом и беспокойством о судьбе планеты, Верн боялся, что люди будут использовать науку в преступных целях.

И все же он был невероятно светлым писателем, мечтателем и , его так и не исполнившаяся мечта подарила миру великого фантаста. Если бы не она, может быть, мы никогда бы не узнали о том, что находиться в центре земли и 20 лье под водой, не побывали бы в самых отдаленных и невероятных местах планеты. Это неправда, что Жюль Верн так и не совершил своего кругосветного путешествия. Он много раз совершал его мысленно, вместе с героями своих книг.

Поклонники писателя скрупулезно подсчитали, сколько научно-технических открытый он предсказал, и выяснилось, что из 108 его фантастических предположений, уже исполнилось, то есть воплотилось в жизнь 64. А 34 – принципиально осуществимы. И только 10 не подтвердилось. Многие ученые ХХ века считают Жюль Верна своим соавтором, возможно, и современные ученые скажут об этом когда-нибудь, поразившись удивительной прозорливости гения конца ХIХ века. Самолеты, вертолеты, видеосвязь и телевидение, космические корабли и подводные лодки, дальнобойная артиллерия и межпланетные путешествия – все это когда-то было придумано или предугадано Жюль Верном и стало привычным фоном нашей жизни.

Жюль Верн родился в семье известного французского юриста, который мечтал о том, чтобы сын пошел по его стопам. Но мальчик с детства мечтал о путешествиях, рисовал карты, бродил вдоль берега и заглядывался на корабли, отправляющиеся в далекие путешествия. Уже в пять лет маленький Жюль хотел иметь свой корабль, чтобы бороздить просторы морей и океанов. А в 11 – решил эту мечту осуществить. Он убегает из дому, устраивается юнгой на шхуну «Корали», пробирается в трюм отправляющегося в плавание корабля и с замиранием сердца ждет отправления. Отец с матерью спохватились, уже в море на шлюпке отец догоняет корабль и водворяет сына домой, заставляя его заниматься тем, что ему не по душе.

Следуя отцовскому наставлению, Жюль поступает на юридический факультет в Париже. Но какой из него юрист. Его интересует совсем другое. Жюль отказывается вернуться в Нант. Работа в адвокатской конторе отца его не привлекает. Он пишет стихи, увлекается театром, интересуется и путешествиями. Нужно было иметь определенную смелость, чтобы написать об этом отцу, рискуя оказаться без его материальной помощи.

«Судьба приковала меня к Парижу, – пишет он отцу. – Впоследствии я смогу стать хорошим литератором, но никогда не стану больше, чем плохой адвокат. Я решил стать писателем». Но, оказалось, одного решения мало, нужно еще стать этим писателем. И парень старательно острит перо. Жюлю, можно сказать, повезло, один из его студенческих товарищей познакомил его со своим родственником, известным всему Парижу Александром Дюма старшим. Дюма предложил молодому человеку, мечтавшему о карьере литератора написать пьесу для театра. И хотя это было не совсем то, чего хотел Жюль Верн, он с энтузиазмом взялся за работу. Пьеса понравилась Дюма, и он поставил ее в своем театре. Воодушевленный поддержкой известного писателя, Верн стал писать пьесы, их даже ставили на сцене, и он получал за это небольшие гонорары.

И все-таки это не могло быть основным . Пока Жюль Верну не повезло еще раз. Он часто публикует в научных журналах заметки на научные темы. Его охватывает чувство восторга, когда он погружается в научные сферы. Особенно увлекает география. Когда он писал на эти темы, то фантазия его разыгрывалась до невероятных пределов. Одна из таких заметок однажды случайно превратилась в роман, который Жюль Верн с трепетом первооткрывателя принес Александру Дюма. Старик был в восторге. Он сказал, что это именно то, что нужно писать Жюлю, и что его ждет великое будущее. А для начала решил познакомить его с известным парижским издателем Пьер-Жюлем Этцелем. Так в издании «Журнал для образования и отдыха» в 1963 году появился первый роман Жюль Верна «Пять недель на воздушном шаре», тогда он назывался немного иначе: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».

В это время двадцативосьмилетний Жюль женился на симпатичной и обаятельной вдовушке с двумя детьми Онорине де Виан. Он удочерил двух девочек Онорины. У семейной пары позднее появился единственный общий ребенок – сын Мишель. Как отец относился к сыну? Об этом можно судить по одному замечательному эпизоду. Однажды, когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, папа, тогда уже известный писатель подарил ему на День рождения своего любимого героя Дика Сенда из романа «Пятнадцатилетний капитан». Кстати, сын впоследствии станет кинематографистом и экранизирует некоторые произведения своего отца, а внук – Жан-Жюль Верн в течение сорока лет будет писать большую биографическую книгу о деде, тогда как правнук Жан Верн, известный оперный тенор, найдет так и не изданную в свое время книгу Жюль Верна «Париж ХХ века». По мнению писателя, в Париже будущего должны будут небоскребы и летающие машины. Чуть-чуть ошибся великий фантаст, французы пошли иным путем, сохранив для потомков неповторимую теплоту малоэтажного Парижа с тихими улочками и уютными кафе.

Издатель сразу понял, что сотрудничество с молодым принесет хороший доход его журналу и поспешил подписать с Жюль Верном довольно жесткие и где-то даже кабальные условия на производство романов. Да, именно так, после подписания двадцатилетнего договора с Этцелем, Жюль Верн становился обеспеченным писателем. Но должен был выдавать по два однотомных или одному двухтомному роману в год. Этцель прекрасно платил за работу (2000 франков за том) и непомерно нагружал своего автора. Кстати, этот договор продлевался еще раз и гонорары росли, что впоследствии дало возможность писателю вести довольно зажиточный образ жизни, путешествовать по миру и приобрести собственные яхты (их было три). Жюль готовился отправиться на одной из них в своей кругосветное путешествие, но Этцель буквально пригвоздил его к письменному столу, заставляя путешествовать только на бумаге. Однако в тот момент, когда был подписан первый контракт, Жюль Верн был на седьмом небе от счастья. Теперь он мог заниматься любимым делом за приличное вознаграждение. Чего еще желать писателю!

Многие удивлялись, откуда у юриста по образованию такие обширные знания из самых разных областей. Еще с детства Жюль вел своеобразную картотеку, заметки об интересующих его открытиях, научных находках. Эти записи он пополнял в течение всей жизни. Уникальная в своем роде картотека составляла более 20 тысяч тетрадей, где можно было найти сведения из всех областей человеческого знания. Таким образом, каждый роман был не просто работой воображения, но и тщательным изучением научной стороны вопроса. Известные географы порой поражались, насколько точно Жюль Верн описывал те места, в которых никогда не бывал и тех животных, которых никогда не видел. А он был всегда на несколько шагов впереди совершающихся на его глазах научных открытий, герои его романов не совсем выдуманы, они разительно похожи на известных ученых и исследователей того времени. Жюль Верн держал руку на пульсе науки, будто улавливал те невидимые космические вибрации, те информационные каналы, которые связывали его с будущим. Не случайно многие его фантастические предположения исполнились со сто процентной точностью.

Но нельзя сказать, чтобы писатель был кабинетным червем, который сидел над книгами и не отрывался от стула. Он много путешествовал на чужих и своих яхтах. Был в Англии, Шотландии, США, на Мальте, в Италии, в Алжире, в Германии, Дании, Нидерландах и др. При этом огромные тиражи, большие гонорары и вечная мечта о кругосветном путешествии. На мачте его «Сен-Мишеля» собственный флаг. Но дальше нескольких миль отплывать не удавалось, держали условия договора, семья. Жюль приходил на свою шхуну и в маленькой каюте корабля писал свои романы, отвлекаясь от суеты и полностью погружаясь в мир путешествий.

Отношения с семьей у Жюля всегда были сложными. Жена так и не смогла за много лет понять своего мужа, который казался ей чуть ли не сумасшедшим. Бормочет что-то как во сне, сутками сидит за столом и пишет, не разговаривает, ведет себя, как его герои. Он будто все время отсутствовал в их жизни, находясь в своих фантастических мирах и путешествуя по миру вместе со своими паганелями и капитанами немо. «Ты не вылезаешь из своего воздушного шара!» – с обидой говорила Онорина мужу, который вставал в пять утра, садился писать, потом шел в Биржевую контору, а возвращаясь вечером, снова садился писать.

Жюль, действительно, не успевал уделять семье достаточного внимания, он был поглощен творчеством. Писал от зари до зари, за день ему удавалось написать двадцать четыре книжные страницы. Он мог бы рассчитывать на то, что обеспечивая жену и троих детей, будет правильно понят домашними. Но жена все больше отдалялась от него. Онорина вечно недовольна: «Жюлю не нужна семья. Он никогда не думает обо мне и о сыне!»

Однажды все жители небольшого провинциального городка Амьен, куда Жюль Верн переехал из шумного Парижа, узнали о том, что психически неуравновешенный племянник Гастон Верн напал на дядюшку и ранил его в ногу. Племянник хотел, чтобы тот прославился и стал членом парламента. Слава дядюшке была не нужна, он уже был знаменит на весь свет. Однако ранение помешало Жюль Верну осуществить его давнюю детскую мечту – кругосветное путешествие.

Умирает издатель Пьер-Жюль Этцель, теперь нет больше кабальных условий написания новых романов, можно отдохнуть и отправиться в долгожданное путешествие. Но кавалер ордена Почётного легиона, Жюль Верн чувствует себя все хуже. Его книги становятся все более тревожными. Он отдаляется от семьи, он одинок, болен, сидит и сочиняет головоломки. Редко появляется на людях. В какой-то газете даже появилось сообщение о его смерти, когда Верн был еще жив. Он умер 24 марта 1905 года. И все же умер писатель не в отчаянии, а с верой в то, что люди смогут использовать науку во благо:

«Я верю в созидательные силы разума. Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству».
Дополнение Второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях - субъект действия или состояния. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При грамматическом разборе дополнение подчеркивается пунктиром. Дополнение обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, от сказуемых. Они могут относиться и к причастиям. Дополнения бывают прямые и косвенные: ПРЯМЫЕ выражаются формой вин.падежа без предлога и формой род. падежа при глаголе с отрицательной частицей –не, КОСВЕННЫЕ выражаются всеми остальными падежами, в том числе вин. падежом с предлогами.

Задание 7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Найдите в них дополнения, определите виды, поставив к ним вопросы.

Гаврила чувствовал себя разд..вленным этой мрачной тишиной и красотой. Тесная толпа ребят заполнила конец к..ридора. Она читала ему стихи о п..дорожнике и звоне к..локолов над Луарой. Детей вводит в мир ска..ки не только народная поэзия, но и театр. Дерсу сначала перенес через реку руж..я и котомки, а затем помог пер..правиться мне. Никогда никому не дов..рял своей тайны.

Задание 8. Вместо точек поставьте необходимые по смыслу глаголы в нужной форме. Подчеркните дополнения.

1. Из всего разнообразия русских сувениров иностранцы чаще всего … русскую матрёшку. 2. Вот уже сто лет матрёшка … не как игрушка, а как традиционный национальный сувенир. 3. Образцом для создания русской матрёшки стала японская деревянная разъёмная кукла, так … люди. 4. В Париже русская матрёшка … большую бронзовую медаль. 5. Многие из современных мастеров … традиции в создании русской матрёшки.

Без терпенья нет уменья.

Гореть в руках – выполнять быстро, с успехом.

Покупать кота в мешке – приобретать, не зная качества.

Тесты для самоконтроля

1. Найдите числительное с окончанием

a) Четыр…

b) Трист…

c) Четырест…

d) Девяност…

2. Выберите нужный предлог: войти … здание.

3. Найдите числительное

b) Семидневный

c) Пятерня

d) Удвоить

4. Укажите строку с порядковым числительным

a) Один, тридцать, сто, триста

b) Двое, трое, шестеро, десятеро

c) Первый, тридцатый, сотый

d) Сорок восемь, двадцать один, пять

Глоссарий

Основная литература

1. Жили – были … Уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.

2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.

3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное. Тамбов 2010г. стр.189.

Дополнительная литература

1..Учебник русского языка для студентов – иностранцев естественных и технических специальностей. І – ІІ Курсы. Практическая грамматика. Авторы: Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. – Москва. 2011г. стр. 238.

2..Русский язык для всех: учебник / под ред. В.Г. Костомарова. – 14-е изд. – М.:Русский язык, 2010.

3. Русский язык для всех. Давайте повторим и почитаем / под ред. В.Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 2011г. стр175.

4. Степанова, К.М. Русский язык для всех: грамматический справочник: словарь / К.М. Степанова; под ред. В.Г. Костомарова. – 12-е изд. – М.: Русский язык, 2010 г. стр187.

5. Хавронина, С.Д. Русский язык в упражнениях /С.Д. Хавронина, А.И Широченская. – 8-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык, 2011.стр216.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, т.е. выступают в роли одних и тех же членов предложения и связаны с одним и тем же словом, соединяются друг с другом сочинительной связью, выражаемой интонацией и соединительными союзами.

Однородными могут быть любые члены предложения: главные и второстепенные.

Разговор то оживлялся , то замолкал . В открытое окно лился воздух , сладковатый запах . Нигде не было ни воды , ни деревьев.

Задание 2. Пересказать основную идею прослушанного текста

Задание 3. Прочитайте текст.

Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне всегда приходит на память образ замечательного русского путешественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского...

Огромного напряжения сил потребовали от него переходы по безводным каменистым пустыням, по головокружительным горным кручам, по высочайшим плоскогорьям, над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость, но и необычайная твёрдость духа, горячая любовь к Родине и к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг.

С детства Пржевальский любил охоту, она развила в нём любовь к природе, наблюдательность и терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги, они помогали ему нако­пить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и всё свободное время проводил в зоологическом музее, ботаническом саду, чтобы быть во всеоружии науки.

(Акад. В. Обручев. «Слово к молодым».)

Задание 4. Переведите выделенный абзац на казахский язык так, чтобы донести основную мысль. Составьте план текста.

Задание 5. Составьте 5-7 предложений по картинам на тему «Необычный подарок».


Задание 6. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните глаголы.

Родители часто спрашив..т: "что ребенок может сд.лать и под.рить другому ребенку?" и ответ на этот вопрос на 90% совпад..т с ответом на другой "что можно делать вместе с детьми?" Почему? Потому, что детям интересен сам процесс игры и еще одна игрушка не за.нтересует надолго так же, как устроенная вместе игра или совместное тв.рчество. При этом будем считать, что ребенок достаточно мал, чтобы сделать что-либо инт.ресное для своего р.весника самостоятельно. Значит, на дни р.ждения можно прид.мать и сделать что-то н.вое и захв.тывающее вместе, причем такое, во что смогут п.играть все дети вместе с им.нинником.

Задание 7. Спишите, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.

Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, невзначай забытым на скамейке, то маленькой зелёной гусени­цей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову. (Пауст.) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будо­ражил лес угрожающим присвистом. (Н. О.) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание моло­дой травы, шум недавно распустившихся листьев. (Пауст.) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суе­той непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. (Н. О.)

Задание 8. Продолжите реплики диалога, описывая работу мастера по картине и используя глаголы (выпиливать, расписывать, придумывать, начинать, ждать, занимать):

- Как русские мастера создают матрешку?

Из какого материала их создают?

………………..

Из каких частей она состоит?

………………………..

Какие еще национальные игрушки дарят в подарок?

Какие игрушки были у казахских детей в старину?

………………

Глоссарий

1. Определите строку с наречиями, в которых пишется о

а) Тягуч…, громч…

b) Певуч…, инач…

c) Горяч…, свеж…

d) Неуклюж…, умоляющ…

2. Определите строку с наречиями, в которых пишется о

а) Вечн…, хорош…

b) Ниж…, выш…

c) Попозж.., слегк…

d) Издавн.., изредк…

3. Укажите личные местоимения

а) Сам, самый, весь, всякий

b) Мой, твой, наш, ваш, его

c) Я, он, они, мы, вы

d) Этот, тот, что-либо, что-то

4. Определите ряд указательных местоимений

а) Этот, тот, такой, таков

b) Я, ты, он, она

c) Сам, самый, весь, всякий

d) Никто, ничто, никакой, ничей

Список литературы

2. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

3. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

4. http://otebe.info/stihi/stihi-pro-podarki.html#ixzz2jQNlLCvs

Качественные Относительные Притяжательные
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком. Отвечают на вопрос какой? Могут иметь краткую форму и степень сравнения. Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный ), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный ). Отвечают на вопрос какой? Не имеют краткой формы и степени сравнения. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопрос чей?
Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный. Лисий (хвост), дедушкин (огород), материнское (молоко)

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №21, с.136] и заполните тест.

Задание 2. Перескажите текст и вспомните, какие казахские обряды проводятся у вас?

Задание 3. Прочитайте текст «Бесікке салу».

«Бесік» - колыбель - считается священной реликвией в каждой семье. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нағашы». Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.

Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд укладывания в колыбель. Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.

Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к изголовью привязывают амулет, который будет защищать его от злых духов.

Колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и, согласно поверью, может оказать влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан – символ богатства, положения в обществе, уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, способным обуздать любого коня, а кебенек – походная одежда для героев и храбрецов, - сулит ему славу батыра – защитника Отечества.

Задание 4. Ответьте на вопросы к нему.

Кому поручается выполнить обряд «бесікке салу»?

После укладывания чем накрывают колыбель?

Что привязывают к изголовью младенца?

Задание 5. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их вид по значению. Составьте с ними предложения.

Задание 6. Подберите прилагательные в соответствии с разрядами прилагательных (1 относительное, 1 качественное, 1 притяжательное).

Орнамент - …., …., ….

Праздник - …, …, …

Посуда - …, …, …

· Родина – мать народу, народ – мать джигиту.

· Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

· Родная земля – золотая колыбель.

— Поэтическая страничка –

«Под крышей дома твоего».

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми (Ю. Антонов).

Задание 7. Сотавьте монолог, используя данные слова: обряд, традиции, обычаи, праздник, свадьба.

Задание 8. Составьте диалог, продолжив реплики:

В какое время года празднуется Наурыз?

Какое блюдо считается главным на Наурыз?

Какие еще народы празднуют Наурыз?

Какие национальные игры бывают в этот праздник?

Глоссарий

1Укажите, в каком примере ни пишется раздельно.

а) (ни)что

d) (ни)за что

2Укажите глагол с окончанием -ут в форме третьего лица множественного числа.

3Укажите глагол с окончанием – ит в форме третьего лица единственного числа.

а) Возвраща…ся

b) Стро…ся

c) Наде…ся

d) Бор…ся

4Укажите глагол с окончанием –ешь в форме второго лица единственного числа.

а) Бор…ся

d) Смотр…

Список литературы

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
  2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
  3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

4. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

5. СабитоваЗ.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

6. Традиции и обряды казахского народа.- Алматы: ТОО «Алматыкітап», 2005.-284 стр.,илл.

1. Когда вы обычно просыпаетесь?

2. В какое время вы проснулись сегодня?

3. Что вы делаете утром?

4. Где вы обедаете?

5. Когда вы возвращаетесь домой?

6. Чем вы занимаетесь вечером?

7. Когда вы ложитесь спать?

Заставить себя полюбить море невозможно, эта любовь либо есть, либо ее нет, уверен капитан второго ранга в отставке Евгений Балабанов. С детства он грезил о морских путешествиях, и его мечтам суждено было сбыться. В преддверии Дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, он побывал в гостях у «ОГ».

Евгений Васильевич, откуда у вас – человека, чьи детство и юность прошли в степном Оренбуржье, – взялись мечты о море?

– Я вырос на книгах Купера, Станюковича, Джека Лондона и многих других писателей. К пятому классу уже знал названия всех парусов на трехмачтовых судах. На полях в тетрадках рисовал корабли. А когда в восьмом классе мы с отцом поехали на море, это было ах: все, как в любимых книгах – волны, прибой… Я познакомился с местными мальчишками, которые во время каникул работали на лодочной станции. Мы ныряли, плавали, сколько хотели, ловили лобанов, стреляли из подводного ружья. И я еще больше влюбился в море. Когда окончил школу, твердо знал, что буду моряком. В Севастополе не прошел по конкурсу, но я не сдался и поехал в Каспийское высшее военное училище. После него первый год служил на крейсере во Владивостоке. А потом мне повезло попасть в гидрографическую службу ВМФ, которая в интересах министерства обороны, флота, занимается изучением океана. С 1978 года я служил на океанографическом исследовательском судне «Балхаш». Начал с командира электронавигационной группы и закончил в начале 90-х старшим помощником командира корабля.

– Служить было интересно?

– Очень. Исследования проводились серьезные. К тому же я увидел острова, пальмы, тропические моря и многое другое, о чем даже и не мечтал. Где-то раз в год мы выходили в большую экспедицию, изучая то юг Тихого океана, то Индийский, то Северный
Ледовитый.

– Что впечатлило больше всего?

– Когда идешь в море, видно, что земля круглая и не такая большая, как кажется на суше. Пожалуй, это поразило больше всего. Ну, и то разнообразие, которое имеется в океане. Вообще много интересного было. Заходили для пополнения запасов в Рейкьявик (где позже встречались Рейган с Горбачевым), находясь в экспедиции в Атлантическом океане. Там лунный пейзаж – ничего не растет, кроме мха, горы, вулканы, все дымится… Где еще такое увидишь? Разве только у нас на Камчатке, где все буйно, непролазно, местами даже страшно.

– Где еще вам доводилось бывать?

– Первый раз оказался за границей в Германской Демократической Республике еще курсантом. Позже ходили туда на ремонт – наше судно «Балхаш» было немецкого производства. Подолгу там жили, общались с местными жителями.

Были на вулканическом острове Маврикий – в экзотическом и очень красивом месте, с коралловыми рифами и аквариумными рыбками. Как контраст – Вьетнам. У нас была там маневренная база в районе Камрани. Тогда еще совсем мало времени прошло после вьетнамской вой-
ны. Нас возили на огромный полигон – с четыре футбольных поля, а может быть, и больше – заваленный сбитой американской техникой: самолетами, вертолетами, самоходными орудиями. Все громадное, развороченное. Сами вьетнамцы жили бедно, приплывали к нам менять поделки и бусы на еду.

Были в Сингапуре. Там впервые попробовал бананы прямо с дерева – у них потрясающий вкус! Шли и Суэцким каналом после 6-дневной войны между Израилем и Египтом, наблюдая по обе стороны сгоревшие танки, самоходки…

Не могу сказать, что сама служба была простой. Мы подолгу находились в море, но скучать не приходилось.

– Сколько в среднем длилась одна экспедиция?

– Около 90 суток. Больше находиться в море тяжело психологически. Но иногда из-за погоды приходилось задерживаться и до четырех месяцев и более.

Попадали и в шторма. Сначала даже интересно было: здоровенное судно 111 метров длиной и 15 шириной мотает, как щепку, а оно жалобно скрипит. Матросы просились на мостик – посмотреть, как волны бьются о нос корабля. Но уже через сутки все уставали от этого, приходило раздражение. Задание надо выполнять – идти из пункта А в пункт B.
Вахту мы несли 4 часа через 8, а выспаться не удавалось: качало так, что приходилось держаться за шконку, чтобы не упасть…

Иногда для выполнения заданий приходилось подолгу дрейфовать. В Индийском океане даже акул ловили на «удочку» из металлического крюка и троса. Пробовали есть – мясо не жуется. Разбирали на сувениры – челюсти, плавники.

Всякое бывало. И поломки случались. Однажды во время похода в Охотском море сломался винт, но ничего, починили своими силами.

– Страшно, наверное, застрять в море на неисправном судне?

– Страха не испытывали, сейчас не XVIII век. Все, что делается на судне, докладывается в соответствующие инстанции. Все суда находятся на связи с оперативным дежурным, если что, организуют спасательную операцию.

А самим нам иногда приходилось спасать сослуживцев. Что поделаешь, если у коллеги разыгрался аппендицит и нужна операция? Мне доводилось выступать в роли анестезиолога, это вменялось в обязанности. В первый раз было не по себе, а уже потом воспринимал происходящее спокойно.

– Вы практически все время прослужили на одном корабле. Когда и почему его покинули?

– Началась перестройка. К тому времени многое стало приходить в упадок, и усталость какая-то накопилась, а потому я согласился на предложение стать преподавателем в родном училище, в Баку. В этом городе жила теща, и я подумал, что жене рядом с мамой будет легче – устала уже мотаться с тремя детьми по всей стране. А потом были события в Сумгаите, беспорядки, эвакуация семей… Многие были вынуждены уйти с флота. И я уволился в запас, мы переехали в Орск.

– Сейчас часто бываете на море?

– В составе Орской делегации мне доводилось ездить на переименование БДК «Орск» в Севастополь как представителю кают-компании «Морское кумпанство». Часто бываю у своего сослуживца в Новороссийске. Купаемся, загораем, с удовольствием дышу портовым воздухом.

– Слышала, что желание бороздить водные просторы вас не покинуло, и вы своими руками строите яхту, чтобы отправиться в плавание?

– Да, давно об этом мечтал. Пока ее не достроил, но обязательно это сделаю. Сейчас я вышел на пенсию и появилась такая возможность. По возвращении в Орск работал учителем, потом директором школы № 62, трудился в службе авиационной безопасности аэропорта, на ТЭЦ, в районной администрации. Теперь же свободного времени стало гораздо больше.

– Часто собираетесь с коллегами-моряками?

– В Орске мы начали собираться на 300-летие ВМФ. Георгий Иванович Роговенко проявил инициативу собрать и поздравить с праздником всех моряков. Идею поддержали тогдашний глава Орска Юрий Берг, директор ОНОСа Владимир Пилюгин. Чуть позже была образована кают-компания «Морское кумпанство», появился Морской клуб для школьников, который действует и сейчас. Жаль, что в этом году по ряду причин ребят не вывозили на практику на Ириклинское водохранилище, но я надеюсь, эта традиция будет продолжена. Согласитесь, здорово, что у нас есть ребята, которые мечтают попасть на флот, ведь профессия моряка становится все престижнее.

– Вам никогда не хотелось, чтобы дети пошли по вашим стопам?

– У меня три дочери. Теперь уже и шесть внучат, трое из них мальчики. Но, вы знаете, у каждого своя мечта, и только реализуя ее, человек может стать счастливым. Так что выбор каждый пускай делает сам.

– Сегодня вы следите за состоянием российского флота?

– Слежу, обсуждаю это с коллегами – новые корабли, вооружение. Наше поколение испытало сильное разочарование, видя, как все разворовывалось, распродавалось, рушилось. Сейчас флот поднимается, даже внешний вид кораблей совершенно другой, но главное – это возможности, которыми они обладают. Некогда богом забытая Каспийская флотилия теперь находится в достойном состоянии, и меня как моряка это очень радует.

В канун праздника хочется пожелать нашему флоту процветания, а морякам и их семьям – счастья, здоровья и благополучия!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор



Просмотров