Шумеры архитектура. Рельеф в шумерском искусстве

Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.

Искусство как отражение религии и практики

Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.

В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.

От горшков до украшений

Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений. Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м. Нижний ярус храма, имеет форму усеченной пирамиды, площадь основания которой более 200м, высота 15м. Ее наклонные поверхности расчленены плоскими нишами, которые скрадывают впечатление тяжеловесности, массивности здания. Два верхних яруса храма сравнительно невысокие. На первый ярус ведут три лестницы – центральная лестница и две боковых, которые сходятся вверху. На верхней площадке находится кирпичная надстройка и главное место храма – его святилище. Строительным материалом для этой постройки служил сырцовый кирпич, но для каждого яруса он проходил различную обработку, что придавало кирпичным террасам зиккуратта различный цвет. Основание храма возводилось из кирпича с битумной обмазкой, поэтому нижний ярус – черный. Средний ярус из обожженного кирпича – красный. И самый верхний «этаж» - выбеленный.

Внутри зиккуратов находилось множество помещений. Здесь были священные покои бога и богини, а также помещения, где жили их слуги – жрецы и работники храма.
Учеными высказывается несколько версий возникновения многоярусных храмов. Одна из возможных причин, состоит в недолговечности шумерских храмов, построенных из сырцового кирпича. Они требовали постоянного обновления и реконструкции. Место престола бога для шумеров было священным. Его необходимо было сохранить, поэтому обновленные части храма возводились на месте прежнего. Новый ярус возвышался над старой платформой. Число таких обновлений, а соответственно храмовых платформ могло доходить до семи. Высказывается также предположение, что сооружение многоярусных храмов отражает стремление шумеров приблизиться к верхнему миру, как носителю высшего разума, и имеет некий астральный смысл. А число платформ – семь соответствует числу известных шумерам светил.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук. Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».


Искусство шумеров

Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция изделия заключалась в обращении к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им жертвы, произносить их имена и чтить их деяния. Таким образом, любое произведение шумерского искусства было призвано функционировать во всех известных обществу пространствах и временах, осуществляя знаковое сообщение между ними. Собственно же эстетическая функция искусства в то время еще не выделилась, и известная из текстов эстетическая терминология никоим образом не связана с пониманием красоты как таковой.
Шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца IV тысячелетия, можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда сосуд украшен геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище. Вся керамика этого времени расписана красным, черным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону. Синего цвета еще нет (он появится только в Финикии II тысячелетия, когда научатся получать краску индиго из морских водорослей), известен лишь цвет камня лазурита. Зеленый в чистом виде тоже не был получен - шумерский язык знает «желто-зеленый» (салатный), цвет молодой весенней травы.
Что означают изображения на ранней керамике? Прежде всего, желание человека овладеть образом внешнего мира, подчинить его себе и приноровить к своей земной цели. Человек хочет вместить в себя, как бы «въесть» посредством памяти и навыка то, чем он не является и что не является им. Отображая, древний художник не допускает и мысли о механическом отражении объекта; напротив, он сразу включает его в мир собственных эмоций и раздумий по поводу жизни. Это не просто овладение и учет, это практически сразу системный учет, помещение внутрь «нашего» представления о мире. Объект будет симметрично и ритмично размещен на сосуде, ему укажут место в порядке расположения вещей и линий. При этом собственная личность объекта, за исключением фактуры и пластики, никогда не принимается во внимание.
Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу совершается в начале III тысячелетия в произведении, известном как «алебастровый сосуд Инанны из Урука». Здесь мы видим первую попытку перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра, и «рассказ», представленный на нем, нужно читать по регистрам, снизу вверх. В самом нижнем регистре - некое обозначение места действия: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующиеся колосья, листья и пальмы. Следующий ряд - шествие домашних животных (длинношерстных баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, полными фруктов. Верхний регистр изображает заключительную фазу шествия: дары сложены перед алтарем, рядом с ними - символы богини Инанны, жрица в длинном одеянии в роли Инаннывстречает процессию, и к ней направляется жрец в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке.
В области архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке дом и храм называются одинаково, и для шумерского архитектора «построить храм» звучало так же, как «построить дом». Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его неиссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защитить от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон велилестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому был посвящен храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога (бара), который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились. До начала III тысячелетия был свободный доступ во все части храма, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных. Вполне возможно, что изнутри храмы расписывались, но во влажном климате Двуречья росписи не могли сохраниться. Кроме того, в Месопотамии основными строительными материалами были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог, поэтому от самых древних шумерских храмов до наших дней дошли лишь развалины, по которым мы пытаемся реконструировать устройство и убранство храма.
К концу III тысячелетия в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, возводившийся на нескольких платформах. Причина возникновения такого сооружения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновлениенедолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление происходило неоднократно, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи. Есть, однако, еще одна причина для строительства высоких многоплатформных храмов - это астральная ориентация шумерского интеллекта, любовь шумера к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны до седьмого неба Ана. Лучшим примером зиккурата является храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней. Огромный холм его до сих пор возвышается на 20 метров. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опираются на громадную усеченную пирамиду высотой около 15 метров. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии двигались по широким и длинным сходящимся лестницам. Сплошные сырцовые террасы были разного цвета: низ - черный (обмазка битумом), средний ярус - красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний - выбеленный. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые («лазуритовые») цвета.
Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаём о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и слуг, о «бассейне Абзу», в котором хранилась освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые охранялись изображениями львиноголового орла, змей идраконообразных чудовищ. Увы, за редким исключением, ничего из этого сейчас уже не увидеть.
Жилье для людей строилось не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были немощенные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым, по преданию, поселением, обнесенном стеной (то есть собственно «городом»), был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет «Урук огражденный».
Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика - резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу IIIтысячелетия она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказать об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или пастух перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые изображения: в верхнем уровне помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных. Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего это «фриз сражающихся» - композиция, изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем. Один из героев имеет человеческий облик, другой представляет собой смесь животного и дикаря. Вполне возможно, что перед нами одна из иллюстраций к эпическим песням о подвигах Гильгамеша и его слуги Энкиду. Широко известно также изображение некоего божества, сидящего на троне в ладье. Круг интерпретаций этого сюжета довольно широк - от гипотезы путешествия лунного бога по небосводу до гипотезы традиционного для шумерских богов ритуального путешествия к отцу. Большой загадкой для исследователей до сих пор остается образ бородатого длинноволосого великана, держащего в руках сосуд, из которого низвергаются два водных потока. Именно это изображение впоследствии трансформировалось в образ созвездия Водолея.
В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой характеристикой фигуры человека оказался полный или в три четверти поворот плеч, изображение ног и лица в профиль, глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично передавался волнистыми линиями, птица - в профиль, но с двумя крыльями, животные - также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога).
Цилиндрические печати Древнего Двуречья способны о многом рассказать не только искусствоведу, но и историку общества. На некоторых из них, помимо изображений, есть надписи, состоящие из трех-четырех строк, где сообщается о принадлежности печати определенному лицу (названо имя), являющемуся «рабом» такого-то бога (следует имя бога). Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу, выполняя функцию личной подписи и свидетельствуя о высоком социальном статусе владельца. Люди бедные и нечиновные ограничивались приложением бахромчатого края своей одежды или оттиском ногтя.
Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно повторяющие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской. Размером эта голова была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, большой рот с тонкими губами, маленький подбородок и глазницы, в которых некогда были инкрустированы огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.
Шумерский рельеф середины III тысячелетия представлял собой небольшого размера палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровое повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависел от степени общественной значимости персонажа. Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне - четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Повествование начинается с печального события - оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя во главе легковооруженного, а затем тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия родов войск в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа, возможно, выполнены по одному трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В. К. Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц, - этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.
Но вернемся к шумерской скульптуре. Свой подлинный расцвет она переживает только после Аккадской династии. От времени лагашского правителя Гудеа (умер ок. 2123 г.), вставшего во главе города через три столетия после Эанатума, дошло множество его монументальных статуй, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. Они изображают человека в круглой шапочке, сидящего со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления ипоминовения.
Можно выделить два типа статуй правителя: одни более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывали камень, более точно воспроизводили пропорции тела; шумеры же стремились к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру. Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с этими доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции: статуя ставилась в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для этого же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть воздействие фигуры, молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было; передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче («думай о смысле, а слова придут сами»). Аккадское же искусство с самого начала было посвящено разработке формы и в соответствии с этим способно было исполнить в камне и глине любой заимствованный сюжет. Именно так и можно объяснить разницу между шумерским и аккадским типами статуй Гудеа.
Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (Iдинастия Ура, ок. XXVI в.). Создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигли такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства. Там же, в гробницах Ура, найдена прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой - украшение одного из музыкальных инструментов. Полагают, что в ювелирном искусстве и инкрустациях музыкальных инструментов мастера были свободны от идеологической сверхзадачи, и эти памятники можно отнести к проявлениям свободного творчества. Вероятно, это все же не так. Ведь невинный бычок, украшавший урскую арфу, был символом потрясающей, устрашающей мощи и долготы звука, что вполне соответствует общешумерским представлениям о быке как символе могущества и непрерывного воспроизводства.
Шумерские представления о прекрасном, как уже сказано выше, совершенно не соответствовали нашим. Шумеры могли наделить эпитетом «прекрасный» (шаг)
и т.д.................

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

Культура шумера - считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Искусство шумера и аккада, народов, заселявших Двуречье, было не только уникальным и самобытным, оно было первым, поэтому его роль в мировой истории невозможно переоценить.

Культура шумера - первые очаги

Первыми среди прочих возникли такие шумерские города, как Урук и Лагаш. Именно они стали первыми оплотами развития культуры шумер. В дальнейшем определенные экономические и политические причины вынудили небольшие города-государства объединяться в более крупные образования. В большинстве своем эти образования происходили при помощи военной силы, о чем свидетельствуют немногочисленные артефакты шумер.

Примерно во второй половине третьего тысячелетия , можно сказать, что культура человечества, пережила ощутимый скачек в своем развитии, причиной которого стало образование единого государства на землях Междуречья под управлением царя Саргона I. Сформировавшееся аккадское государство представляло интересы рабовладельческой верхушки. В те времена культура шумера в буквальном смысле зависела от религии, а основным элементом культурной жизни являлось жречество и связанные с ним многочисленные празднования. Вера и религия представляли собой поклонение сложному культу богов и обожествление правящего царя. Значительную роль в культуре шумер и их религии играло поклонение силам природы, являвшееся пережитком общинного культа животных. Культура шумера аккадской эпохи творила лишь то, что получало снисхождение религиозных деятелей, поэтому не удивительно, что большая часть древних шумерских образцов искусства - это мифологические сказания и фрески с изображениями богов. Древними мастерами, рукой которых создавалась культура шумера, боги изображались в виде зверей, зверолюдей и фантастических существ с крыльями, рогами и другими элементами, присущими скорее обитателям фауны, чем людям.

Именно в этом период, в период смут, экономической и политической нестабильности, стали закрепляться первые черты древнего искусства, начала образовываться культура шумера, живших в Двурьчье в районе рек Тигр и Евфрат. Древний мир был далек от человечности, присущей современным людям, он был далек от того, что мы рисуем в своем воображении. Та культура шумера, что существовала на самом деле, опиралась на необычную архитектуру дворцовых и храмов построек, на украшения, скульптуру и живопись, основной целью которых являлось прославление богов и правящего царя. Зодчество, культура шумера и их быт, обусловленное военной доктриной существовавших городов-государств, носило исключительно крепостной характер, жизнь была жестокой и беспощадной к людям, о чем свидетельствуют остатки городских сооружений, искусство древних шумеров , оборонительные стены, с предусмотрительно возведенными башнями и останки людей, на тысячи лет похороненных под завалами.

Основным материалом для возведения городов и величественных сооружений в Междуречье служил кирпич-сырец, в более редких случаях обожженный кирпич. Культура шумер разработала действительно уникальный способ строительства, главная его особенность заключается в том, что в большинстве своем древние постройки возводились на искусственных платформах. Эта уникальная черта культуры шумер объясняет необходимостью изоляции жилых, религиозных и каких бы то не было еще построек от затопления и сырости. Не в меньшей степени шумерами двигало желание показать себя перед соседями, сделав постройку видимой со всех сторон. Окна архитектурных образцов древнего искусства встраивались в верхнюю часть одной из стен и были настолько узкими, что едва пропускали свет. Культура шумера и архитектура развивалась таким способом, что основным источником света в их постройках зачастую выступали дверные проемы и специально сооруженные отверстия на потолке. Основные институты шумерской культуры славились своим мастерством и необычным подходом, так, обнаруженные и сохранившиеся в неплохом состоянии на юге сооружения имели открытый и на удивление большой внутренний двор, вокруг которого группировали мелкие постройки. Такой способ планировки обуславливался климатическими условиями Междуречья, запредельно высокими температурами. В северной же части древнего государства, что создала культура шумера, были обнаружены постройки совершенно иной планировки. Это были жилые дома и дворцовые здания, лишенные открытого двора, их место занимала крытая центральная комната. В некоторых случаях сооружения были двухэтажными.

Шумерская культура и образцы искусства древнего народа

Ярким примером искусства, присущего шумерскому народу, является древнее храмовое зодчество, развивавшееся в городах третьего тысячелетия до нашей эры. Одним из таких храмов, что построила шумерская культура, был храм, а ныне развалины в Эль-Обейды. Сооружение, посвященное богине плодородия Нин-Хурсаг, датируется 2600 годом до нашей эры. Согласно проведенным реконструкциям храм располагался на возвышенности, искусственной платформе, сложенной из утрамбованных плиток. Стены согласно традициям были поделены вертикальными выступами, снизу они были окрашены черным битумом. Присутствовал архитектурный ритм и в горизонтальных сечениях, однако, достигался он совершенно иными способами, что разработала шумерская культура, например при помощи многочисленных горизонтальных сечений.

Именно в этом храме впервые был применен рельеф и именно для него впервые были созданы скульптуры. Шумерская культура, древние мастера создали львов, располагавшихся по бокам от входа. Скульптуры были выполнены из дерева, покрытого слоем битума и медными листами тонкой чеканки. В дополнение в глаза, язык и другие элементы статуи льва были инкрустированы цветные камни, придававшие им яркий и запоминающийся вид.

Вдоль лицевой стены храма, в нишах между выступами располагались вырезанные из меди фигурки быков. использовала определенный набор материал и редко изменяла своим традициям. Верхняя часть стены была украшена тремя фризами, находившимися на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них был барельефный и содержал изображения медных быков, другие два были плоскими с мозаичным рельефом из белого перламутра и черных шиферных пластин. Шумерской культурой при помощи такого контраста материалов создавалась уникальная цветовая гамма, перекликавшаяся, как с цветом платформ, так и со стилистикой самого храма.

На одном из фризов храма были изображены сцены обыденной, бытовой жизни жителя древней империи, возможно, они насилии какое-то культурное значение или же шумерская культура, создавая их, преследовала неизвестные ученым цели. Еще один фриз содержал изображение священных птиц и животных. Техника инкрустации, впервые опробованная древними шумерами, также была применена при создании фасада и колон храма. Одни из них были декорированы цветными камнями, раковинами и перламутром, другие - металлическими плитками, крепившимися на гвоздях.

Отдельного внимания и похвалы заслуживает медный барельеф, располагавшийся над входом в храм. Шумерская культура славилась завидными мастерами, однако, здесь древние зодчие превзошли сами себя. Этот барельеф, местами переходивший в округлую скульптуру, содержал изображение орла с головой льва, когтящего оленей. Подобные изображения были обнаружены на стенах сразу нескольких других древних храмов, что создала шумерская культура в районе третьего тысячелетия до нашей эры. Важной особенность рельефа над входом является практически идеально симметрическая геральдическая композиция, ставшая впоследствии характерным признаком переднеазиатского рельефа.

Шумерской культурой был создан зиккурат - совершенно уникальный тип религиозных построек, занимавший знаковое место в архитектуре целого ряда древних государств и империй. Зиккурат всегда возводился при храме главенствующего местного божества и являлся высокой ступенчатой башней, сложенной из кирпича-сырца. На вершине зиккурата, что создавала шумерская культура, располагалась небольшая постройка, именовавшаяся “жилищем бога”. Шумерский народ с завидной регулярностью сооружал подобные конструкции, служившие святилищем территориальных богов, все они были на исключение грандиозны.

Искусство шумеров в архитектуре

Лучше других зиккуратов во множество раз сохранился оный в Уерт. Этот зиккурат/храм был возведен в 22-21 веках до нашей эры, точнее в течение этих столетий была произведена его реконструкция и достройка. Искусство шумеров при строительстве этого зиккурата и при его реконструкции проявило себя по максимуму. Зиккурат состоял из нескольких, предположительно трех, массивных башен, сооруженных одна над одной, образовавших широкие террасы, соединенные лестницами.

В основании зиккурата находился прямоугольник со сторонами 65 и 43 метра, стены достигали 13 метров в высоту. Общая высота постройки, созданной искусством шумеров, - 21 метр, что равняется современному среднестатистическому 5-7 этажному дому. Внешнее пространство зиккурата либо отсутствовало в принципе, либо специально ограничивалось до небольшой комнаты. Все башни зиккурата в Ура были разных цветов. Нижняя башня была цвета черного битума, средняя - красной, цвета естественного кирпича, верхняя же башня была белой.

Искусство шумеров чтило свои традиции, развивавшиеся на протяжении многих столетий в древнем государстве. На террасе, располагавшейся на вершине зиккурата (жилище бога), происходили всевозможные ритуальные мистерии и проводились религиозные празднования. В то же время в неурочный час зиккурат, как уникальный образчик искусства шумеров, служил своеобразной обсерваторий для древних жрецов, являвшихся по совместительству астрономами. Монументальность, которую развивало искусство шумеров, достигалась при помощи простых форм и объемов, а также очевидностью пропорций, создававших впечатление грандиозного сооружения и величественной архитектуры. По впечатлениям зиккурат сравним с пирамидами в Египте, по впечатлениям, но не по пропорциям.

Искусство шумеров южной стороны Двуречья, коей являлись города Лагаш и Ур, выделялось целостностью использовавшихся каменных блоков и своеобразной трактовкой необходимости использования декоративных элементов. В большинстве своем местная скульптура - это приземистые фигуры, в которых отсутствует шея и присутствует клювообразный нос в сочетании с большими глазами. Искусство шумеров северной части страны (городища Хафадж и Ашнунак) отличалось наличием более вытянутых пропорций, детальной проработкой деталей и натурализмом, граничащим с безумием; идеальные тела и удивительно странные носы и лица в целом, как пример.

Особого внимания среди прочих особенностей, что выработали институты шумерской культуры , заслуживает металлопластика и смежные с ним виды ремесленных изделий. Находки металлических изделий, датируемые 26-27 веком до нашей эры, свидетельствуют о классовой дифференциации и о культе мертвых, добравшемся аж до искусства империи шумеров. Роскошная утварь, украшенная цветными камнями, в одних гробницах граничит с бедностью других захоронений. Среди особо ценных изделий, обнаруженных в могилах, выделяется золотой шлем царя тончайшей работы. Искусство шумеров создало этот ценнейший образчик и поместило на вечный упокой в могилу правителя Мескаламдурга. Шлем воспроизводил парик золотого цвета с мельчайшими инкрустациями. Не менее ценен и золотой кинжал с ножнами филигранной вырезки, обнаруженный все в той же гробнице. Кроме того, в гробницах были обнаружены выполненные из золота изображения животных, фигурки и прочие ценные изделия. Некоторые из них принимали форму быка, другие - это простые кольца, серьги и бусы.

Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

В гробницах города Ура были найдены многочисленные, однако, все близкие по стилистике образцы мозаичных изделий. Искусство шумера и аккада изготавливало их в огромнейших количествах. Наиболее примечательным образцом является так называемый “штандарт”, такое имя археологи дали двум продолговатым прямоугольным пластинам, укрепленным в положении наклона. Сделан этот “штандарт”, которым могла гордиться культура древнего шумера, из дерева, и покрыт кусочками ляпис-лазури на фоне и раковинами в виде фигур, вследствие чего образуется прекраснейший орнамент. Поделенные на несколько ярусов пластины согласно уже устоявшейся на тот момент традиции содержали изображения, картины, битв и сражений, в которых учувствовало прославленное войско Ура. “Штандарт” искусства шумера и аккада изготавливался с целью прославить правящих правителей, одержавших столь значимые победы.

Наиболее же примечательным образцом скульптурного рельефа шумер, то, что создало искусство шумера и аккада, является стела Эаннатума, именуемая “Стела Коршунов”. Этот памятник был сооружен в честь победы правителя города Лагуша над своими врагами и над городом Уммой в частности. Изготовлен он был приблизительно в 25 веке до нашей эры. Сегодня стела, которую созидала культура шумерской цивилизации , имеет вид обломков, однако, даже они дают возможность изучить и определить основные принципы монументального искусства и рельефа, свойственные шумерам. Изображение стелы разделено несколькими горизонтальными линиями, по которым построена композиция. Отдельные зачастую разновременные изображения показаны в образующихся пояс, открывая наглядное повествование о тех или иных событиях. Что примечательно, искусство шумера и аккада создало стелу такой, что головы изображенных людей всегда или почти всегда находятся на одном уровне. Исключением являются только головы бога и царя, подчеркивающие их божественное происхождение и возвещающиеся надо всеми.

Человеческие фигуры на изображение совершенно одинаковы, они статичны и зачастую принимают одну и ту же позицию: ноги и голова повернуты в профиль, в то время как плечи и глаза - в фас. На лицевой стороне “Стелы Коршунов”, которую создала культура аккада и шумера, красуется изображение большой фигуры верховного бога города Лагаша, бог держит сеть с собранными в ней врагами правителя Эаннатума. На обратной стороне, что логично, во главе своего войска изображен великий царь, шествующий по трупам павших врагов. Надпись, имеющаяся на стеле, раскрывает содержание, как самих изображений, так и в целом роли сеты, она описывает победу войска Лагаша и прославляет мужество царя, лично командовавшего войском и принимавшего непосредственное участие в сражении.

Особое значение для культуры, которую представляет искусство шумера и аккада , имеют памятники глиптики, резные камни, амулеты и печати. Эти элементы зачастую выступают в качестве заполнителя пробелов, вызванных отсутствием как таковых памятников монументальной архитектуры. Эти глиптики позволяются ученым представить и смоделировать этапы развития искусства Междуречья, а вместе с тем и самого древнего государства шумеров. Изображения на печатях-цилиндрах зачастую отличаются выдающимся мастерством исполнения, которым не могло похвастаться раннее искусство шумер и аккад, развивавшееся на протяжении первых нескольких столетий в истории государства. Они, выполненные из совершенно разных каменных пород, некоторые - из более мягких, другие изготовлены, наоборот, из твердых (сердолик, гематит и прочие), являются ценнейшим образчиком навыков зодчих первой цивилизации на Земле. Что удивительно все они изготавливались при помощи простейших приспособлений, что придает им еще большую важность.

Печати-цилиндры, которые создала культура древних шумеров, отличаются разнообразием. Любимыми сюжетами древних мастеров являются мифы о Гильгамеше, герое шумер, обладавшем невероятной силой, смелость, смекалкой и ловкостью. Встречаются и другие содержания, представляющие более высокую ценность для современных исследователей, в частности те, что повествуют о событиях великого потопа, описанного в единичных мифах шумерского народа. Также учеными было обнаружено несколько печатей, в которых рассказывается история полета местного героя Этаны на орле к небесам за особой травой, способной воскрешать людей.

Печати, как и в целом, культура шумера, изобилуют условностями. Схематичные фигуры людей, животных и даже богов, низкая детализация изображений, стремление покрыть изображение ненужными, зачастую глупыми элементами декора. В печатях, рельефах, барельефах и прочих образцах древнего ремесла художники стараются придерживаться схематичного расположения фигур, при котором головы изображенных людей фиксируются на одном уровне, а тела находятся, если не в одинаковых, то в схожих позициях. Исключением являются единичные образцы искусства, представляющие особую ценность, которые в первую очередь несли своей целью прославление великого Гильгамеша. Если разбираться это, наверное, одна из популярнейших тем, которые развивало шумерское искусство, к сожалению, она дошла до наших дней в единичных экземплярах, что не уменьшает роль и влияния, оказанных шумерским народом на развитие последующих культур.



Просмотров