Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным» план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения во 2а классе 11.04.17г. учитель Тыхешкина С.А

Тема урока : Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.

Цели урока :

Познакомить детей с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

    Личностные УУД

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2.Познавательные УУД

Способствовать удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение объяснять свой выбор,понимать другого.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - умения дать оценку своей работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности : (слайд)

Мы начать урок готовы?

2. Актуализация знаний.

- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде) «И в шутку и всерьёз»). Вот сейчас и проверим ваши познания Произведения каких авторов мы читали?

Что пишет Драгунский? (стихи, сказки, рассказы.) - Какие рассказы вы уже знаете? (дети называют)

3. Подготовка к изучению нового материала (слайд ), (ПОРТРЕТ!)

А вы бы хотели познакомиться с новым произведением автора?

- Каким представляете себе Виктора Юзефовича? Что вы о нём знаете? Заинтересовало вас, что?

Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном ,: токарем, затем шорником- мастер по изготовлению упряжи для лошадей, даже был лодочником, во время войны… Сын Дениска и дочь Алёнка. весёлым, добрым, любил детей.

4. Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов? слова «явным стал»? (узнали все)

А какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались? Кому знакомо это произведение, -хорошо. Будете нам помогать, но и иметь терпение. Дать высказать своё мнение тем, кто познокомиться с ним впервые.

Что бы вы хотели узнать? Хотим узнатьи получить от урока » (слайд)

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Повествование, описание, рассуждение?

- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

5. Первичное ознакомление с текстом.

..Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Ребята, что такое тайна? (дети высказывают мнения) .Нечто скрываемое от других, известное не всем;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» (очевидное, открытое, откровенное.)

.-Вторая остановка . После слов «Конечно хочу в Кремль»

«Грановитая палата». (слайд)

Третья остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Четвёртая остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным?

В толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

До слов: Не клевещите. - Клевета – ? распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка).

Дочитывание рассказа до конца.

6. Проверка первичного восприятия. Что скажите? - Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

7. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.

Подтвердите словами из текста:

- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль). Правильно мама поступает, когда просит взамен каши Кремль?

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)Представьте себя на его месте..

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

«После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.»

    Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?

    Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения? ДА

( Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.)

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

7. Самостоятельная работа в группах: (слайд)

1-3 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.

4-6 группа: - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее ?

Проверяем работу в группах!

8. Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Дениска

Добрый, …

Рассуждает, фантазирует…

Тайное становиться явным

Фантазёр

- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным»

- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

9.Д/ з: Пересказ рассказа от лица Дениски

Нарисовать иллюстрацию на обложку.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я сделал(а) вывод, что…

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……






































Включить эффекты

1 из 38

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Драгунский В.Ю. "Тайное становится явным", адресованная учащимся начальных классов. Благодаря этой работе ребята познакомятся с жизнью и творчеством этого замечательного писателя.

  • Давайте повторим
  • Драгунский Виктор Юзефович
  • Биография
  • Деятельность Виктора Юзефовича
  • Денискины рассказы
  • Составь пословицу
  • Словарная работа
  • Работа с текстом
  • Выборочное чтение

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Болвина И. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Болвина Ирина Владимировна Учитель начальных классов Боровская СОШ № 1 Тюменского района, Тюменской области

Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».

Слайд 2

Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

Слайд 3

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес

  • Прочитайте глазами;
  • Прочитайте медленновслух;
  • Прочитайте выразительно;
  • Как вы понимаете смысл данного высказывания?
  • Слайд 4

    Давайте повторим

  • Слайд 5

    • Э. Успенский
    • Э. Успенский
    • Б. Заходер
    • Г. Остер
    • Б. Заходер
    • И. Токмакова
  • Слайд 6

    Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя

  • Слайд 7

    Драгунский Виктор Юзефович

    Слайд 8

    Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, семье эмигрантов из России.

    Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.

    Во время войны отец Виктора умер от тифа.

    В 1925 г. семья переехала в Москву.

    В 16 лет работал токарем, затем шорником, был лодочником, катал на лодке людей по Москве–реке у Нескучного сада.

    В. Драгунский с сыном

    Слайд 9

    Но больше всего на свете Виктораманил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

    Он организовывал небольшие театральные группы.

    Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.

    Слайд 10

    Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

    Слайд 11

    • Самое главное придумывать весёлый и умный текст для клоунов.
    • Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский.
    • Он писал репризы (текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
  • Слайд 12

    Денискины рассказы

    • Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска.
    • Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.
  • Слайд 13

    Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.

    Слайд 14

    Все рассказы разные:

    • над одними смеёмся до слёз
    • над другими задумываемся, грустим
  • Слайд 15

    Составь пословицу

    • не мешке утаишь в шила
    • Шила в мешке не утаишь.
    • Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
    • Правду не скроешь.
    • Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
  • Слайд 16

    Хотим узнать

    • О чём может идти речь в произведении, судя по названию?
    • Что значит тайное становится явным?
    • Чем закончится рассказ?
  • Слайд 17

    Словарная работа

    • Нечто скрываемое от других, известное не всем;
    • Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
    • Скрытая причина чего-нибудь.
    • Назовите синоним к слову тайна.
    • Секрет
    • Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
    • Открытое, откровенное.
  • Слайд 18

    Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы.

    В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.

    В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.

    Слайд 19

    • Интеллигентный

    Человек, обладающий большой внутренней культурой.

    • Клевета

    Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

    • Синонимы:

    Ложь, враньё, выдумка, наговор.

    • Язвительный?

    Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.

    Слайд 20

    Работа с текстом

    • Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)
    • Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
    • Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
    • Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
  • Слайд 21

    Чтение - разведка

    Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

    • пошлёпал ложкой;
    • посолил;
    • посыпал сахару;
    • долил кипятку;
    • вылил в кашу всю баночку хрена.
  • Слайд 22

    Выборочное чтение

    • Как выглядел дяденька?
    • По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
    • Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки?
  • Слайд 23

    Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

    «И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»…

    Слайд 24

    «Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу».

    Слайд 25

    «Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!

    Слайд 26

    «И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

    Слайд 27

    «Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный».

    Слайд 28

    Практическая работа

    Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

    • «Видеть не могу манную кашу!»

    Проверь себя

    Слайд 29

    Закрепление изученного материала

    Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей.

    Слайд 30

    К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    • Игра не доводит до добра.
    • Кроткое слово гнев побеждает.
    • Сначала думай, а потом делай.
  • Слайд 31

    Рефлексия

    • Было интересно…
    • Я понял(а), что…
    • Меня удивило…
    • Я сделал(а) вывод, что…
    • Мне захотелось…
  • Слайд 32

    Домашнее задание

    • Пересказ рассказа по плану.
    • По желанию:
  • Слайд 33

    «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский.

    Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины»!

    поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского

    Слайд 34

    Слайд 35

    Используемая литература

    Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.7-е изд., стереотип. - Москва: Русские словари, 1999.

    Слайд 36

    Интернет источники:

    Слайд 37

    Слайд 38

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Болвина Ирина Владимировна

    Восстановление последовательности событий в рассказе.

    Задачи урока:

    I. Образовательные:

    II. Развивающие:

    III. Воспитывающие:

    Ход урока

    Организационный момент

    Ученики: Они перестанут идти.

    • Прочитайте глазами;
    • Прочитайте медленно вслух;
    • Прочитайте с утвердительной интонацией;
    • Прочитайте выразительно;

    «Давайте повторим» (4 слайд)

    1. Рассказ учителя (7 слайд)

    Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

    Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

    2. Учитель: (15 слайд)

    Правду не скроешь.

    «Хотим узнать» (16 слайд)

    Чем закончится рассказ?

    Что значит «тайное»?

    Клевета – что оно означает?

    I. Первичное чтение рассказа.

    Понравился вам рассказ?

    Физкультминутка

    (высказывания детей)

    «Видеть не могу манную кашу!»

    «Вы выливаете разную гадость за окно!»

    «Ты это запомнил на всю жизнь?»

    «Ты должен съесть всё до дна!»

    «А я остался с кашей наедине».

    Кашу свари, да ещё и в рот положи.

    Кроткое слово гнев побеждает.

    Сначала думай, а потом делай.

    Ветра не удержишь, правды не скроешь.

    После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

    VIII. Итог урока.

    Рефлексия. (31 слайд)

    Было интересно…

    Я понял(а), что…

    Меня удивило…

    Я сделал(а) вывод, что…

    Мне захотелось…

    Пересказ рассказа по плану.

    По желанию:

    Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

    Спасибо за урок. (34 слайд)

    1. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.
    2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
    3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2007

    Урок литературного чтения, 2 класс, «Школа России»

    Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным». Восстановление последовательности событий в рассказе.

    Болвина Ирина Владимировна

    Учитель начальных классов МАОУ Боровская СОШ №1 Тюменского района, Тюменской области

    Методическая разработка урока литературного чтения

    Тема урока: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».

    Восстановление последовательности событий в рассказе.

    Цель урока: Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.

    Задачи урока:

    I. Образовательные:

    1. Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
    2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
    3. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
    4. Формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

    II. Развивающие:

    1. Развивать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
    2. Развивать память, образное и логическое мышление, речь, творческие способности;
    3. Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.

    III. Воспитывающие:

    1. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
    2. Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
    3. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
    4. Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

    Оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; иллюстрации к произведениям; книги В. Драгунского; толковый словарь; смайлики; учебник литературное чтение 2 класс, Л.Ф. Климанова; карточки с цитатным планом.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока

    Организационный момент

    Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

    «Пятиминутка» - чтение домашней библиотеки.

    Учитель: Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

    А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? (2 слайд)

    Ученики: Они перестанут идти.

    Учитель: Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.

    • Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». (3 слайд)
    • Прочитайте глазами;
    • Прочитайте медленно вслух;
    • Прочитайте с утвердительной интонацией;
    • Прочитайте выразительно;
    • Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

    II. Актуализация опорных знаний

    «Давайте повторим» (4 слайд)

    Учитель: Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

    Учитель: Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

    Учитель: А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

    III. Подготовка к изучению нового материала (6 слайд)

    Учитель: Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя.

    Учитель: Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)

    Учитель: Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

    Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

    Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)

    IV. Изучение нового материала.

    1. Рассказ учителя (7 слайд)

    Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.

    Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

    В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. (8 слайд)

    Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

    Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.

    Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. (10 слайд)

    Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

    Самое главное придумывать весёлый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни. (11 слайд)

    В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

    Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. (12 слайд)

    Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. (13 слайд)

    Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»). (14 слайд)

    Учитель: Каким был человеком В. Драгунский? (дети высказывают мнения) (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

    2. Учитель: (15 слайд)

    Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

    Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

    Учитель: Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

    (дети высказывают свои мнения)

    Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

    Правду не скроешь.

    Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

    Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

    Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

    Учитель: Что бы вы хотели узнать?

    «Хотим узнать» (16 слайд)

    О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

    Что значит тайное становится явным?

    Чем закончится рассказ?

    Учитель: Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

    (вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)

    Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

    Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

    3. Словарная работа. (17 слайд)

    Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

    1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

    2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

    3. скрытая причина чего-нибудь;

    Назовите синоним к слову тайна (секрет).

    Что значит «тайное»?

    Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

    Явное? - Открытое, откровенное.

    Прочитайте выражение «Грановитая палата». (18 слайд).

    Учитель: Кто знает что это такое?

    (Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

    Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?Ученики: высказывают своё мнение.

    Учитель: Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

    (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

    Клевета – что оно означает?

    (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

    Учитель: Подберите синонимы к этому слову.

    (Ложь, враньё, выдумка, наговор).

    Что значит слово язвительный?

    (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

    V. Первичное ознакомление с текстом.

    I. Первичное чтение рассказа.

    1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

    Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос?

    2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

    Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше?

    3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

    Учитель: Предположите, что может произойти дальше?

    4. Дочитывание рассказа до конца.

    II. Проверка первичного восприятия.

    Понравился вам рассказ?

    Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

    В каких словах выражена главная мысль рассказа?

    Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

    Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

    Физкультминутка

    VI. Анализ литературного произведения.

    1. Работа с текстом. Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части. (20 слайд)

    Учитель: Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

    Учитель: Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

    Учитель: Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

    Учитель: Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

    (высказывания детей)

    2. Чтение – разведка (21 слайд)

    Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

    3. Выборочное чтение. (22 слайд)

    Учитель: Прочитайте как выглядел дяденька?

    (На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

    По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

    (Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

    (Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

    (Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

    4. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (23 слайд)

    - (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).

    - (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу) (24 слайд)

    -(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) (25 слайд)

    - (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду). (26 слайд)

    - (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный). (27 слайд)

    5. Практическая работа (28 слайд)

    Учитель: Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

    Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

    3 2 5 4 1Впишите в кружки соответствующие цифры.

    «Видеть не могу манную кашу!»

    «Вы выливаете разную гадость за окно!»

    «Ты это запомнил на всю жизнь?»

    «Ты должен съесть всё до дна!»

    «А я остался с кашей наедине».

    Учитель: Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

    VII. Закрепление изученного материала.

    Учитель: Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?

    (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

    Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

    (проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

    Учитель: Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

    Учитель: К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. (30 слайд)

    Кашу свари, да ещё и в рот положи.

    Кроткое слово гнев побеждает.

    Сначала думай, а потом делай.

    Ветра не удержишь, правды не скроешь.

    После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

    VIII. Итог урока.

    Учитель: К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ)

    О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»?

    Как вы думаете, чему учат его рассказы? (Доброте, вежливости, дружбе).

    Какой урок вы извлекли для себя?

    Что больше всего понравилось?

    Рефлексия. (31 слайд)

    Учитель: Закончите одно из предложений:

    Было интересно…

    Я понял(а), что…

    Меня удивило…

    Я сделал(а) вывод, что…

    Мне захотелось…

    X. Домашнее задание: (32 слайд)

    Пересказ рассказа по плану.

    По желанию:

    Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

    Учитель: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. (33 слайд)

    Спасибо за урок. (34 слайд)

    Используемая литература (35 слайд)

    1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. - Москва: Русские словари, 1999.
    2. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.
    3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
    4. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2007
    Скачать конспект Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»Цель: формирование читательской грамотности у детей при работе с текстомЗадачи:

      формировать навык осознанного чтения, умение определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа рассказа;

      развивать речь, мышление, тренировать наблюдательность;

      развивать интерес к миру детской художественной литературы;

      воспитывать нравственные качества (честность, порядочность, уважение к старшим)

    Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, толковые словари (2 шт), карточки для индивидуальной работы, выставка книг В.Ю.Драгунского, презентация.

    Ход урока:

      Оргмомент Индивидуальные задания для самостоятельной работы
      Краткий рассказ об авторе (3 человека получают карточки и самостоятельно знакомятся с содержанием) Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года. Своё детство он провёл на Украине. Рано потерял отца. С 16 лет пришлось работать. Для него все работы хороши. Виктор работал бакенщиком, шортником, лодочником, токарем и даже клоуном . Работа в парах постоянного состава с толковыми словарями: поиск значения слов тайное, явное (2 пары учащихся)
      Проверка домашнего задания Постановка учебной задачи.
    Спасибо всем выступающим. Наблюдая за классом во время проверки домашнего задания мне было приятно видеть заинтересованный взгляд ребят, улыбки на лицах. А почему вы улыбались? Хочется напомнить вам ещё одну весёлую историю.Учитель читает отрывок из рассказа Драгунского «Заколдованная буква» Как называется этот рассказ?Кто его автор? (слайд 2) Зная, что мы знакомимся с разделом «И в шутку и всерьёз», вспомнив автора «Заколдованной буквы», предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
      Перед тем, как мы начали работать некоторые ребята получили задание познакомиться с биографией В.Драгунского. Ребята, расскажите, что вы узнали об этом писателе. Когда речь пойдёт о профессиях слайд 3. Учитель поясняет значения слов, которые могут быть непонятны учащимся.
    Спасибо (слайд 4) А писать В. Драгунский стал, когда поступил на службу в театр. Сначала он писал для сцены, а уж потом Виктор Юзефович стал писать весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». Книги В Драгунского представлены на выставке и на слайде №5. Глядя на обложки этих книг, что вы можете сказать о произведениях этого автора? Кому они адресованы?
      Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом из историй про Дениску, а называется он… (слайд 6). Вы когда-нибудь слышали такое выражение? Что оно означает на ваш взгляд?
    Двое ребят поработали со словарями и выяснили значение слов тайный и явный. Учащиеся вслух зачитывают статьи словаря. Ваше предположение оказались верными? А о чём, как вы думаете, будет рассказ с таким названием?
      Первичное восприятие (читает учитель) Проверка первичного восприятия.
      Понравился рассказ? Подтвердились наши догадки? Это серьёзный рассказ или юмористический? А почему? Когда я читала вам рассказ, вы смеялись, а было ли смешно Дениске и другим персонажам рассказа? Так почему же мы смеялись, когда героям было не до смеха? Смеётся ли ещё кто-то вместе с нами? (автор)
    Давайте постараемся разобраться в этой ситуации.
      Вторичное восприятие и анализ текста.
    А) В тексте вам встретятся длинные слова 4,5,6,7 слогов, давайте потренируемся читать их правильно (слайды 7,8) Б) Чтение начала рассказа до слов «Сначала я съел яйцо» . Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?В) Чтение до слов « И мама ушла на кухню»
      Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали? « Белок раскромсал » , как понимаете это выражение? Попробуйте заменить синонимом. Почему Драгунский выбрал именно этот глагол? Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Какая фраза помогла вам понять, что Кремль для Дениски – ценность? Как вы думаете, для Дениски это сложная ситуация? Почему?
    Г) Чтение рассказа до слов «В это время вошла мама …» Вы, наверно, слышали такую фразу «Остаться наедине с мамой.., Остаться наедине со своими мыслями..» Что она означает? Что имел ввиду автор, когда написал «А я остался с кашей наедине »? Почему Дениска так говорит о каше?Как вы думаете, Дениска балуется или, действительно, пытается выполнить мамино условие? Что об этом говорит в тексте?

    Понимал ли Дениска, что он делает, когда выплёскивал кашу на улицу? Как об этом говорится в тексте? Отчего у мальчика возникло такое состояние?Д) Чтение рассказа до конца. Было ли у Дениски время осознать свой поступок? Понять, что он поступил нехорошо?Как вы это узнали? (чит.отрывок до слов «…и она меня поцеловала ») О чём подумал мальчик, когда увидел пострадавшего? Из каких слов это видно? (прочитать) А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама. Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается? Смешная ситуация, а кто ещё вместе с нами смеётся? (автор) зачем автор смеётся сам и даёт возможность нам посмеяться, когда героям не до смеха? (чтобы мы не захотели оказаться на их месте) Ругала ли мама сына? Почему)Е) как называется рассказ? Сразу ли герой понял смысл этой фразы? Как думаете, это выражение (название рассказа) отражает тему или главную мысль? О каких серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Ю.Драгунский?

      Работа в тетрадях (слайд 9) стр.84 смотря по времени
    Рассмотрите рисунки. Узнаёте героев рассказа? Попробуйте восстановить последовательность событий. Проверка
      Итог.
    Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились на уроке?Кто его автор? Понравился ли? Почему? Какой урок вы извлекли из рассказа?
      Резерв.
    Пословицы и поговорки слайд 11
      Рефлексия. Слайд 12
    Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
      Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части.

    Тема урока . В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

    Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».

    Задачи урока :

    Познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

    Формировать навык литературного осознанного чтения;

    Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

    Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

    Планируемый результат:

      Личностные УУД

    Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

    Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

    2. Познавательные УУД

    Способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)

    Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

    3. Коммуникативные УУД

    Формировать умение договариваться, находить общее решение.

    Формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

    4. Регулятивные УУД

    Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

    Развивать умения дать оценку своей работы.

    Тип урока : урок «открытия» нового знания.

    Ресурсы: учебник литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

    М.В. Голованова и др. 2 класс, мультимедийный проектор, ПК. Бланки для ответов на вопросы викторины. (См. приложение 1 )

    Ход урока.

      Мотивация на урок.

    Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

    На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится!

      Актуализация знаний.

    Ребята, а любите ли вы тайны?

    А что такое тайна? (дети высказывают мнения)

    1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

    2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

    3. скрытая причина чего-нибудь;

    Назовите синоним к слову тайна (секрет).

    Что значит «тайное»? (Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.)

    Явное?(???)

    Значение незнакомого, непонятного нам слова, где мы можем с вами узнать? (Интернет, взрослые, словарь)

    Найди, пожалуйста, это слово.() (Открытое, откровенное.)

    Тайное – явное -……это…..(слова с противоположным значением, или антонимы)

    Значит, ребята, Нет той тайны, что не стала бы явной!

    Как вы понимаете моё выражение? (…)

    РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

    1. Введение в тему

    Откройте учебники на с. 161,прочитайте заголовок произведения.

    Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

    Цель урока….(Выяснить главную мысль (идею) рассказа. Что автор хотел нам донести своим произведением?)

    Каковы же задачи нашего урока?

    1. Познакомиться с содержанием произведения.

    2. Проанализировать его.

    3. Обсудить поступки героев.

    2. Рассказ учителя о В.Драгунском

    Рассказ учителя о Викторе Юзефовиче Драгунском (Слайд 2)

    Когда читаешь рассказы В.Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

    Словарная работа.

    Рассказ, над которым мы будем сегодня работать называется «Тайное становится явным».

    - Но прежде, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

    Кремль (Московский) - кремль, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная

    резиденция президента Российской Федерации.

    Прочитайте выражение «Грановитая палата ». (слайд 5).

    - Кто знает что это такое?

    (Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

    (6-7 слайд)

    - Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным ? (Ученикивысказывают своё мнение.)

    - Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

    (Это человек, образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый).

    (8-9 слайд)

    - Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

    - Подберите синонимы к этому слову.

    (Ложь, враньё, выдумка, наговор).

    Что значит словоязвительный ? (10-11 слайд)

    (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

    Физкультминутка (слайд 9)

      «Открытие» нового знания.

      Первичное чтение. (чтение детьми до 1-го вопроса)

    Чтение 1 части вслух. Вопросы к 1 части:

    Что однажды услышал Денис от мамы? (что тайное становится явным)

    Как мама объяснила эти слова? (что когда человек поступает нечестно, все равно это узнают, и будет ему стыдно)

    Денис лег и стал думать об услышанном. Как это его характеризует?

    Какую хитрость придумал Денис, когда ел яйцо? (“...выел желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно...”)

    Почему Дениска не хотел есть кашу? (он ее видеть не мог, не любил)

    Почему мама назвала Дениса вылитым Кащеем? Кто это? (Персорнаж сказок)

    Как мама уговаривала съесть кашу, что она предложила? (пойти после завтрака в Кремль)

    Обрадовался ли мальчик, услышав предложение мамы?

    Мы прочитали с вами отрывок рассказа, а что может произойти дальше? Подумай-те.(…)

    Чтение 2 части (чтение-разведка) Работа в паре, ответы на листах.

    Сейчас вы сходите в разведку. Разведчики добывают ценные сведения. Вы прочитаете 2 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете ответить, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. Можно карандашом делать пометки в тексте. Узнаем, чья команда возвратится скорее!

    1. Пошлепал ее ложкой

    2. Посолил.

    3. Посыпал сахаром.

    (Ответы команд)

    Чтение 3 части.(Чтение учащимся или чтение по ролям)

    Прогнозирование

    Вопросы к 3 части

    - Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку Дениски?(обрадовалась)

    Что она ему сказала? Прочитайте. (- Ну, что за Дениска…..Кремль!)

    Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

    Прочитайте, как выглядел дяденька.

    Хорошо ли Денис знал свою маму? Подтвердите словами текста.(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

    Что Дениска сказал маме? Почитайте.(- Да, мама,……явным!)

    Почему мама так долго смотрела на сына?

    Понял ли он мамины слова?

    Почему вы так считаете?

    Тест. (слайд 13- 19) РАБОТА на листах.

    А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

    1. Как зовут главного героя?

    2. Куда хотела мама отвести Дениску?

      в Мавзолей

      в Грановитую палату

    С. в цирк.

    3. Какая каша была предложена на завтрак?

    1. гречневая

    4. Что сделал Дениска с кашей?

      выбросил в окно

      отдал собаке.

    5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

      в магазин за покупками

      в театр на спектакль

      фотографироваться.

    6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

      обрадовалась

      заплакала

      ужасно рассердилась.

    7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

      Я все равно пойду в Кремль!

      Тайное всегда становится явным.

      Я весь вечер проведу в углу.

    (3 человека на оценку, остальные взаимопроверка)(слайд 20)

    Молодцы! Справились с заданием.

    Подведение итогов урока

    Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации?

    Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

    По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков.

    Так какую же ТАЙНУ скрывал от нас рассказ? Что хотел донести до всех нас Виктор Драгунский?(…)

    VII. Рефлексия.

    1.- Какое настроение у вас вызывало прочтение рассказа?

    К какому жанру относится это произведение? (Юмористический рассказ)

    (взаимоотношение детей и родителей, воспитание детей, воспитание честности, уважения к старшим)

    2.Закончите одно из предложений: (слайд 21)

    Я понял(а),что…

    Я сделал(а) вывод, что…

    После сегодняшнего урока я….

    VIII. Домашнее задание.(слайд 22)

    В тетради с.50 (прочитайте цитатный план рассказа и восстановите последовательность событий.)

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО

    Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

    - Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

    Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

    УМК «Школа России»

    Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского

    «Тайное становится явным»

    Цели урока:

    Познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

    Совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

    Развивать навыки беглого выразительного чтения

    Формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.

    Оборудование: презентация для урока, выставка книг, компьютер, проектор, экран, тест на листах.

    I .Орг. Момент (слайд)

    Вот и прозвенел звонок

    Начинаем наш урок

    Парта это не кровать

    И на ней нельзя лежать

    Ты сиди за партой стройно

    И веди себя достойно.

    II . Разминка.

    Начинаем урок чтения с разминки.

    Посмотрите на экран: перед вами четверостишие (слайд)

    Ваня сливу съесть решил,

    А что сделал – утаил.

    Отец об этом разузнал.

    Поступок Вани явным стал.

    Прочитайте четверостишие жужжащим способом

    прочитает четверостишие вопросительно

    Прочитайте четверостишие жалостливо

    Прочитает его быстро

    III . Итог.

    - Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишие разными способами и интонациями?

    Подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным, и иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно. Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

    А вы узнали героя?

    Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

    Прочитайте высказывание, записанное на доске:

    Тайное становится явным (слайд)

    Как вы понимаете смысл этих слов?

    IV . Постановка темы и цели урока.

    Посмотрите очень внимательно на доску и попробуйте найти не повторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд)

    Какая фамилия у вас получилась?

    (Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.

    Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.

    Биографию читает учитель (слайд)

    Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

    - Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

    Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

    (о детях и для детей)

    Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку к Ольге Геннадьевне.

    V . Итог.

    - Так каким человеком был Виктор Драгунский?

    (он был весёлым человеком и очень любил детей)

    - Как называется его главная книга? (Слайд)

    (Денискины рассказы)

    Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.

    И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений

    Vl . Прочитайте название произведения (слайд)

    (1 ученик читает)

    В. Драгунский « Тайное становится явным»

    Прежде чем приступить к чтению произведения разберем слова, которые вам встретятся.

    VIl l . Словарная работа: (посмотрите на экран)

    Первое слово - «Грановитая палата » - это (слайд)

    Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

    Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Послушайте значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд)

    Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

    Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд)

    Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

    Подберите синонимы к этому слову.

    Какие слова мы называем синонимами?

    Ложь, враньё, выдумка, наговор.

    И последнее слово язвительны й – что это значит? (Слайд)

    Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

    Подберём синонимы:

    злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

    VIl . Физминутка (слайд)

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    (Повторяйте за мной)

    А теперь все дружно сели.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    XlX . Знакомство с текстом.

    Открыли учебники на стр. 161

    Взяли указки и следим за моим чтением.

    Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

    Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

    Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?

    Понравилось вам произведение?

    Чем понравилось?

    Какой жанр этого произведения? (жанр- юмористический рассказ) слайд

    XX . Тест. (слайд) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Поработайте в парах. Алёша с Петей. Юра с Сашей. Прочитайте и выберите правильный ответ, затем проверим.

    1. Как зовут главного героя?

    Дениска

    2. Куда хотела мама отвести Дениску?

    В Мавзолей

    В Грановитую палату

    3. Какая каша была предложена на завтрак?

    Гречневая

    Овсяная.

    4. Что сделал Дениска с кашей?

    Выбросил в окно

    Отдал собаке.

    5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

    В магазин за покупками

    В театр на спектакль

    Фотографироваться.

    6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

    Обрадовалась

    Заплакала

    Ужасно рассердилась.

    7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

    Я все равно пойду в Кремль!

    Тайное всегда становится явным.

    Я весь вечер проведу в углу.

    Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

    XXI . Работа в паре.

    На стр. 167найдите вопрос №3 и обсудите с соседом по парте. Даю 1минуту.

    Какая пара готова?

    Молодцы! Справились с заданием.

    XXll . Итог.

    Какое произведение мы читали на уроке?

    Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?

    XXlll . Дом. задание.

    XXIV . Рефлексия.

    Продолжите фразы: (Слайд)

    - На этом уроке я похвалил бы себя за…

    - Мне было сложно…

    - После урока мне захотелось…

    А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо, возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли бы лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )

    - Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.



  • Просмотров