Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста

Биография и картины Ивана Айвазовского с названиями.

Биография

Автопортрет

Иван Константинович Айвазовский - знаменитый русский художник. Известен, как непревзойдённый мастер живописи в жанре «марина » (морские пейзажи, батальные сцены на море). Во всём мире известен, как один из самых выдающихся русских художников, представляющих как российскую живопись в целом, так и высший уровень маринистического жанра. Если Ивана Шишкина можно назвать лучшим русским пейзажистом, который создавал непередаваемые пейзажи русского леса, то Иван Айвазовский - это лучший пейзажист, главное внимание которого было приковано к морю.

Иван Айвазовский имеет армянское происхождение. Родился 29 июня 1817 года в Феодосии. Настоящее имя - Ованнес Айвазян. С раннего детства обладал творческими способностями. Особые таланты наблюдались в музыке и рисовании. Обучался в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Здесь его способности были оценены по достоинству. За свои картины он неоднократно получал высшие награды.

По причине высокой успеваемости, Айвазовский закончил обучение на два года раньше срока, после чего Академия отправила его в Крым. После он путешествовал по странам Европы, где на протяжении шести лет занимался самостоятельной живописью. За границей его творчество также было оценено по достоинству. После возвращения в Россию стал художником Главного морского штаба России, а затем профессором Академии художеств в Петербурге.

Главными сюжетами Ивана Айвазовского были морские пейзажи, батальные сцены на море (морские сражения). Кроме того, в его творчестве немало пейзажных картин, городских пейзажей, жанровой живописи.

За свою жизнь Айвазовский написал более 6000 картин . Последней картиной Ивана Константиновича Айвазовского стала работа под названием «Морской залив». В последний день своей жизни приступил к написанию картины « », которая так и осталась незаконченной.

Великий русский художник умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Художнику было 82 года. Похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис.

Иван Айвазовский является одним из величайших художников мирового значения. Спустя более ста лет после того, как не стало живописца, его картины ценятся всё так же высоко, представлены в крупнейших музеях, считаются бесценным достоянием мирового искусства. Вклад Айвазовского в мировую культуру и живопись сложно переоценить. Для многих последующих художников его искусство - это пример высшего уровня мастерства, к которому стоит стремиться.

Здесь вы можете увидеть собрание картин Ивана Айвазовского . Самые известные полотна. Естественно, представить несколько тысяч картин художника не представляется возможным, но и нескольких десятков, что вы можете увидеть в галерее на нашем сайте, достаточно для того, чтобы понять, насколько талантливым и гениальным был художник, который вошёл в мировую историю, как один из тех, чей талант будет удивлять, радовать и вдохновлять всегда.

Иван Айвазовский картины с названиями


Вид Константинополя при лунном освещении
Буря на море ночью
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Берег моря ночью. У маяка
Берег моря. Штиль Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.


Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Бурное море ночью
Буря над Евпаторией
Бухта Золотой Рог. Турция
Великая Пирамида в Гизе
Венеция
Ветряная мельница на берегу моря
Взрыв турецкого корабля
Вид на Везувий в лунную ночь
Вид на венецианскую лагуну
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Волна Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе
Всемирный потоп
Выборгское морское сражение
Галатская башня в лунную ночь
Гурзуф ночью
Девятый вал Зимний пейзаж
Зимняя сцена в Малороссии
Кораблекрушение
Корабль Императрица Мария во время шторма
Кронштадтский рейд
Ледяные горы в Антарктиде
Лунная ночь в Крыму
Лунная ночь на Капри
Море. Коктебель
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г.
Морской вид с часовней на берегу
Морской залив
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив
Переход евреев через Красное море
Петербургская биржа
Петр I при Красной горке Прощание Пушкина с морем
Радуга
Синопский бой 18 октября 1853 г.
Синопский бой
Баржи у морского берега
Башни на скале у Босфора
Чумаки в Малороссии
Чёрное море
Утро на море
Тифлис
Сцены из каирской жизни
Сумерки в бухте Золотой Рог
Спасающиеся от кораблекрушения
Сошествие Ноя с горы Арарат Хаос. Сотворение мира
Среди волн Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г.

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии (часть 2).

Замечательный английский пейзажист Тернер, восхищаясь живописью Айвазовского, посвятил ему такие строки:
Прости мне, художник,
Если я ошибся, приняв картину
за действительность, -
Но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.

«Неаполитанский залив ранним утром»
1893
Холст, масло. 46 x 74.7 см

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.


Ялта
1899 58х94

Море предстает в его картинах многоликим, то стихией, не подчиняющейся никаким законам, сокрушающей человека, то манящей далью, символом романтической мечты. Перед зрителем - безграничное морское пространство и бескрайнее небо над ним. На первом плане - волна с гребешками пены - "волна Айвазовского", как называли ее современники. Палитра необычайно богата, она сгущается от зеленоватых, серебристых, изумрудных оттенков до глубокой, чернеющей синевы у горизонта. В центре - одинокий парус, символ ничтожности человека перед мирозданием и одновременно знак романтической жажды странствий.


Прибой 1897 143х107

Родившийся в Феодосии, Айвазовский чувствовал, как его притягивает море. Несмотря на то, что у художника есть картины с пейзажами суши, море для него является настоящей родной стихией. Он понимает и раскрывает её лучше, чем кто-либо другой. Айвазовский с лёгкостью передает зрителю «настроение» морских вод: их двойственность, тишину или ярость. Его картины просто зачаровывают. Глядя на полотна, зритель готов просто раствориться в морских пучинах.


Морской вид
1899 38х50

К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится картина “Девятый вал” (1850). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите — в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря, в ярком пятне заката на фоне грозных, бушующих волн.


«Девятый вал»
1850
Холст, масло. 221 x 332 см

Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Картина написана самыми яркими красками палитры, которая включает широкую гамму желтых, оранжевых, розовых и лиловых оттенков в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная гамма цветов звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Эта картина нашла широкий отклик в сердцах современников и до наших дней остается одной из самых популярных в русской живописи.
«У самого Айвазовского, да и во всем мировом искусстве нет другой картины, которая с такой захватывающей силой передавала бы всесокрушающую мощь стихии, неотвратимый ужас надвигающейся гигантской волны, "девятого вала", - пишет Н.Г. Машковцев. - В этой картине огромный талант Айвазовского развернулся во всю ширь. Лучи яркого света, прорывающегося сквозь гонимые ветром разорванные тучи, перекатывающиеся грозные волны, пенящиеся и прозрачные, живые, изменчивые краски, поразительные по своей яркости, красоте и реалистичности, создают неотразимое впечатление мощи и величия».

Волна
1895 74х96

В творчестве можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего зыбь на море. Прелесть этих картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Этот цикл принято называть “голубыми Айвазовскими”.

Кавказские горы с моря
1899 59х94

Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море»:


Утро на море
1849 85х101

«Рыбаки на берегу моря»
1852
Холст, масло 94 х 144
Ереван


Неаполитанский залив ранним утром
1897 61х94

«Рыбаки на берегу моря»
1852
Холст, масло 94 х 144
Государственная картинная галерея Армении
Ереван


«Купанье овец»
1877
Холст, масло 56 х 74
Иркутский художественный музей
Иркутск

«Вид Ялты к вечеру»
1860-е
Холст, масло 82 х 110
Картинная галерея
Гумри (Армения


«Утро на море»
1883
Холст, масло 110 х 163
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Минск

«Закат»
1866
Холст, масло 46 х 61
Собрание А. Шагиняна
Нью-Йорк


«Море»
1882
Холст, масло 32 х 47
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Ростов
Россия

В своих пейзажах Айвазовский завязывает своеобразную интригу: ситуация подается, что называется, «на грани», когда пучина вот-вот поглотит людей или, наоборот, позволит им уцелеть. Зритель сам может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Автор нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии.

«У берегов Ялты»
1872
Холст, масло 62 х 80
Эчмиадзинский музей
Армения


«Марина»
1874
Холст, масло 21 х 31
Музей армянской конгрегации мхитаристов
Венеция. Остров св. Лазаря


«Морской пейзаж»
1870
Холст, масло 132 х 162
Дилижанский краеведческий музей
Петергоф, Ленинградская область
Россия

Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами. К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом — сепией. В 1860 году Айвазовский написал прекрасную серию “Море после бури”. Эту акварель Айвазовский послал в подарок П. М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой. Рисунок “Буря” (1855) был сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен: “Буря ночью” (1864), “Буря на Северном море” (1865), которые относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.


«Буря на Северном море»
1865
Холст, масло 276 х 202
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия

И. К. Айвазовский Буря на Северном море. 1865 г
Иван Есаулков

Лунною ночью на Северном море
Горстка людей с грозной бурею спорит.
Смотрит на них из-за тучи луна.
Мачты обломки вздымает волна.

Бешеный ветер сломал мачту с треском.
Волны громадные вспыхнули блеском,
И вслед за ними бежит лунный свет…
Тонущего корабля силуэт

Еле заметен, а волны - всё круче,
Тонут в ночном мраке рваные тучи,
Лунного света дорожка легла
Между двух волн, а вокруг её мгла.

Бьются обрывки оснастки на рее
У корабля под порывом Борея.
Мы ощущаем всех чувств остроту
Группы уставших людей на плоту.

Может, спасутся они, или поздно?
Волны о плот ударяются грозно,
С каждой волною сильнее размах -
Кажется щепкою он на волнах;

С яростным рёвом волну ветер гонит;
Плот то взлетает, то, падая, тонет;
И едва держатся люди на нём -
То на свету, то во мраке ночном.

Дали в картине едва различимы.
Буря написана так ощутимо:
Фосфоресцирующий лунный свет,
Ветра порыв, корабля силуэт,

Парус разорванный, рваные снасти,
Мрачные тучи, людское несчастье -
Всё Айвазовский в холсте передал,
Не предсказав только бури финал.

Copyright: Иван Есаулков, 2012
Свидетельство о публикации №112102602237

«Буря»
1872
Холст, масло 110х132
Государственный музей русского искусства
Киев


В бурю
1899 152х107


«Буря у мыса Айя»
1875
Холст, масло 215 х 325
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Буря над Евпаторией
1861 206,6х317,3

О ней писал Ф.М. Достоевский: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г‑на Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже и потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г‑на Айвазовского?»

«Море»
Хо
1881лст, масло 49 х 42
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан
Алматы


Буря
1857
Холст, масло
100 х 149
Третьяковская галерея
В картине "Буря" бушующее море и грозовое небо превращаются в единую неразрывную стихию. Сине-черные тучи низко нависают над водой и делают почти неразличимыми силуэт корабля и очертания гор, едва проступающих на втором плане.

В поздние годы своей жизни Айвазовский переживал новый расцвет своего таланта. В самом начале восьмидесятых годов, когда вполне окрепло и расцвело реалистическое направление пейзажной живописи, когда выступила могучая плеяда пейзажистов, Айвазовский написал «Черное море» (1881). Суровая реалистическая правда этой картины вполне созвучна живописи той эпохи.
Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания.
Это полотно "Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)" знаменует расцвет дарования художника-мариниста И.К. Айвазовского. Его первые морские виды были населены парусными суденышками, лодками и путниками, любующимися с берега морскими просторами. Впоследствии маленькие морские пейзажи сменились большеформатными, подчас драматического характера. Излюбленной темой художника стало изображение мощи и красоты морской стихии.


Чёрное море. На Чёрном море начинает разыгрываться буря
1881
Холст, масло 149 х 208
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В картине "Черное море" основное место занимает безграничное морское пространство и такое же бесконечное небо над ним. Поднимается ветер, мерно катятся волны, уже вскипают барашки пены на гребнях. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От зеленовато-серых, серебристых и светло-изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до темно-синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря. На горизонте виден крошечный парус рыбачьей лодки, спешащей домой.
И.Н. Крамской считал "Черное море" лучшим произведением Айвазовского.
И. Н. Крамской писал о картине “Черное море” (1881): “На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю”.


В волнах
1893

Грандиозный холст «Волна» - яркий образец позднего творчества художника. Живописец отходит здесь от ранней романтической «цветистости» и приближается к реалистическому решению. Интересно заметить, что это полотно он создает в возрасте 72 лет.

Волна
1889г, холст, масло, 304 х 505 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представляя горловину водоворота, кипящего в бурном движении волн, Айвазовский любуется мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий - низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль; вероятно, нет надежды и у пытающихся спастись моряков.
Центр композиции мастер выделяет белым сгустком пены, озаренным вспышкой молнии; в целом же колорит полотна холоден и мрачен.
Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен.
Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.

В бурю
1872 72х92

Небо всегда занимало большое место в композиции картин Айвазовского. Воздушный океан — движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин.


Буря у берегов Ниццы
1885 118х150

С каждым мазком художника, картины Айвазовского передают все больший драматизм. И успех мастера как раз в огромных возможностях передавать шокирующую реалистичность происходящего. Зритель будто начинает видеть сквозь безбрежные просторы волн, где показываются обломки погибших кораблей. С такими великолепными работами можно смело утверждать, что картины Айвазовского - это произведения влюбленного в природу и море великолепного мастера. Ему удалось на каждом полотне сохранить незабываемую экспрессию и очарование душевной теплоты и света. И именно эта верность необычному стилю и волнующим сюжетам пленяет каждого ценителя шедеврального таланта мастера.


Океан 1896 67,5х100

1867 году Айвазовский создает большой цикл картин, связанный с восстанием жителей острова Крит против турецкого ига.

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб.


«Цепи Кавказских гор»
1869
Холст, масло 139 х 170
Ярославль
Россия

«Вид на Тифлис»
1868
Холст, масло 36 х 47
Государственный музей искусств Грузии

Среди десятков картин на армянскую тему особенно привлекают внимание мастерством исполнения и психологизмом портреты бабушки художника и его старшего брата Габриэла, католикоса Хримяна, новонахичеванского городского головы А. Халибяна. Айвазовский создал целый ряд картин на библейские и исторические сюжеты: в их числе “Крещение армянского народа” и “Клятва. Полководец Вардан”. В ряду этих работ и большое полотно “Сошествие Ноя с Арарата”, где утонченная гармония легких тонов передает пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В числе последних - "Крещение армянского народа" и "Клятва. Полководец Вардан", в свое время украшавшие одну из феодосийских армянских церквей и пробуждавшие в прихожанах патриотические чувства.

Сюжетом для картины "Крещение армянского народа" послужил переломный момент в истории армянской культуры. Ее расцвету способствовало принятие армянами христианства. В самом начале IV века, при царе Трдате III (287-330), который в борьбе с экспансией Персидской державы Сасанидов опирался на Рим, эта религия была узаконена как государственная. Армения, таким образом, является сегодня одним из древнейших христианских государств.

Крещение армянского народа.Григорий Просветитель(IV в)

"Клятва. Полководец Вардан"

В 1869 году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

Айвазовский умел передать в пейзаже то состояние, когда происходит перелом и море уступает после возмущения, затихая и смиряясь. Это показано, например, в картине "Радуга" (1873)».
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.
Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой
ступенью в творчестве Айвазовского.


Радуга
1873
Холст, масло
102 х 132
Третьяковская галерея

Его привлекали необычные эффекты света, отраженного в плоскости воды, не случаен и излюбленный романтиками мотив радуги. В картине Айвазовского зависшая над штормовым морем радуга окрашивает водяные брызги, а просвечивающая сквозь них морская вода приобретает розоватый оттенок. Высокая волна закрывает линию горизонта, и преображенная радужным светом морская стихия, с которой борются люди, спасающиеся с тонущего корабля, становится главным героем полотна.


«Буря у скалистых берегов»
1875
Холст, масло 73 х 102
Армянское общество культурных связей
Ереван

Свет как идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве — символ жизни, надежды и веры, символ вечности.


Буря на Ледовитом океане
1864 208х148

Айвазовский был близок со многими передвижниками. Его блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, во многих других больших городах России задолго до организации передвижных выставок. В 1879 году Иван Константинович посещает Геную, где собирает материалы об открытии Америки Колумбом. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.


«Буря»
1886
Холст, масло 84 х 142
Ярославский художественный музей
Ярославль
Россия

В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.


Среди волн
1898г, холст, масло, 284x429 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.
Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.
Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
Мастерство картины "Среди волн" - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин, не менее прекрасных по исполнению и содержанию.

В 1899 году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках — “Штиль у Крымских берегов”.


Штиль у крымских берегов
Жанр: морской пейзаж
Основа: холст
Техника: масло
Местонахождение: Феодосийская галерея, Феодосия

По мере того как накапливался творческий опыт и мастерство Айвазовского, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением, например, имеются три варианта эскиза к последней его картине “Взрыв корабля”. Айвазовский говорил о методе своей работы: “Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей”.

С неутомимостью и поразительной быстротой художник работал до конца своих дней. Он скончался в Феодосии 2 мая 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Взрыв корабля
1900 67х96,5
Это картина последняя-неоконченная.

Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: “Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.

  1. Семья и родная Феодосия
  2. Учеба и зависть учителя
  3. Взлет и ложная гибель
  4. Слава и семья
  5. Старость и смерть

Т ворческая биография главного художника-мариниста Российской империи.

Семья и родная Феодосия

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. Более того, когда Ованес окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина - дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств - причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

Учеба и зависть учителя

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии - уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

Иван Айвазовский. Берег моря ночью. У маяка. 1837

Иван Айвазовский. Керчь. 1839

Иван Айвазовский. Кронштадтский рейд. 1840

Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику - императору Николаю. Айвазовский формально действительно был не прав - полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов , Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней - в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом - правда, с разными целями. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю - тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Взлет и ложная гибель

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях - адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника - погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

Иван Айвазовский. Побережье Амальфи. 1841

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью - побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей . Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо. Особняк всегда был полон гостей - многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского .

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям. В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой). С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок» . Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям - движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки , то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского - отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии - тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «...воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое , - рассказывает искусствовед Барсамов. - Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме ».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера . На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так - Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», - стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».


Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём - это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово - можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского - это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину - «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника - и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу » 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» . Столь разные таланты, разные способы творить - каторжный труд и радостное любование жизнью - не могли долго держаться рядом.


Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.


Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», - из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) - радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение» , - это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар - то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии - а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст - вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование - хоть чьих-то картин, хоть природы - представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.


Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е


Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят... Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже...

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом - очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

День пасмурный сегодня, - сказал Айвазовский, - и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца...»


Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света - иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь ».


Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849


Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892


Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова - он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (...) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач - передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте - свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.
Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.
Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.
В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.
В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.
В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).



Просмотров