Аккорды песен для гитары щипком струн. Четыре аккорда

В современном исполнительстве на гитаре такое направление как фингерстайл занимает одно из первых мест по популярности. И это не случайно. Фингерстайл привлекает слушателей полнотой звучания композиции, исполняемой всего на одном инструменте, виртуозностью приёмов, тембрами и красками гитары.», «аудиториум») и металлическими струнами. Такую гитару ещё называют эстрадной. Из-за этого очень часто и возникает путаница. По сути, и «классическая» и «акустическая» гитары относятся к акустическим инструментам.

В интернете можно встретить различные определения и толкования. Наиболее близкое по смыслу было выдвинуто в Fingerstyle ассоциации гитары Торонто: «Fingerstyle относится к стилю исполнения, где каждый из пальцев правой руки используется самостоятельно, позволяя играть музыкальные композиции, которые обычно играют несколько участников группы. Бас, гармонический аккомпанемент, мелодия и перкуссия — все это может быть сыграно одним исполнителем при воспроизведении композиции, оранжированной в стиле Fingerstyle». Т.е. понятие «фингерстайл» относится к технике исполнения нежели к стилю или направлению музыки, исполняемой на гитаре. Наиболее удобно изучать такие композиции по табулатурам.

Фингерстайл (fingerstyle) - техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой гитарист ведет одновременно партии соло, ритм и бас.

Как описано в определении выше в технике фингерстайл один музыкант исполняет все функции ансамбля: бас, аккомпанемент, мелодия и перкуссия. Основным приёмом игры, т.е. щипком как на классической гитаре, как раз исполняются бас, аккомпанемент и мелодия. Также для исполнения могут использоваться специальные «медиаторы-когти», которые называются - фингерпики. Медиатр на большой палец называется guitar thumb. Часто используются различные выразительные приёмы игры, например, такие как тэппинг, слайд, натуральные флажолеты, слэп, пиццикато, гитарное легато и др. Элементы перкуссии создаются благодаря ударам по деке, струнам, грифу, обечайке, также свистам по струнам и др. Палитра приёмов фингерстайл-исполнителя очень большая. Это придаёт звучанию особую красочность, яркость и современность. Чаще всего для игры в технике фингерстайл используют акустическую гитару с металлическими струнами, однако есть и примеры исполнения на классической гитаре.

Популярность как среди слушателей так и среди исполнителей имеют фингерстайл-каверы песен различных современных музыкальных групп, хитов, саундтреки к фильмам, а также авторские композиции исполнителей в технике фингерстайл. Вот несколько видео-примеров:

Среди наиболее известных исполнителей можно назвать имена таких гитаристов как Томми Эммануэль, Чет Аткинс, Энди МакКи, Игорь Пресняков и др . Среди популярных молодых исполнителей: Eddie van der Meer, Александр Мисько, Tobias Rauscher, Sönke Meinen и др .

Фингерстайл – довольно сложная техника, обучение которой требует базовых умений и навыков игры на гитаре. Однако начинающим не стоит думать «мне до этого ещё очень далеко». Всему можно научиться, если приложить свои усилия и планомерно работать в заданном направлении.

пятница, 1 марта 2013 г.

четверг, 28 февраля 2013 г.

Другой вполне подходящий для этой песни прием игры — бой или, как его некоторые еще называют «полубой». Его я также выношу в отдельный пост.

четверг, 22 ноября 2012 г.

P. P. S. Для тех, кто не в курсе: «кусок» — это прапорщик.

среда, 21 ноября 2012 г.

В одном из предыдущих постов я уже приводил подробный разбор , которую можно исполнить аккомпанируя себе минимальным числом аккордов: тремя в простейшем варианте или четырьмя — с небольшим усовершенствованием, легким для новичков.

В этом посте я привожу следующую песню, которую можно сыграть с помощью тех же самых — это Что такое осень группы ДДТ . Оговорюсь заранее, что изначально в ней аккордов больше, но в образовательных целях мы можем себе позволить ее упростить, а потом уже, по мере совершенствования своего мастерства, разнообразить другими аккордами, приближаясь тем самым к оригиналу.

Итак, нам понадобится:

  1. Вспомнить те простые аккорды, с помощью которых, согласно легенде, можно играть половину песен: Am , Dm , E . Освежить память об этих трех аккордах можно .
  2. Понадобится вспомнить как исполняется универсальный бой, или иначе .
Забегая вперед, скажу, что дальнейших усовершенствований (для продвинутых новичков) в песне будет всего два:
  • Добавится аккорд A7 , который уже был использован в . Этот аккорд частый спутник «блатной троицы», он, как правило, разбавляет переход от аккорда Am к Dm.
  • Добавится аккорд F , который обычно сложен для новичков из-за приема баррэ, хотя можно играть его упрощенный вариант без баррэ. Об этом позже.
Текст песни «Что такое осень» в этом посте привожу сразу с аккордами для продвинутых новичков, т.е. с аккордами A7 и F, каждый из которых, в простейшем случае, Вы можете заменить при игре на Am.

Но сначала приведу точную последовательность аккордов, обратив внимание новичков на то, что повторы аккордов в текстах песен как правило не указываются, хотя и подразумеваются логикой ритмического рисунка:

Am E Am Am A7 A7 Dm Dm
Dm E Am F Dm E Am A7
Dm E Am F Dm E Am E

Припев:
Am F Dm E Am F Dm E
Dm E Am F Dm Dm E E

Чтобы закрепить данную последовательность и ритмический рисунок, предлагаю посмотреть вот этот видео-урок Дмитрия Мишина.

Текст и аккорды песни «Что такое осень» DDT

Am E Am
Что такое осень? Это небо,
A7 Dm
Плачущее небо под ногами.
Dm E Am F
Dm E Am A7
Dm E Am F
В лужах разлетаются птицы с облаками,
Dm E Am E
Осень, я давно с тобою не был.

Am F Dm E
Осень. В небе жгут корабли.
Am F Dm E
Осень. Мне бы прочь от Земли.
Dm E Am F
Там, где в море тонет печаль,
Dm E
Осень, темная даль.

Что такое осень? Это камни,
Верность над чернеющей Невою.

Осень, ты напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Что такое осень? Это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа —
Что же будет с Родиной и с нами?
Осень, доползем ли, доживем ли до рассвета?
Осень, что же будет завтра с нами?

Припев (2 раза)

Тает стаей город во мгле.
Осень, что я знал о тебе?
Сколько буде рваться листва —
Осень вечно права.

Предлагаю посмотреть еще один полезный ролик, в котором хорошо видно как, когда и какие аккорды брать. Отмечу некоторые особенности исполнения: здесь показан тот же бой «шестерка», но звукоизвлечение производится другим способом — соединенными указательным и большим пальцем; второй нюанс — перед самым концом припева берется аккорд Dm/C, который, возможно, покажется сложным для начинающего гитариста, но это еще одно улучшение, которое можно ввести в будущем, как вариант.

Простых мелодий .

Традиционно, одной из первых мелодий для гитары, дающихся ученикам для освоения, считается В траве сидел кузнечик — двое из моих знакомых, не играющих на гитаре вообще, сказали, что когда-то ее разучивали и смогут воспроизвести... Как играть мелодию «В траве сидел кузнечик» на гитаре самым простым способом, показано в следующем минутном видео.


Думаю, здесь всё понятно, и комментарии были бы излишни. А теперь сюрприз! Всем знакомая мелодия звонка Nokia играется на гитаре весьма просто. Это показано в еще одном коротком видеоуроке. Научившись играть эту мелодию, Вы сможете не только пошутить над друзьями, у которых на телефоне установлен такой звонок, но и освоите довольно забавное и полезное упражнение, направленное на развитие навыков игры на гитаре: с одной стороны все действия проводятся на верхних ладах гитары (что может быть трудно для начинающих), и в то же время — расстояния между верхними ладами небольшие, не нужно растягивать пальцы, всё рядом.


И раз речь зашла о рингтонах, приведу еще одну известную всем по фильму «Бумер» простую мелодию. По сравнению с предыдущей, она элементарнейшая. Но здесь всё происходит на нижних ладах (близких к головке грифа), расстояние между которыми большее. И это — другая хорошая тренировка для пальцев.


Хотя я не согласен с длительностями нот, показанными исполнителем в его собственном примере игры, за доступный урок ему огромное спасибо! А для того, чтобы «выровнять» ритм у себя внутри, бывает полезно послушать мастерское исполнение, которое я и привожу в конце этой короткой заметки. Это уже не простая мелодия для новичков, но скоро Вы сможете играть так же!


P. S. Обратите внимание на прием игры, использованный в начале и конце композиции: для того, чтобы быстро играть на одной струне (нижней в этом примере), она защипывается попеременно то средним, то указательным пальцем. Рекомендую научиться.

В наши дни существует много способов игры на гитаре. Одни предпочитают играть боем, другие преданы перебору, где качество игры зависит, главным образом, от ловкости пальцев гитариста. В продолжение темы стоит упомянуть такой популярный метод игры, как щипок на гитаре .

Многие легендарные музыканты и композиторы в свое время предпочитали именно этот способ игры (вспомним хотя бы отечественные «Постой паровоз » и «Ваше благородие »).

Говоря об игре на гитаре, щипок – это прием, при котором происходит одновременное извлечение звука из нескольких нижних струн (двух или трех).

При этом первую струну контролирует безымянный палец, вторую – средний, а третью, соответственно, указательный (если эта струна задействована в игре).

Обычно игра подразумевает чередование басовых струн (их, кстати, тоже три) и щипков на гитаре .

Играть щипком на гитаре очень просто

Первым делом, берем в руки инструмент и зажимаем любой аккорд (пусть это будет Am). Теперь распределяем пальцы по струнам так, как мы упоминали чуть выше.

Извлекаем звук из любой басовой струны большим пальцем правой руки. Затем делаем щипок: одновременно дергаем первую, вторую и третью струны. Далее идет опять бас и опять три струны.

У гитаристов басовую струну принято чередовать. Причем бас может быть сыгран на одной и той же струне, однако проигрываемая нота должна быть уже другой.

Ниже представлена схема игры щипком:

Щипок на гитаре может записывать и по-другому, например,

  • Б(123)
  • Б(321)
  • Б(1+2+3)

Важно, чтобы Вы понимали, что все эти схемы - одно и то же, и означают они щипок.

Разновидности щипковых переборов

Обычно, щипки подразделяют на два вида: в которых задействованы три струны (что встречается чаще всего), и те, где в щипке участвуют только две нижние. Последний гитаристы зачастую играют вперемешку и с другими приемами.

Существуют и некоторые видоизмененные щипки.

Яркий пример – акустическая версия известной многим песни . В ней щипок представляет собой чередование третьей струны и одновременно сыгранных двух нижних - Б3(12)3 .

Иногда подобным способом играют «Темную ночь » - известную песню военных лет.

Некоторые гитаристы используют щипок исключительно как аккомпанемент. В этом случае, он обычно играется без участия басовых струн.

Итак, вот некоторые виды щипковых переборов (или боев, кто как называет):

  • Б (321)
  • Б (321) (321)
  • Б (321) (321) (321)

Щипок на гитаре видео

В этом видео Вы сможете наглядно посмотреть, что такое щипок на гитаре:

Заключение

как видим, щипок является довольно интересным методом игры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что щипок не является таким уж незамысловатым приемом и по этой причине он осваивается очень быстро, а при правильном подходе на щипке можно даже построить целостную композицию.

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения» . Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой ). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин . Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте , а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг . Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.

Существует несколько специальных упражнений, для более точного понимания того как именно играют перебором.


  1. Большим на открытых струнах создается звук из струны пять, потом из струны под номером три звук извлекается указательным пальцем, средний палец извлекает звук из второй струны, безымянным – из первой струны. Это самый метод играть перебором простой способ игры перебором, он подходит для мелодий, размер которых составляет 4/4. Условно такой перебор можно записать: 5р_3i_2m_1а. Цифра обозначает номер струны, а показывает, каким пальцем следует щипать струну.

  2. В варианте с количеством струн равным четырем, применять все пальцы рук довольно сложно. Лучше всего попробовать следующую схему: 4_3_2_3_1_3_2_3.

  3. Чтобы закрепить данный вид игры аккордов перебором, стоит поиграть на открытых струнах: 5р_3i_2m_1а 5р_3i_2m_1а 5р_3i_2m_1а и дальше.

  4. Другой тип игры перебором, также подходит для музыкальных песен, размер которых равен 4/4. Он записывается следующим образом: 5р_1а_2m_3i_5р_1а_2m_3i_5р_1a_2m_3i. Сначала щипают пятую струну, после чего поочередно: 1_2_3.

  5. Другой вид игры перебором на гитаре, подходит для музыкальных песен, размер которых составляет 6/8, 12/8 и т.д. Эта схема называется «шестерка»: 5р_3i_2m_1а_2m_3i_5р_3i_2m_1а_2m_3i_5р_3i_2m_1а_2m_3i и так далее.

  6. Игра аккордов перебором при такой схеме: большой палец щипает пятую струну, указательный щипает третью струну, безымянный щипает первую струну, средний щипает вторую струну, указательный щипает третью струну.

  7. Игра перебором на начинается с того, что ставится аккорд Am и проигрывается первая схема перебора 5р_3i_2m_1а. После проигрыша первой струны следует поменять аккорд на Em и дальше играть таким же перебором, однако стоит подготовиться к смене аккорда, как только будет проиграна вторая струна.

Видео по теме

Источники:

  • как играть перебором на все пальцы
  • Как играть перебор на гитаре: простой и сложный перебор

Если занимались игрой на гитаре, наверняка вы слышали слово «перебор», когда гитарист играет, поочередно дергая струны. Профессиональное его название – арпеджио (arpeggio).

Инструкция

Название этого действия происходит от итальянского arpa (арфа). Перебор является способом исполнения аккордов на струнных и , когда звуки следуют не одновременно, в унисон, а поочередно. Обычно перебор обозначается волнообразной чертой перед аккордом или дугой.

Аккорды, сыгранные перебором, нередко называют «ломаными» или же разбитыми. Перебор широко использовался в фортепианном исполнении 1700-х годов. Знаменитый в то время , а также певец и клавесинист из Венеции Доменико Альберти использовал этот прием как аккомпанемент к басу. Этот вид исполнения впоследствии получил особое название «басы Альберти».

Вот как выглядит перебор на гитаре: левой рукой прижимаются нужные струны на гитарном грифе, образуя этим самым аккорд (для справки: аккордом называется сочетание 3-х или более разноименных звуков, которые звучат одновременно или практически одновременно). А правой рукой перебираются струны в желаемой последовательности.

Видео по теме

Полезный совет

Запомните, что при исполнении перебора большой палец может зажимать только басовые струны, указательный – только 3-ю, средний – 2-ю и мизинец – 1-ю, соответственно. Овладеть перебором несложно, главное – чтобы пальцы были гибкими и подвижными.

Источники:

  • Насколько просто изучать переборы на гитаре для начинающих

Перебор – способ аккомпанемента на гитаре, при котором струны звучат последовательно, в отличие от аккомпанемента «боем», где удар проходит сразу по всем струнам. Этот вид сопровождения создает в песне ощущение легкости, прозрачности.

Инструкция

Запись перебора основана на цифровом перечислении , которые нужно защипывать. Порядок идет от первой ( тонкой и высокой) до шестой (самой и низкой) струны, обе звучат как нота «ми» в разных октавах. Длительность нот в такой не указывается, но чаще всего перебор играется равномерно и восьмыми. То есть перебор такого вида: 6-3-2-3-1-3-2-3 – присущ с размером 4/4, а такой: 6-3-2-1-2-3 – для песен на 6/8.

Нижние струны, на которых исполняется бас аккорда (шестая, пятая, редко четвертая), защипываются большим пальцем (p). Остальные струны последовательно защипывайте указательным (i), средним (m) и безымянным пальцами (a). Для первого варианта это будет комбинация p-i-m-i-a-i-m, а для второго p-i-m-a-m-i.

Видео по теме

Обратите внимание

Перебор был разобран на примере аккорда ми-минор. При зажатии других аккордов аппликатура не меняется, если не меняется порядок перебора.

Источники:

  • как научится играть на гитаре перебоем

Способов игры на гитаре не так много, но разнообразие внутри стилей велико. Сейчас можно часто слышать аккомпанемент на песни с помощью гитарного боя. И лишь некоторые из гитаристов владеют «перебором». На самом деле, этот прием, который называется арпеджио, является классическим приемом игры на гитаре. С его помощью можно сыграть самые душевные и красивые песни.

Инструкция

Натренируйте пальцы. Прежде всего, необходимо приучить пальцы к такому способу игры. Для этого не нужно знать приемы арпеджио. Достаточно просто перебирать струны одну за другой в определенной последовательности, например, 1, 2, 3, 4, 4, 3, 2, 1. Это довольно распространенная форма перебора. Приучите ваши пальцы к тому, что каждый из них должен дергать свою струну. Не приучайтесь играть полностью одним пальцем. В идеале большой палец дергает бас, остальные три (четыре) пальца производят прием. Это не так легко, поэтому тренируйтесь как можно больше.

Переходите к изучению приемов арпеджио. Самый простой прием состоит из четырех струн. Большой палец дергает басовую струну. Чтобы получался красивый звук, во время упражнений ставьте аккорд, например, «ля минор». Следовательно, басом будет являться пятая струна. После баса щипайте 3, 2, 1. Тренируйте этот прием, постепенно переставляя аккорды. Затем изучайте следующий прием. Он называется шестизвучное арпеджио. Щипайте бас, затем 3, 2, 1, 2, 3. Этот прием уже гораздо сложнее предыдущего.

Играйте ломаным арпеджио. Самый сложный и самый красивый вид «перебора» - это ломаное арпеджио. Также оно называется восьмизвучным. С его помощью исполняется большая часть песен, которые играются «перебором». Играется данный прием следующим образом: бас, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3. Основная сложность в том, что приходится щипать больше струн. Однако после хорошей тренировки вы с легкостью сможете перебирать их.

Тренируйте другие способы арпеджио. Каждый музыкант имеет свой собственный вид «перебора». Вспомните песню группы ДДТ «Это все». Старайтесь овладевать такими оригинальными приемами. Слушайте больше гитаристов, исполняющих свои песни перебором. Таким образом, вы будете пополнять свой арсенал новыми способами перебора.

Обратите внимание

Игра на гитаре перебором. Итак, наверняка, слушая акустические альбомы различных исполнителей, вы заметили как мелодично и плавно льется гитарная музыка. Ноты в мелодии непрерывно следуют, бегут, но не обгоняют друг друга. Такой прием игры называет перебор. Постараемся разобраться, из чего он состоит, и как играть перебором.

Полезный совет

Приступая к изучению перебора, изучите предварительно аккорды для гитары - для начинающих. Без знаний основных гитарных аккордов, данная информация Вам будет просто не интересна. Итак, после того как Вы изучили аккорды, начинаем пытаться играть перебором на этих аккордах. В переборе нет ничего сложного. Для начала рассмотрим пяти-струнный перебор. Для простоты, зажмём аккорд Am.

Источники:

  • научиться играть перебором на гитаре

Перебор – основной способ звукоизвлеяения при игре на гитаре. Его используют и мастера классической гитары, и исполнители эстрадной и народной музыки, и рок-музыканты. Перебор может сочетаться с другими способами игры – боем и щипком.



Просмотров