Архангельское музей усадьба осенью. Музей-усадьба архангельское и его история

Усадьба Архангельское – родовое имение двух древнейших родов Голицыных и Юсуповых. Голицыны происходят из рода великого литовского князя Гедимина, внук которого получил место при дворе Московского князя Василия I в начале 15 века. Голицыны владели усадьбой на протяжении 18 и до середины 19 века.

Юсуповы были потомками ногайского хана Юсуфа, один из сыновей которого отличился в военных походах с Иваном Грозным. После вступления на престол первого из Романовых – Алексея Михайловича, внуки ногайского правителя приняли православие и получили право именоваться Юсуповы-Княжи. Именно один из князей этого рода превратил в середине 19 века Архангельское в цветущий дворец.

Последний владелец Архангельского, понимая историческую ценность имения для страны, собирался оставить его в дар государству и указал это в завещании еще 31 мая 1900 г. После прихода к власти большевиков началась повсеместная национализация.

Никого в те годы не интересовало содержание последней воли представителя враждебного класса и 1 мая 1919 г. состоялось торжественное открытие уже музея в усадьбе. В 1937 году на месте прекрасной оранжереи были выстроены корпуса военного санатория.


Первые экскурсоводы в музее Архангельское, показывая сохранившиеся после революционных погромов предметы роскоши, объясняли посетителям, что все это убранство было создано потом рабочих и крестьян, погибавших от тяжкого труда на благо своих угнетателей.


По пути к усадьбе, заезжая по Ильинскому шоссе с севера, не забудьте посетить самый крупный в России музей техники Вадима Задорожного. Здесь представлены ретро автомобили, мотоциклы, военная техника, самолеты и многое другое.

Происхождение названия Архангельское

Как и большинство именитых мест, усадьба Архангельское получила свое название не сразу. Изначально, это место называлось Уполозьем. Однозначно сказать откуда оно взялось сложно: одни утверждают, что имя дали в силу частых оползней в данной местности, другие – в честь московского дворянина-хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого.


В 17 в. русское государство испытывало сложные временаСмутное время. Со смертью Ивана Грозного и его сыновей Федора и Дмитрия прекратилась царствовавшая династия Рюриковичей. К власти поочередно стали приходить боярские роды Годуновы, Юрьевы, Шуйские и другие. Первым на царский престол был возведен Борис Годунов, но его правление началось с трехлетнего неурожая, массового голода и народных бунтов.


В результате всех этих событий страна погрузилась в хаос. На престол взошел Лжедмитрий I. Его правление не было долгим и после очередного переворота царем был избран Василий Шуйский. Следом пришли времена правления Лжедмитрия II, королевича Владислава и Семибоярщины.

Села и деревни продавались за гроши, лишь бы избавиться от хлопотного хозяйства, не приносившего дохода. В итоге, Уполозье купили по дешевке братья Киреевские, а вскоре перепродали. Около 20 лет вотчина переходила из рук в руки и принадлежала Шереметевым, Одоевским, Черкасским и приобретала разные названия.


В начале 16 века на территории Уполозья стояла деревянная церковь Архангела Михаила. При князе Одоевском, во времена смуты, вместо деревянного храма возвели белокаменный, по данным старых приходных книг строительством руководил крепостной зодчий Павел Потехин. Храм отличается диагональным расположением пределов и сводчатыми, ажурными перекрытиями.

Церковь была одним из немногих каменных строений в округе. В 17 веке храм был не только местом совершения церковных обрядов, но и центром общественной жизни всей деревни. С этого момента вотчину официально переименовали в Архангельское.

Владельцы поместья

Усадьба Архангельское при Голицыных

В 1703 г. усадьба сменила хозяина на князя – Д. М. Голицына. Дмитрий Михайлович был известным политиком и сподвижником молодого Петра I. Начинал службу Голицын в Преображенском полку в чине капитана, был доверенным лицом Петра I и после его смерти вошел в состав Верховного тайного совета при императрице Екатерине I.


Будучи влиятельным государственным мужем и членом тайного совета, Голицын инициировал приглашение на русский престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Новая императрица после коронации распустила тайный совет, а всех его членов, приказала отправить в ссылку в Сибирь.

Памятуя о том, что именно Голицыну она обязана престолом, Анна Иоанновна, приказала Дмитрию Михайловичу отбыть в Москву. Большую часть времени князь пребывал в Архангельском. Усадьба была приданым его молодой супруги княжны Анны Яковлевны Одоевской.

Голицын активно изучал труды английских и французских политических деятелей той эпохи. В Архангельском Дмитрий Михайлович разместил обширную коллекцию европейской литературы, более 5 тыс. томов. Прежний старорусский вид усадьбы его не вдохновлял, и он решил все перестроить.


Начал с возведения двухэтажного главного дома и сада, но закончить переделку не успел. По приказу государыни был арестован по обвинению в подготовке заговора в 1736 г. и помещен в крепость, где в скором времени скончался.

С приходом к власти Елизаветы Петровны имение было возвращено сыну Д. М. Голицына Алексею Дмитриевичу. Заниматься благоустройством имения Алексей Дмитриевич не стал. Внук князя Голицына Николай Алексеевич, задался целью довести начинание деда до конца и сделать из Архангельского эталонную усадьбу.


Архангельское при Николае Алексеевиче Голицыне

Николай Алексеевич получил лучшее образование того времени. Три года он путешествовал по разным странам Европы, ведя при этом личный дневник и записывая все свои впечатления. В 1780 г., будучи в Париже, князь купил за 1200 ливров проект дворца у французского зодчего Шарля Герна.

Началось возведение архитектурно-дворцового ансамбля Архангельское. В 1790 г. была сооружены террасы, и отделенная мрамором балюстрада по проекту архитектора из Италии Д. Тромбаро.

В 2003 г. в Архангельском проводились реставрационные работы, в ходе которых была обнаружена закладная плита, гласившая, что строительство дворца было начато князем Николем Голицыным в 1784 г. Главную балюстраду поместья украшают бюсты и статуи древних богов, мифологических героев и античных философов.

На нижней террасе расположился фонтан, в котором белокрылого лебедя обнимают четыре младенца. Сюжет фонтана созвучен античному мифу о Зевсе, соблазнившем Леду.

В парке уютно расположился малый дворец Каприз, в котором до пожара 1820 г. была прекрасная библиотека и манеж. Каприз был местом уединения и отдыха от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и непринужденные ужины.


На возведение дворца и парка ушло 25 лет. Его еще называют Большим домом. Здание было почти полностью завершено, за исключением отделки в некоторых частях, но Николай Алексеевич ушел в отставку и его финансовое положение не позволило довести дело, начатое его дедом, до конца. После смерти князя его вдова принимает решение продать Архангельское.


Архангельское при Николае Борисовиче Юсупове

Князь Николай Борисович выкупает Архангельское за 245 тыс. рублей в 1810 г. В возрасте 60 лет, имевший огромное состояние и влияние, он приобретает усадьбу в качестве произведения искусства. К слову сказать, у него уже на тот момент была многочисленная коллекция живописи, скульптур, книг и других редких артефактов, которым он давно искал пристанище.


Первыми в коллекцию Юсупова, еще во времена его учебы в Лейдене, попали несколько редких книг и рисунков. В числе которых было издание трактатов Цицерона, отпечатанное в Венеции знаменитой типографией Альд, основанной в 1494 г. Альдо Ману́цием.

Собрание князя Юсупова составили более 600 картин, скульптур, более 20 тыс. книг и фарфора. В Архангельском разместились полотна Рембрандта, Клода Лоррена, Антонио да Корреджо, Франсуа Буше и многих других известных художников.

Юсупов обладал большим числом разных регалий: директор Эрмитажа, главной управляющий Оружейной палаты, министр Департамента Уделов, почетный член Российской Академии Художеств, руководитель многочисленных производств и много другое. Усадьба для князя была исключительно местом для развлечений и веселья, что и написал в письме управляющему сразу после приобретения.


При Николае Борисовиче усадьба Архангельское была доведена до совершенства. Над окончательным образом поместья работали известные архитекторы своего времени: О. И. Бове, который также восстанавливал Тайницкую башню Московского Кремля , Е. Д. Тюрин, М. М. Маслов и другие. Из разных городов сюда стекались караваны с книгами, мебелью, необходимыми материалами.

Во время Отечественной войны с французами строительные работы были приостановлены и возобновлены сразу после ее окончания. Коллекцию ценностей Юсупова спешно эвакуировали в Астрахань, откуда она в целостности и сохранности была возвращена по окончании восстановительных работ. Юсупов за счет собственных средств помогал возвращать прежний облик Москве после пожара 1812 г.


Лето 1818 г. ознаменовалось для Архангельского открытием театра. Свидетелем события стал сам император Александр I, прибывший со светским визитом в поместье. Год спустя переделали малый дворец «Каприз» и построили храм-памятник Екатерине II.

После кончины Николая Борисовича все наследство получил его сын – Борис Николаевич. Несмотря на огромное состояние в 40 тысяч крестьян и почти 230 тысяч га земли, в наследство также был передан громадный долг. Чтобы его покрыть князю пришлось продать немалую часть знаменитого поместья.


Достопримечательности

Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.


Театр

Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль , был спроектирован Миланскими инженерами.

Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.

Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.

Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.


Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.

Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.

Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.


Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.


Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.


Свадьба в Архангельском

Каждый год десятки пар приезжают в усадьбу, чтобы запечатлеть памятную дату в духе 19 века. Администрация с удовольствием принимает брачующихся, но делает это не бескорыстно. Свадебная фотосессия во дворце обойдется в 15 000 руб. Количество гостей – до 25 человек. Если ваша делегация составляет более 25 человек, то за каждого придется заплатить стоимость билета в парк и во дворец.

Кроме этого, вы можете заехать через Императорскую аллею прямо на свадебном лимузине, но идеально для это мероприятия подойдет открытая карета с четверкой белых лошадей. Стоит это удовольствие 3 000 рублей, без учета аренды кареты и лошадей. Церемония проводится со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00. Не забудьте про предоплату – за 7-10 дней до назначенного дня.

По фамилии одного из владельцев - Алексея Ивановича Уполоцкого, известно с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нём деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские . С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому . С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных . С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну , который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском - до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу , после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну . Последний во время посещения Парижа в 1780 году за 1200 ливров заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну . Строительство началось в 1784 году , предположительно, автор проекта даже не приезжал в Россию, и работы велись под руководством другого зодчего. На это указывает, в частности, отказ от изображённого в проекте Герна подвала и кольцевого цилиндрического свода вокруг центральной опоры под парадным круглым залом . В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбара (итал. Giacomo Trombara ) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами . На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. Изюминкой создававшегося парка был небольшой ансамбль зданий, получивший название Каприз . Его строил малоизвестный архитектор итальянец Джованни Петонди. Комплекс имел здания библиотеки и манежа с чрезвычайно интересными интерьерами. Манеж имел железное ограждение с каменными столбами, украшенными вазами. Перед манежем распланировали небольшой садик со скульптурой Амура.

В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов , известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй » Кановы). Но началась война с Наполеоном, и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы И. И. Жуков , О. Бове , Е. Д. Тюрин ; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».

Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время её посетили такие выдающиеся деятели русской культуры, как историк и писатель Н. М. Карамзин , поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский , литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв , художники В. А. Серов , А. Н. Бенуа , К. Е. Маковский , К. А. Коровин , музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский .

Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I , Александр II и Александр III , а также Николай II .

После революции усадьба была реквизирована , в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей . Позднее, в 1934-1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки .

С 1945 года по середину 1990-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА , в частности, футбольной и хоккейной команд.

Архитектурный ансамбль усадьбы

  • Большой дворец (1784-1820-е)
  • Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909-1916, архитектор Р. И. Клейн , при участии А. Д. Чичагова , Г. Б. Бархина ; интерьеры отделаны художником И. И. Нивинским)
  • Святые ворота (1824)
  • Глинобитная ограда (1826)
  • Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена О. И. Бове 1816, в 2006 году конференц-зал кладовой был оснащён презентационным оборудованием [значимость факта? ])
  • Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822-1823 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Малый дворец «Каприз» (конец XVIII века, перестроен в 1817-1818 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Чайный домик (после пожара 1820 года; до того, с конца XVIII века - библиотека)
  • Театр Гонзаго (1817-1818, архитекторы Е. Д. Тюрин , В. Я. Стрижаков и С. П. Мельников по проекту О. И. Бове)
  • Храм-памятник Екатерине II (по модели М. И. Козловского , Москва, 1819)
  • Розовый фонтан (1850-е гг.)
  • Памятник А. С. Пушкину (мастерская Кутырина, Москва, 1903)
  • Имперская колонна в честь посещения усадьбы российским императором Александром I (1816).

Усадьба в наши дни

В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзаго и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе .

Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзаго. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзаго с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».

В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».

Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного . В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» - автономного городского поселения Рублёво-Архангельское , рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.

Директор государственного музея-усадьбы «Архангельское» - Вадим Задорожный.

Борьба за территорию

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы „Архангельское“ в Московской области» территория в пределах охранных зон усадьбы передавалась в совместное использование музея-усадьбы «Архангельское» и Центрального военного клинического санатория «Архангельское».

Однако до выхода постановления правительства Московской области «Об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы „Архангельское“ Красногорского района» в 2001 году режимы охранных зон были подкорректированы так, что исторические рощи Архангельская, Захарковская, Воронцовская, где запрещалось строительство, превратились в «зону регулируемой застройки». Причём из общей площади охранной зоны - около 800 га - федеральная собственность была оформлена только на 62 га; остальная территория стала сдаваться в аренду, в частности, Аполлоновая и Горятинская рощи (в 2004 году они были сданы в аренду для «культурно-оздоровительных целей», а через 4 года состоялось переоформление: рекреация с правом застройки) . Росохранкультура и музей-усадьба подали иск о признании договоров недействительными.

16 августа 2011 г. Министерство обороны РФ объявило о проведении аукциона о продаже участка земли, 12 га которой входят в охранную зону усадьбы, а 0,8 га находятся на территории усадьбы. Иск музея-усадьбы об отмене аукциона находится в стадии рассмотрения. 10 февраля Арбитражный суд Москвы признал недействительным приказ министра обороны Анатолия Сердюкова от 21 июня 2011 года о выставлении на торги участка чуть более 20 гектаров в охранных границах музея-усадьбы «Архангельское».

25 марта 2013 года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК Евгений Соседов на встрече с Путиным пожаловался ему :

Действительно, за неё [Архангельское] уже более 10 лет ведётся борьба различными общественными организациями и дирекцией музея. Но тем не менее наша деятельность начинает всё больше и больше напоминать какой-то бесконечный сериал, когда мы выигрываем суды, но тем не менее продолжается строительство. Буквально в субботу активисты были вынуждены пикетировать против очередной незаконной вырубки, которая уже была признана незаконной. В настоящее время продолжается лоббирование сокращения охранных зон буквально в десять раз. Почему-то этим занимается один из богатейших людей России – Виктор Вексельберг . И это не секрет, что его структуры владеют земельными участками в Архангельском. Мы просто не понимаем, почему мы вынуждены доказывать какие-то очевидные вещи, что нельзя строить посёлок рядом с театром Гонзаго , что нельзя осваивать Лохин остров , эти панорамы знаменитые.

Усадьба в кино и на телевидении

В 1983 году в усадьбе Архангельское проходили съемки музыкального фильма «Весёлая вдова» - оперетты венгерского композитора Франца Легара . В кадрах фильма хорошо видны интерьеры усадьбы. Например, вид газона перед Усыпальницей Юсуповых .

См. также

Примечания

  1. Мачульский Е. Н. Красногорская земля. Издание второе, дополненное и исправленное. - М. : Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 283. - ISBN 5-88367-004-0 .
  2. Усадьба переходила как приданое, сначала дочери Ф. И. Шереметева, Евдокии - к Н. И. Одоевскому ; затем дочери Одоевского (Марфы или Прасковьи?) - Черкасскому.
  3. В литературе на русском языке его часто именуют Жан-Жако Герном, однако в нотариальных ведомостях Парижа в 1782 г. он был записан именно как Жак-Жако.
  4. В 2003 году во время реставрационных работ под фундаментом дворца была найдена закладная доска, гласящая, что князь Николай Алексеевич Голицын начал его строительство в 1784 году
  5. Клименко Ю. Г. Ж.-Ж. Герн и архитектура русского классицизма. К творческому портрету французского архитектора // Вопросы всеобщей истории архитектуры. - М. - СПб. : Нестор-История, 2016. - Вып. 7 (2) . - С. 107-127 . - ISSN 2500-0616 .

История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.

В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.

Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское

Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.

В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.

На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.

Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.

Главная идея таких парков - восприятие людьми природы как архитектурной составляющей. Таким образом, при его разбивке, в первую очередь, создают чертеж, располагая на нем растения строго по математическим законам, с учетом симметричности их расположения относительно некоей оси и соразмерными по форме. Основными деревьями в этом парке музея-усадьбы Архангельское являются липы, посаженные 25 лет тому назад, во время реконструкции, на месте старых. Поверхность земли засажена подстриженным газоном, называемым здесь «Большим партером».

Фото 1. Панорама музея-заповедника Архангельское в Подмосковье

В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них - итальянский террасный - расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.

Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.

Последний - третий парк в музее-усадьбе Архангельское - английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин - князь Николай Голицын - и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.

Разделяют территории французского и английского ландшафтных парков небольшая по размерам арочная конструкция - «Руинная арка», являющаяся одной из главных составляющих английских парков. Точно такая же размещена и в восточном пространстве парковой зоны.

За «Большим партером» просматриваются два санаторных корпуса, возведенных здесь после Октябрьской революции, когда территория усадьбы Архангельское была передана наркомату обороны. Ранее, при князе Юсупове, здесь размещались усадебные оранжереи с экзотическими растениями из южных регионов всего мира.

Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.

История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.

Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды - мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.

Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.

Рядом с французским парком расположено небольшое по размером здание в два этажа, являющееся малым дворцом или по-иному - «капризом». Такое название оно получило от князя Голицына, так как действительно стало обычным капризом хозяина, пожелавшего, по моде того времени, наряду с большим дворцовым зданием построить и малое. Первоначально оно имело лишь один этаж и было надстроено дополнительным уровнем уже при князе Юсупове.

Помимо императоров, усадьбу Архангельское посещали многие известные личности той поры. Среди них был и великий Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь, как минимум, дважды. Поэт увековечил память о хозяине и его поместье в своем произведении «Послание к вельможе». Потомки Юсупова знали об этом и со временем, при Зинаиде Юсуповой, установили на территории памятник русскому поэту на аллей, названной после этого в его честь.

Неподалеку от памятника Пушкину установлена скульптурная композиция «Скорбящий гений», посвященная сыну все той же Зинаиды Юсуповой, погибшего на дуэли. С этим же фактом связано и строительство усыпальницы Юсуповых, которую должны были сделать родовой после переноса сюда праха молодого человека. Строительство было начато в 1909 году и завершилось в 1916-м. В скором времени произошла Октябрьская революция, что помешало освящению усыпальницы, в которой так никто и не был захоронен.

Как добраться до усадьбы Архангельское

Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.

Предлагаем ещё посмотреть:

Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.

Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев. При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма – усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу. Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 – начале 20 века имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.

Усадьба Архангельское – архитектура

Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель, Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение - Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.

Большой дом - дворец в усадьбе Архангельское

Центральное место архитектурно-паркового ансамбля занимает Большой дом. Центральную анфиладу его составляют Вестибюль, Аванзал и Овальный зал. Холодный оттенок стен вестибюля подготавливает гостей к входу в парадный зал. В Аванзале две деревянные лестницы ведут на второй этаж. Овальный зал - композиционный центр дворца. В нем проходили приемы и балы. Стены и плафоны украшены декоративной росписью, а купол Овального зала - полотном Н.де Куртейля «Амур и Психея». По обе стороны от Вестибюля и Овального зала находятся парадные покои. В северной анфиладе - Парадная столовая и зал Тьеполо. В южной - Амуровая комната и Императорский зал, Салон и Парадная спальня. В западной - Антиковый зал и залы Юбера Робера. В столовой роспись занимает всю высоту стен. Ее мотивы взяты из украшений египетских дворцов. Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека, собранию которой могли бы позавидовать даже Москва и Петербург. В ее комнатах расположены книжные шкафы из красного дерева и светильники, бюсты философов и писателей. Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова и великолепная мебель, часы и бронзовые осветительные приборы превратили Большой дом в настоящий Дворец.

Усадьба Архангельское - музей

В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.

Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б.Тьеполо и Ю.Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.

Несмотря на все трудности, усадьба Архангельское неизменно влечет к себе тысячи людей, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным места и ознакомиться выдающимися образцами русского и европейского культурного наследия. Усадьба Архангельское в 2009 году отметила 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.

Наиболее интересно посещать усадьбу в теплое время года. Дело в том, что на зиму многие памятники, установленные в усадьбе закрывают от непогоды в деревянные ящики. На мой вкус наиболее выигрышно Архангельское смотрится золотой осенью, но и в иное время года в усадьбе приятно погулять.

Вход в усадьбу не является свободным. Необходимо приобрести билеты на входе. Кроме того, обычно в понедельник и вторник парк не работает, а в иные дни парк открыт обычно с 10 до 20 часов. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Позднее имение приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а затем князь Одоевский. В 1660-х годах князьями Одоевкими деревянная церковь Архангела Михаила имения была перестроена в камне. Вместе с тем и село было переименовано по имени церкви - в Архангельское.

После Одоевских Архангельское с 1681 по 1703 года принадлежало князю Черкасскому, затем с 1703 до 1810 роду Голицыных, именно при них заложена современная планировка усадьбы, а с 1810 года владельцем усадьбы стал князь Николай Борисович Юсупов.

Род Юсуповых и владел Архангельским до прихода к власти большевиков. Именно при Юсуповых Архангельское приобрело известность и превратилось в одну из самых интересных усадеб московского региона. Последним из построенных Юсуповыми архитектурных сооружений стала Колоннада - усыпальница Юсуповых. Она была завершена к 1918 году, когда в связи со сменой власти потомкам Николая Борисовича Юсупова пришлось перебраться в эмиграцию за границу.

К счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной. В 1919 здесь был устроен историко-художественный музей. А в 1934-1937 архитектором В. П. Апышковым здесь были построены корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» довольно удачно вписавшиеся а ансамбль Архангельского, хотя и существенно изменившие исторический облик усадьбы.

От корпусов санатория Архангельское открывается замечательный вид на старицу Москвы реки и на подмосковные луа и леса за ней.

А в противоположную сторну - вид на дворец.

Дворец в Архангельском начал строить ещё Н.А. Голицын. Проект дворца разработал французский архитектор де Герн. Когда Юсупов купил Архангельское - отделка дворца ещё не была завершена. К 1812 году ему удалось в целом доделать дворец, но тут пришли Наполеоновские ваойска. После того, как прогнали французов - дворец был восстановлен, но в 1820 году большой пожар уничтожил интерьеры дворца и отделку его пришлось начинать заново. В ноябре 1985 г. музей был закрыт на реставрацию, и она продолжается до сих пор. Некоторые залы дворца уже отреставрированы, в других ещё ведутся работы.

Отдельного внимания заслуживает лестница, позволяющая сспуститься с верхней террасы у дворца на нижнюю террасу. Разнообразие скульптур, выполненных в древнеримском стиле, расположенных как на террассах так и на лестнице придают Архангельскому особый шарм.

Центром композиции верхней террасы является скульптура «Геркулес и Антей»

По периметру верхней террасы и у стен дворца установлены и другие скульптуры, и люди...

На лестнице и ограде террасы - множество бюстов в античном стиле

Эта скульптура Амур, вырезающий лук из палицы Геракла ранее была установлена на нижней террасе парка, однако сейчас перенесена в хранилища музея для последующей установки в интерьеры дворца.

В парке находится и несколько памятников, посвящённых нашим историческим личностям. В первую очередь стоит отметить «Храм-памятник Екатерине II»

И, конечно, памятник Пушкину

Пушкин дважды посещал Архангельское в 1827 и в 1830 г. вместе с П.А.Вяземским. Год спустя, узнав о кончине старого князя, Пушкин в письме к П.А.Плетневу напишет с грустью: "Мой Юсупов умер".

Недалеко от Пушкина установлен Скорбящий гений...

Уже упоминавшаяся выше усыпальница Юсуповых - колоннада наводит на странные мысли: усыпальница это грустно - но усыпальница в которой никто не погребён - грустно ли это? Или это ещё грустнее...

Тем не менее усыпальница - любимое место свадебных фотографов, мучающих молодожёнов у колоннады)

Церковь Архангела Михаила находится на высоком берегу старицы Москвы реки по в левом углу усадьбы, если смотреть от дворца отделённая специальной оградой

Аллея ко входу на территорию храма начинается от Святых ворот



Просмотров