Даты начала и полного снятия блокады ленинграда. Блокада ленинграда выглядит, как примитивная фальсификация

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Город-герой, который на протяжении более двух лет находился в военной блокаде немецких, финских и итальянских армий, сегодня вспоминает первый день блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался отрезанным от остальной части страны, а жители города с отвагой защищали родные дома от захватчиков.

872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений.

10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции .

1. "Голубая дивизия"

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как "Голубая дивизия". Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле "Голубая дивизия", которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград "Голубая дивизия" для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы "Голубой дивизии" нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

2. "Дорога жизни" и "Проулок смерти"


Спастись от голодной смерти жителям блокадного Ленинграда в первую зиму удалось благодаря "Дороге жизни". В зимний период 1941-1942 гг., когда вода на Ладожском озере замерзла, было налажено сообщение с "Большой Землей", через которое в город завозили продовольствие и эвакуировали население. Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев.

В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти".

3. Суровая зима

Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см.

В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель. Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках.

4. Кошки-герои


В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады. Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти.

Но в дальнейшем отсутствие кошек в городе привело к повальному нашествию грызунов. Под угрозой оказались продовольственные запасы города. После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками. Именно эта порода лучше всего ловит вредителей. Запасы измученных жителей города были спасены.

5. 150 тысяч снарядов


За годы блокады Ленинград подвергался неисчисляемому количеству авиаударов и артобстрелов, которые велись по несколько раз в день. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой, а на улицах писали "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

6. Три волны эвакуации


За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города.

Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. человек.

7. Минимальный паек


Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады.

Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.

Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус.

8. Дело ученых


За первые два года блокады Ленинграда в городе было осуждено от 200 до 300 сотрудников ленинградских высших учебных заведений и членов их семей. Ленинградское управление НКВД в 1941-1942 гг. арестовывало ученых за "антисоветскую, контрреволюционную, изменническую деятельность".

В результате было приговорено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Расстреляно четверо ученых, остальным смертную казнь заменили на различные сроки исправительно-трудовых лагерей, многие погибли в тюрьмах и лагерях. В 1954-55 годах осуждённые были реабилитированы, а против сотрудников НКВД возбуждено уголовное дело.

9. Длительность блокады


Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня (8 сентября 1941 - 27 января 1944). Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. 17 января в ходе операции "Искра" советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда.

10. Жертвы


На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек.

Кроме количества погибших ужас вызывает и причины смерти - только 3% всех погибших в блокадном Ленинграде приходится на артобстрелы и авиаудары фашистских военных. 97% смертей в Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944 произошли из-за голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.

Сколько дней длилась блокада Ленинграда. В некоторых источниках указывается срок в 871 день, но говорят также о периоде в 900 дней. Здесь можно пояснить, что срок в 900 дней указывается просто для обобщения.

Да и в многочисленных литературных произведениях на тему великого подвига советского народа было удобнее употреблять именно эту цифру.

Карта блокады Ленинграда.

Блокада города Ленинграда названа наиболее продолжительной и ужасной осадой за всю российскую историю. 2 с лишним года страданий явились примером великой самоотверженности и мужества.

Считают, что их можно было избежать, не будь Ленинград столь привлекательным для Гитлера. Ведь в нем был расположен и Балтийский флот, и дорога на Архангельск и Мурманск (во время войны оттуда поступала помощь от союзников). Если бы город сдался, его бы разрушили, в буквальном смысле стерли с лица земли.

Но и по нынешнюю пору историки и просто люди, имеющие интерес к тому периоду, стараются понять, можно ли было избежать того ужаса, своевременно подготовившись к блокаде. Вопрос этот, безусловно, спорный и требует тщательного рассмотрения.

Как начиналась блокада

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года, когда с подачи Гитлера были развернуты массивные военные действия поблизости от Ленинграда.

Поначалу в серьезность ситуации мало кто поверил. Но некоторые жители города стали основательно готовиться к осаде: из сберкасс срочно изымались сбережения, закупались запасы продовольствия, магазины буквально опустели. Поначалу можно было уехать, но спустя несколько дней начались постоянные обстрелы и бомбежки, и возможности для отъезда оказались отрезаны.

С первого дня блокады город стал страдать от отсутствия запасов продовольствия. В складах, где должен был храниться стратегический запас, случился пожар.

Но даже если бы этого не произошло, хранившихся на тот момент продуктов не хватило бы, чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию с питанием. В городе на тот момент проживало более двух с половиной миллионов человек.

Едва началась блокада, немедленно были введены продовольственные карточки. Школы закрылись, а на почтовые послания ввели цензуру: вложения в письма запретили, послания с упадническими мыслями изымались.

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже. Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

К 27 января при помощи кронштадтской артиллерии Ленинградский и Волховский фронты смогли прорвать блокаду. Войска Гитлера начали отступать. Вскоре блокада была полностью снята. Так закончилась одна из наиболее страшных частей российской истории, унесшая больше миллиона людских жизней.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет.

Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.


Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.


Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней.


Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.


Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.






Блокада Ленинграда - боль и смерть
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности.


Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов.


Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.












Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи.


Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской».


Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!


Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.







Дорога Жизни - пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи.


Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.


Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.


Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.


Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города.

В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.
Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.


"Тачанка". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов.


"Краснофлотская пляска". Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.
Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда.


Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.


Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.


первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады

Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили категорической целью его полное уничтожение. Ставка советского командования допускала возможность сдачи города и заблаговременно начала эвакуацию ценностей и промышленных объектов.

Жители города не знали ничего о планах ни одной из сторон, и это делало их положение особенно тревожным.

О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе - в материале ТАСС.

Немецкие планы: война на уничтожение

Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии - союзника и партнера Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки: "Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город".

Верховное главнокомандование сухопутных войск вермахта (ОКХ), отдавая 28 августа 1941 года приказ на окружение Ленинграда, определяло задачи наступавшей на город группы армий "Север" как максимально плотное окружение. При этом наступления на город силами пехоты не предусматривалось.

Вера Инбер, советская поэтесса и прозаик

10 сентября в Ленинград прибыл с особой миссией первый заместитель наркома НКВД СССР Всеволод Меркулов, который вместе с Алексеем Кузнецовым, вторым секретарем обкома партии, должен был подготовить комплекс мероприятий на случай вынужденной сдачи города противнику.

"Без всяких сантиментов советское руководство понимало, что борьба может развиваться в том числе и по самому негативному сценарию", - уверен исследователь.

Историки считают, что ни Сталин, ни командование Ленинградского фронта не знали об отказе немцев от планов штурмовать город и о переброске наиболее боеспособных частей 4-й танковой армии Гепнера на московское направление. Поэтому вплоть до снятия блокады этот план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших стратегических объектов в городе существовал и периодически проверялся.

"В записных книжках Жданова (первый секретарь Ленинградского обкома ВКПб. - Прим. ТАСС ) на конец августа - начало сентября есть запись о том, что необходимо создавать нелегальные резидентуры в Ленинграде, имея в виду, что возможность продолжения борьбы с нацистами, с оккупантами может происходить в условиях, когда город будет сдан", - рассказывает Никита Ломагин.

Ленинградцы: в кольце неведения

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области. Блокадные дневники свидетельствуют о том, что уже 8 сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать. Одним из главенствующих настроений этих месяцев были тревога и страх.

"Большинство горожан очень плохо представляли себе ситуацию в городе, вокруг города, на фронте, - говорит Никита Ломагин. - Эта неопределенность была характерна для настроений горожан в течение достаточно долгого времени". В середине сентября о тяжелой ситуации на фронте ленинградцы узнавали от военных, которые оказывались в городе для передислокации и по другим причинам.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения.

Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах, и теперь в торговых залах пахло пустотой. "Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания", - поясняет историк.

"Во время блокады было очень много предложений снизу, со стороны ученых, инженеров, изобретателей, как решать те проблемы, с которыми город столкнулся: с точки зрения транспорта, с точки зрения разного рода заменителей продовольствия, заменителей крови", - говорит Никита Ломагин.

Особенно подействовал на горожан пожар на Бадаевских складах в первый день блокады, где сгорело 38 продовольственных складов и кладовых. Запас продовольствия на них был невелик и его могло хватить городу максимум на неделю, однако по мере ужесточения пайков ленинградцы все больше укреплялись в уверенности о том, что именно этот пожар стал причиной массового голода в городе.

хлебное зерно и мука - на 35 суток;

крупа и макароны - на 30 суток;

мясо и мясопродукты - на 33 дня;

жиры - на 45 суток.

Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:

рабочим - 800 г;

служащим - 600 г;

иждивенцам и детям - 400 г.

Настроения горожан ухудшались по мере изменений на фронте. К тому же противник активно проводил в городе пропагандистскую деятельность, из которой особенно распространена была так называемая пропаганда шепотом, распространявшая слухи о непобедимости немецкой армии и поражении СССР. Свою роль играл и артиллерийский террор - постоянные массированные обстрелы, которым город подвергался с сентября 1941-го и до снятия блокады.

Историки говорят, что совокупность трагических обстоятельств, нарушивших нормальное течение жизни ленинградцев, достигла пика к декабрю 1941 года, когда нормы продовольствия стали минимальными, из-за нехватки электричества встало большинство предприятий, практически перестал работать водопровод, транспорт, другая городская инфраструктура.

"Эта совокупность обстоятельств - это то, что мы и называем блокадой, - говорит Никита Ломагин. - Это не просто окружение города, это дефицит всего на фоне голода, холода и артобстрелов, прекращение функционирования традиционных для мегаполиса связей между работниками, инженерами, предприятиями, учителями, учреждениями и так далее. Разрыв этой ткани жизни - это был чрезвычайно тяжелый психологический удар".

Единственное звено, соединявшее городское пространство в условиях блокады, - ленинградское радио, которое, по выводам исследователей, объединяло и смыслом борьбы, и объяснением того, что происходит.

"Люди желали узнавать новости, получать информацию, эмоциональную подпитку и не чувствовать себя одиноко", - говорит Ломагин.

С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго. Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее - успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве.

"В то, что это надолго, никто в Ленинграде так и не поверил вплоть до самого января 1943 года, когда блокада была прорвана, - говорит исследователь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева. - Ленинградцы постоянно ждали прорыва и деблокады города".

Фронт стабилизировался: кто победил?

Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса".

Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.

"Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно", - считает Вячеслав Мосунов.

"Вплоть до начала Великой Отечественной войны оборона Ленинграда строилась в первую очередь с условием того, что враг будет наступать с севера и запада, - отмечает историк. - Ленинградский военный округ, имевший самую обширную территорию, с самого начала боевых действий был ориентирован на оборону северных подступов к городу. Это было следствием предвоенных планов".

Александр Верт, британский журналист, 1943 год

Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году. Война фашистской Германии против СССР была войной на истребление, и немцы никогда не делали из этого секрета.

Кроме того, местная гордость Ленинграда носила своеобразный характер - горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому, к связанным с ним замечательным литературным традициям (это в первую очередь касалось интеллигенции) соединялась здесь с великими пролетарскими и революционными традициями рабочего класса города. И ничто не могло крепче спаять эти две стороны любви ленинградцев к своему городу в одно целое, чем нависшая над ним угроза уничтожения.

В Ленинграде люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном непокоренном городе. Также ошибкой была бы попытка проводить различие между русским патриотизмом, революционным порывом и советской организацией или спрашивать, который из этих трех факторов сыграл более важную роль в спасении Ленинграда; все три фактора сочетались в том необыкновенном явлении, которое можно назвать "Ленинградом в дни войны".

"Для немецкого командования наступление обернулось фактическим военным поражением, - отмечает Вячеслав Мосунов. - Из состава 4-й танковой группы только один 41-й моторизованный корпус смог полностью выполнить свою задачу без дополнительной помощи. Ему удалось прорвать оборону 42-й армии, выполнить задачу по захвату Дудергофских высот. Однако использовать его успех противник оказался не в состоянии".



Просмотров