Консультация на тему: Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения. Доклад "технология педагогической поддержки"
Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде» 86 . Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая те-
----------------
85 Боно Э. де Шесть шляп мышления / Пер. англ. СПб., 1997.
86 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 171.
оретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
□ поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
□ поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
□ поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
□ поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка» , причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
□ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
□ самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
□ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
□ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
□ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
□ дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
□ не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
□ доверяй - не проверяй!
□ признавай право на ошибку и не суди за нее;
□ умей признать свою ошибку;
□ защищай ребенка, учи его защищаться.
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется «фасилитатор» (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей.
В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный руководитель (его иногда именуют на английский манер - «тьютор», но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).
Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.
Всё чаще в отечественной педагогике происходит обращение к пониманию воспитания и обучения как деятельности, базирующейся на субъект - субъектных отношениях, сотрудничестве, сотворчестве взрослого и ребёнка.
Новые ориентации и ценности образования ставят сегодня на первый план проблему повышения самостоятельности, самоорганизованности, саморазвития, личностной самореализации. Принципы «воспитание-воздействие» «обучение-воздействие», выступающие против равноправия и партнёрства в образовании, уходят в далёкое прошлое. Гуманизация как одно из ключевых понятий новой стратегии развития современного образования в первую очередь выходит на идею педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка, как подтверждают работы ряда исследователей, относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений. Выделение педагогической поддержки в особую область деятельности педагога ставит задачу глубокого и всестороннего рассмотрения этой категории. Очевидным становится сегодня заинтересованность многих учёных в выявлении основных направлений развития педагогической поддержки, определении её сущности и компонентного состава, принципов и условий её осуществления .
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде»86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- - поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
- - поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- - поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- - поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Термин педагогическая поддержка используется в современной педагогической теории и практике довольно широко и многогранно. Свидетельством этому могут служить определения, данные участниками Первой всероссийской конференции, посвященной вопросам педагогической поддержки:
система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям, направленных на их выявление и поддержку (И.С.Якиманская);
педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д.Фрумин);
совместная деятельность участников воспитательного процесса, создающая условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленная на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений (И.В.Воронкова);
способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин);
помощь школьнику в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К.Валстром, К.МакЛафлин, П.Зваал, П.Понте, Д.Романо).
В целом можно сказать, что педагогическая поддержка значительно отличается от традиционных методов работы педагога с детьми, что выражается в первую очередь в гуманизации процесса обучения и воспитания, обращении к индивидуальности своего ученика.
Педагогическая поддержка чаще всего понимается как система разнообразных мероприятий, проводимых с целью дифференциации по интересам, способностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление; данный термин используется в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, напрямую связан с педагогической деятельностью, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека, раскрывает личностный потенциал человека, включает помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Но в целом поддержка - это процесс совместного определения собственных интересов ребенка, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. В данной ситуации наиболее необходимым считается создание таких условий, при которых у ребенка будет иметься возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстника) или общества, государства, коллектива, а со своими собственными.
Педагогическая поддержка - принцип всей гуманистически ориентированной системы образования. Данное направление широко представлено в работах Н.Н. Михайловой, Е.Г Коваленко, С.М. Юсфина, где прослеживается следующая позиция: если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней обретает смысл принципа педагогической деятельности .
Н.Б.Крылова, вслед за О.С.Газманом разрабатывая понятие, представляет педагогическую поддержку «в более широком социокультурном контексте, как элемент любого сотрудничества и взаимодействия», поскольку считает ее «проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Исследования М.В. Алешиной в области педагогической поддержки индивидуального стиля учения показывают, что в этом случае деятельность взрослого должна быть направлена »на создание оптимального стиля учения, основанного на усиленном протекании процессов, самоопределении, самореализации, проведения анализа собственной учебной деятельности и планирования последующей самокоррекции». Проблема образования личности в педагогике свободы, в отличие от педагогики авторитарной, должна рассматриваться в контексте индивидуального саморазвития, а сам педагогический процесс - через организацию субъект-субъектных отношений, сотворческую и сотрудническую взаимодеятельность .
Из всего вышесказанного следует, что существующее многообразие мнений и подходов к определению педагогической поддержки позволяет не только многомерно рассматривать данную категорию, но и дает возможность обдуманно выбрать каждому педагогу именно то, что больше всего соответствует его собственному видению, определяет многообразие способов педагогической деятельности.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.
К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.
Понятие и сущность педагогической поддержки.
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии.
О.С. Газман в своих немногочисленных работах по педагогической поддержке сформулировал целый ряд положений, которые еще требуют своего осмысления и развития, но является очевидным то, что за идеей педагогической поддержки стоят те смыслы, которые восходят к пониманию человека как целостности. В период работы над данной проблематикой удалось выявить “ядро”, через которое можно постоянно ухватывать и удерживать “актуальное состояние” целостности ребенка - это поле его проблем. Проблема как бы стягивает в один узел противоречий и желания, и возможности ребенка, и те условия, которыми он располагает. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка.
Актуально она представляет собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития. Педагогическая поддержка и занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как “полигон” для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма “выхода” за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.
Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.
О.С. Газман разработал ряд генеральных схем, в которых он указал место педагогической поддержки среди образовательных процессов - обучения и воспитания - и смысловых полюсов, которые они “обслуживают”. Так, воспитания и обучение, по Газману, - это полюс социализации, а педагогическая поддержка - это полюс индивидуализации.
Не изменяя тех смыслов, которые О.С. Газман определил в качестве основы педагогической поддержки, предлагаем взглянуть в другом ракурсе на само место педагогической поддержки в образовательной системе.
Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая “располагается” в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка. На данную антиномию собственно и указал О.С. Газман, разведя и противопоставив логику социализации и логику индивидуализации. Логика социализации - логика модальности, долженствования, которую взрослый (педагог, родитель и т.д.) предъявляет ребенку. Логика индивидуализации - это логика свободного выбора, т.е. организация собственной “модальности” на основе собственных желаний, интересов, предпочтений и т.д., которую ребенок в явном или скрытом виде противопоставляет логике взрослых. Превентивный смысл педагогической поддержки не в том, что кто-то заранее инструментирует принятие ребенком того, что потребует от него (или предложит ему) взрослый (общество, государство или еще “некий другой”). Тот, кто выполняет поддерживающую функцию, прежде всего, обернет ребенка к тому препятствию (проблеме), которая встает между ним и теми скрытыми для него смыслами, которые лежат в общении и деятельности с другими как равными ему людьми.
МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки
Доклад
«Технология
педагогической
поддержки»
Подготовила: учитель Бумагина М.Г.
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…»
Я.Коменский.
О дним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.
Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации .
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного ), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:
отсутствие интереса к учебе;
нарушение целенаправленной деятельности;
низкая работоспособность;
повышенная утомляемость;
неусидчивость;
неустойчивость внимания;
трудности запоминания материала;
игнорирование инструкции учите
Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ:
неуверенность в своих силах;
подавленность;
вялость;
повышенная возбудимость;
порывистость.
импульсивность
Личностные качества педагога:
максимальная гибкость;
способность к сопереживанию;
эмоциональная уравновешенность;
сочуствие к ребенку;
доброжелательность;
уверенность в себе.
Необходимость создания ситуации успеха
повышает мотивацию к учению;
удовлетворение от учебной деятельности;
корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);
развивает инициативность;
поддерживает благоприятный психологический климат.
Цель и принципы воспитания . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель .
Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.
«Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
Доверяя - не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Умей признать свою ошибку.
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Приемы технологии педагогической поддержки:
«Эмоциональное поглаживание»
Молодец!
Умница!
Как вы меня порадовали!
Я горжусь вами!
«Снятие страха»
«Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»;
«Это совсем не трудно…»
«Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»
«Аванс»
«У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….»
«Инициатива активности»
«Нам это надо, потому что…»
«Для тебя это очень важно, потому что…»
«Скрытая инструкция»
« ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»
«обычно удобнее приступить с этого…»
«здесь, вероятно, главное это…»
«Персональная исключительность»
«именно ты и смог бы…»
«именно на тебя я и надеялась…»
«у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….»
«Умышленная ошибка»
«я ошиблась, помоги мне…»
«Минутка психологической разгрузки»
Шутки, загадки на отвлеченные темы
Механизм воспитания . Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии . «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации .
После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога , выполняемых ими на следующих пяти этапах :
- I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;
- II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
- III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
- V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.
Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.
Многие из нас работают именно по этим направлениям.
I. Сигнальный
1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:
Неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
Обращение родителей к педагогу или администрации
тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;
Попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы
3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения
4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.
II. Контактно-созидательный
1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению
2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров
3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником
III. Диагностический
1. Организация доверительной беседы с учащимися
2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка
3. Определение причин возникновения проблемы
IV. Проектный
1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы
2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы
V. Деятельностный
1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы
2. Педагогическая поддержка усилий ребенка
VI. Результативно-аналитический
Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах
Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы
самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки Доклад «Технология педагогической поддержки» Подготовила: учитель Бумагина М.Г. 2013г. «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…» Я.Коменский. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуальнонеповторимого в конкретном человеке). Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ: отсутствие интереса к учебе; нарушение целенаправленной деятельности; низкая работоспособность; повышенная утомляемость; неусидчивость; неустойчивость внимания; трудности запоминания материала; игнорирование инструкции учите Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ: неуверенность в своих силах; подавленность; вялость; повышенная возбудимость; порывистость. импульсивность Личностные качества педагога: максимальная гибкость; способность к сопереживанию; эмоциональная уравновешенность; сочуствие к ребенку; доброжелательность; уверенность в себе. Необходимость создания ситуации успеха повышает мотивацию к учению; удовлетворение от учебной деятельности; корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка); развивает инициативность; поддерживает благоприятный психологический климат. Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур. 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя - не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Приемы технологии педагогической поддержки: «Эмоциональное поглаживание» Молодец! Умница! Как вы меня порадовали! Я горжусь вами! «Снятие страха» «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»; «Это совсем не трудно…» «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…» «Аванс» «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….» «Инициатива активности» «Нам это надо, потому что…» «Для тебя это очень важно, потому что…» «обычно удобнее приступить с этого…» «Скрытая инструкция» «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….» «обычно удобнее приступить с этого…» «здесь, вероятно, главное это…» «Персональная исключительность» «именно ты и смог бы…» «именно на тебя я и надеялась…» «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….» «Умышленная ошибка» «я ошиблась, помоги мне…» «Минутка психологической разгрузки» Шутки, загадки на отвлеченные темы Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: - I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы; - II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); - III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; - IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); - V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию. Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы. Многие из нас работают именно по этим направлениям. I. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. II. Контактно-созидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником III. Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы IV. Проектный 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы V. Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка VI. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.