Презентация "Проблемное обучение" по педагогике – проект, доклад. Презентация - Изучение мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида Презентация защита по теме проблемное обучение

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.






Структура проблемного урока I. Организационный момент 1. Включение детей в деятельность 2. Выделение содержательной области II. Актуализация знаний 1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания 2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме


Структура проблемного урока III. Постановка учебной проблемы 1. Определение затруднения и его место 2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания 1. Выдвижение гипотезы 2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа


Структура проблемного урока VII. Повторение 1. Включение нового материала в систему знаний 2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала VIII. Итог урока 1. Рефлексия деятельности на уроке 2. Самооценка учащимися собственной деятельности








Проблема Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).




























Рассуждающий метод Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.


Диалогический метод Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.




Исследовательский метод Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.



  • Образовательная
  • технология
  • Проблемное обучение
  • Гоц Н.А., учитель математики и информатики
  • МБОУ СОШ № 1 г. о. Красноармейск, М.О.
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
  • Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Критерии технологичности
  • Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):
        • Концептуальность
        • Системность
        • Управляемость
        • Эффективность
        • Воспроизводимость
«Проблемное обучение»
  • В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи)
  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Цель проблемного обучения
  • Сформировать у учащихся необходимую систему ЗУН, способности к самообучению, самообразованию, исследовательской деятельности.
Задачи проблемного обучения
  • Повысить мотивацию учащихся к обучению.
  • Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности.
  • Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.
Системность
  • - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
  • -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
  • - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Этапы проблемного обучения
  • Этапы проблемного обучения
  • Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
  • 2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
  • 3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
  • 4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы
Роль учителя
  • Создает проблемную ситуацию; (отбор самых актуальных, сущностных задач);
  • Направляет учащихся на ее решение; (личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка);
  • Организует поиск решения. Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Технология поиска решения учебной проблемы
  • Побуждающий к гипотезам диалог:
  • побуждение к выдвижению гипотез
  • принятие выдвигаемых учениками гипотез
  • побуждение к проверке гипотез
  • принятие предлагаемых учениками проверок
  • подводящий к знаниям диалог
Создание проблемной ситуации:
  • Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему.
  • Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему.
  • Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Результативность проблемного обучения
  • -глубокое усвоение учебного материала;
  • -дифференцированный подход помогает достичь успеха даже слабым ученикам;
  • -решается проблема перегрузки учащихся;
  • -повышается интерес к предмету;
  • -повышение качества знаний.
Использованная литература
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т.1 – 816с, Т.2 - 816с.
  • http://si-sv.com/publ/14-1-0-84 (Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения» [Электронный ресурс])
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция проблемного обучения Выполнила: Михайлова Инга Рюриковна

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега.

Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности: в традиционной дидактике задача "учить мыслить" не рассматривалась как самостоятельная, в центре внимания педагогов находились вопросы накопления знаний и развития памяти; традиционная система методов обучения не могла "преодолеть стихийности в формировании теоретического мышления у детей" (В. В. Давыдов); исследованием проблемы развития мышления занимались главным образом психологи, педагогическая теория развития мышления, способностей не была разработана.

Сущность проблемного обучения Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Суть концепции Провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; Оказание ему помощи в процессе исследовательской деятельности; Организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции: Вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; Активизация их познавательного интереса и всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является: м оделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии: процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию; проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы; закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Технологическая схема проблемного обучения Новые ЗУН, СУД (способы умственных действий) Решение проблемы Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) поиск Учитель Психологическая проблемная ситуация анализ Новые ЗУН, СУД ученик

Ф ункции проблемного обучения - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы). - воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); - воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Формы обучения проблемное изложение учебного материала Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. частичнопоисковая деятельность Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. самостоятельная исследовательская деятельность учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Методы обучения К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Взаимодействие учителя и учащихся Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение. Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Достоинства и недостатки Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение Выполнил: студент Факультета ФЕМиКН Группы БХ- 17 - 1 Черепанов С.

2 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания(А.М. Матюшкин). Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

3 слайд

Описание слайда:

Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: Вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий. Активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

4 слайд

Описание слайда:

Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая деятельность Оформление результатов Защита найденного способа решения Прогнозирование новых проблем Сущность проблемного обучения

7 слайд

Описание слайда:

Функции проблемного обучения Специальные Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся Воспитание навыков творческого усвоения знаний Воспитание навыков творческого применения знаний Формирование диалектико-материалистического мышления, как основы мировоззрения школьников Формирование и накопление опыта творческой деятельности Общие

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Условия реализации проблемной технологии Отбор самых актуальных, сущностных задач Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

10 слайд

Описание слайда:

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе: Проблемная ситуация создается: тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями. при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи. тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике. если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

11 слайд

Описание слайда:

Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют 4 метода: Проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее). Совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися). Исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно). Творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

12 слайд

Описание слайда:

Методы проблемного обучения По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют 6 методов (М.И.Махмутов): Метод монологического изложения (педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций). Рассуждающий метод (учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы). Диалогический метод (ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать). Эвристический метод (педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов). Исследовательский метод (деятельность учителя носит оценочный характер; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер). Метод программированных действий (педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов).

13 слайд

Описание слайда:

Уровни проблемного обучения Уровень несамостоятельной активности Уровень полусамостоятельной активности Уровень самостоятельной активности Уровень творческой активности Восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации Применение учениками прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной учителем проблемы Выполнение учениками работ репродуктивно- поискового типа, применяя прежние знания в новой ситуации, помощь учителя-незначительна Выполнение учениками самостоятельных работ,требующих творческого воображения

14 слайд

Описание слайда:

Возникновение проблемной ситуации Средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета логикой учебного процесса учебной или практической ситуацией. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно, если ему известны общие закономерности их возникновения.

15 слайд

Описание слайда:

Этапы проблемного обучения Действия учителя Действия ученика Создает проблемную ситуацию. Осознает противоречия в изучаемом явлении. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Формулирует проблему. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе Организует обобщение результатов, применение полученных знаний Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

16 слайд

Описание слайда:

Этапы продуктивной познавательно деятельности Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

17 слайд

Слайд 1

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Изучение мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида Выполнила: Кабанова Ирина Владимировна Смоленск 2014

Слайд 2

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 3

Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Слайд 4

Развитие мотивов учения.
1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения. 2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется. 3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. 4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. 5. Содержание обучения. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Слайд 5

Определение степени мотивации
С помощью наблюдения выявлялись проявления интереса ученика к учебным заданиям, уровень его активности, адекватность реакций, старательность при выполнении учебных заданий, степень утомляемости, отвлечения на уроках, реакции на начало и конец урока, на оценку. Cочинение "Моё отношение к учению" Методика "Составь расписание", когда ученики могут выбрать количество тех или иных предметов по желанию. Могут не включать предметы, сделать дополнительный день свободным Анкетирование

Слайд 6

Факторы, которые влияют на мотивацию учащихся
-Интерес -Знание результатов -Внутренняя и внешняя мотивации -Практическая направленность материала -Опора на жизненный опыт

Слайд 7

Интерес
-Привлечение материала из жизни самого учащегося -Позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях -Смена видов деятельности -Опорные конспекты с использованием схем, рисунков, таблиц -Ситуации спора и дискуссий -Различные соревнования и конкурсы -

Слайд 8

Знание результатов
-Обратная связь помогает учащимся узнавать о своих достижениях. -Если ученик знает, что ему сопутствует успех, если знает, что необходимо для исправления и улучшения результатов, то появляется мотивация и стремление к прогрессу. -Можно использовать способ быстрого получения знаний о достигнутых на занятиях результатах: вы задаете вопрос всему классу, даёте им несколько вариантов ответов, из которых они должны выбрать правильный, а затем говорите правильный ответ и объясняете, почему он правильный. -Такой педагогический прием дает возможность ознакомить учащихся с результатами, не подвергая публичному унижению ответивших неправильно, причем те, кто ответил верно, рады успеху и испытывают приятные ощущения.

Слайд 9

Способы повышения мотивации на уроках
-обращение к жизненному опыту учащихся -создание проблемной ситуации -занимательность -дифференцированный и индивидуальный подход в обучении -элемент новизны в уроке

Слайд 10

Занимательность
Занимательность, но не развлекательность - это сильный приём. -Но использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учебе, а не отвлекать их от неё. -Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное -Иногда удивительное не просто кратковременно привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. -Это привлечёт внимание учащихся, повысит их интерес и увеличит мотивацию к учебе.

Слайд 11

Создание проблемной ситуации Дидактические цели
-привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, пробудить у него познавательный интерес -поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность

Слайд 12

Дифференцированное обучение
-Дифференцированное обучение- такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. -Дифференцированное обучение осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

Слайд 13

Индивидуальное обучение
-Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. -Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Слайд 14

Элемент новизны в уроке
-Новизны можно достигнуть в классе такими простыми средствами, как изменение своего голоса или позы, переход от повествования к вопросам. -Всё выходящее за рамки привычного побуждает учеников вдумчивее относиться к занятиям.

Слайд 15

Домашнее задание
Идеальное задание -Разноуровневое д.з.: 1. Подготовить пересказ по учебнику. 2. Подготовить сообщение, используя дополнительные источники. 3.Составить презентацию по теме. -Составить тест. -На дом задаются творческие задания – написать сочинение. -К изучаемому тексту предлагается составить определенное количество вопросов-суждений: Почему? Как доказать? Чем объяснить? В каком -случае? Каким образом? -Составить самый трудный вопрос, самый интересный вопрос -Составь развёрнутый ответ: Где полученные на уроке знания могут пригодиться тебе в жизни?

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих «контрольных» точках возрастов: перед поступлением в 1-Й класс, по окончании 1-го класса, по окончании 3-го класса или в период поступления в 5-й класс, в 7-м классе, по окончании 9-го.

Слайд 18

Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приемов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.

Слайд 19

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Слайд 20

СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат VII-VIII видов» Протокол психологического исследования уровня школьной мотивации учащихся 9 класса VIII вида на начало 2013-2014 учебного года(по методике Н.Лускановой) Дата диагностики-27.09.2013г. Респонденты: учащиеся 9 класса в количестве 6 человек Используемая методика: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой. Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации. Выявить детей с высокой и низкой учебной мотивацией(дезадаптацией).

Слайд 21

Слайд 22

Высокая уч.мот-ция Хор.уч.мот-ция +отношение к школе Низкая уч.мот-ция Негативизм, дезадаптация.
2012-2013 учебный год 0% 30% 0% 70% 0%
2013-2014 учебный год 0% 0% 33% 33% 34%
Заключение Данные проведенной диагностики показали, что высокой школьной мотивации у учащихся 9 класса не наблюдается, школьная дезадаптация выявлена у 34% учащихся класса.33% учащихся класса- относятся к школе положительно, но школа для них место общения и игры,33% учащихся имеют низкую учебную мотивацию, посещают школу неохотно. Сопоставительный анализ учебной мотивации на начало 2012-2013уч.г. и начало 2013-2014 уч.г. позволяет говорить о значительном снижении учебной мотивации обучающихся.

Слайд 23

Методы мотивации Эмоциональные методы мотивации: 1.Поощрение. 2.Порицание. 3.Учебно- познавательная игра. 4.Создание ярких наглядных образных представлений. 5.Создание ситуации успеха. 6.Стимулирующее оценивание. 7.Свободный выбор задания. 8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.

Слайд 27

«Словесные поощрения ученика» 1. Ты на верном пути. 2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 3. Замечательно! 4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 5. Так держать! 6. Это успешное начало! 7. Отлично! 8. Фантастика! 9. Поздравляю! 10. Ты прав. 11. Превосходно! 12. Умничка! 13. Молодчина! 14. Большое тебе спасибо! 15. Твои успехи всё заметнее1 16. Это твоя победа! 17. Красивая мысль! 18. Это интересно! 19. Я верю в тебя. 20. Спасибо!

Слайд 28

Литература Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003 2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 200 3. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39 4. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36 5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 6. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 8.Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-59



Просмотров