Профессия музейный работник. Кто такой музейный работник? Описание профессии

За последние годы в Москве открывается всё больше новых музеев, а старые не стесняются переезжать в новые места, расширять свои территории и полностью себя изменять. Из хранилища артефактов музеи становятся культурными центрами, которые сочетают в себе досуговую, исследовательскую и социальную формы деятельности. И в этом они не могли бы преуспевать без новой волны молодых сотрудников, которые, окончив гуманитарные вузы, отправляются работать хранителями, методистами и исследователями в художественные, научные и исторические музеи. The Village нашёл нескольких таких человек в главных музеях города и поговорил с ними о том, каково быть молодым человеком в музее и как меняются эти институции.

Фотографии

иван анисимов

Николай Боганцев, 24 года

сотрудник научно-исследовательской группы Политехнического музея

Те люди, которые пять лет назад согласились на новые тротуары и хорошие музеи и отказались от политических свобод, 50 лет проходят по этим новым тротуарам в новые музеи и в большей степени осознают потребность политических свобод. И я надеюсь, что в этот раз получат их

Лилиана Маррэ, 25 лет

куратор инклюзивных программ и специалист выставочного отдела

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“ »

Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете на истории искусства, а после поступила в магистратуру в МГУ и переехала в Москву. Первое, что мне надо было сделать, - найти работу, продолжив исследования в сфере современного русского искусства, и выбор пал на «Гараж». В «Гараже» я участвовала в работе инклюзивного отдела, и довольно скоро мне предложили работу специалиста в выставочном отделе Музея русского импрессионизма.

В плане прикладного образования в сфере арт-менеджмента в России есть небольшой провал. Или, по крайней мере, был. Я думаю, что через пару лет мы увидим новых выпускников, которые уже на выходе из университета будут понимать, как заниматься менеджментом искусства. Четыре года назад всё это познавалось сразу на практике. Сейчас, когда появляется всё больше и больше узкоспециализированных курсов в высших учебных заведениях, есть возможность получить теоретическую базу до фазы проб и ошибок. Это преимущество, и это здорово.

Я пришла с определёнными идеями в музей, и мне сразу дали свободу для их воплощения. Например, для меня была очень важна доступная среда в музее, и в этом мы сошлись с моим руководством и всей командой. В итоге прошло всего два месяца после открытия музея, а у нас уже работает первый в Москве глухой гид Виктор Палёный и первый мультимедийный видеогид. С осени мы думаем запустить программы для детей и взрослых с нарушением зрения, цикл лекций для глухих, мастер-классы и экскурсии для детей и взрослых с ментальной инвалидностью.

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“» Ответственность воспитывает тебя. У нас очень молодой коллектив, у всех гигантская ответственность. При выборе музейных сотрудников возраст не должен являться чем-то решающим. Можно брать на работу людей, которые не достигли 30 лет: у молодых людей хватает сознания и образования делать что-то важное хорошо. Это веяние времени: молодым людям сказали, что можно и нужно брать на себя ответственность. И все послушали.

Если ты работаешь в музейной сфере, то должен быть готов вкладываться полностью в то, что ты делаешь, как и в любом другом деле. Если ты горишь чем-то, видишь это в своей голове, и даже если всё в полном хаосе, то тебе помогут его собрать. Вся команда встанет горой за хорошую идею, даже если сначала она покажется сомнительной. Так было с видеогидом для глухих. Потому что если ты не вертишься в этой сфере, то довольно сложно понять, почему это важно и какому количеству людей это нужно.

Музей русского импрессионизма - это уже музей будущего. Идеальный музей должен одновременно приносить эстетическое удовольствие, нести образовательную функцию и, самое главное, быть максимально комфортным и открытым для всех.

Нам уже не так важно, сколько мы будем получать , что с нами будет происходить в материальном плане. Но для нас важно делать то, что нам кажется правильным, крутым, то, во что мы верим

Примечание: Наталья Кудрявцева, участвовавшая в создании материала, является сотрудником Политехнического музея.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.

Кто ежедневно трудится в Ельцин-центре? Автор Выпускник.про пообщался с музейным работником Александрой Лопата и выяснил, что самое главное в этой профессии.

У меня много образований. Первое – строительное, в техникуме. Потом я одновременно закончила факультет культурологии и искусствоведения в УрФУ и получила диплом по специальности «Креативные индустрии и менеджмент в сфере культуры» в РУДН. Затем – магистратура по аудиовизуальным коммуникациям.

В детстве я мечтала стать археологом. Потом мне хотелось стать актрисой. Я даже поступала в театральный институт, но меня не взяли.

После этого я решила: если мне не суждено быть актрисой, то буду изучать искусство. Очень много занималась волонтерством в музеях. Как только я окончила институт, один из моих преподавателей позвал меня работать в музее. Судьба сама привела меня в музей. Прошло два года – и меня затянуло. Это очень интересно.

Я думаю, что эта профессия мне подходит. Я люблю получать новые знания, мне интересна история. Мне нравятся старые вещи, все «пожившее». То, что имеет налет старины, имеет свое очарование. Музейная профессия сама меня нашла.

В любом труде есть плюсы и минусы. Я каждый день узнаю много информации, общаюсь с людьми. Музей – это пространство для общения, диалога. Я работаю в интересной творческой команде и учусь у своих коллег. У меня есть пространство для творчество, здесь я могу придумывать и реализовывать. Наверное, если бы я работала на заводе, я умерла бы со скуки. Музейный работник – это проводник в искусстве.

Прямо назвать минусы я не могу, уж слишком сильно люблю свою работу.

Да, устаешь под конец дня, но где не устаешь? У нас очень напряженная работа. Работаем каждый день с самого утра до вечера. Но никто никого не заставляет, все сами остаются, по доброй воле.

У нас очень большая экскурсионная нагрузка: часто бывают группы по 30 человек, среди которых много детей. Иногда приходят негативно настроенные люди. Это отнимает много энергии и под конец дня ты просто без сил.

Каждый день работы приносит удовлетворение, понимаешь, что сделал что-то полезное.

Мне хотелось бы развиваться. Музей – это пространство, которое можно бесконечно разрабатывать. Каждый день узнавать что-то новое, придумывать, актуализировать, продвигать. То есть это что-то неисчерпаемое.

Я не знаю, как повернется моя жизнь, но пока я не планирую уходить из музея. Если судьба посчитает нужным привести меня в другое место, я пойду туда. Так или иначе, это должно быть связано с культурой, наукой и общением с людьми.

Музей – это, на самом деле, очень интересно. У нас мало сотрудников и нам не хватает людей, работа найдется для каждого. Все идут на экономистов, юристов, инженеров. На искусствоведов учатся единицы. И то многие из них приходят туда, чтобы где-то посидеть четыре года. Когда я попала в музей, я поняла, что работы очень много, а людей мало.

Сейчас музеи переживают какую-то вторую жизнь: если сравнить их сейчас и в 2000 году, то это абсолютно разные вещи.

Я видела много разных людей, которые приходили сразу после университета. Скажу так: человеку, которому интересно жить, хочется самореализации и развития, будет интересно везде. В том числе и в музее.

Музей настолько огромный, что мне кажется, и жизни не хватит, чтобы все изучить. Я видела людей, которые приходят, несмотря на скромные условия работы, несмотря на непонимание старших сотрудников на предвзятость… Они брали и гнули свою линию. Изучали, делали интересные проекты.

Работа в музее требует самоотдачи; важен альтруизм. Надо быть готовым к тому, что тебя могут не замечать, идеи могут игнорировать, что нужно много работать. Нужно отстаивать, нужно учиться быть лояльным, гибким и готовым ко всему.

Будь готов, что ты будешь много работать; ты должен всегда будешь поднимать свой интеллектуальный уровень. Нужно все время следить за тем, что происходит в сфере. Имей стержень и не верь тем людям, которые говорят, что музеи сегодня никому не нужны.

Беседовала Александра Квашнин а

Государственное бюд жетное образовательное учреждение города

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»

Городской Фестиваль «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация № 2 – для учащихся начальных классов

Интерактивное занятие «ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ»

Учитель начальных классов

Снегирева Ольга Владимировна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Постановка цели и определение темы занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру музеев. Наше занятие называется «Хранители истории». (Слайд 1)

А чтобы узнать, кто же они такие, давайте заглянем в этот музей. (Слайд 2)

В: - Но мы зайдем не через главный вход! Сегодня нам нужна.. вот эта дверь! (слайд 2)

Что значит эта надпись? Для кого этот вход? (ответы детей )

Предположите, какова будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы детей )

Сегодня вы познакомитесь с людьми, которые работают в музеях. (Слайд 3) Узнаете, чем они занимаются, что входит в их обязанности. А ещё мы обсудим, какими качествами должны обладать люди этих профессий.

II . Работа по теме занятия

В: Занятие мы проведем в форме игры. Разделимся на четыре группы. Каждая группа выступит в роли музейных сотрудников.

А поможет нам в этом один очень симпатичный персонаж.

Давайте представим такую ситуацию. (Слайд 4) В один из музеев пришла маленькая девочка и принесла подарок. (слайд и показ коробки )

Может ли игрушка стать музейным экспонатом? (ответы детей ) Посмотрим, что находится в коробке? (обсуждение игрушки «Олимпийский Мишка» )

Ведущий: - Давайте узнаем, что же происходит с предметом, когда он становится музейным экспонатом.

1. Первый сотрудник, с работой которого мы познакомимся, это…

Ученик: ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Слайд 5

У: Главные хранители есть во всех музеях. Наша основная обязанность - это работа с музейными предметами и ответственность за их хорошую судьбу. Мы принимаем все поступающие в музей предметы. Хранитель должен определить ценность нового предмета и занести его в определенную коллекцию музея. Мы постоянно контролируем сохранность экспонатов, следим за их состоянием. Также, хранитель музея составляет планы выставок, пишет доклады по работе музея.

В: - При получении в дар предметов истории и культуры, хранитель музейных фондов оформляет особый документ, который называется акт приёма .(Слайд 6) Он составляется в двух экземплярах: один – останется в музее, другой – у дарителя. Представитель группы «Хранители музея» заполнит этот документ. (на листе А3 )

В: - Одновременно с поступлением предмета хранитель музея производит запись в Главную инвентарную книгу. (Слайд 7) Это - самый важный документ учета и охраны всех экспонатов музея. (показать инвентарную книгу музея )

Давайте попробуем составить такую запись (Один ученик из группы «Хранители музея» выполняет записи на листе А3 )

После того, как в книге предмету присвоен учётный номер, он наносится и на сам экспонат. Как его следует разместить? (ответы детей )

Верно, надпись делается так, чтобы не испортить внешний вид предмета. (хранители ставят номер маркером )

Хранитель музея выясняет у дарителя сведения о данном предмете. Такие сведения называются «легенды»

Вот как могла быть составлена легенда на нашего Мишку (Слайд 8)

Ученик: У хранителей музейного фонда есть ещё одна важная задача: занести новый экспонат в картотеку музея (Слайд 9) В каждой карточке содержится вся информация о предмете, его легенда, иногда – даже фотография.

У: - Как вы думаете, для чего нужна картотека? (ответы детей) Карточки расположены в алфавитном порядке и позволяют быстро найти информацию о любом экспонате.

В: Итак, Мишка стал одним из экспонатов музея. Группа хранителей музейного фонда успешно справилась со своими обязанностями. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (ответы детей )

    глубокие знания по истории, истории искусства,

    ответственность;

    аккуратность и точность в работе;

    хорошая память.

Ведущий: - Продолжим знакомство с сотрудниками музея. Хранители музейного фонда записали в Инвентарной книге, что у нашего Мишки полная сохранность. Но так бывает далеко не всегда. Посмотрите на эту игрушку (показ ) Кто из вас догадался, с какой профессией нам предстоит познакомиться?

2. РЕСТАВРАТОР Слайд 10

Ученик: Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению музейных предметов. Задача реставратора не просто обновить предмет, а сохранить его особенности; дух времени, в котором он появился.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом работы реставратор советуется с историками, археологами, химиками и другими экспертами. Порой реставраторам приходится восстанавливать сильно поврежденные экспонаты. Но, благодаря кропотливому труду этих мастеров, происходит настоящее чудо! (Слайды 11,12)


Ведущий: - Недавно мы были на выставке в Кремле. Вспомните, как мы рассматривали старинное царское полотенце. На нем было много маленьких дырочек.. Но, почему же реставраторы не восстановили его? (примерный ответ: заштопанное или с заплатками царское полотенце выглядело бы нелепо.. Реставраторы лишь укрепили ткань с изнанки, чтобы повреждения не увеличивались и были меньше заметны!)

Уважаемые реставраторы, осмотрите Мишку. Наметьте, пожалуйста, ход реставрационных работ. (Ответы детей )

Какими качествами должен обладать реставратор? (ответы детей )

Трепетное, бережное отношение к музейным предметам,

Склонность к ручному труду,

Интерес к изобразительному и прикладному искусству,

Усидчивость, аккуратность,

Умение концентрировать внимание.

В: Благодарим наших реставраторов за хорошую работу! А Мишка попадает в надежные руки следующего специалиста.

3. (Слайд 13) ЭКСПОЗИЦИОНЕР

В: –Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии? (ответы детей )

Это научный сотрудник музея, участвующий в создании экспозиции . Музейная экспозиция – группа предметов, связанных единым содержанием. (Слайд 14)

Можно ли сказать, что на этом слайде показана музейная экспозиция? Почему? (ответы детей )

В экспозиции все предметы как бы «помогают» друг другу: подчёркивают особенности каждого из них, дополняют заключенную в них информацию.

Более подробно расскажет про работу экспозиционеров … (имя ученика).

(По слайду 15)

Ученик: - Размещать предметы можно по-разному. Можно создать какой-то сюжет (показ на слайде) или разместить музейные предметы в чёткой системе (показ на слайде)

Около каждого экспоната размещаются этикетки (показ). На этикетке указано название предмета, сведения о материале из которого он сделан, время, в которое он был создан. Рядом может находиться пояснительный текст. Он содержит более подробную информацию о данном предмете.

В: - Скажите, пожалуйста, в музее должен быть яркий свет, чтобы всё было видно?

У: Нет, чаще всего свет в залах музея бывает приглушенным, неярким.

В: А как же рассматривать экспонаты?

У: С помощью подсветки! (Слайд 16) Направленный свет очень хорошо выделяет отдельные предметы, позволяет рассмотреть все детали.

В: Теперь мы попросим группу экспозиционеров оформить витрину музея. Вы можете использовать не только Мишку, но и другие экспонаты. Не забудьте главное правило:

они должны быть связаны каким-либо общим содержанием! (Творческая работа группы детей: из набора игрушек, сувениров и этикеток учащиеся отбирают предметы с олимпийской символикой и создают музейную экспозицию )

Ведущий: - Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Что зависит от грамотной работы экспозиционера? (ответы детей )

Назовите важные для этого специалиста качества (ответы)

Художественный вкус,

Творческие способности

Внимательность, аккуратность

Итак, экспозиция готова. Мишка занял достойное место в нашем музее. И сейчас мы увидим работу ещё одного сотрудника. Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей )

Расскажет о профессии...(имя ученика)

4 . ЭКСКУРСОВОД (Слайд 17)

У: Экскурсовод проводит экскурсию по музею, сопровождает осмотр экспонатов рассказом и пояснениями. Экскурсовод сам подбирает и изучает исторические материалы и готовит текст экскурсии на определенную тему.

Экскурсоводы могут увлекательно рассказать о каждом экспонате музея, ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ. Экскурсовод должен быть артистичным человеком, должен уметь выступать перед публикой.



В: Давайте попробуем дополнить перечень качеств, необходимых для людей этой профессии. (ответы детей )

Важные качества

Хорошая память,

Культура речи,

Интерес к новым знаниям,

Доброжелательность, вежливость, терпеливость в обращении с людьми.

А сейчас приглашаем вас на небольшую экскурсию!

(Ученик проводит небольшую экскурсию-экспромт)

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

В: Предлагаю вам пройти небольшой тест «Узнай профессию». Перед вами - фотографии. Каждая группа должна узнать «свою» профессию и поднять карточку с этим номером.

Слайд 19 (на столы раздать сигнальные карточки )

течение минуты группы обсуждают слайд, затем, по сигналу педагога, поднимают карточки. Проверка ответов. )

В: - Наша игра подошла к концу. Давайте вспомним, как называлось наше занятие. (Хранители истории) Слайд 20 Кого можно так назвать? Почему? (ответы детей )

Всех сотрудников музея можно назвать хранителями истории. Они изучают и сохраняют старинные, уникальные предметы; экспонируют их, рассказывают о них людям. За каждым экспонатом стоит труд многих музейных работников.

И пусть в заключение прозвучат слова благодарности всем Хранителям истории!

Ученики:

История не любит суетиться.
Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!

В школьном музее школы № 80 г. Иркутска не просто "играют" в музей - это настоящая серьезная музейная экспозиция. И сотрудники музея здесь тоже - самые настоящие, только - школьники. Но они обучаются своему делу на занятиях в музее.

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната - длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев - это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии - это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая - она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной - в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея - очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых - кандидаты наук, - это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги - это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно - нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» - каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.



Просмотров