Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Захарова Светлана: биография, личная жизнь и балет

Захарова Светлана Юрьевна — артистка балета из России. С 1996 по 2003 была солисткой в Мариинском театре. Также с 2003 она является примой-балериной Большого и с 2008 миланского «Ла Скала» театров.

С 2006 года Лауреат Государственной премии Российской Федерации, а с 2007 - член партии «Единая Россия».

Рост балерины Светланы Захаровой на данный момент составляет 175 сантиметров.

Краткая биография: ранние годы

Родина будущей звезды — украинский город Луцк, где она появилась на свет в 1979 году. Ее семья состояла из отца — военнослужащего и матери, которая имела прямое отношение к искусству (хореограф детской студии) и привила дочери к нему любовь. Под ее надзором ребенок стал осваивать первые азы и добиваться маленьких, но уже успехов.

В 10 лет Светлана поступает в хореографическое училище Киева и учится там 6 лет по классу достойного педагога Валерии Сулегиной.

В 1995 году она принимает участие в конкурсе Vaganova-Prix, организованный академией русского балета имени Вагановой, где добивается прекрасного успеха, занимая 2 место и уступая лишь выпускнице академии.

Продолжение обучения и первые роли

Такую одаренность не заметить не могли, потому ей тут же поступает приглашение в город Санкт-Петербург, где ее зачисляют в академию балета. Удивительный факт заключается в том, что при росте Светланы Захаровой в 168 сантиметров (на тот момент) и весе в 48 килограмм хрупкую девушку взяли сразу на последний курс. Подобный случай больше ни разу не повторялся за всю историю учебного заведения.

В 1996 году Светлана оканчивает Академию по классу Елены Евтеевой (знаменитой советской балерины и педагога) и сразу после выпуска вступает в ряды труппы Мариинского театра под руководством Ольги Моисеевой. Благодаря новому педагогу Светлана Захарова из только новоприбывшего ученика превращается в настоящую солистку.

Ее дебютной картиной является балет «Бахчисарайский фонтан», в котором Светлана оттанцевала партию Марии. Затем идет партия Гюльнары в постановке «Корсар», а также седьмой вальс и мазурка в «Шопениане». Однако вершиной начала карьеры Захаровой критики считают ее главную роль в балете «Жизель». Для российской сцены это явилось нонсенсом, так как такую сложную партию юные дарования уже давно не исполняли на столь высоком уровне. В юные 18 лет Светлана Захарова с весом, как у пушинки, уже стала настоящей примой Мариинского театра, которая начала участвовать во всех крупных сценах: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, а также «Дон Кихот» и «Баядерка» Людвига Минкуса. Она занимает главные роли в балетах «Аполлон» Мусагета, «Симфония до мажор», «Драгоценности» и «Серенада» Баланчина. Подпиткой к успеху становится совместная деятельность с Джоном Ноймайером — американским балетмейстром и танцовщиком, работающим в Германии. Благодаря ему Светлана раскрывается не только как классическая балерина, но и как артистка ультрасовременного танца.

В это же время начинаются первые гастроли Захаровой по всему миру. Она покоряет Францию, завоевывая первой из распавшегося СССР парижскую сцену, на которой исполняет трижды партию из балета «Баядерка». Также ее имя прославляется в крупных городах Запада:

  • Нью-Йорке (Метрополитен опера).
  • Лондоне (Ковент-Гарден).
  • Неаполе (Сан-Карло).
  • Буэносе-Айресе (театр Колон).
  • Мюнхене (Баварская опера).
  • Токио (Национальный театр).

В конце 2002 года балерина танцует па-де-де из балета «Жизель» в паре со знаменитейшим на тот момент главным танцовщиком Большого театра Николаем Цискаридзе.

Переход в Большой театр

В 2003 году Светлана Захарова при росте и весе, как у невесомого перышка, по приглашению Владимира Васильева перелетает в другой балетный центр — Большой театр Москвы. Под свое крыло ее берет Народная артистка СССР, балерина и хореограф Людмила Семеняка.

Крупная работа начинается с премьеры балета «Дочь фараона», в постановке которого принимал участие знаменитый артист, балетмейстер и постановщик из Франции Пьер Лакотта. Выступление было записано и даже выпущено на DVD.

После 5-летней работы в Большой театре творческая биография Светланы Захаровой наполняется еще одним радостным событием, когда она заключает контракт с известнейшим миланским театром «Ла Скала».

В данном культурном центре ей сразу же присваивают статус этуали, что на простом языке означает «высшая категория для артиста балета». Балерина Светлана Захарова снова производит фурор, как при зачислении сразу на последний курс академии балета, становясь первой из русских танцовщиц, получившей подобный статус.

В том же году Светлана удостаивается звания Народной артистки Российской Федерации, а буквально через 2 года в 2010 она получает французский орден Искусств и литературы.

Недавние годы

В 2013 артистка становится вовлеченной в инцидент. Из-за ее отказа исполнять роль в постановке Джона Кранко «Онегин», будучи во втором составе, возникло предположение, что директор театра Анатолий Исканов ушел с должности именно по этой причине.

В 2014 элегантную, легкую, но уже вытянувшуюся, как росток, Светлану Захарову с ростом в 175 сантиметров приглашают участвовать в церемонии открытия Олимпийский игр в Сочи, где она исполняет роль Ростовой Натальи.

Балерина Светлана Захарова снова возвращается на родину в Большой театр Москвы и участвует в самых крупных постановках: «Дама с камелиями», «Легенда о любви» и «Герой нашего времени»; получая за них «балетный Оскар» — премию конкурса международного уровня «Бенуа де ля Данс».

В 2015 году данную премию Светлана одерживает за картину постановщика Джона Ноймайера в роли Маргариты Готье и за композицию хореографа Юрия Григоровича, отыгрывая в балете образ Мехменэ Бану.

Настоящее время

Несмотря на уже довольно зрелый возраст, он не является помехой для Светланы, и она находится в такой же прекрасной физической и моральной форме. В 2017 году ставится ее сольная работа под названием Amore на сцене Большого театра. В программу входит три балета длиною в один акт.

Помимо концертов, в марте выходит передача «Главная роль» на телеканале «Россия К» с непосредственным участием Светланы в ней.

В ныне наступившем 2018 году она продолжает выступать на отечественных сценах и в миланском театре «Ла Скала».

Также балерина посетила Японию, где выступала на фестивале «Русские сезоны», проходящего в концертном зале города Токио Orchad Hall.

Общественная деятельность

В 2006 году балерина Светлана Захарова вошла в Совет по культуре и искусству. Со следующего года избиралась в состав кандидатов, выдвинутых политической партией «Единая Россия», и сидела на этом месте вплоть до 2012 года, после которого честно призналась, что хочет заниматься только лишь балетной деятельностью.

В качестве политического деятеля ее заслугой является учредительство специальной стипендии студентам Саратовского училища искусств. Она руководствуется таким мнением, что материально поддерживать юных самородков также очень важно.

Светлана — учредитель бюджетного фонда «Талант и успех».

Одной из самых крупных проблем отечественного искусства Захарова считает нехватку российских грамотных хореографов, отчего и происходит полное заимствование идей с других стран Запада.

Личная жизнь

Светлана Захарова познакомилась со своим будущем мужем на одном из новогодних концертов. Вадим Репин является успешным скрипачом и победителем конкурса имени королевы Елизаветы, проходившем в Брюсселе в 1989 году.

Интересный факт: знакомство произошло при забавных обстоятельствах, когда знаменитая балерина подошла к музыканту всего лишь за автографом. С момента их следующей встречи прошел целый год.

Молодые люди вступили в отношения и в скором времени обвенчались. Свадьбу талантливая пара решила не афишировать. Через год у них родилась дочка Анна. Данное событие обрадовало Светлану не только своим пополнением, но и возможностью отдохнуть от регулярных физических и моральных нагрузок.

Однако отдых продлился недолго, и уже после трех месяцев появления дочери на свет артистка снова стояла на излюбленной ею сцене. И все же, такое важное событие не могло не повлиять на ее мировоззрение. Теперь мысли талантливой танцовщицы кружились не только около дела всей жизни, но еще и о ее любимой дочери Анне.

Если гастроли длятся больше 5 дней, то ребенка Светлана берет с собой, как это делала когда-то с ней и ее мать, открывая дочери мир балета.

Фото Светланы Захаровой

В 2015 году Московский арт-музей организовывает выставку в рамках IX фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Когда музей предложил Светлане принять участие в фотосессии, она незамедлительно и с удовольствием окунулась в процесс.

Артистка выбрала одного из самых лучших российских фотографов Владимира Фридкеса. Ему удалось создать невероятный пластический образ, на который поклонники примы смогли посмотреть под совершенно другим углом.

Награды

Ранний период с 1996 по 2000 года:

  • лауреат II-ой степени Международного конкурса Vaganova-Prix;
  • премия от компании «Балтика»;
  • премия театра «Золотая маска» — высшая степень;
  • лучшая танцовщица года по мнению итальянского журнала «Данза».

Время с 2001 по 2005 года:

  • звание Заслуженной Артистки Российской Федерации;
  • лауреат премии международного уровня «Benois de la dance»;

Деятельность с 2007 по 2015 года:

  • лауреат премии Российского государства в области искусства;
  • победительница в номинации «Королева танца» от журнала «Балет»;
  • звание Народной артистки Российской Федерации;
  • орден Искусств и литературы во Франции;
  • дважды лауреат конкурса международного уровня «Бенуа де ля Данс».

Российская артистка балета, солистка Мариинского театра в 1996–2003 годах, прима-балерина Большого театра (с 2003) и миланского театра «Ла Скала» (с 2008). Народная артистка России (2008), лауреат Государственной премии РФ (2006). Депутат Государственной думы РФ IV и V созывов.

Биография Светланы Захаровой

Светлана Захарова родилась 10 июня 1979 в Луцке Украинской ССР, СССР, в семье военнослужащего Юрия Сергеевича и педагога Галины Даниловны. Мама - хореограф детской танцевальной студии, привила девочке любовь к искусству. Под ее руководством Светлана освоила первые па и добилась на начальном этапе результатов.

С 1989 по 1995 год училась в Киевском хореографическом училище. В 1995 году получила второе место в балетном конкурсе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Vaganova-Prix , уступив только выпускнице этой Академии. После чего ей поступило предложение перейти учиться в Академию сразу на выпускной курс. Это был единственный случай такого экстерна в учебном заведении. В 1996 году окончила Академию по классу Елены Евтеевой, после выпуска была принята в труппу Мариинского театра, где ее художественным руководителем стала Ольга Моисеева . В течение сезона начинающая артистка стала солисткой театра.

Творческий путь Светланы Захаровой

Дебютом балерины стал спектакль «Бахчисарайский фонтан» , в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой является балет «Жизель» , где Светлана исполнила главную роль.

С 2003 года занимается под руководством в Большом театре.

В апреле 2008 года Светлана Захарова становится примой-балериной миланского театра «Ла Скала» .

В ее репертуаре самые ответственные роли в классических балетах «Спящая красавица» , «Лебединое озеро» , «Баядерка» , «Дон Кихот» , «Щелкунчик» и многих других.

Еще большую популярность принесла работа над спектаклем «Тогда и теперь» , где артистка сотрудничает с хореографом Джоном Ноймайером , который сумел по-новому взглянуть на балерину и показал, что Светлане доступны классика и ультрасовременное видение танца.

В это же время Светлана Захарова начинает гастролировать по миру. Во Франции она становится первой балериной из бывшего СССР, которая танцует на сцене Парижской оперы после развала Союза. Также танцовщице покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь и др.

В 2013 году отказалась танцевать не в первом составе, тем самым и от участия в последней премьере 237-го сезона Большого театра - балете Джона Кранко «Онегин» . Конфликт с Захаровой стал причиной увольнения директора театра Анатолия Иксанова .

Захарова танцевала партию Маргариты Готье в балете «Дама с камелиями » на музыку Ф. Шопена , поставленном Джоном Ноймайером по одноименному роману Александра Дюма-сына на сцене Большого театра в Москве. Премьера прошла 20 марта 2014 года. Партнером балерины стал премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов .

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи исполнила роль Наташи Ростовой.

С 2007 по 2011 гг. Светлана Захарова - депутат Государственной думы в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия», член фракции «Единая Россия», член Комитета ГД по культуре.

Является одним из учредителей фонда «Талант и успех», спонсируемого из госбюджета.

С 2015 года Светлана Захарова художественный руководитель российского фестиваля детского танца «Светлана» , а также инициатор его проведения.

В марте 2017 года Захарова приняла участие в передаче «Главная роль» на телеканале «Культура» с телеведущим . В программе речь пошла о новой программе балерины Amore, которую она представила со сцены Большого театра. В ее сольную программу вошло три одноактных балета.

В 2018 году Светлана Захарова вместе с актером, театральным режиссером и экс-директором Латвийской Национальной оперы стала ведущей 4-го сезона проекта « .

Личная жизнь Светланы Захаровой

Замужем за скрипачом Вадимом Репиным . 17 февраля 2011 года пара стала родителями дочки Анны Репиной .

Артистка обладает множеством премий, призов и званий: 1995 - вторая премия Международного конкурса молодых танцовщиков Vaganova-Prix (Санкт-Петербург, Академия им. А. Я. Вагановой), 1997 - приз «Балтика» «Надежда»; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение женской партии в балете Джорджа Баланчина «Серенада»), 2000 - премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение партии принцессы Авроры в балете «Спящая красавица», редакция Сергея Вихарева), 2001 - специальный приз Санкт-Петербурга «Люди нашего города» за достижения в балете, 2002 - Etoile, приз журнала Danza & Danza (Больцано, Италия), 2005 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Ипполиты/Титании в балете Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь»), 2005 - заслуженная артистка Российской Федерации, 2006 - Государственная премия Российской Федерации («За талантливое воплощение сценических образов, развитие великих традиций русского балета»), 2008 - Народная артистка Российской Федерации, 2010 - офицер ордена Искусств и литературы (Франция), 2015 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партий Маргариты Готье в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями» и Мехменэ Бану в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви»).

Фильмография Светланы Захаровой

Герой нашего времени (2017) /… Мери («Княжна Мери»)
Дама с камелиями (2015) /… Маргарита Готье
Лебединое озеро (2014) /… Одетта/Одилия
Дочь фараона (2014) /… Аспиччия, дочь фараона
Баядерка (2013) /… Никия, баядерка
Легенда о любви (2014) /… Мехменэ Бану, царица
Большой балет: Прямой эфир из Москвы (2010-2012) / The Bolshoi Ballet: Live from Moscow (сериал)
Балерина (2006) / Ballerina (ТВ)

Светлана Захарова – известная украинская и российская балерина, обладатель премий «Золотая маска» (1997, 2000) и Государственной премии РФ (2006), Заслуженная и Народная артистка РФ (2008). Прима-балерина Мариинского театра (1996-2003), Большого театра (с 2003) и итальянского театра «Ла-Скала» (с 2008). За свои роли Светлана не раз получала премию «Бенуа танца» – подобие балетного «Оскара».

Детство

Светлана Захарова появилась на свет 10 июня 1979 года в Луцке, Украинская ССР. Ее отец был военнослужащим, а мама работала учителем в местной танцевальной студии. Именно благодаря матери девочка полюбила балетное искусство и на ее занятиях разучила свои первые па.


В 10 лет Светлане удалось поступить в Киевское хореографическое училище, где она проучилась 6 лет в классе Валерии Селугиной. После окончания учебы девушка приняла участие в престижном танцевальном конкурсе «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге и заняла второе место, уступив лидерство более опытной балерине.


Выступление одаренной девушки не прошло мимо внимания экспертов, и после конкурса Светлана получила предложение продолжить обучение в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, причем сразу с последнего курса. На следующий год, в 1996-м, юная балерина уже выступала в Мариинском театре, где ее наставницей стала Светлана Моисеева.

Карьера балерины

Первым серьезным выступлением Захаровой на сцене прославленного петербургского театра стала постановка «Бахчисарайский фонтан» (1996), где она перевоплотилась в чувственную и нежную Марию.


Несмотря на отлично проделанную Светланой работу, специалисты уверены, что настоящий успех балерине принесла роль в спектакле «Жизель» (1997), где она исполнила ведущую партию. Примечательно то, что подобные роли достаются лишь опытнейшим профессионалам. Выступление Светланы произвело фурор, ведь на Мариинской сцене еще не было случаев, когда столь юная танцовщица так легко справлялась с этой сложнейшей партией.


Уже в 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра, что само по себе является уникальным случаем. Грациозная и хрупкая девушка получала ключевые роли в таких классических постановках, как «Лебединое озеро» (1998) «Спящая красавица» (1999) и «Дон Кихот» (2000). Новый взлет в карьере балерины произошел в 2001 году, после знакомства с педагогом из Германии Джоном Ноймайером. Благодаря ему она получила основную роль в его балете «Тогда и теперь» («Now and then»). После выступления у Захаровой не осталось сомнений, что она способна осилить не только классику, но и современные танцы.


После триумфального сезона на родине Захарова блистала и во время зарубежных гастролей. Ее танцем можно было насладиться в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Неаполе. На сцене прославленной Парижской оперы в конце 2001 года Светлана трижды станцевала в балете «Баядерка», поставленном Рудольфом Нуриевым. В конце 2002 года Захарова исполнила па-де-де из «Жизели» в дуэте с главным танцовщиком Большого театра Николаем Цискаридзе .

В 2003 году успешная молодая балерина приняла важное для своей карьеры решение и переехала в Москву, чтобы выступать в труппе Большого театра. Дебютной работой на новом месте работы оказалась постановка «Дочь фараона».

В 2008 году Захаровой предложил заключить контракт знаменитый театр Милана «Ла Скала» – она стала первой русской балериной, удостоившейся такой чести. В эти годы Светлана также продолжила выступления на сцене родного Большого театра, где выступила в постановках «Герой нашего времени», «Дама с камелиями» и «Легенда о любви».


В 2013 году прославленная балерина оказалась вовлечена в неприятный скандал: она отказалась танцевать в спектакле «Онегин» во втором составе. Этот конфликт с руководством связали с последовавшим уходом директора Большого театра Анатолия Иксанова со своего поста. В 2014 году Светлану пригласили выступить на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи, она изобразила Наташу Ростову на первом балу.

Общественная деятельность

В 2007 году помимо своей танцевальной деятельности Захарова решила заняться политикой – стала депутатом Госдумы и вошла в состав партии «Единая Россия». В правительственном органе она занималась разработкой общественных проектов до 2012 года, после чего призналась, что хочет заниматься только балетным искусством.


За время работы в органах власти балерина учредила специальную стипендию лучшим студентам Саратовского колледжа искусств. Она считает, что важно материально поддерживать юных дарований, которые стремятся поразить мир своей грацией и красотой. Помимо этого Захарова является соучредителем бюджетного фонда «Талант и успех» в поддержку юных дарований в сфере искусства.

Балерина вернулась на сцену, когда ребенку не было еще трех месяцев, и признавалась, что поначалу ей было очень тяжело восстановиться. Все свободное время Светлана посвящает семье и заботам о дочери. Чтобы надолго не оставлять Аню, она часто берет ее с собой на гастроли и, как делала когда-то ее мама, посвящает дочку в таинство балета.

Светлана Захарова сейчас

Светлана Захарова уверенно продолжает свою танцевальную карьеру. В 2017 году на сцене Большого театра балерина представила свою новую сольную программу под названием «Amore», а в 2018 году продолжила участие в постановках Большого театра и миланского театра Ла-Скала.

Светлана Захарова в сольной программе «Amore»

Светлана Захарова - прима-балерина Большого театра. Можно с уверенностью сказать, что она из тех, кто сделал себя сам.

Фотография: Михаил Королев

Света, твоя карьера давно идет по нарастающей. А как ты чувствуешь сама: это ровная дорога вверх или иногда всё же бывают остановки, какие-то пробуксовки?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Конечно, со стороны кажется, что резкий взлет у меня начался сразу. В 17 лет я пришла в Мариинский театр из Академии русского балета, и довольно быстро, буквально в первые месяцы, мне уже стали давать сольные партии.

Одна Жизель чего стоит! К этой сложнейшей партии многие балерины идут годами.

А в том возрасте мне казалось, что всё так и должно быть. Может, это ощущение возникло из-за детской наглости или наивности. С годами оно ушло.

Наверняка в твоей жизни был момент, когда ты почувствовала, что в балете можешь сделать больше, чем другие.

Нет, я сама никогда этого не чувствовала. Но меня всегда выделяли педагоги. Даже в школе ко мне было повышенное внимание с их стороны.

Ты родилась в Луцке, небольшом украинском городе. Скажи, если бы не балет, ты бы и сейчас там жила - работала, рожала детей? Или такой сценарий для тебя был невозможен ни при каких обстоятельствах?

Я благодарна маме за то, что она направила меня по верному пути. В Луцке мама работала в хореографическом коллективе, много танцевала, ездила на гастроли. Я же была очень активным ребенком. Занималась художественной гимнастикой (потом даже на спортивную занесло), танцами. В Доме пионеров был танцевальный коллектив - огромный, высокого уровня. Поступать в Киевское хореографическое училище я поехала, уже имея некоторый опыт.

Мама до сих пор удивляется: «И как я могла свою маленькую 10-летнюю доченьку отправить одну учиться в Киев, жить в общежитии вдали от дома?!» Вероятно, это был знак свыше.

Видимо, в Киеве и началось твое взросление.

Как только переступаешь порог хореографического училища, детство заканчивается. Для меня существовал только балет.

Наверное, это счастье, когда в 10 лет у ребенка уже есть цель. Ведь у многих она не появляется и гораздо позже.

Вот-вот! У меня растет дочка, и мы всей семьей думаем, куда ее отдать, когда придет время. Хочется, чтобы она к чему-нибудь стремилась. Тогда не будет, не дай бог…

...каких-то негативных моментов?

Плохих моментов, скажем так.

Ну тебя-то наверняка всё плохое обошло стороной.

Ой, я была наивная, очень стеснительная. У моих одноклассниц было всякое, а меня никуда не тянуло.

В общем, образцовая девочка! А ты влюблялась в ту пору?

Всё, что со мной происходило, оставалось внутри, чтобы никто ничего не знал. Была любовь, были и разочарования, но меня всегда спасала работа. Когда я пришла в Мариинский театр, со мной занималась репетитор Ольга Николаевна Моисеева. Она стала для меня самым близким человеком. Помимо мамы, разумеется. А подруг в театре у меня никогда не было.

Почему?

Так сложилось... Знаешь, обычно дружба завязывается у девочек, танцующих в кордебалете. Я же почти сразу стала солисткой и ушла из общей раздевалки, где в основном все и общаются.

Как правило, балерины выходят замуж за своих коллег. У тебя в этом смысле нетипичная ситуация: ты стала женой Вадима Репина, выдающегося скрипача с мировым именем. И как же вас судьба свела?

Это длинная история. Несколько лет назад, накануне Нового года, телеканал «Россия» планировал снять передачу с участием звезд классической музыки и балета. По каким-то причинам съемки отменили, но концерт всё же состоялся. Правда, без артистов балета. «На сцене разместится оркестр, танцевать будет негде, - пояснили мне. - Но мы хотим пригласить вас на концерт в качестве зрителя. Дирижировать будет Владимир Федосеев, выступать - Вадим Репин и много других музыкантов и певцов». Я пришла. Увидев Вадима на сцене, я была поражена его ярким, запоминающимся исполнением. А после концерта подошла к Федосееву и Репину, чтобы поблагодарить. И впервые в жизни попросила автограф - у Вадима!

Совсем нет. В следующий раз мы с Вадимом встретились только через год, когда он в очередной раз оказался в Москве.

Балерины ради карьеры часто лишают себя радости материнства. Во всяком случае, так было раньше.

Знаешь, я наблюдала со стороны за своими коллегами, ведущими балеринами, у которых есть опыт материнства. Как правило, все они очень быстро восстанавливались после рождения ребенка, а многие обретали и гораздо лучшую форму. Я оставила сцену, как только поняла, что жду ребенка. Вероятно, в тот момент что-то случилось и организм сказал: «Хватит! Больше не хочу!» Весь период беременности я отдыхала и чувствовала себя от этого невероятно счастливой.

Я гуляла, а если и ездила с мужем на гастроли, то могла увидеть другие города взглядом туриста. Словом, я была обычной женщиной, которая просто живет и наслаждается.

И как долго продолжалась эта идиллия?

После рождения Анечки во мне снова что-то изменилось, и через три месяца я уже была на сцене. Как сейчас помню это чувство жуткого страха перед первым выходом на сцену после перерыва. Но меня поддерживали мама и муж. И я знала, что главное - сделать первый шаг, а дальше пойдет как надо.

Дочку берешь с собой на гастроли?

Если они длятся больше пяти дней, Аня и моя мама летят со мной. Дочка путешествует с трех месяцев. Она привыкла к самолетам и уже очень хорошо в них ориентируется. Есть у нее и свой загранпаспорт.

Света, мы с тобой знакомы давно. И я всегда чувствовал, что ты человек внутренне сильный, волевой, с бойцовским духом. Ты всегда словно натянутая струна. А сейчас на твоем лице появилась какая-то мягкость, даже умиротворенность. Твоя красота стала совсем иной.

Спасибо, Вадим! Действительно, раньше и днем и ночью все мысли были только о балете. А после рождения доченьки весь мир перевернулся. Недаром говорят, что материнство украшает женщину, меняет ее. Да и приоритеты стали иными, ответственность другая. Ты говоришь про мягкость… Я поняла, что надо проще смотреть на какие-то вещи, быть мудрее, не раздражаться и не зацикливаться на одной лишь профессии.

И все-таки вернемся к профессии. Насколько я знаю, тебя долго звали в Большой театр, но ты упорно отказывалась. Почему? Это же мечта любой балерины.

Меня воспитали в уверенности, что лучше балетной школы имени Вагановой и Мариинского театра в мире ничего не существует. Поэтому когда я попала в Мариинку, то ни на что другое даже смотреть не хотела. И когда Владимир Васильев (в 1995–2000 годах худрук и директор Большого театра. - Прим. ОК! ) пригласил меня в Большой танцевать главную партию в своей постановке «Лебединого озера», я отказалась.

Мне было 17 лет, я смотрела на мир сквозь розовые очки. Только со временем, станцевав в Мариинке уже практически всё что могла, я вдруг почувствовала, что мне хочется чего-то другого. На меня посыпались приглашения из Гранд-опера, «Ла Скала», Римской оперы, из Токио и Америки.

И в результате ты оказалась в Большом. Что стало решающим аргументом?

Это было уже четвертое приглашение из Большого. Его сделал Анатолий Иксанов (гендиректор Большого театра в 2000–2013 гг. - Прим. ОК! ). Он заверил, что для меня создадут все условия. А мне в тот момент хотелось начать всё с чистого листа, вернуть ощущение новизны происходящего. Так всё и совпало.

Ты быстро стала своей в Большом театре?

Никогда не забуду, как впервые пришла в балетный зал на утренний класс. Я подумала, что будет некорректно, если я сразу встану в центр…

Хотя по статусу имела на это право. Ты ведь поступила в Большой театр в ранге прима-балерины.

Да, но я хотела, чтобы люди ко мне сначала привыкли, чтобы я никому не мешала. И вдруг раздается голос Марка Перетокина, в ту пору солиста Большого театра: «Иди сюда». Все артисты подвинулись, и он поставил меня на центральное место. Может, Марк тот момент и не помнит, но для меня это был знак, что меня ждали в этом театре, что коллеги ко мне относятся с уважением. Меня сразу взяла под свое крыло Людмила Ивановна Семеняка (педагог-репетитор. - Прим. ОК! ). Она ввела меня во все спектакли, рассказала о тонкостях этого театра. У меня появились просто потрясающие партнеры. С ними я всегда нахожу общий язык.

Отлично. Знаю, что ты поддерживаешь тесные отношения со своим старшим братом.

Да. Он врач по образованию и уже много лет работает в медицинской страховой компании. У него есть сын Данила, который старше моей Ани на пять месяцев. Я очень люблю всей нашей большой семьей собираться на даче, для меня это лучший отдых. Особенно когда у мужа нет гастролей и он вместе с нами. На следующий день после таких посиделок я уже другой человек.

Кстати, вы с мужем не думаете о совместном творческом проекте? Ты танцуешь, Вадим играет на скрипке…

Нас пригласили выступить вместе на фестивале «Сан-Пре классик» в швейцарском городке Сан-Пре. На этом фестивале на одной сцене встречаются люди, которых что-то связывает - дружба, семейные узы. Впервые нас приглашали туда несколько лет назад, как только музыкальный мир узнал о том, что мы с Вадимом вместе. Мы не отказали организаторам, но гастрольный график у каждого из нас был очень плотным. Затем у меня был декретный отпуск, потом я восстанавливалась…

В этом году мы сказали себе: «Всё, в августе обязательно выполним обещание выступить вместе». Правда, когда мы согласились, то выяснилось, что у меня нет ни одного номера, который я смогла бы станцевать под аккомпанемент Вадима, - у него же совсем другой репертуар.

И как нашли выход из положения?

Недавно специально для меня был поставлен номер на музыку Арво Пярта Fratres, называется «Плюс минус ноль». Сочинил его молодой хорео­граф из Санкт-Петербурга Владимир Варнава. Этот номер я уже исполняла на своем сольном творческом вечере, теперь надо репетировать с Вадимом.

Какие предвкушения?

Я немножко опасаюсь. Ведь каждый из нас в том, что касается профессии, - человек жесткий, не умеющий уступать.

Как же найти компромисс?

Начнем репетировать, тогда и пойму. Хочешь, приезжай на фестиваль - сам всё увидишь. Думаю, будет интересно!

Встретиться со Светланой Захаровой оказалось непростой задачей: вот уже несколько лет она совмещает должность примы-балерины Большого театра и миланского Ла Скала. А еще успевает готовить сольные программы и растить пятилетнюю дочь. Наше интервью несколько раз переносилось. И в итоге мы встречаемся воскресным днем. Но не в тихом кафе, как полагается в такое время, а за кулисами Большого театра. Уик-энды звездам не положены: Светлана репетирует «Героя нашего времени», а в перерывах послушно отвечает на мои вопросы. В «плюшевом» спортивном костюме и мини-валенках, чтобы не «остыть», балерина выглядит совсем юной. Намного младше, чем на фотографиях. Хрупкая, почти бесплотная, она поражает своей идеально гладкой кожей, гипнотизирует живыми серыми глазами и подкупает милой манерой по-детски посмеиваться в разговоре.

Кардиган, Givenchy by Riccardo Tisci; боди, Intimissimi; колье, белое золото, бриллианты, Cartier High Jewellery; кольцо, платина, бриллианты, Tiffany & Co.; ­браслет, серебро, Stephen Webster; часы Сarrera, сталь, покрытие из розового золота, ­перламутр, брилли­анты, TAG Heuer

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Как вам удается всюду успевать?

Привыкла планировать: репетиции и выступления железно расписаны на два года вперед. На гастроли стараюсь брать свою дочь и маму. Мой муж (скрипач Вадим Репин.- Прим. ELLE) тоже прилетает туда, где находится семья. А когда я в Москве, то у меня занят не каждый вечер: примы, в отличие от артистов кордебалета, выступают по очереди.

Куртка, Alexander Terekhov; ­сорочка, Luna di Seta; подвеска Tiffany T, белое золото, бриллианты, Tiffany & Co.; колье Divas’ Dream, белое ­золото, брилли­анты, Bulgari

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Над чем сейчас работаете?

С.З. Заканчиваю подготовку к сольному вечеру под названием Amore (улыбается). 12 и 14 мая мы представим его в итальянских Модене и Парме, а на 24-е и 25-е запланирована премьера в Большом. Программа состоит из трех современных одноактных балетов. Первые два - серьезные, драматические. А третий - «Штрихи через хвосты» ирландского хореографа Маргариты Донлон - легкий, с юмором.

ELLE Русский балет известен в первую очередь классическими постановками. Современный танец у нас не так любят. Почему вы выбрали именно его?

С.З. Классику любит весь мир, не только наш зритель. Я станцевала уже все партии, о которых можно мечтать, в самых разных редакциях. Например, «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Мне хочется экспериментов, испытать возможности своего тела в чем-то другом. Современный танец - это движение, которое дает свободу. Классика же имеет рамки и правила, за которые нельзя выходить. Достоинство современной хореографии еще и в том, что она помогает раскрепоститься, чтобы потом при исполнении классического репертуара чувствовать себя свободнее.

ELLE Вы участвуете в создании своих костюмов?

С.З. Если спектакль классический, то они шьются по установленным эскизам, ничего менять нельзя. С современным танцем не так. Художники по костюмам прислушиваются к моим пожеланиям. Одежда для выступления должна быть не только интересной, но и удобной. К слову, для меня шили и парижский Гранд-Опера, и миланский Ла Скала, но никто не сравнился с портными Большого. Тут лучший выбор материалов, самые легкие костюмы, в которых всегда комфортно. Для работы же над балетом «Штрихи через хвосты» я пригласила Игоря Чапурина, который уже неоднократно работал для Большого театра. Он в курсе того, что материалы должны быть невесомые, дышащие, ничто не должно стеснять движений и т. д.

ELLE А в обычной жизни что ­любите носить?

С.З. Огромную часть времени провожу в спортивном костюме (улыбается). А если суммировать требования к одежде: удобная, элегантная, немнущаяся. Чтобы вещь можно было сложить в чемодан, достать в гостинице и не думать о глажке. Из обуви люблю балетки, только не ищите здесь связи с моей профессией. Они стильные, комфортные, подходят ко всему... Одних Chanel у меня целая коллекция.

Платье, Céline; серьги, часы Volants de la Reine, белое золото, бриллианты, сапфиры, все -Breguet; подвеска Tiffany Victoria, платина, бриллианты, браслет Victoria Bow, платина, бриллианты, кольцо Tiffany T, белое золото, бриллианты, все - Tiffany & Co.

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Как вы снимаете напряжение ног?

С.З. Массаж после выступления - без него я не смогу работать. В каждой стране, где бываю, у меня есть любимые мастера. Но чаще всего в Италию и в соседние страны Европы ко мне приезжает один и тот же специалист из Ла Скала.

ELLE Украшение балерины - лебединая шея. Как вы ухаживаете за ней?

С.З. За шеей?! Почти никак. Только за лицом: исполь­зую Guerlain. Я дружу с креативным директором марки Оливье Эшодмезоном. Он часто приходит на мои спектакли в Париже, а когда прилетает в Москву, мы всегда встречаемся. Он дарит мне огромное количество косметики. Благодаря ему я имею возможность пробовать все новинки марки. Теперь даже на сцену крашусь только Guerlain. Макияж получается не настолько плотным, как того требуют каноны. Зато без ощущения маски, как от сценического грима. Так что после спектакля косметику не смываю, еду домой прямо так.

Парка, Max Mara; топ, Intimissimi; серьги B.zero1, белое золото, бриллиантовое паве, Bulgari; колье Tiffany Victoria, платина, бриллианты, Tiffany & Co.

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Неужели вы сами краситесь перед выступлением?!

С.З. У нас есть гримеры, но я люблю сама. Сорок минут - и готово! В хореографическом училище был урок грима, но постепенно я стала накладывать его совсем не так, как нас научили. Ушла от театральных стрелок, которые призваны увеличить глаза. Хочется быть естественной. На самом деле глаза, чтобы они смотрелись выразительно даже с галерки, совсем не обязательно удлинять. Существует много других театральных секретов и способов продемонстрировать выразительность лица.

ELLE Что самое приятное в вашей профессии?

С.З. Подготовка к спектаклю. Когда ты находишься в поиске, не спишь ночами, потому что у тебя музыка звучит в голове. А днями бегаешь с репетиции на примерку. Сама премьера уже не вызывает столько радости. Становится даже немного грустно, ведь то, к чему я так готовилась, уже состоялось.

ELLE А самое неприятное?

С.З. Большая физическая нагрузка. Иногда так устаю, что порой, проснувшись, не могу сразу понять, спектакль у меня сегодня или репетиция. И если спектакль, то какой. В такие моменты беру паузу хотя бы на сутки.

ELLE И что делаете?

С.З. Разрешаю себе отдохнуть. Отменяю репетиции. Остаюсь дома. Гуляю с дочкой, могу поехать по магазинам, заняться чем угодно, только не физическим трудом.

Топ, Alexander McQueen; колье Diamants Classiques, белое золото, бриллианты, кольцо Paris Nouvelle Vague, белое золото, бриллианты, все -Cartier; колье Divas’ Dream, белое золото, бриллианты, Bulgari

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Для балерины родить ребенка - подвиг. Как изменилась ваша жизнь после появления дочери?

С.З. Не считаю это подвигом. Не я первая, не я последняя. Когда узнала, что жду ребенка, была очень счастлива. И еще подумала: «Наконец-то смогу отдохнуть!» На год ушла со сцены, и это было такое чудесное время! Я набралась сил, эмоций, вдохновения, открылся новый потенциал. Мне кажется, декретный отпуск даже продлевает сценическую жизнь.

Для себя я вовсе не звезда. А просто человек, который много работает ­каждый день

ELLE Как быстро вы вернулись?

С.З. Когда Анечке не было и трех месяцев. Через несколько недель после родов я уже стояла у станка. Было нелегко, хоть плачь. Всю жизнь я спокойно поднимала ногу (проводит ладонью около уха. - Прим. ELLE.), и она оставалась там. Но вдруг мышцы меня перестали слушаться, не держали совершенно. Было так странно!

Кардиган, Givenchy by Riccardo Tisci; боди, Intimissimi; носки, Calzedonia; слипоны, AGL; колье, белое золото, бриллианты, Cartier High Jewellery; браслет, серебро, Stephen Webster; кольцо, платина, бриллианты, Tiffany & Co.; часы Сarrera, сталь, покрытие из розового золота, перламутр, бриллианты, TAG Heuer

ФОТО Timur Artamonov

ELLE Добро пожаловать в мир обычных людей.

С.З. Именно! Я поняла, как зрители смотрят на нас с немым вопросом: «Как вы это делаете?»

ELLE Вы ощущаете себя звездой?

С.З. Нет, наоборот, чувствую себя вечной ученицей, которая еще многому должна научиться. Нельзя сказать, что все время себя поедаю, но недовольство часто присутствует. Благо сейчас можно записать спектакль и спокойно посмотреть на себя со стороны, как все получилось. Ну и реакция публики говорит о многом... Но для себя я не звезда. Просто человек, который пашет каждый день.



Просмотров