Аккордеон история инструмента. Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян и аккордеон, относящиеся к гармоникам, - язычковые клавишно-пневматические инструменты. Их звучание основано на принципе проскальзывания язычка. Язычок - основной источник звука в баяне. Это металлическая пластинка, изготовленная из голосовой стали, закрепленная жестким образом на голосовой планке. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, проскакивая в проеме голосовой планки, и издают звук. Где, как и когда появилась первая гармоника? Считается, что гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад. Но никто не мог объяснить, почему первые гармоники так долго формировались от шэна: три тысячи лет, и вдруг всего за 200 лет появился огромный пласт музыкальной культуры - гармонной. В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, давали совершенно новое качество. Так получилось и с гармоникой. Помимо звучащего язычка, знакомого людям несколько тысячелетий, мехи тоже известны с незапамятных времен - сначала кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена много веков назад. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе эти три вещи, на фоне этой старины можно считать младенческим. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А.М. Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории их возникновения. Ему удалось доказать, что шэн не может быть непосредственным предшественником современных гармоник, так как источником звука у него является надрезной язычок, а у гармоники - свободно проскакивающий. Этот новый способ звукоизвлечения изобрел в 1780 году универсальный органный мастер Ф. Киршник, живший и работавший в это время в Петербурге, и тем самым положил начало появлению первых гармоник. Никто не видел, как выглядит первая гармоника, остались только ее отрывочные описания. По этим описаниям Мирек и восстановил общего предка нынешних баянов и аккордеонов. Инструмент совсем не похож на обычный: он устанавливался на стол, и на нем играли, как на маленьком пианино - только для получения звука кто-то должен был растягивать меха. Инструмент Киршника быстро обрел популярность. В начале XIX века образовалось целое семейство подобных инструментов: оркестрионы, фисгармонии, концертины, гудящие флюгеры - эоловы арфы, губные гармоники. Губную гармонику сконструировал берлинский мастер Ф. Бушман в 1821 г. При настройке органов и фортепиано он пользовался инструментом собственной конструкции - маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом, и он вделал в эту коробочку мехи. Теперь во время работы он ставил инструмент рядом с собой, растягивал мехи кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мехи подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, и, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом. А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки. И вот одна из таких игрушек в 1829 г. попала в руки венскому органному мастеру К. Демиану. Он усовершенствовал ее, придав меховой камере современную форму и создав основные элементы конструкции, сохранившиеся до нашего времени: корпус (левый и правый), соединенный с меховой камерой. Инструмент был назван аккордеоном, и на нем уже можно было играть - правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел по пять кнопок в левой и правой клавиатуре. Под названием «аккордеон» подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии почти одновременно с инструментом К. Демиана, и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XlX века. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию. В Россию ручные гармоники привозили купцы, моряки, артисты. Очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 г. один из них, Иван Сизов, купил на Нижегородской ярмарке гармонику. Привез домой и, как всякий любознательный мастеровой, первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через десять лет налаживается кустарное производство, и не только в Туле. Возникают новые производства в Вятской, Новгородской губерниях, а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани. Первые гармоники, изготовлявшиеся по иностранным образцам, были однорядные, в правой клавиатуре имели от пяти до десяти клавиш, а в левой клавиатуре две клавиши - бас и мажорный аккорд. Русские мастера внесли в их устройство существенное изменение - перевернули планки с язычками другой стороной к клапанам, тем самым они поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Такая гармоника стала называться русской (с русским строем), или тульской гармоникой. Дальнейшее усовершенствование однорядной гармоники не могло дать существенного улучшения ее игровых качеств, и тогда русскими умельцами была разработана конструкция двухрядной гармоники. Наиболее совершенным типом двухрядной гармоники стала венская гармоника русского строя - «венка», изготовленная тульскими мастерами. На ней увеличили количество клавиш на обеих клавиатурах, удвоили звуки готовых аккордов аккомпанемента в унисон или октаву, поместили каждый голос в отдельной резонаторной камере («рассыпные басы»), применили принципиально новое устройство левой механики (т.н. «гнутая» механика). Таким образом, во второй половине XIX в. России получают распространение как однорядная, так и двухрядная гармоники, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Так, помимо тульской появились саратовская (с колокольчиками в басах), ливенская, бологоевская, елецкая (с рояльной клавиатурой), касимовская, череповецкая, ржевская, вятская, и другие гармоники. В 1871 г. гармонист-самоучка Н.И. Белобородов сконструировал хроматическую гармонику с двухрядной правой клавиатурой, издававшей разные тона на сжим и разжим. По эскизам Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер Л.А. Чулков изготовил первый инструмент с полным хроматическим строем. Это изобретение стало важнейшим шагом на пути возникновения нового музыкального инструмента - баяна. В 1907 г. в Петербурге по заказу исполнителя-гармониста Я.Ф. Орланского-Титаренко мастером П. Стерлиговым был изобретен новый инструмент: с четырьмя рядами кнопок (в виде лопаточек) в правой клавиатуре, издававших один тон на сжим и разжим, имевший полный хроматический звукоряд. В левой клавиатуре, помимо полного хроматического звукоряда басов, имелись готовые аккорды - мажор, минор и септаккорд. Этот инструмент мастер и исполнитель назвали баян, по имени древнерусского певца-сказителя Бояна. Правая клавиатура баяна Стерлигова получила название петербургской (ленинградской) системы. Существовали также системы В.П. Хегстрема, Н.З. Синицкого и другие. Общеупотребительной системой стала московская. Объединение мастеров-кустарей в артели уже при Советской власти в 20-е годы, а затем организация гармонных фабрик в 30-е годы способствовали увеличению выпуска инструментов. Появляется баян с выборным аккомпанементом (при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре вместо аккорда звучит один тон). Для серийного производства был выбран наиболее простой по конструкции и технологичный в сборке баян московской системы с количеством клавиш-кнопок 52x100. На тульской и московской баянных фабриках в результате расширения производственных цехов и механизации ряда подготовительных операций выпуск баянов только в первую половину 30-х годов увеличился в несколько десятков раз. Организуются цехи по изготовлению концертных инструментов по индивидуальным заказам, где трудятся лучшие мастера. Со второй половины 30-х годов баян становится самым массовым музыкальным инструментом в быту и музыкальной самодеятельности городского населения, вытесняя постепенно гармонику. Его конструкция стабилизируется. Новый этап в развитии инструмента наступает в 50-е годы. Сначала появляется баян с готово-выборным аккомпанементом. Затем, в 1951 году московскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым по заказу баяниста Ю. Казакова изготавливается первый многотембровый баян (хотя точнее его можно было бы назвать многорегистровым), а в 1964 году Ф. Фигановым совместно с А. Пастуховым был изготовлен усовершенствованный вариант этого инструмента. В 1960 году ведущий конструктор Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов В. Колчин создает баян «Россия», ставший наиболее распространенным инструментом среди концертирующих баянистов в 60-е годы. В 1970 году В. Колчин изготовил новый концертный баян «Аппассионата». На этой же фабрике работал и другой выдающийся конструктор баянов Ю. Волкович. В 1962 году он разработал первый в стране тембровый инструмент с ломаной декой серийного производства «Солист». В 1970 году Ю. Волковичем был изготовлен четырехголосный готово-выборный баян «Юпитер», инструмент поистине редкой судьбы. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий он остается наиболее популярным и широко распространенным как среди концертирующих баянистов, так и среди учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. На нем наши музыканты одержали большинство побед на международных конкурсах, инструмент приобретают зарубежные музыканты. По мнению многих специалистов, «Юпитер» представляет собой наиболее совершенную конструкцию многотембрового готово-выборного баяна. В 1974 году «Юпитер» получил Большую золотую медаль и диплом I степени на Лейпцигской ярмарке. Помимо разработки и совершенствования концертных многотембровых готово- выборных баянов расширяется ассортимент, создаются новые конструкции серийных инструментов. Здесь в первую очередь надо выделить появление в 1965 году двухголосного готово-выборного баяна «Рубин» на Кировской фабрике музыкальных инструментов. Сконструированный талантливым мастером Н. Самоделкиным, этот баян сыграл большую роль в популяризации готово-выборного инструмента и расширении обучения на нем в музыкальных школах и училищах в конце 60-х и в 70-е годы. Оригинальные конструкции инструментов были разработаны и специалистами Тулы - старейшего центра по производству гармоник. В 1974 году там создается баян “Левша” (авторы Ю.П. Маторин и В.В. Проскурдин), награжденный бронзовой медалью и дипломом ВДНХ. Также в Туле были изготовлены такие известные многотембровые готово-выборные баяны, как «Тула-401», «Мир», «Русь». Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна «Русь», изобретенная Ю.П. Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности инструмента, но и существенно снизить его вес с 15 до 11,5 кг.



Газарян С.С. История возникновения и развития баяна и аккордеона


В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом, приобретали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой .

Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И a клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.


Год рождения – 1822-й

Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану . Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном . Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки.

Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как гармоника попала в Россию.

Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов , поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова , а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.

Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить.

А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян .

Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.

Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру – Кириллу Демиану .

Цель мероприятия:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития баяна, аккордеона.
  • Развитие творческой инициативы и исполнительского мастерства, а также популяризация народного инструмента баян.
  • Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.

Оформление мероприятия:

  • Иллюстрации музыкальных инструментов народного оркестра.
  • Портреты известных мастеров и музыкантов-исполнителей.
  • Инструменты: гармонь, баян, аккордеон.

Звучит фонограмма русской народной песни “Валенки” в обработке А.Широкова в исполнении оркестра русских народных инструментов “Русские узоры”.

Ведущий : Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые народные музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, цимбалы – у белорусов, скрипка - у молдаван, а у русских – балалайка, домра и, конечно же, баян.

По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (пневматический – от греческого – “воздушный”). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган.

Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Совершенствование гармоник и искусство изготовления музыкальных инструментов достигло значительных успехов в 19 веке. Кроме правой, появилась и левая клавиатура, расширился диапазон, улучшилось качество звучания, изменилась и сама форма гармоники. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках. К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно – в каждом селе находился свой гармонист, свой “первый парень” на деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 – 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой). Любой мастер считал делом чести внести улучшение в существующую конструкцию, совершенствовал инструмент и его исполнительские приёмы игры.

В исполнении гармониста звучат “Плясовые наигрыши” в обр. В.Морозова.

В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший поиск более прогрессивных конструкций гармоники. Известный в России мастер Стерлигов П.Е. изготовил значительно усовершенствованный инструмент, которому музыкант дал название Баян (по имени легендарного певца – сказителя Баяна). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным. Баян – название инструмента принятое только в нашей стране. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

В исполнении баяниста звучит р.н.п. “Как у наших у ворот” в обр.А. Суркова.

За рубежом хроматические гармоники с различными типами правой клавиатуры (клавиши, кнопки) называют аккордеонами. Аккордеон – клавишный, аккордеон кнопочный. После войны аккордеон получил большее распространение. Современный аккордеон – музыкальный инструмент, имеющий на правой клавиатуре до 45 клавишей, а на левой – 140 и более кнопок. Количество регистров достигает до 36, то есть звук может иметь самые различные тембровые окраски. Наиболее высоким качеством игры музыканта, самым ценным свойством его музыкального орудия ещё издревле на Руси являлась способность “выговаривать” песню. Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода звукоидеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, баян \ аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов.

В исполнении аккордеониста звучит р.н.п. “Как под яблонькой” в обр.В.Белявского.

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне \ аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В.Романенко, Ю.Ткачёва, Г.Зайцева и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов. В известной песне поётся:

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна \ аккордеона, где и кем он был создан и почему его так назвали. В нашем городе так же есть много известных нам музыкантов – исполнителей на этих инструментах. В число этих музыкантов входите и вы наши юные баянисты и аккордеонисты. Мы будем рады вас послушать.

Дети читают стихи о музыке.

Послушай, музыка вокруг –
Ты без неё не проживёшь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, они вокруг тебя.

Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он сумеет создать чудеса.

Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель,
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться
Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня хочу сказать смело
Я труда ну совсем не боюсь
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь!

Небольшой концерт, где ученики и преподаватели исполняют народные пьесы на баяне и аккордеоне.

Список использованных материалов.

  1. А Мирек “Гармоника. Прошлое и настоящее” Москва, 1994 г.
  2. Г.Крылова “Азбука маленького баяниста” ч.2, Москва, 2010 г.
  3. Журнал “Музыка в школе” №6, Москва, 2012 г.
  4. Журнал “Музыка в школе” №3, Москва, 2013 г.
  5. Журнал “Музыка и ты”, №6, Москва,1987 г.
  6. А.Мирек “Из истории аккордеона и баяна”, Москва, 1967 г.

Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Несомненно, баян – единственный из многочисленных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Пользуется большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знает “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, колористическое и динамическое многообразие звучания инструмента – вот что так привлекает в баяне исполнителей и слушателей.

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Я.Ф.Орланский-Титаренко с баяном конструкции Стерлигова. Осень 1907 г

Наталья Вороненко,заведующая отделом «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», кандидат
педагогических наук, член ИКОМ ЮНЭСКО(2008 г.).

В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна. Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах (клавесинах)

«Итальянский след»

Подобный аккомпанемент, используемый в гармонике, был запатентован в 1897 году известным итальянским мастером-изготовителем и владельцем фабрики гармоник Паоло Сопрани. Он впервые в Европе изготовил и запатентовал левую клавиатуру с валиковой механикой для получения различных готовых аккордов с помощью одних и тех же 12 хроматических звуков. Она соответствовала, по сути, той , которая используется и по сей день. Клавиатура была изготовлена известным итальянским мастером Маттиа Беральди, работавшим на фабрике Паоло Сопрани. В этом же патенте была впервые представлена конструкция трехрядной кнопочной правой клавиатуры, создателем которой (по данным французского исследователя Пьера Монишона) был итальянский мастер Раймондо Питанези. Модель этого инструмента была представлена впервые на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Мирвальд и Чулков

Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К. Мирвальдом в Германии.

Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием -сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.И. Тимирязеву на сконструированном и изготовленном им трехрядном хроматическом инструменте.

Баян П.Стерлигова

Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.

Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.

Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.

Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у ), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.

Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.

Готово-выборный баян С.Новикова

Почти одновременно с мастером Стерлиговым над разработкой и совершенствованием баяна петербургской системы работал мастер Сергей Захарович Новиков. Его инструменты считались наилучшими по качеству и были самыми дорогими. В 1912 году им был сконструирован уникальный готово-выборный баян с тремя клавиатурами, правая клавиатура была съёмной. По желанию артиста он мог пользоваться либо готовой клавиатурой (с басами и готовыми аккордами), либо выборной (одиночные звуки как и в правой клавиатуре). Такой баян позволял играть произведения мировой классики. Оригинал готово-выборного баяна, изготовленного в 1912 году мастером С.З.Новиковым, выставлен в экспозиции .

Развитие баяна после 1930-х годов

С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В.А.Колчин, Н.Д.Косоруков, Ю.К.Волкович, А.А.Сизов. Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире.

Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям.

Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства.



Просмотров