Меццо сопрано как звучит. Известные оперные певцы и певицы

Меццо-сопрано , наиболее встречающийся из них вы слышите повмеместно. Изначально его можно классифицировать как средне-высокий тип голоса. Но тем не менее он относится к низким типам голосов.

Он достаточно подвижен, имеет плотную середину и гибкость, которая позволяет петь несколько типов партий — низкую, среднюю, и высокую (в опере, где используется только середина и верх). Чем ближе подвид этого голоса к сопрано, тем более «глухо» и тоньше звучат низкие ноты. Чем ближе к более низкому типу голоса — тем более плотные и яркие нижние ноты и тем более «звонкие верха». (Примечание — у высоких женских голосов мягкие, серебристые, полупрозраные верха). Переходные участки — до, ре, ми первой и (ля, си) до,ре второй октавы. Характерный признак голоса, отличающий его от сопрано — наличие тёплого тона внизу, а также, после распевания вниз, звучание голоса улучшается, как бы становясь немного плотнее и насыщеннее. Глубина, ширина, а так же и благородность звучание данного типа голоса — это уже результат постановки.

Известные меццо-сопрано: Cecilia Bartoli, Madonna, Алла Пугачёва, София Ротару, Ella Fitzerald, Ofra Haza, Tori Amos, Мария Малибран, Lady Gaga, Adele, Pink, Fiona Apple, Beyonce, Susan Boyle, Lita Ford, Joann Jett, Lorde, Miley Cyrus, Cher, Joss Stone, Imogene heap, Shirley Manson, Lizz Wright, Janis Joplin, Simone Simmons (Epica), Флор Янсен (новая вокалистка Nightwish).

Контральто. Встречается реже, чем меццо-сопрано(т.е. чаще можно встретить низкое меццо или же более высокий голос, который поёт ниже). Контральто — более глубокий по звучанию голос, тяжёлый, дымчатый, тёплый и бархатный. Может иметь либо округлость в звучании а-ля Элвис Пресли, либо некоторую андрогинность. Низа более яркие и плотные, чем у меццо-сопрано, верха — черезчур звонкие, напоминающие мужской фальцет. Хочу заметить, певцам, у которых данный тип голоса гораздо сложнее управлять голосом, чем всем остальным — это обсусловленно особенностями и свойствами голоса. Переломные ноты — соль, ля, си первой и до второй октавы. Это верхний переход, нижнего, в отличие от меццо и сопрано, как бы не бывает в силу того, что в голосе, за счёт анатомии, доминирует исключительно «грудное» звучание. Но стоит предположить, что он может находится в районе фа-соль малой октавы, если вести отсчёт от того, что в опере, откуда пришла классификация этих голосов, в партиях используются только середина и верхние ноты. Из нижних — не более двух-трёх. И ставят всё в таком виде, чтобы голос звучал более полно.

Один из определяющих факторов данного типа голоса — характерное плотное андрогинное звучание по всему отрезку от ля малой до ми второй (для поставленого голоса). Для того, чтобы меццо сойти за контральто, нужно петь в своём нижнем регистре — в малой и большой октаве, тогда голос будет отдалённо похож контральто. К слову, на участке до малой и примерно фа первой, меццо-сопрано вполне может иммитировать высокий мужской голос. Современные эстрадные певицы этим пользуются в художественных целях.

Известные контральто: Etta James, Джулиана Стрейндлав, Emilie Autumn, Nina Simone, Marian Anderson, Eva Podles, Певица Чили (группа Чи-Ли)

Меццо-контральто. Средне-низкий.

Ещё более редкий тип голоса по сравнению с контральто. Промежуточный голос между меццо-сопрано и контральто. Окраска голоса похожа на контральто, но голос имеет такую же подвижность, как и у меццо. Эстрадные примеры мне неизвестны. Я не смогла их найти в поиске, посему в качестве примера выкладываю только тех, кто относится к оперным певцам, которые сами себя классифицируют как данный тип голоса: Susan Sevier, Makiko Narumi, Maria Olszevska, Doris Brunatti.

Данный тип голоса упоминается исключительно в зарубежных источниках. У нас же, почему-то не сочли нужным его вообще упоминать. Вероятно, из-за того, что такие голоса имеются исключительно на западе. Весьма печально то, что у нас промежуточным голосам внимания никто не уделяет, даже обучаяя в эстрадных стилях. Пусть промежуточные голоса и не нужны в опере, но им найдётся место и на эстраде. Но и тут голос либо вытягивают в более высокий, либо кое-как пытаются получить из него более низкий. Это касается в большей степени российской реальности.

В одной из следующих заметок я чуть больше раскрою тему промежуточных голосов.

В музыкальной терминологии итальянское слово mezzo встречается очень часто, и на наш язык оно переводится как «наполовину, середина или средний», то есть что-то, находящееся между чем-то и чем-то.

Центральному голосу - центральные регистры

В данном конкретном случае это будет между контральто и сопрано. Все это женские певческие голоса. Находящийся в середине голос называется меццо-сопрано. Высокий женский голос называется просто сопрано, а низкий - альт. Каждый из голосов делится на лирический (верхний) и драматический (нижний). Часто сопрано трудно отличить от лирического меццо-сопрано, а драматическое сопрано от альта, есть и Специалистам знакомы нюансы, которые чаще всего зависят от певческих школ. Русские преподаватели вокала считают меццо-сопрано самым трудным для постановки голосом, но и самым богатым оттенками звучания. Зарубежные школы самым трудным голосом считают тенор. Поскольку женский певческий голос меццо-сопрано находится в середине, то полноту звучания он обретает в среднем регистре, его основной диапазон - малая-вторая октавы, от «ля» до «ля». Деление по полу и диапазону считается основным, хотя существует множество систем квалификации голоса и манеры исполнения. Учитывают его силу, виртуозность, подвижность и отчетливость. У мужчин голоса делятся на тенора, баритоны и басы.

Отечественные звезды

Меццо-сопрано присущи мягкость, объемность и насыщенность. Русская певческая школа, одна из лучших в мире, богата национальными традициями, гениальными исполнителями, громадным количеством непревзойденных оперных партий для каждого голоса. Русские певицы с голосом меццо-сопрано конца XIX и начала XX века принесли России всемирную славу. А. Нежданова, Н. Забела-Врубель, У. Цветкова, В. Петрова-Званцева - гордость отечественного вокала. XX век богат именами певиц, обладающих именно меццо-сопрано. К ним относятся Ирина Архипова и Зара Долуханова, Тамара Синявская и Надежда Обухова, Елена Образцова и Любовь Казарновская. Относился к меццо-сопрано и голос Людмилы Зыкиной.

Диапазоны певиц

К сожалению, в разных источниках голоса некоторых певиц относят к разным диапазонам. Может быть, это потому, что им под силу петь разные партии. Так, например, Любовь Казарновская, обладающая великолепным сопрано, исполняет партию Кармен (эта партия оговорена изначально для сопрано, меццо-сопрано и контральто) и считается лучшей исполнительницей этой роли. Происходит это потому, что петь нехарактерные для голоса партии позволяет диапазон голоса, которым обладает актриса. Голос любого обычного человека охватывает полторы октавы, певец же должен брать хотя бы чуть более двух, а женские певческие голоса часто захватывают около трех октав. Миру известны феноменальные голоса. Има Сумак одна из таких певиц. О возможностях ее голоса спорят до сих пор - поклонники утверждают, что ей под силу были пять октав, в том числе и партии меццо-сопрано. Диапазон Имы Сумак был невероятно широк.

Оперные солистки с мировыми именами

К современным отечественным солисткам, обладающим конкретным меццо-сопрано, относятся Елена Образцова и Лариса Дядькова, поющая в Мариинском театре. Кроме отечественных оперных див, миру известны следующие звезды меццо-сопрано: Агнес Бальтса, каммерзенгер (камерный певец, особое почетное звание) Венской государственной оперы; лауреат премии «Грэмми», солистка Цюрихской оперы и «Ла Скала» итальянская певица Чичилия Бартоли. Обладают меццо-сопрано певицы из Швеции - Анна Софи фон Оттер и Малена Эрнман. Очень популярны американские оперные дивы - Фредерика фон Штаде, Джойс ди Донато и Сьюзен Грэм. Также необходимо отметить из Латвии, Веселину Казарову из Болгарии, Ангелику Киршлагер из Австрии и Вальтруду Майер из Германии.

Лучшие из лучших

Все вышеперечисленные певицы - звезды первой величины на оперном небосклоне.

Списков, перечисляющих мировых звезд, существует множество, все они составляются по определенному признаку - то солисты театров, то наши современницы, А вот список певиц, обладающих меццо-сопрано, всех времен и народов:

  • Елена Образцова - народная артистка СССР.
  • Надежда Обухова - заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РСФСР.
  • - вокалистка группы Epica.
  • - финская оперная и хэви-металл певица.
  • - народная артистка СССР.

Знаменитые партии

Всегда все композиторы писали партии для этого удивительного голоса - меццо-сопрано. Это такие классические арии, как графиня из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», его же Лаура в «Иоланте» и Ольга в «Евгении Онегине». Джузеппе Верди в нескольких своих бессмертных произведениях написал такие партии, как Эболи в опере «Дон Карлос», Амнерис в «Аиде», Финена в «Набуко» и Азучена в «Трубадуре» - Верди любил этот голос. У Гаэтано Доницетти, в его знаменитой опере «Лючия де Ламмермур», партия Алисы написана для меццо-сопрано. Голосом этим же поет Далила в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Золушка в одноименной опере и Розина в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе, Клитемнестра в «Электре» Рихарда Штрауса. У Моцарта в «Свадьбе Фигаро» партии Марцелины и Керубино - меццо-сопрано. У Вагнера и Массне в «Кольце Нибелунгов» и «Вертере» соответственно основные женские партии написаны для этого голоса. У русских знаменитых композитов - А. С. Даргомыжского в «Каменном госте» Лаура, у Н. А. Римского-Корсакова в «Царской невесте» Любаша, у М. П. Мусоргского в «Борисе Годунове» Марина Мнишек - все они поют меццо-сопрано. Певицы современные партии в мюзиклах исполняют с большим удовольствием, потому что они очень быстро приносят мировую славу. Партии для меццо-сопрано есть в «Кошках», «Чикаго», «Звуках музыки» и многих-многих других. Партии для этого голоса присутствуют и в опереттах Иоганна Штрауса, и Жака Оффенбаха.

Талантливая молодежь

Следует отметить молодых талантливых певиц. Красавица Нино Сургуладзе обладает удивительным меццо-сопрано и плюс еще неординарным актерским талантом. Солистка «Новой Оперы», лауреат нескольких конкурсов Юлия Минибаева с блеском исполняет все партии на сцене этого удивительно популярного Московского театра. Анна Синицина, тоже солистка «Новой оперы», обладает удивительным, обволакивающим меццо-сопрано и великолепно исполняет партию Керубино из «Свадьбы Фигаро» и куплеты Зибеля из «Фауста».

В этом театре очень много молодых талантливых певиц, и в нем регулярно проходят концерты под названием «Меццо-сопрано на сцене Новой Оперы». К талантливым отечественным певицам можно отнести Елену Семякову и Ольгу Де. Совсем недавно в России выступала молодая американская певица, номинантка премии «Грэмми», обладательница красивого меццо-сопрано Кирстен Ганлогстон. Она выступала в сопровождении Омского симфонического оркестра на закрытии его сезона.

Партия Кармен как проверка мастерства певицы

В конце необходимо отметить одну из самых знаковых оперных партий для этого голоса - несравненную Кармен. Сама опера - кульминация творчества Жоржа Бизе. Партию Кармен мечтает исполнить любая оперная певица. Эта роль становится оценкой творчества. Начиная с первой исполнительницы, Селестины Галли-Марье, все последующие после оперы «Кармен» приобретали мировую известность. Самой опере и ее героине посвящалось много произведений - она потрясала поэтов и художников. Александр Блок написал следующие строки: «… и кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы…» На этот цикл под названием «Кармен» поэта вдохновила одна из прекраснейших исполнительниц партии Кармен, звезда Санкт-Петербурга времен Блока, кумир молодежи, певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас, обладательница чистого прекрасного меццо-сопрано.

  • Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое легкое и крепкое сопрано
  • Лирико-драматическое и драматическое сопрано
  • Лирическое и драматическое меццо-сопрано
  • Контральто

Сопрано

Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано.

(Условно: К и Л-К )

Это самые легкие и подвижные голоса. Диапазон К: до первой октавы – соль-диез третьей. Диапазон Л-К: до первой октавы – ми третьей. Нижняя квинта диапазона выразительна на пиано, а на форте здесь голос звучать не может. Рабочая середина – ми , фа первой октавы – фа , соль-диез второй. Оба типа можно назвать обладателями самых блестящих верхов, которые звучат чуть теплее у Л-К . Они легко справляются со всеми видами украшений, но для колоратуры это заложено в большей степени природой, а для Л-К имеет значение выучка. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых, они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски этим голосам почти не доступны: горе, страдание, жестокость они выражают лирическими средствами.

Оперный репертуар:

  • Царица ночи – Моцарт «Волшебная флейта» (К );
  • Джильда – Верди «Риголетто» (Л-К );
  • Джульетта – Гуно «Ромео и Джульетта» (К );
  • Эльвира – Беллини «Пуритане»;
  • Розина – Россини «Севильский цирюльник» (сейчас – К );
  • Филина – Тома «Миньон»;
  • Виолетта – Верди «Травиата» (сейчас – К );
  • Лакме – Делиб «Лакме» (К );
  • Шемаханская царица – Римский-Корсаков «Золотой петушок» (К );
  • Антонида – Глинка «Иван Сусанин» (Л-К );
  • Царевна-лебедь – Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (Л-К );
  • Оксана – Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»;
  • Шахсенем – Глиэр «Шахсенем»;
  • Людмила – Глинка «Руслан и Людмила» (Л-К );
  • Люба Шевцова – Мейтус «Молодая гвардия».

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К ), Валерия Барсова (К ), Милица Корьюс (К ), Гоар Гаспарян (К ), Алла Соленкова (К ), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К ), Монсерат Кабалье (Л-К ), Д. Сазерленд (Л-К ).

Лирическое легкое (ЛЛ ) и лирическое крепкое сопрано (ЛК )

Это также так называемые легкие голоса с теплым тембром, но с менее выраженной подвижностью. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, нижняя кварта убедительна в оттенках. Рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Для них в операх написаны партии героинь, обладающих внутренней силой, выдержанных в проявлении своих эмоций.

Оперный репертуар:

  • Микаэла – Бизе «Кармен» (ЛЛ );
  • Маргарита – Гуно «Фауст» (ЛК );
  • Дездемона – Верди «Отелло» (ЛК );
  • Эльза – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Мими – Пуччини «Богема» (ЛЛ );
  • Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй» (ЛК );
  • Парася – Мусоргский «Сорочинская ярмарка»;
  • Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста» (ЛЛ );
  • Волхова – Римский-Корсаков «Садко» (ЛК );
  • Иоланта – Чайковский «Иоланта» (ЛК );
  • Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛК );
  • Прилепа – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК ).

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.

Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.

Лирико-драматическое (ЛД ) и драматическое сопрано (Д )

Драматическое сопрано – более сильный, мощный, большего наполнения по всему диапазону звучания голос по сравнению с ранее рассмотренными. Это – пожалуй, самый богатый по возможностям сопрановый голос, у которого ярко выражен контраст между пиано и форте, которому подвластны и лирические, и драматические краски. Лирико-драматическое и драматическое сопрано имеет такой же диапазон, как и предыдущие голоса, но более насыщенный тембр и разнообразие динамических оттенков в нижней квинте, на микстовом отрезке диапазона и в головном регистре. Кроме того, грудное звучание этих голосов сохраняется до более высоких нот. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Лирико-драматическое сопрано может исполнять партии и лирического, и драматического плана, оттеняя в характере героинь те черты, те качества, которые позволит описать тембр голоса. В операх для этих голосов созданы образы героинь, полные страстей, коварства, переполняемые сильными чувствами, можно сказать, образы сильных личностей.

Оперный репертуар:

  • Турандот – Пуччини «Турандот» (Д );
  • Аида – Верди «Отелло» (ЛД );
  • Сантуцца – Масканьи «Сельская честь» (ЛД );
  • Тоска – Пуччини «Тоска» (ЛК , ЛД );
  • Горислава – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛД );
  • Ярославна – Бородин «Князь Игорь» (ЛД );
  • Наташа – Даргомыжский «Русалка» (ЛД );
  • Лиза – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК , ЛД );
  • Кума – Чайковский «Чародейка» (ЛД );
  • Катерина – Шостакович – «Катерина Измайлова» (ЛД ).

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).

Обладательницы этих типов голосов: Мария Каллас (Д ), Райна Кабайваньска (ЛД ), Фелия Литвин (Д ), Галина Вишневская (ЛД ), Наталья Троицкая (Д ), Любовь Казарновская (Д ), Елена Иванова (ЛД ), Галина Горчакова (ЛД ), Джесси Норман (Д ), Эва Мартон (Д ), Тереза Стратас (ЛД ), Лидия Абрамова (ЛД ).

Лирическое (ЛМЦ ) и драматическое (ДМЦ ) меццо-сопрано

Первый из этих голосов больше тяготеет к сопрано, второй – к контральто. Насыщенность грудного регистра выше у драматического меццо, этот голос имеет и более плотную середину. Диапазон обоих голосов от ля малой октавы до ля второй, хотя встречаются и более низкие, и более высокие голоса. Среди образов – и кокетливые, коварные обольстительницы с ярким темпераментом, и юные девушки, готовые на совершение подвига, и герои-травести.

Оперный репертуар:

  • Полина – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ );
  • Кармен – Бизе «Кармен» (ЛМЦ );
  • Миловзор – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ );
  • Весна – Римский-Корсаков «Снегурочка» (ЛМЦ );
  • Ганна – Римский-Корсаков «Майская ночь»;
  • Жанна д’Арк – Чайковский «Орлеанская дева» (ЛМЦ );
  • Золушка – Россини «Золушка» (ЛМЦ );
  • Зибель – Гуно «Фауст» (ЛМЦ );
  • Керубино – Моцарт «Свадьба Фигаро» (ЛМЦ );
  • Азучена – Верди «Трубадур» (ДМЦ );
  • Рогнеда – Серов «Рогнеда» (ДМЦ );
  • Марфа – Мусоргский «Хованщина» (ЛМЦ );
  • Любаша – Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Любава – Римский-Корсаков «Садко».

Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).

Контральто

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.

Оперный репертуар:

  • Ульрика – Верди «Бал-маскарад»;
  • Ваня – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Ратмир – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Нежата – Римский-Корсаков «Садко»;
  • Кончаковна – Бородин «Князь Игорь».

Высекай женский голос, но ниже сопрано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МЕЦЦО СОПРАНО женский голос выше альта, но ниже сопрано. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕЦЦО СОПРАНО, нескл., ср. и жен. (итал. mezzo soprano, букв. средне высокий) (муз.). 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица, обладающая таким голосом (разг.). Эту партию вчера,… … Толковый словарь Ушакова

МЕЦЦО СОПРАНО, нескл. 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица с таким голосом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Современная энциклопедия

- (итал. mezzosoprano от mezzo средний), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Большой Энциклопедический словарь

Меццо-сопрано - (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Меццо сопрано, нескл … Орфографический словарь-справочник

меццо-сопрано - нескл., с. и ж. 1) с. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2) ж. Певица, обладающая таким голосом. Репертуар для меццо сопрано. Выдающаяся меццо сопрано. Этимология: От итальянского mezzosoprano… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция , Ульянов В. Ред.-сост.. Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция…
  • Арии, романсы и песни из репертуара Валентины Левко. Для меццо-сопрано и фортепиано , Киреев Д.З.. Концертная деятельность народной артистки РСФСР Валентины Левко - одно из самых ярких явлений в истории отечественной исполнительской культуры. Ее голос соединяет в себе возможности…
  • Песни прекрасного пришельца. Вокальный цикл-эстафета для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано / Songs of the beautiful stranger. Vocal cycle for soprano, mezzo-soprano, tenor, basso and piano , Изосимов А.. ПЕСНИ ПРЕКРАСНОГО ПРИШЕЛЬЦА Вокальный цикл-эстафета. для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано. …

Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.

Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.

Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.

Чем отличается меццо-со прано от других голосов

В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.

При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.

В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.

В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.

Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:

  1. На верхних участках диапазона меццо-сопрано становиться невыразительным и теряет красивый тембр. Сопрано на этом участке диапазона только набирает красоту и выразительность голоса (примерно от соль первой октавы до фа второй).
  2. Диапазон от до-ре второй октавы до фа может оказаться вообще не рабочим, что не характерно для сопрано.
  3. Низкие ноты не представляют трудностей и звучат красиво и глубоко, в отличие от сопрано, которым трудно петь эти ноты. Иногда на таких нотах, как ля и соль малой октавы сопрано теряет выразительность голоса и эти ноты почти не звучат.

Почему меццо-сопрано трудно определить

Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. формируется позже других голосов , поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам . Но и тут преподаватели могут ошибиться.

Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.

У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.

Известные певицы – СПИСОК

Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.

Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.



Просмотров