Нетрадиционные техники рисования в подготовительной. Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде»

Людмила Захарова
Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее

Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее .

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Работая в детском саду , я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами . Они не боятся ошибиться, т. к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое . Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса. Зная все это, я занялась с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками рисования .

Прежде всего, мне хотелось научить детей способам тонирования бумаги. Рисунок получается более законченным и интереснее , если он выполнен на каком-либо цветном фоне.

Прочитав пособие А. А. Фатеевой «Рисуем без кисточки» , я начала работу с детьми. Для того чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, я сделала образцы тонированной бумаги сама. Это был 1 этап моей работы.

Для этого нужно :

Намочить бумагу водой;

Провести широкой кистью мазки слева направо, отрывая кисть от бумаги после каждого мазка;

Работу выполнять сверху вниз.

2 этап – выставка работ, сделанных мною .

3 этап – творчество детей.

1 способ, который освоили дети – «отмывка» или тонирование одним цветом.

2 способ – вливание цвета в цвет или втекание краски вниз :

Намочить бумагу водой;

Нанести мазок краски любого цвета;

Вымыть кисть и нанести мазок другого цвета;

Приподнять бумагу за верхний край так, чтобы стекая вниз, краски свободно смешивались.

3 способ тонирования, который освоили дети, называется «цветные кляксы» .

Для этого нужно :

Намочить бумагу;

Поставить поочередно любой краской пятна-кляксы (белую бумагу не закрашенной не оставлять) .

4 способ тонирования, освоенный детьми – «фон текстурной бумаги» . Предлагаю 2 варианта, которые делают дети моей группы :

1 способ – акварель по сырой бумаге + соль.

Намочить бумагу;

Нанести краску (полосами или пятнами) ;

На сырую краску насыпать поваренную соль;

Дать просохнуть (соль можно смахнуть или оставить) .

2 способ – акварель + целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов.

Намочить бумагу;

Нанести краску;

На сырую поверхность положить целлофан;

Дать просохнуть.

Данная техника вызвала у детей неподдельный интерес , они увлеклись процессом, и я предложила придумать, что можно изобразить или дорисовать на такой бумаге . Дети рисовали цветы , космос, деревья и многое другое.

Следующая техника , вызвавшая интерес детей – «выдувание» . Изучив главу «Рисуем легкими» А. А. Фатеевой, я предложила детям пейзаж в технике выдувания .

1 этап – сделала образец и показала детям.

2 этап – творчество детей.

Ход работы:

сделать фон на сырой бумаге ;

На сухой фон внизу рисунка нанести каплю темной краски (черную, коричневую, зеленую) ;

Подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед;

Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания надо покачивать из стороны в сторону.

Детям понравилось осваивать новые техники .

Следующее, что освоили дети – это техника «Печатаем растения» . Собрали на прогулке листья деревьев и кустарников. Высушив их, приступили к освоению этой техники :

Нанесли краску на листочек;

Уложили листочек краской вниз;

Придавили чистым листом бумаги;

Аккуратно сняли листочек.

Дети «печатали» картины, дорисовывали отдельные детали , подходящие по смыслу, одним словом фантазировали.

Следующим этапом работы по формированию творческих способностей является способ нетрадиционного рисования – «монотипия» . Изучив методические рекомендации О. А. Белобрыниной, опираясь на ее опыт, приступили к освоению этой техники .

Понадобятся материалы :

Бумага, краски, кисточки

Ход работы:

Согнуть лист пополам (книжкой) ;

На половине листа нарисовать , например, 2 крыла бабочки или половину дерева;

Сложить лист и прогладить его ладошкой;

Развернуть.

Получается зеркальное отображение 2-х крыльев или вторая половина дерева и т. д.

Монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.

Еще один способ, который удивил, увлек и порадовал детей – это способ диатипия. Эта техника считается разновидностью монотипии. Получила свое название от греческого dia – сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы.

Для этого понадобятся материалы : краски любые, картон, бумага, карандаш.

Ход работы:

Ватным или поролоновым тампоном нанести легкий слой краски на поверхность картона;

Сверху положить лист бумаги;

Предложить ребенку что-нибудь нарисовать на нем карандашом или просто заостренной палочкой.

На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необычным рисунком и фоном.

Эта работа учит детей аккуратности, развивает внимание и воображение.

Следующий этап моей работы по нетрадиционной технике рисования – «Волшебные нитки» . Эта техника вызывает у детей восторг. Используя ее, они становятся маленькими волшебниками!

Для этого понадобится :

Нитки № 10, нарезанные по 20-25 см;

Акварель или цветная гуашь;

2 листа бумаги (тонированной или белой) .

Ход работы:

Опустить нитку в краску, держа ее за кончик, чтобы она пропиталась;

Уложить нитку на лист бумаги (кому как понравится) ;

Сверху придавить другим листом бумаги;

Вытянуть за кончик ниточку, убрать верхний листок;

На каждый новый цвет накладываем чистый лист сверху.

Ниже представлены работы детей с использованием этой техники .

В этой технике масса преимуществ – неограниченное пространство для фантазии. Здесь можно дорисовать фломастерами или красками и кистью тот образ, который ребенок увидел на бумаге.

Еще одна техника , заинтересовавшая детей – «Припечатка» . Это рисование тампоном , сделанным из ткани , внутри которого помещена вата. Такой техникой можно как тонировать бумагу, так и выполнять рисунки. Животные, деревья, лесные зверушки получаются «лохматыми» , «мягкими» . Деревья – с кудрявой кроной. Остается только немного дорисовать некоторые детали .

Работа в этой технике делает каждого ребенка художником, помогает раскрепоститься, стать смелее и рискованнее, помогает самовыразиться, развивает фантазию и интерес к творчеству .

Особенно нравится техника детям , у которых не очень хорошо получается рисовать кистью .

Я радуюсь вместе с детьми, когда получается интересно . Придумали игру : «Кто больше увидит фантастических образов» или «Кто придумает интересную сказку в рисунках » . Мы оформляем работами детей группу , приемную детского сада , делаем подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Мы и дальше будем создавать удивительные работы, которые, надеюсь, помогут детям открывать этот удивительный мир творчества.

Публикации по теме:

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе своего ребенка. Поэтому.

А нам еще только 40! Есть в Уруше прекрасная страна, Знают о ней все на свете! Знания и доброту несет она, Главное ее богатство – это дети.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования - рисование манной крупой» Данный мастер - класс позволит подарит детям яркие впечатления, разнообразит образовательный процесс Рисование манной крупой - это одна.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Рисование клеем и солью» Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования.

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию нашу коллективную работу с детьми, рисование ладошками и печатками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;


- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;



- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.


Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

Тюнтяева Оксана Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Цель:

формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей эстетическое восприятие

действительности, эстетическое отношение к

явлениям окружающего мира;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной

деятельности;

Образовательные:

Закрепить понятие «пейзаж»;

Учить изображать фон рисунка, используя метод

нанесения акварельной краски «по мокрому», чередуя

оттенки неба – от темно-синего до голубого, травы –

от светло-зеленой до темно-зеленой;

Учить рисовать, используя технику рисования мятой

бумагой (прижимание бумажных комочков к листу);

Учить дополнять движением кисти дорисовывать

мелкие детали изображаемого (лепестки цветов,

стебельки, тем самым завершая эстетическую карти-

Развивающие:

Развивать творческие способности у детей старшего до-

школьного возраста;

Развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус;

Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое

многообразие цветущего луга;

Материалы:

листы А 4, акварельные краски, кисти № 4 для передачи фона, гуашь, бумажные комочки, кисти № 2 для изображения мелких деталей рисунка (лепестки цветов, стебельки, салфетки; музыкальный отрывок песни Гр. Гладкова «О картинах», отрывок песни «Разноцветная игра» (автор текста Л. Рубальская, композитор Б. Савельев, отрывок песни В. Шаинского «Дети любят рисовать», наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» «Пейзаж»;подвижная игра "Пчелы" взята на сайте "Фламингуру","Букет цветов"(автор Светлана Русанова).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Беседа.

Воспитатель: - Ребята, любите ли вы рисовать?

Дети: - Да.

Воспитатель: А чем можно рисовать?

Дети: - Цветными карандашами, фломастерами, красками, гуашью.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Верно.

(Звучит песня В. Шаинского «Дети любят рисовать»).

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Воспитатель: - Ребята, а вы верите в волшебство?

Дети: - Да!

Воспитатель: - У меня есть один знакомый волшебник и он мне рассказал вот такую историю. Послушайте, пожалуйста.

В одном далеком городе жил-был маленький мальчик Коля. Он был грустный и печальный и ничто его не веселило. А город этот, ребята, был необычный. Это был Серый город. Небо было серое, река - серая и даже трава и цветы были серого цвета. Конечно же, все жители в этом городе были строгие, хмурые и ничто их не радовало.

Но однажды в этот город прилетел волшебник. Ему стало жаль Колю и он решил с ним подружиться. У Коли был день рождения. На столе стоял большой пирог со свечками. Казалось бы такой веселый праздник, а Коля продолжал грустить. Тогда волшебник решил подарить мальчику краски. Краски жили в большой разноцветной коробке. Но краски были не простые, а волшебные. Надоело им жить в тесной коробке и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка приоткрылась и веселые тюбики с краской принялись за дело: солнце стало желтым, трава - зеленой, небо – голубым, цветы, бабочки, стрекозы – разноцветными. Краски старались, как только могли, чтобы порадовать всех вокруг. И о чудо! Все стали улыбаться, помогать друг другу, делать подарки. Мир заиграл разноцветными красками! Коля повеселел и пригласил много детей на свой праздник. С тех пор мальчик Коля никогда не грустил.

А добрый волшебник, ребята, передал для нас письмо. А в письме – секрет веселого настроения. Только письмо не простое, а музыкальное.

(Дети слушают отрывок из детской песни «Разноцветная игра», стихи Л. Рубальской):

Мы с утра глядим в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

А сейчас, ребята, откроем глазки

И окажемся мы в сказке.

А помогут нам оказаться в сказке наши с вами волшебные краски.

Ребята, давайте вспомним какие жанры живописи существуют в изобразительном искусстве?

Дети: - Натюрморт, пейзаж, портрет.

Воспитатель: - Молодцы! Верно. Сегодня мы с вами будем рисовать пейзаж. А что такое пейзаж?

Ответы детей.

Воспитатель: - Поможет вспомнить нам веселая детская песенка.

(Звучит песня Гр. Гладкова «О картинах»).

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Да, ребята, пейзаж – это изображение природы.

Сегодня мы будем рисовать не так как обычно. Я познакомлю вас, ребята, с новой техникой рисования. Она называется «рисование мятой бумагой».

Но для начала давайте с вами сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Букет цветов».

Посадили зернышко, (воспитатель кладет в ладони каждому ребенку воображаемое «зернышко»)

Выглянуло солнышко. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Солнышко, свети, свети!

Зернышко, расти-расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди).

2. Практическая часть.

Этапы выполнения работы:

1. Выполнение фона рисунка акварельной краской. Лист бумаги смачиваем водой с помощью кисти. Рисуем по мокрому листу. Небо более темных оттенков вверху рисунка изображается темно-синей краской постепенно плавно переходя в светлые голубые тона. При изображении травы соблюдается так же плавный переход от светло-зеленого тона к темно-зеленому (изумрудному) оттенку.

2. Маленькие кусочки бумаги сминаем в комочки.

3. Обмакиваем комочки в тарелки с гуашью и прижимаем комочки к листу бумаги, оставляя отпечатки в виде облаков и травы.

4. Обмакиваем комочки в красную, желтую и синию гуашь, оставляя следы на бумаге в виде цветов.

5. Придаем контур травинкам и лепесткам цветов в поле с помощью кисточки.

Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем!

Подвижная игра «Пчелы».

С помощью считалки выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.

Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные -

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.

Как только одной из Пчел удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.

Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

3. Заключительная часть.

Подводятся итоги занятия. Организуется выставка детских работ.















В детском саду малышей обучают множеству различных важных и интересных приемов, которые в дальнейшем существенно упрощают жизнь. Так, например, нетрадиционное рисование в подготовительной группе может не только стать хорошим развлечением, но и увлечением, хобби в будущем.

Темы занятий

Воспитателям особенно тяжело подобрать какие-то конспекты, поэтому основная масса занятий проходит по стандартным схемам или же вообще берется «из головы». Возможные темы, которые можно подстроить под нетрадиционное рисование:

  1. Зима.
  2. Лето.
  3. Отдых летом.
  4. Осень.
  5. Осенний лес.
  6. Праздничные темы.
  7. Весна.
  8. Пробуждение природы.
  9. Абстракции.
  10. Тонирование.
  11. Семья.
  12. Транспорт.
  13. Космос.
  14. Животные.
  15. Птицы.

Продолжать список можно до бесконечности. Однако нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада на эти темы является самым продуктивным и общепринятым.

Зима в качестве темы для занятий

Пожалуй, с этой тематикой все довольно просто, но интересно. Есть масса способов сделать нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Зима» действительно забавным и веселым. При этом познавательным и полезным. Что можно использовать:

  • ватные палочки или тампоны;
  • конфетти;
  • блестки;
  • воду;
  • капустные листы;
  • поролоновые губки;
  • соль;
  • сахар.

У каждой из техник есть свои особенности и нюансы, которые нужно учитывать. Нетрадиционное рисование по зимней теме можно разделить на несколько разных занятий, чтобы опробовать несколько методик.

Новый год

Для этой темы можно использовать сразу несколько бесклеевых техник. Например, с блестками и поролоновыми губками. Что потребуется:

  1. Краски.
  2. Вода.
  3. Поролоновые губки с большими порами.
  4. Блестки сухие.

Как все это применить на практике? Сначала попросить детей изобразить новогоднюю елочку, а затем украсить ее блестками. Примечательно, что клей не требуется совершенно. Просто блестки нужно распылять на еще не подсохшую краску, чтобы они на ней закрепились. При помощи поролоновой губки необходимо нанести пористый узор синей краской, чтобы в итоге получился своеобразный снежок или иней. Малышам понравится проводить занятие не только такими необычными материалами, но и некоторыми другими.

Зимние узоры

По этой тематике можно использовать различные техники, которые придутся по душе детям. Например, создание оттисков при помощи капустного листа. Нетрадиционное учит применять материалы, которые на первый взгляд совершенно не предназначены для изобразительного искусства. Как использовать капустные листы? Все довольно просто. Потребуются:

  • краски;
  • листы бумаги;
  • кисти;
  • пластиковые тарелки;
  • листы капусты свежие и хрустящие;
  • елочные веточки.

Из красок идеально подходит гуашь, поскольку она густая, ее проще наносить. Чтобы деткам было веселее, можно дополнить уроки веселыми рассказами и стишками. Нетрадиционное рисование зимних узоров при помощи капустных листов состоит из нескольких этапов.

Этап первый: оттиски

Желательно надеть деткам защитные фартуки и перчатки, чтобы они не испачкались в процессе. На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска. Только на сами прожилки, чтобы оттиск получился интереснее и ровнее. Затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался. Изначально капусту кладут на пластиковые тарелки. В этом случае рабочая поверхность останется чистой и аккуратной.

Этап второй: прорисовка

Тонкой кистью к готовому оттиску добавляется прорисовка красками, чтобы образовался наиболее замысловатый и сложный узор. Его можно слегка размыть водой. В этом случае получится настоящий который обычно получается на стеклах.

Этап третий: вьюга

Еловые веточки нужны для того, чтобы сделать вьюгу. В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.

Этап четвертый: обсуждение

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе (зима как тема для занятия) подразумевает и обсуждение результатов. Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по-другому.

Весна как тема

Весенняя тематика не менее интересна, чем зимняя. Рисовать можно при помощи множества различных материалов. Например, могут пригодиться:

  • ватные диски;
  • гуашь;
  • акварель;
  • большая круглая кисть;
  • пищевые красители (синий, желтый, красный, зеленый).

Детские можно сочетать между собой как в данном случае. Само занятие подразделяется на несколько основных этапов.

Шаг 1: подготовка фона

Лист бумаги смачивается водой, затем на него наносится акварель: верхняя полоса бледнее, чем все последующие. Рекомендуемые цвета: розовый, красный, сиреневый, фиолетовый. Важно, чтобы фон не успел полностью высохнуть перед вторым этапом.

Шаг 2: пищевые красители

Их распыляют на середину листа в хаотичном порядке, смешивая цвета. Получается необычное буйство красок, которое в дальнейшем преобразуется в роскошный букет цветов. должны высохнуть перед тем, как будет выполняться прорисовка гуашью.

Шаг 3: ваза для цветов

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Весна» в данном случае заключается в изображении натюрморта без натуры. То есть наглядное пособие для него не требуется. Ваза прорисовывается круглой большой кистью. Важно напомнить детям, что для натуральности рисунка требуется сделать блики на посуде. Они всегда светлые, как будто солнечные лучи попадают на вазу. Форму можно выбрать любую: круглую, овальную, квадратную.

Шаг 4: прорисовка деталей

Когда просохнет пищевой краситель, можно добавлять четкие прорисовки зеленых стеблей у цветов гуашью. Это придаст рисунку почти законченный вид. Важно объяснить детям, что стебли не должны попадать на саму вазу, поскольку находятся в ней. При помощи холодных оттенков прорисовывается тень от посуды. Задача воспитателя - объяснить, с какой стороны она должна находиться относительно бликов на вазе.

Шаг 5: использование ватного диска

С его помощью можно сделать необычное, выпуклое и весьма ощутимое яблочко. Диск обильно смачивается водой, прижимается к рисунку с одной из сторон вазы. Пока вата не высохла, ее покрывают гуашью в желтый или красный цвет, пририсовывают хвостик. Для живости можно добавить и зеленый листик.

Летняя тематика

Для занятия по такой теме можно воспользоваться пальчиковой и кулачковой техникой. Все довольно просто и интересно для малышей. Приобретать необязательно, достаточно гуаши и теплой воды, чтобы потом вымыть руки. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Лето» может быть с любой подтемой, но самые интересные в кулачковой и пальчиковой технике - животные и птицы. Например, можно нарисовать зайчика на зеленой лужайке.

Этап первый: животное

Поскольку рисунок не всегда должен отображать реальную картинку, то цвет для зайца можно выбрать любой, какой только понравится ребенку. Гуашь подходящего оттенка разводят в пластиковой тарелке. Малыши сжимают руку в кулачок, затем промокают один бок в краске. Пока она не высохла, прижимают кулак к листу бумаги, чтобы образовался четкий оттиск. При необходимости пальчиками можно сделать голову зайца ярче, набрав дополнительно краски. Таким же образом пририсовывается тело животного. Пальчиками добавляются ушки, лапки и хвостик. С помощью кисточки или ватной палочки рисуют глазки и носик, зубки, усики у зайчика.

Этап второй: лужайка

Ее тоже можно сделать кистью или же пальчиками. Зависит от того, что больше понравилось малышам. Кстати, если оставить этот момент на их усмотрение, то все рисунки будут максимально отличающимися друг от друга, что даст почву для активного обсуждения. В дальнейшем такой анализ и самоанализ пригодятся детям в школе и взрослой жизни. После прорисовки лужайки, цветов на ней можно дополнить картинку солнышком и облаками. Летний рисунок готов.

Птицы в пальчиковой технике

Таким же образом можно нарисовать и птиц. Например, курочку или петушка. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Птицы» выглядит так:

  1. Сначала ладошку смазывают краской (например, желтой), затем прижимают к листу бумаги.
  2. Руки обязательно моют перед тем, как приступить к прорисовке другими цветами. Воспитателям нужно следить за тем, чтобы все детки проделали процедуру, поскольку один из ключевых моментов - поддержание чистоты.
  3. Пальчики смачиваются в гуаши (например, красного цвета), затем прорисовывается бородка и хохолок там, где есть отпечаток большого пальца, хвост - на мизинце, крылышко на самой ладони и отдельные перья на отпечатках остальных пальчиков.
  4. Когда рисунок немного подсохнет, при помощи ватной палочки изображается глаз у петуха или курочки, выполняется контур тела.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на данную тематику может быть и другим. Например, если есть настоящие перышки птиц (например, из подушки). В этом случае можно сочетать пальчиковую технологию с перьевой. То есть оперение птицы рисуют при помощи смоченного в краске настоящего пера. В этом случае узор получается особенно живым и интересным.

Осенний лес оттисками

Для выполнения потребуются:

  • краски (гуашь);
  • настоящие листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие);
  • кисти.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Осень» в оттисковой технологии не самое сложное занятие, но очень интересное и занимательное. Последовательность действий такова:


Восковые рисунки

Данная методика довольно безопасна и интересна, поскольку результат всегда получается оригинальным и неожиданным. Потребуются декоративные цветные свечи, гуашь и пластиковые ножички (какие бывают в наборах для лепки, например). Нетрадиционное рисование в подготовительной группе, картинки с примерами для которого можно подобрать заранее, в данной технике может быть на любую тему. Космоса, например. Свечками на листе бумаги вырисовываются различные кометы, планеты и прочие галактические элементы. Затем все покрывают краской, а лишние детали вырезают пластиковым ножом. Примечательно, что гуашь должна быть максимально густой, иначе будет растекаться по воску.

Цели занятий

Помимо того что нетрадиционное рисование в подготовительной группе помогает весело провести время, оно еще и несет несколько других важных функций. Во-первых, развивает мелкую моторику. Когда используются разные материалы для творчества, то это сказывается на ней, как ничто другое. Во-вторых, помогает развить мышление и фантазию. Дети не просто копируют то, что видят перед собой (пример), но и вносят в рисунок что-то свое, дополняют его тем, что им кажется наиболее подходящим и нужным. В-третьих, нетрадиционные техники рисования позволяют развить творческий потенциал. Конечно, далеко не каждый ребенок вырастет и станет художником, однако это творческое начало им пригодится и в школе, и в жизни потом. В-четвертых, такое рисование помогает постичь тайны анализа и самоанализа. Во время обсуждений после занятий дети высказывают свое мнение, показывают свои знания о той или иной теме, активно (или не очень) обдумывают заданный предмет. Игровая форма занятий позволяет постоянно держать интерес даже самых непоседливых мальчиков и девочек.

Задача родителей

Поскольку большую часть манер малыши перенимают у своих мам и пап, то на последних возлагаются особые задачи. Так, например, родители должны не только терпеливо выслушивать о том, что нового ребенок узнал на уроках рисования, но и активно обсуждать с ним творчество. Еще лучше, когда мамы и папы периодически выделяют время на занятия в домашних условиях. Так малыши могут на практике показать своим родителям то, чему их научили. Примечательно, что такая методика творческого воспитания дает свои плоды: дети больше интересуются окружающим миром, проявляют все больше фантазии, быстрее и активнее соображают в дальнейшем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 1

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе Тема: «Осенний лес»

подготовила воспитатель

первой квалификационной

Разумова Наталья Ивановна

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования осенними листьями, уточнить и обобщить знания об осени.

Программные задачи:

Обучающие:

Учить прижимать осенний лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;

Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой;

2. Развивающие:

Развивать творческую индивидуальность.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство осенней природы

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Подарим улыбки друг другу.

Воспитатель: ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в стихотворении? (Осень). – (выставляю картинку с изображением осени) .

Да, но осень к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили об осени и поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете осенние месяцы? Назовите их пожалуйста.

Ответы детей:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что в старину, народ сентябрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди.

А октябрь в старину называли «листопад». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что в этом месяце обильно опадают листва с деревьев.

Ноябрь в народе называли «грудень». Почему? От груд замерзшей земли со снегом.

В: а вы знаете в какие игры любили играть в старину дети?

Русская народная игра «Арина»

Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно осень у нас очень разная. Она и хмурая, и с золотая.

Воспитатель.

Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам об осени. Поэты – в словах (стихи, рассказы, композиторы – в звуках (музыка, художники – в красках (картинах) .

Воспитатель.

Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение осени в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

(Детям раздают султанчики и «дождик» и осенние листочки. По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.

Давайте полюбуемся на картину: И.Левитана «Золотая осень»

Из чего нам понятно, что изображена осень?

Что изобразил художник?

Какого цвета краски использовал художник?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение осени. Давайте сами попробуем нарисовать картину на осеннюю тему.

ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (осенние листья и ватные палочки) .

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону осеннего листа. С помощью кисти наносим желтую краску на осенний лист.

Отпечатываем.

Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительнее.

Можно взять несколько теплых оттенков, мы решили взять оранжевый и тоже нанести его на осенний лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать покрытую осенними листьями землю.

И используя ватную палочку, рисуем листочки. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем золотой ковер.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету) Перелётные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЕТЬМИ.

Ребята, с чего мы начнем работать? (ответы детей). А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, осенним лесом.

АНАЛИЗ РАБОТ:

Как вы думаете у кого получилась золотая осень?

У кого самый густой лес? У кого хмурая осень? А кого самая аккуратная работа?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили листопад?

Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.



Просмотров