Подземные базы пришельцев созданы для проведения ужасных экспериментов. Станет человечество единой цивилизации

Культура и цивилизация находятся в центре научных дискуссий современной эпохи. В СМИ говорят об угрозе вой­ны цивилизаций - христианской и исламской, а социологи и антропологи рассуждают о плюрализме и многообразии культур. У каждого народа, пусть и самого малого, есть своя культура и своя самобытность. Но далеко не каждый народ может претендовать на собственную цивилизацию. Она при­суща крупным державам и огромным регионам мира. Мы го­ворим о китайской, западноевропейской и славянской циви­лизациях, подчёркивая их отличие, скажем, от нанайской или этрусской культуры. Для того чтобы лучше ориентиро­ваться в весьма непростых категориях социологии культу­ры, рассмотрим содержание двух фундаментальных поня­тий обществознания - цивилизации и культуры.

§ 8. Цивилизация

Что такое цивилизация. Цивилизация выступает самым крупным культурным комплексом, который часто отожде­ствляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда эти понятия оказываются синонимами. Цивили­зация понимается учёными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географиче­ским местом, подразумевая локальные, региональные и гло­
бальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (сово­купностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга и пр. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, фило­софии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Термин «цивилизация» может звучать претенциоз­но... но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, система ценностей, мораль и теория познания.

Элвин Тоффлер, американский социолог

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII-XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духов­ный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представ­ление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и открытием новых источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные ус­пехи, а с культурой - духовный мир человека. Второе зна­чение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis - не только гражданин, но и горожанин. Поэто­му цивилизация означает городскую культуру. В этом смы­сле получается, что все примитивные народы, не знавшие го­родов, не являются цивилизованными, хотя понятие «куль­тура» распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все стра­ны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), экологическое со­стояние территорий и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земле­делия. Она явилась вершиной социального прогресса чело­вечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культур­ном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров при­бавочного продукта дало скачок развитию института торгов­ли - из случайного и нерегулярного обмена между локаль­ными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни об­щества. Именно с возникновением земледелия фигура тор­говца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.

Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможны­ми наёмные армии и возведение дворцов и храмов; создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Соотношение понятий «цилилизация» и «культура». Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т. е. нечто равное ей, а как её аспект, часть, сторону. Поэ­тому говорят о культуре как о символическом коде циви­лизации, не важно материализованном (в книгах, памят­никах и т. д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).


Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вави­лония, средневековая Европа и Россия до Новейшего време­ни принадлежат к одному и тому же историческому типу об­щества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культу­рой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневе­ковую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евра­зийскую.

Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратифика­цию. А под культурой подразумевают среду общества - нор­мы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т. д. В пони­мание цивилизации следует включить отношение к прогрес­су, науке и технике, трактовку природы человека. Учёные применяют одно и то же понятие к противоположным явле­ниям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизо­ванными.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т. п. - несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи, удельный вес - скорее признаки цивилизации. В результа­те не только культура - аспект цивилизации, но и цивили­зация - сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечества в усло­виях цивилизации оно жило не более 2% времени.

Цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.

Её понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надёжности, но и о красоте своего жилища. В тёп­лых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода своё тело. Украшение оружия и орудий труда так­же началось издревле.

Таким образом, цивилизация как забота о своём мате­риальном комфорте и культура как проявление высокораз­витого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.


Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворённо­сти и нужды. Её развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта - материального, социального, психоло­гического. Строительство жилища, а затем посёлков обернулось в конечном счёте возведением многоэтажек и созданием мегапо­лисов. Люди живут в комфортных квартирах; пользуются личным и общественным транспортом; включают холодную и горячую во­ду, не выходя из кухни; набирают нужный номер и снимают трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находя­щимся от них за тысячи километров. И всё это называется блага­ми цивилизации. Но когда мы идём в музей, читаем познаватель­ную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобща­емся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают раз­ные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выражают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.

Цивилизация - средство удовлетворения первичных, базовых, низших, биологических потребностей на всё более высоком уровне комфорта.

Культура - способ удовлетворения вторичных, надстроеч­ных, высших, социальных потребностей в наиболее совершен­ной форме.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существу­ет не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составля­ющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культур­ные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в ми­ре. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподи­намией страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых стра­нах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вооб­ще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя само­бытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны счи­таются экономически наименее развитыми, но в культур­ном плане они ничуть не отстают от индустриально продви­нутых США и Западной Европы.

Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более со­вершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строитель­ная техника и средства транспорта, информационные тех­нологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессиро­вать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам - другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джот­то и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами миро­вой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые укра­шения древних майя или скифов не могут превзойти совре­менные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.

В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вов­се не случайно цивилизацию столь же активно, как и куль­турологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизован­ное общество - это ещё и гражданское общество, а оно вы­ступает объектом изучения социологии.

Цивилизованное общество - открытое общество. В идей­но-политическом плане цивилизованное общество определя­ется как плюралистическое (от лат. plural - множествен­ный), в противовес тоталитарному обществу (от лат. total - целый, целостный), которое не допускает идейных разногла­сий. Цивилизованное общество - открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной само­изоляции. В цивилизованном обществе индивид может сво­бодно действовать в рамках юридического законодатель­ства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в за­конодательстве. Само законодательство должно ориентиро­ваться на «естественные права человека» как биологическо­го индивида, защищая его от чрезмерных притязаний обще­ства и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.

Итак, цивилизация - определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей соглас­ны в том, что цивилизация предполагает развитие интел­лекта и нравственности, повышает степень и уровень «оче­ловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варвар­ства к цивилизации.

Основные термины и понятия

Цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) это­му понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытыва­ют люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назови­те не менее трёх причин.

2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содер­жании этих понятий?

3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивили­зацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».

4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное обще­ство - открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их раз­витием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таб­лицу в своих тетрадях.

Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций


Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя во­просы для сравнения.

2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры ло­кальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясни­те, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.

3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были от­несены следующие: географическая (или природная) среда, систе­ма ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возве­дённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие - причиной?

4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации - реальное явление, то назовите его наиболее существенные при­знаки.

5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций являет­ся российская. Какие черты характерны для неё?

§ 9. Сущность культуры

Культура - одно из центральных понятий общество- знания. К нему в ходе изучения курса в 8 классе вы обра­щались не раз. Вопросы культуры были в центре внима­ния обществознания и в основной школе. Культура изуча­ется в ряде других предметов, прежде всего на уроках истории. И тем не менее к этому вопросу предлагаем обра­титься ещё раз, поскольку культура столь сложное, мно­гогранное и важное явление жизни общества, что много­кратное её изучение с различных позиций никогда не бу­дет лишним.

Что такое культура. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Оно происходит от глагола colo, cul- tum, т. е. обрабатывать, осваивать, заселять.

Перенесённое из сферы сельского хозяйства слово «культура» стало обозначать уход, улучшение, облагора­живание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-ду­шевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура - это совокупность проявле­ний жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: и те и другие ставят знак равенства меж­ду двумя предельно широкими категориями - культурой и обществом. Различие между ними не принципиального характера, а скорее формального. Это два разных взгляда на одно и то же.

Если культура состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или пре­ступность никак нельзя включить в состав культуры, по­скольку они не обладают позитивной для общества ценно­стью. Они направлены на уничтожение человека, следова­тельно, не являются гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых чело­веком позитивных ценностей, то это нечто необходимо на­зывать не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации чело­века.

К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Напри­мер, культура - это сумма всех видов деятельности, обыча­ев, верований. Во вторую - те определения, которые связы­вают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комп­лекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третью группу входят определения, в которых подчёркивается значение для культуры правил, организую­щих человеческое поведение. В других случаях учёные по­нимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчёркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о культуре говорят как о сово­купности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из по­коления в поколение.

И по сей день классическим считается определение культуры, которое предложил Эдуард Тэйлор (1832- 1917) - выдающийся английский этнограф, один из осно­вателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой ори­гинал:

Культура - совокупность традиций, обычаев, социаль­ных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жи­вёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.


В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют рав­ные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуа­ции и контекста. Разница между ними состоит вот в чём. В первом случае культура включает социальные проблемы, в частности социальные институты (религию, науку, се­мью, экономику, право). Во втором она ограничивается ис­торией и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологи­ческих, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приёмах и данных.

В культуре выражены характерные черты определённо­го общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жили­ще, кухня, фольклор, духовные представления, верова­ния, язык и многое другое. В культуру входят также со­циально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиениче­ские привычки.

Три значения культуры в повседневной жизни. В повседнев­ной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.


Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закреп­ление. В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре; журналы, общества, клубы, теат­ры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распро­странением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность ду­ховных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, куль­туре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень каче­ственного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в зна­чении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры.

Многовариантность общественного развития. Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человече­ские общества начинали свою историю с одинакового уров­ня - первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет на-

А искусство и не требует одинакового восприятия

зад им был свойствен примерно одинаковый тип социаль­ной структуры, приёмов трудовой деятельности, верова­ний, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует ко­лоссальное разнообразие социальных структур, политиче­ских систем, уровней и типов экономического развития, ду­ховной и художественной культуры.

Следовательно, по историческому пути все общества дви­гались с неодинаковой скоростью: одни - медленно, дру­гие - с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора - географического, экономического или духовно­го - объяснить неравномерность развития человеческих об­ществ науке так и не удалось.

Многовариантность общественного развития - основная черта развития человечества. Она и служит причиной нали­чия многообразия культур.

Культурное многообразие. Разнообразие культур возни­кает там, где одни и те же символы, нормы, правила и цен­ности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие наро­да, его отличие от других проявляется во всём: в приготов­лении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере обще­ния, жилище, отношении к работе и во многом другом.

Культурное многообразие - многовариантность, неодно­родность национальной культуры в целом либо отличия на­циональных культур в рамках общечеловеческой культуры.

Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количе­ство различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышива­ния; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди.

В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку ру­ку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук


наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в по­яс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «до­рогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиа- не-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет трау­ра - чёрный, а в Китае - белый. У русских принято в гостях не остав­лять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).

В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универ- * сальным качеством является разнообразие.

Мишель де Монтенъ, французский философ

Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но та­ком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой присе­дает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладыва­ясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южно­американский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне - биологические потребности. По своему содержанию они универ­сальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления мно­гообразны.

Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-ин­дийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом при­вился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затруд­няет такой переход. Привычный образ жизни становится традици­ей, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.


Культурное своеобразие проявляется не только в удовле­творении биологических потребностей и естественных при­вычек поведения. Труд и хозяйство - вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже ска­зываются традиции и культурное своеобразие.

Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных наро­дов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Рус­ские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием ук­раинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал - глину.


Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живу­щие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к дру­гу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые - двухэтажные, а третьи - деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из ка­кой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень - специально охлаждаемое блюдо - становится на Кавказе горячим блюдом хаш.

Итак, культура - это фабрика, на которой биологиче­ские потребности и инстинкты - своеобразные полуфаб­рикаты - перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кон­чается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, про­должать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа - куль­тура. Природа начинается с приспособления, а культу­ра - с преобразования мира. Она удовлетворяет и те по­требности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действи­тельности.

Ещё одно отличие - социальные нормы. Культура обес­печивает присущие только человеку средства коммуника­ции. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь.

К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в меж­личностном общении и в школьной среде - к дракам, накле­иванию оскорбительных ярлыков, превращению «инако- вых» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев.

Многокультурное образование. Многокультурное обра­зование - это способ противостояния культурному расиз­му, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзято­сти, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классиз- му (дискриминации, основанной на экономических разли­чиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на язы­ковых и речевых особенностях), сексизму (дискримина­ции, основанной на половых различиях).

Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультура- лизм - особую практику и политику бесконфликтного со­существования в одном жизненном пространстве множе­ства разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризо­ванный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, - писал он, - это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает се­бя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)».

Мультикультурализм (культурный плюрализм) пред­полагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей нацио­нальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.

Мультикультурная модель - стратегия в культурной по­литике развитых индустриальных стран, предполагаю­щая уважение к культуре национальных меньшинств; предоставление равных условий для развития домини­рующих и недоминирующих культур, для свободного и беспрепятственного овладения наряду с официальным также родным языком.

При такой стратегии правительство выделяет значитель­ные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.


Мультикультурная модель предполагает мирное сосуществование народов

К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности нацио­нальных меньшинств и малых этносов, исследование ма­лых культур, публикацию книг на их родных языках и диа­лектах. Она поощряет межнациональные контакты и вос­питывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколе­нии: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с куль­турной географией мира.

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представи­тели одной национальности добровольно овладевают привыч­ками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Основные термины и понятия

Культурное многообразие, мультикультурная модель Вопросы и задания

■■■■■■■■■■■■■^■■■■■■■■■■■■нншншшанамншнншннм

1. Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведи­те примеры подобного использования этого понятия.


2. Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставит­ся знак равенства?

3. Приведите примеры трёх разных значений культуры, использу­емых в общественной жизни.

4. Что такое антикультура? По каким критериям можно опреде­лить проявление антикультуры?

5. Что такое мультикультурная модель? В какой степени она со­гласуется с процессом глобализации?

Практикум

1. В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном па­раграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами.

2. Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим?

3. «Культурные различия - объективный факт, хотя их вос­приятие - субъективный процесс». Как вы относитесь к данно­му высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни.

Если говорить о возможности приближения двух мегацивилизаций, то важно вернуться"друг к другу лицом"(по. Киплингу), чтобы услышать другого, понять его. Цивилизационные различия сохранятся но исчезнет непонимание, а значит, чувство превосходства одних над другими.

Именно в сохранении культурно-исторического многообразия многие исследователи видят основание успешного будущего человечества. Сторонники этой позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития бу удь какого-либо жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит многообразие форм и видов. Распространение же единых, общих для всех цивилизаций культурных традиций, жизненных укладов положит конец развития человеческого обществва.

Существует и другая точка зрения. Согласно ей отличие цивилизационных ценностей, хранимой приведет в перспективе к столкновению цивилизаций, в первую очередь, христианской и арабо-мусульманской. Вий йны перестанут носить межгосударственный, межнациональный характер, они станут межцивилизационными, а значит, еще более разрушительнымми.

Чтобы не допустить такого варианта развития событий, необходимо стремиться к стиранию различий между культурно-историческими сообществами, для того чтобы в перспективе утвердилась единая мировая цивилизация. Западные исследователи считают, что уже сегодня многие ценности, зародившиеся в европейской цивилизации, становятся общечеловеческими. В экономической сфере - это достигнутый уровень развития производительных сил современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, рыночное регулирование экономики. В политической сфере общечеловеческую базу составляют правовое государство, действующее на основе демокра политических норм, зрелое гражданское общество. В духовноморальний сфере достоянием всех народов есть большие достижения науки, искусства, а также общечеловеческие моральные ценности. А какова ваша позиция в этой суп еречциечці?

Основные понятия

Ценности. Востока. Ценности. Запада. Традиционное общество. Мировая цивилизация

Типология. Иерархия. Теократическая государство

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражается цивилизационное многообразие мира?

2. Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных направлений?

3. Как и почему возник деление мира на. Восток и. Запад?

4. Какие черты присущи восточном обществу?

5. Под влиянием каких факторов состоял менталитет человека западного мира?

6. В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах цивилизационного развития?

1. Некоторые исследователи сравнивают различия, хранящихся между. Востоком и. Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое полушарие отвечает за художественное видение мира, интуицию, а левое - за л логику, анализ. Нормальную деятельность мозга обеспечивают в единстве оба полушария. Так же и человеческое общество может полноценно развиваться только при сохранении своеобразия. Востока и. Запада ли уместно приведено сравнение? вок?

2. Рассмотрим пример:

надомных работников при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких изделий за день, зарабатывая, таким образом, ежедневно 100 марок. После удвоения оплаты за единицу продукции он стал делать 5 изделий, зал оставив свой заработок прежним. Другой работник, находясь сначала в таких же условиях, после повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал делать 15 изделий в день, доведя, таким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение любого работника характерна для ментальности традиционного общества, а какого - индустриального общества? бір.

3. Индийский писатель. Р. Тагор высказал такую??мысль:. Восток изменит всю картину западной цивилизации,"вдыхая в нее жизнь там, где она механистическая, заменяя холодный расчет человеческим чувством и пр рагнучы не столько к мощи и успеха, сколько к гармоничному и живого развития, к истине и красоте"Согласны ли вы с такой оценкой роли. Востока в мировом развитии?. Обоснуйте свой висноввок.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существу­ет не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составля­ющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культур­ные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в ми­ре. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподи­намией (нарушение опорно-двигательного аппарата) страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых стра­нах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вооб­ще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя само­бытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны счи­таются экономически наименее развитыми, но в культур­ном плане они ничуть не отстают от индустриально продви­нутых США и Западной Европы.

Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более со­вершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строитель­ная техника и средства транспорта, информационные тех­нологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессиро­вать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам - другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джот­то и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами миро­вой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые укра­шения древних майя или скифов не могут превзойти совре­менные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.

В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вов­се не случайно цивилизацию столь же активно, как и куль­турологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизован­ное общество - это ещё и гражданское общество, а оно вы­ступает объектом изучения социологии.

Цивилизованное общество - открытое общество. В идей­но-политическом плане цивилизованное общество определя­ется как плюралистическое (от лат. plural - множествен­ный), которое допускает множество различных идей в противовес тоталитарному обществу (от лат. total - целый, целостный), которое не допускает идейных разногласий.

Цивилизованное общество - открытое общество , тогда как варварские общества часто стремятся к культурной само­изоляции. В цивилизованном обществе индивид может сво­бодно действовать в рамках юридического законодатель­ства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в за­конодательстве. Само законодательство должно ориентиро­ваться на «естественные права человека» как биологическо­го индивида, защищая его от чрезмерных притязаний обще­ства и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.

Итак, цивилизация - определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей соглас­ны в том, что цивилизация предполагает развитие интел­лекта и нравственности, повышает степень и уровень «оче­ловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варвар­ства к цивилизации.

Основные термины и понятия: цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) это­му понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытыва­ют люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назови­те не менее трёх причин.

2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содер­жании этих понятий?

3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивили­зацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».

4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное обще­ство - открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их раз­витием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таб­лицу в своих тетрадях.

Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций

Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя во­просы для сравнения.

2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры ло­кальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясни­те, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.

3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были от­несены следующие: географическая (или природная) среда, систе­ма ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возве­дённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие - причиной?

4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации - реальное явление, то назовите его наиболее существенные при­знаки.

5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций являет­ся российская. Какие черты характерны для неё?


Похожая информация.


20 февраля 2018 года в Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина состоялись большие парламентские слушания на тему: «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики».

В них приняли участие представители депутатского корпуса, ведущие сотрудники крупных банков, чиновники профильных министерств, известные специалисты в области цифровых технологий. Дискуссия транслировалась по парламентскому ТВ и продолжалась несколько часов. За это время было заслушано 22 доклада. С Божией помощью удалось законспектировать главные тезисы из выступлений основных докладчиков.

Ниже приведены из них наиболее характерные выдержки.

Прежде всего, с сожалением необходимо отметить, что на слушаниях выступали только сторонники «всеобщей цифровизации и биометризации всей страны». Оппонентов на этот форум не пригласили. Не было представителей Русской Православной Церкви, ученых-экономистов (о какой экономике тогда можно говорить!) и представителей общественности. То есть достаточно узкая группа заинтересованных лиц за закрытыми дверями решала судьбы страны и народа.

Здесь можно вспомнить, как сразу после Всемирного Банка в Москве «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики - на пути к долгосрочной стратегии» 20 декабря 2016 года было решено включить Россию «в процесс глобальной цифровой трансформации», а 7 июля 2017 года на Саммите G-20 развитию цифровой экономики в глобальном масштабе было уделено .

После этого цифровизация стала особо навязчивой идеей в умах российских чиновников, банкиров и IT-специалистов, а уже 28 июля 2017 года Распоряжением Правительства РФ №1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

На слушаниях 20 февраля 2018 года здравые голоса 2-3 человек утонули в громогласных гимнах «новому технологическому укладу». Чего только ни обещали докладчики очарованным слушателям?!

100% защиту персональных данных граждан в интернете (!), исключительно национальные технологические и программные решения, легализацию майнинга и криптовалют, недопущение «цифровой» безработицы при всеобщей роботизации.

Открыл заседание первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов . Посетовав на то, что «рост экономики в стране еще зыбкий» , он сказал: «Темпа роста экономики пока недостаточно, чтобы рядовая семья жила хорошо, но новое качество жизни граждан России невозможно без развития цифровой экономики».

По мнению вице-премьера, основная проблема - это законодательное обеспечение цифровой экономики. «Здесь вопрос прав человека: насколько будет защищена личность. Противостоять организованной преступности достаточно сложно, - отметил Шувалов. - В обществе пока нет консенсуса по проблемам идентификации ...»

Кажется, все правильно, но тут же новый поворот в рассуждениях представителя правительства:

«За внедрением цифровой экономики, конечно, стоит много этических вопросов, но альтернативы этому нет... Все для улучшения жизни населения. Без цифровой экономики невозможно обеспечить рост... Все для удобства граждан. Если физическое лицо пожелает удобно взаимодействовать с государством и коммерческими структурами, это делается на добровольной основе... Насколько базы данных будут защищены, и как эти данные не использовать против человека - это вопросы кибербезопасности. Жизнь человека становится прозрачной, но другого выхода нет» , - заключил Шувалов.

В целом его выступление прошло по известной формуле: «Казнить нельзя помиловать».

Вслед за ним на трибуну вышел председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков , который выразил надежду «за 5-7 лет выйти на уровень передовых стран в развитии цифровой экономики». Ключ к этому - нормативное регулирование. Нужно принять 50 законов в этой области.

«Прежде всего, это защита прав человека. Наши граждане по-разному относятся к этой теме . Необходимо обеспечить добровольность. Описать права и обязанности. Конечно, есть проблемы с базами данных. Мы должны защищать наших граждан», - бодро начал депутат.

Как «добровольное» очень быстро превращается в обязательное, знают по опыту многие граждане.

Говоря о биометрический идентификации в банковской сфере, Аксаков отметил: «Дело сугубо добровольное, только при согласии лица, а далее эти нормы (связанные с античеловеческой идентификацией и аутентификацией - авт.) мы распространим на другие государственные институты».

Вот такая иезуитская логика законодателя: «Мы предлагаем вам, граждане, “добровольно” отказаться от своих прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации». Как говорил предыдущий оратор, «это необходимо для улучшения качества жизни граждан».

Примерно то же говорил нашим праотцам в раю древний змий. Хотя очень трудно предположить, что цифровая экономика поможет резко улучшить положение наших соотечественников, из которых более 20 миллионов живут за чертой бедности, еще 15 миллионов «в опасной близости» от нее, более 40 миллионов еле сводят концы с концами. Это только официальные цифры.

Тем не менее, выступавший вслед за Аксаковым министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров сразу признался, что нововведение по цифровизации требует очень и очень серьезных финансовых вложений. Привлечение частных инвестиций, в принципе, возможно, но финансирование базовых информационных платформ должно быть исключительно бюджетным. Отсюда ясно, что государству будет не до помощи бедствующим.

Не забыл Никифоров упомянуть и о том, что «прерогативой государства должен быть цифровой профиль гражданина, а в системе идентификации с июля 2018 года будет применяться биометрия, которая будет вытеснять обычные способы».

В заключение министр пообещал, что «к 2024 году доля тех, кто владеет цифровыми навыками, должна составить 40% от численности населения России».

Председатель правления фонда «Сколково», государственный советник юстиции, кандидат юридических наук Игорь Дроздов обозначил свой подход к проблеме идентификации. «Отсутствуют единые правила электронной идентификации граждан при заключении сделок в интернет пространстве. Необходимо обеспечить безбумажное дистанционное взаимодействие между компаниями и потребителями, и компаний между собой... Нужно двигаться в сторону более простых способов идентификации, как например, по кредитной карте, по смартфону… На мой взгляд, здесь есть большие перспективы, потому что это может серьезно улучшить качество услуг, которые предоставляются гражданам», - отметил Дроздов.

По его словам, серьезным вызовом является нерешенный до сих пор вопрос: кому принадлежат персональные данные - человеку или тому, кто их хранит и обрабатывает?


«Повышение качества жизни граждан происходит за счет вмешательство в их личную жизнь, - подчеркнул специалист в области права. - При этом все должно быть на добровольных началах. Необходимо сохранить все возможности для тех, кто хочет пользоваться традиционными способами».

Кроме Игоря Дроздова, никто конкретно не поднимал вопрос о необходимости сохранения традиционной системы для множества граждан, которые даже под угрозой смерти никогда не вступят в электронное болото, из которого только один выход - в преисподнюю.

Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов также указал на один из глобальных вызовов цифровой экономики. Обретет ли какая-то группа людей какое-то превосходство перед другими? По мнению политика, возможно разделение людей на новую элиту и рабов. На тех, кто владеет роботами и остальных.

«Цифровая экономика несет в себе не только новые возможности, но и новые серьезные риски: рост социально-экономического неравенства и возможность социальной напряженности . Соблюдение принципов равноправия потребует существенного государственного регулирования, потому что нам нужно будет учесть интересы всех граждан», - предупредил главный думский единоросс.

Нечто подобное предложил представитель «Справедливой России» Алексей Чепа : «Хотелось бы предостеречь от слишком оптимистичного взгляда на проблему. Цифровизация не решит проблему неэффективности в реальном секторе, - уверен он. - Несмотря на активное внедрение цифровых технологий в системе государственного управления и в банковской сфере...»

Депутат призвал обратить особое внимание на социальные последствия и риски внедрения новых технологий: «Цифровая экономика неизбежно приведет к переформатированию рынка труда и трудовых отношений. Исследователи уже говорят о формировании особого класса “нестандартных” людей (это, видимо, тех, кто не желает отдавать себя в цифровое рабство - авт.) Права работников должны быть надежно защищены. С цифровой экономикой связана возможность гибкого использования трудовых ресурсов, но обратной стороной этого процесса является углубление социального неравенства. Без тщательно выверенного и продуманного плана по предотвращению "цифровой безработицы" цифровизация создаст больше проблем, чем решений. Кроме того, возрастают угрозы информационной безопасности частной жизни граждан », - предупредил законодатель.

Об информационной безопасности говорила в своем выступлении президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская . «Мы говорим о цифровой экономике, и все говорим о ее плюсах. Я хочу поговорить о рисках. Вокруг технологий создается информационный “пузырь”, когда все начинают об этом говорить. Нам навязывают некую повестку: “Мы опоздаем... Мы всегда в положении догоняющего...” Новые цифровые технологии связаны с удаленным управлением. Данные о наших гражданах, на основании которых можно сделать геополитические выводы, представляют очень серьезные риски. Внедряя те технологии, которые к нам приходят с Запада, мы опускаемся в состояние цифровой колонизации » , - заявила Касперская.

«В реальности у нас начинают распространять “пузырь” новых технологий. Некоторые мы знаем, о некоторых еще не слышали. Если они станут иностранными, то наша технологическая зависимость будет углубляться... Какой же правильный сценарий развития технологического общества? Если технологии лишь частично будут иностранными, а частично - нашими. Мы должны понимать, когда мы говорим о цифровых технологиях, развивать их надо на собственной основе, чтобы не впасть в цифровую зависимость», - подвела итог выступающая.

При всем уважении к суждению Натальи Ивановны по поводу угроз национальной безопасности и имеющей место цифровой колонизации России, необходимо отметить, что она ничего не сказала об угрозах богоданной свободе и личной безопасности граждан в цифровом обществе.

Нужно понимать, что построение электронного концлагеря в отдельно взятой стране «по собственным технологиям» ничем не отличается от того же процесса в глобальном масштабе.

За такое мироустройство давно ратует кандидат в президенты, депутат Владимир Жириновский . В обычной непринужденной манере он объяснил собравшимся свои постулаты: «Сперва нужно внедрить “цифру” в демократию. Прямое голосование. Все дома голосуют. Создать специальные программы, которые бы анализировали выступления кандидатов за все годы их публичной деятельности, а на основании этого анализа выводили бы их IQ и способность к политическому лидерству. А люди будут видеть, чего стоит каждый из кандидатов... определять и оценивать...

Все должно быть в электронном исполнении, все - старшему поколению помогут волонтеры, органы опеки. А молодежь уже готова - карточка, смартфон, мобильник... Со всех поголовно надо взять отпечатки пальцев, сетчатку глаза, голос - будет полная идентификация! » - воскликнул лидер ЛДПР.

«И остановим преступность. Как взятку давать, если наличных денег не будет? Как наркотики продавать? Сложно, если движение денег по безналу, то там все видно. И лимиты установить. Везде должен быть безнал и электроника», - заявил Жириновский.

Надо сказать, что прямое электронное голосование - это мечта предтеч антихриста. В этом случае полностью утрачивается анонимность голосующих. Во главу угла ставятся «вопросы однозначной идентификации и аутентификации граждан при взаимодействии с органами власти для успешного внедрения механизмов электронной демократии». Вот тут-то и «посчитают всех, как надо» и всегда примут самое «судьбоносное решение».

Жириновский знает, о чем говорит. Проверить результаты «прямого электронного голосования» будет практически невозможно, что позволит хозяевам системы осуществлять 100% фальсификацию результатов голосования и принятие любых «непопулярных» законов «подавляющим числом голосов».

Весьма интересное заявление на слушаниях сделал советник Президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко : «Есть экономика, есть цифровая экономика. Если мы не убедим реальную экономику перейти на нашу сторону, то не сможем действовать , не сможем серьезно изменить свою экономику... Что требуется? Опыт, который был приобретён в пору существования Института развития интернета, показывает, что нам необходима какая-то рабочая группа…

Крайне важно иметь некую позицию самой Государственной Думы по этим вопросам. Идеально было бы иметь какую-то рабочую группу, где были бы депутаты от каждого комитета… Цифровая экономика - это сквозная вещь. И по большому счёту, развитие цифровой экономики зависит исключительно от тех законопроектов, которые мы принимаем», - пояснил советник Президента РФ.

Своим выступлением Клименко показал, что прекрасно понимает разницу между реальной и «цифровой» экономикой, которая служит прикрытием для неблаговидных дел строителей общества тотального контроля.

Председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев и руководитель Удмурдии Александр Бречалов акцентировали внимание на криптовалютах.

«Впервые в истории человечества монополия государства на производство денег будет нарушена , - объявил Жигарев. - Майнинг - это один из видов бизнеса, который должен быть легализован. Есть издержки - большое потребление электроэнергии. Однако майнинг как способ заработка денег находится в "серой" зоне. Легализация может быть полезна для новой отрасли...»

Теперь же председатель думского Комитета считает: «Цифровые валюты открывают новые горизонты. В России это может помочь привлечь инвесторов из западных стран, в которых мы нуждаемся». Вот такая «трансформация» суждений произошла у Жигарева за очень короткий срок.

Александр Бречалов буквально в агрессивной форме начал лоббировать интересы криптовалютных аферистов: «Начиная с прошлого года в России звучат разные идеи о том, как регулировать оборот криптовалют и как формировать условия работы майнинговых организаций в проведении ICO. Но до настоящего момента не сформулировано единой концепции развития данного направления цифровой экономики , отсутствует консолидированная позиция органов власти и предпринимательского сообщества... Предлагаемые законодательные инициативы не устанавливают рамок для развития криптоэкономики, порядок организации работы криптобирж, налогообложение сделок с криптовалютами и доход от их получения, порядок зачисления денег на банковский счёт от продажи криптовалюты. В то же время в законопроектах чрезмерно регламентируют процесс проведения ICO. Все эти факторы в условиях бурного развития рынка приведут к уходу компаний в юрисдикции, где процесс ICO детально не регулируется, но созданы системные условия для работы », - подчеркнул глава Удмуртии.

Не забыл он бросить реплику в сторону Натальи Касперской: «Настолько быстро происходят в мире изменения, что формат излишней осторожности в очередной раз поставит нас в позицию догоняющих, а это очень тяжело...»

Вот этот тезис был основополагающим на слушаниях. «Мы должны оседлать “цифру” и мчаться по широкой дороге в новое светлое цифровое будущее». Вспоминаются здесь слова Святого Евангелия: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов , от которого мы ожидали услышать слова в защиту граждан от биометрического беспредела, начал говорить совсем о другом: «База цифровой экономики - это электроника, станкостроение, робототехника, искусственный интеллект, биотехнологии...

Давайте посмотрим реальное состояние - в противном случае будем весьма уязвимы. Если взять, допустим, робототехнику, Европа на 10 тысяч населения имеет 600 единиц, США - 55, Китай - 30. У нас - всего два робота! И если мы не будем сюда вкладывать, можем что угодно говорить, но мы будем абсолютно зависимы и первая диверсия на этом направлении остановит у нас целые производства», - подчеркнул Геннадий Андреевич.

Вот оказывается, в чем наша беда: малое количество роботов на душу населения, а в целом - цифровая экономика - вещь хорошая.

О том же твердили две заместительницы председателей главных ростовщических контор страны - Центробанка - Ольга Скоробогатова и Сбербанка - Белла Златкис . Набиуллина и Греф на сей раз не почтили высокое собрание своим присутствием.

В частности, Скоробогатова заявила: «Финансовая отрасль во всем мире стала драйвером цифровизации. Сами за себя говорят мировые тренды: порядка половины клиентов не ходят непосредственно в офисы, а получают свои услуги дистанционно... В 2018 году мы должны запустить удаленную идентификацию... Мы планируем распространить это и на госуслуги, и на другие услуги, которые будут востребованы клиентами... »

Об опасностях, которые подстерегают «клиентов», вошедших в ЕСИА и ЕБС, уже не раз говорилось в наших публикациях. Например, в статье « »

Тем не менее, «евангелисты цифровизации» делают свое дело с удивительной настойчивостью. Несомненно, что враг спасения рода человеческого этому немало содействует.

19 февраля 2018 года в в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась презентация античеловеческой Единой биометрической системы, разработанной в ПАО «Ростелеком» для удаленной идентификации «биообъектов».

Система была создана по инициативе Минкомсвязи, Центробанка и Сбербанка.

В «Ростелекоме» отметили, что тестирование системы проводят уже более двадцати российских банков. Полный перечень кредитных организаций, которые будут использовать Единую биометрическую систему, сформирует Центробанк.

Согласно подписанному 31 декабря 2017 года закону №482-ФЗ, в дальнейшем биометрическая система может применяться в различных отраслях - финансовом секторе, здравоохранении, образовании, ретейле, e-commerce, для получения государственных и муниципальных услуг.

Пресс-конференцию в МИА «Россия сегодня» открыл замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев, от которого мы услышали сенсационное откровение: «Очевидно, что для цифровой экономики нужны цифровые люди. Это значит, что, в отличие от обычной экономики, люди должны иметь возможность проводить операции в электронном виде. Для того чтобы совершить любую транзакцию в электронном виде, нужно, чтобы мы могли определить личность того человека, который ее совершает. Эта электронная идентификация и есть самый важный «ключ» для того, чтобы цифровые личности начали жить и работать в цифровой экономике. И «ключ» этот, на самом деле, никак иначе, кроме как с биометрией создать нельзя...»

В этих словах суть трансформации человеческой личности в некий товар, который бездушная компьютерная система опознает машинным способом по заданным параметрам. Это не просто унижение человеческого достоинства, а именно превращение высшего творения Божия в пронумерованный управляемый «биообъект».

Такого в истории человечества еще не было, но для «евангелистов нового цифрового мира» такие «мелочи» ничего не значат.

Поэтому особый интерес представляет заключительное слово Игоря Шувалова на парламентских слушаниях 20 февраля 2018 года:

«В обществе высок запрос на серьезные изменения. Без цифровой повестки такие изменения невозможны. Мы можем сколько угодно обсуждать, насколько мы ставим себя в уязвимое положение, что будет, какие негативные последствия, нас сопровождать, но самое важное, что если мы не будем по этой повестке продвигаться, то тогда качественного изменения не будет. Люди хотят, чтобы мы жили, как в Германии или в Швейцарии, а у нас с вами, товарищи, все для этого есть. Но чтобы это все конвертировать в конкретную услугу и потребление, для этого нужно пройти через цифровую трансформацию. Для нас сейчас - это самый реальный выход из сложившейся ситуации.

Я не призываю слепо копировать зарубежные технологии. Наши люди талантливы. Можно все делать там, где это уместно, на отечественных технологиях... Но невозможно прийти в каждое домохозяйство с отечественными технологиями, и поэтому, вопреки осторожности, которая здесь звучала,.. нам обязательно нужно спешить, иначе мы просто упустим шанс...

Конечно, безопасность личности - это крайне важный во всей этой работе (момент), самое важное, что мы должны обеспечивать. Но разве мы находимся информационно в такой безопасной среде? Нет. Сколько было примеров, как люди теряют свои денежные средства со своих банковских счетов, а распечатки телефонных разговоров и переписки становятся доступны абсолютно всем? Не говоря уже про электронную почту и все остальное. Этой безопасности нет, она мнима! Если персона чуть-чуть обладает какими-то деньгами и общественным продвижением, эти люди становятся наиболее уязвимы для преступников, и это уже сегодня является серьезной заботой для всех нас. Поэтому нужно ли, чтобы это регулирование было очень жестким...

Для меня самый главный вывод сегодня, чтобы мы должны, обеспечивая законодательный процесс, не настаивать на том, что законодательство должно быть детальным. Оно должно быть таким, чтобы мы могли в рамках этого законодательства действовать и действовать быстро, а не каждый раз сначала разрабатывать год законопроект, потом с этим законопроектом будем разрабатывать подзаконные акты, и это до бесконечности.

Нужно уже сегодня без достаточной законодательной базы опираться на разъяснения ведомств. В этой дискуссии нужно определиться, чего нам делать нельзя. Если мы готовы договориться о каких-то запретах, то эти запреты надо провести, чтобы они были минимальны, но обязательны, через закон, а в остальном действовать ведомствам или участникам рынка, не опираясь на какую-то волю государства...

Понимаете, это сейчас ключевой для нас момент... Можем ли мы за ближайшие годы конвертировать весь свой экономический уклад?.. Ответ только в том, насколько быстро мы пройдем по цифровой повестке... Это как с минеральными ресурсами, со всем богатством, что есть в России... Земля, пресная вода - все есть, но почему-то мы до сих пор так себя не организовали, чтобы это была самая богатая экономика в мире. Цифровая повестка может это сделать. Нам надо действовать здесь смелее. Конечно, проявляя осторожность, но действовать смелее. Если мы этого делать не будем, мы тогда упустим свой шанс. Спасибо», - закончил Шувалов.

Итак, нам предлагается включиться в цифровую гонку, чтобы жить, «как в Германии или Швейцарии» , не взирая на явные опасности в информационной сфере. О кибербезопасности предлагается забыть: «Этой безопасности нет, она мнима!»

Но главное, нужно «без достаточной законодательной базы» дать возможность «действовать ведомствам или участникам рынка, не опираясь на какую-то волю государства».

Сильно сказано. Это смертный приговор государству, которое, согласно планам глобализаторов, «должно уйти с рынка». Что же получается в сухом остатке?

Органами тотального контроля и управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности становятся банки, у которых будут сосредоточены все персональные данные граждан, включая биометрические. Банки с иностранным участием становятся действующим институтом власти, который будет «дистанционно» оказывать гражданам платные «услуги».

Это означает только одно: в России осуществляется пилотный проект по превращению нашей страны в электронно-цифровой концлагерь, а ее граждан - в цифровых рабов банды международных финансовых воротил - королей спекуляций и ростовщиков мирового масштаба, готовящих приход антихриста.


Валерий Павлович Филимонов , русский писатель

Мы живем в огромной устрашающей вселенной, где странные космические астероиды могут разрушаться в планетарном масштабе. Это всего лишь вопрос времени, когда большой космический убийца попадет в поле зрения наших телескопов.

Особенности астероидов

Не все астероиды отличаются однородным составом и траекторией полета. Некоторые из ученых утверждают, что их отклонение вызвано поверхностной детонацией, другие советуют детонировать их на расстоянии, чтобы зажать большую площадь поверхности и вызвать большее движение.

Но есть третий вариант, который способен защитить нашу Землю от астероидов, — это изменение курса полета космического тела.

Медленно и верно небольшой космический корабль НАСА, оснащенный солнечным парусом, может изменить направление движения астероида. Это предварительное заключение финских исследователей. Они изучили, как улучшенный солнечный парус под названием «E-парус» использует заряженные привязки для извлечения импульса от частиц солнечного ветра с целью получения улучшенной тяги. Он мог бы спасти мир.

Принцип работы солнечного паруса

При всех своих размерах солнечный парус является довольно легким, поэтому тяжелая ракета-носитель может вывести астероид на орбиту и отправить его совсем в другом направлении. После долгого путешествия корабль отслеживает астероид, вооруженный гарпунными буксировочными тросами. Если космическое тело недостаточно прочное для того, чтобы быть захваченным гарпуном, всегда есть возможность захвата пылевого шара большой сетью.

Расстояние между парусом и астероидом должно быть тщательно вымерено, а это означает, что космический корабль должен быть «умным» и оснащенным специальными двигателями для выполнения этой операции.

Исследователи говорят, что даже система E Sail, технические данные которой были не столь усовершенствованными, через десять лет могла сдвинуть большой астероид на два радиуса Земли.

Исследователь из Университета Аризоны и коллега из Российской академии наук предложили систему солнечных парусников для установки на месте буксирного корабля, но затем использовали покрытый алюминием майлар, который мог сфокусировать луч солнечного света в космической скале. Это нагревало поверхность и создавало струю испаренного материала, что провоцировало движение, необходимое для выталкивания астероида с земного пути.

Защита от катастрофы на Земле

Есть некоторые ученые, которые считают, что Глобальный семенной банк Свальбарда, созданный на норвежском острове в 2015 году для сохранения наиболее важных культур в мире, является достаточной защитой от планетарного бедствия. Но когда дело доходит до астероидных воздействий или ядерной атаки, вызванной естественными причинами, то резервного копирования недостаточно.

Идея создания объекта, хранящего записи ДНК всего живого на Земле

Около 10 лет назад ученый, занимающийся исследованием Луны, предложил идею создания лунного объекта, в котором могли бы храниться записи ДНК всех жизненных форм Земли, эмбрионов, микробов и семян.

Ученый создал полностью автоматизированный объект, который работал и поддерживался до тех пор, пока это было необходимо. Передатчики должны были пропускать последовательности ДНК на затвердевшие приемники на Земле, где выжившие после катастрофы планетарного характера люди могли бы использовать генную инженерию для ускорения восстановления экосистемы и цивилизации.

Если говорить о безопасном хранении ДНК, то Луна обладает подходящими для этой цели условиями. Очевидно, что нахождение вдалеке от Земли — это большое преимущество спутника, если речь заходит о большом количестве сценариев конца света.

Хранение материалов на орбите Земли не столь безопасно с постоянной угрозой метеоритов и борьбой с земной гравитацией, бросающей вызов долгосрочному существованию нашей планеты.

Луна также имеет обильный солнечный свет и воду, чтобы способствовать поддержанию работы объекта.

И большинство недостающих условий может быть создано искусственно, например, прорытое хранилище под реголитом для защиты от метеорной бомбардировки. Но для Луны оно несет опасность из-за отсутствия на ней атмосферы.

В настоящее время ученый работает над программами Марса в ESA, и идея лунного хранилища стала утопической. Она, вероятно, нуждается в стимулирующем факторе, каком-то надвигающемся бедствии, которое заставит человечество выйти за рамки своего представления о космосе.

Управление Солнцем

В 1992 году Россия запустила в космос солнечное зеркало под названием «Знамя 2» с уникальной миссией отражения света на планету, что обеспечило западную Россию дополнительным светом, эквивалентным полной луне. Патч света составлял 5 км в ширину. Он распространялся со скоростью 8 км в секунду. Вторая попытка потерпела неудачу в космосе, когда парус зацепил антенну, и гибкое зеркало развернулось.

Безусловно, можно использовать солнечные отражатели, чтобы изменить количество солнечной энергии, которая поступает на Землю, но нужно ли это человечеству? Не предлагает ли эта модель смешать облака с серой, чтобы сделать их более отражающими, и требуется ли нам такое солнце, когда существует проблема глобального потепления?

Оказывается, все зависит от сферы применения. Для начала интенсивные лучи света могли бы сделать солнечные фермы более эффективными и начать управлять такими крупномасштабными проектами чистой энергии, как расплавленные соляные башни.

Способствуя росту растений с увеличением солнечного света, можно поглотить большее количество углерода.

Восстановление климата

В 2001 году Лоуэлл Вуд из Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора подсчитал, что отклонение всего 1 % солнечного света приведет к восстановлению климатической стабильности.

Люди будущего могут использовать массивные солнечные отражатели, чтобы уменьшить общее количество солнечного света, попадающего на планету. Для этого потребовалось бы около 600 000 квадратных миль или зеркал.

Краффт Эрике, легендарный космический инженер и современник Вернера фон Брауна, участвующего в разработке немецких и американских ракетных программ, провел 10 лет, изучая отражение солнечного света и то, как он может принести пользу человечеству. Его статья, опубликованная в 1979 году, является отличным примером того, как умные люди подходят к серьезным инженерным проблемам.

Создание мирового дома в небе

Население мира составляет примерно 7 миллиардов человек и постоянно растет. По данным Организации Объединенных Наций, оно может достигнуть 11 миллиардов человек к 2100 году. Никто не может быть уверенным, как этот устойчивый процесс повлияет на нашу планету, но даже с наличием технологических достижений в области сохранения и производства продуктов питания, вполне можно предположить экологический крах.

Планете нужен второй этаж

На поверхности нашей планеты не так уж много места. Возможно, Земля нуждается во втором этаже. В 1992 году Ричард Тейлор опубликовал статью в известном журнале «Британское межпланетное общество», в которой подробно описывается, как люди могут реконструировать «мир». То, как он это увидел, займет слишком много времени и потребует крупных инвестиций. Ученый предложил возвести массивные купола высотой 3 км.

В каком-то отдаленном мире центральная башня будет домом для 500 000 поселенцев, а купол будет прозрачным, чтобы использовать свет для теплиц и всей животворящей экосистемы.

Перенос этой идеи на Землю неплох, особенно в будущем, в котором население будет сконцентрировано в мегаполисах, а ресурсов будет катастрофически не хватать.

Строительство миров над пустынями, океанами и полюсами могло бы помочь прокормить население, облегчить спрос на экосистему планет и дать людям место для жизни, близкое к пище и богатое солнечной энергией.

Вертикальные супергорода присутствовали на чертежных досках с 1960-х годов, но современные ученые предлагают модель экосистемы, которая является самоподдерживающейся. Большая проблема с системой жизнеобеспечения заключена в том, что она выходит из-под контроля. К примеру, в 1993 году растения Биосферы 2 не производили достаточного количества кислорода.



Просмотров